Научная статья на тему 'Развитие социально-культурной активности московского студенчества в условиях проектной деятельности'

Развитие социально-культурной активности московского студенчества в условиях проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / SOCIAL AND CULTURAL PROJECT / SOCIAL PARTNERSHIP / CIVIL INITIATIVE / SOCIAL RESPONSIBILITY / CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE AND PRODUCTION ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климкович Евгения Вячеславовна

В статье предпринята попытка теоретического осмысления возможности развития социально-культурной активности студенчества как стратегического ресурса развития общества в целом и сферы культуры в частности. Исследованы роль, место, возможности и особенности социально-культурной деятельности в данном контексте. Представлен анализ практики реализации социальнокультурного проекта, направленного на повышение уровня социально-культурной активности московского студенчества. Одним из значимых аспектов реализации деятельности по формированию личности, адекватной запросам общества, средствами социально-культурной деятельности, по мнению автора, является формирование специфической среды и соблюдение ряда условий, дающих возможность получения необходимого результата деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климкович Евгения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social and cultural activity of Moscow students in the context of project activities

The article attempted to theoretical reflection on the possibilities of development of social and cultural activity of students as a strategic resource the development of society as a whole, and the sphere of culture, in particular. Researched the role, location, features and social and cultural activities in this context. An analysis of the practice of implementing social and cultural project, aimed at improving the social and cultural activity of the Moscow students. One of the significant aspects of implementing adequate identity formation activities demands of society by means of social and cultural activities, according to the author, is the formation of specific environment and compliance with a number of conditions designed to achieve a specific result of the activity.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-культурной активности московского студенчества в условиях проектной деятельности»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

13.00.00 - Педагогические науки

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ МОСКОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгения Вячеславовна КЛИМКОВИЧ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва, Россия

e-mail: klimkovich.ev@mail.ru

В статье предпринята попытка теоретического осмысления возможности развития социально-культурной активности студенчества как стратегического ресурса развития общества в целом и сферы культуры в частности. Исследованы роль, место, возможности и особенности социально-культурной деятельности в данном контексте. Представлен анализ практики реализации социально-культурного проекта, направленного на повышение уровня социально-культурной активности московского студенчества. Одним из значимых аспектов реализации деятельности по формированию личности, адекватной запросам общества, средствами социально-культурной деятельности, по мнению автора, является формирование специфической среды и соблюдение ряда условий, дающих возможность получения необходимого результата деятельности. Ключевые слова: социально-культурная активность, социальное партнёрство, гражданская инициатива, социальная ответственность, креативные индустрии, творческо-производственная деятельность, образовательный процесс, проект.

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF MOSCOW STUDENTS IN THE CONTEXT OF PROJECT ACTIVITIES

E. V. Klimkovich, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of social and humanitarian disciplines and history of law, Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russia

e-mail: klimkovich.ev@mail.ru

The article attempted to theoretical reflection on the possibilities of development of social and cultural activity of students as a strategic resource the development of society as a whole, and the sphere of culture, in particular. Researched the role, location, features and social and cultural activities in this context. An analysis of the practice of implementing social and cultural project, aimed at improving the social and cultural activity of the Moscow students. One of the significant aspects of implementing adequate identity formation activities demands of society by means of social and cultural activities, according to the author, is the formation of specific environment and compliance with a number of conditions designed to achieve a specific result of the activity.

Key words: social and cultural activity, social and cultural project, social partnership, civil initiative, social responsibility, creative industries, creative and production activity, educational process.

Проблема развития социально-культурной активности московского студенчества является одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня. Ежегодно ряды московских вузов пополняют тысячи молодых людей, и большинство из них - это приезжие. Они оказываются в совершенно новой для них социально-культурной среде. Москва открывает перед вновь прибывшими широкие возможности для проведения досуга, саморазвития, самореализации. При контакте с иной социально-культурной средой молодые люди испытывают трудности по её освоению, что нередко приводит к диаметрально противоположному эффекту - возникновению различного рода девиаций.

Актуальной становится проблема поиска форм и методов работы, способствующих адаптации молодых людей к новым условиям, формированию их личности, отличающейся способностью к саморазвитию и самостоятельному решению вопросов социального функционирования.

