Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ:ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ ДИСКУССИЯ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ:ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ ДИСКУССИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ДОСТУП В СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакунина Злата Алексеевна, Очиров Галдан Михайлович

События Арабской весны продемонстрировали значимость доступа в сеть «Интернет» для граждан и поставили перед мировой общественностью вопрос о необходимости конституционного закрепления права на доступ в Интернет. В данной статье приводится анализ законодательного закрепления права на доступ в интернет в различных странах, а также указывается на то, что международные организации признают фундаментальность права на доступ в Интернет. Также авторы формулируют основные преимущества конституционного закрепления такого конституционного права такого рода: гарантия реализации основных конституционных прав, ограничение возможности установления государственной цензуры, предоставление доступа в Интернет гражданам на равной основе, разработка эффективной системы реализации прав и свобод человека в цифровом пространстве. Зафиксированы идеологические и технические аспекты конституционного закрепления права на доступ в Интернет. Кроме того, рассмотрен опыт Эстонии, в Конституции которой такое правомочие не закреплено, но которая является одной из стран с наиболее развитым правом на доступ в Интернет. Выявлены причины, по которым многие государства отказываются от конституционного закрепления права на доступ в Интернет. Не оставляются без внимания и положения российского законодательства в части регулирования правоотношений в сфере предоставления информационно-телекоммуникационных услуг. На основании всего вышеизложенного авторы приходят к выводу о том, что на данном этапе многие государства еще не готовы к конституционному закреплению права на доступ в Интернет, а потому им необходимо развивать законодательство в данной сфере, чтобы планомерно подойти к такому серьезному шагу, как формирование нового конституционного права человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL RIGHTTO ACCESS THE INTERNET:AN ONGOING DISCUSSION

The events of the Arab Spring demonstrated the importance of Internet access for citizens and raised the question of the need for constitutional consolidation of the relevant right before the world community. This article provides an analysis of the legislative consolidation of the right to Internet access in various countries; it is indicated that international organizations recognize the fundamental nature of this kind of right. The authors also formulate the main advantages of the constitutional consolidation of such a constitutional right of this kind: a guarantee of the basic constitutional rights implementation, limiting the possibility of establishing state censorship, providing Internet access to citizens on an equal basis etc. The ideological and technical aspects of the constitutional consolidation of the right to Internet access are identi ed. In addition, the experience of Estonia is considered, in the Constitution of which such a right is not enforced, but which is one of the countries with the most developed regulation of the right to Internet access. The provisions of the Russian legislation regarding the regulation of legal relations in the eld of providing information and telecommunication services are studied too. Based on all of the above, the authors come to the conclusion that at this stage many states are not yet ready to constitutionally consolidate the right to Internet access, and therefore they need to develop legislation in this area in order to systematically approach such a serious step as the formation of a new constitutional human rights

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТУП В ИНТЕРНЕТ:ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ ДИСКУССИЯ»

OF LEGAL RESEARCH

УДК 342

DOI 10.34076/2658_512Х_2021_4_3

Бакунина Злата Алексеевна

[email protected] Студентка Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета

Очиров Галдан Михайлович

[email protected] Студент Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета

Научный руководитель:

Мочалов Артур Николаевич

Доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета Кандидат юридических наук

Бакунина З. А., Очиров Г. М. Конституционное право на доступ в Интернет: продолжающаяся дискуссия// Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 4. С. 3-9. DOI10.34076/2658_512Х_2021_4_3

Конституционное право на доступ в Интернет: продолжающаяся дискуссия

Аннотация:

