pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Регион в национальной экономике
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Юлия Геннадьевна КОРОЛЁВА
аспирантка кафедры государственного и муниципального управления,
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,
Саранск, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
История статьи:
Получена 01.12.2017 Получена в доработанном виде 12.12.2017 Одобрена 12.01.2018 Доступна онлайн 15.03.2018
УДК 338.43 (470.35) R11, R12, R13
Ключевые слова:
оптимизация, сельские территории, социально-экономическое развитие, численность населения, муниципально-частное партнерство
Аннотация
Предмет. Социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе экономических взаимоотношений районов региона, центра и бизнеса, проблемы и противоречия этих взаимоотношений, причины и последствия бедности. Цели. Исследование социально-экономического состояния районов Республики Мордовия, основные проблемы развития сельских территорий, рассмотрение особенностей их существования в настоящее время, пути решения накопившихся проблем.
Методы. При написании работы использованы следующие общенаучные методы: статистический и сравнительный анализ, классификация, проблемный анализ, ранжирование, системный подход.
Результаты. Выявлено, что экономический потенциал территорий, несмотря на преимущества, не используется. Дана характеристика главных проблем развития сельских территорий, выявлена основная их причина. Оценка уровня развития сельских территорий показала, что решение различных проблем предполагает развитие межсекторного сотрудничества. Определена необходимость муниципально-частного партнерства с привлечением общественности.
Выводы. Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки методов решения проблем развития сельских территорий, для формирования механизма сотрудничества между муниципальными образованиями, коммерческими организациями и населением.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Королёва Ю.Г. Социально-экономические проблемы сельских территорий Республики
Мордовия. - 2018. - Т. 16, № 3. - С. 414 - 425.
https://doi.Org/10.24891/re.16.3.414
Развитие сельских территорий Республики Мордовия характеризуется проблемами, поиск решения которых продолжается в течение многих лет, и это обстоятельство влияет на социально-экономическое развитие, на эффективность функционирования территории.
Экономика региона представлена машиностроением и металлообработкой, развиваются химическое и нефтегазовое производство. Пищевая промышленность включает в себя межрегиональные производства и филиалы иностранных
компаний. В регионе разрабатываются месторождения полезных ископаемых. Открыты месторождения диатомитового сырья, его добыча и переработка позволила бы создать новейшие материалы для теплоизоляции, фильтров для очистки газа, бензина и других нефтепродуктов. Республика Мордовия обладает месторождениями суглинка, песка, мела, глины. Мергельно-меловые породы активно используют для производства цемента1. Несмотря на наличие полезных ископаемых, умеренный климат и
1 Федеральный портал protown.ru. URL: http://protown.ru/russia/obl/artides/3440.html
высокое плодородие земель, Мордовия находится среди регионов-аутсайдеров Приволжского федерального округа (табл. 1) по данным на первый квартал 2017 г.2. Чтобы нагляднее отразить социально-экономическое положение сельских территорий, были использованы основные показатели по этой сфере:
1) число лечебно-профилактических организаций;
2) число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью;
3) число телефонизированных сельских населенных пунктов;
4) численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах;
5) инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета;
6) ввод в действие жилых домов;
7) общая площадь жилых помещений;
8) количество переселенных из ветхих жилых домов;
9) одиночное протяжение уличной газовой сети;
10) число источников теплоснабжения;
11)одиночное протяжение уличной водопроводной сети;
12) общая протяженность освещенных частей улиц, проездов и набережных.
Республика Мордовия имеет ряд проблем, которые правительство региона совместно с общественностью и коммерческим сектором не могут решить уже длительное время. Существует высокий уровень конкуренции со стороны более развитых территорий, их динамичное развитие притягивает на себя инвестиционный поток. Проблема коррупции, как и многие регионы, коснулась и Мордовии. Это отталкивает потенциальных
отечественных и зарубежных инвесторов.
2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html
Индикатором сложной социально-
экономической ситуации, внутренних и внешних проблем служит отрицательная динамика численности населения. По данным за первый квартал 2017 г., в Республике Мордовия насчитывается 808 541 населения, из них 378 495 мужчин и 430 036 женщин. Темпы роста к предыдущему году имеют нулевую или отрицательную динамику. По районам структура численности населения неоднородная3. В районах с развитой инфраструктурой зарегистрировано наибольшее количество постоянного населения. Лидерами по численности населения являются Рузаевский, Чамзинский, Ковылкинский и Зубово-Полянский районы (рис. 1), в которых расположен ряд развитых и развивающихся предприятий, предоставляющих рабочие места, тем самым удерживая местных жителей на своей территории.
