Научная статья на тему 'НУЖНО ЛИ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?'

НУЖНО ЛИ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОТРАСЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЗАКОНОПРОЕКТЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / LEGISLATIVE PROCESS / INDUSTRY FUNDAMENTALS OF LAW MAKING / SCIENTIFIC FUNDAMENTALS OF LAW MAKING / LEGISLATIVE INITIATIVE / THE STAGE OF THE LEGISLATIVE PROCESS / BILLS / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищенко А.А.

В результате анализа научных публикаций и нормативных правовых актов автор статьи пришла к выводу о том, что в науке конституционного права нет единого мнения о понятии конституционно-правовых основ законодательного процесса. Подобное состояние порождает неопределённость в законодательном процессе, не способствует его эффективности, негативно влияет на содержание принимаемых законов. Автор предлагает различать научные и отраслевые основы законодательного процесса. Подобный подход позволит избежать смешения понятий, будет способствовать повышению эффективности законодательного процесса и повышению качества принимаемых Федеральным Собранием РФ нормативных правовых актов. Поскольку отраслевые основы (принципы права) законодательного процесса будут закладывать целостную его основу, а научные принципы законодательного процесса - способствовать поиску оптимальной модели его правового обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHETHER THE DELIMITATION PRINCIPLES OF THE LEGISLATIVE PROCESS?

As a result of the analysis of scientific publication sand normative legal acts, the author of the article came to the conclusion that in the science of Constitutional Law there is no consensus on the concept of the constitutional and legal basis of the legislative process. Such a state creates uncertainty in the legislative process, does not contribute to the effectiveness of the legislative process, negatively affects the content of the laws adopted. The author proposes to distinguish between the scientific and sector al basis of the legislative process. Such an approach will help to avoid confusion of concepts, improve the efficiency of the legislative process and improve the quality of regulatory legal acts adopted by the Federal Assembly of the Russian Federation. Since the sector al basis (principles of law) of the legislative process will lay its integral basis, and the scientific principles of the legislative process will contribute to the search for an optimal model of its legal support

Текст научной работы на тему «НУЖНО ЛИ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?»

УДК 347 ИЩЕНКО А.А.,

ББК 67.400 соискатель кафедры конституционного права

Российского государственного университета правосудия

НУЖНО ЛИ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?

Аннотация. В результате анализа научных публикаций и нормативных правовых актов автор статьи пришла к выводу о том, что в науке конституционного права нет единого мнения о понятии конституционно-правовых основ законодательного процесса. Подобное состояние порождает неопределённость в законодательном процессе, не способствует его эффективности, негативно влияет на содержание принимаемых законов. Автор предлагает различать научные и отраслевые основы законодательного процесса. Подобный подход позволит избежать смешения понятий, будет способствовать повышению эффективности законодательного процесса и повышению качества принимаемых Федеральным Собранием РФ нормативных правовых актов. Поскольку отраслевые основы (принципы права) законодательного процесса будут закладывать целостную его основу, а научные принципы законодательного процесса - способствовать поиску оптимальной модели его правового обеспечения.

Ключевые слова: законодательный процесс, отраслевые основы законотворчества, научные основы законотворчества, законодательная инициатива, стадии законодательного процесса, законопроекты, нормативные правовые акты.

ISHCHENKO A.A.,

applicant of the Department of Constitutional Law of the Russian state University of justice

WHETHER THE DELIMITATION PRINCIPLES OF THE LEGISLATIVE

PROCESS?

Annotation. As a result of the analysis of scientific publication sand normative legal acts, the author of the article came to the conclusion that in the science of Constitutional Law there is no consensus on the concept of the constitutional and legal basis of the legislative process. Such a state creates uncertainty in the legislative process, does not contribute to the effectiveness of the legislative process, negatively affects the content of the laws adopted. The author proposes to distinguish between the scientific and sector al basis of the legislative process. Such an approach will help to avoid confusion of concepts, improve the efficiency of the legislative process and improve the quality of regulatory legal acts adopted by the Federal Assembly of the Russian Federation. Since the sector al basis (principles of law) of the legislative process will lay its integral basis, and the scientific principles of the legislative process will contribute to the search for an optimal model of its legal support.