События Арабской весны продемонстрировали значимость доступа в сеть «Интернет» для граждан и поставили перед мировой общественностью вопрос о необходимости конституционного закрепления права на доступ в Интернет. В данной статье приводится анализ законодательного закрепления права на доступ в интернет в различных странах, а также указывается на то, что международные организации признают фундаментальность права на доступ в Интернет. Также авторы формулируют основные преимущества конституционного закрепления такого конституционного права такого рода: гарантия реализации основных конституционных прав, ограничение возможности установления государственной цензуры, предоставление доступа в Интернет гражданам на равной основе, разработка эффективной системы реализации прав и свобод человека в цифровом пространстве. Зафиксированы идеологические и технические аспекты конституционного закрепления права на доступ в Интернет. Кроме того, рассмотрен опыт Эстонии, в Конституции которой такое правомочие не закреплено, но которая является одной из стран с наиболее развитым правом на доступ в Интернет. Выявлены причины, по которым многие государства отказываются от конституционного закрепления права на доступ в Интернет. Не оставляются без внимания и положения российского законодательства в части регулирования правоотношений в сфере предоставления информационно-телекоммуникационных услуг. На основании всего вышеизложенного авторы приходят к выводу о том, что на данном этапе многие государства еще не готовы к конституционному закреплению права на доступ в Интернет, а потому им необходимо развивать законодательство в данной сфере, чтобы планомерно подойти к такому серьезному шагу, как формирование нового конституционного права человека.

УДК 342

DOI 10.34076/2658_512X_2021_4_3

Zlata A. Bakunina

[email protected] Ural State Law University Institute of State and International Law, Student

Galdan M. Ochirov

[email protected] Ural State Law University Institute of State and International Law, Student

Academic Supervisor: Artur N. Mochalov

Assistant professor of the Constitutional Law Department of the Ural State Law University Candidate of Juridical Sciences

Zlata A. Bakunina, Galdan M. Ochirov 'The Constitutional Right to Access the Internet: an Ongoing Discussion', UralJournal of Legal Research, 2021, No. 4. pp.3-9. DOI 10.34076/2658_5I2X_2021_4_3

The Constitutional Right to Access the Internet: An Ongoing Discussion

Abstract:

The events of the Arab Spring demonstrated the importance of Internet access for citizens and raised the question of the need for constitutional consolidation of the relevant right before the world community. This article provides an analysis of the legislative consolidation of the right to Internet access in various countries; it is indicated that international organizations recognize the fundamental nature of this kind of right. The authors also formulate the main advantages of the constitutional consolidation of such a constitutional right of this kind: a guarantee of the basic constitutional rights implementation, limiting the possibility of establishing state censorship, providing Internet access to citizens on an equal basis etc. The ideological and technical aspects of the constitutional consolidation of the right to Internet access are identified. In addition, the experience of Estonia is considered, in the Constitution of which such a right is not enforced, but which is one of the countries with the most developed regulation of the right to Internet access. The provisions of the Russian legislation regarding the regulation of legal relations in the field of providing information and telecommunication services are studied too. Based on all of the above, the authors come to the conclusion that at this stage many states are not yet ready to constitutionally consolidate the right to Internet access, and therefore they need to develop legislation in this area in order to systematically approach such a serious step as the formation of a new constitutional human rights.

/fflv (ffl7

OF LEGAL RESEARCH

Ключевые слова:

право на доступ в сеть «Интернет», конституционное право, информационные технологии, информация, реализации основных прав и свобод человека.

Keywords:

right of access to the Internet, constitutional right, information technology, information, implementation of fundamental human rights and freedoms.

С развитием и повсеместным распространением информационных технологии Интернет стал неотъемлемой частью жизни многих людей. По данным ООН, изученным организациями We Are Social и Hootsuite1 на 2021 год к интернету подключены 4,66 миллиарда человек из 7,83 млрд. чел., проживающих на Земле. В настоящее время большинство конституционных прав и свобод человек может реализовать посредством сети Интернет (например, право на образование, право на свободу слова и др.) [1, с. 52]. Интернет серьезно видоизменил природу общественных отношений и начал создавать собственные сообщества: у индивидов появились цели, интересы и идентификационные маркеры, которые могут быть реализованы в сетевом пространстве [2, с. 21]. По этой причине перед государствами и всем мировым сообществом встал вопрос о необходимости регулирования этой новой сферы общественных отношении. И в таких случаях, когда возможность подключения к сети либо отсутствует, либо ограничивается, это воспринимается как пример экономической и политической отсталости государства [3, с. 86].

