Научная статья на тему 'Институциональные проблемы развития российской государственности в условиях информационного общества'

Институциональные проблемы развития российской государственности в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЮРИСДИКЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / JURISDICTION OF AUTHORITIES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / POLICY OF INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION AND LEGAL CULTURE / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУД ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИИ / THE SPECIAL COURT FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS IN THE SPHERE OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Д. В.

Статья посвящена актуальным вопросам институционализации глобального информационного общества и электронного государства и реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти Российской Федерации. Эта проблема требует немедленного решения как защита важных стратегических информационных ресурсов, обеспечивающая независимость страны, в том числе от несанкционированного доступа к информации и защита от поступающей социально вредной информации. В сфере правового регулирования информационных технологий пока еще отсутствуют однозначно сложившаяся правовая терминология и система обеспечения слаженной деятельности уполномоченных органов власти. Это обусловило выработку политического решения принятия «Стратегии развития системы информационной безопасности органов государственной власти и управления РФ до 2020 года». Для ее реализации следует определиться с понятийным аппаратом, принять во исполнение необходимые концепции и законы. Например, принять концепцию информационной безопасности органов власти РФ, федеральный закон «Об информационной безопасности», определить юрисдикцию существующих уполномоченных органов власти в сфере противодействия нарушениям в сети Интернет с целью наделения специальными юрисдикционными полномочиями специализированного правоохранительного органа «киберполиции». Автор отмечает, что указанные предложения позволят на конституционном, то есть институциональном уровне начать реализацию актуальнейшей для российской системы государственного управления стратегию обеспечения информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional problems of Russian statehood’s development in the conditions of information society

This article is devoted to topical issues of policy in the sphere of information security of the authorities of the Russian Federation. It is necessary to solve immediately the problem of protection of important strategic state information resources, ensuring the independence of the state, including one against unauthorized access to information, and protection from information dangerous for the society. In the sphere of legal regulation of information technologies, there is no established legal terminology yet, system of ensuring the coordinated activities of authorities. This is the reason for making a political decision creation of Strategy of development of an information security system of state power bodies of the Russian Federation until 2020. For this purpose it is necessary to define the conceptual device, to make laws for the implementation of the strategy. For example, to develop the concept of information security of the authorities of the Russian Federation, Federal law «About information security», to determine the jurisdiction of the existing authorities in the sphere of counteraction to infringements on the Internet, with a view to enabling the special jurisdictional authority of the specialized law enforcement body «cyber-police». The adoption of the above-mentioned article complex copyright proposals would allow it on constitutional level, that is the institutional one, to start the implementation of urgent for the Russian system of state management of information security issues.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы развития российской государственности в условиях информационного общества»

№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015 ^

Д.В. Соколов, канд. юрид. наук, доцент, кафедра философии, истории и права, Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецк, Россия, pгavo48@ma¡l. ги

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена актуальным вопросам институционализации глобального информационного общества и электронного государства и реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти Российской Федерации. Эта проблема требует немедленного решения как защита важных стратегических информационных ресурсов, обеспечивающая независимость страны, в том числе от несанкционированного доступа к информации и защита от поступающей социально вредной информации. В сфере правового регулирования информационных технологий пока еще отсутствуют однозначно сложившаяся правовая терминология и система обеспечения слаженной деятельности уполномоченных органов власти. Это обусловило выработку политического решения — принятия «Стратегии развития системы информационной безопасности органов государственной власти и управления РФ до 2020 года». Для ее реализации следует определиться с понятийным аппаратом, принять во исполнение необходимые концепции и законы. Например, принять концепцию информационной безопасности органов власти РФ, федеральный закон «Об информационной безопасности», определить юрисдикцию существующих уполномоченных органов власти в сфере противодействия нарушениям в сети Интернет с целью наделения специальными юрисдикционными полномочиями специализированного правоохранительного органа — «киберполиции». Автор отмечает, что указанные предложения позволят на конституционном, то есть институциональном уровне начать реализацию актуальнейшей для российской системы государственного управления стратегию обеспечения информационной безопасности. Ключевые слова: информационная безопасность,юрисдикция органов власти, информационное общество, информационный ресурс, политика обеспечения информационной безопасности, информационно-правовая культура, специальный суд по защите прав в сфере информации.

В связи с институционализацией глобального информационного общества и электронного государства актуальным является создание организационно--правовых условий для электронного документооборота, а также обеспечения информационной безопасности в целях достижения баланса информационных интересов устойчивого и безопасного развития человека, общества и государства.

