ГОРОДА Москвы «КУЛЬТУРА МОСКВЫ НА 2012—2018 ГОДЫ»
УДК 304.4:355.233.231.4 К. И. Вайсеро
Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)
В статье анализируются ценностно-целевое и нормативно-правовое содержание культурно-досуговой деятельности москвича в контексте реализации Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012—2018 годы». Отмечается, что важнейшей задачей социально-культурной деятельности, организуемой силами учреждений культуры Москвы, является приведение культурных ценностей личности москвича в соответствие с социальными ценностями московского сообщества.
Ключевые слова: культурные и социальные ценности личности, правовое сопровождение социально-культурной деятельности, учреждения культуры, местные сообщества.
K. I. Vaysero
Moscow Metropolitan Governance University, Government of Moscow City, Sretenka str., 28, 107045, Moscow, Russian Federation
THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM OF MOSCOW "MOSCOW CULTURE 2012—2018"
The article analyzes the possibilities of cultural institutions for the implementation of the State program of Moscow "Moscow Culture 2012—2018" from the point of view of its value-oriented and normative content. Proposed content of the cultural activities organized in Moscow to send to align cultural values of the individual social values of the Moscow community.
Keywords: cultural values, personality, social values Muscovites, legal support of social and cultural activities, cultural institutions, local communities.
Практическая реализация Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012—2018 годы» [10] требует детальной научной проработки. В первую очередь необходимо соотнести ценностно-смысловой замысел программы с различными аспектами её практической реализации: нормативно-правовой базой, ресурсным обеспечением, кадровым и творческим потенциалом.
В представленном материале делается попытка анализа возможностей реализации программы с точки зрения её ценностно-целевого и нормативно-правового содержания.
Важнейшей задачей социально-культурной деятельности в Москве является приведение культурных ценностей личности москвича
в соответствие с социальными ценностями московского сообщества. Этот процесс может осуществляться только одним путём — через опредмечивание социальных ценностей москвичей в содержании культурной деятельности, организуемой в нашем городе. Иными словами, целевое содержание социально-культурных мероприятий, которые проводятся в Москве при значительной государственной поддержке, должно соответствовать ценностному содержанию социальных задач, которые решает Москва.
Если заглянуть в программу, то мы увидим в качестве приоритетных целей следующие:
1) развитие культурного пространства Москвы как мирового политического, финансо-
ВАйСЕРС КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУ)
VAYSERO KONSTANTIN IVANOVICH — Full Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of social and humanitarian disciplines, Moscow Metropolitan Governance University
e-mail: [email protected] © Вайсеро К. И., 2015
вого и культурного центра;
2) удовлетворение потребностей населения города в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей города.
На первый взгляд кажется, что эти цели достаточны и соответствуют ценностному содержанию социальных задач, которые решает Москва: повышение общей привлекательности города на международной арене, качественное обеспечение культурной жизни москвичей. Но, если быть более критичным, следует сказать, что декларирование повышения привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей в качестве цели городской программы, на наш взгляд, не очень корректно. Сведение всей работы по развитию культуры московского мегаполиса к рекламе, отсутствие чёткого понимания, какие культурные потребности москвичей следует удовлетворять за счёт бюджетных средств города, — основной недостаток целей Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012—2018 годы».
По нашему мнению, социальная и творческая целесообразность культурных программ и проектов достигается включением в них таких художественных произведений и мероприятий, которые способны заинтересовать зрительскую аудиторию и вызвать у конкретного человека ожидаемые обществом эмоциональные переживания. Номера программы должны иметь такое смысловое содержание, которое отражало бы в себе социальные цели большинства москвичей, пришедших на мероприятие [4, с. 8].
Социальная целесообразность достигается также расширением жанрового разнообразия, развитием зрительского кругозора и усилением творческого начала самой социально-культурной деятельности. Этот процесс осуществляется путём наделения предъявляемых художественных образов содержанием, отражающим социальные ценности жителей города Москвы, а также путём значимой трансформации их эстетической формы, которая соответствует этим ценностям.
Среди форм социально-культурной деятельности приоритет имеют те формы, в которых преобладающую роль играет механизм убеждения людей. Процесс приобщения начинается через ознакомление с ценностями жизни москвичей. Среди них следует выделить такие ценности, как человек, семья, дом, Москва, Россия, нравственность, традиции, культура, образование, природа, любовь, порядок, здоровье, уважение, забота и др.
