Научная статья на тему 'Конституция Кыргызской Республики об охране и защите прав, свобод человека и гражданина'

Конституция Кыргызской Республики об охране и защите прав, свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3649
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / CONSTITUTION OF THE KYRGYZ REPUBLIC / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бидильдаева Гульнара

Статья посвящена защите прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике. Рассматривается анализ положений глав Конституций, где в нем не содержатся перечень основных прав и свобод, в ней только прописаны конституционные принципы и гарантии реализации и обеспечения этих прав и свобод, а также гарантии запрета нарушения этих прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION PROTECTION AND DEFENCE HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CIVIL

Article is devoted to protecting the rights and freedoms of man and citizen in the Kyrgyz Republic. We consider the analysis of the provisions of the constitution, where it does not contain a list of fundamental rights and freedoms, it is only prescribed constitutional principles and guarantees of implementation and enforcement of these rights and freedoms and guarantees of the prohibition of violations of these rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Конституция Кыргызской Республики об охране и защите прав, свобод человека и гражданина»

-ЮРИСПРУДЕНЦИЯ JURISPRUDENCE

УДК 34(575.2)+342(575.2)+342. 7(575.2)

КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Бидильдаева Г.А.

Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызстан

THE CONSTITUTION PROTECTION AND DEFENCE HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CIVIL

Bidildaeva G.A.

Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyzstan

Статья посвящена защите прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике. Рассматривается анализ положений глав Конституций, где в нем не содержатся перечень основных прав и свобод, в ней только прописаны конституционные принципы и гарантии реализации и обеспечения этих прав и свобод, а также гарантии запрета нарушения этих прав и свобод.

Ключевые слова: Конституция Кыргызской Республики, права и свободы человека и гражданина.

Article is devoted to protecting the rights and freedoms of man and citizen in the Kyrgyz Republic. We consider the analysis of the provisions of the constitution, where it does not contain a list of fundamental rights and freedoms, it is only prescribed constitutional principles and guarantees of implementation and enforcement of these rights and freedoms and guarantees of the prohibition of violations of these rights and freedoms.

Key words: Constitution of the Kyrgyz Republic, the rights and freedoms of man and citizen.

В Конституции Кыргызской Республики (2010 г.) правам и свободам человека и гражданина посвящен раздел второй, включающий три главы - «Основные права и свободы», «Права и свободы человека» и «Гражданство. Права и обязанности гражданина».

Глава первая «Основные права и свободы» не уточняет, кому принадлежат права - человеку или гражданину. Анализ положений главы показал, что она не содержит перечня основных прав и свобод; в ней прописаны конституционные принципы и гарантии реализации и обеспечения этих прав и свобод, а также гарантии запрета нарушения этих прав и свобод. Исключение составляет пункт 5 статьи 20, где перечислены некоторые права человека и гражданина: право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства; свобода мысли и мнения; свобода выбирать и иметь религиозные убеждения и этническую принадлежность; право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или его должностными лицами; право на судебную защиту; право на получение образования.

Относительно положений рассматриваемой главы Конституции следует также указать на то, что в ней содержатся нарушения определенных требований законодательной техники. Речь идет о тех требованиях, которые обеспечивают эффективность и результативность правовых норм: лаконичности и компактности изложения правовых норм, сокращения до минимума дублирования норм по одному и тому же вопросу [1].

Так, в пунктах 4 и 5 статьи 20 содержатся гарантии запрета на нарушение определенных прав человека, которые затем дублируются в главе второй «Права и свободы человека». К примеру, запрет на принуждение к определению и указанию своей этнической принадлежности (пп. 9 п. 4 ст. 20) сформулирован в этой же статье (пп. 6 п. 5, ст. 20) и в статье 38 в виде права человека. Право

свободно выбирать и иметь свои религиозные убеждения (пп. 5 п. 5 ст. 20) продублировано в пункте 4 статьи 32; право на судебную защиту (пп. 8 п. 5 ст. 20) предусмотрено в пункте 1 статьи 40; право на свободу мысли и мнения (пп. 4 п. 5 ст. 20) закреплено в пункте 1 статьи 31 и т.д.