Вторым важным аспектом рассматриваемой проблематики является формирование у студентов понимания значимости собственного творческого и интеллектуального потенциала для развития социально-культурной среды. Адекватная адаптация молодых людей к новым условиям позволит рассматривать их как важнейший стратегический ресурс развития города.

Одним из направлений деятельности по интеграции студентов в социально-культурное пространство может выступать развитие социально-культурной активности через участие в культурных проектах и мероприятиях.

Существенный вклад в раскрытие характеристик феномена социально-культурной активности, ценностных ориентиров молодёжи, подходов к организации проектной деятельности в исследуемом контексте внесли К. И. Вайсеро, И. А. Герасимова, Ю. Д. Красильников, О. Ю. Мацукевич, Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова, Н. В. Шарковская, Н. Н. Ярошенко и другие [см.: 2; 3; 5; 6; 7; 10; 11].

Так, в исследованиях Н. Н. Ярошенко подчёркивается, что на современном этапе развития общества формируется новая парадигма социально-культурной деятельности, суть которой состоит в развитии социальной активности граждан, что неразрывно связано со свободой и социальной ответственностью личности, проявлением сущностных свойств социального субъекта, активностью, находящей выражение в деятельности. Основным признаком формирующейся парадигмы является привнесение в теорию социально-культурной деятельности представлений и постулатов духовно-ценностного порядка. Формирующаяся парадигма отражает поиск новых подходов к организации социально-культурной деятельности, которые приводят к изменению общественного сознания, позволяют разделить между государством и его членами ответственность по сохранению и развитию общества [11].

Н. В. Шарковская определяет понятие «социально-культурная активность» как качество личности, формирующееся на основе внешних (общественных) и внутренних (психолого-педагогических) факторов, проявляющихся в разных сферах социально-культурной деятельности, и выделяет два класса изучаемого феномена - с творческой и формальной выраженностью [10, с. 15].

Первый класс характеризуется способностью личности к преобразовательным процессам и выработкой собственных моделей социального поведения, второй - отсутствием желания к развитию творческого мышления и социальным инфантилизмом [10, с. 28-29].

Исследователь выделяет три ступени развития социально-культурной активности. На первой, начальной, ступени превалирует эмпирическая составляющая жизненного опыта личности, выраженная конкретными переживаниями культурных событий, имеющих преднамеренный характер. Степень свободы выбора личностью предметных социальных действий незначительна, речь идёт о личностном влечении.

На второй, средней, ступени личность начинает осознавать потребность в социальном взаимодействии с другими субъектами досуговых мероприятий, что способствует проявлению свободы воли в русле стандартов культурной деятельности.

Третья - высшая ступень, на которой прослеживается высокая концентрация эмпирического сознания личности, что создаёт условия для постановки и реализации целей, востребованных в среде конкретной культурной деятельности, для структурирования жизненного опыта личности, обладающего самодостаточной ценностью и способностью актуализироваться во вполне соответствующей культурным интересам ситуации [8, с. 116-121].

Социально-культурная активность представителей студенчества может проявляться через участие в общественных движениях, социально

полезной и культурно-досуговой деятельности, в деятельности по реализации культурных проектов и мероприятий, а также через инициацию перечисленных видов деятельности. Простое участие или вовлечённость студента в мероприятия может рассматриваться как низшая или средняя (при регулярном участии) ступень его активности, а инициация проектов -в качестве своеобразного показателя высокой степени.

Как активная, так и пассивная включённость личности в культурные проекты и мероприятия позволяет человеку расширить свой диапазон знаний, а при активных формах деятельности - овладеть умениями и навыками.

Обратимся к исследованию в области педагогики досуга Ю. А. Стрельцова и Е. Ю. Стрельцовой, которые выделяют несколько сформировавшихся в ходе исторического развития подходов к осмыслению функциональности социально-культурной деятельности. Первый основывается на содержательно-целевом признаке и включает следующие функции: про-светительско-воспитательную, культуротворческую и организации отдыха и развлечения. Основание второго - функции производства, сохранения, распространения и усвоения культурных ценностей. В третьем подходе добавляются функции организации коллективной эмоциональной жизни, формирования общественного мнения, создания культурно развивающей среды, коммуникативная и другие [7, с. 72-78].