Надо сказать, что к началу взрослой жизни у каждого москвича уже сложился комплекс собственных представлений о ценностях жизни в Москве. Тем более, многие из них принимаются обществом не только как ценности жителей столицы, но и как важнейшие жизненные ценности людей (любовь к Родине, забота, взаимовыручка, толерантность и др.) [12, с. 117].
На этапе ознакомления большую роль играет состояние окружающей социально-культурной среды, особенно развитость её инфраструктуры. Основными направлениями по созданию комфортной социально-культурной среды для москвичей являются: а) создание пространственно-материальных условий общения; б) организация творческо-производст-венной деятельности на местах [4, с. 25].
Первое направление включает в себя формирование социально-культурной инфраструктуры, реформирование системы учреждений культуры, создание муниципальных культурных центров и мест организации социального досуга, перевод культурно-развлекательных услуг на условия экономической рентабельности, развитие локальных компьютерных сетей библиотек и музеев, гармонизацию пространственно-визуальной среды (дизайн).
Второе направление включает в себя организацию творческих объединений, проведение культурных мероприятий с большим количеством интерактивных, перцептивных и коммуникативных действий, оптимизацию местного телевещания, создание и использование музыкальных, визуальных и культурно-информационных баз данных.
особенностью культурно-ценностного ори-
ентирования жителей города Москвы является то, что оно должно осуществляться в условиях живого, непосредственного общения, позитивной эмоциональной заразительности, с обязательным использованием элементов отдыха и развлечения. Главными смысловыми единицами культурно-ценностного ориентирования должны быть образы, выражающие высшие идеалы человеческой жизни, реально существующие представления об истинных идеалах и пути разрешения противоречия между этими образами [7, с. 7].
Содержанием этого процесса должно стать ассоциирование полученного людьми в процессе социально-культурной деятельности удовольствия (эстетического наслаждения) с принадлежностью к своему родному городу. Обязательно, чтобы положительно воспринимаемые образы, эмоционально сближающие горожан, были наделены качествами, соответствующими социальным ценностям московского сообщества.
Внутреннее смысловое содержание художественного образа должно иметь однозначное и яркое внешнее проявление (деяние, поступок). Участники социально-культурной деятельности должны увидеть внутреннее обоснование социальной активности образа в зависимости от сознательно исповедуемых им ценностей.
Эмоциональной привлекательности художественных образов можно достичь с помощью выразительных приёмов и средств. Ведущую роль в сценарных приёмах играет содержание текста, музыкально-речевые и визуальные элементы программы (лейтмотив, антураж и др.), выражающие сценарный замысел и композиционный ход (завязка, развитие действия, кульминация и развязка) [9, с. 116].
Убеждённость москвичей в значимости социальных ценностей основывается на непосредственном переживании событий повседневной жизни. Смысловая привлекательность идей, суждений и воззрений художественного образа, воспринимаемого в ходе социально-культурной деятельности,
обуславливает их принятие человеком в виде собственной ценности.
Процесс социально-культурной идентификации жителя города Москвы протекает при любом контакте человека с культурными ценностями среды мегаполиса. основным понятием, отражающим тематическую направленность социально-культурной деятельности творческих коллективов города Москвы, является репертуар как совокупность произведений, ролей и номеров, исполняемых творческим коллективом (артистом) [8, с. 85].
Регулярное включение в репертуар творческих коллективов Москвы, участвующих в общегородских культурных мероприятиях, произведений и номеров, содержащих хорошо знакомые всем эмоциональные элементы художественных образов Москвы, позволяет добиться у жителей конкретной идентификационной реакции: приобщения к нормам, ценностям и качествам образа или отторжения их. И ещё, чем разнообразнее жанровая направленность номеров культурных мероприятий, проводимых в рамках общегородских праздников, тем активнее протекает процесс социально-культурной идентификации личности жителя Москвы. По нашему мнению, это объясняется тем, что разножанровая культурная программа вызывает более глубокие эстетические переживания из-за функционирования в ней всего спектра механизмов социально-культурного воздействия. Кроме того, выступления в одном мероприятии хоровых, драматических, танцевальных коллективов, чтецов, певцов-солистов, наряду с выступлениями музыкальных коллективов, исполнителей сольной музыки, номерами оригинального и циркового жанров, погружают значительную часть зрителей в атмосферу «культурного поглощения» и предоставляют большие возможности для уподобления и отождествления с создаваемыми ими художественными образами [1, с. 37].
