Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хазов Евгений Николаевич, Богданов Анатолий Васильевич, Венидиктов Михаил Игоревич

В статье рассматривается основные направления и оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан. Поднимаются актуальные вопросы противодействия незаконной миграции иностранных граждан. Авторы структурирует свою позицию по ключевым вопросам соответствующей тематики. Предлагаются пути решения проблемных вопросов по профилактике и противодействию незаконной миграции на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хазов Евгений Николаевич, Богданов Анатолий Васильевич, Венидиктов Михаил Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-SEARCH MEASURES TO COUNTER CRIMES RELATED TO ILLEGAL MIGRATION OF FOREIGN NATIONALS

The article considers the main directions and operational-search measures to counteract crimes related to illegal migration of foreign citizens. The current issues of countering illegal migration of foreign citizens are raised. The authors structure their position on the key issues of the relevant topic. The author suggests ways to solve the problematic issues of preventing and countering illegal migration in Russia.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

УДК 34; ББК 67 NIION: 2007-0083-2/21-010

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-68-73 MOSURED: 77/27-005-2021-02-209

© Хазов Е.Н., Богданов А.В., Венидиктов М.И., 2021

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Евгений Николаевич Хазов,

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доктор юридических наук, профессор 125130, г. Москва ул. Нарвская д.15а стр.1 E-mail: evg.hazow@yandex.ru Анатолий Васильевич Богданов, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

(117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) Михаил Игоревич Венидиктов, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: mvenidiktov@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается основные направления и оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан. Поднимаются актуальные вопросы противодействия незаконной миграции иностранных граждан. Авторы структурирует свою позицию по ключевым вопросам соответствующей тематики. Предлагаются пути решения проблемных вопросов по профилактике и противодействию незаконной миграции на территории России.

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, иностранный гражданин, противодействие, профилактика, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные меры.

OPERATIONAL-SEARCH MEASURES TO COUNTER CRIMES RELATED TO ILLEGAL MIGRATION OF FOREIGN NATIONALS

Evgeny N. Khazov,

Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Doctor of Law, Professor 125130, Moscow st. Narvskaya 15a, building 1 E-mail: evg.hazow@yandex.ru Anatoliy V. Bogdanov, candidate of law, associate professor, associate Professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment

of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' Mikhail I Venidiktov,

adjunct faculty of training of scientific-pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

Abstract. The article considers the main directions and operational-search measures to counteract crimes related to illegal migration of foreign citizens. The current issues of countering illegal migration of foreign citizens are raised. The authors structure their position on the key issues of the relevant topic. The author suggests ways to solve the problematic issues of preventing and countering illegal migration in Russia.

Keywords: migration, illegal migration, foreign citizen, counteraction, prevention, operational-search activity, operational-search measures.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Хазов Е.Н., Богданов А.В., Венидиктов М.И. Оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан. Криминологический журнал. 2021;(2):68-73.

В теории оперативно-разыскной деятельности проблема разграничений понятий оперативно-разыскных мер, оперативно-разыскных мероприятий и оперативно-разыскных действий рассматривалась В.В. Антоновым, А.Ф. Волынским, В.М. Атмажитовым, В.Г. Бобровым, Ю.С. Блиновым, С.С. Овчинским и другими. В частности, В.Г. Бобров и В.М. Атмажитов предложили рассматривать термин «оперативно-разыскные меры» как базовый, а «оперативно-разыскные мероприятия» как определенная их часть [1].

По сути солидарен с ними и Н.П. Водько, который считает, что любая из оперативно-разыскных мер регулируется с помощью разнообразных оперативно-разыскных мероприятий [2]. В тоже время нельзя не согласиться и с В.М. Атмажитовым и В.Г. Бобровым в том, что понятие «оперативно-разыскных мер» включает совокупность различных действий, структурированно направленных на достижение целей, которые связанны с осуществлением ОРД [3].

Оперативно-разыскные меры во всей своей совокупности направлены на решение организационно-тактических и организационно-управленческих задач, тогда как ОРМ на решение оперативно-тактических задач [4].

В системе мер предупреждения организации незаконной миграции иностранных граждан ключевая роль, по нашему мнению, принадлежит организационно-управленческим мерам, включающим совершенствование правовой базы, организацию взаимодействия различных служб правоохранительных органов, обеспечение контроля за ОРМ, использование современных оперативно-технических средств и внедрение новых возможностей получения оперативной информации и др. При этом общесоциальные меры предупреждения незаконной миграции являются системным регулятором внешних условий стабильного развития общества и государства[5].

