Научная статья на тему 'Краудинвестинг как новая форма привлечения инвестиций в сельское хозяйство'

Краудинвестинг как новая форма привлечения инвестиций в сельское хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДИНВЕСТИНГ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДИНВЕСТИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / CROWDFUNDING / КРАУДСОРСИНГ / CROWDSOURCING / СТАРТАП / STARTUP / CROWDINVESTING / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова М. П., Атасян Г. Д.

Предмет. Отношения, возникающие в процессе использования краудинвестинговых проектов для развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Цели. Проанализировать влияние краудинвестинга при финансировании проектов местных сельскохозяйственных производителей на импортозамещение, а также рассмотреть связь между уровнем инвестиционного риска и объемом производства продукции сельского хозяйства в регионах. Разработать с использованием краудинвестинга типовой проект «Фермер», способствующий восстановлению местного сельского хозяйства. Методология. Основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых. Использовались такие научные методы, как теоретический, аналитический, сравнительный и графический. Результаты. Экономически обоснована необходимость нового способа инвестирования краудинвестинга в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, а также для снижения инвестиционного риска в регионах. Предложен механизм реализации проекта на основании краудинвестинга. На примере сельскохозяйственного предприятия Оренбургской области разработан проект «Фермер», основанный на деятельности малых сельскохозяйственных производителей. Выводы. Использование краудинвестинга может положительно сказаться на экономике Оренбургской области. Это даст шанс малому и среднему бизнесу, позволит выполнить программу по импортозамещению, а также обеспечит территорию свежими овощами, мясной продукцией и т.д., значительно повысит инвестиционную привлекательность региона и создаст благотворный климат не только для развития сельского хозяйства, но и для привлечения к сельскохозяйственному сектору внимания крупных местных и иностранных инвесторов. Область применения. Полученные результаты могут быть полезны сельскохозяйственным предприятиям на территории Оренбургской области и в соседних регионах для осуществления государственной программы развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdinvesting as a new form of attracting investment in agriculture

Importance This article discusses the relationships arising in the implementation of crowdinvesting projects for development of the agricultural sector, and small and medium-sized businesses in agriculture. Objectives The paper aims to assess crowdinvesting projects for gaining better efficiency of agriculture. The paper also is to develop a program on import substitution for maintaining investment attractiveness of the region. Methods We have studied various works on the subject by leading domestic and foreign researchers. To address the tasks, we used the theoretical, analytical, comparative, and graphical methods. Results In justifying the need for a new mode of investment, crowdinvesting, to increase the investment attraction of municipalities, the article proposes a mechanism for implementing the project on the basis of crowdinvesting. We have developed and now present a Fermer (Farmer) project based on the activities of small agricultural producers in the Orenburg oblast. Conclusions and Relevance The use of crowdinvesting can have a positive impact on the economy of the Orenburg oblast. It will give a chance for development of small and medium-sized businesses. It can allow to run the program on import substitution and increase the investment attractiveness of the region. The results obtained can serve as a basis for development of agricultural enterprises not only in the Orenburg oblast but the neighboring regions, as well.

Текст научной работы на тему «Краудинвестинг как новая форма привлечения инвестиций в сельское хозяйство»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Инвестиционная деятельность

КРАУДИНВЕСТИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Мария Петровна МОРОЗОВА3^, Геворг Давидович АТАСЯНЬ

а преподаватель кафедры финансов и кредита,

Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург, Российская Федерация morozova.maria.petrovna@gmail.com

ь студент магистратуры кафедры экономической теории и управления,

Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург, Российская Федерация

g007ev@gmail.com

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 04.10.2017 Получена в доработанном виде 18.10.2017 Одобрена 03.11.2017 Доступна онлайн 14.12.2017

УДК 330.322.16 JEL: Е22, в11, М13, Q13

Ключевые слова:

краудинвестинг, краудфандинг, краудинвестинговый проект, краудсорсинг, стартап

Аннотация

Предмет. Отношения, возникающие в процессе использования краудинвестинговых проектов для развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.

Цели. Проанализировать влияние краудинвестинга при финансировании проектов местных сельскохозяйственных производителей на импортозамещение, а также рассмотреть связь между уровнем инвестиционного риска и объемом производства продукции сельского хозяйства в регионах. Разработать с использованием краудинвестинга типовой проект «Фермер», способствующий восстановлению местного сельского хозяйства.

Методология. Основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых. Использовались такие научные методы, как теоретический, аналитический, сравнительный и графический. Результаты. Экономически обоснована необходимость нового способа инвестирования - краудинвестинга в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, а также для снижения инвестиционного риска в регионах. Предложен механизм реализации проекта на основании краудинвестинга. На примере сельскохозяйственного предприятия Оренбургской области разработан проект «Фермер», основанный на деятельности малых сельскохозяйственных производителей.

Выводы. Использование краудинвестинга может положительно сказаться на экономике Оренбургской области. Это даст шанс малому и среднему бизнесу, позволит выполнить программу по импортозамещению, а также обеспечит территорию свежими овощами, мясной продукцией и т.д., значительно повысит инвестиционную привлекательность региона и создаст благотворный климат не только для развития сельского хозяйства, но и для привлечения к сельскохозяйственному сектору внимания крупных местных и иностранных инвесторов.

Область применения. Полученные результаты могут быть полезны сельскохозяйственным предприятиям на территории Оренбургской области и в соседних регионах для осуществления государственной программы развития сельского хозяйства.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Морозова М.П., Атасян Г.Д. Краудинвестинг как новая форма привлечения инвестиций в сельское хозяйство // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 45. - С. 2728 - 2744. https://doi.org/10.24891/fc.23.45.2728

Благодаря краудинвестингу, ответвлению краудфандинга, даже непрофессиональные игроки, которые не относятся к инвестиционным фондам или крупным

инвесторам, могут приобретать доли в частных компаниях через краудфандинговые платформы. Этой возможностью многие стремятся воспользоваться на первой стадии

2728

возникновения стартапов, в ожидании заработать на росте и развитии молодых компаний.

