Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности РФ'

Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / информационная безопасность / принципы / информационная политика / право человека / право на информацию / ограничение / Constitution of the Russian Federation / information security / principles / information policy / human rights / right to information / restrictions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камилла Тагировна Рагимханова, Саида Ямудиновна Давудова, Камиль Маликович Пирметов

В статье проведен анализ конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности. Установлено, что конституционные принципы информационной безопасности РФ ограничиваются несколько декларативным и фрагментарным закреплением обеспечения информационной безопасности как функции государства, его основ, основных прав человека в информационной сфере и основаниям их ограничения. Вследствие этого и отсутствия целостной государственной информационной политики нормы Конституции РФ не всегда должным образом выполняют свою роль концептуальных принципов правового регулирования вопросов информационной безопасности, что негативно сказывается на ее обеспечении. Обосновано, что приоритетными направлениями развития конституционно-правового регулирования информационной безопасности РФ должны быть: конституционное закрепление сущности обеспечения информационной безопасности, а также полномочия высших органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности; детализация содержания конституционных прав человека, общества и государства в информационной сфере, гарантий их защиты, оснований и порядка ограничения; формирование единой государственной информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камилла Тагировна Рагимханова, Саида Ямудиновна Давудова, Камиль Маликович Пирметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal frameworks for ensuring information security of the Russian Federation

The article analyzes the constitutional provision of information security. It has been established that the constitutional principles of information security of the Russian Federation are limited to a somewhat declarative and fragmentary consolidation of information security as a function of the state, its foundations, fundamental human rights in the information sphere and the grounds for their limitation. As a result of this and the lack of a coherent state information policy, the norms of the Constitution of the Russian Federation do not always properly fulfill their role as conceptual principles of legal regulation of information security issues, which negatively affects its provision. It is substantiated that the priority directions for the development of constitutional and legal regulation of information security of the Russian Federation should be: constitutional consolidation of the essence of ensuring information security, as well as the powers of the highest bodies of state power to ensure information security; detailing the content of constitutional rights of man, society and the state in the information sphere, guarantees of their protection, grounds and procedure for restrictions; formation of a unified state information policy.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности РФ»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 62 — 67. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):62 — 67.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 34.343

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-62-67 NIION: 2007-0062-2/24-069

EDN: https://elibrary.ru/LCSMJW MOSURED: 77/27-004-2024-02-269

Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности РФ

Камилла Тагировна Рагимханова1, Саида Ямудиновна Давудова2, Камиль Маликович Пирметов3

1 2 3 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 kama10barca98@mail.ru

2 dinarus77@mail.ru

3 rk.rh.ru

Аннотация. В статье проведен анализ конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности. Установлено, что конституционные принципы информационной безопасности РФ ограничиваются несколько декларативным и фрагментарным закреплением обеспечения информационной безопасности как функции государства, его основ, основных прав человека в информационной сфере и основаниям их ограничения. Вследствие этого и отсутствия целостной государственной информационной политики нормы Конституции РФ не всегда должным образом выполняют свою роль концептуальных принципов правового регулирования вопросов информационной безопасности, что негативно сказывается на ее обеспечении. Обосновано, что приоритетными направлениями развития конституционно-правового регулирования информационной безопасности РФ должны быть: конституционное закрепление сущности обеспечения информационной безопасности, а также полномочия высших органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности; детализация содержания конституционных прав человека, общества и государства в информационной сфере, гарантий их защиты, оснований и порядка ограничения; формирование единой государственной информационной политики.

