Научная статья на тему 'Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4871
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / БЕЗОПАСНОСТЬ / FOREIGN CITIZENS / RESTRICTION / RIGHTS AND FREEDOMS / OFFENSE / LEGAL REGIME / LEGAL STATUS / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Юрий Васильевич

Предметом настоящего исследования является ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. Цель работы заключается в исследовании института ограничения иностранных граждан как одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности. Актуальность темы обусловлена, прежде всего интересами национальной безопасности, так как вводя данный правовой институт государство ограждает себя от негативного воздействия иностранных граждан, которые в силу своих определенных качеств могут повлиять на социальные, экономические, политические устои и безопасность России в целом. Автором анализируются нормативная правовая база, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации относительно ограничения прав и свобод иностранных граждан. С учетом полученных результатов, анализа судебной практики и научных взглядов по данной тематике автором используется широкий подход к исследованию понятия «ограничение прав и свобод». В работе указано, что именно обеспечение национальной безопасности является первостепенной задачей государства, при этом даже права и свободы иностранных граждан нельзя ставить «на чашу весов», которые бы перевесили интересы личности, общества и государства. Кроме того в интересах национальной безопасности государство вправе устанавливать в отношении иностранных граждан необходимые ограничения вплоть до применения репрессивных методов, если в этом возникнет необходимость. В заключение дана авторская дефиниция «ограничение прав и свобод иностранных граждан, устанавливаемое в интересах национальной безопасности», а также выявлены факторы, от которых зависит ограничение прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens and persons without citizenship as element of safety related system national security of the Russian Federation

Subject of this research is restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens and persons without citizenship. The purpose of wok consists in research of institute of restriction of foreign citizens and persons without nationality as one of basic elements of ensuring national security. The urgency of a subject is caused, first of all, by interests of national security. By entering this legal institute, the state protects itself from negative impact of foreign citizens which to certain qualities can negatively affect social, economic, political foundations and safety of Russia as a whole. The author analyzed regularity legal base, position of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation concerning restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens. The author demonstrated the need to use a broad-gauge line to the concept "restriction of the rights and freedoms" taking into account the received results of the analysis of court practice and scientific approaches of this theme. The idea that ensuring national security is a paramount task of the state is specified in this work, thus even the rights and freedoms of foreign citizens cannot be put on «a bowl of scales» which would move interests of the personality, society and the state. Thus, in interests of national security the state has the right to establish necessary restrictions concerning foreign citizens, up to application of repressive methods in case of a need. In, the conclusion of wok author gave in his work a legal definition to the term «restriction of the rights and freedoms of foreign citizens in the interest national security», and also elicited factors from which depend up restriction of the rights and freedoms of the foreign citizens who are lawfully stay in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 342.922 ББК 67.401 О Ю.В. Морозов

Ю.В. Морозов

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предметом настоящего исследования является ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. Цель работы заключается в исследовании института ограничения иностранных граждан как одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности. Актуальность темы обусловлена, прежде всего интересами национальной безопасности, так как вводя данный правовой институт государство ограждает себя от негативного воздействия иностранных граждан, которые в силу своих определенных качеств могут повлиять на социальные, экономические, политические устои и безопасность России в целом. Автором анализируются нормативная правовая база, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации относительно ограничения прав и свобод иностранных граждан. С учетом полученных результатов, анализа судебной практики и научных взглядов по данной тематике автором используется широкий подход к исследованию понятия «ограничение прав и свобод». В работе указано, что именно обеспечение национальной безопасности является первостепенной задачей государства, при этом даже права и свободы иностранных граждан нельзя ставить «на чашу весов», которые бы перевесили интересы личности, общества и государства. Кроме того в интересах национальной безопасности государство вправе устанавливать в отношении иностранных граждан необходимые ограничения вплоть до применения репрессивных методов, если в этом возникнет необходимость. В заключение дана авторская дефиниция «ограничение прав и свобод иностранных граждан, устанавливаемое в интересах национальной безопасности», а также выявлены факторы, от которых зависит ограничение прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранные граждане, ограничение, права и свободы, правонарушение, правовой режим, правовой статус, безопасность.

