№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
УДК 342.7
Е. В. Еременко
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность статьи представляется очевидной ввиду того, что правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации в качестве комплексного института российского права тесно взаимосвязан с деятельностью государственных органов, направленной на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации. Предметом исследования является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и исключительных особенностей развития данного института в отечественном праве, обобщение и анализ теоретического и практического опыта в вопросах регулирования содержания правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Материалы и методы. Задачи исследования реализуются путем широкого анализа нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с правовым положением иностранных граждан в Российской Федерации. Для изучения используется комплексный подход в исследовании основных отраслей отечественного права. С точки зрения исследования интересным представляется тот факт, что цели, заявленные в статье, достигаются путем сравнительного анализа положения граждан Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации. Таким образом, исследователь указывает на схожие аспекты в определении правового статуса иностранных граждан и приходит к определению исключительных особенностей правового статуса указанной категории лиц.
Результаты. Исследован процесс развития института правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, проанализированы общие закономерности развития законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие с участием иностранных граждан, высказаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Выводы. Изучение содержания категории «правовой статус иностранного гражданина» имеет особое значение для исследования правовых отношений, складывающихся между государством и иностранными гражданами, так как позволяет выявить специфику таких отношений, установить их отличия от отношений с собственными гражданами государства, а также определить различия в отношениях с участием отдельных групп иностранцев, ввиду наличия у последних специальных прав и обязанностей.
Ключевые слова: иностранные граждане, правовое положение, права и обязанности.
E. V. Eremenko
FEATURES OF FOREIGN CITIZENS’ LEGAL STATUS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
Background. Topicality of the article is obvious due to the fact that the foreign citizens’ leagal status in the Russian Federation as a complex institution of the Rus-
Social sciences. Law
69
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
sian law is closely interconnected with the state bodies’ activity, focused on provision and fulfilment of human right and freedoms, stated by the Constitution of the Russian Federation, and also on realization of national interests of the Russian Federation. The research subject is the analysis of the legal framework, regulating the foreign citizens’ legal status in the Russian Federation. The aim of the research is to reveal general regularities and unique features of development of the said institution in the Russian law, to generalize and analyze theoretical and practical experience of regulation of the foreign citizens’ legal status in the Russian Federation.
Materials and methods. The research objectives were realized on the basis of a broad analysis of the regulatory legal acts, regulating the issues concerning the foreign citizens’ legal status in the Russian Federation. In the study the author used a complex approach in researching the main branches of the Russian law. In terms of research, it is quite interesting that the aims, stated in the article, were achieved through the comparative analysis of the Russian Federation citizens’ status and the foreign citizens’ legal status in the Russian Federation. Thus, the researcher denoted similar aspects in determination of the foreign citizens’ legal status and came to determination of unique features of the legal status of the stated category of people.
Results. The author researched the development of the institution of the foreign citizens’ legal status in the Russian Federation, analyzed general regularities of development of the legislation, regulating legal relationship with foreign citizens, suggested recommendations on the legal framework imporvement.
Conclusions. The study of the content of the “foreign citizen’s legal status” category is of special importance for the research of legal relation between the state and foreign citizens, as it allows to reveal the specificity of such relations, to establish the differences thereof from the relation with Russian citizens, as well as to reveal the differences in relation with certain groups of foreign citizens having special right and duties.
Key words: foreign citizens, legal status, rights and duties.
Публичный интерес к правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации не теряет своей актуальности в связи с различными тенденциями современного развития как внутригосударственных, так и международных отношений. На эти тенденции основное влияние оказывают и проблемы глобализации в целом, и динамика миграционных потоков, и, несомненно, сложный период прямого санкционного воздействия на Россию, начавшийся совсем недавно.
Основное содержание правового положения иностранных граждан определяется прежде всего правами и обязанностями, которые находятся во взаимосвязи с другими элементами правового положения: гражданством, принципами правового статуса, гарантиями статуса личности, интересами, охраняемыми законом, ответственностью [1-3].
Существующая между перечисленными элементами связь организует их в единую систему и исключает возможность существования друг без друга с сохранением той же правовой значимости.