К фундаментально первостепенным направлениям совершенствования правовых механизмов противодействия незаконной миграции иностранных граждан можно отнести:

• становление эффективных правовых барьеров, затрагивающих деятельность организаторов незаконной миграции;

• актуальные меры правового регулирования в сфере противодействия незаконной миграции и организации незаконной миграции иностранных граждан должны быть тесно связанны с реализуемыми федеральными и региональными программами по комплексному предупреждению негативного развития миграционных

процессов;

• противодействие незаконной трудовой деятельности незаконных мигрантов[6].

Одной из мер противодействия незаконной миграции является осуществление федерального государственного контроля в миграционной сфере [7]. Основными направлениями в данной сфере деятельности являются фундаментирование различных условий для оперативного информационного обмена, в том числе посредством комплексной модернизации и интеграции электронных информационных учетов, проведение скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и, несомненно, обеспечение эффективного механизма применения к незаконным мигрантам мер государственного принуждения [8].

В настоящее время проводится разработка «Электронной карты мигранта». На пластиковом носителе будут размещены данные об иностранном гражданине, включая номер патента, отпечатки пальцев, а также о месте работы. Нововведение призвано бороться с подделкой документов и сделать сферу трудовой миграции прозрачней. «Если появится единая пластиковая карта, где на чипе будет записана вся информация, то людям будет значительно проще», — говорит Вячеслав По-ставнин (Президент Фонда «Миграция XXI век») [9]. Благодаря электронной карте мигранта прекратит или ограничит действие рынка поддельных документов для мигрантов, деятельность мигрантов станет более прозрачной, повысится уровень розыска мигрантов, совершивших преступления.

Помимо «Электронной карты мигранта», несомненно, предлагается разработать и транспортное приложение «Электронная карта мигранта», которое позволит осуществлять оплату проезда на все видах транспорта, а банковское платежное приложение к карте сможет обеспечить расчеты и получение банковских услуг иностранными гражданами в полном объеме. Практическая реализация электронного мониторинга миграционной активности мигрантов позволит органам внутренних дел иметь фактически всю оперативно-значимую информацию о деятельности миграционного элемента на территории Российской Федерации [10].

Стоит заметить, что по данным Судебного департамента Верховного суда Российской Федерации, в 2019 году за фиктивную регистрацию мигрантов-иностранцев на своей жилплощади были осуждены 1200 граждан (хозяева «резиновых» квартир и родственники). В примечании ст. 322.2 УК РФ определено, что гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности по статье 322.2 УК РФ, если он способствовал раскрытию этого преступления и в его действиях

нет иного состава преступления (организация каналов перевозки нелегалов через границу, подделка документов и др.) При этом в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 18 в п. 17 пояснил, что «Под способствованием раскрытию преступления следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения»[11]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации дает возможность оперативному сотруднику законно осуществлять свою оперативно-разыскную деятельность в рамках пресечения указанной противоправной деятельности и использовать возможности граждан, которые способствовали раскрытию преступлений по ст. 322.2 УК РФ, по противодействию организации незаконной миграции.

В структурном отношении оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции иностранных граждан, следует рассмотреть с позиции системно-структурного деления ОРД на организационно-управленческий и организационно-тактический уровни [12].

На организационно-управленческом уровне используются меры организационного и психологического характера, ресурсного обеспечения работы оперативно-разыскных служб и подразделений, управления оперативно-разыскными силами и средствами, обеспечения законности и конспирации в оперативно-разыскном процессе:

• изучение и оценка оперативной обстановки, связанной с незаконной миграцией иностранных граждан (информационно-аналитическая работа);

• оптимальное организационно-структурное и функциональное построение оперативно-разыскных подразделений, занимающихся противодействием преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан;

• организация информационного обеспечения деятельности оперативно-разыскных подразделений, занятых в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан.

Организационно-тактический уровень ОРД включает в себя такие оперативно-разыскные меры, как:

• неотложное реагирование на информацию о преступлениях, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан и лицах, причастных к их совершению;

• производство оперативной проверки информации, касающейся незаконной миграции;

• проведение оперативно-профилактических операций по выявлению незаконных мигрантов и устранению причин и условий, способствующих совершению ими преступлений и правонарушений, административному выдворению иностранных граждан, нелегально находящихся на территории Российской Федерации;

• оказание профилактического воздействия на иностранных граждан, состоящих на учетах ОВД в связи с имеющимися признаками их противоправного поведения [13].

Содержание оперативно-тактического уровня ОРД определяется оперативно-разыскной тактикой осуществления оперативно-разыскных мероприятий, перечень которых содержится в законе «Об оперативно-разыскной деятельности» [14].

