Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
of application of the information approach to information law]. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2013, vol. 13, iss. 4, pt. 1, pp. 589-598.
2. Chumikov A. N. Antikrizisnye kommunikacii [Crisis communications]. Moscow, Aspekt Press, 2013. 172 c.
3. O sostojanii sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii i osnovnyh napravlenijah ee razvitija: postanovlenie VIII Vserossijskogo s#ezda sudej ot 19.12.2012 (On state of the judicial system of the Russian Federation and the main directions of its development. Resolution VIII All-Russian Congress of Judges of 19.12.2012). PRAVO.RU. Site. Available at: http: //pravo.ru/doc/view/294/376/ (accessed 13 August 2015).
4. Psiho-Terapija. RF (Psychotherapy. RF). Available at: http://xn—8sbokd6affhfo7a2k.xn--p1ai/mediation.html (accessed 17 August 2015).
5. Fedorenko N. V. Pravovaja priroda mediacii (Legal nature of mediation). Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomi-ka; predprinimatel ’stvo; pravo i upravlenie (Scince and Education: agriculture and economics; entrepreneurship; law and governance), 2012, no. 10. Available at: www. journal-nio.com/index.php?option=com_content&view= article&id=1319<emid=110 (accessed 17 August 2015).
6. Litvinov A. V Vvedenie v mediaciju (Introduction to mediation). Available at: http://samlib.ru/l/litwinow_ aleksandr_walentinowich/med1.shtml (accessed 17 August 2015).
7. Slovar ’ mediatora (Mediator dictionary). Available at: www.mediacia.com/wordmed.htm (accessed 21 August 2015).
8. Blumer G. Obshhestvo kak simvolicheskaja interakcija [Society as a symbolic Interaction]. Sovremennaja zaru-bezhnaja social’naja psihologija [Modern foreign social psychology]. Moscow, Moscow University Press, 1984, pp.173-179.
9. Ob al’ternativnoj procedure uregulirovanija spo-rov s uchastiem posrednika (procedure mediacii): federal’nyj zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ (red. ot
23.07.2013) (On Alternative Dispute Resolution Procedure Involving a Mediator (Mediation Procedure). Federal law of 27.07.2010 № 193-FZ (an edition of
23.07.2013) ). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038 (accessed 17 August 2015).
10. Laboda S. Mediacija kak metod jeffektivnogo razre-shenija konflikta (Mediation as a method of effective conflict resolution). Available at: http://adukatar.net/ wp-content/uploads/2014/06/Adukatar_23_Pages_37-44. pdf (accessed 23 August 2015).
11. Golub O. Yu., Tihonova S. V Teorija kommunikacii [Communication Theory. Textbook]. Moscow, Dashkov and Ko, 2011. 388 p.
12. Mnenija jekspertov po osnovnym voprosam razvitija al’ternativnogo razreshenija sporov [Experts opinions on major development issues of alternative dispute resolution]. Tretejskij sud [Arbitral tribunal], 2009, no. 3, pp.14-45.
13. Vol’ton D. Informacija ne znachit kommunikacija [The information does not mean communication]. Moscow, POLPRED. Spravochniki, 2011. 40 p.
УДК 342. 7 (470+57)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЕГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А. В. Басова
аспирантка кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Статья посвящена исследованию законодательного регулирования запрета дискриминации прав и свобод человека в зависимости от состояния его здоровья в национальном законодательстве РФ. Обсуждение. В результате исследования правовых документов Российской Федерации сделан акцент на федеральные законы, в которых закреплен запрет дискриминации прав и свобод человека в зависимости от состояния его здоровья. Особое внимание уделено причинам, согласно которым происходит дискриминация прав человека и гражданина по признаку здоровья. Сделан вывод, что запрет дискриминации человека и гражданина по признаку здоровья носит общий декларированный характер, так как в различных сферах возникает дискриминация граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства по признаку здоровья. Заключение. Защита
прав человека и гражданина в зависимости от состояния его здоровья в национальном законодательстве РФ осуществляется не в полной мере, что вызвано отсутствием эффективных национальных механизмов.
Ключевые слова: законодательство Российской Федерации, состояние здоровья, права человека и гражданина, дискриминация.
DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-468-473
Введение
Обеспечение равенства граждан Российской Федерации, недопущение их дискриминации в зависимости от состояния здоровья
© Басова А. В., 2015
А. В. Басова. Актуальные вопросы законодательного регулирования запрета дискриминации
является одной из приоритетных и актуальных задач российского национального права, для реализации которой необходимо формирование эффективно работающих, устойчивых правовых механизмов. В ст. 6 Конституции РФ [1] закреплены равные права и обязанности для всех граждан РФ, ст. 19 гарантирует равенство перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав по каким-либо признакам, в том числе и по состоянию здоровья. Дискриминация - это законодательное преимущество одного человека над другим по определенному признаку, например по состоянию здоровья. Равенство прав и запрет дискриминации в зависимости от состояния здоровья находят развитие в ряде нормативно-правовых актов, но прямой запрет дискриминации в зависимости от состояния здоровья устанавливают всего несколько федеральных законов: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [3], «Об образовании» [4], в остальных случаях законодатель устанавливает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо оснований.
Обсуждение
Проанализировав законы, регулирующие оказание медицинской помощи в нашей стране, мы пришли к выводу о необходимости фундаментальной научной проработки проблем дискриминации при оказании медицинской помощи. Государство должно гарантировать законодательную защиту и гарантии соблюдения прав для уязвимых групп населения: психическим больным, больным туберкулезом, инвалидам, ВИЧ- инфицированным. Они не могут быть дискриминированы при оказании медицинской помощи, при получении образования, во всех сферах жизнедеятельности они должны быть защищены на государственном уровне.
Необходимо ввести положения о равных правах граждан и их защите от дискриминации в зависимости от состояния здоровья в следующих федеральных законах: «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [5], «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [6], «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» [7], «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [8].
Так, Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» содержит положение, что психические больные обладают всеми правами, гарантированными Конституцией РФ и федеральными законами, но оно требует конкретизации, так как происходят случаи незаконного лишения дееспособности граждан РФ, в том числе и детей-сирот. Часто душевно больные даже не знают, что лишены дееспособности, они не получают уведомления о вызове в суд, решений о признании их недееспособными, это приводит к тому, что они помещаются на принудительное лечение без их согласия. В Законе установлено, что любое обращение за психиатрической помощью должно быть добровольным. Однако в соответствии со ст. 4 лицу, признанному недееспособным, психиатрическая помощь может быть оказана по просьбе или с согласия его опекуна, а в соответствии со ст. 28, 33, 39 госпитализация недееспособного лица в психиатрический стационар по просьбе его опекуна считается добровольной и не требует решения суда, в отличие от недобровольной госпитализации. По российскому законодательству, недееспособные лица не имеют права на переосвидетельствование по собственной инициативе, права принимать адвоката в стационаре, так как опекун является его законным представителем, который не всегда отражает его интересы. Целесообразно было бы ввести обязательное периодическое переосвидетельствование такого больного на предмет продления ему статуса недееспособности. Даже если в момент первоначального судебного решения о признании лица недееспособным его дееспособность была серьезно нарушена, нельзя исключать возможности изменения его состояния. Признание недопустимости дискриминации в отношении психических больных выражено в решениях Европейского суда по правам человека: «Штукатуров против Российской Федерации» [9], «Ракевич против Российской Федерации» [10], «Лашин против Российской Федерации» [11].
В Федеральном законе «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» совершенно отсутствуют положения о гарантиях прав и свобод человека, хотя туберкулез является фактором стигматизации. Не все туберкулезные больные имеют опасность для окружающих, а только больные с открытой формой заболевания, которые подлежат лечению в обязательном порядке, по решению суда.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содер-
Право
469
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
жит положении, гарантирующих им равенство в процессе реализации их прав. Кроме того, в законе закреплено понятие «инвалид», в переводе с английского означающий «непригодный», что вызывает много дискуссий. В международно-правовых документах и антидискриминационном законодательстве зарубежных стран термин «инвалид» используется редко, вместо него введены такие термины, как «лицо с ограниченными возможностями», «лицо с физическими или психическими недостатками», «лицо с особым состоянием здоровья». Термин «инвалид» собирательный, включает в себя все разнообразие функциональных ограничений человека, который вызывает жалость, и представление о его неспособности к нормальной жизнедеятельности. А ведь нарушения здоровья могут быть постоянными и временными, и в зависимости от стойкости нарушений и тяжести заболевания различают три группы инвалидности. Уточняющие термины более корректны, так как разбивают собирательный термин, ослабляют деление на «здоровых» и «инвалидов», не вызывают жалости или негативных эмоций. Исходя из вышесказанного, целесообразно изменить формулировку «инвалид» на более приемлемое - «лицо с ограниченными возможностями» в данном законе.