В Рузаевском районе основные предприятия сконцентрированы в районе города Рузаевка: Рузаевский стекольный завод, Яйцеперерабатывающая фабрика «Рузово», АО «Рузхиммаш», Рузаевская швейная фабрика «Рузтекс», Молочный завод (ООО «Молоко») и т.д. На этих предприятиях работает большое количество жителей сельских территорий, ежедневно
добирающихся до места работы на служебном автотранспорте.
Чамзинский район характеризуется как индустриально-аграрный с развитой промышленностью. На территории района сосредоточены крупные предприятия Приволжского федерального округа: ОАО «Мордовцемент», ЗАО «Мосстрой-31» по производству стройматериала из пенополистирола, ООО «Магма» - по производству сухих строительных смесей и гипса, ООО «Мечта» - предприятие по переработке молока, ООО «Юбилейное» -предприятие по переработке мяса. В отрасли сельского хозяйства занято 11 предприятий.
3 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/
Несмотря на некоторые положительные показатели развития, зафиксированные в некоторых районах, большинство территорий Республики находится в длительном кризисе. По официальным данным, многие зарегистрированные крестьянские
(фермерские) хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели (ИП) были ликвидированы, так как не выдержали экономических испытаний4 (рис. 2). Некоторые районы характеризуются как отсталые по уровню развития социальной инфраструктуры. Проблема низкооплачиваемой работы или вообще ее отсутствия порождает негативное социально-экономическое «самочувствие» сельских жителей.
Продолжаются изменения в образовательной сфере, включающие в себя закрытие сельских школ. Как показывает практика, если школу закрывают, то в ближайшее время молодые семьи покидают соответствующую территорию. Такая тенденция не пугает правительство страны, но существенно ухудшает и без того сложное положение на селе.
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, численность населения до 2036 г. будет постоянно уменьшаться5. Наблюдается отрицательная тенденция, связанная с возрастным старением населения.
Численность сельского и городского населения будет изменяться неоднородно: предполагается дальнейший отток сельского населения в город; доля сельского населения будет постоянно уменьшаться и в дальнейшем (табл. 2).
Правительство Республики Мордовия постоянно разрабатывает различные программы по социально-экономическому развитию региона, но прогнозируемые показатели в программах по уровню заработной платы, инвестициям и т.п. не
4 Прогноз численности населения РМ до 2035 г. URL: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/pop ulation/
5 Данные демографии организаций в территориальном разрезе. URL:
http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/
416
достигаются в запланированном периоде вследствие множества проблем, начиная от внешних мировых кризисов и заканчивая некомпетентностью органов местного самоуправления [1].
Состояние сельской местности в настоящее время достигло критического уровня. Социальные и экономические преобразования 90-х годов несут за собой мрачный шлейф затяжного системного кризиса. На картах ежегодно «умирают» деревни и села, но официальные документы не полностью отражают этот негативный процесс.
К сожалению, до сих пор сельские территории не считаются гарантом стабильности, независимости и продовольственной безопасности государства. Важно, чтобы развитие экономики села на практике стало приоритетом для национальной экономики [2, 3].
Государственная поддержка остро необходима для выхода из состояния глубокого кризиса. Обнищание селян ведет к деградации сельских территорий. Главная проблема села - это расширяющаяся бедность, представляющая собой производную многих отрицательных социальных явлений [4]. Бедность стала одной из нерешаемых проблем последнего десятилетия, порождает деградацию, маргинализацию и многие другие негативные явления. Такая ситуация крайне опасна для любого государства. Масштабы кризиса грозят опасностью потери контроля над территориями страны, постепенно возрастает угроза экспансии со стороны приграничных государств.
Важной проблемой развития сельских территорий и региона в целом является низкая инвестиционная активность [5]. Отсутствует стабильный рост в производственных отраслях. Малая доля предприятий сотрудничает с зарубежными предприятиями в обрабатывающих отраслях промышленности, слабо перенимается опыт разделения труда, демонстрирующий наибольший экономический эффект. Ситуация дополняется технической отсталостью предприятий во многих отраслях:
АПК, животноводство, ЖКХ. При высоком износе основных фондов обостряется необходимость модернизации производств и активизации эффективного развития территорий с помощью институтов развития, созданных в Республике Мордовия6.