■ опрос ограничения прав и свобод Г^С иностранных граждан1, оставаясь на Д * сегодняшний день весьма актуальным, является предметом научных дискуссий и исследований, посвященных не только правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации (далее - РФ), но и вопросу обеспечения баланса безопасности государства и соблюдения прав человека [17, с. 84]. Кроме того, данная тема достаточно часто становится предметом рассмотрения дел Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и иными судами.

Как отмечает Д.В. Зорькин: «Не надо быть пророком, чтобы понять, что главной конституционной проблемой для государства в этих условиях станет разрешение противоречия между обязанностью гарантировать права и свободы человека и гражданина, с одной стороны, и необходимостью обеспечивать национальную безопасность - с другой» [16, с. 2].

Учитывая, что рассматриваемый институт ограничения прав и свобод иностранных граждан имеет глубокое не только теоретическое, но и практическое значение в данной работе предпринята

Категория «иностранный гражданин» используется в статье и по отношению к лицам без гражданства, за исключением специально оговариваемых случаев, когда федеральным законом либо международным правовым актом для лиц без гражданства установлены особые правила.

попытка внести лепту в исследование указанного правового института как одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности РФ.

Так, иностранные граждане, являясь особым субъектом правоотношений, возникающих в рамках реализации правовых режимов, устанавливаемых в отношении данной категории лиц, обладают особым правовым статусом, устанавливаемым нормами международного права, Конституцией РФ [1], а также федеральными законами РФ.

Конституция РФ, будучи основным гарантом прав и свобод лиц, законно находящихся на территории РФ, указывает, что в России, как демократическом правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита на основе равенства всех перед законом и судом - обязанностью государства [7]. Между тем ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предполагает исключение, заключающееся в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. При этом данные ограничения допускаются в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предполагая основания для введения ограничений, Конституция РФ [1, ч. 3 ст. 62], в частности определяет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с

федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Кроме того, в соответствии с нормативными правовыми актами органы исполнительной власти в рамках закона, реализуя свои полномочия по обеспечению безопасности государства, вправе ограничивать права и свободы иностранных граждан, находящихся на территории РФ. Более того, наделяя уполномоченные органы власти соответствующими функциями, законодатель предусмотрел условия, при которых определенная их деятельность, связанная с ограничением прав и свобод иностранных граждан, может быть прекращена [11, ст. 6; 15, ч. 5 ст. 5].

Давая правовую оценку понятию «ограничение прав и свобод человека», Верховный Суд РФ указал, что под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод [6].

Из представленного выше видно, что ограничение прав и свобод иностранных граждан, как правовая категория включает в себя достаточно широкий спектр оснований, по которым оно может вводиться. Принимая во внимание данную особенность, автор полагает, что понятие «ограничение прав и свобод иностранных граждан» следует рассматривать в широком смысле его толкования.

Учитывая изложенное, предлагается более подробно раскрыть обстоятельства, при которых возможно ограничение прав и свобод иностранных граждан.

Так, к первому виду ограничений следует отнести ограничения, формирование которых связано с введением особых правовых режимов.

Указанные ограничения, устанавливаясь в рамках особых правовых режимов на основании чрезвычайного законодательства, направлены не только на ограждение иностранных граждан от негативных факторов, послуживших основанием для введения режимов, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и государства, но и возможных негативных проявлений со стороны самих иностранных граждан. При этом Конституционный Суд РФ указал, что ограничение прав и свобод граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может осуществляться только путем принятия федерального закона [5]. Так, правовое регулирование введения чрезвычайного положения осуществляется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [8]. В соответствии со ст. 4 и 5 данного

Закона введение чрезвычайного положения осуществляется на основании Указа Президента РФ, где помимо основных тезисов излагается перечень временных ограничений прав и свобод, к числу которых относятся ограничение на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее и др.

