Научная статья на тему 'Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ'

Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3749
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Велиева Д. С.

Защита прав и свобод человека является одним из важнейших направлений деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Теоретический анализ. В статье анализируются конституционно-правовые вопросы регламен-тации прав и свобод человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации права и сво-боды человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принци-пам и нормам международного права и в соответствии с Кон-ституцией Российской Федерации. Автор приходит к выводу о необходимости соблюдения национальных и международных стандартов при принятии законов субъектов Российской Феде-рации, регламентирующих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Результаты. На основе проведенного анализа обосновывается необходимость соблюдения норм Кон-ституции РФ в законодательной деятельности региональными парламентами при принятии нормативно-правовых актов с це-лью недопущения ограничений прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ»

4. Pavlushina A. A. Teoriia iuridicheskogo processa: itogi, problemy, perspektivy razvitiia [Theory of legal process: results, problems, development]. Samara, Samara State Economic Akademy Publ., 2005. 480 p.

5. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' per-vaia) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.01.2016) [Civil code of Russian Federation (part one) of 30.11.1994 № 51-FZ (an edition of 31.01.2016)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 32, art. 3301.

6. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.12.2015) [Labor code of Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ (an edition of 30.12.2015]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. 1), art. 3.

7. Tamozhennyi kodeks Tamozhennogo Soiuza ot 27.11.2009 (red. ot 08.05.2015) (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhen-nom kodekse Tamozhennogo soiuza, priniatomu Reshe-niem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [Customs code of the Customs union of 27.11.2009 (an edition of 08.05.2015)] // Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 50, art. 6615.

8. Pis'mo Federal'noi tamozhennoi sluzhby Rossii ot 29.09.2006 № 01-06/34176 «O napravlenii meto-dicheskikh rekomendatsii» (Letter of the Federal Customs Service of 29.09.2006 № 01-06/34176 «About the directions of methodical recommendations»). BestPravo. ru. Directory portal. Available at: http://russia.bestpravo. ru/fed2008i/data041/tex041455/list3.htm (accessed 4 February 2016).

9. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarod-nym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (with the amendments introduced by Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.

10. Ob obschih printsipakh organizacii mestnogo samou-pravleniia Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 30.12.2015) [About the general principles of the organization of local government of the Russian Federation. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ (an edition of 30.12.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 40, art. 3822.

11. Lisanjuk E. N. Logicheskie aspekty prezumptsii sistem-nosti prava [Logical aspects of presumptions of system-acity of the law]. Pravovedenie [Jurisprudence], 2014, no. 1, pp. 43-54.

12. Zenin I. V. Pravo Vsemirnoi torgovoi organizatsii [The law of The World Trade Organization]. Moscow, Jurait Publ., 2014. 792 p.

13. Marrakeshskaia deklaratsiia [rus., angl.] (Priniata v g. Marrakeshe 15.04.1994) (Marrakesh declaration). ATP «Consultant» [electronic resource].

УДК 342.52

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Д. С. Велиева

доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой конституционного и международного права, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов

E-mail: ya.wds05@yandex.ru

Введение. Защита прав и свобод человека является одним из важнейших направлений деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Теоретический анализ. В статье анализируются конституционно-правовые вопросы регламентации прав и свобод человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Автор приходит к выводу о

необходимости соблюдения национальных и международных стандартов при принятии законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Результаты. На основе проведенного анализа обосновывается необходимость соблюдения норм Конституции РФ в законодательной деятельности региональными парламентами при принятии нормативно-правовых актов с целью недопущения ограничений прав человека. Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, регулирование прав и свобод, законотворческая деятельность, закон.

йС1: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-346-353

Введение

Права человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 17, ст. 18 и 19, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ) [1].

Названные положения Конституции в их взаимосвязи требуют от государства максимально широких гарантий реализации конституционных прав и свобод, с тем чтобы они были не иллюзорными, а реально действующими и эффективными. Исходя из конституционных начал разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, соответствующие обязанности возлагаются как на органы государственной власти Российской Федерации, так и на органы государственной власти ее субъектов [2].