Эмоциональную окраску социально-культурным действиям придавать следует путём эмпатического позиционирования идентификационных элементов, через речевые и двига-
тельные экспрессии. К примеру, ведущий концерта, объявляя об очередном номере, говорит: «Эта песня посвящена вам, дорогие жители Москвы! Весь народ столицы сегодня вместе с нами! Мы любим свой город! Будьте такими же верными сынами нашей Москвы, как герои этой песни!» [6, с. 89].
отдельные идентификационные элементы, как правило, уже имеют определённые эмпа-тические позиции (содержание слов песни, стихотворения, музыкальные тона и полутона) или позиционируются в ходе исполнения с помощью экспрессивных приёмов (мимикой, движением рук и др.). Главное, чтобы эти элементы не были чужды собравшимся горожанам, тогда процесс идентификации осуществляется, в основном, за счёт приписывания людьми своих черт и свойств художественным образам, изображаемым на сцене. Идентификационный эффект хорошо достигается при использовании приемлемых для данной социально-культурной среды элементов художественного оформления и дизайна (вид Кремля, останкинской телебашни и др.).
Все используемые элементы музыкального, светового, цветового оформления, антураж, одежда и грим должны соответствовать московской тематике и направленности культурного мероприятия. Их основная задача должна заключаться в создании социально-культурной обстановки, адекватной столичной действительности, высшему идеалу или положительной мечте об облике Москвы.
таким образом, проблема формирования ценностно-целевой парадигмы социально-культурной деятельности в Москве заключается в научном обосновании процесса приобщения горожан к ценностям московского сообщества. Этот процесс должен осуществляться через присвоение уже готовых, одобряемых в мире базовых человеческих ценностей и через формирование новых социальных ценностей. Огромнейшее значение здесь имеет наделение художественных образов содержанием, отражающим истинные ценности москвичей.
Реализация Государственной программы
города Москвы «Культура Москвы на 2012— 2018 годы» с точки зрения её нормативно-правового содержания требует принятия отдельного законодательного акта Москвы — «Закона о социально-культурной деятельности в городе Москве». Парадоксально, но факт, такого закона в Москве до сих пор нет.
Для того чтобы создать качественную нормативно-правовую базу функционирования сферы культуры в Москве, следует провести ряд научных исследований. Учёные нашей кафедры имеют солидный научно-исследовательский материал для более эффективной реализации задач социально-культурного развития московского мегаполиса.
Для объединения социально-культурных ресурсов города в целях удовлетворения и развития культурных потребностей основных групп населения Москвы необходимо создать карты населения районов города Москвы с указанием основных групп населения (дети — по возрастам, подростки, пенсионеры, ветераны и т.п.). На эти же карты надо нанести все услуги, предоставляемые всеми учреждениями социально-культурной сферы района, а также центрами детского творчества и общеобразовательными школами с указанием наименования услуги, её адресной и целевой направленности (для кого и с какой целью реализована услуга). Пока в Москве существует только Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) нашего города [3].
Проведя адресный и целевой анализ состояния социально-культурного обслуживания населения районов, следует приступать к проектированию оптимальной системы социально-культурного обслуживания населения района. Это — специализация учреждений на предоставление социально-культурных услуг соответствующей адресной и целевой направленности (возможно создание новых учреждений), информирование населения и внешняя реклама учреждений социально-культурной сферы, определение более зримых признаков для диагностики культурных потребностей жителей как основы для развития новых
видов культурных услуг, наполнения их ценностно-смысловым содержанием.
Поддерживая позицию О. Н. Астафьевой о необходимости учёта самоорганизационного потенциала культуры как ценностно-смыслового регулятора социально-культурных процессов, хотелось бы обратить внимание на необходимость развития взаимодействия между местными сообществами и учреждениями, реализующими государственную политику Москвы в сфере культуры [2, с. 13].
Под местными сообществами следует понимать формальные и неформальные группы жителей, проживающих в границах определённого района, округа, городского или сельского поселения, имеющих близкие культурно-исторические корни и проявляющих социальную активность. К таким сообществам следует отнести коллективные органы муниципального самоуправления (муниципальные советы), местные общественные организации, товарищества, любительские объединения, клубы по интересам, профессиональные сообщества и другие формы социально значимого взаимодействия местных жителей.