Введение антидискриминационных положений в Федеральный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» необходимо как для доноров, так и для реципиентов. В Законе отсутствуют положения о фиксировании согласия на изъятия органов и тканей человека в медицинской документации пациента при его жизни. В нашем законодательстве действует презумпция согласия на изъятие органов и тканей после смерти человека, если родственники не заявляют о запрете. С другой стороны, введение системы фиксирования согласия может привести к злоупотреблению предполагаемым согласием. Требуется конкретизация положения Закона о добровольном согласии на изъятие органов и тканей, что позволит решить ряд острых этических и нравственных проблем, возникающих в результате изъятия органов и тканей и позволит избежать недоверия родственников, а также длительных судебных разбирательств, что можно проследить на примере семьи Алины Саблиной, родители которой оспаривают право врачей на изъятие органов в Конституционном суде Российской Федерации в настоящее время [12]. Проблема дефицита органов для пересадки остается острой, как и во всех странах мира, поэтому важны гарантии равенства доступа к трансплантации для реципиентов, независимо
от возраста, пола, принадлежности к социальным группам и по другим основаниям.
Острой остается проблема дискриминации ВИЧ-инфицированных. В решении по делу «Ки-ютин против России» [13] ЕСПЧ впервые рассмотрел вопрос о защите прав ВИЧ-инфицированных в нашей стране и установил дискриминацию в отношении ВИЧ-инфицированных иностранных граждан.
Признание дискриминации в отношении ВИЧ-больных выражено и в определении Конституционного суда РФ от 4 июня 2013 г. № 902-О «По жалобе гражданина Республики Молдова Х. на нарушение его конституционных прав положениями частей третьей, четвертой и седьмой статьи 25.10 Федерального закона “ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”» [14].
Примечательно, что положения решения ЕСПЧ и определения Конституционного суда РФ по данному вопросу полностью совпадают, но запрет на проживание ВИЧ-инфицированных в РФ продолжает действовать. Вопрос об их проживании в России необходимо решать индивидуально в каждом конкретном случае и, исходя из принципа гуманизма, не разлучать больных иностранцев с российскими родственниками. Однако нарушения продолжаются, и в настоящее время в ЕСПЧ находятся на рассмотрении аналогичные дела, поэтому в отношении ВИЧ-инфицированных иностранных граждан, имеющих родственников в России и желающих постоянно с ними проживать, необходимо ввести новые правовые механизмы в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [15], «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [16], «О беженцах»
[17] , чтобы исключить их дискриминацию по наличию ВИЧ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 16 гарантирует недискриминацию по состоянию здоровья при получении образования [4], но целесообразно внести положения, защищающие работников образования от увольнения, например, в случае их заражения ВИЧ, поскольку ВИЧ-инфицированным не запрещено обучаться со здоровыми людьми. Кроме того, к педагогической деятельности, в соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ
[18] , не допускаются лица, имеющие заболевания, утвержденные в перечне заболеваний (в настоящее время еще не принят). И при решении данного вопроса руководители образовательных учреждений могут превышать пределы своих полномочий.
470
Научный отдел
А. В. Басова. Актуальные вопросы законодательного регулирования запрета дискриминации
Заключение
Анализ законодательного регулирования запрета дискриминации прав и свобод человека в зависимости от состояния здоровья человека в современной России позволяет сделать вывод, что дискриминация по состоянию здоровья происходит при создании законодательных условий, в том числе за счет законодательных пробелов, обеспечивающих незаконные преимущества одних групп лиц над другими.
Болезнь человека возникает не по его желанию или вине, никто не застрахован от инфекционных заболеваний, в том числе общественно опасных. Лица с изменениями в состоянии здоровья нуждается в дополнительных гарантиях и защите, государство и его органы обязаны создавать условия для наиболее полной реализации прав и свобод человека без дискриминации, что возможно только при принятии антидискриминационного национального законодательства.