Ключевые слова: Конституция РФ, информационная безопасность, принципы, информационная политика, право человека, право на информацию, ограничение

Для цитирования: Рагимханова К.Т., Давудова С.Я., Пирметов К.М. Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 62 — 67. https:// doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-62-67. EDN: https://elibrary.ru/LCSMJW.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Constitutional and legal frameworks for ensuring information security

of the Russian Federation

Kamilla T. Ragimkhanova1, Saida Ya. Davudova2, Kamil M. Pirmetov3

1 2 3 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 kama10barca98@mail.ru

2 dinarus77@mail.ru

3 rk.rh.ru

Abstract. The article analyzes the constitutional provision of information security. It has been established that the constitutional principles of information security of the Russian Federation are limited to a somewhat declarative and fragmentary consolidation of information security as a function of the state, its foundations, fundamental human rights in the information sphere and the grounds for their limitation. As a result of this and the lack of a coherent state information policy, the norms of the Constitution of the Russian Federation do not always properly fulfill their role as conceptual principles of legal regulation of information security issues, which negatively affects its provision. It is

© Рагимханова К.Т., Давудова С.Я., Пирметов К.М., 2024

substantiated that the priority directions for the development of constitutional and legal regulation of information security of the Russian Federation should be: constitutional consolidation of the essence of ensuring information security, as well as the powers of the highest bodies of state power to ensure information security; detailing the content of constitutional rights of man, society and the state in the information sphere, guarantees of their protection, grounds and procedure for restrictions; formation of a unified state information policy.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, information security, principles, information policy, human rights, right to information, restrictions

For citation: Ragimkhanova K.T., Davudova S.Ya., Pirmetov K.M. Constitutional and legal frameworks for ensuring information security of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):62-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-62-67. EDN: https://elibrary.ru/LCSMJW.

Развитие информационных технологий, расширение средств и интенсификация обращения информации обуславливают значительное влияние информационной сферы на процессы государства, национальную безопасность, правоприменение, соблюдение и реализацию прав и интересов человека и гражданина.

В связи с этим в условиях продолжающейся специальной военной операции, роста и усложнения состояния киберпреступности вопросы обеспечения безопасности в информационной среде в Российской Федерации приобретают все большее значение, что требует формирования современного, комплексного законодательства по вопросам информационной безопасности.

Вместе с тем сегодня в отличие от специальных нормативных правовых актов, посвященных отдельным аспектам информационной инфраструктуры или конкретным угрозам в информационной сфере, на конституционно-правовом уровне основные принципы и гарантии информационной безопасности РФ должным образом не урегулированы [7].

В целом, надлежащее обеспечение защищенности интересов человека, общества и государства в информационной сфере требует более углубленного анализа теоретических положений и конституционных основ информационной безопасности РФ, определения их основных черт и особенностей, а также обоснование направлений развития такого конституционно-правового регулирования, что и является целью статьи. Новизна рассматриваемой темы заключается в сформулированных направлениях усовершенствования конституционных основ информационной безопасности РФ на основе комплексного обобщения преимуществ и недостатков действующего конституционно-правового регулирования и соответствующей законопроектной практики с учетом текущих потребностей в обеспечении информационной безопасности.

Отметим, что отношения в сфере информационной безопасности фактически урегулирова-

ны значительным количеством нормативных правовых актов, различных по юридической силе, времени принятия и отраженных в них подходов к обеспечению информационной безопасности. Современные правовые основы информационной безопасности РФ перегружены дублирующими и декларативными нормами, нередко лишены должной научной основой. Следствием такой неувязки и фрагментарности правового регулирования является отсутствие эффективных гарантий и механизмов защиты прав и интересов человека, общества и государства в информационной сфере.

Становление глобального информационного общества привело к развитию международно-правового регулирования вопросов противодействия отдельным угрозам информационной безопасности, что стимулирует международное сотрудничество и внутреннее нормотворчество государств в данной сфере к обеспечению безопасности ки-берпространства. В частности, в этом контексте можно указать Конвенцию о киберпреступности [3], непосредственно повлиявшую на формирование материального и процедурного законодательства по вопросам ответственности за неправомерный доступ к компьютерной системе. Кроме того, на международном уровне признаны и основные права человека в информационной сфере, которые не только нашли свое концептуальное выражение в Конституции РФ [1], но и нуждаются в большем развитии и гарантировании другими конституционно-правовыми нормами. Такими правами являются, например, право на свободное выражение своих взглядов и убеждений, на свободу «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.) [2], (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [4]). При этом в отличие от Всеобщей декларации прав человека в Международном пакте о гражданских и политических

правах прямо предусмотрена возможность обоснованного законодательного ограничения указанного права с целью соблюдения прав других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка.