Как видно, беспредметное повторение одних и тех же положений вносит «путаницу» и усложняет восприятие конституционных положений. Ситуацию усложняет и то обстоятельство, что одни и те же права сформулированы либо в виде запрета нарушения этих прав, либо в виде гарантий этих прав. Довольно сложно разобраться в теоретических «нюансах» таких сложных правовых категорий как «правовой принцип», «гарантии», «запреты». Поэтому представляется целесообразным придерживаться терминологической точности, избегать излишних повторений одних и тех же положений. О не допустимости повторного изложения текста статьи (пункта) в других статьях (пунктах) гласит и Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года N 241 (п. 1 ст. 11). Как уже было сказано, от краткости и ясности правовых предписаний зависит качество нормативного акта и эффективность его применения.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. В статье 16 Конституции закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Этим правилом подчеркивается запрет на нарушение прав, недопустимость их ограничения. Это конституционное положение, как представляется, применимо ко всем правам и свободам человека и гражданина. Поэтому выделение запретов на ограничение каких-либо прав и свобод в отдельную статью признается нами нецелесообразным. В свою очередь вполне логично и последовательно запреты на нарушение прав и свобод вписаны в статьи главы второй «Права и свободы человека». Такое расположение норм обеспечивает логику в изложении текста нормативного акта и связь правовых предписаний между собой.

Глава вторая, как уже было отмечено, называется «Права и свободы человека». Из 29 статей, включенных в эту главу, 23 - посвящены правам и свободам человека. Закрепленные в этой главе права и свободы классифицированы и изложены в той последовательности, которая принята в международно-правовых актах и науке конституционного права. Учитывая значимость и фундаментальный характер общечеловеческих ценностей, законодатель вначале закрепил личные, политические, а затем социально-экономические и культурные права человека. Такая последовательность изложения перечня прав и свобод человека отвечает принципам приоритетности и значимости их для государства, его органов и должностных лиц.

Каждое провозглашенное право человека подкрепляется набором конституционных гарантий обеспечения и зашиты этих прав. Практически в каждой статье сформулированы запреты нарушения этих прав.

Правам и обязанностям граждан Кыргызской Республики посвящено 10 статей Конституции. В двух из них содержатся общие положения о гражданстве и политических правах: право участвовать в обсуждении и принятии решений республиканского и местного значения; избирательные права; право проводить народные курултаи; право получать информацию от государственных органов о бюджете страны; право на поступление на государственную и муниципальную службу (ст. 52). В двух статьях прописаны обязанности граждан: оплата налогов и сборов; защита Отечества (ст.ст. 54, 55). Отдельная статья посвящена гарантиям социально-экономических прав (ст. 53). Статья 50 содержит гарантии права на гражданство.

В главу о правах и обязанностях граждан включены нормы, регламентирующие организацию и деятельность адвокатуры, третейских судов и судов аксакалов (ст. ст. 57-59).

Как видно из текста главы граждане Республики обладают только политическими и социально-экономическими правами и свободами. При этом перечень указанных прав достаточно ограничен. В связи с этим возникает вопрос, почему указаны только политические и некоторые социально-экономические права и их гарантии? Как известно, граждане обладают и личными правами, которые прописаны в другой главе о правах человека.

Не совсем понятно включение в эту главу общих положений об адвокатуре, третейских судах и судах аксакалов. Очевидно, законодатель стремился обеспечить конституционную основу этим институтам и полноту правового регулирования. Включение в эту главу норм об адвокатуре объясняется, по всей вероятности и тем, что адвокат оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам при защите их прав, свобод и законных интересов [2].