Регион по многим показателям полностью обеспечивает спрос на потребительском рынке по таким продуктам, как мясо, молоко, яйца, сахар, картофель и овощи, реализует производимую продукцию в другие регионы. Доля вывоза по отдельным видам продукции составляет от 40 до 80% от объемов производства'.
Республика Мордовия является дотационным регионом, и для обеспечения социально-экономического развития привлекаются финансовые средства из федерального (ФБ) и республиканского бюджетов (РБ) (табл. 3).
На развитие и поддержку программы «Устойчивое развитие сельских территорий» приходится 13,8% и 11,2% от общего финансирования из ФБ и РБ соответственно. Общая доля финансирования из федерального и республиканского бюджетов на 2016 г. составляет 12,6%. Устойчивое развитие сельских территорий явно не принадлежит к приоритетным направлениям финансирования. Сложные социально-экономические условия стали стимулом к созданию специальных институтов для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности (рис. 3). Каждая организация имеет свои цели, задачи и ориентируется на конкретные предприятия или территории.
Из рис. 3 видно, что в республике сформирована база для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. К примеру, на базе бизнес-инкубатора работают территориальные подразделения во многих муниципальных образованиях Республики Мордовия [6, 7]. Многие авторы считают, что сейчас возникла необходимость решать территориальные
6 Корпорация развития Республики Мордовия. URL: http://investrm.ru/institutions/
7 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Республики Мордовия. URL: http://agro.e-mordovia.ru/apk/
проблемы в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства8' 9 10 11.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) -юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о ГЧП, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения
доступности и повышения качества товаров, работ, услуг12. Аналогичное определение имеет и муниципально-частное партнерство (МЧП) с поправкой, что сотрудничество осуществляется между представителями власти муниципальных образований и бизнеса.
С привлечением институтов инновационного развития (местных властей) и общественности (местных жителей) необходимо сформировать тесный круг взаимодействия для решения общих проблем и предотвращения их возникновения в дальнейшем. В большей степени отношения в рамках муниципально-частного партнерства регулируются Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»13. По данному закону партнерство основано на принципах открытости и доступности информации о ГЧП (МЧП); обеспечения
8 Махмудова М.М. Об управлении развитием социальной инфраструктуры (на примере Тюменской области) // Вопросы управления. 2015. № 2. С. 68-72.
9Акьюлов Р.И. Муниципально-частное партнерство как инструмент развития предпринимательства в российских городах (на примере г. Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 4. С. 5-8.
10 Победин А.А. Государственно-частное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Вопросы управления. 2015. № 5. С. 6-11.
11 Истомин В.Г. Теоретические и практические аспекты правового регулирования отношений государственно-частного и муниципально-частного партнерства на современном этапе // Вопросы управления. 2016. № 2. С. 34-36.
12 Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/
13 О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации: Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015.
URL: http ://ivo.garant.ru/#/document/71129190/paragraph/1:3
конкуренции; отсутствия дискриминации; добросовестного исполнения сторонами соглашения обязательств по соглашению; справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения; свободы заключения соглашения14. Данный закон будет работать, если на практике учитывать прописанные принципы, что даст возможность конструктивного эффективного сотрудничества на всех уровнях, в том числе и на сельских территориях.
Следует констатировать, что многих жителей сельских территорий Республики Мордовия пугают нерадужные перспективы дальнейшей жизни в родных селах. Низкий уровень заработной платы, ухудшающаяся социальная инфраструктура, отсутствие стабильной
политики поддержки сельских жителей порождает острую нехватку
квалифицированных специалистов. Для решения этих проблем предпринимаются некоторые меры (строительство жилья молодым семьям, выделение субсидий и т.п.). Однако необходимость комплексных мер диктует переход к сотрудничеству, для чего важно построить доверительные отношения между бизнес-структурами, властью и населением. Каждое звено этого взаимодействия - элементы сложной системы, но приложенные усилия могут дать наибольший социально-экономический
эффект. Необходимо активизировать сотрудничество между секторами общества путем открытого диалога с привлечением социальных организаций.
