DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-65-70 САДОВНИКОВА Г.Д.
NIION: 2018-0076-2/22-436 профессор кафедры конституционного и
MOSURED: 77/27-023-2022-2-635 муниципального права Московского
государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье анализируются конституционно-правовые основы экономического и социального развития государства и общества в контексте их влияния на параметры экономической и социальной защищенности человека, научные воззрения профессора В.В. Невинского на проблемы развития конституционно-правовой науки, ее влияния на экономическую и социальную жизнь общества. Автор поддерживает и развивает точку зрения В.В. Невинского о положительном влиянии нового научно-практического направления «конституционная экономика», появившегося на стыке конституционного права и экономики, на повышение уровня правовой, экономической и социальной защищенности человека. В данном аспекте анализируются новые нормы Конституции Российской Федерации, внесенные в результате принятия конституционной поправки 2020 года. Обосновывается вывод о том, что данная поправка положительно повлияла на уровень экономической и социальной защищенности каждого человека. Отмечается важная роль правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам, связанным с правовым закреплением и реализацией социальных и экономических прав человека
Ключевые слова: экономика, конституционное право, основы конституционного строя, социальная сфера, социальные и экономические права, экономическая и социальная защищенность.
Sadovnikova G.D.
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russia
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF ECONOMIC AND SOCIAL PROTECTION OF A PERSON
Annotation. The article analyzes the constitutional and legal foundations of the economic and social development of the state and society in the context of their impact on the parameters of economic and social security of a person, the scientific views of Professor V.V. Nevinsky on the problems of the development of constitutional and legal science, its impact on the economic and social life of society. The author supports and develops the point of view of V.V. Nevinsky on the positive impact of the new scientific and practical direction "constitutional economics", which appeared at the junction of constitutional law and economics, on increasing the level of legal, economic and social protection of a person. In this aspect, the new norms of the Constitution of the Russian Federation introduced as a result of the adoption of the constitutional amendment of 2020 are analyzed. The conclusion is substantiated that this amendment has had a positive impact on the level of economic and social security of each person. The important role of the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on issues related to the legal consolidation and implementation of social and economic human rights is noted.
Key words: economy, constitutional law, foundations of the constitutional system, social sphere, social and economic rights, economic and social security.
Конституционно-правовое развитие России не может идти абстрагированно от развития экономического. Конституция 1993 года заложила основы социальной рыночной
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
экономики, новые принципы экономического развития, формы собственности, социальные и экономические права, корреспондирующие им обязанности и гарантии. «Создавая социальное
рыночное хозяйство, - писал академик РАН О.Е. Кутафин, - Российская Федерация стремится к тому, чтобы регулирование государственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем» [6, с. 157]. Новая парадигма развития государства и общества, заданная новой Конституцией, требовала пересмотра научной основы экономических и социальных отношений нового типа. Выдающийся российский ученый Валерий Валентинович Невинский (1950 - 2021), светлой памяти которого посвящена данная статья, видел задачу юридической науки в адекватном реагировании на происходящие экономические процессы, научном обосновании и внедрении в практическое действие социально-экономических и политико-правовых механизмов стабилизации, оптимизации жизни отдельного человека и общества на основе определенных ценностей. Инновационному технологическому процессу, - считал В.В. Невинский, - необходимы инновационные юридические средства его обеспечения [7, с. 23].
Методологическую основу более активного, системного воздействия конституционно-правовой науки на экономику ученый видел в своеобразной природе отрасли конституционного права, нормы которой напрямую регулируют ключевые для правового положения человека, организации общества и государства вопросы и одновременно являются основой для их развития нормами иных отраслей российского права; в системообразующем значении отрасли для всей системы российского права; в общей тенденции на расширение и углубление, что наглядно проявляется на примере регулирования экономических и социально-культурных отношений [7, с. 24].
Положительно оценивает профессор В.В. Невинский развивающееся в последние годы исследовательское направление на стыке конституционного права и экономики - конституционную экономику и появление соответствующей учебной дисциплины в некоторых вузах юридического и экономического профиля [8, с. 544].