Являясь одним из видов общественных объединений, адвокатура отделена от государственных органов; ее правовой статус определяется специальным законом. Признавая целесообразность конституционного закрепления права каждого на адвокатскую помощь (п. 5 ст. 24), мы вместе с тем не можем согласиться с включением норм о правовом статусе адвокатуры в главу о правах и обязанностях граждан. Организация и деятельность адвокатуры как самоуправляющегося профессионального сообщества адвокатов детально регламентируется специальным Законом Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности».

Полагаем, что этот вывод должен касаться и соответствующих положений Конституции о третейских судах и судах аксакалов.

Поскольку речь в данном разделе работы идет о правах и свободах человека и гражданина, следует сказать об определенных «изъянах» законодательной техники и в этом разделе Конституции. На наш взгляд, не было необходимости делить положения о правах и свободах человека и гражданина на три самостоятельные главы. В целях адекватного изложения юридических предписаний, их компактности и внешней упорядоченности формы закона целесообразно, на наш взгляд, объединить эти три главы в один раздел «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Права и свободы человека абсолютны как высшая ценность, поэтому посягательство на них диктует необходимость обеспечения охраны и защиты путем закрепления соответствующих конституционно-правовых норм. В этой связи уместно замечание Е.Н. Хазова о том, что, несмотря на многообразие подходов к пониманию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита признается как важнейшее условие развития цивилизованного государства и общества [3].

В конституционной доктрине содержатся различные точки зрения относительно определения понятий «охрана» и «защита» прав и свобод личности, их соотношения. Многообразие различных подходов к пониманию этих терминов объясняется сложностью и многогранностью рассматриваемых понятий. По справедливому замечанию Е.В. Вавилина, это создает «запутывание», определенные сложности при их применении [4]. В этой связи считаем необходимым изложить существующие точки зрения по данному вопросу и предложить собственное видение проблемы.

Так, ученые Н.В. Витрук и Л.Д. Воеводин считают, что термины «охрана» и «защита» являются синонимами, являются составными частями единого целого - «охраной (защитой)» прав и обязанностей [5].

По мнению других специалистов, эти понятия смежные и очень близкие, но, в тоже время, они не синонимичны и обладают своим собственным содержанием [6]. Под охраной понимается деятельность органов государства, местного самоуправления и общественных организаций, индивидов по обеспечению реализации прав и свобод; охрана рассматривается как часть системы юридических гарантий прав и свобод. А под защитой понимается «механизм принудительной реализации прав и свобод», который обеспечивается этими же субъектами [7].

Существует также мнение, что термин «охрана» шире и включает в себя понятие «защита». Охрана понимается в широком смысле и состоит из двух составляющих: «пассивной» - фаза ожидания и контроля (охрана в узком смысле слова) и «активную» - фаза действия, реагирования на совершенное противоправное действие (защита) [8].

Согласно другой позиции, защита есть момент охраны, одна из ее форм, и наступает тогда, когда налицо реальная угроза нарушения прав и свобод [9].

В современных исследованиях российских ученых рассматривается вопрос о конституционной защите, под которой понимается применение мер органами государственной власти и субъектами гражданского общества, а также самими гражданами при нарушении или отрицании прав и свобод человека и гражданина [10].

Поддерживая мнение российских ученых о необходимости разграничения понятий «охрана» и «защита» прав и свобод личности, автор в свою очередь не совсем согласен с предложенной ими трактовкой как охраны, так и защиты прав человека. По мнению автора, охрану прав и свобод следует рассматривать не как часть системы гарантий, а как систему законодательно закрепленных государственных мер, обеспечивающих условия для реализации прав и свобод личности. В эту систему входят гарантии прав и свобод (правовые, организационные, технические и т.д.), средства и методы их обеспечения, в совокупности создающие условия и возможности для реализации прав и свобод человека и гражданина. Формально закрепленные права и свободы должны быть гарантированы государством, т.е. государство должно предпринимать специальные меры, чтобы обеспечить то, что продекларировано на конституционном уровне. Гарантии - это конкретные меры государства, создающие условия для реализации прав и свобод.

