УДК 004:002
DOI 10.33184/pravgos-2020.4.6
РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1
Полякова Татьяна Анатольевна
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, исполняющая обязанности заведующей сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Россия. Е-шаИ: [email protected]
Статья посвящена анализу поправок к Конституции РФ, касающихся обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере. Цель: анализ роли и влияния внесенных в 2020 г. в Конституцию РФ поправок, связанных с государственным регулированием на федеральном уровне информационной безопасности и решением задач по обеспечению поддержки и сохранению научно-технологического потенциала и развития России. Методы: использованы методы диалектики и системного анализа информационно-правовой сферы, позволившие комплексно, логически и последовательно исследовать процессы реализации конституционно-правовых норм и перспективы их развития в правовом регулировании обеспечения информационной безопасности с целью выявления существующих закономерностей и тенденций развития, а также приоритетных задач. Результаты: проведенное исследование позволило сделать обоснованный вывод о том, что отнесение в Основном законе к полномочиям федерального уровня власти вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных является конституционно-правовой новеллой, имеющей основополагающее значение для развития правовых и научных исследований в области информационной безопасности как важной составляющей национальной безопасно-
1 Статья подготовлена в рамках научного проекта РФФИ 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе».
54
сти государства, а также для развития направлений системы правового регулирования в данной области в информационном праве.
Ключевые слова: конституция; государственное регулирование; информационная безопасность; национальная безопасность; информационные технологии; безопасность личности, общества, государства; оборот цифровых данных; конституционно-правовые новеллы; информационное право.
В настоящее время, в эпоху цифровой трансформации, на благосостояние граждан и развитие Российской Федерации как демократического, федеративного, правового государства во многом влияют происходящие в мире процессы, связанные с научно-технологическим развитием, появлением новых вызовов и угроз информационной безопасности и реализацией стратегических задач по противодействию им и укреплению системы международной информационной безопасности. Это нашло отражение в поправках к Конституции РФ, в частности к ст. 71 и 114, имеющим ключевое значение для развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности. Вместе с тем, полагаем, что эти нормы напрямую связаны с базовыми конституционными положениями, направленными на укрепление суверенитета государства и его территориальной целостности как важнейших государственных задач.
Представляется исключительно важным, что сегодня в конституционно-правовых положениях акцент делается на недопущении действий, направленных на отчуждение российских территорий, на обеспечение защиты исторической правды, имеющих не только правовое, но и огромное политическое значение в условиях обострения противостояния и ци-вилизационного кризиса в мире. Как правильно указывает В.С. Степин, «сегодня многие констатируют: современная цивилизация находится на переломе, в стадии неустойчивого развития, нарастания различных типов кризисов» [1, с. 1].
В ст. 67 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета1 и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными госу-
1 Полагаем, что к этому относится и информационный (цифровой и технологический) суверенитет, что особенно важно в условиях развития информационного общества и трансграничности информационных процессов.
55
дарствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются»1.
Также особое значение для развития государственной политики в области формирования системы международной информационной безопасности имеет новелла, включенная в ст. 79.1, в которой указывается, что «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».
На обеспечение стабильности и устойчивого развития Российской Федерации, а именно это необходимо для обеспечения ее безопасности, направлены поправки к Конституции РФ, связанные с перераспределением отдельных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. В рамках рассматриваемой темы особого внимания заслуживает новое системное конституционное положение, содержащееся в п. 5 ст. 83, о формировании Президентом РФ Государственного Совета РФ «в целях согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Обращает на себя внимание то, что несколько иначе, чем было ранее, сформулирован п. «ж» указанной статьи, касающийся целей формирования Совета Безопасности РФ. В нем четко и достаточно развернуто закреплено, что Совет Безопасности формируется «в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз».
В связи с развитием конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности как составляющей национальной безопасности представляется необходимым обратить внимание и на внесенные в Конституцию РФ новеллы, касающиеся права парламентского контроля
1 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Офиц. интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020).
2 Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. (утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753 [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Совета Безопасности РФ. URL: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 17.11.2020).
56
Совета Федерации и Государственной Думы как организационно-правового механизма, позволяющего направлять «парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания» (ст. 103.1).
Еще одним исключительно важным обстоятельством является то, что указанными поправками в Конституцию РФ впервые включены исходные положения обеспечения безопасности, использующиеся в непосредственной связи с безопасностью личности, общества и государства. В связи с этим следует отметить, что национальная безопасность, как указывается в Стратегии национальной безопасности РФ1, включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую, а также безопасность личности.