Краудфандинг - слово на первый взгляд непонятное для русского человека. Говоря простым языком, это «народное финансирование», основной принцип которого заключается в том, что люди «жертвуют» свои средства за право поучаствовать в проекте, получить какой-либо бонус первыми и быть ближе к созданию новых технологий. Считается, что термин «краудфандинг» появился в 2006 г., его автором стал Джеф Хаули, который помимо всего прочего также ввел термины «краудсорсинг» и «краудинвестинг» [1].

В последнее время все больше и больше правительственных организаций разных стран изучают краудинвестинговый рынок, пытаясь понять, как интегрировать этот механизм в свою финансовую стратегию.

В интервью телеканалу «Россия 24» министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что рост сельского хозяйства в 2016 г. составил 3%. Он также добавил, что в этом году урожай зерна был рекордный - 117 млн т.

В кризисный 2015 г. эта отрасль была практически единственной,

продемонстрировавшей убедительный рост -2,9% к показателям предыдущего года. Также А. Ткачев сообщил о хороших результатах в других отраслях сельского хозяйства, в частности в животноводстве, овощеводстве и садоводстве. В 2016 г. количество убыточных предприятий снизилось на 15%, а заработная плата в сельскохозяйственном секторе выросла.

С оказанием фермерам государственной поддержки и налаживанием системы агрострахования и кредитования показатели развития отрасли начали расти. И для поддержания данной перспективы стоит прибегать к новым формам привлечения денежных средств и инвестиций, таким как краудинвестинг1.

1 Захарова А.Н., Лахтина Е.С. Краудфандинг как способ инвестирования // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. С. 88-92.

Краудинвестинг (Crowdinvesting) получил свое название от двух слов: crowd - толпа, investing - инвестирование. Принцип здесь прост: компания собирает деньги с большого количества людей и запускает проект. После того как проект запущен, каждый из инвесторов получает условную долю в этой компании. Это могут быть акции или доля активов. Иногда компания берет денежные средства в долг у инвесторов, а после отдает их с процентами.

Краудинвестиции можно назвать

прагматичным аналогом краудфандинга. Смысл краудфандинга заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей (funding -финансирование) в целях реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т.д.

Несмотря на то что краудинвестинг очень близок по своей сути к краудфандингу, существуют принципиальные различия между этими двумя механизмами. Самым главным отличием является то, что при краудинвестинге инвесторы в конечном итоге получают долю в акционерном капитале новой компании, тем самым минимизируют риск потери своих вложений в какой-либо проект. То есть нечто целое делится на части (в зависимости от вклада каждого соинвестора) и пересчитывается с определенным коэффициентом. Для краудинвестинга характерным является договор, в котором четко определено, что получит инвестор и когда [2].

Необходимо отметить, что краудинвестинг является финансовым инструментом, который используется в целях финансирования предприятий или проектов, не имеющих хорошего бизнес-плана или достаточной кредитной истории для банка.

Специалисты отмечают, что краудинвестинг сегодня является привлекательным для нетехнологичных проектов, которые нуждаются в больших инвестициях для старта или дальнейшего развития бизнеса.

В основном привлечение средств осуществляется посредством использования

2729

специальных интернет-платформ, деятельность которых в разных странах имеет свои особенности из-за различий в законодательстве. Так, некоторые краудинвестинговые площадки предусматривают проведение предварительной оценки проекта, другие же, наоборот, выступают единоличным держателем доли доноров в профинансированном проекте или предприятии. Часто используется формат, когда в предприятия и стартапы, представленные на платформе, инвестируют бизнес-ангелы и профессиональные инвесторы.

Отсутствие законодательного регулирования и судебной практики усложняет процесс разработки юридической схемы подобных проектов. Однако необходимо понять, насколько безопасной является

краудинвестинговая платформа для частных инверторов с юридической точки зрения, ведь инициаторы не просто описывают в финансовых показателях свой бизнес, куда привлекают средства, но и выносят в открытый доступ документы компании (бухгалтерскую/управленческую отчетность, бизнес-планы, ТЭО, стратегию развития и др.)

[3].

Первые краудинвестинговые площадки начали появляться еще в 2005 г. Они помогали молодым стартапам привлекать инвестиции от частных инвесторов. Самыми популярными площадками на сегодняшний день являются: Kickstarter, Indiegogo, Crowdfunder.com. Что касается российских площадок, к ним можно отнести: Planeta.ru, Boomstarter и Начинание (рис. 1).

Одним из интересных фактов является то, что в конце 2011 г. в Белоруссии была запущена краудфандинговая платформа MaeSens. Ее целью является финансирование творческих и социальных проектов, в том числе поддержка детских домов, нуждающихся в срочном лечении детей, а также помощь бездомным животным. За два с половиной года существования на эти цели передано более 2,5 млрд белорусских рублей (более 250 000 долл. США). В 2013 г. в сети TOR была создана краудфандинговая платформа для финансирования убийств высокопоставленных чиновников. Относительно значительные

суммы (не более 75 000 долл. США) были собраны только против главы Федеральной резервной службы Бена Бернанки и президента США Барака Обамы (124 и 40 биткойнов соответственно), при этом не было никаких гарантий, что этот сайт не был мошенническим.

Летом 2014 г. на платформе Kickstarter Зак Браун (Zack Brown) смог собрать 55 492 долл. США на приготовление картофельного салата, что является одним из самых успешных шуточных проектов в истории краудфандинга2.