Что касается определения «защиты» прав и свобод человека как «механизма принудительной реализации прав и свобод». В данном случае не совсем понятно, почему нужно принуждать к реализации прав и свобод. Известно, что закрепленные в Конституции и других нормативных актах права и свободы личности, - это, прежде всего, субъективные права индивида, и реализуются они в такой форме реализации права как использование, т.е. субъект использует, реализует свои права по собственному усмотрению и желанию (выделено - мной). А органы государственной власти обязаны обеспечивать их, охранять и защищать в случае посягательства на них. Защита нарушенных прав и свобод человека должна быть одной из основных обязанностей современного государства, всех его органов и должностных лиц.

Таким образом, защита рассматривается нами как незамедлительная реакция государства, его органов и должностных лиц на нарушение каких-либо прав и законных интересов человека и гражданина, выразившаяся в конкретных государственных мерах, предпринимаемых для восстановления нарушенных прав, закрепленных на конституционном уровне.

Согласно Конституции Кыргызской Республики права и свободы человека признаются высшей ценностью, действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности органов государственной власти (п. 1 ст. 16), а их охрана и защита является обязанностью государственных органов. Конституция содержит нормы, которые прямо или косвенно направлены на их охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Особо следует отметить, Основной закон предусматривает преимущественно защиту, а не охрану прав и свобод.

Конституция гарантирует защиту: лиц, находящихся на ее территории и под ее юрисдикцией (п. 2 ст. 16);всех форм собственности граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 12, пп. 7 п. 1 ст. 88); национальной безопасности, общественного порядка (п. 2 ст. 12); право на судебную защиту (п.п. 8 п. 4 ст. 20, п. 1 ст. 40); от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека (п. 4 ст. 29); гражданами своих прав и свобод (п. 2 ст. 40); право каждого обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав (п. 2 ст. 40); граждан КР за пределами республики (п. 5 ст. 50); страны и безопасности граждан (п. 4 ст. 64).

Известно, что признание и закрепление основных прав и свобод личности, обязательности их охраны и защиты на конституционном уровне является признаком правового государства. Однако для их обеспечения и реализации необходимы определенные условия и механизмы. В этом смысле «условиями и механизмами» являются гарантии, содержащиеся в нормах Конституции. Гарантии являются не только средствами, способами обеспечения и реализации конституционных норм, но средством всесторонней охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В общем виде под гарантиями прав и свобод человека и гражданина понимается система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод [11].

В других источниках уточняется, что это «положительно действующие» условия и средства [12]. Данное определение гарантий является достаточно обширным: оно охватывает различные виды гарантий, формы и качество их выражения, способы обеспечения, а также условия для реализации прав и свобод. Оно также указывает и субъектов (все и каждый), права которых должны быть обеспечены.

Согласно существующей в теории конституционного права классификации гарантии прав и свобод личности подразделяются на две группы: общие конституционные и специальные конституционные (гарантии правосудия) [13].

Из всей системы гарантий именно общие конституционные гарантии являются основой, базой гарантирования основных прав и свобод, поскольку представляют собой совокупность социально-правовых институтов, методов и средств обеспечения и защиты основных прав и свобод, поскольку устанавливают наиболее важные ценностные ориентации личности [14]. Они обладают следующими особыми свойствами: высшей юридической силой и повышенной правовой охраной; обязательно конкретизируются в отраслевом законодательстве. К ним относятся: конституционно-судебный механизм; судебная защита; законная самозащита человеком своих прав и свобод; административно-правовая и международная защита.

К специальным конституционным гарантиям относятся: гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения.

Как видно, в Конституции Кыргызской Республики предусмотрена целая система гарантий; гарантируется не только обеспечение, но и охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

В систему защиты конституционных прав человека и гражданина входят: Президент, все органы государственной власти, уполномоченный по правам человека (Акыйкатчы) и органы местного самоуправления.