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека, прежде всего, посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.

Теоретический анализ

Признавая важность законотворческой деятельности региональных парламентов, следует отметить, что на конституционном уровне установлены следующие параметры такой деятельности.

Прежде всего, это провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью и возложение на Российское государство конституционной обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Федеративная форма государственного устройства обусловливает осуществление законотворческой деятельности на федеральном и на региональном уровнях.

Вместе с тем при реализации законотворческой функции региональными парламентами может возникнуть ряд проблем. Связаны они с тем, что в самой Конституции РФ (п. «в» ст. 71) указано, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относятся к пред-

метам ведения Российской Федерации, а «защита прав и свобод человека» отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72).

Следует отметить, что приведенные выше конституционные нормы противоречивы, поскольку в них защита прав и свобод человека и гражданина относится одновременно и к предметам ведения Российской Федерации, и к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Другими словами, один и тот же предмет ведения находится одновременно и в исключительном ведении РФ, и в совместном ведении. Такая неопределенность требует своего решения, поскольку в правоприменительной практике могут возникнуть сложности, связанные с вторжением в предмет ведения Российской Федерации.

Вместе с тем системный анализ данных конституционных норм показывает, что регулирование прав и свобод находится только в ведении Российской Федерации. Это означает, что только органы государственной власти РФ могут устанавливать и регулировать те или иные права и свободы. Субъекты Федерации наделяются только лишь правом их защиты [3], поскольку защита прав человека и гражданина является общей обязанностью всех государственных органов любого уровня [4].

В связи с этим возникает необходимость анализа понятий «регулирование» и «защита».

Понятие «регулирование», по мнению авторов научно-практического комментария к Конституции РФ, означает, что делом Федерации является определение перечня прав и свобод, их конституционно-правовое закрепление, установление конституционных и иных гарантий, механизмов и процедур их реализации, ответственности за их нарушение. Защита прав и свобод является самостоятельным правовым институтом, регламентирующим совокупность способов и средств их обеспечения и защиты, присущих конкретной отрасли права [5].

Как отмечают авторы комментария к Конституции РФ под редакцией В. Д. Зорькина, раскрывая смысл понятия «регулирование прав и свобод», следует учитывать взаимосвязь п. «в» ст. 71 с нормами п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции, устанавливающими в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту прав и свобод [6]. Эти кон -ституционные положения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормами ч. 2 ст. 76 Конституции, предполагают осуществление субъектами РФ не только организационно-управленческих, финансово-экономических, иных форм правообеспе-

чительной деятельности, но и законодательного регулирования в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина с соблюдением при этом норм федерального права, что необходимо учитывать при определении конституционных параметров регулирования прав и свобод человека и гражданина как предмета ведения Российской Федерации: такое федеральное регулирование во всяком случае не может препятствовать субъектам Федерации исполнять в порядке реализации присущих им законотворческих полномочий конституционную правозащитную функцию.

Под защитой прав и свобод эти же авторы понимают обеспечиваемую государством эффективную возможность пользования правами и свободами путем создания социально-политических, материально-финансовых, организационно-процедурных и других условий для их осуществления, оказания помощи, содействия в их реализации и, напротив, устранения к тому препятствий, предотвращения их нарушения, а также путем воздержания самого государства от необоснованного и неправомерного вмешательства в права и свободы, от блокирования возможности воспользоваться ими, тем более от умаления их существа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ защита прав и свобод человека и гражданина может осуществляться путем установления дополнительных правовых предписаний, имеющих целью защиту того или иного права, что не является регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле ст. 71 (п. «в»).