Аналогичные ограничения предусмотрены в период введения военного положения, при котором может применяться изоляция иностранного гражданина государства, воюющего с РФ, и устанавливаться запреты либо ограничения на выезд за пределы территории РФ [9].

Немаловажное место в системе особых правовых режимов отводится режиму контртеррористической операции, в рамках которого также предполагается ограничение прав и свобод лиц, находящихся на соответствующей территории. Так, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [14], при введении указанного режима предусматривает проведение комплекса мероприятий, к числу которых, в частности относит: проверку документов лиц, удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, временное отселение лиц, проживающих в районе проведения операции, введение контроля телефонных переговоров и иной информации и т.д.

Как мы видим, исходя из содержания федеральных конституционных законов, вводимые особые правовые режимы могут выражаться в ограничении въезда, пребывания и выезда с режимной территории; в запрете передвижения по указанной территории и осуществления различного рода деятельности; в выдворении с режимной территории лиц, нарушивших режимные правила и т.д.

По мнению автора необходимо согласиться с Ю.Г. Федотовой, которая отмечает, что в целом национальными интересами личности, общества и государства в сфере государственной безопасности являются: поддержание незыблемости

конституционного строя; содействие эффективному функционированию институтов государственной власти, политической, экономической и социальной стабильности, другим условиям, способствующим успешной реализации внешней и внутренней политики государства и т.д. [20, с. 21-28]

Из контекста следует, что вводимые ограничения прав и свобод в период установления особых правовых режимов являются вынужденной мерой и носят временный характер. Данные ограничения являются допустимыми, так как относятся к мерам, направленным на достижение целей, поставленных при введении особых режимов. При этом основной целью вводимых ограничений является обеспечение безопасности.

Конституционный Суд РФ [4], подтверждая обоснованность озвученной нами позиции, указывает, что введение особых режимов должно быть не только

юридически, но и социально оправданным; при допустимости ограничения того или иного права должны использоваться не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, а именно, права и свободы человека могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.

A.B. Мелехин в своей работе пишет: «чтобы гарантировать безопасность граждан от проявляемого в различных формах насилия, государство до ввода в действие норм чрезвычайного законодательства в качестве меры предупредительного характера вправе потребовать от общества предоставления себе прав на возможность ограничения некоторых

конституционных прав и свобод» [19].

Приведенные выше доводы свидетельствуют о том, что характер ограничений прав и свобод иностранных граждан зависит, прежде всего, от особенностей вводимых правовых режимов, заключающихся в том, что они вводятся на конкретной территории; введение данных режимов носит, прежде всего, временный характер; в период введения особых режимов ужесточаются меры юридической ответственности лиц, находящихся в зоне их введения; в каждом случае введения особых режимов сопровождается установлением перечня ограничений, присущих конкретному особому правовому режиму.

Второй вид ограничений включает в себя ограничения, вводимые в период действия правовых режимов, устанавливаемых законодательством, не являющимся чрезвычайным.

В силу многообразия правовых отношений, участниками которых являются иностранные граждане, группа данных правовых режимов включает в себя две подгруппы.

К числу первой подгруппы следует отнести режимы, специально устанавливаемые в отношении иностранных граждан (режим пребывания, режим въезда-выезда, режим регистрации, режим транзитного перемещения и т.д.).

Ко второй подгруппе относятся общие правовые режимы, участниками которых помимо граждан РФ являются иностранные граждане (режим государственной границы РФ, режим в пунктах пропуска через государственную границу РФ, паспортно-визовый режим, режим государственной тайны и т.д.).

Предполагая введение ограничений в рамках «не чрезвычайных» правовых режимов, законодатель установил их перечень с учетом правового статуса иностранных граждан. При этом устанавливаемые ограничения носят избирательный характер и могут не распространяться на граждан РФ.

