ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
13.00.00 - Педагогические науки
современные условия развития event-технологий в учреждениях культуры города москвы
Ирина Алексеевна ГЕРАСИМОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия
e-mail: gerasimova-ira@mail.ru
Валерия Алексеевна ЛИТВИНЕНКО
магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия
e-mail: litvinenkova95@mail.ru
В статье анализируются современные условия развития event-технологий в учреждениях культуры города Москвы в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций, способствующих решению управленческих задач, формированию позитивного имиджа организаций сферы культуры и поддержанию их конкурентоспособности на рынке культурных услуг. Рассматривается новый подход к построению городской среды, инновационные методы управления социально-культурной жизни горожан. Приводится сущностная характеристика event-технологий как особого механизма организации социально-культурных событий и мероприятий в современных условиях развития культурной индустрии города. Показаны перспективы развития и улучшения культурной индустрии мегаполиса, основанные на интеграции и взаимодействии государственных и коммерческих учреждений культуры. Актуальным является клиентоориентированный подход в организации и реализации социально-культурных проектов и мероприятий, что способствует изменению статуса потребителя культурных услуг, а именно потребитель - посредник - активный гражданин - креативный класс.
Ключевые слова: event-технологии, учреждения культуры, event-менеджмент, культурная индустрия, социально-культурная деятельность, специальные события, проектные технологии, потребительская активность, социально-культурная активность личности.
THE ACTUAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF EVENT-TECHNOLOGIES IN CULTURAL INSTITUTIONS OF MOSCOW
I. A. Gerasimova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: gerasimova-ira@mail.ru
V. A. Litvinenko, aleria graduate student of the Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: litvinenkova95@mail.ru
The article analyzes the development of event-technologies in cultural institutions of the city of Moscow as a tool of marketing communication that contribute to the solution of complex management problems, formation of a positive image of cultural institutions and to maintain their competitiveness in the market of cultural services. Discusses a new approach to the construction of the urban environment, innovative methods of management of socio-cultural life of citizens. Is the essential characteristic of event-technologies as a special mechanism of the organization of socio-cultural events and activities in modern conditions of development of cultural industry of the city. The prospects of the development and improvement of the cultural industries of the metropolis, based on the integration and interaction of state and commercial institutions of culture. Pressing is a customer-oriented approach in the organization and implementation of socio-cultural projects and activities that contributes to changing the status of the consumer of cultural services, namely the consumer mediation - an active citizen-the creative class.
Key words: event-technologies, cultural institutions, event management, cultural industry, social-cultural activity, special event, design technology, consumer activity, social and cultural activity of the individual.
Тенденции развития больших городов требуют кардинального изменения подходов к управлению деятельностью социальных, образовательных и культурных учреждений города. Повышаются требования к качеству предоставления социально-культурных услуг и сервиса гражданам, который сейчас основывается на клиентоориентированном и деятельност-ном подходе, что позволяет развивать систему взаимодействия, быстрого информирования, активного включения личности, эффективного контроля и продуктивной обратной связи. Развитие культурной индустрии города зависит не только от совершенствования технического обеспечения, реализации инновационных проектов, но и от интересов и потребностей самих горожан, от их материального, духовного и образовательного потенциала; от их стремления к саморазвитию, самопознанию.
При этом мы наблюдаем, как возрастает количество и государственных, и частных организаций, предоставляющих широкий ассортимент культурных услуг жителям столичного мегаполиса. Так что сфера культуры сегодня становится отраслью с высоким уровнем конкуренции.
Всё это накладывает на производителей социально-культурных услуг дополнительные обязанности, связанные с необходимостью повышать
качество услуг, опираясь на обратную связь с потребителем; учитывать интересы и реагировать на изменяющиеся потребности различных социальных групп; расширять возможности ресурсной базы через установление партнёрских отношений, а также проводить достаточно серьёзную работу по продвижению предоставляемых услуг, используя современные маркетинговые инструменты, такие, например, как event-технологии. Без этого деятельность по управлению социально-культурным развитием мегаполиса в современных условиях становится невозможной.
Всё сказанное касается прежде всего государственных учреждений культуры, которые, наравне с остальными производителями социально-культурного продукта, должны заботиться о расширении своей аудитории, развитии внешних и внутренних связей, позиционировании результатов своей деятельности на рынке культурных услуг. В связи с этим от работников учреждений культуры требуется умение проектировать социально-культурную среду, которая будет приниматься и интериори-зироваться личностью при её освоении. Это позволит улучшить качество предоставляемых услуг, сформировать досуговые интересы, активизирует и интегрирует личность в социально-культурный процесс учреждений культуры и искусств. Проектные технологии должны основываться на информационно-просветительских, культурно-творческих и социально-культурных функциях [14, с. 131].
