УДК 342
DOI 10.21685/2307-9525-2021-9-1-8
А. В. Александрова, Е. И. Образумов
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В условиях стремительного развития информационного общества вопросы обеспечения информационной безопасности приобретают особую актуальность. Государственное регулирование процессов производства, передачи и распространения информации должно осуществляться в рамках, определенных конституционным законодательством. Данное регулирование не должно становиться всеобъемлющим. Границы государственного вмешательства в сферу распространения информации определяются конституционными правами и свободами личности, среди которых главными являются неприкосновенность частной жизни, свобода мысли и слова, свобода совести, право на охрану здоровья, право на доступ к информации, имеющей общественно-политическое значение и др. В то же время, обязанностью государства является обеспечение безопасности граждан и общества в целом, в связи с чем оно устанавливает ограничения на распространение информации, возбуждающую ненависть или вражду между различными социальными силами, а также содержащей в себе пропаганду расового, национального и иного превосходства. Российское законодательство об информационной безопасности нацелено на поиск баланса интересов общества, личности и государства в данной сфере. Оно основано на принципах обеспечения доступности, конфиденциальности и целостности информации.
Ключевые слова: безопасность, информация, общество, личность, государство, конституционные права.
A. V. Aleksandrova, E. I. Obrazumov
Penza State University, Penza, the Russian Federation
INFORMATION SECURITY AND CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE PERSON
Abstract. In the context of the rapid development of the information society, the issues of information security are becoming especially relevant. State regulation of the processes of production, transmission and dissemination of information should be carried out within the framework determined by constitutional legislation. This regulation should not become pervasive. The boundaries of state interference in the dissemination of information are determined by constitutional rights and individual freedoms, among which the main ones are the inviolability of private life, freedom of thought and speech, freedom of conscience, the right to health protection, the right to access information of social and political significance, etc. At the same time, the duty of the state is to ensure the safety of citizens and society as a whole, in connection with which it establishes restrictions on the dissemination of information that incites hatred or enmity between various social forces, as well as containing the propaganda of racial, national and other superiority. Russian legislation on information security is aimed at finding a balance of interests of society, individuals and the state in this area. It is based on the principles of ensuring the availability, confidentiality and integrity of information.
Key words: security, information, society, personality, state, constitutional rights.
© Александрова А. В., Образумов Е. И., 2021. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Актуальность исследования вопросов информационной безопасности, с точки зрения обеспечения конституционных прав личности, обусловлена следующими факторами. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Этой норме корреспондирует ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека определяют смысл и содержание законов, а также деятельность органов публичной власти, и должны обеспечиваться правосудием. Одним из фундаментальных и неотъемлемых прав человека, согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации, является право на свободное производство, получение и распространение информации, сопряженное со свободой мысли и слова. Большое количество средств массовой информации и стремительное развитие Интернета, ставшие основой информационного общества, дали широкие возможности реализации каждым своих прав в сфере информации.
Однако увеличение объема производимой и распространяемой информации таит в себе угрозы безопасности как отдельной личности, так и общества и государства, которые могут выражаться в обнародовании персональных данных, распространении экстремистских материалов, разглашении конфиденциальной, коммерческой и государственной тайны. Поэтому неотъемлемой частью информационного общества является информационная безопасность, как один из элементов национальной безопасности. В связи с тем, что информационная безопасность пронизывает все сферы жизни общества, обеспечение этой безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства.
Стремление государства обеспечить информационную безопасность также таит в себе угрозы свободе личности, выражающиеся в возможности чрезмерного ограничения доступа граждан к информации, установления запрета на распространение определенного вида сведений, при выходящем за конституционные рамки государственном расширении круга этих сведений, а также в ужесточении юридической ответственности за нарушение этих ограничений и запретов.