Краудинвестинговые площадки - это сервисы коллективного инвестирования. Каждый инвестор, получая долю при определенных условиях, может ее продать. Рассмотренный вид инвестирования предусматривает получение дивидендов от деятельности объекта инвестиций. К наиболее популярным западным площадкам можно отнести одну из первых успешных американских краудинвестинговых платформ EquityNe. В России рынок таких инвестиций почти не развит. Сейчас на нем работают лишь несколько краудинвестинговых платформ, самыми известными являются компании Simex, Aktivo и краудинвестинговая площадка, созданная при поддержке Фонда развития интернет-инициатив, StartTrack.

По данным Всемирного банка, в настоящее время в мире насчитывается более 670 подобных сервисов, из которых 344 работают в США. Сайт CrowdFundBeat оценивает объем привлеченных средств в американской индустрии краудинвестинга на уровне 2,1 млрд долл. США в 2015 г. и пишет о возможном росте до 3,5-4 млрд долл. США в 2016 г. Всемирный банк в свою очередь прогнозирует, что в развивающихся странах годовой объем краудинвестиций может достичь 95 млрд долл. США к 2025 г. [4].

На практике такие инвестиции можно сделать несколькими способами. Например, частные инвесторы могут вложить деньги в некую

2 Воробьева О.И., Миньков С.Л. Краудфандинг - с миру по нитке? // Современные наукоемкие технологии. Инноватика-2013: сб. материалов IX Всероссийской школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. 2013. Т. 2. № 5. С. 10-15. URL: http://www.inno-fit.ru/download/history/files/tom2.innovatica2013.pdf

2730

компанию и получить ее акции или долю активов, соразмерную вкладу. Иногда деньги можно вложить в стартап под определенный процент. Похожая модель краудлендинга у запущенного Альфа-банком сервиса «Поток». Он дает возможность частным инвесторам кредитовать малый бизнес.

Еще один вариант - привлечение средств под залог будущей прибыли. В этом случае компания обязуется выплачивать инвесторам определенную долю своих доходов на регулярной основе в течение нескольких лет

[5].

Несмотря на все преимущества рассмотренных понятий в табл. 1, не стоит забывать и об их недостатках. Во-первых, преобразования западного краудфандинга в нынешние формы произошли как раз перед кризисом 2008 г., а в России - с опозданием, в 2013 г. Во-вторых, мы по показателю «личного благополучия», по версии The Legatum Institut, идем за пятым десятком стран, а по средней заработной плате - в третьей-четвертой десятках мирового рейтинга. По уровню жизни занимаем 57-е место, а по индексу качества жизни находимся за сотым местом, около Узбекистана и Нигерии. К тому же средний класс в России в последние годы преимущественно депрессивен по общенациональным причинам. Это все при том, что по интернет-трафику и количеству пользователей мы на четвертом-пятом месте в мире.

Сельскохозяйственный производитель не умеет работать на продвижение своего проекта: правильно определить аудиторию и виртуозно с ней контактировать.

Предложите нам интересное, и мы вас поддержим - вот фактическая позиция бекера -человека, делающего взнос. Что поделать, мы вступили в эпоху информационных игр и надо учиться в них играть и выигрывать, то есть играть лучше остальных.

Российский краудфандинг балансирует между доверием к личности автора и недоверием в целом ни к каким призывам. Требовать абсолютного доверия в нашем обществе нереально, потому что все еще помнят БАДы, МММ [6].

На самом деле Россия сейчас только развивает интернет-инфраструктуру, и поэтому еще не вся теоретически возможная аудитория знает о возможностях не только интернет-финансирования, но и о возможностях Интернета в целом. Но эта проблема вскоре искоренит себя, в отличие от двух предыдущих.

Со временем краудфандинг в России научится работать так, как он работает на Западе. Несмотря на пессимистичные прогнозы, краудфандинг в российском инвестиционном рынке постепенно развивается.

Направления регулирования деятельности краудфандинга/краудинвестинга Банка России:

1) регулирование деятельности самих краудфандинговых площадок;

2) установление требований к их владельцам и менеджменту;

3) установление требований эмитентом Банка России и заемщикам, кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку;

4) служба по защите прав потребителей финансовых услуг.

Краудинвестинг является самым молодым сегментом отрасли: первые площадки появились только в 2014 г. При этом меньше чем за год работы общий оборот средств, собранных через платформы, составил 50-60 млн руб.

Сегодня на рынке можно выделить три основные краудинвестинговые площадки: StartTrack, WeShare и VCStart.

Наиболее приближена к классическим моделями краудинвестинга платформа StartTrack. По аналогичной модели работает американская платформа AngelList. Средний объем доли в проектах StartTrack, которую основатели готовы отдать инвестору, составляет 20%. WeShare специализируется на привлечении инвестиций для реального сектора в области СМБ: кафе, рестораны, услуги типографии и т.д. Максимальное количество проектов размещено на проекте VCstart, но общий размер финансирования в среднем не превышает 5-7% [7] (табл. 2).

2731

В 2015 г. можно отметить первый всплеск таких проектов. Из самых известных историй - проект Гузель Санжаповой на Boomstarter, которая собрала нужную ей сумму и буквально спасла деревню Малый Турыш от вымирания. Было запущено два проекта с промежутком около полугода. В 2016 г. интерес к социальной категории возрос, и нам стали известны новые имена молодых предпринимателей-фермеров.

По статистике, за два года видна тенденция увеличения финансирования. Так, за 2015 г. суммарный доход Boomstarter составил 53 251 515 руб., из них 1 113 798 руб. пошли на социальные проекты по трудоустройству людей в деревнях и развитие производства. В 2016 г. сборы компании выросли и составили 91 134 989 руб., из них 3 697 210 руб. приходятся на проекты по сельскому хозяйству и животноводству3 (рис. 2).