Следует согласиться, что действительно конституционная экономика - тот необходимый «мостик», связывающий конституционно-правовые и социально-экономические начала не только в науке, но и в практической деятельности как органов публичной власти, так и хозяйствующих субъектов. Даже сам факт появления такого научно-практического направления как конституционная экономика свидетельствует о взаимовлиянии конституционного права и экономики. С одной стороны конституционное право устанавливает
основные параметры экономической системы, равным образом защищаемые и гарантированные формы собственности, экономические основы конституционного строя, как-то: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; социальные и экономические права человека и гражданина, разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной власти различных уровней, основы компетенции этих органов в экономической и социальной сфере. С другой - экономическая политика государства, будучи связанной конституционными нормами и двигаясь в их русле, в определенной степени «диктует» законодателю основные направления правового развития экономических отношений. Так, эпоха IV промышленной революции (Индустрия 4.0), выражающаяся в бурном развитии автоматизации производства, всеобщем использовании современных высокоинтеллектуальных технологий, в том числе крупномасштабной межмашинной коммуникации (М2М), требует новых конституционно-правовых исследований в сфере прав человека, компетенции органов публичной власти, а также новых законодательных решений.
Конституционная экономика призвана предложить и реализовать новые современные решения, направленные на повышение социального благополучия человека, его экономической и социальной защищенности. Если «чистая» экономика исходит из необходимости создавать материальные блага для обеспечения жизнедеятельности людей в условиях ограниченных ресурсов, то задача конституционной экономики - обеспечить при этом реализацию буквы и духа Конституции, ее идеологии, поставившей во главу угла человека, его права и свободы как высшую ценность.
В 2009 году В.В. Невинский образно и весьма нелицеприятно характеризовал науку конституционного права в плане реагирования на происходившие в обществе социально-экономические процессы и явления как консервативную в своих парадигмах преемственности, считал, что она «склонна либо к фетишу собственных же конституционных и политических деклараций, необъективно воспринимаемых конституционно-правовых конструкций других народов, либо покорно бредет за хаотично развиваемой практикой той же самой хозяйственной жизни, согласно известному афоризму «слуга следует за господином»» [7, с. 23].
Если на тот момент данную ученым характеристику можно признать довольно точной, то в последние годы нельзя не заметить системного развития как науки, так и отрасли конституцион-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
ного права в целом, а также развития конституционно-правовых основ экономических и социальных отношений в частности. Такое развитие происходит в контексте базовой цели, обозначенной в преамбуле Конституции - стремления обеспечить процветание и благополучие России, а значит -благополучие каждого человека, его экономическую и социальную защищенность. Идеей экономической и социальной защищенности человека проникнут весь текст Конституции, начиная с преамбулы. В первой же строке установлен субъект принятия Конституции - «мы, многонациональный народ России». Тем самым подчеркивается положение каждого человека как члена социальной общности, соединенной общей судьбой.
В настоящее время можно констатировать, что развитие конституционного законодательства в социальной и экономической сфере идет в следующих направлениях:
- обновление конституционных норм, в том числе возведение на более высокий - конституционный - уровень положений, ранее закрепленных в текущем законодательстве, взятие на себя государством новых обязательств в социальной и экономической сферах;
- выработка новых правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по социально-экономическим вопросам;
- развитие федерального и регионального законодательства в экономической и социальной сфере, обеспечивающее более полное правовое наполнение основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина;
- совершенствование правоприменительной практики;
- усиление влияния гражданского общества на правовую и социально-экономическую политику государства, т.е. развитие своеобразного гражданского контроля за соблюдением прав человека.
Достижениями конституционно-правовой науки и практики, способствующими экономической и социальной защищенности человека, можно с полным правом считать внесенные в 2020 году конституционные поправки, прежде всего, относящиеся к данной сфере. Так, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ [2] внес в текст Конституции новую норму о детях как важнейшем приоритете государственной политики России, о создании государством условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, приоритете семейного воспитания, о взятии на
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
По большому счету, на экономическую и социальную защищенность человека направлены не только нормы, устанавливающие конкретные формы социальной защиты, но и более общие нормы. Так, новая более удачная редакция положений, касающихся разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов в ее составе, в частности, новая редакция пункта «ж» статьи 72 Конституции, теперь включает в себя координацию вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальную защиту, включая социальное обеспечение. Те же цели преследует и дополнение указанной статьи пунктом «ж1»: «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».
Необходимость учета новых вызовов правам человека, связанных с процессами цифровизации всех сторон государственной и общественной жизни, нашли отражение в новой редакции пункта «м» статьи 71: «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».