Особое значение в этой системе придается правам, свободам и обязанностям. В силу существования правовой связи между зарубежным государством и его гражданином, а также принципов формирования правового статуса иностранцев в Российской Федерации вследствие установления правовой связи между ними иностранные граждане наделяются способностью иметь и приобретать права и обязанности. Анализ этих прав, свобод и обязанностей,
70
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
предоставляемых иностранным гражданам, позволит отразить специфику правового статуса данной категории иностранцев.
Исследование этих элементов основывается прежде всего на выявлении ограничений и изъятий из круга мер возможного и должного поведения собственных граждан государства.
Права и обязанности, которыми наделяются иностранные граждане в Российской Федерации, различны. Их можно классифицировать в соответствии с общепринятым делением по социальному назначению на следующие группы: личные; политические; социально-экономические; культурные.
К личным правам иностранцев в России относятся все личные права, которыми обладают собственные граждане страны (право на выбор места жительства, свобода передвижения, право на жизнь, охрану здоровья, достоинство личности, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну и т.д.). Однако законодательно предусмотрены некоторые ограничения этих прав либо специальный порядок их использования.
Иностранные граждане могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии соответствующего документа, подтверждающего легальность такого передвижения.
Проживание на территории Российской Федерации для иностранных граждан так же свободно, как и передвижение, за исключением некоторых, предусмотренных законом ограничений, которые можно назвать обязанностями. Иностранцам необходимо получить специальные документы (к примеру, вид на жительство).
С точки зрения современного правопонимания право на свободу передвижения - это личное право человека и гражданина, присущее ему от рождения и обусловленное лишь его частными интересами. Однако это не означает, что право на свободу передвижения не может быть ограничено, в частности в пограничной полосе. К примеру, в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности государства Российская Федерация, как и любое другое государство, устанавливает особый правовой режим государственной границы Российской Федерации и порядка ее пересечения. Следует отметить то, что установление особого режима пограничной территории и особого порядка пересечения границы не противоречит праву иностранных граждан на свободу передвижения, поскольку защита государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Помимо названных права на выбор места жительства и права свободу на передвижение, существует право иностранных граждан на заключение и расторжение брака, усыновление, удочерение и защиту семейных прав. В ст. 156 Семейного кодекса РФ [4] закреплено положение, в соответствии с которым предусмотрено применение российского законодательства при определении формы и порядка заключения брака на территории Российской Федерации с участием в числе брачующихся иностранных граждан. Также следует сказать об особых правилах для членов семьи иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации. При наличии специального разрешения супруге и несовершеннолетним или находящимся на иждивении детям иностранцев, на законном основании проживающим в стране, разрешено сопровождать иностранцев, приехать к ним и остаться с ними. Важное
Social sciences. Law
71
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
значение имеет следующий факт: в случае регулирования семейных отношений допустимо использование норм иностранного семейного права, если это не противоречит основам правопорядка Российской Федерации [4, ст. 167].
Для охраны собственной безопасности иностранцам разрешено приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия в течение пяти дней со дня приобретения. В случае нарушения срока оно подлежит конфискации.
К политическим правам иностранных граждан относятся такие, как право избирать и быть избранными, право на свободу мысли и слова, право на распространение информации, право на защиту и др.
В отношении иностранных граждан может быть реализовано в ограниченном порядке одно из важнейших политических прав - избирательное. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о правовом положении иностранных граждан [5], постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Необходимо отметить, что на других иностранцев распространяется полное ограничение от участия в выборах. Находит приме -нение принцип, отраженный в п. 1 статьи указанного Закона, согласно которому данная категория граждан не имеет права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также право участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов.
Данное изъятие объясняется общими ограничениями для иностранцев, направленными на обеспечение государственной безопасности, охрану общественного порядка, потому представляются справедливыми. Имеющееся дозволение участвовать в выборах в органы местного самоуправления открывает допуск иностранцам, находящимся на территории РФ, к решению вопросов местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6] закрепляет в п. 1 ст. 3 соответствующую норму: «иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».