14 Евсеева М.В. Оценка результативности государственно-частного партнерства в рамках мониторинга сферы ГЧП. // Educatio. 2015. № 8. С. 61-62.
Таблица 1
Ранжирование регионов Приволжского федерального округа по социально-экономическому состоянию инфраструктуры
Table 1
Ranking of the regions of the Volga Federal District by socio-economic condition of the infrastructure
Регион
Баллы по показателям
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Ранг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 L.
Республика Башкортостан 14 14 14 14 14 14 14 14 13 11 14 14 164 1
Республика Татарстан 13 12 13 9 11 13 13 5 14 12 13 13 141 2
Оренбургская область 12 5 5 13 12 10 11 11 11 14 12 10 126 3
Пермский край 9 13 11 10 13 8 8 9 3 10 6 11 111 4
Самарская область 7 3 2 12 8 12 10 12 12 13 11 12 114 5
Нижегородская область 10 11 12 4 7 11 9 10 10 8 8 9 109 6
Удмуртская Республика 3 9 9 11 6 7 5 13 5 6 10 7 91 7
Чувашская Республика 8 8 8 8 10 6 7 7 8 9 3 8 90 8
Саратовская область 11 6 5 5 5 1 12 1 9 7 9 6 77 9
Пензенская область 5 4 4 7 4 9 6 2 6 4 7 5 63 10
Кировская область 6 10 10 3 3 4 3 6 1 5 5 4 60 11
Республика Мордовия 4 2 3 6 9 2 4 3 7 3 1 2 46 12
Республика Марий Эл 1 7 7 1 2 3 1 8 2 1 2 3 38 13
Ульяновская область 2 1 1 2 1 5 2 4 4 2 4 1 29 14
Таблица 2
Прогноз численности населения, чел. Table 2
Population forecast
Год Все население в том числе Доля (%) в населении
(чел.) городское сельское городского сельского
2018 808 460 510 195 298 265 63,1 36,9
2019 804 194 512 173 292 021 63,7 36,3
2020 799 461 513 832 285 629 64,3 35,7
2021 794 511 515 319 279 192 64,9 35,1
2022 789 353 516 658 272 695 65,5 34,5
2023 784 022 517 858 266 164 66,1 33,9
2024 778 554 518 912 259 642 66,7 33,3
2025 772 852 519 832 253 020 67,3 32,7
2026 766 915 520 615 246 300 67,9 32,1
2027 760 761 521 258 239 503 68,5 31,5
2028 754 434 521 794 232 640 69,2 30,8
2029 747 983 522 252 225 731 69,8 30,2
2030 741 468 522 678 218 790 70,5 29,5
2031 734 899 523 077 211 822 71,2 28,8
2032 728 274 523 441 204 833 71,9 28,1
2033 721 648 523 800 197 848 72,6 27,4
2034 715 042 524 157 190 885 73,3 26,7
2035 708 491 524 553 183 938 7 26
2036 702 000 524 966 177 034 74,8 25,2
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия Source: Territorial Body of Federal State Statistics Service in the Republic of Mordovia
Таблица 3
Финансирование из федерального и республиканского бюджетов на 2016 г., руб. Table 3
Funding from the Federal and Republican budgets for 2016, RUB
Наименование статей ФБ РБ Общая сумма
Финансирование, всего 2 241 468 1 940 641,5 4 182 109,5
В том числе:
Субсидии на 1 литр (килограмм) реализованного товарного 268 390,6 51 000 319 390,6
молока
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным 231 430,5 43 478,8 274 909,3
товаропроизводителям в области растениеводства
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов 1 260 531,6 656 464,2 1 916 995,8
по кредитам и займам
Субсидии на поддержку племенного животноводства 48 344,2 27 265 75 609,2
Субсидии на поддержку элитного семеноводства 14 900,7 7 700 22 600,7
Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию 49 732,5 5 200 54 932,5
в области растениеводства и животноводства
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» 309 184,3 217 200,3 526 384,6
Поддержка малых форм хозяйствования 63 771 31 500 95 271
Источник: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Source: Ministry of Agriculture and Food Products of the Republic of Mordovia
Рисунок 1
Распределение численности населения по районам на 1 января 2017 г., чел. Figure 1
Distribution of population by district as of January 1, 2017, people
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Зарегистрированные и ликвидированные предприятия по районам Республики Мордовия Figure 2
Registered and liquidated enterprises in the regions of the Republic of Mordovia
Чамзинский 1
Торбеевский "
Теньгушевский 1 Темниковский
Старошанговский т
Рузаевский 1
Р о мод ановский ™
Лямбирский * Красно слободский
Кочкуровский ■
Ковылкинский 1
Кадошкинский "
Ичалковский ■
Инсаровский ^
Зубово-Полянский 1 Ельников ский Дубенский Большеигнатовский