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, субъект Федерации вправе наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными федеральным законом, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию, создание дополнительных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон. Во всяком случае, осуществляя такое регулирование, законодатель субъекта Российской Федерации не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав, и снижать уровень их федеральных гарантий, закрепленных на основе Конституции РФ федеральными законами, а также вводить какие-либо ограничения конституционных прав

и свобод, поскольку таковые - в определенных Конституцией целях и пределах - может устанавливать только федеральный законодатель.

Для решения вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, доктри-нальное значение имеют и следующие правовые позиции Конституционного суда РФ:

- защита прав и свобод, установление и обеспечение надлежащего функционирования правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу совместной ответственности Российской Федерации и ее субъектов, а потому должны обеспечиваться органами государственной власти и Российской Федерации, и каждого из ее субъектов [7];

- федеральные законы в области защиты прав граждан обладают верховенством и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, обладая приоритетом перед законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 4 и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ); законодательные акты субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод не могут противоречить федеральному законодательству как формально, так и по существу: субъекты РФ не вправе принимать законодательные решения, направленные на снижение федеральных гарантий осуществления прав (свобод) [8];

- вместе с тем субъекты РФ вправе наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными на федеральном уровне, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав. В ряде случаев соответствующие полномочия субъектов РФ прямо предусматриваются в федеральных законах. Так, например, ст. 313 ТК закрепляет право субъектов РФ вводить дополнительные гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исходя из финансовых возможностей субъектов РФ; о дополнительных региональных гарантиях избирательных прав упоминает и п. 5 ст. 1 Закона об основных гарантиях [9];

- реализуя полномочия по защите прав и свобод, субъекты РФ, как это вытекает из взаимосвязанных положений ч. 2 и 3 ст. 5, п. «б» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, вправе осуществлять правовое регулирование в этой области общественных отношений. Такое регулирование, однако, не является регламентацией (признанием, учреждением) самих по себе прав и свобод в смысле п. «в» ст. 71 Конституции; оно носит вторичный характер и производно от базового, устанавливаемого Конституцией и федеральными законами, конкретизирует содержащиеся в них нормативные положения и механизмы реализации соответствующих прав [10].

Кроме того, при отсутствии федерального правового регулирования тех или иных вопросов защиты прав и свобод субъекты Федерации до издания федерального закона вправе осуществлять собственное правовое регулирование по этому предмету совместного ведения, имея в виду так называемое опережающее правовое регулирование. Однако принятый в опережающем порядке акт субъекта Федерации после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним [11, с. 45]. Такое положение содержится в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N° 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [12].

Однако в соответствии с этим же Законом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в пределах полномочий субъекта РФ (п. «б». ч. 1 ст. 5).

Думается, есть основания признавать положительной возможность законодательного регулирования субъектами Федерации вопросов, связанных с защитой прав человека.

Такая возможность также дает основания полагать, что многие субъекты Федерации, обладая правом принятия «опережающего законодательства» в сфере совместного (конкурирующего) ведения, способны в более ранние сроки выполнить предусмотренные Конституций РФ и нормами действующего законодательства обязательства государства по обеспечению прав человека. К примеру, в современных условиях актуальным является реализация положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [13], где закреплены такие приоритеты социальной и экономической политики, как развитие: демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования; пенсионной сферы и социальной помощи; культуры; формирование эффективных рынков труда и жилья.

Конституция РФ провозглашает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Как справедливо отмечает М. Ю. Федорова, в приведенной конституционной норме абсолютно верно определены приоритеты развития системы социальной защиты населения, которая с учетом положений ч. 3 ст. 37, ч. 3 ст. 39, п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 132 Конституции РФ должна быть многоуровневой. Это предпола-

гает не только распределение соответствующих полномочий между различными уровнями публичной власти (федеральным, региональным и местным), но и создание дополнительных форм социальной защиты, адресованных различным категориям населения, в том числе наемным работникам [14].

Необходимо отметить, что Основной закон не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, как отметил Верховный Суд РФ, относится к компетенции законодателя [15].