Сбор средств на развитие сельского хозяйства с помощью краудинвестинговой площадки на сегодняшний день редкое явление, но можно выделить несколько интересных проектов, которые начали свое существование благодаря инвесторам интернет-площадок.

Одним из ярких примеров является проект Бориса Акимова LavkaLavka. Это торговая точка экопродуктов премиум-сегмента. В 2009 г. журналист Борис Акимов вместе с партнерами запустил интернет-ресурс деревенской еды LavkaLavka, который первым предложил жителям мегаполисов приобретать фермерские продукты из первых рук.

Зарегистрироваться на сайте мог любой фермер, но прежде чем его товары появлялись на сайте, участники проекта проводили тщательную проверку и сертификацию фермерского хозяйства. Основная идея состояла в том, чтобы свести честных фермеров и потребителей, готовых платить за здоровую пищу. Покупатель получал всю информацию не только о товаре, но и о поставщике, вплоть до фотографий фермы, где был выращен продукт.

3 Капшук Д.И., Шептухина И.И., Юдин В.В. Особенности представления проекта на краудфандинговых платформах // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики. Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. С. 550-553.

В первый год оборот проекта составил 900 тыс. руб. В 2013 г. бренд приносил Б. Акимову и партнерам 10 млн руб. в месяц. Б. Акимов так описал свою целевую аудиторию: в нее точно входят посетители ресторанов. Основная аудитория (больше 80%) - мамы с детьми. Еще часть покупателей - это те, кто хочет поесть качественной еды или «как в детстве». В их числе есть бабушки. Покупают и известные люди, но их имена не афишируются.

В 2011 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись фирменные рестораны русской кухни LavkaLavka, использующие

натуральные продукты.

В 2014 г. бренд LavkaLavka принес владельцам выручку в размере 250 млн руб.

Особенностью проекта LavkaLavka стал отказ владельцев бренда брать кредиты на развитие бизнеса. Когда предприниматели поняли, что готовы выйти в офлайн, они стали собирать деньги на открытие магазина среди фермеров и покупателей. Краудинвестинг - способ по сбору средств, при котором в случае LavkaLavka создается ООО, контрольный пакет принадлежит «Лавке», 49% - частным лицам - инвесторам проекта.

На открытие магазина Чаянова Б. Акимов объявил сбор в размере 5 млн руб. Фермеры вложили 2 млн руб., еще 2,5 млн руб. дали покупатели. Фермеры поставили продукты в долг, а покупатели положили деньги на специальный счет и совершали покупки с 20-процентной скидкой.

В 2015 г. бренд LavkaLavka ежемесячно насчитывал около 5 тыс. постоянных покупателей. Средний чек составлял 5 тыс. руб. в интернет-магазине, 1,5 тыс. - в обычном, 1,8 тыс. руб. - в ресторане [8] (табл. 3, рис. 3).

Мирон Дементьев - автор сразу нескольких успешных проектов на Вoomstarter.ru -«Восстанавливаем крестьянское хозяйство «Белые росы» и «Развиваем крестьянское хозяйство «Белые росы».

Первый проект собрал 455 450 руб. Эти деньги позволили построить коровник на 20 голов, сенной навес, перекрыть кровлю на

2732

жилом доме и закупить десяток племенных романовских овец. Также удалось провести сезонные сельскохозяйственные работы: заготовку сена, посадку и уборку картофеля и других культур.

Второй проект собрал в два раза больше -915 690 руб. У автора появилась возможность показать результат своей деятельности.

Компании, нацеленные на развитие деревень и сельского хозяйства, нередко привлекают внимание крупных спонсоров. Ярким примером можно считать проект «Строим кроликоферму в Ростовской области». Проект собрал 585 500 руб., благодаря одному крупному спонсору.

Антон Близнюк считает, что это отличная возможность заменить импортную продукцию

" 4

на российскую по самым выгодным ценам .

Возрождение сельского хозяйства - это очень трудоемкий процесс, который требует времени и денег. Краудфандинг может стать отправной точкой для развития малого и среднего предпринимательства. Запуск крауд-проекта поможет собрать начальную сумму для старта и привлечет внимание широкой аудитории.

Для более детального анализа рассчитаем коэффициент корреляции рангов Спирмена. Это количественная оценка статистического изучения связи между явлениями, используемая в непараметрических методах.

В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

1) сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию);

2) определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Муравьева Н.В., Тесленко И.Б. Краудинвестинг как современная технология финансирования проектов // Вектор развития современной науки. 2016. С. 90-95.

3) возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты;

4) вычислить коэффициент корреляции рангов.

Рассчитав коэффициент корреляции рангов, мы проанализируем связь между уровнем инвестиционного риска и производством сельскохозяйственной продукции населения.

Так как коэффициент корреляции рангов Спирмена равен 0,3, а связь инвестиционного риска производства продукции крестьянско-фермерского хозяйства слабая, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и усовершенствования методов инвестирования в сельское хозяйство, в частности, применение краудинвестинга [9] (табл. 4).

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., выполнения доктрины о продовольственной безопасности мы предлагаем на краудинвестинговой площадке разместить проект под названием «Фермер».

Суть данного проекта заключается в поддержке фермеров, а именно в транспортировке, сертификации и реализации продукции. Проект «Фермер» - это настоящий фермерский хаб. В нем можно будет купить свежую молочную продукцию прямо из деревни, сезонные овощи, отличное фермерское мясо, полностью натуральный душистый хлеб из печи, варенья, соленья, домашние сладости и др. Продукты будут попадать в магазин напрямую от фермеров. О каждом продукте точно известно, кто, где и в каких условиях его произвел [10].