Большеберезннковский "
Атяшевский 1
Атюрьевский 1
Ардатовский 5—
Чамзинский Торбеевский 1 Теньгушевский ■ Темниковский 1 Старошайговский
Рузаевский ^ Ромодановский 1 Лямбирский ■ Красно слобод ский 1 Кочкуровский 1 Ковылкинский Кадошкинский Ичалковский Инсаровский Зуб о в о -Полянский Ельниковский Дубенский Большеигнатовский Б о л ь ш еб ерезнико вский Атяшевский Атюрьевский Ардатовский
50
100 150
50 100 150 200 250
13ареп!стрцк>ваносначала годакФХ Зарегистрировано с начала годаип
■Ликвидировало сначала года кфх ■ Ликвидировано сначала года ип
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Основные институты развития инновационной деятельности Figure 3
The main institutions of innovation activity development
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ
ТЕХНОПАРК
Технопарк объединяет существующую инновационную инфраструктуру н предприятия
Республики Мордовия в единый механизм, создает дополнительные стимулы для развития малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ МОРДОВИИ
Совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или _некоммерческой организацией_
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РМ
Представляет интересы крупного, среднего и малого бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства -промышленность, внутреннюю н внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую _систему. услуги_
ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
Основная цель деятельности Центра - развитие инновационной инфраструктуры университета для построения эффективной модели коммерциализации инновационных технологий от идеи до продукта на рынке
АГЕНТСТВО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
АИР РМ осуществляет всестороннюю поддержку инновационных проектов на ранних стадиях развития
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (МГУ ИМ. Н.П. ОГАРЁВА)
Оказание патентных услуг, проведение маркетинговых и социологических исследований
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР
Бизнес-инкубатор Республики Мордовия - »то современный деловой центр, включающий 28
офисов общей площадью 693,7 кв. ы, предназначенных для размещения начинающих
субъектов малого предпринимательства на _конкурсной основе_
ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ФПМ Рее гт}'блики Мордовия создан с целью осуществления микрофинансовой деятельности и общественно полезных целей в сфере развития н
поддержки малого и среднего _предпринимательства_
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Юрина В.С. Опыт, проблемы разработки среднесрочных программ развития регионов, итоги их реализации (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2015. № 3. С. 398-401.
URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/opyt-problemy-razrabotki-srednesrochnyh-programm-razvitiya-regionov-itogi-ih-realizatsii-na-primere-privolzhskogo-federalnogo-okruga
2. Стеблева Н.А. Оценка эффективности государственной поддержки социального развития села // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2014. № 3. С. 40-47.
URL: http://www.bsaa.edu.ru/InfResource/library/jumal_3.pdf
3. Плосконосова Е.А. Модернизация экономики России: выбор приоритетных направлений с позиции системного подхода // Техника и технология пищевых производств. 2014. № 1. С. 157-162. URL: http://www.fptt-journal.ru/stories/archive/32/29.pdf
4. Шарков Д.И., Рудой Е.В., Василенко О.А. Проблемы развития российской кооперации на селе и предложения по их решению // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2015. № 1. С. 167-174.
URL: http://vestngau.elpub.ru/jour/article/view/603/288
5. Ильюшина Е.В., Захаркина Н.В. Актуальные проблемы реализации региональных программ развития // Экономическая среда. 2016. № 2. C. 107-110.
URL: http://orelgiet.ru/userfiles/Ekonomicheskaya_sreda_216_-_2016/29%20%D0%98%D0%BB %D1%8C%D1%8E%D1%88%D0%B8%D0%BD
%D0%B0%20%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%B0.pdf
6. Сафиуллин М.А., Кашфуллин Л.М., Ешугова С.К. Развитие социальной инфраструктуры сельских поселений в рамках реализации муниципально-частного партнерства // Казанский экономический вестник. 2015. № 3. С. 161-167.