Конституционное право каждого на получение и распространение информации, будучи личным и неотъемлемым правом, не является абсолютным. Для предотвращения угроз национальной безопасности государство вправе вводить ограничения в реализацию данного права. Но любые ограничения не могут быть произвольными, они должны быть обоснованы и соразмерны конституционно значимым целям.
Таким образом, в настоящее время чрезвычайную актуальность приобретает проблема нахождения баланса между правами человека в области информации и необходимостью обеспечения информационной безопасности.
Современное общество с развитием автоматизированных средств обработки информации и информационно-телекоммуникационных сетей и технологий все больше производит, потребляет и обменивается информацией, что неизбежно ставит проблему обеспечения информационной безопасности. Информационная безопасность является составной частью системы национальной безопасности Российской Федерации, выступающей одним из приоритетных направлений политики российского государства [1, ^ 5]. Стратегия национальной безопасности, как следует из Указа Президента Российской Федерации №683 от 31 декабря 2015 г., представляет собой обеспечение защищенности человека, общества и государства от внутренних и внешних угроз, через реализацию конституционных прав и свобод граждан, сохранение суверенитета, а также территориальной и государственной целостности России1.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 23.01.2021).
Информационная безопасность, будучи элементом системы национальной безопасности российского государства, имеет собственное содержание. Согласно Указу Президента Российской Федерации №646 от 5 января 2016 г., утвердившему Доктрину информационной безопасности, под информационной безопасностью понимается состояние защищенности граждан, общества и государства от информационных угроз, то есть факторов, несущих опасность причинения ущерба национальным интересам. Такое состояние безопасности должно обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод, достойное качество жизни, экономическое и социальное развитие страны, а также суверенитет, территориальную целостность и безопасность Российской Федерации. При этом информационная безопасность призвана обеспечить защиту от угроз именно в информационной сфере2.
То есть, исходя из данного Указа Президента Российской Федерации, информационная безопасность, на первый взгляд, не имеет всеохватывающего характера, а ограничивается только информационной сферой. Вместе с тем само понятие информационной сферы, также содержащееся в рассматриваемом Указе, достаточно широко и включает в себя не только совокупность информации, но и ее объекты, системы, Интернет-сайты, сети связи, технологии в области информации, различные субъекты, формирующие и обрабатывающие информацию, либо использующие информационные технологии, а также механизмы регулирования отношений в области информации. Таким образом, исходя из широты легального понятия информационной сферы и того факта, что обмен информацией осуществляется во всех областях социального взаимодействия, информационная безопасность прямо или косвенно затрагивает все эти области и де-факто имеет всеохватывающий характер [2, ^ 82].
Несмотря на широту охвата информационной безопасности, вытекающей из ее общего определения, закрепленного в Доктрине информационной безопасности, в отдельных сферах деятельности и, прежде всего в области связи, она приобретает более конкретные контуры. Законодательство о связи под информационной безопасностью понимает свойство сетей связи сохранять работоспособность в условиях того или иного воздействия на эти сети нарушителей. Отметим, что нарушителем, оказывающим воздействие на сети связи, не всегда является лицо, имеющее преступный умысел. В качестве нарушителя может быть сотрудник, обслуживающий сети и ненамеренно нарушивший протокол обслуживания, повлекший сбой сети, либо погодные условия или стихийные бедствия, приведшие к порче оборудования, обрыву линии и т.д. То есть для нарушения режима информационной безопасности наличие умысла или даже волевого действия субъекта права не является обязательным условием.
Для лучшего понимания определения информационной безопасности необходимо рассмотреть само понятие безопасность. Если рассматривать безопасность как общенаучную категорию, то она представляет собой определенное состояние чего-либо, при котором обеспечивается его устойчивость к дестабилизирующим факторам с одновременным устранением угроз, исходящих от самого объекта безопасности для самого себя и внешней среды. В контексте информационной безопасности ключевую роль приобретает информация, являющаяся, с одной стороны, достаточно уязвимой для дестабилизирующего воздействия, с другой стороны, сама может быть источником угроз как для субъектов ее обрабатывающих, так и для внешней среды [3, ^ 101].