Конституция Республики не содержит норм, прямо указывающих на то, что Президент Кыргызской Республики выступает гарантом прав и свобод человека, участвует в охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Такая норма содержалась в Конституции 1993 г., в статье 42 которой говорилось о том, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан Кыргызской Республики (выделено - мной). Как видно и в Конституции 1993 г. Президент выступал гарантом прав и свобод только граждан Кыргызстана; гарантии не распространялись на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Косвенно права и свободы защищаются Президентом при объявлении военного положения и при осуществлении помилования (п.п. 9, 10 ст. 64). Как и в Конституции 1993 г. защищаются права и свободы только граждан Кыргызстана.

Отсутствие в действующей Конституции страны нормы о том, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина рассматривается нами как недостаток Основного закона, поскольку существенно снижает значимость института прав человека и гражданина не только для государственных органов, но и для всего общества. Поэтому восстановление этой нормы в Конституции страны необходимо; это повысит гарантии охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, ограничивая возможный произвол со стороны органов государства и его должностных лиц.

Уместно, в связи с этим, привести пример закрепления этой нормы в конституциях других постсоветских государств. В частности, в Конституциях Российской Федерации, Республики Казахстан президенты являются гарантами Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 80 и соответственно п. 2 ст. 40).

В связи с этим считаем необходимым включить в ст. 60 Конституции страны положение следующего содержания: «Президент Кыргызской Республики является гарантом Конституции Кыргызской Республики, прав и свобод человека и гражданина».

Юридическим обеспечением прав и свобод человека и гражданина являются нормы Конституции, закрепляющие полномочия Жогорку Кенеша (парламента Кыргызской Республики) по

принятию законов, ратификации и денонсации международных договоров, касающихся прав и свобод, актов об амнистии, утверждению общегосударственных программ развития Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш заслушивает ежегодные доклады Акыйкатчы (Омбудсмена) и отчеты об исполнении законов и других актов по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике (п.п. 6, 8 ст. 74).

Важными с точки зрения обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются конституционные нормы, регламентирующие полномочия Правительства Кыргызской Республики в этой сфере. В соответствии с Конституцией Правительство осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка, защите конституционного строя, мер по укреплению национальной безопасности и правопорядка, борьбе с преступностью (п.п. 2, 3, 4 ст. 88).

В охране и защите прав и свобод человека и гражданина важную роль играют органы судебной власти. При отправлении правосудия судьи руководствуются целой системой конституционных принципов судопроизводства. Конституционная палата Верховного суда, осуществляя конституционный контроль, признает неконституционными законы и иные акты, противоречащие Конституции. Каждый вправе оспорить конституционность закона, если считает, что ими нарушаются права и свободы. В Конституции сформулировано следующее важное положение: суд по жалобам граждан, чьи права были нарушены, в каждом конкретном случае пересматривает судебные акты, основанные на неконституционных законах.

Защита прав и свобод осуществляется самим человеком и гражданином и выражается в праве каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 39); в уголовно-правовой и гражданско-правовой защите (ст. 40); в праве каждого на обращение в государственные и органы местного самоуправления (п. 1 ст. 41); в праве обращаться в международные органы за защитой нарушенных прав (п. 2 ст. 41). О расширении возможностей и рамок участия самого человека в защите своих прав гласит норма Конституции о вправе каждого осуществлять любые действия и деятельность, не противоречащие закону, т.е. человек может защищать свои права и свободы всеми способами и средствами, не запрещенными законом (ст. 18).

В то же время Конституция допускает ограничение прав и свобод для защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 20). Такое ограничение предусмотрено и международными правовыми актами, целью которого является обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворение справедливых требований морали, общественный порядок и общее благосостояние.