Понимая значение местных сообществ в формировании гармоничных отношений между людьми, большинство учреждений культуры старается использовать их потенциал в своей повседневной работе. При этом направления и формы этого взаимодействия обусловлены разными причинами. Во-первых, это нормативно-правовые требования к культурной политике региона, а во-вторых, актуальная совокупность культурных предпочтений, общность увлечений, сходство культурных корней, конфессиональная, социальная и профессиональная принадлежность местных жителей. Учреждения культуры совместно с местными сообществами призваны создавать «социально-культурную ткань», которая должна стать основой для формирования идей, проектов и программ развития своего места жительства [4, с. 26].
В России социально-культурное взаимодействие учреждений культуры и местных сообществ имеет свои исторические корни [6,
с. 9—97]. Ещё в XVIII веке местные дворянские и купеческие собрания стали инициаторами организации культурного досуга представителей своих сословий. Там устраивались балы, маскарады, концерты, литературные вечера, выставки, лекции, спектакли. Начиная со второй половины XIX века, местные купеческие сообщества стали играть ведущую роль в финансовой поддержке культуры. Губернские дворянские сообщества занимались культурным просвещением низших слоёв. «Комитеты грамотности», «Общества попечения о народном образовании» создавали бесплатные школы для бедных, проводили народные чтения в парках и садах. На рубеже XIX— XX веков в Москве и других крупных городах России появились сословно-профессиональ-ные и внесословные клубы: приказчичьи и коммерческие клубы, Народные дома, клубы для детей и подростков из рабочей среды и др. тогда же получили развитие общественные объединения представителей интеллектуальных профессий: общества врачей, краеведов, театральных работников и литераторов. Координировали деятельность таких учреждений земства и городские самоуправления.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года подобную функцию стали выполнять потребительные общества, кредитные товарищества и кооперативы, просветительные общества и кружки. Затем культурную работу с местными сообществами вели, в основном, профсоюзы, кооперативы, комсомольские и партийные организации, советские органы. В учреждениях культуры осуществлялись политическое и научное просвещение, эстетическое, производственное и атеистическое воспитание, организация культурного досуга, пропаганда здорового образа жизни.
С середины 1990-х годов изменился характер взаимодействия местных сообществ и учреждений культуры. В условиях рыночной экономики важную роль стали играть финансово-экономические аспекты взаимодействия. Всё стало измеряться понятиями «рентабельность», «доходность», «экономическая целесообразность». Эти обстоятельства повлия-
ли на то, что взаимодействие местных сообществ и учреждений культуры стало зависеть от экономической выгоды. В поисках финансовых источников учреждения культуры стали предлагать местным сообществам свои услуги, предоставлять помещения, организовывать «культурные программы» собраний, заседаний, сборов [13].
В настоящее время большинство государственных учреждений культуры Москвы осуществляет взаимодействие с местными сообществами четырьмя основными способами: а) в рамках выполнения государственного задания; б) на основе соглашений (договоров) о взаимном сотрудничестве; в) на основе договоров об оказании социально-культурных услуг; г) путём реализации грантовых программ.
В качестве практического примера можно привести работу управления культурной и молодёжной политики по ЮЗАО Департамента культуры города Москвы (начальник — Елена Алексеевна Саркисова). В государственных учреждениях культуры этого округа активно занимаются привлечением управ районов, местных общественных, некоммерческих и коммерческих организаций к социально-культурному развитию своего округа. По мнению советника управления Ольги юрьевны Смирновой, источником идей для планирования совместных мероприятий являются наказы и пожелания, которые высказывают местные жители на встречах с представителями органов власти, посылают через информационный портал Правительства Москвы «Активный гражданин», сайты префектур и управ, странички управления культурной и молодёжной политики и учреждений культуры в социальных сетях Facebook, Instagram и др. Инициаторами контактов могут выступать как учреждения культуры, так и представители местных сообществ. Важно понимать, что такое сотрудничество должно осуществляться при безусловном соблюдении российского законодательства.