Необходимость реализации названных конституционных положений отмечено и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Согласно Стратегии, основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства [16].

В данном аспекте несомненный интерес представляет законотворческий опыт субъектов Российской Федерации. В качестве положительного примера можно назвать Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-3 № 147-1У (ред. от 10.06.2014) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 17.12.2008 3 № 148-1У) [17].

Оценивая положительно данный Закон, следует отметить, что первоначально он предусматривал основания для отказа в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки. В соответствии со ст. 20, дополнительные меры государственной поддержки не распространялись на иностранных граждан, имеющих постоянное место жительства в Республике Саха (Якутия). Изменениями от 27.11.2015 данная норма была исключена, что, на наш взгляд, вполне обоснованно. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим»

для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Федеральным законом « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом [18].

Более того, согласно правовой позиции Конституционного суда, Российская Федерация, будучи социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и которое осуществляет поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, обязана гарантировать иностранным гражданам и лицам без гражданства права, свободы и государственную, особенно судебную, защиту от дискриминации, в том числе в области семейной жизни на основе уважения достоинства личности и с учетом того, что забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей (ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ). Гарантировать соответствующие права государство обязано, в частности, при установлении и применении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об их ответственности [19].

Безусловно, в данном случае имеет место ограничение прав человека, что согласно действующей Конституции является прерогативой федерального законодателя.

Результаты

Практически любой закон, принимаемый субъектами РФ, регулирует комплексные правоотношения, охватывающие различные предметы правового регулирования. И основной задачей в рамках законодательного процесса является определение той грани, где заканчивается компетенция Российской Федерации и начинается компетенция субъектов Федерации по принятию законов на уровне регионов.

Каким же образом должно происходить разделение компетенции законодательных органов Российской Федерации и регионов в конкретной сфере правового регулирования, результатом которой должен стать закон субъекта Федерации?

На федеральном уровне целесообразно определить сферу применения закона (на какие правоотношения будет распространяться, вступление в силу и возможности применения обратной силы

и т.д.), осуществить правовое регулирование понятийных, методологических вопросов, закрепить основные принципы действия, участников, рамочно определить способ финансирования и реализации (бюджетные, налоговые, организационные, трудовые, пенсионные, информационные и другие возможные вопросы, включая ответственность), а также возможные способы взаимодействия двух уровней государственной власти при его реализации.

Для определения круга ведения субъектов Федерации по конкретному закону регулируемой им сферы отношений необходим комплексный анализ полномочий субъектов РФ в бюджетной, налоговой, трудовой и иных сферах. Любая конкретная сфера отношений опосредуется и взаимосвязана с целым комплексом самостоятельных отношений и, соответственно, регулируется различными отраслями и институтами законодательства.

Таким образом, система правового регулирования субъектами Федерации конкретных отношений состоит из федерального компонента, включающего нормы Конституции РФ и федеральных законов, регулирующих данные отношения и смежный с ними комплекс отношений в пределах компетенции РФ в этой сфере и связанных с ней сферах, и регионального компонента, включающего нормы собственно законов субъекта Федерации, регулирующих отношения в пределах их компетенции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области : постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31, ст. 4470.

3. Конституционное право и политика : сб. материалов Междунар. науч. конф. : Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юрист, 2012. 800 с.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л. А. Окунькова. М. : БЕК, 1996. 664 с.

5. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. М. : Юстицинформ, 2007. 616 с.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.

7. По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 322-О-П // Вестн. Конституционного Суда РФ. 2007. № 4. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

8. По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» в связи с жалобой граждан В. И. Гнездилова и С. В. Пашигорова : постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2004 №17-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 49, ст. 4948.

9. По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г. С. Борисова, А. П. Бучнева, В. И. Лошмано-ва и Л. Г. Маховой : постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2000 № 4-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 13, ст. 1429.