Международные организации принимают активное участие в разработке международно-правовых концепций, которые бы регулировали правоотношения в Интернете. Так, например, в 2012 году Совет Европы инициировал разработку Руководства по правам человека для интернет-пользователей, в котором Интернет признается важным средством, при помощи которого люди могут пользоваться своими правами и свободами и участвовать в осуществлении демократии2. Ограничение доступа в Интернет допускается только на основании судебного решения. Совет Европы активно разрабатывает международное «Интернет-законодательство». Например, им были приняты такие документы, как «Меры по защите детей от вредного содержания и поведения, и способствованию их активному участию в новой информационной и коммуникационной среде»3, «Защита прав человека в отношении поисковых систем»4, «Содействие свободе выражения мнении и информации в новой информационно-коммуникационной среде»5 и т.д.

1 Digital 2021: Global Overview Report // datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (accessed November 11, 2021)

2 Руководство по правам человека для интернет-пользователей (принята Комитетом министров 16 апреля 2014 года) // URL:https://rm.coe.int/guide-to-human-rights-for-internet-users-russian-/1680768065 (дата обращения: 20.11.2021).

3 Recommendation CM/Rec(2009)5 of the Committee of Ministers to member states on measures to protect children against harmful content and behaviour and to promote their active participation in the new information and communications environment, adopted on 8 July 2009 // Freedom of Expression. URL: https://www.coe.int/en/ web/freedom-expression/committee-of-ministers-adopted-texts/-/asset_publisher/adxmrol0vvsu/content/ recommendation-cm-rec-2009-5-of-the-committee-of-ministers-to-member- states-on-measures-to-protect-children-against-harmful-content-and-behaviour-and-?_101_INSTANCE_adxmrol0vvsu_viewmode=view/ (accessed November 20, 2021).

4 Recommendation CM/Rec(2012)3 of the Committee of Ministers to member States on the protection of human rights with regard to search engines // URL: https://www.coe.int/en/web/freedom-expression/committee-of-ministers-adopted-texts/-/asset_publisher/adxmrol0vvsu/content/recommendation-cm-rec-2012-3-of-the-committee-of-ministers-to-member-states-on-the-protection-of-human-rights-with-regard-to-search-engines-adopted-by?inheritRedirect=false (accessed November 20, 2021).

5 Recommendation CM/Rec(2007)11 of the Committee of Ministers to member states on promoting freedom of expression and information in the new information and communications environment /URL: https://www.coe.int/

OF LEGAL RESEARCH

Большинство демократических государств признает значимость права на доступ в Интернет, однако возникают споры о необходимости закрепления данного права в Интернет на конституционном уровне.

Дуня Миятович, специальныи докладчик ОБСЕ по свободе СМИ, обозначила свою позицию относительно этого вопроса в своем выступлении перед Хельсин-ской Комиссией в 2011 году: «Для того, чтобы отдать дань уважения уникальному вкладу, сделанному Интернетом для демократического участия, свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации, вполне уместно закрепить право на доступ к Интернету, как раз на том же уровне, где закреплены эти права, как право человека с конституционным статусом»6.

Почему необходимо закрепить право на доступ в Интернет в качестве конституционного:

Во-первых, право на доступ в Интернет является необходимым условием для реализации основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, Европейской конвенции по правам человека и т.д.

Например, реализация права на образование в нынешней санитарно- эпидемиологической ситуации. Из-за постоянного роста числа заболевших СOVID-19 многие образовательные организации переходят на дистанционный режим обучения, который осуществляется посредством использования сети «Интернет». Следовательно, лица, проживающие в местностях, в которых отсутствует Интер -нет или не имеющие к нему доступа, практически лишаются права на получение образования.

Также права на судебную защиту, информацию, свободу собрании, свободу выражения мнении и иные основные права человека и гражданина не могут быть реализованы в полной мере без доступа к сети Интернет.

Во-вторых, закрепление права на доступ в Интернет в качестве фундаментального права человека значительно ограничит возможность установления государственной цензуры в Интернете, а также оградит посетителей и владельцев сайтов от неправомерных блокировок, так как такие прецеденты были в судебной практике Европейского суда по правам человека, в частности дело «Йылдырым против Турции»7. Сайт Ахмета Йылдырыма был заблокирован, так как создавался при помощи сервиса Google Sites, который в свою очередь был заблокирован, по причине того, что на нем располагался сайт-нарушитель, оскорбляющий память Ататюрка. В данной ситуации были заблокированы все сайты, созданные при помощи Google Sites, вместо блокировки конкретного сайта-нарушителя, что предусмотрено законодательством. Этот пример указывает на недостатки в национальном законодательстве и наличие у государств возможности неправомерно ограничивать доступ граждан к каким-либо ресурсам, тем самым нарушая право на свободу выражения мнения.