URL: http:/Apfu.ru/portal/docs/F1379971492/KEV._3_17_._.MAKET.pdf
7. Ляхов В.П. Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство -эффективный механизм предотвращения конфликта интересов бизнеса и власти в решении социально-экономических задач в условиях современной России // Государственное
и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 210-215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-munitsipalno-chastnoe-partnerstvo-effektivnyy-mehanizm-predotvrascheniya-konflikta-interesov
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Region in National Economy
SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF RURAL AREAS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA Yuliya G. KOROLEVA
National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation
ORCID: not available
Article history:
Received 1 December 2017 Received in revised form 12 December 2017 Accepted 12 January 2018 Available online 15 March 2018
JEL classification: R11, R12, R13
Keywords: optimization, rural area, socio-economic development, population, municipal-private partnership
Abstract
Subject This article discusses the socio-economic relations of the regions, the center and business of the area, as well as problems and contradictions arising in the interaction, causes and consequences of poverty.
Objectives The article explores the socio-economic situation of the regions of the Republic of Mordovia, the main problems of rural development, and ways to address them. Methods For the study, I used statistical and comparative analyses, classification, problem analysis, ranking, and the systems approach.
Results The article presents certain proposals to address the running problems of rural socio-economic development and improve it.
Relevance The theoretical proposals and conclusions drawn can be used for further development of ways of solution of rural territories' problems.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Koroleva Yu.G. Socio-Economic Problems of Rural Areas of the Republic of Mordovia. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 3, pp. 414-425. https ://doi.org/10.24891/re.16.3.414
References
1. Yurina V.S. [Experience and problems of development of medium-term programs of development of regions and first results of their realization (on the example of the Volga Federal District)]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Herald of Omsk University. Ser. Economics, 2015, no. 3, pp. 398-401. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-problemy-razrabotki-srednesrochnyh-programm-razvitiya-regionov-itogi-ih-realizatsii-na-primere-privolzhskogo-federalnogo-okruga (In Russ.)
2. Stebleva N.A. [Evaluating the effectiveness of State support social development of village]. Innovatsii v APK: problemy i perspektivy = Innovations in Agricultural Complex: Problems and Perspectives, 2014, no. 3, pp. 40-47.
URL: http://www.bsaa.edu.ru/InfResource/library/jurnal_3.pdf (In Russ.)
3. Ploskonosova E.A. [Modernization of Russian economy: selection of priority routes in the context of systematic approach]. Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv = Food Processing: Techniques and Technology, 2014, no. 1, pp. 157-162.
URL: http://www.fptt-journal.ru/stories/archive/32/29.pdf (In Russ.)
4. Sharkov D.I., Rudoi E.V., Vasilenko O.A. [Problems of cooperation development in rural areas and ways of their solving]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Novosibirsk State Agrarian University, 2015, no. 1, pp. 167-174.
URL: http://vestngau.elpub.ru/jour/article/view/603/288 (In Russ.)
5. Il'yushina E.V., Zakharkina N.V. [Actual problems of realization of regional development programs]. Ekonomicheskaya sreda = Economic Environment, 2016, no. 2, pp. 107-110.
URL: http://orelgiet.ru/userfiles/Ekonomicheskaya_sreda_216_-_2016/29%20%D0%98%D0%BB %D1%8C%D1%8E%D1%88%D0%B8%D0%BD
%D0%B0%20%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD %D0%B0.pdf (In Russ.)
6. Safiullin M.A., Kashfullin L.M., Eshugova S.K. [Development of social infrastructure of rural settlements in the framework of the implementation of municipal and private partnership]. Kazanskii ekonomicheskii vestnik = Kazan Economic Vestnik, 2015, no. 3, pp. 161-167. URL: http://kpfu.ru/portal/docs/F1379971492/KEV._3_17_._.MAKET.pdf (In Russ.)
7. Lyakhov V.P. [Public-private partnership and municipal-private partnership are an effective mechanism for conflicts of interest prevention of business and government in solving social and economic problems in modern Russia]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2016, no. 2, pp. 210-215. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXgosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-munitsipalno-chastnoe-partnerstvo-effektivnyy-mehanizm-predotvrascheniya-konflikta-interesov (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.