Как видно из последовательности изложения целей вводимых ограничений прав и свобод приоритетным для государства является обеспечение безопасности нации, а затем уже прав и свобод человека и гражданина. В таком расположении норм Конституции мы усматриваем некую непоследовательность общей конституционной концепции о защите прав человека и гражданина, согласно которой приоритетным для государства признается личная безопасность человека. Оно также не соответствует основной идее Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики о приоритетной защите прав и свобод личности. Только обеспечив личную безопасность человека можно осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.

Таким образом, изучение и анализ конституционных основ охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина позволили автору сделать определенные выводы.

1. Суть Конституции страны состоит в том, что она является базой для юридической практики, поэтому при ее разработке необходимо в первую очередь тщательно и точно продумать логичность структуры документа, не допускать многозначности и дублирования его норм.

2. Система основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленная в Конституции Кыргызской Республики, построена с учетом основных положений теории о естественных и позитивных правах человека.

3. Охрану прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать не как часть системы гарантий, а как систему юридически закрепленных государственных мер, обеспечивающих условия и возможности для реализации прав и свобод личности. В эту систему входят правовые, организационные, технические средства и методы их обеспечения.

4. Защита прав и свобод человека и гражданина - есть незамедлительная реакция государства, его органов и должностных лиц на нарушение прав и законных интересов человека и гражданина, выразившаяся в конкретных государственных мерах, закрепленных на конституционном уровне и предпринимаемых для восстановления нарушенных прав.

5. Содержащиеся в Конституции Кыргызской Республики гарантии прав и свобод представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодополняемых гарантий; они соответствуют определенным формам реализации прав и свобод человека и гражданина, обусловлены уровнем социально-экономического, политического и правового развития страны.

6. Гарантии прав и свобод человека и гражданина, отраженные в Конституции Кыргызской Республики, относятся к различным отраслям права: конституционному, уголовному, гражданскому, административному, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, финансовому, экологическому, трудовому, международному.

7. Основными субъектами охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина являются: Президент Кыргызской Республики, органы государственной власти, сам человек.

8. Конституционные положения об охране и защите прав и свобод человека и гражданина свидетельствуют о формировании качественно новых взаимоотношений между государством и человеком: человек осознает важность и значимость своей личности для государства, выразившееся в расширении возможностей и способов самозащиты.

Библиографический список

1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. - С. 313.

2. Закон Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности» № 114 от 21 октября 1999 года. В редакции Закона Кыргызской Республики от 24 марта 2004 года № 47.

3. Хазов, Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации) / Автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.02 /Е.Н. Хазов - М., 2011. - С. 3.

4. Вавилин, Е.В. Правовая политика в сфере защиты гражданских прав // Российская правовая политика. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. - С. 276.

5. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. - С. 532-536.; Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. - С. 254.

6. Попов, З.В. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: ) / : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / З.В.Попов. - Челябинск, 2004. - С. 9.; Петрашко И.А. Уголовно-правовые аспекты законодательного закрепления категории «Уголовно-правовая охрана трудовых прав».

7. Лукьянова, Н.А. Преступления против трудовых прав граждан: ) / : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Н.А. Лукьянова. - Самара, 2005. - С. 4.

8. Сайгашкин, А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: ) / : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / А.Н. Сайгашкин. - Саратов, 2006. - С. 8

9. Абрамов, В.И. Соотношение понятий «охрана» и «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право, 2006. - № 6. - С. 69.

10. Шахбанова, Ю.А. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Дагестан: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 /Ю.А. Шахбанова. - Пенза, 2011. - С. 5.

11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. - С. 504;

12. Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. - С. 305.

13. Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. - С. 226.

14. Туманов, В.А. Учения о праве// Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. - С. 11-21; Мальцев Г.В. Права и свободы человека Теория права и государства. Учебник., М., 1995. - С. 217-219.

Bibliograficheskij spisok

1. The theory of state and law. Textbook for law schools and faculties. Ed. VM Korelskogo and VD Perevalova - M .: Publishing Group NORMA-INFRA. M., 1998. - S. 313.