Несмотря на наличие в российском законодательстве отдельных норм по рассматриваемой проблематике, участие иностранных граждан в муниципальных выборах, как отмечали исследователи, обладает значительной долей неопределенности [7]. К числу противоречивых законодательных формул можно отнести, во-первых, отсутствие единых ссылок на правовые документы об избирательных правах иностранцев. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации» [8] делается ссылка на международные договоры Российской Федерации и законы; в Законе об общих принципах организации местного самоуправления - на международные договоры Российской Федерации и федеральные законы; в Законе о правовом положении иностранных граждан [5] - только на федеральные законы. Такой различный подход созда-
72
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
ет правовую неопределенность, которая препятствует единому толкованию норм.
Следующее противоречие названных законов заключается в том, что они устанавливают разные требования к проживанию иностранных граждан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации» устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные условия, по сути наделяет избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно проживающих иностранцев.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, рассматривая коллизию о законодательных требованиях к продолжительности проживания иностранных граждан на территории России, сослалась на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предложив для разрешения противоречий в каждом конкретном случае руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре [9]. Поскольку в международных договорах, как правило, употребляется терминология, использованная в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации», приоритет следует отдавать именно ему.
Обобщая названные нормы и содержание международных актов [10, с. 744; 11, с. 894; 12, с. 103; 13, с. 594] в исследуемой части, следует указать на основные стандарты для участия иностранцев в муниципальных выборах. Это прежде всего нахождение на территории государства пребывания на законных основаниях и наличие ценза оседлости либо требование постоянного проживания.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2001 г. «О политических партиях» [14] иностранные граждане не имеют права быть членами политических партий. Такое ограничение может быть оправдано следующим: поскольку иностранцы не допускаются к управлению государством непосредственно, а членство в партии предоставляет возможность влиять на политические и государственные процессы, то на основании этого обоснованно проведено ограничение для иностранцев на членство в партиях.
Кроме того, большое количество ограничений в сфере наделения иностранцев политическими правами следует признать необходимым. Учитывая сущность политических прав, которая состоит в том, что эти права создают механизмы для оценки личностью путей развития государства, следует уточнить направленность предполагаемых механизмов. Оценивать то или иное явление можно позитивно (признавать) или негативно (не признавать, отрицать). В данном случае негативная оценка личностью путей развития государства способствует подрыву безопасности этого государства. Таким образом, от того, признает человек пути развития государства или отрицает их, будет зависеть то, как он воспользуется данным видом прав. Основываясь на понимании назначения политических прав, законодатель справедливо вводит соответствующие ограничения для иностранцев на территории Российской Федерации.
Social sciences. Law
73
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Рассмотрим другое право иностранных граждан - поступать на военную службу в Российской Федерации. Данное дозволение предусмотрено п. 2 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» [15]: прохождение военной службы осуществляется иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 59 Конституции РФ определено, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом».
Существует значительная трудность: определение конкретного права, до этого предоставляемого только гражданам, влечет за собой изменение юридической характеристики статуса гражданина Российской Федерации, важной составляющей которой, как отмечает В. В. Ралько, была исключительная возможность исполнять обязанности военной службы [16, с. 17]. Решается этот вопрос на правовом уровне расширением круга прав и, соответственно, правового статуса иностранцев.
Особое отношение к названной проблеме имеет Т. В. Кочуков, который считает, что общим правилом в данном случае должно стать то, что всякое участие иностранца в делах Российского государства, какого бы уровня власти это ни касалось, должно начинаться с принятия в гражданство и прекращаться с выходом из него [17, с. 120]. Такой подход представляется возможным при разработке норм нового законодательства о правовом статусе иностранных граждан.