Проблематика информационной безопасности как составляющей части национальной безопасности, особенно в эпоху нового этапа информационной революции, который называют «цифровой трансформацией», занимает центральное место в стратегических документах, определяющих векторы государственной политики современного государства и его основополагающих стратегических документов. В краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется дальнейшее нарастание вызовов, угроз и рисков, что подтверждается и особенно проявляется в условиях пандемии COVID-19 в мире. Появляются такие новые угрозы информационной безопасности в национальном и международном масштабе в эпоху коронавирусной реальности, как «инфодемия», «кибер-демия».
Российская Федерация должна иметь необходимый научный потенциал, что предполагает развитие науки и образования, для формирования адекватной системы правового регулирования новых отношений, их институционализации, статуса субъектов, современных подходов и моделей регулирования сквозных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, робототехники2.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ст. 212.
2 Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г. : распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р // Собрание законодательства РФ. 2020 № 35, ст. 5593.
57
Являясь одной из ключевых составляющих национальной безопасности, информационная безопасность представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему, имеющую ярко выраженные закономерные связи между ее элементами, процессами организации и самоорганизации, принципами функционирования и развития.
В одном из ключевых документов стратегического планирования -Доктрине информационной безопасности РФ - под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государ-ства»1. Однако в настоящее время указанная Доктрина в связи с развитием конституционно-правовых основ в информационной сфере, а также с появлением новых вызовов и угроз требует научно-правового осмысления и выработки новых подходов, направленных на уточнение целей и задач, средств их реализации.
Переход к цифровой трансформации, ее возрастающее значение в государственном управлении, системе государственных услуг, в расширении пространства доверия, включая неурегулированность на законодательном уровне институтов идентификации и аутентификации, развитие критической информационной инфраструктуры требуют новых системных концептуальных подходов в целях защиты информационного пространства, обеспечения неприкосновенности частной жизни, защиты персональных данных граждан и т. д. Эти вопросы становятся приоритетными при формировании государственной политики.
По нашему мнению, в современных условиях особенно актуальными как в теоретическом, так и в практическом отношении являются вопросы обеспечения информационной безопасности общества и общественной жизни. Заслуживают особого внимания такие вопросы, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере, деятельность общественных объединений в информационной сфере, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, разжигание
1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50, ст. 7074.
58
социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, распространение этих идей в средствах массовой информации.
Внесенные в 2020 г. в Конституцию РФ поправки относят к ведению Российской Федерации обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (п. «м» ст. 71)1. Вместе с тем необходимо отметить, что действовавшая ранее редакция Конституции РФ к федеральному ведению относила лишь федеральную информацию и связь. В 2020 г. в указанную статью были внесены новеллы, касающиеся включения в ведение Российской Федерации информационных технологий и оборота цифровых данных. Безусловно, это положение является глубоким, требующим отражения в федеральном законодательстве.
Принятие поправок к Конституции РФ поставило вопрос о разграничении предмета ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Согласно ст. 73 вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Полагаем, что исходя из этого положения субъекты смогут самостоятельно развивать информационные технологии на региональном уровне2. Вопросы, связанные с созданием и поддержкой информационных систем субъектов Федерации, а также программ развития цифровой экономики и доступа к региональным информационным ресурсам регулируются региональными законами, и их количество возрастает в прогрессии. Принятие конституционных поправок влечет за собой изменение порядка деятельности и функционала сервисов и инфраструктуры, а также перераспределения полномочий и сфер ответственности органов власти.
Развитие конституционных положений, касающихся вопросов обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, определяют направления дальнейшего развития научных исследований и практического применения их результатов [2, с. 64].
Принятие поправок к Конституции РФ, как уже отмечалось, расширяет функции государства при обеспечении информационной безопасности общества и личности. Так, указанное положение ст. 71 коррелиру-ется со ст. 24 Основного закона, в которой, по сути, ключевой является информационная безопасность личности, связанная со сбором, хранени-
1 Конституция РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Российская газета - Федеральный выпуск. 2020. № 144 (8198).
2 Например, Портал муниципальных услуг Москвы mos.ru, портал государственных и муниципальных услуг Татарстана huslugi.tatarstan.ru и др.
59
ем, использованием и распространением информации о частной жизни гражданина и его персональных данных, а именно эти личные данные сегодня требуют правовой защиты.
В развитии нуждается не только использование различных моделей правового регулирования (саморегулирования, сорегулирования, гибридного регулирования), но и неправовые регуляторы, например, этические, технические, а также базовые принципы правового регулирования в информационной сфере, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», среди которых выделяются принципы неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия1.