Здесь же отмечается, что на современном этапе получил распространение подход, в рамках которого решается проблема всех реально существующих видов социально-культурной деятельности и синтезируются три вектора её развития - культура, общество, человек. Происходит выход на потребности и запросы человека, общества и самой культуры как относительно самостоятельного феномена общественной жизни. Производными векторов становятся креативная, социоорганизующая и личностно-разви-вающая функции.

Креативная функция проявляется через культуротворческую составляющую процесса организации досуга, когда досуговые занятия превращаются в культуротворческий фактор.

Социоорганизующая функция проявляется через возрастающую роль культурного досуга в духовном приобщении человека к социуму, социализацию и социальную адаптацию личности, укрепление общественных связей между людьми.

Личностно-развивающая функция - через приобщение людей к системе культурных ценностей, в процессе которого происходит целенаправленное развитие основных личностных потенциалов, включая познавательный потенциал (что человек знает), ценностно-ориентационный (что человек ценит), творческий (что и как человек созидает), коммуникационный (с кем и как человек общается) [7, с. 29-30].

Теоретические изыскания в области развития социально-культурной активности только тогда являются действительно ценными, если находят отражение в практике проектной деятельности. Здесь следует отметить, что основанием для реализации проектов подобного рода является дея-тельностный подход, истоки которого берут начало в трудах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева [см.: 1; 4].

Суть подхода состоит в том, что процесс обучения - это, прежде всего, деятельность самого обучаемого. Личность не может рассматриваться вне контекста её деятельности, вне её взаимодействия с окружающим миром, взаимоотношений с другими людьми, поскольку сама личность формируется в системе этих отношений. Знания приобретают личностную значимость только в том случае, если они получены в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Функциональные обязанности организаторов проекта при таком подходе сводятся к тому, что они лишь направляют деятельность участников, содействуют их эффективной исследовательской деятельности и помогают подвести её итоги. Подход предполагает соответствие системе дидактических принципов: деятельность - знания передаются в процессе осознанной деятельности; непрерывность - преемственность между ступенями передачи знаний, от простого к более сложному; целостность - знания не должны передаваться фрагментарно, должна формироваться целостная картина мира и своего места в нём; комфортность - предполагает исключение стрес-сообразующих факторов; вариативность - возможность развития вариативного мышления, понимание существования нескольких вариантов решения проблемы, выбор оптимального; творчество - ориентация на творческое начало личности.

В контексте рассматриваемой проблематики рассмотрим такой проект, как «Школа молодого москвича», который реализуется Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Московский многофункциональный культурный центр», начиная с 2014 года. Целевой аудиторией этого проекта является молодёжь, в частности московское студенчество, как стратегический ресурс развития общества. Основная идея состоит в том, чтобы помочь молодым горожанам сориентироваться в столице, пробудить интерес к культурным объектам города, к получению новых знаний о культуре и традициях. Второе предназначение - познакомить студентов московских вузов, приехавших из других городов, с правилами культуры поведения в Москве и тем самым помочь им адаптироваться к жизни большого города1.

Для реализации идеи используются следующие формы работы: мастер-классы, семинары, лекции, городские квесты, интерактивные тре-

1 Официальный сайт Московского многофункционального культурного центра: 1пНр://т-с-m-c.ru/pages/o-tsentre (дата обращения 21.04.2017 г.).

нинги, пешеходные экскурсии по городу, конкурсы. Занятия ведут профессионалы в области искусства, истории, культуры.

Проект реализуется через прохождение серии последовательных этапов. На первом, основном, этапе организуются встречи, семинары, лекции, дискуссии. Студенты получают знания о городе и о том, как можно сделать свою жизнь в городе интереснее. На втором этапе организуются выездные школы для студентов 1-2 курсов, проживающих в общежитиях. Выездные сессии предназначены для закрепления знаний в области проектирования и овладения навыками командной работы по созданию и реализации социально-культурных проектов.

На итоговом этапе студенты приглашаются к участию в ежегодном межвузовском конкурсе «Культурные игры», цель которого - поддержка студенческих социокультурных инициатив, соответствующих приоритетным направлениям развития культурной политики города Москвы.