В-третьих, признание права на доступ в Интернет в качестве фундаментального обязует государство предоставить доступ к нему всем гражданам на равной основе.

en/web/freedom-expression/committee-of-ministers-adopted-texts/-/asset_publisher/aDXmrol0vvsU/content/ recommendation-cm-rec-2007-11-of-the-committee-of-ministers-to-member-states-on-promoting-freedom-of-expression-and-information-in-the-new-information?inheritRedirect=false (accessed November 20, 2021).

6 Speech by Dunja Mijatovic, OSCE Representative on Freedom of the Media. // URL: https://www.0sce.0rg/files/f/ documents/5/9/81007.pdf (accessed November 10, 2021)

7 Постановление Европейского суда по правам человека по делу «Ахмет Йилдырым (Ahmet Yildirim) против Турции» от 18.12.2012 (жалоба N 3111/10) // Прецеденты Европейского Суда по правам человека, 2016, N 6(30).

OF LEGAL RESEARCH

В-четвертых, закрепление права на доступ в Интернет в Конституции РФ ускорит процесс развития законодательства в сфере информационных технологий и повлечет за собой разработку эффективной системы правового регулирования реализации прав и свобод человека в цифровом пространстве.

Конституционное закрепление права на доступ в Интернет включает в себя два основных аспекта: идеологический и технический [4, с. 112].

Идеологический аспект заключается в отсутствии государственной цензуры (за исключением ограничений для детей на доступ к контенту 18+ и удаления контента, противоречащего законодательству), воздержание государства от возложения на себя исключительных полномочий в вопросах регулирования интернета, способствование развитию инфраструктуры интернета и т.д. [4, с. 115].

Технический аспект заключается в обеспечении всех граждан доступом к минимальному количеству необходимых сайтов (сайты гос. учреждений, Единый портал государственных услуг, системы видеоконференцсвязи и т.д.), посредством проведения Интернета в отдаленные и малонаселенные местности, предоставлении гражданам субсидий и компенсаций на покупку необходимых технических средств для выхода в Интернет, обучения граждан навыкам пользования сетью «Интернет».

Некоторые государства уже закрепили право на доступ в Интернет в своих Конституциях. Например, Португалия. В соответствии с частью 6 статьи 35 Конституции Португальской Республики каждому гарантируется свободный доступ к информационным сетям общественного пользования8.

Также право на доступ в Интернет закреплено в Конституции Непала9. Согласно части 2 статьи 19 Конституции Непала от 20 сентября 2015 года «радио, телевидение, Интернет или иное электронное оборудование ... не могут быть закрыты, изъяты или лишены регистрации в связи с произведёнными публикациями, трансляцией или изданием таких материалов с помощью любого аудио, аудиовизуального или электронного оборудования». Однако, несмотря на это, согласно исследованиям, проведенным Freedom House в 2021, Непал не входит даже в двадцатку стран с наиболее свободным интернетом10. В то же время Эсто -ния, в которой право на доступ в Интернет не закреплено в Конституции и регулируется законом от 15 ноября 2000 года «О публичной информации» находится в этом рейтинге на втором месте11. Также согласно исследованиям, на 2020 год в Непале к интернету подключено всего 40% населения, в то время как в Эстонии этот показатель составляет 90%. На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что закрепление права на доступ в Интернет в Конституции еще не влечет за собой его действительную реализацию. Существует серьезный риск появления декларативной нормы, что может обернуться торможением процесса развития правоотношений в сфере информационных технологий.

Кроме того, существуют страны, в которых есть серьезные ограничения на до -ступ в Интернет. К таким странам относятся Индия и КНДР. В Индии Министерством связи в рамках «Закона о телеграфе» от 1885 года в 2017 году был принят

8 Конституция Португальской Республики от 02.04.1976. // URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_ resources/world_constitutions/constit/portugal/portug-r.htm (дата обращения: 20.11.2021).