В отличие от ограничений, вводимых в рамках особых правовых режимов, ограничения, устанавливаемые вышеуказанными режимами, носят более длительный либо постоянный характер. К

числу таковых, следует отнести ограничения в посещении отдельных территорий, ознакомлении с информацией, составляющей государственную тайну, передвижении по территории государства, осуществлении трудовой деятельности в определенных сферах деятельности, приобретении земель в отдельных местностях и т.д.

Как мы видим, ограничение прав и свобод иностранных граждан может характеризоваться по территориальному признаку (территории, в пределах которых могут вводиться соответствующие правовые режимы), по времени введения (в период действия чрезвычайного законодательства либо обычного (не чрезвычайного) законодательства), зависеть от характера вводимого правового режима.

Особенностью третьего вида ограничений является то, что они могут возникать в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).

Анализ действующего законодательства показал, что при проведении уполномоченными органами ОРМ, осуществляемых с учетом принципов конспирации, на гласной и негласной основе, могут ограничиваться права и свободы иностранных граждан. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании решения суда.

Из представленного видно, что Конституция РФ, гарантируя права и свободы граждан, устанавливает судебный контроль за введением отдельных ограничений, роль которого заключается в признании действий уполномоченных органов на проведение ОРМ, связанных с ограничением прав и свобод личности, законными и обоснованными.

Так, например, абз. 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [12] предусматривает проведение соответствующих мероприятий, не терпящих отлагательств с уведомлением суда в течение 24 ч. При этом, в течение 48 ч. с начала проведения ОРМ соответствующий орган обязан получить судебное решение о проведении данного ОРМ либо прекратить его проведение.

Более того, особенностью озвученной правовой нормы является то, что ОРМ в отношении соответствующего лица, осуществляются без его уведомления. По данному поводу Конституционной Суд РФ указал, что в процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение ОРМ, проверяемое лицо, не являющееся участником процесса не должен знать о нем. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, ибо в противном случае негласные по своему характеру ОРМ стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл. Именно поэтому судебное решение выдается органу - инициатору проведения ОРМ и не

выдается проверяемому лицу [2].

Из представленных выше аргументов следует, что ограничение прав и свобод иностранных граждан при осуществлении ОРМ направлено на обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств. При этом независимо от достигнутых результатов, проводимые мероприятия должны осуществляться в рамках закона и не противоречить основным принципам Конституции РФ.

Четвертый вид включает в себя ограничения, возникающие в результате противоправного поведения самого иностранного гражданина.

При совершении иностранными лицами противоправных действий к ним могут применяться различные виды наказаний (уголовная, административная), например, в виде ограничения свободы, административного выдворения и т.д.

Применяемое наказание зависит от квалификации правонарушения и общественно опасных последствий. Относящиеся к данному виду ограничения, могут носить как временный, так и постоянный характер.

Автор, придерживаясь позиции И.В. Шатохина [21, с. 274], также считает, что установление ответственности граждан, в частности иностранных вне зависимости от ее вида, может рассматриваться как одна из форм ограничения прав. Лицо, совершая противоправные действия, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Именно поэтому государство, решая вопрос защиты интересов законопослушных граждан, принимает меры к изоляции правонарушителей.

Как справедливо отметила В.В. Лапаева, федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены гарантии против злоупотребления правами и свободами, но только в той мере, в какой это необходимо для пресечения таких злоупотреблений [18, с. 15-16]. При этом, данные гарантии, являясь ответной мерой на противоправное поведение иностранного гражданина, направлены не только на предотвращение общественно-опасных последствий, но и ограждение лиц, посягнувших на охраняемые законом общественные отношения, посредством ограничения и лишения их прав и свобод.