Антидискриминационная экспертиза закона предоставит возможность проверять федеральные законы на соответствие принципу равенства, выявлять пробелы и не допускать создания преимущественных условий для определенных групп лиц, объединенных одним признаком, например по состоянию здоровья, что позволит избежать законодательной дискриминации прав человека и гражданина. При принятии и законодательном оформлении данной экспертизы в национальном праве запустится механизм, который приведет к развитию и конкретизации ст. 19 Конституции РФ и возможности ее применения к различным формам дискриминации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФК3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724.
3. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федер. закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 14, ст. 1212.
4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
5. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : федер. закон от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 08.03.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
6. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации : федер. закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 26, ст. 2581.
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от
29.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4563.
8. О трансплантации органов и (или) тканей человека : федер. закон от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 29.11.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.
9. Постановление ЕСПЧ от 04.03.2010 «Дело Штукатуров (Shtukaturov) против Российской Федерации» (жалоба № 44009/05). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Постановление ЕСПЧ от 28.10.2003 «Дело Ракевич (Rakevich) против Российской Федерации» (жалоба № 58973/00). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Постановление ЕСПЧ от 22.01.2013 «Дело Лашин (Lashin) против Российской Федерации» (жалоба № 33117/02). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Судебное дело «Алина Саблина против тайной трансплантации органов». URL: http://sutyajnik.ru/ cases/531.html (дата обращения: 15.09.2015).
13. Постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 «Дело Киютин (Kiyutin) против Российской Федерации» (жалоба № 2700/10). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 902-О «По жалобе гражданина Республики Молдова Х. на нарушение его конституционных прав положениями частей третьей, четвертой и седьмой статьи 25.10 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 34, ст. 4029.
16. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032.
17. О беженцах : федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) // Рос. газ. 1997. № 126.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
Право
471
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
Topical Issues of Legal Regulation of the Prohibition of Discrimination of the Rights and Freedoms of a Person Depending on His State of Health in Modern Russia
A. V. Basova
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
Introduction. The article investigates the legal regulation of nondiscrimination rights and freedoms of the individual, depending on his state of health in Russia in the current national regulations. Discussion. As a result of the research of legal instruments of the Russian Federation, focuses on a group of federal laws that prohibit discrimination enshrined human rights and freedoms according to the state of his health. Special attention is paid to the factors by which the discrimination of the rights of man and citizen on the basis of health. The author concludes that the prohibition of discrimination of man and citizen on the basis of health is the total of the declared nature, as in different fields there is the discrimination of citizens, foreign citizens and persons without citizenship on the basis of health. Conclusion. Protection of the rights of man and citizen depending on his state of health in the national legislation is not fully implemented due to a lack of effective national mechanisms.
Key words: Russian legislation, health, human and civil rights, discrimination.
References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (priniata vsenarod-nym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ,
05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FK [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of
21.07.2014 № 11-FKZ)] Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, article 4398.
2. Ob osnovakh okhrany zdorov’ia grazhdan v Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.06.2015) [On the basis of the health of citizens in the Russian Federation. Federal law of 21.11.2011 № 323-FZ (an edition of 06.29.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 48, art. 6724.
3. O preduprezhdenii rasprostraneniia v Rossiiskoi Fed-eratsii zabolevaniia, vyzyvaemogo virusom immunod-efitsita cheloveka (VICh-infektsii): federal’nyj zakon ot 30.03.1995 № 38-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot
12.03.2015) [On Prevention of Spread of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV). Federal law of 30.03.1995 № 38-FZ (an edition of 31.12.2014)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 14, art.1212.
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) [On Education in the Russian Federation. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (an edition of 07.13.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53 (pt. 1), art. 7598.
5. O psikhiatricheskoi pomoshchi i garantiiakh prav grazhdan pri ee okazanii: federal’nyj zakon ot 02.07.1992 № 3185-1 (red. 08.03.2015) [On psychiatric care and guarantees of rights of citizens at its rendering. Federal law of 02.07.1992 № 3185-1 (an edition of 08.03.2015). Vedomosti SND i VS RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Soviet of the Russian Federation], 1992, no. 33, art. 1913.