10. По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия "Союз правых сил"» : постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.2008 № 4-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 11 (ч. 2), ст. 1073.

11. Умнова И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 2. С. 45-55.

12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005 ; 2015. № 45, ст. 6204.

13. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

14. Федорова М. Ю. Корпоративные модели социальной защиты : конституционные основы и отраслевое регулирование // 20 лет Конституции Российской Федерации : актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования

российского законодательства : Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 1819 октября 2013 г.) / отв. ред. О. А. Кузнецова. Пермь.

2013. С. 231-233

15. Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства РФ от 17.11.2000 № 857-64сс «О реализации Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"» : решение Верховного Суда РФ от 16.04.2015 № АКПИ15-58. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444 ;

2014. № 27, ст. 3754.

17. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) : федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032 ; 2015. № 29 (ч. I), ст. 4356.

18. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия) : Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-3 № 147-IV (ред. от 10.06.2014) (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 17.12.2008 3 № 148-IV). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 № 628-О. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Protection of Human Rights in the Activities of Legislative (Representative) Bodies of State Power of Subjects of the Russian Federation

D. S. Veliyeva

Stolypin Volga Region Institute of Administration

of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration,

23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia

E-mail: ya.wds05@yandex.ru

Introduction. Protection of rights and freedoms is one of the most important activities of legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation. Theoretical analysis. The paper analyzes constitutional legal regulation of the rights and freedoms in the activity of legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation. In the Russian Federation rights and freedoms of man and citizen are recognized and guaranteed on the basis of the principle of equality under the

universally recognized principles and norms of international law and in accordance with the Constitution of the Russian Federation. The author comes to the conclusion about the necessity of compliance with national and international standards in adopting laws of subjects of the Russian Federation governing the implementation and protection of the rights and freedoms of man and citizen. Results. On the basis of the conducted analysis, the substantiates the necessity of compliance with the Constitution of the Russian Federation in legislative activity of regional parliaments in the adoption of legal acts with the aim of preventing restrictions of human rights. Key words: rights and freedoms of man and citizen, regulation of rights and freedoms, lawmaking, law.

References

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarod-nym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended on 30.12.2008 № 6-FKZ, on 30.12.2008 № 7-FKZ, on 05.02.2014 № 2-FKZ, on 21.07.2014 № 11-FKZ )]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.

2. Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti 1 stati 1, chasti 1 stati 2 i stati 3 Federalnogo zakona «O poryadke rassmotreniya obrascheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii» v svyazi s zaprosom Zakonodatelnogo Sobraniya Rostovskoy oblasti: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 18.07.2012 № 19-P [On business about check of constitutionality of part 1 of article 1, paragraph 1 of article 2 and article 3 of the Federal law «On procedure of consideration of citizens of the Russian Federation» in connection with the request of the Legislative Assembly of the Rostov region. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 18.07.2012 № 19-P]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 31, art. 4470.

3. Konstitutsionnoe pravo i politika: sb. materialov Mezh-dunar. nauch. konf.: Yuridicheskiy fakultet MGU im. M. V. Lomonosova, 28-30 marta 2012 g. / otv. red. S. A. Avakyan [Constitutional law and politics: proceedings of the International scientific conference: Law faculty of Lomonosov Moscow State University, 28-30 March 2012. Ed. by S. A. Avakyan]. Moscow, Yurist Publ., 2012. 800 p.

4. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyiy). 2-e izd., pererab. i dop. / pod red. L. A. Okunkova [A commentary on the Constitution of the Russian Federation (itemized). 2nd ed., rev. and add. Ed. by L. A. Okunkov]. Moscow, BECK Publ., 1996. 664 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Nauchno-prak-ticheskiy kommentariy (postateynyi) / pod red. Yu. A. Dmitrieva [The Constitution of the Russian Federation. Scientific-practical commentary (itemized). Ed. by Yu. A. Dmitriev]. Moscow. Yustitsinform Publ., 2007. 616 p.

6. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federa-tsii (postateynyi) / pod red. V. D. Zorkina. 2-e izd., peresmotr [A commentary on the Constitution of the Russian Federation (itemized). Ed. by V. D. Zorkin. 2nd ed., rev.]. Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 2011. 1008 p.

7. Po zaprosu Pravitelstva Chelyabinskoy oblasti o proverke konstitutsionnosti polozhenii abzatsa tret'ego punkta 5 stat'i 55 Zakona Rossiyiskoi Federatsii «Ob obrazova-nii» i punkta 5 stat'i 83 Biudzhetnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 08.02.2007 № 322-O-P (On request of the Government of the Chelyabinsk region about check of constitutionality of provisions of the third paragraph of paragraph 5 of article 55 of the Law of the Russian Federation «On education» and paragraph 5 of article 83 of the Budget code of the Russian Federation». Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 08.02.2007 № 322-O-P). Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF (Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation), 2007, no. 4. ATP «Consultant» [electronic resource].

8. Po delu o proverke konstitutsionnosti abzatsa pervogo punkta 4 stat'i 64 Zakona Leningradskoi oblasti «O vyiborakh deputatov predstavitel'nykh organov mes-tnogo samoupravleniia i dolzhnostnykh lits mestnogo samoupravleniia v Leningradskoi oblasti» v sviazi s zhaloboi grazhdan V. I. Gnezdilova i S. V. Pashigorova: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 29.11.2004 № 17-P [On business about check of constitutionality of the paragraph of first point 4 of article 64 of Law of the Leningrad region «About elections of deputies of representative bodies of local self-government bodies and officials of local self-government in Leningrad region» in connection with complaints of citizens V. I. Gnezdilova and S. V. Paligorova. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 29.11.2004 №17-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no 49, art. 4948.

9. Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti vtoroy stat'i 3 Zakona Orenburgskoy oblasti ot 18 sentyabrya 1997 goda «O vyiborah deputatov Zakonodatelnogo Sobraniya Orenburgskoy oblasti» v sviazi s zhaloboy grazhdan G. S. Borisova, A. P. Buchneva, V. I. Loshmanova i L. G. Makhovoy: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.03.2000 № 4-P [On business about check of constitutionality of part two of article 3 of the Law of the Orenburg region of September 18, 1997 «About elections of deputies of Legislative Assembly of the Orenburg region» in connection with complaints of citizens G. S. Borisov, P. A. Buchnev, V. I. Loshmanov and L. G. Makhova. Resolution of the constitutional Court of the Russian Federation of 23.03.2000 № 4-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 13, art. 1429.

10. Po delu o proverke konstitutsionnosti podpunkta «l» punkta 25 stat'i 38 Federalnogo zakona «Ob osnovnykh garantiiakh izbiratelnykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoy Federatsii» i punkta 10 chasti 9 stat'i 41 Zakona Vologodskoi oblasti

«O vyborakh deputatov Zakonodatel'nogo Sobraniia Vologodskoi oblasti» v sviazi s zhaloboi obschestven-nogo ob#edineniia «Politicheskaya partiia "Soyuz pravykh sil"»: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 11.03.2008 № 4-P [On business about check of constitutionality of the subparagraph «l» of item 25 of article 38 of the Federal law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation» and paragraph 10 of part 9 of article 41 of the Law of the Vologda region «On elections of deputies of Legislative Assembly of the Vologda region» in connection with the complaint of the public Association «Political party "Union of right forces"». Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 11.03.2008 № 4-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2008, no. 11 (pt. 2), art. 1073.

11. Umnova I. A. Problemy defederalizatsii i perspektivy op-timizatsii sovremennoi rossiyskoi modeli razgranicheniia predmetov vedeniia i polnomochii v kontekste doktriny subsidiarnosti [Problems of defederalization and optimisation opportunities of the modern Russian model of differentiation of subjects of conducting and powers in the context of the doctrine of subsidiarity]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie [Comparative constitutional review], 2012, no. 2, pp. 45-55.