Для этого требуется выработка стратегии политико-правового регулирования различных областей, в частности сферы информационной безопасности, обеспе-

чивающей в условиях информационного общества, с одной стороны, защиту национальных интересов и суверенность государства, а с другой — позволяющей гражданам максимально реализовывать свои конституционные права и интересы с применением информационных технологий, а также минимизировать условия возможной бюрократизации и отстранения населения от процессов управления1. По мнению автора, это требует решения следующих задач.

Российской Федерации необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на ком-

т

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

плекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать реализацию имеющихся угроз информационной безопасности и противодействовать им, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз. Реализовать данную систему возможно только через создание пронизывающих ее элементов на всех уровнях и во всех структурах управления: от муниципального до федерального, от исполнительной власти до законодательной и судебной, а также привлечение к этому всех институтов гражданского общества с целью просвещения населения в части возможностей реализации информационных прав, создания информационно-правовой культуры.

Действующая система обеспечения информационной безопасности, которая еще не реализована, то есть не подкреплена гарантиями и не обеспечена в полной мере правовыми средствами, может стать моделью для разработки и практической реализации нормативно-правовых актов, обеспечивающих информационную безопасность и защиту национальных интересов РФ2.

Осмысление и развитие существующей практики обеспечения информацион-

Федеральный закон «Об информационной безопасности РФ» должен стать краеугольным камнем всей системы информационной безопасности через принятие множественных управленческих решений, направленных на реализацию конституционно-правовой природы данного института в правоприменительной практике.

ной безопасности системы государственного управления посредством реализации конституционно-правовых положений, касающихся информационно-правовой среды Конституции РФ, а также внесения поправок в соответствующие нормативно-правовые акты, в том числе принятие федеральных законов «Об основах государственного регулирования в сети Интернет», «О реализации права на получение информации».

Систематизация понятийного аппарата правовых и организационных аспектов государственного управления в ракурсе информационной безопасности, в том числе «государственного информационного ресурса», «информационной безопасности», «информационного правонарушения», «судебной информации». Уникальность данных понятий состоит в необходимости уйти от ведомственного регулирования в сфере создания того или иного информационного ресурса, а также от разрозненных попыток их регулирования множественными правовыми актами, для которых системообразующим должен стать один, содержащий в себе базовые категории (например, федеральный закон «Об информационной безопасности» либо Информационный кодекс РФ), что по-

№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015

т

зволит выйти на новый — отраслевой уровень правового регулирования данной сферы.

Необходима выработка политико-правового инструментария реализации концепции информационной безопасности России, отвечающей потребностям времени и угрозам, формулирование и законодательное ее закрепление посредством принятия федерального закона «Об информационной безопасности РФ». Данный закон должен стать краеугольным камнем всей системы информационной безопасности через принятие множественных управленческих решений, направленных на реализацию конституционно-правовой природы данного института в правоприменительной практике.

Создание специального суда по защите прав в сфере информации («информационного» судебного состава в судах общей и арбитражной юрисдикции). Данный орган судебной власти позволит решить институциональные проблему через систему создания судебных прецедентов, а также контроля остальных ветвей в информационной сфере.

Создание целостной юрисдикционной структуры конкретной федеральной службы, отвечающей за информационную безопасность в РФ3 аналогично существующим службам АНБ в США, Федерального управления по информационной безопасности в Германии4.

Создание на базе существующих ведомственных локальных ресурсов единого федерального информационного ресурса в целях ведения реестров (собственности, транспорта, регистрации прав) и оптимизации процессов управления во всех сферах государственной деятельности, отвечающего критериям информационной безопасности, во исполнение статьи 29 Конституции РФ.

Создание института уполномоченного по защите и реализации прав в сфере информации для обеспечения возможности реализации участниками общественных отношений в информационной среде конституционных прав.

Необходимость имплементации норм российского законодательства, касающихся

информационной безопасности в международное право посредством заключения межгосударственного соглашения об обеспечении условий соблюдения информационной безопасности в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества.

Выше приведены лишь некоторые предлагаемые к внедрению разработки приоритетных направлений и конкретные меры по реализации современной политики обеспечения информационной безопасности. В качестве ключевых укажем: разработку многоуровневой системы информационного законодательства; инвентаризацию систем национальных информационных ресурсов; совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, включающей в частности систему массового информационного образования, просвещения и подготовки профессиональных кадров для информационной сферы5.

Эти меры требуют своего развития именно через призму социального — учет интересов как человека, так и государства и общества в целом.