Такой подход выявляет двойную природу информационных прав человека, пользование которыми налагает на нее соответствующие обязанности и ответственность. В свою очередь, международно-правовая норма оставляет государству значительную свободу усмотрения понимания и применения оснований ограничения информационных прав человека, что требует надлежащего нормирования на конституционно-правовом уровне.

В качестве еще одного недостатка отметим отсутствие четкой правовой дефиниции и других основных понятий по вопросам информационной безопасности, а именно «информационное общество», «информационная инфраструктура», «информационная сфера», «обеспечение информационной безопасности» и т.д. Приоритетной задачей конституционного регулирования, связанной с развитием нормативно-правовых основ информационной безопасности, должно быть обобщенное определение принципов информационной безопасности, которые на сегодняшний день частично остаются несформулированными, а частично лишь опосредуются разными нормами Конституции РФ.

Конституционные права человека в информационной сфере являются важной составляющей конституционных основ информационной безопасности РФ [11, с. 61—66], определяя правила информационной деятельности, содержание и направленность работы органов публичной власти по обеспечению информационной безопасности. Так, в Доктрине информационной безопасности РФ [6] обеспечение конституционных прав человека на информацию и защиту частной жизни, доступ к достоверной и объективной информации и ее свободное обращение определены одними из национальных интересов РФ в информационной сфере.

В частности, обеспечение информационной безопасности прямо влияет на физическую неприкосновенность личности, право на конфиденциальность, а также на свободу слова и на ряд других конституционных прав [9, с. 97—105].

Как отмечают отдельные авторы, юридическая определенность информационных прав и свобод является главным критерием в обеспечении информационной безопасности и сказывается на организации и обязанностях публичной власти [8, с. 94]. Права человека в информационной

сфере рассматриваются как «сдерживающий фактор произвола государства» и критерий его ограничения в выборе способов и методов обеспечения информационной безопасности. В общем в данном контексте можно было бы говорить и о существовании специального конституционного права человека на информационную безопасность. Ключевым естественным правом человека, составляющим основу информационного общества, является право на свободу слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, которое включает право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию (ст. 24 Конституции РФ).

В таких условиях задача информационной безопасности РФ состоит в эффективном обеспечении предотвращения различных злоупотреблений информацией, в то же время не допуская цензуру и общий превентивный контроль информационного пространства. Ведь именно содействие созданию, пользованию и обмену информацией на основе широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий является одной из основных задач развития информационного общества в РФ. Требуется легальное определение и конституционное закрепление основания законного ограничения права на свободу слова и информации в целях недопущения злоупотребления им, под которым можно понимать выход лица за пределы установленного законом объема субъективного права, что влечет за собой искажение назначения права.

Требования информационной безопасности направлены на предотвращение не только несанкционированного распространения информации, но и нарушения доступности информации. В частности, речь идет о конституционном праве каждого гражданина «знакомиться» в органах публичной власти, учреждениях и организациях со сведениями о себе, которые не являются государственной или иной защищенной законом тайной. Прежде всего интересам обеспечения информационной безопасности будет отвечать уточнение конституционной формулировки данного права как права каждого лица (не только гражданина) на доступ (а не только ознакомление) к информации о нем. Такой подход будет непосредственно соответствовать содержанию права лица на доступ к информации о нем, уже закрепленном ст. 8 Федерального закона «Об информации» [5]. Однако нередко лицо вообще остается неосведомленным относительно факта, способов, субъектов и цели сбора, хранения и/ или использования информации о нем, содержа-

ния и достоверности данной информации, что значительно усложняет реализацию указанного информационного права личности.