Из этого следует, что информационная безопасность должна быть направлена не только на защиту сведений, не подлежащих разглашению, искажению
2 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646 // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 23.01.2021).
или иному дестабилизирующему воздействию, то есть самой информации и субъектов информационных отношений, но и на защиту внешней среды, то есть на ограждение определенных субъектов от нежелательной информации (к примеру, ограничение доступа несовершеннолетних к информации, которая может причинить им вред). Таким образом, информационная безопасность включает в себя два основных компонента: защита информации и защита от информации.
Второй компонент представляет собой весьма сложную проблему, так как наталкивается на серьезное конституционное ограничение в виде вытекающего из Конституции Российской Федерации права каждого самостоятельно определять, какую информацию он считает для себя вредной, а какую - полезной. Так, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещает пропаганду, возбуждающую ненависть или какое-либо превосходство, а ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации устанавливает, что определенные сведения могут составлять государственную тайну, что изымает эти сведения из свободного оборота. Такие ограничения обоснованны, конституционно оправданны и направлены на предотвращение вражды, а также нанесения ущерба национальным интересам России. Однако если информация не содержит призывов к вражде и не относится к охраняемой законом тайне, а является, к примеру, безнравственной или содержит очевидные заблуждения относительно чего-либо, то ограничение доступа к такой информации или установление наказания за ее распространение становится несовместимым с конституционным принципом достоинства и самодостаточности личности. К примеру, известны случаи, когда активисты, придерживающиеся традиционных ценностей, пытались добиться запрета показа кинофильмов (к примеру, «Матильда», «Праздник» «Смерть Сталина» и др.), которые, по их мнению, подрывают общественную нравственность. Поэтому указанный нами всеохватывающий характер информационной безопасности не должен означать ее абсолютность и неограниченность.
Необходимость обеспечения безопасности информации обусловлена тем, каково предназначение информации и кто является субъектом информационных отношений. Так, информация может выступать в качестве товара, неправомерное распоряжение которым может нанести материальный ущерб. К примеру, разглашение хранящейся в тайне технологии производства оригинального продукта приводит к появлению этого продукта от другого производителя, что влечет потерю владельцем технологии части рынка. Также информация может быть средством управления. Воздействие на такую информацию угрожает не только причинением материального ущерба, но и может привести к катастрофам. Например, хакерский взлом сетей управления движением транспорта угрожает катастрофическими последствиями, вызванными сбоем в этом управлении. Информация, собираемая для решения конкретных задач (обучение, лечение, оказание юридической помощи и др.), затрагивает конституционные права и свободы личности, и воздействие на эту информацию может нарушить гарантированную Конституцией Российской Федерации неприкосновенность частной жизни, а также, в случае противозаконного изменения этой информации, наносить ущерб иным правам граждан. Так, к примеру, взлом информационной системы с дальнейшим изменением паспортных данных гражданина воспрепятствует получению им государственных услуг до тех пор, пока не будут восстановлены первоначальные данные. Наконец, воздействие на информацию, составляющую государственную тайну, несет в себе угрозу национальным интересам Российской Федерации, что в конечном итоге может повлиять на безопасность всех граждан [4, c. 45].
Различны и субъекты информационных отношений, имеющих разный конституционно-правовой статус, разный объем правомочий и разные цели своей деятельности. Соответственно и решаемые этими субъектами задачи по обеспечению информационной безопасности будут различны. К примеру, в сфере телекоммуникационной сети Интернет задачи по обеспечению безопасности, решаемые
системным администратором, будут отличаться от задач, решаемых отдельными пользователями сети Интернет.
Таким образом, информационная безопасность - это не только защита от несанкционированного доступа к ней, а значительно более широкое понятие, включающее и защиту от природного воздействия, возможных поломок оборудования и т.д., а само обеспечение информационной безопасности обусловлено как предназначением этой информации, так и тем, кто является субъектом информационных отношений.