Key words: legislative process, industry fundamentals of law making, scientific fundamentals of law making, a legislative initiative, the stage of the legislative process, bills, regulations.

Известно, что любое явление тем прочнее, чем основательнее его фундамент. Сказанное имеет прямое отношение к законодательному процессу на всех уровнях публичной власти в Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на эту, казалось бы, прописную истину, с научным определением понятия конституционно-правовой основы в целом и законодательного процесса, в частности, не всё обстоит благополучно.

Понятие конституционно-правовых основ в целом и конституционно-правовых основ законодательного процесса, в частности, имеет сложное содержание и включает разные нюансы, которые требуют тщательного учёта и точной формулировки. Поэтому в науке конституционного права не сложилось однозначного его определения.

Например, известный отечественный ученый А. Куницын (XVIII в.) включал в это поня-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018

тие две составные части: принципы права и социальные отношения, возникающие на их основе. Он отмечал, что государственное право «регулирует отношения между верховной властью и подданными, основанные на началах права и общественного объединения» [9, с. 43].

Большинство современных учёных-конституционалистов (с теми или иными нюансами) придерживаются той позиции, что под правовыми основами следует понимать принципы права. Например, акад. О.Е. Кутафин полагает, что «основы конституционного строя содержат начала правового регулирования, которое осуществляется нормами других институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государствен-нойвласти и способы ее реализации)» [11].

Близкую позицию занимает его соавтор в учебнике «Конституционное право России» Е.И. Козлова: «Основы конституционного строя занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов» [6, с. 15].

По мнению В.Е. Чиркина, понятия «основы» и «принципы» являются синонимичными: «В подавляющем большинстве действующих зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых принципах (даже не об основах) общественного строя, которые нередко закрепляются в главах, посвященных директивным принципам политики» [18].

Авторы учебника под редакцией В.О. Лучина также отмечают, что «конституционное право является базовым правом, юридической основой для всех других отраслей права. Закрепляет важные принципы, на основании которых существует и действует каждое конкретное государство, определяет порядок изменения текущего права, в том числе конституции» [7].

А.М. Осавелюк пишет, что «конституционными основами демократического государства провозглашаются: принципы разделения властей, народовластия, защиты прав меньшинства, идеологического многообразия в политическом процессе» [14].

Таким образом, если не отвлекаться на некоторые детали в терминологии, которые встречаются в определениях разных авторов, следует признать, что конституционно-право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

вые основы - система принципов, которые лежат в основе регулирования тех или иных социальных конституционно-правовых отношений.

Другая группа авторов, наоборот, считает, что правовая основа является более сложным понятием и включает в себя как принципы права, так и источники права, закрепляющие эти принципы и другие нормы конституционного права. Так, с точки зрения А.Б. Венгерова, «республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную» [4]. В другом месте своей работы он более чётко сформулировал эту мысль: «Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т.д.), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов» [4].

Близкую позицию высказывал А.А. Мишин: «Конституция лишь упоминает об исполнительных департаментах, но созданы они были на основании законов Конгресса, которые определили их правовое положение, структуру, функции и взаимоотношения. Конституция определяет порядок формирования и некоторые полномочия Верховного суда, но вся остальная судебная система была создана на основании законов Конгресса. На основании актов Конгресса созданы и функционируют разного рода органы, составляющие в совокупности Исполнительный аппарат при Президенте, постоянные комитеты Палаты представителей и Сената, многочисленные федеральные агентства и президентские комиссии» [12].