Важное значение для обеспечения информационной безопасности имеет конституционное право на судебную защиту «права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и право требовать изъятия какой-либо информации», а также право на возмещение ущерба, причиненного в этой связи. Здесь следует согласиться с мнением отдельных авторов, указывающих, что распространение в мировом информационном пространстве ложной или искаженной информации является одной из основных угроз национальной безопасности, а ее опровержение требует больших ресурсных затрат [14, с. 21—34]. При этом, как нам кажется, с целью защиты всех интересов человека в информационной сфере речь должна идти о защите права на опровержение не только недостоверной, но и неполной информации, распространение которой также может наносить существенный вред информационной безопасности государства. Целесообразным является и гарантирование на конституционном уровне наряду с правом на опровержение недостоверной информации смежного права на ответ, что предусмотрено только в ст. 129 ГК РФ. Кроме того, требует большей правовой определенности «право требовать изъятия какой-либо информации», что, исходя из духа конституционной нормы, следовало бы понимать как право на изъятие недостоверной, неполной информации о себе и членах своей семьи.

Выводы

1. Конституционные основы информационной безопасности РФ ограничиваются в некоторой степени декларативным и фрагментарным закреплением обеспечения информационной безопасности как функции государства, его основ, основных прав человека в информационной сфере и оснований их ограничения. Вследствие этого и отсутствия целостной государственной информационной политики нормы Конституции РФ не всегда должным образом выполняют свою роль концептуальных принципов правового регулирования вопросов информационной безопасности, что негативно сказывается на ее обеспечении.

2. К приоритетным направлениям развития конституционно-правового регулирования информационной безопасности РФ следует отнести:

■ конституционное закрепление сущности обеспечения информационной безопасности как функции государства и его принципов, основ информационного суверенитета, а также полномочий высших орга-

нов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;

■ детализацию содержания конституционных прав и интересов человека, общества и государства в информационной сфере, гарантий их защиты, оснований и порядка ограничения;

■ формирование единой государственной информационной политики на основе объединения существующих концепций, стратегий и доктрин в данной сфере;

■ упорядочение законодательства по вопросам информационной безопасности (в том числе уточнение понятийного аппарата), приведение его положений в соответствие с Конституцией РФ и международно-правовыми основами информационной безопасности;

■ принятие профильного федерального закона «Об основах информационной безопасности», который в соответствии с Конституцией РФ комплексно определял бы принципы информационной безопасности, приоритеты государственной политики в данной сфере и в целом систему обеспечения информационной безопасности.

3. Обеспечение информационной безопасности в РФ должно основываться на следующих принципах:

■ приоритет прав и свобод человека;

■ баланс личных, публичных и государственных интересов в информационной сфере;

■ верховенство права;

■ своевременность и адекватность мер противодействия угрозам информационной безопасности;

■ публичный контроль в информационной сфере.

Совершенствование конституционных основ информационной безопасности РФ будет способствовать реализации ее приоритетов по обеспечению информационного суверенитета государства, защите информационного пространства РФ и общественных ценностей, обеспечению реализации и защиты конституционных прав и интересов человека в информационной сфере.

Список источников

1. Абдурахманов Д.В. Конституционно-правовые основы информационного общества в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2022. 244 с.

2. Абдурахманов Д.В. Развитие информационного общества и информационная безопасность

в России: конституционные ценности для поиска золотой середины / / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 3 (128). С. 94—104.

3. Баринов C.B. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4 (65). С. 97—105.

4. Гаврилова ЮА. Теоретико-правовые проблемы конституционализации информационной безопасности в Российской Федерации // Права человека и политика права в XXI в.: перспективы и вызовы. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 519—525.

5. Карасаева Л.В. Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / / Регулирование правоотношений в сфере публичного управления: вопросы теории и практики (к 25-летию Российского государственного университета правосудия). СПб., 2023. С. 61—66.

6. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. 411 с.

7. Михайлова Л.С. Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности в России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2 (15).

8. Фалеев М.И., Черных Г.С. Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности / / Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4, № 1. С. 21—34.

9. Gifford, N. (2009). Information Security: Managing the Legal Risks. Sydney: CCH Australia Limited. 374 p.

10. Grama, J.L. (2014). Legal Issues in Information Security. 2nd edition. Burlington: Jones & Bartlett Learning. 550 p.

11. Hoofnagle, C.J., Sloot, B. van der, & Borgesius, F.Z. (2019). The European Union general data protection regulation: what it is and what it means. Information & Communications Technology Law, 28(1), 65—98.

12. Lohse, M. (2020). Sharing national security information in Finland. Information & Communications Technology Law, 29(3). 279—290.

13. Mitrakas A. Information security and law in Europe: Risks checked? //Information & Communications Technology Law. 2006. Т. 15. No. 01. P. 33—53.

References

1. Abdurakhmanov D.V. Constitutional and legal foundations of the information society in the Russian Federation: dis. ... cand. Jurid. sciences. Chelyabinsk, 2022. 244 p.

2. Abdurakhmanov D.V. Development of the information society and information security in Russia: constitutional values for finding the golden mean / / Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No. 3 (128). pp. 94—104.

3. Barinov S.V. On the legal definition of the concept of "personal information security" / / Actual problems of Russian law. 2016. No. 4 (65). pp. 97—105.

4. Gavrilova Yu.A. Theoretical and legal problems of the constitutionalization of information security in the Russian Federation / / Human rights and the politics of law in the XXI century: challenges and prospects. Saratov: Saratov Source, 2022. pp. 519—525.

5. Karasaeva L.V. Information security in the national security system of the Russian Federation: constitutional and legal aspect // Regulation of legal relations in the field of public administration: issues of theory and practice (on the 25th anniversary of the Russian State University of Justice). St. Petersburg, 2023. pp. 61—66.

6. Mamonov V.V. Constitutional foundations of national security of the Russian Federation: dis. ... Dr. Jurid. sciences'. Saratov, 2004. 411 p.

7. Mikhailova L.S. Constitutional and legal foundations of information security in Russia // Information security of regions. 2014. № 2 (15).

8. Faleev M.I., Chernykh G.S. Threats to the national security of the state in the information sphere and the tasks of the Ministry of Emergency Situations of Russia in this field of activity // Civil protection strategy: problems and research. 2014. Vol. 4, No. 1. pp. 21—34.

9. Gifford, N. (2009). Information Security: Managing the Legal Risks. Sydney: CCH Australia Limited. 374 p.

10. Grama, J. L. (2014). Legal Issues in Information Security. 2nd edition. Burlington: Jones & Bartlett Learning. 550 p.

11. Hoofnagle, C.J., Sloot, B. van der, & Borgesius, F.Z. (2019). The European Union general data protection regulation: what it is and what it means. Information & Communications Technology Law, 28(1), 65—98.

12. Lohse, M. (2020). Sharing national security information in Finland. Information & Communications Technology Law, 29(3). 279—290.

13. Mitrakas A. Information security and law in Europe: Risks checked? // Information & Communications Technology Law. 2006. T. 15. No. 01. P. 33—53.

Информация об авторах

К.Т. Рагимханова — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета;

С.Я. Давудова — доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета

К.М. Пирметов — студент 3-го курса Дагестанского государственного университета.

Information about the authors

K.T. Ragimkhanova — Senior Lecturer of the Department of Information Law and Informatics of the Dagestan State University;

S.Ya. Davudova — Associate Professor of the Department of Information Law and Computer Science of the Dagestan State University;

K.M. Pirmetov — 3rd year student of the Dagestan State University.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 29.04.2024; принята к публикации 29.05.2024.

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 29.04.2024; accepted for publication 29.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

ISBN 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.