Хотелось бы отметить, что именно запретительные (репрессивные) меры формируют у правонарушителя законопослушное поведение, именно осознание того, что в результате совершения противоправных действий можно лишиться возможности реализовать свои права, закрепленные законом, и заставляют их соблюдать установленные правила поведения. Именно по этому, в целях недопущения негативной миграционной ситуации и в интересах безопасности законодатель предусмотрел возможность введения в отношении данной категории лиц ограничений, зависящих от тяжести совершенного правонарушения.

К пятому типу следует отнести ограничения, связанные с субъективными особенностями

иностранного гражданина.

Особенностью данного типа является то, что вводимые ограничения прав и свобод иностранных граждан зависят, прежде всего от их правового статуса.

Так, например, иностранным гражданам, временное проживающим на территории РФ, запрещено по собственному желанию изменять разрешенное им место временного проживания. При этом иностранные граждане из числа сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений, журналистов также могут быть ограничены на свободу передвижения по территории РФ [13, ст. 11, 12].

Помимо изложенного, вводимые ограничения могут быть выражены в виде депортации из РФ. Данный вид ограничения, как правила применяется к иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории России [13, ст. 7, 9, 31].

К числу таких следует отнести, например, случаи когда у иностранных граждан выявлена ВИЧ-инфекция либо они страдают одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих [13, п. 13 ст. 7]. Данные лица в соответствии с законодательством РФ подлежат депортации с территории РФ [10, ч. 2 ст. 11]. Между тем, указанное требование не распространяется на иностранных лиц, имеющих членов семьи, родителей граждан РФ, а также в иных случаях, предусмотренных законом [10, ч. 3 ст. 11]. Озвученные требования не распространяются также на сотрудников дипломатических представителей, консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Характеризуя данную ситуацию,

Конституционный Суд РФ указал, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, «...вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, что вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания» [3].

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что ограничение прав и свобод иностранных граждан, устанавливаемое в интересах национальной безопасности, - представляет собой основанное на нормах международного права и законодательстве РФ сужение либо вмешательство в права и свободы иностранных граждан, не позволяющее или препятствующее реализовать их в полном объеме, осуществляемое в пределах полномочий органами государственной власти в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Вводимые ограничения прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, следует характеризовать по: продолжительности введения (временные, постоянные); территориальному признаку (на всей территории либо на ограниченной территории); основанию введения (при введении особых правовых режимов; режимов, установленных законодательством, не являющимся чрез-

вычайным).

Устанавливаемые ограничения прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, зависят от: статуса лица; срока пребывания на территории РФ; особенностей вводимых правовых режимов; законодательства, устанавливающего ограничения.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-0 // Российская газета. - 1998. - 11 августа.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 г. № 155-0 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 5.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июня 2012 г. № 1058-0 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2013. - № 1.

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П // Российская газета. - 1995. - 11 августа.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21-П // Российская газета. -2013.-05 июля.

7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 3-П // Российская газета. -2015.-09 марта.

8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Российская газета. - 2001. - 02 июня.

9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета. - 2002. - 02 февраля.

10. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Российская газета. - 1995. - 12 апреля.

11. Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета. - 1995. - 12 апреля.

12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета.- 1995. - 18 августа.

13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2002. - 31 июля.

14. Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. - 2006. - 10 марта.

15. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011. - 08,10 февраля.

16. Зорькин, В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции [Текст] / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 2. - С. 1-8.

17. Зорькин, В.Д. Роль Конституционного Суда в обеспечении стабильности и развития Конституции [Текст] / В.Д. Зорькин // Сравнительное конституционное обозрение. - 2004. - № 3. - С. 83-87.

18. Лапаева, В.В. Конституция Российской Федерации об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина [Текст] / В.В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2005. - №1. - С. 11-17.

19. Мелехин, A.B. Особые правовые режимы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс». 2007. (дата обращения 14 февраля 2016 г.).

20. Федотова, Ю.Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства [Текст] / Ю.Г. Федотова // Современное право. - 2015. -№4.-С. 21-28.