Наиболее показательными примерами такого взаимодействия стали мероприятия, организованные учреждениями куль-
туры ЮЗАО в 2014 году: АРТ-субботник бодрых горожан «Разбуди район» (ЦКиД «Лира», МосАРТ, Агентство «Творческие индустрии», Лаборатория социальных инноваций С1оис^а1:сЬег); Конкурс социокультурных проектов по развитию территорий (ЦБС ЮЗАО, Галерея «Беляево», ЦКиД «Академический», КЦ «Вдохновение», ЦКИ «Меридиан»); проект «Садовая культура» (культурный центр и библиотеки округа), проект «Зелёный фонарь» (Префектура ЮЗАО, Управа Гагаринского района, Управа района Южное Бутово); экскурсионные программы в спальных районах (МосАРТ, Музей Москвы) и др.
Таким образом, основными направлениями реализации Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012— 2018 годы» должны стать:
• формирование культуры здорового образа жизни москвичей за счёт преодоления личностного и социального отчуждения и культивирования традиционных форм человеческого общения;
• формирование отношения к досугу как значимому содержательному элементу жизни человека, увеличение доли активных творческих и рекреационных форм культурного досуга;
• утверждение нравственных ценностей цивилизованного общежития;
• ценностно-смысловое ориентирование на культуру поведения, коммуникации и разрешение конфликтов;
• формирование экологической и ресурсосберегающей культуры;
• предоставление образовательных услуг для переподготовки и повышения квалификации работников учреждений и органов управления социально-культурной сферы для работы в новых условиях;
• научно-исследовательское, научно-методическое и правовое сопровождение разработки законопроекта о социально-культурной деятельности в Москве;
• поддержка активного взаимодействия учреждений культуры и местных сообществ.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. 9. Ленинград, 1970.
2. Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность // Культурологический журнал. 2011. № 2 (4).
3. Атлас объектов культурного наследия (памятников истории культуры) города Москвы : в 3 томах / рук. работы В. А. Шевчук. Москва : Издательский дом Руденцовых, 2008. Т. 3. 282 с.
4. Вайсеро К. И. Пути социально-культурной идентификации жителей города Москвы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 4.
5. Вайсеро К. И. О проблеме формирования ценностно-целевой парадигмы социально-культурной деятельности в городе Москве // Материалы научно-практической конференции МГУУ Правительства Москвы «Ценностно-целевая парадигма социально-культурной деятельности в городе Москве: теория и практика» (Москва, 17 марта 2010 г.). Москва : МГУУ ПМ, 2010. С. 7—12.
6. Вайсеро К. И., Осташкин В. Н. Социально-культурная деятельность : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» / под ред. К. И. Вайсеро ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы. Москва : МГУУ ПМ, 2009. 270 с.
7. Вайсеро К. И. Социально-культурная идентификация жителей столичного мегаполиса: психологический аспект // Московская модель управления: теория и практика : коллективная монография. Москва, 2009.
8. Вендина О. И. Жители Москвы как «россияне» // Демоскоп Weekly. 2011. № 467—468 (23 мая — 5 июня).
9. Гойхман О. Я. Организация и проведение мероприятий : учебное пособие. Москва : ИНФРА-М, 2012. 135, [1] с. (Высшее образование).
10. Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений : лекции и сценарии. Санкт-Петербург : Композитор (СПб.), 2009. 204 с., [12] л. ил.
11. Постановление Правительства г. Москвы от 20 сентября 2011 г. N 431-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012—2018 годы» (с изменениями от 18 июля 2014 г. N 408-ПП) [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/397755/#ixzz3SwfGYcet (дата обращения: 16.03.2015).
12. ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ , 2012. 219 с. табл.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 — Социально-культурная деятельность. [Изд. 2-е, испр. и доп.]. Москва : МГУКИ, 2013. 455 с.
References
1. Anan'ev B. G. O psikhologicheskikh effektakh sotsializatsii [About the psychological effects of socialization]. Chelovek i obshchestvo, vyp. 9 [Man and society, issue 9]. Leningrad, 1970.
2. Astaf'eva O. N. Kul'turnaya politika: teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyatel'nost' [Cultural policy: a theoretical concept and manage-ment activity]. Journal of Cultural Research. 2011, No. 2 (4).
3. Atlas ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii kul'tury) goroda Moskvy, v 3 knigakh, kn. 3 [The Atlas of cultural heritage objects (monuments of history and culture) of the city of Moscow, in 3 books, book 3]. Moscow, Publishing House of Rudentsovykh, 2008. 282 p.