2. The Law of the Kyrgyz Republic "On Advocacy» № 114 dated October 21, 1999. As amended by the Law of the Kyrgyz Republic on March 24, 2004 № 47.

3. Hazov, E.N. Constitutional guarantees of rights and freedoms of man and citizen in Russia: theoretical foundations and problems of implementation) / Author. dis. ... Doctor. jurid. Sciences: 12.00.02 /E.N. Hazov- M., 2011. - S. 3.

Тувинский государственный университет

4. Vavilin, E.V. Legal policy In the sphere of human rights // the Russian legal policy. A course of lectures / Ed. NI Matuzova and AV Malko. M., 2003. - S. 276.

5. Theory of State and Law / Ed. VK Babaev. M., 2002. - S. 532-536 .; Voevodin LD Constitutional rights and duties of Soviet citizens. M., 1972. - S. 254.

6. Popov, Z.V. Safety and protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation) /: Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 / Z.V.Popov. - Chelyabinsk, 2004. - 9 pp.; Petrashko IA Criminal legal aspects of legislative consolidation category "Criminal legal protection of labor rights."

7. Lukyanov, N.A. Crimes against labor rights:) /: Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.08 / NA Lukyanov. - Samara,

2005. - P. 4.

8. Saygashkin, A.N. Criminal legal protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation) /Author. dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 / AN Saygashkin. - Saratov, 2006. - P. 8

9. Abramov, V.I. Value concepts of "security" and "protection", "warranty", "ensure" the rights of the child // State and Law,

2006. - № 6. - S. 69.

10. Shakhbanov, Y.A. Protection of constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Republic of Dagestan: Author. dis. cand. jurid. Sciences: 12.00.02 /YU.A. Shakhbanov. - Penza, 2011. - S. 5.

11. The theory of state and law. Textbook for law schools and faculties. Ed. VM Korelskogo and VD Perevalova. - M .: Publishing Group NORMA-INFRA. M., 1998. - S. 504;

12. Vitruk, N.V. The general theory of the legal status of a person. M .: Norma, 2008. - 305 pp.

13. Baglai, M.V., Gabrichidze, B.N. Constitutional law of the Russian Federation. M., 1996. - S. 226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mist, V.A. Theory of law // General Theory of Law. Lectures. Nizhny Novgorod, 1993. - P. 11-21; GV Maltsev Human rights and freedoms Theory of Law and State. Textbook., M., 1995. - S. 217-219.

Бидильдаева Гульнара - доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Конституционное право и тендерная политика». Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызстан

Bidildaeva Gulnara - Dr Law, Associate Professor, Head. UNESCO Chair "Constitutional rights and gender policy". Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyzstan

УДК 341.222+351.746.1

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЕЕ ПОГРАНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Волосюк Т.П.

Одинцовский гуманитарный университет, Голицыно

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL VIEW ON THE PRESENT STATE BOUNDARIES OF RUSSIA AND PROPOSALS FOR ITS BORDER ORGANIZATION

Volosyuk T.P.

Odintsovo Humanitarian University, Golitsyno

В статье исследуются направления совершенствования отечественной пограничной организации в предвидении отнюдь не умозрительного силового противоборства с высокотехнологичным противником. Существенным моментом сегодняшней ситуации является пока еще сохраняющаяся возможность что - либо изменить в свою пользу в предстоящем противоборстве, необходимо попытаться максимально использовать отведенное время, прилагать конкретные усилия, настойчиво искать приемлемые решения и добиваться их внедрения в практику.

Ключевые слова: война как способ существования современной цивилизации; традиционные причины и изменчивый характер современной войны, изменение роли и места пограничной сферы и пограничной военно-силовой организации государства; необходимость ускоренного комплексного совершенствования пограничной организации как рациональный ответ на новые вызовы и угрозы пограничной безопасности.

The article investigates the ways of improving national border organization in anticipation of not speculative power struggles with high-tech adversary. An essential feature of the current situation is still the possibility that the continuing - any

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.