9 Конституция Непала от 20.09.2015 // Nepal Gazette. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/408576 (дата обращения: 20.11.2021).

10 Freedom on the Net 2021: The Global Drive to Control Big Tech // URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-net/2021/global-drive-control-big-tech (accessed November 10, 2021).

11 Electronic Communications Act от 01.01.2005. // URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/520052016001/ consolide/current (accessed November 10, 2021).

OF LEGAL RESEARCH

нормативно-правовой акт о «Временном приостановлении обслуживания телекоммуникационных услуг в случае чрезвычайных ситуаций или в целях соблюдения общественной безопасности», согласно которому при наличии «непреодолимых оснований» распоряжение о блокировке интернета может быть вынесено должностным лицом высшего уровня, отвечающим за внутреннюю безопасность как на уровне страны, так и на уровне штата12. Также после терактов в Мумбаи в 2008 году индийский парламент внес поправки в «Закон об информационных технологиях», согласно которым ограничение доступа к сети Интернет оказалось в одном ряду с введением комендантского часа для обеспечения безопасности в случае беспорядков.

В КНДР по состоянию на 2013 год, было зарегистрировано всего 1200 1Р-а-дресов, имеющих выход в глобальную сеть. Их обладателями являются партийные деятели, некоторые госслужащие и ряд научных работников. Также в КНДР функционирует собственный национальный Интернет под названием «Кван-мен». Все сайты в этой сети в основном посвящены пропаганде государственной идеологии [5].

На основании всего вышеуказанного можно сделать вывод о том, что ряд государств не признает доступ в Интернет в качестве права, которым должны обладать все граждане, и не считает необходимым закреплять его в нормативно - правовых актах. Очевидно, это вызвано тем, что признание права на доступ в Интернет конституционным может полечь за собой ослабление позиций стран, в которых власть удерживает свой авторитет при помощи цензуры в интернете и других различных ограничений.

Винтон Серф, один из разработчиков Интернета, в связи с событиями «Арабской весны» опубликовал статью в «Нью-Йорк таймс», в которой обозначил свою позицию относительно признания права на доступ в Интернет конституционным: «Интернет - это средство обеспечения права, а не само право», «Интернет является лишь способом реализации таких прав, как свобода слова и свобода доступа к информации», «Улучшение Интернета - это всего лишь одно средство, хотя и важное, с помощью которого можно улучшить условия жизни людей»13. Также он подчеркнул, что Интернет - это такая же универсальная услуга, как электричество.

Помимо этого, признание права на доступ в Интернет конституционным правом может повлечь за собой возложение новых материальных обязательств на государство, за чем последует непременное увеличение налогового бремени населения. Экономика многих государств может оказаться не готовой к таким изменениям.

В Российской Федерации право на доступ в Интернет прямо не закреплено в Конституции. Вопрос реализации прав и свобод человека в интернете в РФ регулируется федеральными законами. Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников14. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ,

12 Document NO. D. L.-33004/99. // URL: https://dot.gov.in/sites/default/files/Suspension%20Rules.pdf?download=1 (accessed November 10, 2021).

13 Vinton G. Cerf Internet Access Is Not a Human Right. The New York Times 04.01.2012. // URL: https://www. nytimes.com/2012/01/05/opinion/internet-access-is-not-a-human-right.html (accessed November 12, 2021).

14 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Российская газета», N 165, 29.07.2006

OF LEGAL RESEARCH

в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», к информации о своей деятельности. В РФ бесплатно предоставляется информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях.

Согласно пункту 1 статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»15.

Также правоотношения в сфере интернета регулирует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому в Российской Федерации запрещается распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Информация, нарушающая данный закон, может быть удалена из сети «Интернет» только на основании решения суда16.

В Российской Федерации уже были попытки закрепления права на доступ в Интернет в Конституции РФ. Так, в 2016 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предложило закрепить право на доступ в Интернет в Конституции РФ, но в рамках права на информацию17. Согласно действующему законодательству, операторы связи не могут размещать оборудование для подключения к Интернету без одобрения 2/3 жильцов многоквартирного дома. На практике такая процедура ставит реализацию конституционного права на доступ к информации (статья 29 Конституции Российской Федерации) в зависимость от поведения других собственников и лиц, осуществляющих управление домом. В случае успеха инициативы размещение интернет-оборудования в подъездах многоквартирных домов стало бы возможным без одобрения собственников всех квартир, что в итоге и позволило бы реализовать право, гарантированное вышеуказанной статьей [6].