На этой основе можно сформулировать общее понятие информационной безопасности, под которой нами предлагается понимать защищенность информации от преднамеренного или случайного воздействия, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и государства.
Отметим, что, несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, приведшее к тому, что основной оборот информации осуществляется посредством сети Интернет, будет ошибочным сводить информационную безопасность только к компьютерной безопасности [5, с. 104]. Компьютерная безопасность, а также безопасность, связанная со всем комплексом систем, связанных с сетью Интернет, представляет собой недопустимо узкое понимание информационной безопасности, которая распространяется, как было отмечено ранее, практически на все сферы социального взаимодействия.
Доступность информации, как элемент информационной безопасности, является важнейшей составляющей демократического правового государства, в котором граждане имеют право знать о том, что происходит в мире, стране и с ними лично. Конституционные установления о свободе массовой информации и запрете цензуры развиваются текущим законодательством, гарантирующим свободу деятельности журналистов и запрещающим воспрепятствование этой деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы публичной власти и их должностные лица обязаны предоставлять каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающими его права и свободы. Так, если гражданин привлекается к уголовной ответственности, то в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, он может ознакомиться с материалами уголовного дела и на основе полученной информации выстраивать стратегию своей защиты. Если бы у гражданина не было права на ознакомление с этими материалами, то в отсутствие знаний о том, в чем он обвиняется, какие следственные действия проведены, какие имеются доказательства по делу и т.д., этот гражданин не смог бы эффективно защищать свои права [6, с. 119].
Каждый гражданин является участником общественной жизни, поэтому помимо доступа к сведениям личного характера он имеет право на доступ к информации, имеющей общественно-политическое значение. В этой связи законодательство запрещает относить к государственной тайне сведения, засекречивание которых может негативно сказаться на жизни людей. Так, Закон Российской Федерации «О государственной тайне» запрещает исключать из публичного доступа сведения о стихийных бедствиях, катастрофах и их последствиях, о состоянии экологии, о нарушениях прав и свобод граждан, о состоянии здоровья высших должностных лиц России и др.3
Таким образом, осведомленность граждан о том, что может непосредственно повлиять на их жизнь, позволяет гражданам принимать соответствующие решения и тем самым реализовывать свои конституционные права и свободы. Соответственно отсутствие доступа к данной информации не только лишает людей осведомленности, но и препятствует осуществлению их прав. Так, к примеру,
3 О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 // Правовой Сервер Консуль-тантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения: 23.01.2021).
информированность гражданина об ухудшении экологической обстановки в месте его проживания позволяет ему принимать то или иное решение, вплоть до переезда в другое место, чем реализуются права, гарантированные ч. 1 ст. 41 и ст. 42 Конституции Российской Федерации, тогда как сокрытие информации о состоянии экологии подвергает жизнь и здоровье этого гражданина опасности [7, c. 218]. Известный факт проведения первомайских демонстраций в 1986 г. в городах, подвергнутых радиационному заражению после аварии на Чернобыльской АЭС, подтверждает недопустимость сокрытия от людей сведений, имеющих жизненно важное значение. По этой причине в России на конституционном уровне, а именно в ст. 42 Конституции Российской Федерации, закреплено право каждого не только на благоприятную окружающую среду, но и право на достоверную информацию о ее состоянии, а в ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Однако доступность информации не является абсолютной. Законодательством определен перечень сведений, составляющих охраняемую законом тайну, доступ к которым будет ограничен. Следовательно, следующим элементом информационной безопасности является конфиденциальность информации, под которой понимается доступность сведений только для тех субъектов, которым эти сведения предназначены. Законодательное ограничение доступа к отдельным частям информации необходимо, прежде всего, в целях защиты конституционных прав и свобод личности, основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства и обороны страны. В этой связи, как следует из ч. 1 ст. 24 Конституции, запрещается сбор, обработка и передача информации о частной жизни человека, если он не дает соответствующего согласия. Также, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции, законодатель может устанавливать перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Исходя из того, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, первостепенной задачей является обеспечение информационной безопасности личности. Базовыми нормами здесь выступают ч. 1 ст. 23 Конституции, закрепляющая право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ч. 2 ст. 23 Конституции, провозглашающая тайну телефонных переговоров, переписки и иных сообщений, а также ч. 1 ст. 24, запрещающая обработку информации о человеке без его согласия.