Ярко выраженную социальную направленность несет новая редакция статьи 75 Конституции об уважении труда граждан, обеспечения защиты их прав, о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, о принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений при формировании системы пенсионного обеспечения, о ежегодной индексации пенсий, гарантировании обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
Большое значение для экономической и социальной защищенности человека имеет внесение в Конституцию новой статьи 75.1: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда,
обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность», статьи 79.1, провозглашающей: «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства». Этим же целям служит дополнение статьи 114 пунктом «в.2», вносящим в полномочия Правительства РФ обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции инвалидов, создании для них доступной среды и улучшении качества их жизни.
Далее конституционно-правовые основы экономической и социальной защищенности человека развиваются в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Так, только за текущий 2022 год (по состоянию на 5 марта 2022 г.) Судом сформулированы важные правовые позиции, касающиеся правового обеспечения и реализации социальных и экономических прав граждан на основе фундаментального принципа приоритета прав и законных интересов человека перед правами и интересами государства. Например, в Постановлении от 1 марта 2022 года № 9-П [3] Конституционный Суд сформулировал позиции, во-первых, о том, что придание закону обратной силы должно иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере, во-вторых, о том, что недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а равно перераспределение бюджетных средств для скорейшего обеспечения жилищными субсидиями других категорий граждан, не могут служить оправданием в случае нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства. Несомненно, этой позиции следует придавать широкое толкование и понимать ее так, что и в других случаях недостаток средств не послужит оправданием нарушения баланса между интересами государства и человека. Обобщенный вывод Суда в данном случае состоит в том, что в силу принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки предпола-
гает его обязанность находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов
Не менее важное значение для повышения уровня экономической и социальной защищенности человека имеет правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.01.2022 N 3-П [4] о том, что установление в законодательстве таких правовых мер, которые - с учетом необходимости обеспечения баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также справедливого согласования их законных интересов - были бы направлены на предоставление работнику как экономически более слабой в трудовом правоотношении стороне защиты в том числе от произвольного изменения работодателем условий трудового договора.
Конституционное законодательство, направленное на развитие социально-экономической сферы и, соответственно, на социальную защиту человека, неуклонно развивается в свете конституционных норм и позиций Конституционного Суда РФ. В последние годы принято множество законодательных и подзаконных актов, вводящих различные льготы новым категориям лиц, повышающих минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособия, материнский капитал. Многочисленные специальные меры поддержки населения имели место в условиях пандемии. Переход на выполнение трудовых обязанностей значительного количества работников в дистанционном режиме обусловил принятие соответствующих норм, направленных на защиту трудовых прав граждан. В экономическую жизнь России привнесено новое явление - социальный контракт, позволяющий при поддержке государства значительно улучшить социально-экономическое положение участников этого проекта, найти достойное применение своим способностям. Снижение уровня бедности населения Президент России считает одной из важнейших задач. На совещании с членами Правительства России 16 марта 2022 года, посвященном мерам поддержки регионов, глава государства отметил: «Даже в текущей непростой ситуации по итогам года нам необходимо добиться снижения уровня бедности и неравенства. Это вполне реализуемая задача даже сегодня» [10], т.е. является очевидным, что повышение уровня и качества жизни россиян Президент считает одной из приоритетных задач государства.
Однако при всех положительных изменениях законодательства нельзя игнорировать некоторые присущие ему противоречия. Следует констатировать, что социальное неравенство в ряде случаев поддерживается государством. Беспо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
щадную характеристику этому явлению дал в одной из своих статей с присущей ему образностью выражений профессор В.В. Невинский: «Наличие законодательства, устанавливающего особые стандарты социального (пенсионного и иного материального) обеспечения бюрократической элиты, является разделительной полосой между гражданами и субъектами публичной власти. Решение социальных вопросов с ориентиром на принадлежность лица или социальной группы к государственному аппарату свидетельствует об искаженном понимании истинных идей и принципов Основного Закона России. Подобное законодательство закрепляет правовое неравенство граждан. Отсюда скептическое отношение к Конституции Российской Федерации у определенной категории граждан» [9]. Сетуя на такое положение дел Валерий Валентинович заканчивает статью цитатой академика РАН О.Е. Кутафина: «Фиктивен конституционализм, когда конституция, построенная на его идеях, и действительность расходятся» [6, С. 45].