Подводя итоги всего изложенного в данной статье, можно сделать вывод о том, что право на доступ к сети «Интернет» является неотъемлемым правом человека, и оно на ряду с другими фундаментальными правами должно быть гарантировано и охраняемо государством. На наш взгляд, результатом развития права на доступ к сети Интернет должно стать его закрепление в Конституции. Однако на данном этапе следует уделить больше внимания развитию инфраструктуры Интернета и обеспечению его доступности для населения путем развития законодательства в этой сфере на уровне федеральных законов. Необходимо также обеспечить баланс интересов в киберпространстве не только различных субъектов правоотношений, но и общества и государства [7, с.84]. И, наконец, главной задачей государства является обеспечение реального доступа граждан в Интернет без необоснованных ограничений, а не его декларирование.

15 О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 02. 07. 2021) // «Российская газета», N 135, 10.07.2003

16 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-Ф3 (ред. от 01.07. 2021) // «Российская газета», N 297, 31.12.2010

17 Законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской федерации в части обеспечения права граждан на доступ к информации // URL: https://regulation. gov.ru/projects#npa=45791 (дата обращения: 10.11.2021)

OF LEGAL RESEARCH

Библиографический список:

1. Клементьева В.С., Воронина Н.А. Право на до- 1. ступ к Интернету — платформа для реализации конституционных прав и свобод человека в сети «Интернет» // Вестник Московского университета МВД России. 2020. 8. С. 51-53.

2. Новикова С.А. Интернет и право на доступ к информации в современной политической 2. повестке: США, Европейский Союз, Россия // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. С. 121-127.

3. Новиков А.А. Обеспечение права на доступ в 3. сеть Интернет как проявление основных прав

и свобод человека и гражданина // II Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». 2014. С. 86-88.

4. Хуснутдинов А. Право на доступ в Интернет 4. - новое право человека? // Сравнительное

конституционное обозрение. 2017. 4 (119). С. 109-123

5. Северная Корея: интернет в самой закрытой 5. в мире стране // BBC NEWS URL: https://www. bbc.com/russian/international/2012/12/121210_ nkoreajnternet (дата обращения: 29.11.2021)

6. Шатилина А. С. Права человека в Интернете: 6. проблема признания права на доступ к Интернету // urfac.ru URL: https://urfac.ru/?p=679

(дата обращения: 10.11.2021).

7. Середа М.Ю. Механизм ограничения конститу- у. ционных прав и свобод человека в интернете

// Государственная власть. Законодательный процесс. Конституционное право. Публичное управление. 2013. С. 83-93.

References:

Klementieva V.S., Voronina N.A. The right of access to the Internet - a platform for the implementation of constitutional human rights and freedoms on the Internet. Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020(8).pp.51-3.

Novikova S.A. Internet and the right to access information in the modern political agenda: USA, European Union, Russia // Bulletin of Perm University. Political science. 2013. pp. 121-127. Novikov A.A. Ensuring the right to access the Internet as a manifestation of fundamental human and civil rights and freedoms // II Baltic Legal Forum «Law and Order in the third millennium». 2014. pp. 86-88. Khusnutdinov A. The right of access to the Internet - a new human right? // Comparative Constitutional Review. 2017. No 4 (119). pp. 109123.

North Korea: Internet in the world's most closed country // BBC NEWS URL: https://www.bbc.com/ russian/international/2012/12/121210_nkorea_ internet (accessed November 12, 2021) Shatilina A. S. Human rights on the Internet: the problem of recognizing the right to access the Internet // urfac.ru URL: https://urfac.ru/?p=679 (accessed November 10, 2021). Sereda M. Y. The mechanism of limitation of constitutional rights and freedoms of man in the Internet. //State power. Legislative process. Constitutional law. Public administration. Voronezh State University. 2013. pp. 83-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.