Научно-практическая значимость данных мероприятий состоит в том, что авторские предложения могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок в виде принятия закона «Об информационной безопасности», направленных на оптимизацию использования информационных ресурсов с целью их последующего внедрения в систему государственного управления для совершенствования существующих политических процессов и институтов6.

Таким образом, институциональные проблемы развития государственности заключаются сегодня в недооценке рисков и угроз, связанных с информационной сферой, в современных условиях становления и развития российского государства. Именно принятие в комплексе вышеуказанных предложений позволит на конституционном, то есть институциональном уровне начать реализацию актуальнейшей для российской системы государственного управ-

Институциональные проблемы развития государственности заключаются сегодня в недооценке рисков и угроз, связанных

с информационной сферой, в современных условиях становления и развития российского государства.

m

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ления стратегии обеспечения информационной безопасности, 'jjj

Литература

1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития. М. , 2000. 255 с.

2. Федеральный закон от 28.12.2010. № 390-Ф3 «О безопасности» // Российская газета. 2010. № 295.

3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена указом Президента РФ от 9.09.2000 г № 1895. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/901770877 (дата обращения 02.10.2015).

4. Положение об агентстве национальной безопасности США и Управлении информационной безопасности Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 02.10.2015).

5. Соколов Д.В. Информационная безопасность как фактор обеспечения устойчивости системы государственного управления. Тамбов: Издательство Пер-шина, 2013. 399 с.

6. Вербенко Б.В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: сущность, проблемы обеспечения / дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 186 с.

INSTITUTIONAL PROBLEMS OF RUSSIAN STATEHOOD'S DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY

D.V. Sokolov, Candidate of Juridical sciences, Docent, The department of philosophy, history and law, Lipetsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk, Russia, [email protected]

This article is devoted to topical issues of policy in the sphere of information security of the authorities of the Russian Federation. It is necessary to solve immediately the problem of protection of important strategic state information resources, ensuring the independence of the state, including one against unauthorized access to information, and protection from information dangerous for the society. In the sphere of legal regulation of information technologies, there is no established legal terminology yet, system of ensuring the coordinated activities of authorities. This is the reason for making a political decision — creation of Strategy of development of an information security system of state power bodies of the Russian Federation until 2020. For this purpose it is necessary to define the conceptual device, to make laws for the implementation of the strategy. For example, to develop the concept of information security of the authorities of the Russian Federation, Federal law «About information security», to determine the jurisdiction of the existing authorities in the sphere of counteraction to infringements on the Internet, with a view to enabling the special jurisdictional authority of the specialized law enforcement body - «cyber-police». The adoption of the above-mentioned article complex copyright proposals would allow it on constitutional level, that is the institutional one, to start the implementation of urgent for the Russian system of state management of information security issues.

Key words: information security, jurisdiction of authorities, information society, information resource, policy of information security, information and legal culture, the special Court for the protection of the rights in the sphere of information.

References

1. Alekseev S.S. Pravo na parage novogo tysiacheletiia: nekotorye tendentsii mirovogo pravovogo razvitiia [Right on the threshold of the new Millennium: some trends in global legal development]. Moscow, 2000. 255 p.

2. Federal'nyizakonot 28. 12. 2010 N 390-FZ «O bezopas-nosti» [Federal law of 28. 12. 2010 N 390-FZ "On security"]. Rossiiskaia gazeta — Russian newspaper,2010, no. 295.

3. The information security doctrine of the Russian Federation. Approved by the decree of the President of the Russian Federation of 9.09.2000, № PR-1895 (in Russian). Available at: http://docs. cntd. ru/document/901770877 (accessed 02. 10. 2015).

4. The position about the national security Agency and the U. S. Department of information security of Germa-

ny (in Russian). Available at: https://ru. wikipedia. org/ wiki/ (accessed 02. 10. 2015).

5. Sokolov D.V. Informatsionnaia bezopasnost' kak factor obespecheniia ustoichivosti sistemy gosudarstvennogo upravleniia [Information security as a factor of ensuring sustainability of the system of public administration]. Tambov: Izdatel'stvoPershina Publ. , 2013. 399 p.

6. Verbenko B.V. Informatsionnaia bezopasnost' Rossii v kontekste sovremennogo politicheskogo protsessa: su-shchnost', problemy obespecheniia: dis. ... kand. polit. nauk [Russia's information security in the context of modern political process: essence, problems of maintenance. Candidate of political sci. diss. ]. Moscow, 2004.186 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.