6. O preduprezhdenii rasprostraneniia tuberkuleza v Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 18.06.2001 № 77-FZ (red. ot 02.05.2015) [Preventing the spread of tuberculosis in the Russian Federation. Federal law of 18.06.2001 № 77-FZ (an edition of 02.05.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 26, art. 2581.
7. O sotsial’noi zashchite invalidov v Rossiiskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot
29.06.2015) [On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation. Federal law of 24.11.1995 № 181-FZ (an edition of 06.29.2015]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 48, art. 4563.
8. O transplantatsii organov i (ili) tkanei cheloveka: federal’nyj zakon ot 22.12.1992 № 4180-1 (red. ot 29.11.2007) [About transplantation of bodies and (or) tissues. Federal law of 22.12.1992 № 4180-1 (an edition of 29.11.2007)]. Vedomosti SND i VS RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Soviet of the Russian Federation], 1993, no. 2, art. 62.
9. Postanovlenie ESPCh ot 04.03.2010 «Delo Shtukaturov protiv Rossijskoj Federacii» (zhaloba № 44009/05) (The judgment of the European Court of Human Rights of 04.03.2010 «It Shtukaturov against the Russian Federation» (the complaint № 44009/05)). ATP «Consultant» [electronic resource].
10. Postanovlenie ESPCh ot 28.10.2003 «Delo Rakevich protiv Rossijskoj Federacii» (zhaloba № 58973/00) (The judgment of the European Court of Human Rights of 28.10.2003 «It Rakevich against the Russian Federation» (the complaint № 58973/00)). ATP «Consultant» [electronic resource].
11. Postanovlenie ESPCh ot 22.01.2013 «Delo Lash-in (Lashin) protiv Rossijskoj Federacii» (zhaloba № 33117/02) (Resolution Highest European Court of Human chelovekaot 01/22/2013 «It Lashin (Lashin) against the Russian Federation» (the complaint № 33117/02)). ATP «Consultant» [electronic resource].
12. Sudebnoe delo «Alina Sablina protiv tainoi transplantatsii organov» (The court case «Alina Sablina against secret organ transplantation»). Available at: http:// sutyajnik.ru/cases/531.html (accessed 15 September 2015).
472
Научный отдел
А. В. Басова. Актуальные вопросы законодательного регулирования запрета дискриминации
13. Postanovlenie ESPCh ot 10.03.2011 «Delo Kiiutin protiv Rossijskoj Federacii» (zhaloba № 2700/10) (Resolution Highest European Court of Human Rights of 10.03.2011 «It Kiyutin against the Russian Federation» (the complaint № 2700/10)). ATP «Consultant» [electronic resource].
14. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 04.06.2013 № 902-O «Po zhalobe grazhdanina Respubliki Moldova Kh. na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozhe-niiami chastei tret’ei, chetvertoi i sed’moi stat’i 25.10 Federal’nogo zakona “O poriadke vyezda iz Rossiiskoi Federatsii i v”ezda v Rossiiskuju Federaciju”» (The Constitutional Court of the Russian Federation of04.06.2013 № 902-O «On the complaint of a citizen of the Republic of Moldova X. a violation of his constitutional rights provisions of Part Three, four and seven of Article 25.10 of the Federal Law “On the Procedure for Exit from the Russian Federation and Entry to the Russian Federa-tion”»). ATP «Consultant» [electronic resource].
15. O poriadke vyezda iz Rossiiskoj Federacii i v”ezda v Rossiiskuju Federaciju: federal’nyj zakon ot 15.08.1996 № 114-FZ (red. ot 13.07.2015) [On the order of departure
from the Russian Federation and Entry to the Russian Federation. Federal law of 15.08.1996 № 114-FZ (an edition of 07.13.2015)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 34, art. 4029.
16. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Ros-sijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 29.06.2015) [On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation. Federal law of 25.07.2002 № 115-FZ (an edition of 06.29.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3032.
17. O bezhentsakh: federal’nyj zakon ot 19.02.1993 № 4528-1 (red. ot 22.12.2014) [On refugees. Federal law of 19.02.1993 № 4528-1(an edition of22.12.2014)]. Rossijskaja gazeta [Russian newspaper], 1997, no. 126.
18. Trudovoi kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ (red. ot 22.12.2014) [Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ (an edition of 12.22.2014)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1, (pt. 1), art. 3.
Право
473