12. Ob obschikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarst-vennoi vlasti sub#ektov Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 03.11.2015) [On General principles of organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation. Federal law of 06.10.1999 № 184-FZ (an edition of 03.11.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 42, art. 5005; 2015, no. 45, art. 6204.

13. Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2008, no. 47, art. 5489.

14. Fedorova M. Yu. Korporativnye modeli sotsialnoi za-schity: konstitutsionnye osnovy i otraslevoe regulirovanie [Corporate model of social protection: constitutional framework and sector regulation]. 20 let Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: aktualnye problemy yuridicheskoi nauki i pravoprimeneniia v usloviiakh sovershenstvova-niia rossiiskogo zakonodatel 'stva: Chetvertyi permskiy mezhdunarodnyi kongress uchenyih-yuristov [20 years of the Constitution of the Russian Federation: actual problems of legal science and law enforcement in terms of improving the Russian legislation: the Fourth Perm International Congress of legal scholars: selected materials (Perm, 18-19 October 2013). Ans. ed. O. A. Kuznetsova]. Perm, 2013, рр. 231-233.

15. Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniia o priznanii chas-tichno nedeistvuiuschim postanovleniia Pravitel'stva RF ot 17.11.2000 № 857-64ss «O realizatsii Ukaza Preziden-ta RF ot 23.08.2000 № 1563 "O neotlozhnyih merah so-tsialnoy podderzhki spetsialistov, osuschestvlyayuschih deyatelnost v oblasti yadernogo oruzheynogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii"»: reshenie Verhovnogo Suda RF ot 16.04.2015 № AKPI15-58 (About refusal in satisfaction of the statement for recognition partially invalid the Resolution of the RF Government of 17.11.2000 № 857-64ss «About implementation of Decree of the President of the Russian Federation of23.08.2000 № 1563 "On urgent measures of social support of specialists working in the nuclear weapons complex of the Russian Federation"». Decision of the Supreme Court of 16.04.2015 № АКПИ15-58). ATP «Consultant» [electronic resource].

16. O Strategii natsionalnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 (red. ot 01.07.2014) [On the national security Strategy of Russian Federation until 2020. Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 № 537 (an edition of 01.07.2014)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2009, no. 20, art. 2444; 2014, no. 27, art. 3754.

17. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015): federal'nyi zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 13.07.2015) [On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation (ch. and ext., preface. effective 24.07.2015). Federal law of 25.07.2002 № 115-FZ (an edition of 13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3032; 2015, no. 29 (pt. I), art. 4356.

18. Ob okhrane sem'i, materinstva, ottsovstva i detstva v Respublike Sakha (Yakutiya): Zakon Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 17.12.2008 643-Z № 147-IV (red. ot 10.06.2014) (priniat postanovleniem GS (Il Tumen) RS(Ya) ot 17.12.2008 Z № 148-IV) (On the protection of family, motherhood, fatherhood and childhood in the Republic of Sakha (Yakutia). Law of the Republic of Sakha (Yakutia) of 17.12.2008 643-Z № 147-IV (an edition of 10.06.2014) (adopted by the decree of the HS (Il Tumen) RS(I) of 17.12.2008 Z № 148-IV)). ATP «Consultant» [electronic resource].

19. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniiu zhaloby grazh-danina Kitaiskoi Narodnoi Respubliki Chzhen Hua na narushenie ego konstitutsionnykh prav chast'iu 1.1 stat'i 18.8 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 05.03.2014 № 628-O (About refusal in admission for consideration the complaint of the citizen of the people's Republic of China Zheng Hua on the violation of his constitutional rights by part 1.1 of article 18.8 of the Russian Code of administrative offences. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.03.2014 № 628-О). ATP «Consultant» [electronic resource].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.