Стоит отметить, что в соответствии с решением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 04.06.2006 МВД РФ уже более 10 лет назад подготовлен проект Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» [15].

В указанном документе, помимо прочих мер, предусматривалось создание в правоохранительных органах специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью, образующих в рамках каждого из ведомств единую централизованную систему федерального подчинения.

Принятие такого документа, как нормативно-правовая мера противодействия, позволило бы сконцентрировать усилия сотрудников оперативных подразделений по борьбе с организованной преступностью на выявление и оперативную разработку организаторов каналов незаконной миграции [16]. Тем более, что эффективная борьба с транснациональной организованной преступностью возможна лишь при условии безукоризненно отлаженного взаимодействия как между отдельными территориальными подразделениями одного силового ведомства, так и специально уполномо-

ченными территориальными подразделениями различных правоохранительных органов [17].

Заслуживает внимания мнение эксперта Российского института стратегических исследований Е.А. Хизриевой, по мнению которой правоохранительным органам в целях борьбы с экстремизмом следует активнее работать с диаспорами, общинами, национальными и религиозными объединениями [18]. Аналогичная мера принесла бы свои положительные плоды и в борьбе с организацией незаконной миграции, поскольку в данном случае одна из основных задач оперативных подразделений ОВД сводиться к выявлению и пресечению деятельности иностранцев, нелегально находящихся на территории России в составе этнических образований [19].

Деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с организацией незаконной миграцией в плане нелегального въезда и трудоустройства мигрантов, приобрела масштабы одной из наиболее фундаментальных угроз государственной и общественной безопасности и требует совершенствования взаимодействия с органами иностранных государств, через территории которых проходят каналы перемещения незаконных мигрантов [20]. Проблема организации незаконной миграции все чаще связывается с угрозой международного терроризма, наркоторговлей, а также иными транснациональными криминальными проявлениями, исходящими с территории государств, примыкающих к Центрально-Азиатскому региону. В связи с этим, одним из направлений совершенствования мер по противодействию незаконной миграции заключается в повышении уровня сотрудничества между компетентными органами государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)[21]. Подходящей площадкой для этого может выступать созданный в структуре ОДКБ координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), одна из основных задач которого заключается в обеспечении взаимодействия компетентных органов в целях повышения эффективности противодействия незаконной миграции и связанных с ней правонарушений [22].

Приведенные профилактические и оперативно-разыскные меры по усилению противодействия, в первую очередь, организации незаконной миграции не являются исчерпывающими и затрагивают только процессы, относящиеся в основном к сфере оперативно-разыскной деятельности оперативных подразделений [23].

Библиографический список

1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. «Об основных направлениях дальнейшего развития теории ОРД ОВД» // Актуальные вопросы теории и практики ОРД: Труды Академии управления МВД России. — М., 2001.

2. Водько М.П. Правовые о организационные основы ОРД ОВД по борьбе с организованной преступностью. Монография. — М., 2002.

3. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-разыскная деятельность. Учебник / Москва, 2019. (4-е издание, переработанное и дополненное)

4. Оперативно-разыскная деятельность (и государственная тайна). Алексеев В.В., Бражников Д.А., Бычков В.В. и др. Москва, 2020. (2-е издание, переработанное и дополненное)

5. Богданов А.В., Бычков В.В., Данилкин В.Н. и др. Оперативно-разыскная деятельность. Москва, 2020. (5-е издание, переработанное и дополненное)

6. Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Хазов Е.Н. Влияние внутренней и внешней миграции на состояние преступности в России. Криминологический журнал. 2020. № 4. С. 11-17.

7. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285. http://pravo. gov.ru.

8. Миграционные процессы и их роль глобализации общества. Богданов А.В., Егоров С.А., Ха-зов Е.Н. Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 12-19.

9. «Предъявите ваш чип». Российская газета — Федеральный выпуск. 26.08.2019. № 189(7947).

10. Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы и основные направления адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС России по Вологодской области) Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.

11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 18 г. Москва «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, свя-

занных с незаконной миграцией» «Российская газета», N 156, 17.07.2020, http://pravo.gov.ru.

12. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография / Москва, 2015.

13. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Миронов А.Л. Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в российской федерации: конституционно-правовой аспект. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 44-50.

14. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-разыскной деятельности» «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349, http://pravo.gov.ru.

15. Долгова А.И. Избранные труды / сост. В.В. Меркурьев, О.А. Евланова, А.С. Васнецова, Д.А. Соколов; вступит. ст. М.П. Клейменова, В.А. Номоконова, Э.Ф. Побегайло, В.Е. Эмино-ва. Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. М., 2017. 402 с. (Научные труды Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212. http://pravo.gov.ru.

17. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

18. Сайт Российского института стратегических исследований. URL: https://riss.ru/smi/30516/.

19. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И. и др. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.

20. Воробьев В.Ф., Гарашко А.Ю., Дурнев В.С. и др. Основы теории национальной безопасности. учебно-методическое пособие для курсантов очной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности / Москва, 2021.

21. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университе-

та МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

22. Сайт Организации Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto.org/ ksbnm/.

23. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности. учебно-методическое пособие / Москва, 2020.

Bibliographic list

1. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. "On the main directions of the further development of the theory of ORD ATS" // Actual problems of the theory and practice of ORD: Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — M., 2001.

2. Vodko M.P. Legal about the organizational basis of the Internal Affairs Directorate of the Internal Affairs Directorate to combat organized crime. Monograph. — M., 2002.

3. Klimov I.A., Tuzov L.L., Dubonosov E.S. and other Operational-search activity. Textbook / Moscow, 2019. (4th edition, revised and enlarged)

4. Operational-search activity (and state secrets). Alekseev V.V., Brazhnikov D.A., Bychkov V.V. et al. Moscow, 2020. (2nd edition, revised and enlarged)

5. Bogdanov A.V., Bychkov V.V., Danilkin V.N. and other Operational-search activity. Moscow, 2020. (5th edition, revised and enlarged)

6. Zinchenko E.Yu., Isakov V.M., Khazov E.N. Impact of internal and external migration on the state of crime in Russia. Criminological journal. 2020. No. 4. P. 11-17.

7. Federal Law of 18.07.2006 N 109-FZ (as amended on 08.06.2020) "On the Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 30. Art. 3285.http: //pravo.gov.ru.

8. Migration processes and their role in the globalization of society. Bogdanov A.V., Egorov S.A., Khazov E.N. International Journal of Constitutional and State Law. 2020.No. 1.P. 12-19.

9. Show your chip. Russian newspaper — Federal issue. 26.08.2019. No. 189 (7947).

10. Zhestyannikov S.G., Ekimov I.V., Khazov E.N. Topical issues and main directions of adaptation and integration of labor migrants into Russian

society (on the example of the experience of the Federal Migration Service of Russia in the Vologda Oblast) Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3. P. 172-175.

11. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of July 9, 2020 N 18 Moscow "On judicial practice in cases of illegal crossing of the State border of the Russian Federation and crimes related to illegal migration" "Rossiyskaya Gazeta", N 156, 17.07.2020, http:// pravo.gov.ru.

12. Afanasyev D.V., Khazov E.N. Administrative and legal activities of the headquarters units of the internal affairs bodies. Monograph / Moscow, 2015.

13. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N., Mironov A.L. Limits of restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens in the Russian Federation: constitutional and legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 8. P. 44-50.

14. Federal Law of 12.08.1995 N 144-FZ (as amended on 30.12.2020) "On operational and investigative activities" "Collected Legislation of the Russian Federation", 14.08.1995, N 33, art. 3349, http:// pravo.gov.ru.

15. Dolgova A.I. Selected works / comp. V. V. Merkuriev, O.A. Evlanova, A.S. Vasnetsova, D.A. Sokolov; will enter. Art. M.P. Kleimenova, V.A. Nomokonova, E.F. Pobegailo, V.E. Eminov. Acad. Gene. Prosecutor's Office Ros. Federation. M., 2017.402 p. (Scientific works of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation).

16. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National

Security Strategy of the Russian Federation" "Collected Legislation of the Russian Federation", 01/04/2016, N 1 (Part II), Art. 212.http: //pravo. gov.ru.

17. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The role, place and significance of operational-search activities to counter organized crime in the field of illegal migration on the territory of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 5. P. 142-145.

18. Site of the Russian Institute for Strategic Studies. URL: https://riss.ru/smi/30516/.

19. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I. and other Islamic extremism: essence, ideology, organization and tactics of their activities. Khabarovsk, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Vorobiev V.F., Garashko A.Yu., Durnev V.S. and other Fundamentals of the theory of national security. training manual for full-time cadets of the Ministry of Internal Affairs system studying in the direction of Law enforcement and Legal support of national security / Moscow, 2021.

21. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The role, place and significance of operational-search activities to counter organized crime in the field of illegal migration on the territory of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 5. P. 142-145.

22. The site of the Collective Security Treaty Organization. URL: https://odkb-csto.org/ksbnm/.

23. Paukov V.K., Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Isakov V.M., Il'insky I.I., Khazov E.N. Observance of constitutional human and civil rights and freedoms in operational-search activities. teaching aid / Moscow, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.