Как видим, сегодня для многих учреждений культуры остро стоит вопрос работы с целевой аудиторией. Привлечение внимания жителей города и района, их активное вовлечение в культурные проекты, программы, мероприятия, реализуемые учреждениями, - вот основная задача, над решением которой работают практически все поставщики культурных услуг. Кроме того, чрезвычайно важным в современных условиях становится комплексный подход к изучению потребностей жителей города и выработке предложений по их удовлетворению. Содержание мотивов и потребностей, удовлетворяемых продуктами индустрии досуга, обеспечивает непосредственное воздействие развлечений на духовное состояние человека. Потребитель формирует запрос и платёжеспособный спрос, выбирая соответствующие предложения учреждений и организаций культуры [15, с. 29]. При изменяющихся предпочтениях населения и повышении требовательности к культурному продукту руководителям учреждений необходимо использовать маркетинговый инструментарий, который даёт реальную возможность предметно изучать и целенаправленно обеспечивать интересы потребителей.
Современные подходы к установлению маркетинговых коммуникаций предполагают расширение инструментария по взаимодействию с потребителями. Одним из наиболее развивающихся инструментов маркетинговых коммуникаций в последние годы является создание специальных
событий и мероприятий. Коммерческий сектор креативной экономики всё чаще и активнее использует данный инструмент. Телеканалы и музыкальные станции проводят церемонии награждения [8], культурные кластеры создают мультимедийные выставки [9]. Все эти проекты становятся настоящими событиями для жителей Москвы.
Аналогичная ситуация наблюдается и в государственном секторе производства культурных услуг. Например, для московского мегаполиса стало характерным проведение множества акций, направленных на популяризацию деятельности учреждений культуры и привлечение внимания к предоставляемым населению культурным услугам. Наиболее известными и посещаемыми акциями являются «Ночь в музее», «Библионочь», «Ночь в театре», «Ночь искусств», фестиваль «Круг света» [6].
По данным сайта Института социально-культурных программ, «Библионочь - 2015» посетили 150 тысяч человек, а «Ночь в музее» - около 7% москвичей, что составляет более миллиона человек. Интерес к необычному формату типичен для тех, кто не посещает музеи в обычные дни, а в рамках акции можно посетить места в вечернее время и бесплатно [7].
Event-технологии являются особым механизмом организации мероприятий и могут способствовать решению управленческих проблем, сформировать позитивный имидж организаций и поддержать их конкурентоспособность на рынке культурных услуг. Отметим, что специальные события всё чаще выходят за рамки исключительно практического применения, в последние годы они стали предметом научных исследований, например, различные аспекты организации специальных событий рассматриваются в работах отечественных учёных Г. Л. Тульчинского [12], М. Сондера [10], А. Шумовича [13] и других. Авторы анализируют коммуникативные процессы event-менеджмента, инструменты их использования, факторы и условия создания события.
Для понимания сущности event-технологий рассмотрим данное понятие более предметно. Понятие "special events" (специальные события) упоминается в трудах основоположника теории маркетинга - Ф. Котлера, где данное понятие рассматривается «как один из способов формирования имиджа организации, успех которого измеряется интенсивностью его освещения в средствах массовой информации [4, с. 487]».
А. Назимко отмечает, что «событие» в событийном маркетинге - это такое мероприятие, которое изменяет отношение целевых аудиторий к бренду и обладает в их глазах субъективной значимостью [5, с. 30]. Другой event-менеджер - А. Шумович - трактует специальное событие как «уникальный отрезок времени, проводимый с использованием ритуалов и церемоний для удовлетворения особых потребностей аудитории [13, с. 34]». По мнению исследователя и практика: «событие - это то, что отличается от обычной жизни [13, с. 34]».
Специальные события - это не только инструмент особой практики активности человека, но и маркетинговая технология. Специальные события становятся всё более эффективным средством коммуникации. Особенно это заметно в условиях скептического отношения к рекламе и снижения потребительской активности на рынке рекламных услуг. Они представляют собой именно тот инструмент, который способен вызвать яркий эмоциональный отклик у потребителя, вовлечь его в деятельность и создать положительное впечатление и мнение о производителе культурного продукта.