На сегодняшний день такие розничные сети, как «Магнит», «Пятерочка», «Карусель» и др., закупают всю свою продукцию у крупных поставщиков, тем самым не дают возможность развиваться мелким фермерским хозяйствам, которые производят натуральную и качественную продукцию, в отличие от той, что находится на прилавках гипермаркетов.

Главными отличительными чертами проекта «Фермер» является то, что:

1) это магазин, где продается продукция с небольших семейных ферм;

2733

2) любой продукт можно попробовать и узнать все подробности его производства;

3) все продукты произведены без пестицидов, синтетических удобрений, стимуляторов роста и других вредных веществ;

4) работа выполняется по принципу клиентского контроля качества5.

В Оренбургской области на рынке экопродуктов крайне низкая конкуренция, при этом количество людей, готовых переплачивать за качественную продукцию, достаточно высокое. В связи с этим можно сделать вывод о том, что открытие подобного рода магазина является очень актуальным и перспективным направлением.

Открытие магазина экопродуктов схоже с процессом открытия обычного продуктового магазина, но при этом есть ключевые особенности. Во-первых, следует

зарегистрироваться в ИФНС и выбрать систему налогообложения. Во-вторых, следует найти место размещения магазина. Магазин должен быть расположен в деловой части города в отдельно стоящем помещении, иметь удобный подъезд, а также стоянку для транспорта покупателей.

Один из важных этапов - это выбор поставщиков. Необходимо провести переговоры с фермерами на предмет поставки продукции. При заключении договоров на поставку продукции необходимо четко прописать требования к качеству приобретаемого товара. Допустим, чтобы при выращивании овощей применяли только натуральное удобрение.

Важно, что для контроля над качеством приобретаемой продукции необходимо открыть собственную лабораторию, в которой будет проводиться анализ продуктов питания (либо заключить договор на оказание соответствующих услуг) [11].

Важным этапом является предоставление продукции в проекте «Фермер», это мясные продукты без добавления консервантов и

5 Сооляттэ А.Ю. Бизнес-модели на основе многосторонних платформ: инновации, революционно преобразующие бизнес. URL: https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1509147-andrei-soolyatte-biznes-modeli-na-osnove-mnogostoronnih-platform-innovatsii-revolutsionno-preobrazuuschie-biznes

стабилизаторов; органический хлеб с добавлением зародышей пшеницы;

безглютеновые продукты, джемы и варенья без сахара и подсластителей; фруктовый и травяной чай; крупы; молочные продукты; макаронные изделия; мука; мед; растительное и оливковое масло; сухофрукты; отруби; соевые продукты; соки, сиропы, напитки; вегетарианские продукты; семена; травы.

Помимо всего, фермерский хаб подразумевает под собой и распределительный центр со складскими помещениями.

Функциями распределительного склада являются: хранение и поставка товара; пер еу паков ка тов ар а; ф асов ка, штрихкодирование, стикерирование товара; сертификация товаров, для которых требуется таковая; таможенное оформление.

Часто распределительные центры обслуживают не только конечные склады, но и другие распределительные центры, входя в сложную логистическую цепочку.

По причине масштабности деятельности распределительных центров они оборудуются сложными автоматизированными системами документооборота и контроля качества товаров [12, 13].

В рамках проекта «Фермер» планируется формирование единой электронной системы учета сельхозпродукции, сбора и обработки заказов. Данная система позволит малым и средним розничным организациям, а также предприятиям ресторанного и гостиничного бизнеса иметь доступ к широкому спектру поставщиков, в режиме реального времени отслеживать предложение сельхозпродукции, дистанционно организовывать доставку заказов. Такие функциональные и ассортиментные возможности не может предложить ни одна оптовая продовольственная (продуктовая) база в Оренбургской области.

Создание данного метода позволит решить текущие задачи снабжения региона продовольствием через оптимизацию транспортных потоков и расположения, что сможет дать ряд преимуществ малому и среднему бизнесу, потребителям и государству (табл. 5, рис. 4).

2734

Стоит помнить, что все продукты должны быть без любых химических добавок. Рынок эко-товаров, как и любой другой, имеет свои вкусы, моду и сменяющуюся популярность той или иной продукции. Также можно организовать стенды с различными экологически чистыми продуктами, например, травами или соками. Все расчеты сделаны исходя из площади магазина 70-80 м2 (табл. 6).

Статья «Ремонт помещения» является самой затратной и составляет 800 000 руб. Магазин будет оформлен в лучших традициях европейских семейных лавок. Будут привлечены дизайнеры для создания доброжелательной атмосферы (табл. 7, рис. 5).

Главный капитал любой организации - это люди, живой труд, человеческий ресурс.

Социально-экономическая, производственная и управленческая жизнь в организации начинается с деятельности человека, который управляет вещами, собственной деятельностью и действиями других людей, сферами деятельности (процессами) предприятия. В соответствии с большой ролью человека всех работников организации называют персоналом, а каждого в отдельности -персоной (личностью).

Для запуска проекта необходимо 26 сотрудников, которые будут получать среднюю заработную плату по Оренбургской области. В дальнейшем планируется нанять управляющего интернет-магазином [14] (табл. 8).

Как видно из расчетов, для открытия проекта «Фермер» необходимо 2,45 млн руб., окупаемость составит порядка 10 месяцев.

Можно сделать вывод о том, что использование краудинвестинга может

положительно сказаться на экономике региона. Это позволяет:

1) дать шанс развитию малого и среднего бизнеса;

2) выполнить программу по импортозамещению, что является огромным плюсом ввиду тяжелой экономической ситуации в связи с введенными экономическими санкциями, а также обеспечить Оренбургскую область на постоянной основе свежими овощами, мясной продукцией и т.д.;

3) повысить инвестиционную привлекательность региона, не только создать благотворный климат для развития сельского хозяйства, но и привлечь к сельскохозяйственному сектору внимание крупных местных и иностранных инвесторов6 [15, 16].