Задачи конкурса: выявление и продвижение эффективных программ, а также технологий привлечения студенческой молодёжи города Москвы к участию в общественно полезной деятельности; формирование сообщества студенческих лидеров для дальнейшей организационной и культурно-просветительской работы среди московской молодёжи; создание условий для самореализации студентов, содействие и помощь в раскрытии и реализации их личностного и профессионального потенциала; привлечение внимания московских студентов к культурным объектам и событиям столицы.

Достижение цели проекта обеспечивается созданием целого ряда условий: восприятие участника, вовлечённого в процесс социально-культурного проектирования, как субъекта деятельности, как непосредственного проектировщика; наличие познавательного мотива у субъекта деятельности; единство содержательного и образовательного; высокая степень слияния субъекта деятельности и общности (или организации); постановка цели и задач, при которых проектирование деятельности осуществляется субъектом деятельности совместно с профессионалами. Такой подход обусловлен потребностями, системой мотиваций человека, формирующимися целями и задачами, которые обеспечат стимулирующее и развивающее воздействие на всех вовлечённых в процесс участников. В процессе участия происходит перевод действий с внешнего плана на внутренний план участника. В результате его интеллектуальной работы возникают идеи новых проектов, желание участия в них в новом качестве - очевиден переход от пассивных действий к действиям активным.

Реализация проекта основывается на понимании того, что каждая из задач субъекта деятельности должна становиться целью, результат достижения которой выражается в виде обретения конкретных знаний и навыков в области решения поставленной задачи.

Существо деятельности рассматривается:

- как решение задач, где главным является не нахождение правильного ответа, а сам процесс его получения - как способ деятельности, при этом деятельность одновременно является и целью, и результатом;

- как осознание того, что главным результатом деятельности являются изменения в субъекте деятельности, которые выражаются в повышении уровня его компетентности;

- как формирование понимания, что продукт деятельности (знания, умения, навыки) должен стать свойством субъекта.

Создание всех перечисленных условий направлено на развитие высшего уровня социально-культурной активности представителей студенческого сообщества, при котором участники не просто проявляют интерес к проекту и демонстрируют готовность к участию в подобных проектах, а когда у них появляется стойкая потребность к самостоятельному осуществлению подобного рода деятельности.

Практика развития социально-культурной активности студенчества в условиях проектной деятельности на локальном (вузовском) уровне получает всё большее распространение. Так, например, в Московском городском университете управления Правительства Москвы на кафедре социально-гуманитарных дисциплин и истории права с 2015 года на основе исследуемого подхода успешно реализуется проект «Лаборатория квеста».

Рассмотренный в статье подход будет способствовать не только адаптации молодых людей к новым условиям социального функционирования, но и обеспечит вовлечение московского студенчества как важнейшего стратегического ресурса города и носителя огромного интеллектуального потенциала в решение ряда важных городских проблем социокультурного характера.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь : Психика, сознание, бессознательное : собрание трудов / текстологический комментарий И. В. Пешкова. - Москва : Лабиринт, 2001. - 366 с.

2. Вайсеро К. И. Средства культуры как инструмент формирования социальной адекватности будущих управленцев // Вестник Таджикского национального университета. - 2016. - № 3-4 (205). - С. 130-136.

3. Герасимова И. А. Роль личностно-ориентированного подхода в выборе форм досуга молодёжью // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 2 (13). - С. 15-19.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. - 2-е издание. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Мацукевич О. Ю. Развитие социального партнёрство в сфере культуры // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России :

сборник статей по метариалам Всероссийской научно-практической конференции (24-25 января 2013 года). - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С.252-258.

6. Мацукевич О. Ю., Климкович Е. В. Метод организационно-деятельностной игры в обучении основам социально-культурного проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. -№ 6 (74). - С. 160-165.

7. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга : учебное пособие. -2-е изд, испр., и доп. - Москва : МГУКИ, 2010.

8. Шарковская Н. В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3 (71). - С. 116-121.

9. Шарковская Н. В. Генезис понятия «социально-культурная активность» // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования Вып. 3 : сборник статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2013. -- С. 72-81.

10. Шарковская Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05, 13.00.08 / Шарковская Наталия Владимировна ; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2009. - 48 с.

11. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 - Социально-культурная деятельность. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Москва : МГУКИ, 2013. - 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.