Следовательно, event-технологии - это комплексный современный инструмент развития социально-культурной деятельности в учреждениях культуры, предполагающий повышение уровня компетенции сотрудников учреждений культуры, расширение сети культурных коммуникаций среди населения, повышение качества культурного продукта за счёт реализации функций менеджмента, маркетинга и учёта эмоциональной режиссуры.
Event-технологии сегодня стали частью жизни современного мегаполиса и должны активно использоваться в социально-культурной деятельности учреждений культуры, которым необходимы дополнительные средства, широкая реклама и заинтересованная аудитория. Актуальность интеграции event-технологии в организацию социально-культурной деятельности учреждений культуры подчёркивает и тот факт, что сегодня важной задачей, которая поставлена перед государственным сектором, является повышение активности горожан, развитие их гражданской инициативы и вовлечённости в решение социальных проблем. Специальное событие - именно тот инструмент, который способствует решению данных задач. Событие воздействует на эмоциональную сферу человека и создаёт крепкие связи между участником и организатором.
Необходимо обратить внимание на то, что еvent-технологии выступают средством распространения культурных ценностей среди населения, одновременно с этим являясь механизмом управления и коммуникации между потребителем и производителем культурного продукта, партнёрами и органами власти. Придание мероприятиям учреждений культуры событийной значимости через использование event-технологий будет способствовать их совершенствованию по ряду критериев: обеспечение качественного контента, повышение интереса целевой аудитории к деятельности учреждения культуры, удовлетворённость потребителя культурным продуктом.
Возвращаясь к проблеме привлечения внимания потребителя к учреждениям культуры, отметим, что, в соответствии с получившей в последние годы распространение концепцией интегрированных маркетинговых коммуникаций, все действия организации имеют значение с точки зрения расширения её аудитории. Основная деятельность учреждений культуры
- создание мероприятий и проектов, которые должны становиться событиями, иначе останутся не замеченными.
Для того чтобы мероприятие стало событием, оно должно соответствовать ряду условий: быть привлекательным для СМИ и других информационных источников, в том числе освещаться в сети Интернет, поскольку электронные средства массовой информации являются одним из важных инструментов формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок молодых людей [2, с. 95]; создатели должны обладать высоким уровнем компетентности в области подготовки и проведения мероприятий, для того чтобы обеспечить качественное наполнение и высокий уровень организации.
Конечно, любое событие имеет повод, первопричину его создания, будь то государственное задание, значимые даты, торжество или социально-ориентированная акция. Однако в ходе мероприятия необходимо учитывать интересы зрителей и их потребности. Организаторы событий должны анализировать как социально-культурные, так и витальные потребности человека.
При проведении мероприятий большое значение имеют организация пространства и инфраструктура. Необходимо предусмотреть зоны отдыха для посетителей, точки питания, работу туалетов, а также, если необходимо, обеспечить деятельность спасательных служб. Эти факторы помогут в создании комфортной атмосферы для посетителя.
Очень важно тщательно анализировать характеристики аудитории: возраст, пол, потребности каждого сегмента целевой аудитории, изучать социально-культурные запросы населения.
Культурный продукт должен удовлетворять потребности посетителей. И поскольку ценность социально-культурной деятельности обуславливается свободой выбора [3, с. 56], участники события должны иметь возможность самовыражения, ощущать комфорт во время его проведения и испытывать интерес к происходящему.
Следовательно, при организации и проведении праздничных, интерактивных, культурно-просветительских, досуговых и прочих программ и мероприятий в учреждениях культуры необходимо уделять внимание и культурно-творческой и маркетинговой составляющей. Кроме того, должна быть выработана чёткая стратегия их построения. Важно, чтобы событие становилось единым структурированным механизмом. Процесс его создания включает в себя: организационно-подготовительный этап, разработку плана, этап организации и контроля исполнения, а также оценку результатов, включающую и организацию обратной связи с потребителем культурных услуг.
Важным аспектом event-технологий является развитие сотрудничества с различными учреждениями и организациями, развитие партнёрских
отношений и спонсорства. Такой подход позволит значительно расширить материально-техническую ресурсную базу мероприятия и значительно улучшить его качество.
Особым пунктом в организации мероприятий является выбор каналов распространения информации о нём, для этого необходимо проводить тщательный анализ средств коммуникации, с тем чтобы определить охват, доступность, стоимость, управляемость, авторитетность, сервисность канала и целевую аудиторию. Часто реклама мероприятий в учреждениях культуры сводится к одной или двум афишам в самих учреждениях культуры и сообщениям на официальном сайте. Внедрение механизмов продвижения сможет способствовать «узнаванию» бренда и повышению его статуса среди «клиентов». Необходимо помнить и о значимости участия в городских программах, акциях, культурных форумах и т.п.