21. Шатохин, И.В. Административно-правовое регулирование деятельности по противодействию миграционной деликтности в пределах Южного федерального округа [Текст] / И.В. Шатохин // Общество и право. -2011.-№ 4.-С. 273-276.

References

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. [The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by popular vote 12 December 1993] // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2014. № 31. St. 4398. (in Russian).

2. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 14 июля 1998 g. № 86-0 [Definition of the Constitutional Court RussianFederation of 14 Juiy 1998 № 86-0] 11 Rossiiskaya gazeta. 1998. 11 iyunya. (in Russian).

3. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 12 мая 2006 g. № 155-0 [Definition of the Constitutional Court Russian Federation of 12 May 2006 № 155-0] 11 Vestnik Konstitutsionnogo Suda Russian Federation. 2006. № 5. (in Russian).

4. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 05 iyunya 2012 g. № 1058-0 [Definition of the Constitutional Court Russian Federation of 05 June 2012 № 1058-0] // Vestnik Konstitutsionnogo Suda Russian Federation. 2013. № 1. (in Russian).

5. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 31 июля 1995 g. № 10-P [Resolution of Constitutional Court Russian Federation of 31 July 1995 № 10-P] // Rossiiskaya gazeta. 1995. 11 iyunya. (in Russian).

6. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 27 iyunya 2013 g. № 21-P [Resolution of Plenum of Supreme Court Russian Federation of 27 June 2013 № 21-P] // Rossiiskaya gazeta. 2013. 05 iyulya. (in Russian).

7. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 26 fevralja 2015 g. № 3-P [Resolution of Constitutional Court Russian Federation of 26 February 2015 № 3-P] 11 Rossiiskaya gazeta. 2015. 09 marta. (in Russian).

8. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30 maja 2001 № 3-FKZ «O chrezvychainom polozhenii» [The Federal constitutional law of 30 May 2001 № 3-FKZ «About state of emergency»] // Rossiiskaya gazeta. 2001. 02 iyunya. (in Russian).

9. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 30 yanvarya 2002 g. № 1-FKZ «O voennom polozhenii» [The Federal constitutional law of 30 January 2002 № 1-FKZ «About the martial law»] // Rossiiskaya gazeta. 2002. 02 fevralya. (in Russian).

10. Federal'nyi zakon ot 30 marta 1995 g. № 38-FZ «O preduprezhdenii rasprostranenia v Rossiiskoi Federatsii zabolevaniia, vyzyvaemogo virusom immunodefitsita cheloveka (VICh-infektsii)» [The Federal law of 30 March 1995 № 38-FZ «About the prophylaxis in the Russian Federation a disease caused by a human immunodeficiency virus (HIV)»] // Rossiiskaya gazeta. 1995. 12 aprelya. (in Russian).

11. Federal'nyi zakon ot 03 aprelya 1995 g. № 40-FZ «O Federal'noi sluzhbe bezopasnosti» [The Federal law of 03 April 1995 № 40-FZ «About Federal security service»] // Rossiiskaya gazeta. 1995. 12 aprelya. (in Russian).

12. Federal'nyi zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti» [The Federal law of 12 August 1995 № 144-FZ «Operational-Search Activities Act »] 11 Rossiiskaya gazeta. 1995. 18 avgusta. (in Russian).

13. Federal'nyi zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 115-FZ «О pravovom polozhenii inostrannyx grazhdan v Rossijskoj Federacii» [The Federal law of 25 July 2002 № 115-FZ «About a legal status of foreign citizens in the Russian Federation»] // Rossiiskaya gazeta. 2002. 31 iyulya. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Federal'nyi zakon ot 06 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodeistvii terrorizmu» [The Federal law of 06 march 2006 № 35-FZ «About counteraction to terrorism»] // Rossiiskaya gazeta. 2006. 10 marta. (in Russian).