С подобной позицией можно согласиться только в той части, которая касается самих принципов конституционного права. Поскольку под ними принято понимать такие «руководящие правовые начала, которые по сравнению с иными нормами права имеют императивный характер, универсальное содержание и наивысшую юридическую силу. Императивный характер принципа означает, что его предписание должно быть исполнено только таким образом,

как это предписано соответствующей нормой Конституции. Универсальное содержание означает, что требования принципа распространяют свое руководящее воздействие на всех субъектов правоотношений, на все виды правоотношений и действуют на всей территории государства. Наивысшая юридическая сила принципа позволяет с помощью юридических средств (конституционного контроля, судебного решения и т.п.) добиваться реализации его предписаний в том случае, когда имеется противоречие с любой другой нормой права. Другими словами, в случае таких противоречий всегда будет действовать норма принципа» [15; 16].

Не только последняя группа учёных (А.Б. Венгеров, А.А. Мишин), но и законодатель под правовой основой в целом понимает систему принципов права.

В частности, в ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 03.07.2018 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (С3 РФ. 2003. № 40, ст. 3822).

Нельзя согласиться с тем, что конституционно-правовую основу помимо принципов права составляют также нормативные правовые акты и другие источники права. Поскольку, в отличие от принципов и других норм конституционного права, которые, по существу, являются правилами поведения и воздействуют на образ действия субъектов правоотношений в законодательном процессе, нормативно-правовые акты являются только носителями той или иной правовой информации. Как писал по этому поводу В.И. Ульянов (Ленин) в небольшой работе «Между двух битв»: «Что такое конституция? Бумажка, на которой записаны права народа» [10]. Из этого следует, что первичное значение

имеют записанные права народа, поскольку в зависимости от содержания записи возможны разные последствия. Да и дальнейшие рассуждения автора цитаты свидетельствуют о том же.

Особую позицию в этом вопросе занимает Н.А. Богданова, которая под принципами в науке конституционного права понимает «идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно-правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли» [3].

Против подобной позиции относительно принципов в науке конституционного права нет возражений, но принципы науки обычно не имеют прямого отношения к соответствующей отрасли права.

Если же перейти от разговора о конституционно-правовой основе в целом к конституционно-правовой основе законодательного процесса, в частности, то обычно под указанным понятием также понимают систему принципов права. Хотя разные авторы пишут о разных видах принципов, которые лежат в основе законодательного процесса. Так, Ю.Е. Ширяев под принципами права понимает «закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробель-ности и противоречивости» [19].

Т.П. Виноградов так же, как и Н.А. Богданова, считает, что принципы законодательного процесса - это некие научные идеи. Он отмечает, что «принципы составления текстов проектов законов РФ - основополагающие идеи, направленные на обеспечение эффективного порядка составления проекта закона и подготовки его к внесению на рассмотрение Государственной Думы» [5].

С точки зрения Е.А. Холодиловой, правовую основу законодательного процесса составляют нормативные правовые акты. Она предполагает, что «все нормативные правовые акты в зависимости от вида законодательного процесса можно подразделить на три группы: учредительные акты; акты, регулирующие принятие законов непосредственно гражданами РФ; акты,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018

закрепляющие процесс принятия законов законодательными (представительными) органами»

[17].

Нередко авторы смешивают принципы отрасли права (как принципы права, руководящие нормы права) с принципами соответствующей науки (как некие ведущие научные идеи). Их научные позиции в этом вопросе принципиально не отличаются друг от друга. Позиции таких авторов отличаются в деталях: варьируются наборы и количество «смешиваемых» ими принципов. Хотя те и другие принципы (научные и отраслевые) существенно отличаются не только своим содержанием и целями, но и сферой своего применения.

Например, Ю.И. Абравитова исходит из того, что законодательный процесс основывается на научно обоснованных принципах. Соблюдение принципов законодательного процесса помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Она выделяет общие принципы: демократизм, законность, федерализм, гуманизм, т.е. те принципы, которые относятся к принципам деятельности органов государственной власти вообще, а также принципы, относящиеся собственно к законодательному процессу в Государственной Думе: верховенство высшего органа государственной власти в законодательной деятельности, научность, принцип стадийности законодательного процесса, принцип планирования законодательной деятельности, принцип преемственности, принцип понятийной определенности, коллегиальность [1].