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в упомянутом ранее Законе РФ «О государственной тайне». В соответствии с этим законом засекречиванию могут подлежать сведения в области военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной, оперативно-розыскной деятельности государства. Перечень таких сведений составляет специальная межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Любые действия по засекречиванию тех или иных сведений должны основываться на принципах законности, обоснованности и своевременности. Исходя из принципа законности, засекречивание информации может осуществляться только уполномоченным на то лицом и в строгом соответствии с установленными процедурами. Если какие-либо сведения законом не относятся к государственной тайне, то уполномоченное должностное лицо не может их засекретить. В соответствии с принципом обоснованности сам по себе факт относимости информации к перечню сведений, которые могут быть засекречены, еще не является основанием для ее засекречивания. Важным условием является обязанность органов власти обосновать необходимость засекречивания именно этой информации. Тем самым принципы законности и обоснованности предотвращают произвольное засекречивание любых сведений, которое может нарушить конституционное право каждого на информацию. Принцип своевременности же необходим для обеспечения защиты информации,
подлежащей засекречиванию, в соответствии с которым сведения должны быть засекречены до того, как станут общеизвестными, то есть своевременно.
Еще одним элементом информационной безопасности выступает целостность информации, которую можно подразделить на статическую и динамическую. Под статической целостностью подразумевается неизменность информации в ее первоначальном виде. Динамическая целостность предполагает внесение корректировок, отвечающих требованиям достоверности [8, с. 24]. Так как жизнь не стоит на месте, динамическая целостность информации неизменно доминирует над статической. К примеру, информация о поступающих в Вооруженные силы единицах оружия должна отражать актуальное на данный момент времени состояние, поэтому вслед за изменением количества вооружения изменяется и информация об этом количестве.
Важность целостности информации для обеспечения информационной безопасности заключается в том, что она предотвращает искажения сведений, следовательно, является гарантией достоверности и полноты этих сведений.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Информационная безопасность является составной частью системы национальной безопасности Российской Федерации, имеет собственное содержание и представляет собой сложную, многоаспектную категорию. Несмотря на то, что информационная безопасность призвана обеспечить защиту от угроз именно в информационной сфере, де-факто она проникает во все области социального взаимодействия. Будучи сложной категорией, информационная безопасность включает в себя различные элементы, среди которых можно выделить доступность, конфиденциальность и целостность информации. При этом для разных субъектов информационных отношений рассмотренные элементы информационной безопасности имеют неодинаковое значение. Если для граждан и некоммерческих организаций на первом месте находится доступность информации, то для государства самым главным элементом является конфиденциальность, притом что целостность информации одинаково важна всем субъектам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная безопасность: учебник / под ред. Н. Д. Эриашвили, О. А. Мироновой, Е. Н. Хазова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 287 с.
2. Пуляева Е. В. Единое киберпространство и информационная безопасность / Е. В. Пуляева // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 3-4 февраля 2017 г.). — Москва : Канон Плюс, РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 82-84.
3. Литвинов В. А. Основы национальной безопасности России / В. А. Литвинов. — Москва : Ленанд, 2018. — 320 с.
4. Полякова Т. А. Новые вызовы и угрозы в информационном пространстве: правовые проблемы обеспечения информационной безопасности / Т. А. Полякова, А. В. Минбале-ев // Информационное право. — 2018. — № 4. — С. 44-46.
