Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
836
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Правовое государство / конституционные принципы / принцип защиты политического меньшинства / принцип разделения властей.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осавелюк А.М.

В статье показаны наиболее важные аспекты научного творчества профессора В.В. Невинского в области конституционных основ современного государства. Показана роль конституционных принципов в формировании основ правового государства. Особое внимание уделено анализу роли конституционного принципа защиты прав политического меньшинства в становлении правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-61-64 ОСАВЕЛЮК Алексей Михайлович,

2018-0076-2/22-435 доктор юридических наук, профессор,

M0SURED: 77/27-023-2022-2-634 профессор кафедры конституционного и

муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail.osaveluk@mail.ru

ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье показаны наиболее важные аспекты научного творчества профессора В.В. Невинского в области конституционных основ современного государства. Показана роль конституционных принципов в формировании основ правового государства.

Особое внимание уделено анализу роли конституционного принципа защиты прав политического меньшинства в становлении правового государства.

Ключевые слова: Правовое государство, конституционные принципы, принцип защиты политического меньшинства, принцип разделения властей.

OSAVELYUK Alexey Mikhailovich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the O.E. Kutafin Moscow

State Law University (MGUA)

THE PRINCIPLE OF THE RULE OF LAW: CONCEPT AND CONTENT

Annotation. The article shows the most important aspects of the scientific work of Professor V. V. Nevinsky in the field of the constitutional foundations of the modern state. The role of constitutional principles in the formation of the foundations of the rule of law is shown.

Special attention is paid to the analysis of the role of the constitutional principle of protection of the rights of a political minority in the formation of the rule of law.

Key words: The rule of law, constitutional principles, the principle of protection of a political minority, the principle of separation of powers.

С доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом РФ Валерием Валентиновичем Невин-ским мы впервые лично встретились на знаменитом сборе специалистов в области конституционного права зарубежных стран, организованном в 1989 г. в г. Звенигороде заведующим сектором сравнительного права ИГП АН СССР профессором В.А. Тумановым. Как только мы представились друг другу, то весело одновременно рассмеялись: как это нередко бывает среди ученых. Поскольку по научным публикациям они друг друга знают задолго до официального знакомства.

Как выдающийся ученый - специалист в области конституционного права России и зарубежных стран он основное внимание в своих многочисленных публикациях уделял основам конституционного права, а также его составным частям: принципам правового и социального государства, форме политико-территориального устройства, основам правового статуса человека и гражда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

нина, и др. В. В. Невинский, справедливо отмечает, что основу конституционного строя любого государства составляет система принципов.

При этом он особое внимание уделял трём важнейшим качествам проявления конституционных принципов. Он считал, что, во-первых, конституционные принципы можно рассматривать, как систему отдельных научных идей, учений, доктрин; во-вторых, как основных целей общества и государства; в-третьих, в качестве правовых категорий, закрепленных в Основном законе [1, 36].

Из огромного количества его публикаций на эту тему я хочу остановиться только на одном аспекте, который является близким для моего научного интереса - о принципе правового государства. Тем более, что принцип правового государства получил теоретическое обоснование в трудах многих известных немецких мыслителей и учёных (например, И. Канта). Именно изучению германского конституционного права Валерий Валентинович посвятил много своих сил и энергии. В Германии не только активно разрабатывали

теорию правового государства. Его основы получили юридическое закрепление, например, в Конституции Веймарской республики 1919 г., в Основном Законе Германии 1949 г. (ст. 23). Именно конституционное право Германии и принцип правового государства длительный период времени превалировали в научном интересе данного ученого.

В частности, В.В. Невинский справедливо обращал особое внимание исследованию функционирования такой важнейшей составной части правового государства, как деятельность судебной ветви власти, особенно конституционных судов [2, 340 - 344; 3, 345 - 356; 4, 369 - 386].

Поскольку именно судебная власть, особенно конституционные суды в правовых государствах не только стоят «на страже» верховенства конституции, но и разрешают споры о компетенции органов государственной власти и об устранении противоречий в законодательстве. Другими словами, обеспечивают реализацию одной из важнейших составных частей принципа правового государства - принципа господства права. Без которого никакого правового государства быть не может. Принцип господства права «позволяет устранить противоречия между источниками права, разрешить споры о компетенции разных органов государственной власти, а также признавать соответствующие нормативные правовые акты полностью или частично не соответствующими Конституции РФ» [8, 49].