4. Vaysero K. I. Puti sotsial'no-kul'turnoy identifikatsii zhiteley goroda Moskvy [Ways of welfare identification of residents of Moscow]. Alma mater — Vestnik Vysshey Shkoly (High School Herald). 2012, No. 4.
5. Vaysero K. I. O probleme formirovaniya tsennostno-tselevoy paradigmy sotsial'no-kul'turnoy deiatel'nosti v gorode Moskve [About the problem of formation of value-oriented paradigms of social and cultural activities in the city of Moscow]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii MGUU Pravitel'stva Moskvy "Tsennostno-tselevaya paradigma sotsial'no-kul'turnoy deyatelnosti v gorode Moskve: teoriya i praktika", Moskva, 17 marta 2010 g. [Materials of scientific-practical conference MGUU Moscow Government "Valuable-but-target paradigm of socio-cultural activities in the city Mo USA: theory and practiceMoscow, on March 17, 2010]. Moscow, Publishing House of Moscow Metropolitan Governance University, 2010. Pp. 7—12.
6. Vaysero K. I., Ostashkin V. N. Sotsial'no-kul'turnaya deiatelnost [Social and cultural activity]. Moscow, Publishing House of Moscow Metropolitan Governance University, 2009. 270 p.
7. Vaysero K. I. Sotsial'no-kul'turnaya identifikatsiya zhiteley stolichnogo megapolisa: psikhologicheskiy aspect
[Social and cultural identity of the inhabitants of the capital city: the psychological aspect]. Moskovskaya model' upravleniya: teoriya i praktika [Moscow model of management: theory and practice]. Moscow, 2009.
8. Vendina O. I. Zhiteli Moskvy kak "rossiyane" [Residents of Moscow as "Russians"]. Demoscope Weekly. 2011, No.467—468 (May 23 - June 5).
9. Goykhman O. Ya. Organizatsiya i provedenie meropriiatiy [Organization and holding of events]. Moscow, Infra-M Publ., 2012. 136 p.
10. Goryunova I. E. Rezhissura massovykh teatralizovannykh zrelishch i muzy-kalnykh predstavleniy [Direction of the mass dramatized shows and musical representations]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2009. 204 p.
11. The resolution of the government of Moscow of September 20, 2011 N 431-PP "About the statement of a state program of the city of Moscow " Culture of Moscow for 2012—2018" (with changes of July 18, 2014 N 408-PP). Available at: base.garant.ru/397755/#ixzz3SwfGYcet (accessed: 16.03.2015). (In Russian, unpublished)
12. Yaroshenko N. N., ed. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsiaVno-kuVturnoy deyatelnosti v sovremennoi Rossii [The valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 219 p.
13. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsiaVno-kuVturnoy deyatelnosti [History and methodology of the theory of social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State university of Culture and Arts, 2013.455 p.
УДК 008.2:379.8.091 В. З. Ду ликов
Московский государственный институт культуры
В статье идёт речь о влиянии новейших информационно-компьютерных технологий на досуго-вую сферу современного человека. Поскольку досуговая деятельность рассматривается в контексте дихотомии «работа — досуг», постольку прослеживаются изменения в каждой из частей данного смыслового словообразования и воздействие их друг на друга. Высказывается точка зрения о том, что в случае полного отсутствия работы у той или иной группы населения вернее говорить не о досуге представителей этой группы (будь то безработные или бездомные), а об их образе жизни, или «жизненном положении», в котором отсутствуют обязательные занятия, а имеется много свободного времени, которое трудно наполнить социально значимыми занятиями, что, в свою очередь, порождает серьёзные проблемы социального характера. Отдельно рассматривается вопрос о соотношении старого и нового в досуговом технологическом процессе. Достижение баланса в данном соотношении является одной из важнейших задач как для сегодняшнего времени, так и ближайшего будущего.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, свободное время, досуговое время, дихотомия «работа — досуг», «жизненная политика», образ жизни, «жизненное положение», тенденции развития досуга ближайшего будущего, баланс нового и старого в досуговых технологиях.
ДУЛИКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЗАХАРОВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры
DULIKOV VYACHESLAV ZAKHAROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
В СТРУКТУРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Дуликов В. З., 2015