Рассмотрим право иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, собираться мирно, без оружия. Прямого ограничения или запрета на него для иностранцев в законе не предусмотрено. Однако в ст. 31 Конституции РФ сказано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Из данной формулировки следует, что указанное право принадлежит исключительно лицам, обладающим гражданством Российской Федерации. В то же время ряд ученых неоднозначно трактует принадлежность данного права только гражданам России. Так, С. А. Авакьян утверждает, что, хотя по ст. 31 Конституции Российской Федерации право на манифестации закреплено за гражданами Российской Федерации, «на самом деле можно, конечно, говорить и об осуществлении данного права также иностранцами» [18, с. 172]. По мнению С. А. Авакьяна, они также могут собираться мирно, без оружия и не только в помещении, но и под открытым небом. Например, иностранцы, обучающиеся в вузах, создают землячества, проводят собрания. Нередко иностранцы участвуют в шествиях и демонстрациях. «Что касается митингов, демонстраций и пикетирования как акций протеста, то нельзя ограничивать иностранцев в их проведении, если они направлены не против конституционного строя России, а против дискриминационных мер по отношению к иностранцам либо в защиту их прав» [18, с. 173].
К. Экштайн в отношении данного вопроса считает, что «свободой собраний пользуются физические и юридические лица... Как и свобода мнений и другие права свободного общения, свободу собраний следует понимать в качестве права человека, которое принадлежит и иностранцам».
74
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
Причиной неопределенности в вопросе о принадлежности иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, собираться мирно, без оружия является, по мнению Н. Е. Таевой, его двойственный характер. Нельзя точно сказать - это право политическое или личное. Оно имеет двоякое применение - в частных интересах и в общих. С одной стороны, граждане могут собираться для обсуждения частных дел, не имеющих никакого отношения к политике. К таким обсуждениям власть безразлична. И в этом смысле право собраний является естественным, личным правом каждого. С другой стороны, граждане могут собираться для обсуждения политических вопросов. И в этом понимании право собраний является политическим и должно принадлежать только гражданам государства [19, с. 6-8].
Разрешение данного вопроса подобным образом происходит и в актах международного уровня [20-22]. В частности, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» [22]. То есть право на мирные собрания не связывается с обладанием гражданством. Таким образом, следует признать за иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации, право собираться мирно, без оружия, но с ограничением, касающимся участия в запрещенных публичных мероприятиях, преследующих политические цели.
Конституционное право на защиту для каждого также закреплено в Конституции РФ. Данное право используется иностранными гражданами, находящимися на территории Российской Федерации. Необходимо отметить значение этого права для человека, которое выражается в отстаивании собственных интересов, нарушенных кем-либо.
Помимо судебной защиты иностранцам предоставляются и иные формы государственной защиты. Такого рода дополнительная гарантия закреплена и на международном уровне. В соответствии со ст. 10 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985), любому иностранцу должна быть предоставлена свобода в любое время связаться с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого он является, или дипломатическим представительством любого другого государства, которому поручено защищать интересы государства, гражданином которого он является, в государстве, в котором он проживает [23]. Такое право на защиту есть у каждого гражданина своей страны, однако оно приобретает особое значение, когда речь идет о человеке, находящемся за пределами государства, с которым имеет правовую связь (гражданство).
Наряду с личными и политическими правами, иностранные граждане, находящиеся в РФ, обладают социально-экономическими правами (право на труд, отдых, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д.). В частности, иностранцы имеют равные права с гражданами России в сфере трудовых отношений.
Большое количество особенностей имеет право иностранных граждан на труд. В развитие конституционных положений ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ [24] определено: на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Приведенная норма означает, что трудовая право-
Social sciences. Law
75
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
способность иностранцев приравнивается к трудовой правоспособности граждан Российской Федерации. Однако для того, чтобы иностранные граждане могли вступать в трудовые отношения в России, они должны иметь подтверждение того, что их пребывание в стране является законным. Именно законность допуска к работе, как отмечает Т. Ю. Коршунова, является важным условием осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации [25, с. 29]. Следует учесть и то, что разрешительный порядок вступления в трудовые отношения распространяется не на всех иностранных граждан. Исключения составляют следующие группы иностранцев: постоянно и временно проживающие в Российской Федерации, обладающие иммунитетами и привилегиями, являющиеся работниками иностранных юридических лиц, журналистами, аккредитованными в Российской Федерации, обучающиеся в Российской Федерации (во время каникул), приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий (кроме лиц, въезжающих для преподавания в духовных образовательных учреждениях). Установление разрешительного порядка позволяет регулировать количество трудящихся иностранцев на территории Российской Федерации. Такая мера имеет отношение к группе иностранцев, специально приезжающих в Россию для заключения трудового договора, называемых в литературе «трудящимися-мигрантами» [25, с. 29].