Согласно распоряжению от 11.04.2016 № 642-р, подписанному премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, национальный рейтинг инвестиционной привлекательности был дополнен показателем по ГЧП, МЧП. В связи с этим развитие краудинвестинга может положительно сказаться на инвестиционной привлекательности Оренбургской области.

Механизм реализации проектов краудинвестинга на примере ООО «НКР», может послужить основой и для других сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области, принадлежащих частным лицам и имеющих з аб р ош енные те плицы, з ав оды, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, и неиспользуемые земли, а также имеющих недостаток собственных средств для их восстановления.

Данный механизм может быть внедрен не только на территории Оренбургской области, но и в соседних регионах для осуществления государственной программы развития сельского хозяйства.

6 ТесленкоИ.Б., Царев А.О. Краудинвестинг - как современный инструмент финансирования малых инновационных предприятий // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 48.

Таблица 1

Преимущества и недостатки краудинвестинга и краудфандинга

Table 1

The advantages and disadvantages of crowdinvesting and crowdfunding

Инструменты Преимущества Недостатки

Краудфандинг Большой выбор проектов, возможность инвестирования небольших сумм Опасность мошенничества, риск, что проект не достигнет цели

Краудинвестинг Шанс получить доход от минимальных инвестиций Тот же риск, что и у краудфандинга, к тому же нет законодательного регулирования

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 2

Сравнение краудинвестинговых площадок

Table 2

Crowdinvesting platform comparing

Количество действующих проектов Объем

Площадка собранных средств, млн руб. Количество зарегистрированных пользователей (инвесторов ) Объем заявок, млн руб.

StartTrack 36 30 199 —

WeShare 11 7,4 4 704 25,5

VCStart 115 7 - 300

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 3

Капитализация компании «ЛавкаЛавка» Table 3

The LavkaLavka company capitalization

Показатели проекта Сумма, руб.

Стоимость проекта 182 036 678

Пакет акций 49,848% 90 741 430

Стоимость 1% акций 1 820 367

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2736

Таблица 4

Расчет суммы квадратов разностей рангов (2016 г.)

Table 4

Calculation of the rank difference sum of squares (2016)

Регионы Производство продукции, хозяйства и население Ранг X Производство с/х продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели Ранг Y Сред-невз-вешен-ный индекс риска Ранг Z (dx - dyf (dx - dy)3

Приволжский федеральный округ 520 332,9 - 161 954,6 - - - - -

Республика Башкортостан 84 942,3 2 17 177,8 4 0,277 4 4 0

Республика Марий Эл 18 004,4 10 1 279,6 13 0,193 13 9 0

Республика Мордовия 13 940 13 2 370,8 11 0,178 14 1 9

Республика Татарстан 108 162,2 1 19 887,5 3 0,291 3 4 0

Удмуртская Республика 25 878,4 7 3 356,9 10 0,268 6 1 16

Чувашская Республика 25 414,7 8 3 680 9 0,202 12 16 9

Пермский край 20 436,7 9 2 251,1 12 0,298 2 49 100

Кировская область 13 066,4 14 764 14 0,321 1 169 169

Нижегородская область 29 406,8 6 4 526 8 0,271 5 1 9

Оренбургская область 53 064,9 3 21 637,9 2 0,268 6 9 16

Пензенская область 17 373,4 11 9 317,1 6 0,231 11 0 25

Самарская область 46 853 5 14 414,9 5 0,25 8 9 9

Саратовская область 49 686,3 4 55 288,7 1 0,248 10 36 81

Ульяновская область 14 103,4 12 6 002,3 7 0,249 9 9 4

Сумма квадратов разностей — - — - - - 317 447

Источник: составлено автором по материалам Росстата Source: Authoring, based of the Rosstat data

Таблица 5

Преимущества от сотрудничества с проектом «Фермер»

Table 5

The Fermer project cooperation advantages

Участники рынка Сервис со стороны «Фермер» Преимущества

Производители с/х продукции Хранение, переработка, упаковка и сбыт с/х продукции. Фитосанитарный контроль Доступ к универсальной площадке для переработки и сбыта продукции. Прямой выход на оптовых потребителей, возможность розничных продаж с использованием кросс-докинга в Ростове-на-Дону. Возможность длительного хранения продукции. Дополнительные сервисы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мелкие ритейлеры Закупка свежей продукции. Переупаковка, доставка Доступ к полному ассортименту на одной площадке. Доступ к широкому спектру поставщиков

Логистические компании Аренда площадей Доступ к широкой клиентской базе. Возможность оказания полного спектра логистических (транспортных и складских) услуг

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2737

Таблица 6

Капитальные затраты на открытие магазина «Фермер»

Table 6

The Fermer store opening capital expenditures

Капитальные затраты Сумма, руб.

Ремонт помещения 800 000

Приобретение торгового оборудования 300 000

Оборудование для лаборатории 250 000

Создание товарного запаса 500 000

Прочие расходы 600 000

Итого 2 450 000

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 7

Затраты на персонал

Table 7

Personnel costs

Должность Количество Оклад Итого

Управляющий 2 20 000 40 000

Продавец 6 15 000 90 000

Водитель 4 11 000 44 000

Лаборант 4 19 000 76 000

Бухгалтер 2 17 000 34 000

Обслуживающий персонал 8 10 000 80 000

Всего 26 92 000 364 000

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 8

Основные показатели экономической эффективности проекта

Table 8

The main indicators of project economic efficiency

Наименование показателя Значение

Выручка, руб. 1 500 000

Себестоимость, руб. 500 000

Валовая прибыль, руб. 1 000 000

Коммерческие расходы, руб. 335 000

Зарплата, руб. 364 000

Административные расходы, руб. 10 000

Аренда, руб. 75 000

Реклама, руб. 30 000

Прибыль до налогообложения, руб. 186 000

Чистая прибыль, руб. 158 000

Рентабельность, % 12,4

Капитальные вложения, руб. 2 450 000

Окупаемость, мес. 10

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

2738

Рисунок 1

Данные о рынке краудфандинга в России за 2016 г. Figure 1

Data on crowdfunding market in Russia in 2016

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Сборы средств на проекты по сельскому хозяйству Figure 2

