УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-127-130
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И ИХ МЕСТЕ В ФЕДЕРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ
W W _ _
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно федеральных округов и их места в федеративном устройстве в Российской Федерации высказано несколько суждений: Российская Федерация, являясь субъектом международного права, представляет федеративное государство; Российская Федерация как федеративное государство представляет совокупность субъектов Российской Федерации; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в ст. 65 Конституции РФ от 1 2 декабря 1 993 г.; федеральные округа необходимо рассматривать как элемент федеративного устройства Российской Федерации; исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ от 1 3 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
Ключевые слова: государство; Российская Федерация; законодательство; нормативный правовой акт; Конституция РФ; федерализм; федеративное устройство; федеральный округ; субъект Российской Федерации.
ABOUT FEDERAL DISTRICTS AND THEIR PLACE IN THE FEDERAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nodari Darchoevich ERIASHVILI,
Doctor of Economics, Candidate of Juridical Sciences, Candidate of Historical Sciences, Laureate of RF Government Prize in Science and Technology
E-mail: [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the legal literature and legislation on the federal districts and their place in the federal structure in the Russian Federation, several judgments are made in the article: The Russian Federation, being a subject of international law, represents a federal state; the Russian Federation, as a federal state, represents a set of subjects of the Russian Federation; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is regulated in article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 1 2, 1 993; federal districts should be considered as an element of the federal structure of the Russian Federation; an exhaustive list of federal districts is provided for in a subordinate regulatory legal act: in the Decree of the President of the Russian Federation «On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» No. 849 of May 13, 2000.
Key words: state; Russian Federation; legislation; normative legal act; Constitution of the Russian Federation; federalism; federal structure; federal district; subject of the Russian Federation.
Предметом данной статьи являются федеральные округа и их место в федеративном устройстве Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории. Так, А.Я. Неверов при исследовании «проблем реформирования форм и способов государственного управления в федеративном государ-
стве» предложил «направления совершенствования механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти»: «Представляется, что в долгосрочной перспективе при сохранении тенденции объединения субъектов Российской Федерации и их численном сокращении именно федеральные округа станут центром территориальных органов государственной власти (в первую очередь исполнительной и судебной) с последующим переходом к новой двухуровневой структуре государственной власти: федеральный центр — федеральные округа.
В целях повышения значимости окружного уровня государственного управления целесообразным будет включение полномочных представителей Президента России в число государственных должностей Российской Федерации»; «Представляется своевременной и необходимой постановка вопроса о возможных конституционных изменениях по поводу федерального переустройства России. При этом не только в теоретическом, но и в практическом плане»; «Несмотря на значительную отдаленность указанной перспективы, важно уже сегодня очертить круг проблем, обозначающих коллизионные моменты современного российского федерализма и предложить возможные пути их решения»1.
Авторы-единомышленники М.А. Лапина и К.В. Прохоров проанализировали «современный институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и его роль в региональном управлении при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России». «Перечисленные в статье меры по повышению значимости окружного уровня государственного управления могут стать важным шагом, способствующим образованию эффективной системы государственного управления и действительно единой системы исполнительной власти в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации»2.
Д.А. Каримов обратил внимание на особенности переходного пути начала 1990-х годов, которые «показали, как несостоятельна идея только общего (федеративного) или специального (субъектного) управления и как сильно только федеративному управлению противодействуют регионы»3.
К.В. Черкасов провел «сравнительное исследование административно-правового статуса министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока — полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе»: «Потребность в разрешении сложнейших задач в социально-экономической и административно-политической сферах, организационно-правовым инструментом чего и явилось соединение контрольных и исполнительных полномочий в деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах, позволяет говорить о фактически наделении их своеобразным статусом «федеральных управляющих» территориальным развитием страны. Не исключено, что такая тенденция в сфере территориального управления со временем может привести к трансформации полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в должностных лиц, назначаемых на должности не главой государства, а, по аналогии с префектами во Франции, правительством, с наделением их административной юрисдикцией»; «Учитывая федеративное устройство и особенности современного государственного строительства России, подобное преобразование института представителей главы государства на местах, скорее всего, будет иметь весьма призрачный положительный эффект. На практике реорганизация института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в институт полномочных представителей Правительства Российской Федерации в федеральных округах приведет к крайне негативным последствиям, основная причина которых кроется в ограниченной компетенции данных должностных лиц и неспособности их в силу специфики своего правового статуса обеспечить реализацию компетенции главы государства на местах. Сказанное, в частности, находит свое подтверждение в опыте функционирования существовавших ранее представительств Правительства России в определенных субъектах Российской Федерации»4.
Элементный состав федеративного устройства Российской Федерации также исследовался группой ученых в лице Т.Ю. Сухондяевой и В.Н. Галузо5.
Вероятно, не столь совершенные научные разработки предопределяют и несовершенство законодательства о федеративном устройстве
Российской Федерации. Первоначально обратимся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации6: к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.7, в которой имеется гл. 3 «Федеративное устройство» (ст. 65—791).
Положения Конституции РФ о федеративном устройстве также детализированы в подзаконных нормативных правовых актах.
В частности, Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»8 утверждены: Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и Перечень федеральных округов. «1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе ... является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа» — п. 1 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В Перечне федеральных округов установлен их исчерпывающий перечень: Центральный федеральный округ с центром в г. Москва (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва); Северо-Западный федеральный округ с центром в г. Санкт-Петербург (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ); Южный федеральный округ с центром в г. Ростов-на-Дону (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь); Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика
Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край); Приволжский федеральный округ с центром в г. Нижний Новгород (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область); Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбург (Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Сибирский федеральный округ с центром в г. Новосибирск (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область); Дальневосточный федеральный округ с центром в г. Владивосток (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).
Таким образом, в Российской Федерации появились новые образования — федеральные округа. Статус федеральных округов продолжает оставаться неопределенным.
Изложенное позволяет высказать несколько суждений.
Во-первых, Российская Федерация, являясь субъектом международного права, представляет федеративное государство.
Во-вторых, Российская Федерация как федеративное государство представляет совокупность субъектов Российской Федерации.
В-третьих, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.
В-четвертых, федеральные округа необходимо рассматривать как элемент федеративного устройства Российской Федерации.
В-пятых, исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте: в Указе Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
1 См.: Неверов А.Я. Федеральные округа как перспектива нового федеративного устройства Российской Федерации / / Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 29—30.
2 См.: Лапина М.А., Прохоров К.В. Федеральный округ как центр территориальных органов государственной власти // Юридический мир. 2010. № 6. С. 58—60.
3 См.: Каримов ДА. Развитие федеральных округов как вариант совершенствования государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
4 См.: Черкасов К.В. Новые тенденции в развитии государственного управления на уровне федерального округа // Административное право и процесс. 2012. № 12. С. 19—22.
5 См.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Россий-
ской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.
6 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28— 30; Он же. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.
7 См.: Российская газета. 2020. 4 июля. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.
8 См.: СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.
ISBN: 978-5-238-03246-7
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.