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание еще одному важнейшему принципу как составной части правового государства - принципу защиты прав политического меньшинства, исследование которого, в отличие от зарубежных государств, не получило широкого распространения в отечественной конституционно-правовой литературе [9; 10].

В зарубежных демократических правовых государствах указанный принцип, в отличие от России, также получил широкое закрепление в конституциях и конституционном законодательстве. В частности, во Франции в ч. 4 - 6 ст. 48 Конституции 1958 г. закреплено, что «заседания в течение одной недели из четырех резервируются в приоритетном порядке и в порядке, установленном каждой палатой, для контроля за действиями Правительства и для оценки государственной политики. По постановлению каждой палаты один день заседаний в месяц резервируется для включения в повестку дня инициативы оппозиционных фракций соответствующей палаты, а также для фракций, находящихся в меньшинстве. По меньшей мере, одно заседание в неделю, включая внеочередные сессии, резервируется в приори-

тетном порядке для вопросов членов Парламента и ответов Правительства».

Кроме того, статья 51-1 данной Конституции установила, что в Парламенте Правительство может само либо по просьбе парламентской фракции сделать заявление, по которому проводится обсуждение, и по решению Правительства можно провести голосование, не поднимая при этом вопрос о доверии к Правительству. В Регламенте каждой палаты определяются права создаваемых в ней фракций, признаются особые права оппозиционных фракций а также групп, находящихся в меньшинстве1.

Аналогичные положения, с национальными и другими особенностями, содержатся в конституционном законодательстве Великобритании, Канады, США, Японии и других государств [8, 49 - 51].

Следует иметь в виду, что при определённых условиях даже противоположности могут приводить к одинаковым результатам. О чём писал в своё время Г. Кельзен утверждая, что законы естественные (божественные) имеют объективный характер, а законы юридические - субъективный характер. В этом плане, видимо, следует согласиться и с таким утверждением: «Что такое конституция? Бумажка, на которой записаны права народа. В чем гарантия действительного признания этих прав? В силе тех классов народа, которые осознали эти права и сумели добиться их [11, 54].

Если суммировать мысли, приведённые в предыдущем абзаце, то следует признать, что ни положения конституций (даже самых демократических), ни закреплённые в них принципы, не являются панацеей. В этом можно убедиться на примере принципа разделения властей, который, с одной стороны, является одной из составных частей принципа правового государства, а с другой стороны, закладывает основы демократии.

И сколько бы ни писали лучшие умы человечества в течение столетий, что этот принцип «гарантирует от сосредоточения власти в одних руках», от «узурпации власти одним человеком или органом государственной власти» эти прекрасные слова будут оставаться пустым звуком (или прекрасной мечтой). Для этого всего лишь надо, чтобы избиратели дружно в течение десятилетия голосовали за одну партию.

Поэтому при некоторых видах государственного режима при определённом поведении большинства избирателей, принцип разделения властей также не может гарантировать много демократии.

1 Конституции зарубежных государств: уч. пособие / сост. В. В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2012. С. 98 - 99.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Сказанное выше также в полной мере касается принципа защиты прав политического меньшинства. Сколько бы ни было в государстве политических партий и сколько бы лидеры некоторых из них не утверждали, что именно они возглавляют «оппозиционные партии», принцип защиты прав меньшинства ни в коей мере не будет действовать. Если лидеры (и сами политические партии) не будут нести политическую ответственность за выполнение партийных документов и предвыборных обещаний. А для этого необходима инсти-туционализация и конституционализация оппозиционных партий.

Сказанное выше приводит к тому, что, например, в случае проигрыша на выборах политическая партия не только перестаёт быть правящей, но и её лидер отправляется в отставку. Институци-онализация политической оппозиции и политическая ответственность политических партий и их лидеров позволяет консолидировать общественные и государственные институты.

Поскольку, например, действие в правовом государстве принципа защиты прав политического меньшинства в законодательном процессе не позволяет правящей партии принять закон в случае голосования всей оппозиции против законопроекта. В подобных ситуациях регламенты палат парламентов предписывают переговоры представителей правящей партии и оппозиционной партии для достижения компромиссного текста законопроекта. В этом случае принятый закон будет законом парламента, а не законом «правящей партии». Компромиссный закон будет отражать интересы более широких слоёв населения.

Даже в том случае, когда правящая партия идёт на «раскол» оппозиции, идя на компромисс с той частью оппозиции, которая требует меньше уступок, подобный согласованный закон всё равно будет отражать интересы более широких слоёв населения, чем закон «правящей партии». Не говоря уже о том, что «раскол» оппозиции в большей мере является проблемой оппозиционной партии, чем правящей партии.