Fund raising for agricultural projects

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2739

Рисунок 3

Затраты на автоматизацию компании «ЛавкаЛавка» Figure 3

The LavkaLavka company automation cost

Источник: данные с сайта фермерского кооператива «ЛавкаЛавка» Source: The farm cooperative LavkaLavka website data

Рисунок 4

Преимущества создания фермерского хаба Figure 4

The benefits of creating a hub farm

Малый и средний бизнес

1. Конкурентный доступ на рынок как в регионе производства, так и в других регионах.

2. Снижение капитальных затрат на хранение и переработку сельхозпродукции - аренда холодильных складов, овоще-фруктохранипища в Ростове и Ростовской области позволит отказаться от поддержания собственных складских мощностей, одновременно повысив качество хранения.

3. Повышение прибыльности за счет переработки сельхозпродукции.

4. Снижение потерь сельхозпродукции.

5. Снижение логистических издержек компаний

Потребители

1. Повышение качества сельхозпродукции за счет улучшения условий хранения и фитосанитарного контроля.

2. Снижение уровня цен за счет оптимизации логистических и транзакционных издержек.

3. Снижение влияния сезонности на ассортимент сельхозпродукции, путем улучшения условий хранения

Государство

I

1. Развитие сельскохозяйственной индустрии за счет повышения рентабельности производителей.

2. Дополнительные рабочие места, создаваемые за счет нового бизнеса и сопутствующих организаций.

3. Увеличение налоговых отчислений за счет создаваемого бизнеса и вывода денежных потоков из тени.

4. Повышение качества потребляемой сельхозпродукции населением

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2740

Рисунок 5

Состав работников проекта «Фермер» Figure 5

The Fermer project staff

15% 15%

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Sang Lee. Stop Calling It Crowdfunding. CrowdfundInsider, 2013, April 22.

URL: https://www.crowdfundinsider.com/2013/04/14073-crowdinvesting-stop-calling-it-crowdfunding/

2. Киевич А.В., Койпаш Д.А. Краудинвестинг как альтернативная модель финансирования инвестиционного проекта // Экономика и банки. 2016. № 1. С. 58-65.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudinvesting-kak-alternativnaya-model-finansirovaniya-investitsionnogo-proekta

3. Зейналов А.А., Грузина Ю.М. Краудинвестинг как перспективный инструмент финансирования университетских стартапов как ранней стадии малых инновационных предприятий // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 2. С. 59-64.

4. Ковальских Д., Фатьянова И.Р. Краудинвестинг как новый способ финансирования инвестиционных проектов, проблемы и перспективы развития // Расширенное воспроизводство инновационной экономики и интенсификация спроса на инновации в России. М.: Спутник+, 2016. С. 207-213.

5. МорозоваМ.П. Предпосылки создания интегрированных распределительных центров в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1. С. 793-798.

6. Пурыжова Л.В., Клочко С.Н. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Вопросы экономики и управления. 2016. № 2. С. 64-67.

URL: https://moluch.ru/th/5/archive/28/605/

7. Кремлев Т.С. Инвестиционные инструменты краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 762-766. URL: https://moluch.ru/archive/114/29576/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Киселев Д.А., ФокановаЕ.А. Краудинвестинг как источник финансирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Science Time. 2015. № 11. С. 246-250.

2741

9. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика

и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 57-63. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14199.pdf

10. Долженко Р.А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2016. № 4. С. 75-84. URL: http://joumal.omeco.ru/ru/archive/doc/2016_04.pdf

11. Рукавишников С.В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 2. С. 189-193. URL: https://cyberleninka.m/article/n/kraudfanding-v-sisteme-predprinimatelstva-ego-vidy-i-ispolzuemye-tehnologii

12. Рукавишников С.В. Краудфандинг как конкурирующий с венчурным финансированием инновационный инструмент привлечения инвестиций // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 3. С. 77-88.

13. Котляров И.Д. Экосистема: новые способы взаимодействия компании с работниками, клиентами и широкой публикой // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4. С. 54-68.

URL: https://nsuem.ru/science/publications/herald/archive/2013_4_54.pdf

14. Тесленко И.Б., Вахромеев Н.Е. Краудфандинг в системе межсекторного партнерства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 15. С. 193-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-v-sisteme-mezhsektornogo-partnerstva

15. Морозова М.П. Интегрированные распределительные центры, как одна из форм эффективного сбыта сельскохозяйственной продукции // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 4. С. 117-125.

URL: http://izvestia.usue.ru/download/66/11 .pdf

16. Wen Y. The Spillover Effect of FDI and Its Impact on Productivity in High Economic Output Regions: A Comparative Analysis of the Yangtze River Delta and the Pearl River Delta, China. Papers in Regional Science, 2014, vol. 93, iss. 2, pp. 341-365.