Несколько неоднозначно выглядит норма, допускающая возможность работы без разрешения для обучающихся иностранцев в течение каникул. Закон не представляет определения документам, подтверждающим наличие каникул в учебных заведениях, и поэтому злоупотребления данным правом вполне ожидаемы.
Важным обстоятельством, влияющим на регулирование (предоставление или ограничение) трудовых прав иностранных граждан, является плотность населения в том или ином субъекте Российской Федерации. В частности, миграционные потоки способны не только привести к переизбытку населения в плотно населенном субъекте (в частности, в центральных регионах России), но и решить проблемы нехватки рабочих рук, а также покрыть сокращение численности населения, к примеру, на Дальнем Востоке. Однако такая ситуация должна быть под контролем государства, поскольку в этом регионе территориальные интересы России приходят в соприкосновение с интересами США, Японии и Китая [26].
Важное значение имеет оговорка, содержащаяся в п. 5 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которой временно проживающие в России иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Такое ограничение имеет веское основание - обеспечить необходимый баланс рабочей силы, представленной иностранцами в регионах России.
Существует регламентация порядка приема на работу иностранцев, которая имеет отношение к обязанностям работодателя. Работодатели, желающие привлечь к труду иностранных работников, должны получить специальное разрешение на каждого работника. При этом на работодателя возлагается и ряд других обязанностей.
В итоге обязанности, возникающие у работодателей в связи с принятием на работу иностранных граждан, с одной стороны, направлены на усиле-
76
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
ние контроля за деятельностью указанных работников, с другой стороны, существенно замедляют процесс трудоустройства этих лиц.
Другое ограничение для работы иностранных граждан в Российской Федерации содержится в Постановлении Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 (ред. от 04.02.2011) [27], которым утвержден перечень объектов и организаций, в которых иностранцы не могут осуществлять трудовую деятельность. К ним относятся объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций, организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
Отдельно в законе о правовом положении иностранных граждан оговариваются запреты в отношении отдельных видов деятельности, в том числе государственной и муниципальной службы. В соответствии с п. 1 ст. 14 указанного закона иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной службе (отношение иностранцев к государственной службе определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [28], замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом России (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации), быть членами экипажей военных кораблей Российской Федерации или других эксплуатируемых в коммерческих целях судов, а также летательных аппаратов государственной или экспериментальной авиации, быть командирами воздушных судов гражданской авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом [28-30].
Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.
Ограничения, относящиеся к государственной службе, регламентируются законодателем, поскольку данная деятельность заключается в принятии важных для государства решений либо влиянии в той или иной степени на них, в связи с чем следует признать оправданными цели их установления.
Особый порядок регламентации прав предусмотрен и в отношении иностранцев, прибывших на территорию Российской Федерации из стран СНГ, который регулируется рядом совместных актов, определяющих, в том числе, правовой статус лиц, прибывающих из стран, входящих в Содружество.
Предусмотрена также обязанность иностранных граждан платить налоги на доходы от деятельности, осуществляемой в Российской Федерации, и на имущество, находящееся на территории РФ. При этом иностранцы не обязаны иметь идентификационный номер налогоплательщика.
Social sciences. Law
77
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
В сфере социального обслуживания иностранные граждане пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объем социальных прав, которыми на территории России наделены иностранные граждане, различается в зависимости от режима проживания в стране. Так, в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [31], а также в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона о правовом положении иностранных граждан, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Кроме того, иностранцы имеют право на пособия, пенсии и иные формы социального обеспечения, право собственности, право на образование и т.д. Они могут вступать в профсоюзы, научные, спортивные и другие общественные организации.