15. Federal'nyi zakon ot 07 fevralja 2011 g. N° 3- FZ «Opolicii» [The Federal law of 07 February 2011 № 3-FZ «About police»] // Rossiiskaya gazeta. 2011. 08,10 fevralya. (in Russian).

16. Zor'kin V.D. Prava cheloveka v kontekste globalinoi jurisprudencii [Human rights in a context of global law] // Zhurnal konstitucionnogo pravosudija. 2009. № 2. S. 1-8. (in Russian).

17. Zor'kin V.D. Rol' Konstitucionnogo Suda v obespechenii stabil'nosti i razvitii Konstitucii [A role of the Constitutional court in ensuring stability and Constitution development] // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2004. № 3. S. 83-87. (in Russian).

18. Lapaeva V.V. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii ob osnovaniax i predelax ogranicheniia prav i svobod cheloveka i grazhdanina [The Constitution of the Russian Federation about bases and limits of restriction of the rights and freedoms of the person and the citizen] // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. 2005. №1. S. 11-17. (in Russian).

19. Melekhin A.V. Osobye pravovye rezhimy Rossijskoj Federacii [Special legal regimes of the Russian Federation] // Pravovaya spravohno-informacionnaya sistema «Konsul'tantPlyus». 2007. (data obrashcheniya: 14 fevralya 2016 ). (in Russian).

20. Fedotova Yu.G. Legal Means to Restrict Rights and Freedoms of Citizens and Organizations in Order to Ensure State Defense and National Security [Legal means of restriction of the rights and freedoms of citizens and the organizations with the aim of ensuring defense of the country and safety of the state] // Sovremennoe pravo. 2015. № 4. S. 21-28. (in Russian).

21. Shatoxin I.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti po protivodeistviyu migratsionnoi v predelakh Yuzhnogo federal'nogo okruga [Administrative and legal regulation of activity on counteraction of migratory

delegability within the Southern Federal district] // Obshchestvo i pravo. 2011. № 4. S. 273-276. (in Russian).

RESTRICTIONS OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP AS ELEMENT OF SAFETY RELATED SYSTEM NATIONAL SECURITY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yury V. Morozov,

Lieutenant-colonel of justice, the senior officer of the procedural activity unit of Border Guard Directorate of FSB of Russia

on eastern arctic area, the candidate of jurisprudence

Abstract. Subject of this research is restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens and persons without citizenship. The purpose of wok consists in research of institute of restriction of foreign citizens and persons without nationality as one of basic elements of ensuring national security. The urgency of a subject is caused, first of all, by interests of national security. By entering this legal institute, the state protects itself from negative impact of foreign citizens which to certain qualities can negatively affect social, economic, political foundations and safety of Russia as a whole. The author analyzed regularity legal base, position of the Constitutional Court of the Russian Federation and the Supreme Court of the Russian Federation concerning restrictions of the rights and freedoms of foreign citizens. The author demonstrated the need to use a broad-gauge line to the concept "restriction of the rights and freedoms" taking into account the received results of the analysis of court practice and scientific approaches of this theme. The idea that ensuring national security is a paramount task of the state is specified in this work, thus even the rights and freedoms of foreign citizens cannot be put on «a bowl of scales» which would move interests of the personality, society and the state. Thus, in interests of national security the state has the right to establish necessary restrictions concerning foreign citizens, up to application of repressive methods in case of a need. In, the conclusion of wok author gave in his work a legal definition to the term «restriction of the rights and freedoms of foreign citizens in the interest national security», and also elicited factors from which depend up restriction of the rights and freedoms of the foreign citizens who are lawfully stay in the territory of the Russian Federation.

Keywords: foreign citizens, restriction, rights and freedoms, offense, legal regime, legal status, safety.

Сведения об авторе:

Морозов Юрий Васильевич - кандидат юридических наук, подполковник юстиции, старший офицер подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району (683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Карла Маркса, д. 1/1, каб. 414), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 31.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.