Важной составляющей event-технологий является то, как организована и оборудована площадка мероприятия. В течение мероприятия желательно использовать современные аудиовизуальные технические средства для сопровождения текста, голоса, действия на площадке, например, компьютеры, проекторы, световые инсталляции, звуковое оборудование, дымовые машины и другие [12, с. 258]. Мультимедиа позволяют полностью «погрузить» посетителя в атмосферу происходящего.
Помимо слуха и зрения, стоит обратить внимание на другие органы чувств: осязание, обоняние, вкус. Прикосновение влечёт за собой эмоции. Речь идёт обо всём, что окружает участника (посетителя), и о том, с чем он взаимодействует. Важно не только оформление пространства (материалы, ткани, стулья и т.п.), но и способы передачи информации и включения в творческую деятельность: используются как бумага и другие канцелярские товары, так и электронные технологии.
В любом мероприятии важно уделять внимание организации личных контактов посетителя с представителями организаций. Необходима тщательная работа по подготовке персонала мероприятия. Организаторы должны обладать высоким уровнем способности к личной коммуникации, уметь обеспечить определённый уровень комфортного общения, быть полностью информированными обо всём, что происходит на мероприятии. Важно, чтобы у команды организаторов было единое видение мероприятия, что в результате позволит достичь слаженности в работе. Персонал должен быть подготовлен в процессе текущей работы, ответственен, высокоорганизован, быть способным к обдумыванию всего до мельчайших деталей. Группе организаторов необходимо равновесие умений и способностей. И грамотный руководитель должен сбалансировать таланты [1, с. 152].
Успех контактов с посетителями возможен при соблюдении основных принципов: деликатного подхода, тёплого приёма и профессионального
обслуживания. Необходимо помнить основные правила современного делового общения, начиная с дружеского зрительного контакта, вежливого приветствия и заканчивая поиском общих точек соприкосновения.
Таким образом, использование event-технологий при создании социально-культурных мероприятий в учреждениях культуры может способствовать удовлетворению определённых потребностей жителей города, качественному наполнению деятельности участника (посетителя) во время мероприятия и формированию позитивного имиджа учреждения культуры.
В современных условиях event-технологии являются интенсивно развивающейся социальной практикой деловой активности и культурной жизни общества. Внедрение таких технологий в процесс организации социально-культурной работы с населением в учреждениях культуры столицы, а также повышение компетентности специалистов в области создания событий - всё это будет способствовать созданию культурного продукта высокого качества, отвечающего потребностям современного жителя московского мегаполиса.
Литература
1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя-практика / пер. с англ. А. В. Верников. - Москва : Дело ЛТД, 1994. - 317 с.
2. Герасимова И. А. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в условиях современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4 (54).
- С. 92-98.
3. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов и вузов культуры и искусств. - Москва : МГУКИ, 2007.
- 462 с.
4. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы : стратегии маркетинга исполнительских искусств / [пер. с англ. Л. Акопян, Е. Дубинец, С. Грохотов]. - Москва : Классика-XXI, 2004. - 687 с.
5. Назимко А. Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. - Москва : Вершина, 2007. - 282 с.
6. Официальный сайт Департамента культуры города Москвы [Электронный ресурс]. - URL: http://kultura.mos.ru
7. Официальный сайт Московского института социально-культурных программ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.miscp.ru
8. Официальный сайт Национальной телевизионной Премии популярной музыки МУЗ TV [Электронный ресурс]. - URL: http://premia.muz-tv.ru
9. Официальный сайт Центра дизайна "Artplay" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.artplay.ru/events/van-gog-ozhivshie-polotna-20.html
10. Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных меропри-
ятий : техники, идеи, стратегии, методы / пер. с англ. [Д. В. Скворцова]. -Москва : Вершина, 2006. - 543 с.
11. Степанцов П., Чурсина Ю., Напреенко И. Социологические исследования аудитории массовых культурных мероприятий в Москве в 2013-2015 годах : Ночь искусств-2014 и Новогодняя ночь-2014/15. - Москва : МИСКП, 2015.
12. Тульчинский Г Л., Герасимов С. В., Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Лань, 2010. - 481 с.
13. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технологии и практика еуеп1-тападтеп1. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 254 с.
14. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6 (50). - С. 130-134.
15. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 28-35.