5. Соловьева Н. В. Стратегия развития информационного общества как основа формирования единого информационного пространства / Н. В. Соловьева // Право и государство: теория и практика — 2019. — № 4. — С. 104-109.
6. Мишин А. М. Информационное обеспечение противоборства с экстремизмом / А. М. Мишин // Закон и право. — 2018. — № 5. — С. 118-120.
7. Воронцова Е. В. Безопасность информационной среды в контексте обеспечения права на охрану здоровья / Е. В. Воронцова // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 3-4 февраля 2017 г.). — Москва : Канон Плюс, РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 215-219.
8. Тонконогов А. В. Кибернетическое общество как реальность XXI века / А. В. Тонконогов // Закон и право. — 2018. — № 9. — С. 23-26.
REFERENCES
1. Eriashvili N. D., Mironova O. A., Khazov E. N. (ed.) Natsionarnaia bezopasnost': uchebnik [National Security: Textbook]. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2017, 287 p.
2. Puliaeva E. V. Edinoe kiberprostranstvo i informatsionnaia bezopasnost [Unified cyberspace and information security]. Dinamika institutov informatsionnoi bezopasnosti. Pravovye problemy: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 3-4 fevralia 2017 g.). [Dynamics of Information Security Institutions. Legal Problems: Collection of Works of the International Scientific Conference]. Moscow, Kanon Plius, ROOI «Reabilitatsiia» Publ., 2018, pp. 82-84.
3. Litvinov V. A. Osnovy natsional'noi bezopasnosti Rossii [Russian National Security Fundamentals]. Moscow, Lenand Publ., 2018, 320 p.
4. Poliakova T. A., Minbaleev A. V. New Challenges and Threats in the Informational Environment: Legal Issues of Information Security Assurance. Informatsionnoe pravo = Informational Law, 2018, no. 4, pp. 44-46 (in Russian).
5. Solov'eva N. V. Stratgy for Information Society Development as a Basis for the Formation of a Single Information Space. Pravo i gosudarstvo: teoriia i praktika = Law and State: The Theory and Practice, 2019, no. 4, pp. 104-109 (in Russian).
6. Mishin A. M. Information Support of Confrontation to Extremism. Zakon i pravo = Law and Legislation, 2018, no. 5, pp. 118-120 (in Russian).
7. Vorontsova E. V. Bezopasnost informatsionnoi sredy v kontekste obespecheniia prava na okhranu zdorov'ia [Security of the Information Environment in the Context of the Right to Health]. Dinamika institutov informatsionnoi bez-opasnosti. Pravovye problemy: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 3-4 fevralia 2017 g.). [Dynamics of Information Security Institutions. Legal Problems: Collection of Works of the International Scientific Conference]. Moscow, Kanon Plius, ROOI «Reabilitatsiia» Publ., 2018, pp. 215-219.
8. Tonkonogov A. V. Cybernetic Society, as a Reality of the XXI Century. Zakon i pravo = Law and Legislation, 2018, no. 9, pp. 23-26 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Александрова Анна Викторовна — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: ann-alexandrova@mail.ru.
Образумов Евгений Игоревич — магистрант юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: myjeckonetoo@gmail.com.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Aleksandrova Anna V. — Associate Professor, Department of State and Legal Subjects, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: ann-alexandrova@mail.ru.
Obrazumov Evgeniy I. — Master student, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: myjeckonetoo@gmail.com.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Александрова А. В. Информационная безопасность и конституционные права личности / А. В. Александрова, Е. И. Образумов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2021. — Т. 9, № 1. — С. 63-70. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-8.
FOR CITATION
Aleksandrova A. V., Obrazumov E. I. Information Security and Constitutional Rights of the Person. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2021, vol. 9, no. 1, pp. 63-70, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-8. (In Russian).