Следовательно, государство может считаться правовым не только тогда, когда его конституция провозглашает государство таковым, а также закрепляет соответствующие конституционные принципы; а действующее законодательство конкретизирует соответствующие конституционные положения. Но тогда, когда указанные положения остаются не только «на бумаге». А для этого необходимо, чтобы граждане, общество в целом добивались реализации на практике тех положений, которые отражают их конституционные интересы. Другими словами, правовое государство - это государство, которое способно консолидировать общество.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Список литературы:

[1] Невинский В. В. Основы конституционного строя как система основополагающих конституционных принципов // Основы конституционного строя России: понятие, содержание, значение / под ред. В. В. Невинского. - Барнаул, 2003. С. 36.

[2] Невинский В. В. Совершенствование нор-моконтроля - задача российских судов // Избранные труды. - М., 2021. С. 340 - 344;

[3] Невинский В. В. Сущность и развитие федерального конституционного судопроизводства в России // Там же. С. 345 - 356;

[4] Невинский В. В. Место решений Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников конституционного права // Там же. С. 369 - 386.

[5] Осавелюк А.М. принцип защиты прав меньшинства в правовом государстве // Проблемы конституционного развития Российской Федерации: сб. статей, посвященных 90-летию Б.С. Крылова / отв. ред. В.И. Фадеев. - М.: МГЮА, 2013. С. 275—281;

[6] Осавелюк А.М. принцип защиты прав меньшинства как признак правового государства // Европейское измерение 2013: сб. научных трудов под общ. ред. С.Н. Бабурина и З.А. Станкевича. М., 2013. С . 232 - 243.

[7] Осавелюк А.М. Проблема принципов правового государства по Конституции 1993 года // Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. М.: Проспект, 2015. С.28-35.

[8] Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 47 - 55.

[9] Еллинек Г. Право меньшинства. М., 1906 ; Чичерин Б. Н. О народном представительстве. М., 1899.

[10] Мижуев П. Г. Народное представительство и законодательные собрания в главных странах современного мира. СПб., 1906.

[11] Ленин В. И. Между двух битв // ПСС т.12.

С. 54.

Spisok literatury:

[1] Nevinskij V. V. Osnovy konstitucionnogo stroya kak sistema osnovopolagayushchih kon-stitucionnyh principov // Osnovy konstitucionnogo stroya Rossii: ponyatie, soderzhanie, znachenie / pod red. V. V. Nevinskogo. - Barnaul, 2003. S. 36.

[2] Nevinskij V. V. Sovershenstvovanie normokontrolya - zadacha rossijskih sudov // Izbran-nye trudy. - M., 2021. S. 340 - 344;

[3] Nevinskij V. V. Sushchnost' i razvitie feder-al'nogo konstitucionnogo sudoproizvodstva v Rossii // Tam zhe. S. 345 - 356;

[4] Nevinskij V. V. Mesto reshenij Konsti-tucionnogo Suda Rossijskoj Federacii v sisteme istochnikov konstitucionnogo prava // Tam zhe. S. 369 - 386.

[5] Osavelyuk A.M. Princip zashchity prav men'shinstva v pravovom gosudarstve // Problemy konstitucionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii: sb. statej, posvyashchennyh 90-letiyu B.S. Krylova / otv. red. V.I. Fadeev. - M.: MGYUA, 2013. S. 275— 281;

[6] Osavelyuk A.M. Princip zashchity prav men'shinstva kak priznak pravovogo gosudarstva // Evropejskoe izmerenie 2013: sb. nauchnyh trudov pod obshch. red. S.N. Baburina i Z.A. Stankevicha. M., 2013. S . 232 - 243.

[7] Osavelyuk A.M. Problema principov pravovogo gosudarstva po Konstitucii 1993 goda // Kon-stitucionalizm i pravovaya sistema Rossii: itogi i pers-pektivy. M.: Prospekt, 2015. S. 28-35.

[8] Osavelyuk A.M. Pravovoe gosudarstvo kak konstitucionnaya osnova // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 9 (82). S. 47 - 55.

[9] Ellinek G. Pravo men'shinstva. M., 1906 ; CHicherin B. N. O narodnom predstavitel'stve. M., 1899.

[10] Mizhuev P. G. Narodnoe predstavitel'stvo i zakonodatel'nye sobraniya v glavnyh stranah sovre-mennogo mira. SPb., 1906.

[11] Lenin V. I. Mezhdu dvuh bitv // PSS t.12. S.

54.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.