Также законодательно закреплено, что иностранные граждане имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности (в том числе право пользоваться достижениями культуры и др.). Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами [32].
В отношении жилищных прав для иностранцев существует достаточное количество ограничений. К примеру, иностранным гражданам и лицам без гражданства не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, т. е. они не могут претендовать на получение за незначительную плату в наем муниципального жилья; отсутствует право на приватизацию жилых помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фондах; не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Однако такие права могут быть предоставлены иностранному гражданину на основании международного договора Российской Федерации. Таким образом, значительные ограничения в жилищной сфере для иностранных граждан в большой мере затрудняют их нахождение на территории Российской Федерации.
В итоге наделение иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, тем же объемом прав, которым обладают собственные граждане с учетом некоторых ограничений, продиктованных исключительно мерами государственной и общественной безопасности, обосновано в рамках признанного государством национального режима. Однако у иностранных граждан имеются специальные права и обязанности (в частности, по получению документов, подтверждающих статус иностранных граждан на территории Российской Федерации, и др.). Наличие этих прав и обязанностей фактически и юридически оправдано и объясняется прежде всего нахождением этих лиц за пределами их собственных государств. В то же время некоторые права иностранцев являются одновременно их обязанностями. При этом существующие гарантии правового статуса призваны обеспечивать действенность основных прав, свобод и обязанностей иностранцев.
78
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
Список литературы
1. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. - М. : Изд-во МГУ, 1997. - 304 с.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с.
3. Златопольский, Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии : учеб. для вузов / Д. Л. Златопольский. - М. : Зерцало, 2012. - 320 с.
4. Семейный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета. - 1996. - № 17 (27 янв.).
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) : Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30 (29 июля). -Ст. 3032.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40 (6 окт.) - Ст. 3822.
7. Вискулова, В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами / В. В. Вискулова // Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 8, 9. - С. 16-23.
8. Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации : Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24 (17 июня). -Ст. 2253.
9. Письмо ЦИК РФ от 25 апреля 2005 г. № 01-23/1191 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. // Международные избирательные стандарты : сб. документов / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2004.
11. Рекомендации Парламентской ассамблеи государств - участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами 2002 г. // Международные избирательные стандарты : сб. документов / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2004.
12. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года // Международные избирательные стандарты : сб. документов / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2004.
13. Заключение ПАСЕ 232 «О проекте рекомендации Комитета министров государствам-членам», «Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне» 2001 г. // Международные избирательные стандарты : сб. документов / под ред. А. А. Вешнякова. - М., 2004.
14. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июня 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29 (16 июля). -Ст. 2950.
15. О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13 (30 марта). - Ст. 1475.
16. Ралько, В. В. Наследственные права иностранных граждан в Российской Федерации / В. В. Ралько // Нотариус. - 2005. - № 4.
17. Кочуков, Т. В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ / Т. В. Кочуков. - М., 2004.
18. Авакьян, С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / С. А. Авакьян. - СПб., 2003.
19. Матвеев, В. О. Право публичных собраний / В. О. Матвеев. - СПб., 1909.
20. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
21. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
Social sciences. Law
79
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
22. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
23. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 г. // Действующее собрание международного права. - М. : Московский независимый институт международного права, 1996. - Т. 1. - С. 255-259.
24. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 2001. - № 256 (31 дек.).
25. Коршунова, Т. Ю. Новое в регулировании труда иностранных работников / Т. Ю. Коршунова // Справочник кадровика. - 2007. - № 4.
26. Гарант геополитики России // Земляки. - 2014. - № 1, 2. - С. 60.
27. Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют право быть принятыми на работу : Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 // Российская газета. - 2002. - № 169 (16 окт.).
28. О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от
02.04.2014) : Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31 (2 авг.). - Ст. 3215.
29. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 3.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18 (3 мая). -Ст. 2207.
30. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от
21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12 (24 марта). -Ст. 1383.
31. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) : Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50 (11 дек.). - Ст. 4872.
32. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1992. - № 248 (17 ноября).
References
1. Voevodin L. D. Yuridicheskiy status lichnosti v Rossii: ucheb. posobie [Human legal status in Russia: tutorial]. Moscow: Izd-vo MGU, 1997, 304 p.
2. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik [Constitutional law in Russia: textbook]. Moscow: Prospekt, 2010, 608 p.
3. Zlatopol'skiy D. L. Gosudarstvennoe pravo zarubezhnykh stran: Vostochnoy Evropy i Azii: ucheb. dlya vuzov [State law of foreign countries: Eastern Europe and Asia: textbook for universities]. Moscow: Zertsalo, 2012, 320 p.
4. Rossiyskayagazeta [Russian newspaper]. 1996, no. 17 (27 Jan.).
5. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of RF]. 2002, no. 30 (29 Jul.), art. 3032.
6. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of RF]. 2003, no. 40 (6 Oct.), art. 3822.
7. Viskulova V. V. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2009, no. 8, 9, art. 16-23.
8. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 2002, no. 24 (17 Jun.), art. 2253.
9. Pis’mo TsIK RF ot 25 aprelya 2005 g. № 01-23/1191 [Letter of the Central executive committee of RF from 25 April 2005 № 01-23/1191]. “ConsultantPlus” reference system.
10. Mezhdunarodnye izbiratel’nye standarty: sb. dokumentov [International electoral standards: collected documents]. Ed. by A. A. Veshnyakov. Moscow, 2004.
11. Mezhdunarodnye izbiratel’nye standarty: sb. dokumentov [International electoral standards: collected documents]. Ed. by A. A. Veshnyakov. Moscow, 2004.
12. Mezhdunarodnye izbiratel’nye standarty: sb. dokumentov [International electoral standards: collected documents]. Ed. by A. A. Veshnyakov. Moscow, 2004.
80
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Право
13. Mezhdunarodnye izbiratel’nye standarty: sb. dokumentov [International electoral standards: collected documents]. Ed. by A. A. Veshnyakov. Moscow, 2004.
14. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 2001, no. 29 (16 Jul.), art. 2950.
15.Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 1998, no. 13 (30 Mar.), art. 1475.
16. Ral'ko V. V. Notarius [Notary]. 2005, no. 4.
17. Kochukov T. V. Konstitutsionno-pravovoy status inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v RF [Constitutional-legal status of foreign citizens and stateless people in RF]. Moscow, 2004.
18. Avak'yan S. A. Rossiya: grazhdanstvo, inostrantsy, vneshnyaya migratsiya [Russia: citizenship, foreigners, external migration]. Saint-Petersburg., 2003.
19. Matveev V. O. Pravo publichnykh sobraniy [Right to public assembly]. Saint-Petersburg, 1909.
20. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the USSR Supreme Council]. 1976, no. 17, art. 291.
21. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 2001, no. 2, art. 163.
22. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 1995, 5 Apr.
23. Deystvuyushchee sobranie mezhdunarodnogo prava [Collection of active international law]. Moscow: Moskovskiy nezavisimyy institut mezhdunarodnogo prava, 1996, vol. 1, pp. 255-259.
24. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2001, no. 256 (31 Dec.).
25. Korshunova T. Yu. Spravochnik kadrovika [Human resource manager’s reference book]. 2007, no. 4.
26. Zemlyaki [Compatriots]. 2014, no. 1, 2, p. 60.
27. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2002, no. 169 (16 Oct.).
28. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 2004, no. 31 (2 Aug.), art. 3215.
29. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 1999, no. 18 (3 May), art. 2207.
30. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 1997, no. 12 (24 Mar.), art. 1383.
31. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of RF]. 1995, no. 50 (11 Dec.), art. 4872.
32. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 1992, no. 248 (17 Nov.).
Еременко Екатерина Валерьевна
кандидат юридических наук, декан юридического факультета, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а)
E-mail: e.v.eryemenko@rambler.ru
Eremenko Ekaterina Valer'evna Candidate of juridical sciences, dean of the law faculty, Russian State Academy of Intellectual Property (55a Miklukho-Maklaya street, Moscow, Russia)
УДК 342.7 Еременко, Е. В.
Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е. В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 69-81.
Social sciences. Law
81