Естественно, человек, живущий ниже уровня бедности, не чувствует себя социально защищенным. Это означает, что государством не созданы в полной мере условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие, обозначенные в статье 7 Конституции, не реализуются в достаточной степени социальные и экономические права, установленные международно-правовыми актами и воспринятые российской Конституцией. Не считает себя социально защищенным и человек, несправедливо привлеченный к уголовной ответственности. В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год Т.М. Москалькова отмечает системный характер проблемы и приводит, ссылаясь на данные Генеральной прокуратуры России, удручающие цифры по годам: в 2016 году по реабилитирующим основаниям органами предварительного расследования и вступившими в законную силу решениями судов признано право на реабилитацию в связи с незаконным уголовным преследованием в отношении 18 767 лиц; в 2017 году — 18 543; в 2018 году — 18 497; в 2019 году — 18 423; в 2020 году — 15 935 [5]. Хотя положительная динамика очевидна, существующее положение в данной сфере нельзя признать допустимым, ведь за цифрами - живые люди, на каждого из которых должны в полной мере распространяться конституционные нормы о правовом, социальном характере государства, соблюдаться весь комплекс прав человека и их гарантий.
Разумеется, развитие конституционно- правовой основы экономической и социальной защищенности человека нельзя считать завершенным. На эти цели должна быть направлена политика
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
государства, усилия ученых и институтов гражданского общества, каждого гражданина нашей великой страны.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации.
[2] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ //»Собрание законодательства РФ», 16.03.2020, N 11, ст. 1416.
[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова»//Офи-циальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.03.2022
[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 20.01.2022 N 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Пешко-ва»//»Собрание законодательства РФ», 31.01.2022, N 5, ст. 861.
[5] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // https:// ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/Doc4.pdf
[6] Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7: Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2011. - 544 с.
[7] Невинский В.В. Российское конституционное право и экономика: парадигмы нашего времени // Избранные труды /В.В. Невинский. -Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. - 600 с.
[8] Невинский В.В. К вопросу о расширении предмета конституционного (государственного) права как отрасли российского права// Избранные труды /В.В. Невинский. - Москва, Норма : ИНФРА-М, 2021. - 600 с.
[9] Невинский В.В., Гринчинко Н.Я. К вопросу о «двойных» стандартах финансово-правового регулирования реализации конституционных норм в социальной сфере // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 15 - 18.
[10] https://ria .ru/20220316/bednost-1778489669.html
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii.
[2] Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii «O sovershenstvovanii
regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» ot 14 marta 2020 goda № 1-FKZ //"Sobranie zakonodatel'stva RF", 16.03.2020, N 11, st. 1416.
[3] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 01.03.2022 N 9-P "Po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 2 Federal'nogo zakona ot 20 iyulya 2020 goda N 228-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O zhilishchnyh subsidiyah grazhdanam, vyezzhayushchim iz rajonov Krajnego Severa i priravnennyh k nim mestnostej" v svyazi s zhaloboj grazhdanina A.V. Okulova"//Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 04.03.2022
[4] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 20.01.2022 N 3-P "Po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 74 i punkta 7 chasti pervoj stat'i 77 Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanina A.A. Peshkova"//"Sobranie zakonodatel'stva RF", 31.01.2022, N 5, st. 861.
[5] Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2020 god //
https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/Doc4. pdf
[6] Kutafin O.E. Izbrannye trudy: V 7 t. T. 7: Rossijskij konstitucionalizm: Monografiya. M.: Prospekt, 2011. - 544 s.
[7] Nevinskij V.V. Rossijskoe konstitucionnoe pravo i ekonomika: paradigmy nashego vremeni // Izbrannye trudy /V.V. Nevinskij. - Moskva, Norma : INFRA-M, 2021. - 600 s.
[8] Nevinskij V.V. K voprosu o rasshirenii predmeta konstitucionnogo (gosudarstvennogo) prava kak otrasli rossijskogo prava// Izbrannye trudy /V.V. Nevinskij. - Moskva, Norma : INFRA-M, 2021. - 600 s.
[9] Nevinskij V.V., Grinchinko N.YA. K voprosu o "dvojnyh" standartah finansovo-pravovogo regulirovaniya realizacii konstitucionnyh norm v social'noj sfere // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2015. N 4. S. 15 - 18.
[10] https://ria .ru/20220316/bednost-1778489669.html
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022