Таким образом, развития в нормативных правовых актах требуют положения о Российской Федерации (государстве) как субъекте, обеспечивающем безопасность граждан и общества в целом при применении информационных технологий и обороте цифровых данных. Дальнейшее развитие указанного положения Основного закона потребует расширения положений ряда стратегических и доктринальных документов. В частности, Доктрина информационной безопасности России в части направлений обеспечения информационной безопасности в области обороны страны (ст. 21), а также ст. 22, где раскрываются стратегические цели обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности.
В организационной системе обеспечения информационной безопасности расширяется роль соответствующих государственных органов в сфере надзора за оборотом персональных данных и обеспечения их защиты, правовой статус которых должен быть закреплен в положениях государственных органов, указанных в Доктрине информационной безопасности, обеспечивающих информационную безопасность личности, общества и государства [3, с. 4].
Развитие и реализация конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности потребуют разработки новой концепции регулирования общественных отношений, обеспечивающей реализацию государственных мер в вопросах информационной безопасности личности и защиты граждан от современных цифровых угроз (в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных»).
1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448.
60
С принятием поправок к Конституции РФ созданы предпосылки для разработки нормативных правовых актов об обороте цифровых данных: медицинских, генетических, персональных информационных (интересы, социальные связи, потребности в информационной сфере) и т. д.
Представляется, что само принятие в 2020 г. поправок к Конституции РФ стало новым импульсом для доктринального развития системы правового регулирования обеспечения национальной системы информационной безопасности и совершенствования государственной политики в области международной информационной безопасности, международного сотрудничества [4, с. 97]. Развитие информационных технологий, включая конвергентные, связано с необходимостью системного анализа состояния правового регулирования как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выявления пробелов и проблем формирования научного и образовательного потенциала. Это сегодня не только крупномасштабная, но и в полном смысле стратегическая задача Российской Федерации в целях обеспечения информационной безопасности.
Библиографический список
1. Степин В.С. Современные цивилизационные кризисы и проблема новых стратегий развития. М., 2018. 27 с.
2. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Бойченко И.С. Концептуальные подходы к правовому регулированию информационной безопасности в условиях цифровизации и трансформации права // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2019. № 3 (33). С. 64-68.
3. Полякова Т.А. Цифровизация и синергия правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. 2019. № 2. С. 4-7.
4. Полякова Т.А., Бойченко И.С. Информационная безопасность через призму национального проекта «Цифровая экономика»: правовые проблемы и векторы решений // Право и государство. 2019. № 2. С. 97-100.
Дата поступления: 20.11.2020
61
DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING INFORMATION SECURITY AS PART OF THE NATIONAL SECURITY
POLYAKOVA Tatiana Anatolyevna
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher, Acting Head of the Information Law and International Information Security Sector of the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of amendments to the Constitution of the Russian Federation relating to the protection of national security, including in the field of information. Purpose: to analyze the role and impact of the amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020. These amendments are related to the State regulation at the federal level of information security and the tasks of ensuring the support and preservation of scientific and technological potential and the development of Russia. Methods: the work is based on the methods of dialectics and system analysis of the information and legal sphere, which allow to comprehensively, logically and consistently study the processes of implementation of constitutional and legal norms and the prospects for their development in the legal regulation of information security in order to identify existing patterns and development trends, as well as priority tasks. Results: the study leads to the well-founded conclusion that referring in the Basic Law to the federal authorities the security of the person, society and the State in the use of information technologies and digital data circulation is a constitutional and legal innovation that is fundamental to the development of legal and scientific research in the field of information security as an important component of the national security of the State, as well as for the development of the system of legal regulation in this areas in information law.
Keywords: Constitution; state regulation; information security; national security; information technologies; security of the person; society; state; digital data circulation; constitutional and legal innovation; information law.
62
References
1. Stepin V.S. Sovremennye civilizacionnye krizisy i problema novyh strategij razvitiya [Modern civilization crises and the problem of new development strategies]. Moscow, 2018. 27 p.
2. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Bojchenko I.S. Conceptual approaches to legal regulation of information security in the context of digitaliza-tion and transformation of law. Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informacionnoj sfere. = Bulletin of the Ural Federal District. Information Security, 2019, no. 3 (33), pp. 64-68. (In Russian).
3. Polyakova T.A. Digitalization and synergy of legal support of information security. Informacionnoe pravo = Information Law, 2019, no. 2, pp. 4-7. (In Russian).
4. Polyakova T.A., Bojchenko I.S. Information security through the prism of the national project «Digital Economy»: legal problems and vectors of solutions. Pravo i gosudarstvo = Law and State, 2019, no. 2, pp. 97-100. (In Russian).
Received: 20.11.2020
63