Из приведённой цитаты видно, что научная обоснованность принципов, а также принцип научности, принцип планирования законодательной деятельности и др. имеют отношение к науке. Принципы верховенства высшего органа государственной власти в законодательной деятельности, стадийности законодательного процесса, коллегиальности имеют отношение к отрасли конституционного права.

В работе А.Н. Артамонова другой набор «смешиваемых» принципов: «принцип понятийно-терминологической определенности, принцип достаточной мотивированности норм права, их логической сбалансированности, обеспечения действенности норм права, помимо таких как законность, демократизм, гласность, научная обоснованность и профессионализм» [2].

Из указанных в предыдущем абзаце принципов только принципы законности, демо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

кратизма, гласности и профессионализма имеют отношение к отраслевым принципам, т.е. руководящим нормам права, воздействующим на поведение субъектов законодательного процесса с целью упорядочить процедуру принятия законов и повысить качество их содержания.

В отличие от цитируемых выше авторов, Т.П. Виноградов наряду с отраслевыми принципами конституционности, законности, системности, гласности рассматривает в качестве основы законодательного процесса такие принципы науки, как принцип планирования, принцип поэтапности, принцип объективности, принцип научности и др. [2].

Одним из первых, если не самым первым, о юридическом, а не о научном содержании принципа системности в отношении законов писал Ш. Монтескьё. Он отмечал, что слог законов должен быть сжатым и простым; слова закона должны пониматься единообразно различными людьми; законы не должны вдаваться в тонкости; лучше обходиться без исключений, ограничений и видоизменений; законам должна быть присуща известная чистота, они должны обладать совершенной непорочностью [13].

Не отрицая в целом тесную взаимосвязь и взаимодействие науки конституционного права с одноимённой отраслью права, тем не менее не могу согласиться с их объединением. Иными словами, смешиванием понятий принципов науки и отрасли права как единой конституционно-правовой основы законодательного процесса. Поскольку оно приводит не только к приданию соответствующим основам законодательного процесса несвойственного им содержания, но и к созданию двойных стандартов. Поскольку норма права не может быть одновременно и правилом поведения, и научной идеей. Тем более что научная идея, в отличие от правил поведения, никаких конституционно-правовых отношений не регулирует.

Но именно это и предлагает, например, Т.П. Виноградов, когда, комментируя принцип обеспечения баланса частных и публичных интересов как научный, он ссылается, например, на постановление Конституционного Суда РФот 15 декабря 2011 г. № 28-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФв связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева» (СЗ РФ. 2011. № 52, ст. 7639). Но беда-то в том, что в указанном постановлении (равно как и в других, на которые ссылается Т.П. Виноградов) этот принцип сформулирован как отраслевой, а не как научный.

Поскольку Конституционный Суд отмечает, что «законодатель связан требованиями

Конституции РФ, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности» [5]. Тем более что в другом месте этой же работы уважаемый автор пишет, что «требования к законопроектам представляют собой совокупность предписаний, содержащихся в различных источниках (курсив мой. - А.И.)» [5].

Законодательный процесс представляет собой сложную урегулированную нормами права процедуру, состоящую из многих стадий с разным содержанием правоотношений, осуществляемых в разной их последовательности, поэтому конституционно-правовые основы законодательного процесса можно было бы разделить на два вида: научные и отраслевые (конституционно-правовые). В этом случае, как представляется, не будет ни смешивания понятий, ни двойных стандартов. Поскольку каждая составная часть конституционно-правовых основ будет «на своем месте» выполнять свою функцию, а все вместе будут работать на повышение эффективности законодательного процесса и качества принимаемых федеральных и иных законов.

Под отраслевыми конституционно-правовыми основами предлагается понимать такие руководящие нормы конституционного права (принципы), которые закладывают правовую базу социальных отношений данной отрасли в целом, включая и соответствующие стадии законодательного процесса. В указанную группу можно включить, например, принцип конституционности, принцип законности, принцип правовой определённости, принцип системности, принцип гласности, которые лежат в основе законодательного процесса и напрямую влияют на его легитимность, придают юридическую силу принятым Федеральным Собранием законам. Они закреплены в соответствующих источниках конституционного права и являются обязательными для всех субъектов конституционных правоотношений, в том числе участвующих в законотворческом процессе.