URL: https://doi.org/10.1111/pirs.12086

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Investing

CROWDINVESTING AS A NEW FORM OF ATTRACTING INVESTMENT IN AGRICULTURE Mariya P. MOROZOVA", Gevorg D. ATASYANb

a Orenburg State Agrarian University, Orenburg, Russian Federation morozova.maria.petrovna@gmail.com

b Orenburg State Agrarian University, Orenburg, Russian Federation g007ev@gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 4 October 2017 Received in revised form 18 October 2017 Accepted 3 November 2017 Available online 14 December 2017

JEL classification: E22, G11, M13, Q13

Keywords: crowdinvesting, crowdfunding, project, crowdsourcing, startup

Abstract

Importance This article discusses the relationships arising in the implementation of crowdinvesting projects for development of the agricultural sector, and small and medium-sized businesses in agriculture.

Objectives The paper aims to assess crowdinvesting projects for gaining better efficiency of agriculture. The paper also is to develop a program on import substitution for maintaining investment attractiveness of the region.

Methods We have studied various works on the subject by leading domestic and foreign researchers. To address the tasks, we used the theoretical, analytical, comparative, and graphical methods.

Results In justifying the need for a new mode of investment, crowdinvesting, to increase the investment attraction of municipalities, the article proposes a mechanism for implementing the project on the basis of crowdinvesting. We have developed and now present a Fermer (Farmer) project based on the activities of small agricultural producers in the Orenburg oblast.

Conclusions and Relevance The use of crowdinvesting can have a positive impact on the economy of the Orenburg oblast. It will give a chance for development of small and medium-sized businesses. It can allow to run the program on import substitution and increase the investment attractiveness of the region. The results obtained can serve as a basis for development of agricultural enterprises not only in the Orenburg oblast but the neighboring regions, as well.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Morozova M.P., Atasyan G.D. Crowdinvesting as a New Form of Attracting Investment in

Agriculture. Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 45, pp. 2728-2744.

https://doi.org/10.24891/fc.23.45.2728

References

1. Sang Lee. Stop Calling It Crowdfunding. CrowdfundInsider, 2013, April 22.

URL: https://www.crowdfundinsider.com/2013/04/14073-crowdinvesting-stop-calling-it-crowdfunding/

2. Kievich A.V., Koipash D.A. [Crowdfunding as an alternative model of financing investment projects]. Ekonomika i banki = Economy and Banks, 2016, no. 1, pp. 58-65.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudinvesting-kak-alternativnaya-model-finansirovaniya-investitsionnogo-proekta (In Russ.)

3. Zeinalov A.A., Gruzina Yu.M. [Organization of project financing of small and medium business in the Russian Federation]. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems, 2017, vol. 10, iss. 2, pp. 59-64. (In Russ.)

4. Koval'skikh D., Fat'yanova I.R. [Crowdinvesting as a new way of financing investment projects: Development issues and prospects]. Materialy konferentsii "Rasshirennoe vosproizvodstvo innovatsionnoi ekonomiki i intensifikatsiya sprosa na innovatsii v Rossii" [Proc. Sci. Conf.

2743

Extended Production of Innovation Economy and Intensification of Demand on Innovations in Russia]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2016, pp. 207-213.

5. Morozova M.P. [Analysis of the market for agricultural products through wholesale and distribution centers in the Orenburg region]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2016, no. 3-1, pp. 793-798. (In Russ.)

6. Puryzhova L.V., Klochko S.N. [Peculiarities of financing small and medium business]. Voprosy Ekonomiki i Upravleniya, 2016, no. 2, pp. 64-67. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/28/605/ (In Russ.)

7. Kremlev T.S. [Investment tools: crowdsourcing, crowdfunding, crowdinvesting]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 10, pp. 762-766. URL: https://moluch.ru/archive/114/29576/ (In Russ.)

8. Kiselev D.A., Fokanova E.A. [Crowdinvesting as a source of financing small business in terms of economic crisis]. Science Time, 2015, no. 11, pp. 246-250. (In Russ.)

9. Sanin M.K. [The history of the crowdfunding. The classification of species. Analysis of development prospects and benefits]. Nauchnyi zhurnalNIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific journal NRU ITMO. Series Economics and Environmental Management, 2015, no. 4, pp. 57-63.

URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14199.pdf (In Russ.)

10. Dolzhenko R.A. [Some issues of assessing the effectiveness of crowdfunding in the domestic crowdfunding platform "Planeta"]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Ekonomika = Herald of Omsk University. Series ECONOMICS, 2016, no. 4, pp. 75-84.

URL: http://journal.omeco.ru/ru/archive/doc/2016_04.pdf (In Russ.)

11. Rukavishnikov S.V. [Crowdfunding in entrepreneurial system. Types and technologies]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2017, no. 2, pp. 189-193.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-v-sisteme-predprinimatelstva-ego-vidy-i-ispolzuemye-tehnologii (In Russ.)

12. Rukavishnikov S.V. [Crowdfunding as a competing venture funding innovative tool to attract investment]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, iss. 3, pp. 77-88. (In Russ.)

13. Kotlyarov I.D. [Ecosystem: a new model of company's interaction with employees, customers and public]. VestnikNGUEU = VestnikNSUEM, 2013, no. 4, pp. 54-68.

URL: https://nsuem.ru/science/publications/herald/archive/2013_4_54.pdf (In Russ.)

14. Teslenko I.B., Vakhromeev N.E. [Crowdfunding in the system of inter-sectoral cooperation]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2014, no. 15, pp. 193-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-v-sisteme-mezhsektornogo-partnerstva (In Russ.)

15. Morozova M.P. [Integrated distribution centers as a form of efficient sales of agricultural products]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2016, no. 4, pp. 117-125.

URL: http://izvestia.usue.ru/download/66/11.pdf (In Russ.)

16. Wen Y. The Spillover Effect of FDI and Its Impact on Productivity in High Economic Output Regions: A Comparative Analysis of the Yangtze River Delta and the Pearl River Delta, China. Papers in Regional Science, 2014, vol. 93, iss. 2, pp. 341-365.

URL: https://doi.org/10.1111/pirs.12086

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2744

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.