В другую группу можно включить принципы науки конституционного права - такие основополагающие научные идеи, которые лежат в основе составления текстов законопроектов и имеют целью обеспечить точные формулировки соответствующих положений законопроектов, эффективное их согласование с заинтересованными субъектами на разных стадиях их рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации.

В эту группу можно включить, например, принцип планирования, принцип поэтапности, принцип объективности, принцип научности и др.

Поскольку отраслевые принципы законодательного процесса тесно взаимодействуют с ведущими научными идеями (принципами), которые лежат в основе составления текстов законопроектов, а также обоснования последовательности и особенностей содержания разных стадий законодательного процесса, то предлагаем в законодательном процессе выделять два вида конституционно-правовых основ законодательного процесса: отраслевую и научную.

Первый из двух видов конституционно-правовых основ законодательного процесса позволяет сосредоточить основное внимание на содержании законов и заложить прочную правовую базу для повышения качества формулировок содержания статей и других структурных составных частей законов, а также повышения эффективности регулирования социальных отношений иными нормативными правовыми актами, выходящими из стен Федерального Собрания РФ.

Научные основы законодательного процесса позволяют создать теоретическую базу для рациональной организации стадий законодательного процесса, а также критерии отбора тех или иных формулировок текста закона для обеспечения оптимального режима правового регулирования.

Таким образом, выделение в отдельные группы отраслевых и научных принципов законодательного процесса позволит сделать процедуру законотворчества более однородной, не создавать путаницу в понятиях и основанных на них действиях субъектов, а также повысить эффективность подготовки и принятия законов. Поскольку отраслевые принципы законодательного процесса будут закладывать целостную его основу, а научные принципы законодательного процесса будут способствовать поиску оптимальной модели его правового обеспечения.

Список литературы:

[1] Абравитова Ю.И. Законодательный процесс в Государственной Думе России: теория и практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 15.

[2] Артамонов А.Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: на примере субъектов федерации Южного федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.С. 109 ,16-114.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018

[3] Богданова H.A. Система науки конституционного права: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 2001. С. 189.

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. -3е изд. М.: Юриспруденция, 2000.

[5] Виноградов Т.П. Разработка проектов законов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М.: МГУ, 2018.С. 112, 113, 115.

[6] Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учеб. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.; 2003. С. 15.

[7] Конституционное право зарубежных стран: учеб. для студ. вузов / под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. -2е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

[8] Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учеб. 3-е изд. , перераб. и доп. М.: 2003.

[9] Куницын А. Право естественное. СРб., 1818. С. 43.

[10] Ленин В.И. Собр. соч. Т. 12. С. 54.

[11] Кутафин O.E. Предмет конституционного права. М.: Юристь, 2001. С. 58.

[12] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежный стран: учеб. -8е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2001.С. 14, 15.

[13] Монтескьё Ш. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1955. С. 651-654.

[14] Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 84.

[15] Осавелюк А.М. Проблема принципов правового государства по Конституции 1993 г. // Конституционализм и правовая система России. Итоги и перспективы. V Междунар. науч.-практ. конф. «Кутафинские чтения». Секция «Конституционное и муниципальное право». М.: Проспект, 2014. С. 28-35.

[16] Осавелюк А.М., Тутханян Г.А. О роли правовых основ в деятельности социального государства в России // Образование. Наука. Научные кадры. 5 № .2014. С. 34-37.

[17] Холодилова Е.А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2005. С. 11.

[18] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб. М.: Юристъ, 1997. С. 88, 89.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

[19] Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс: конституционно-правовой анализ: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. СПб., 2006.

Spisok literatury:

[1] Abravitova Yu.I. Zakonodatel'nyj process v Gosudarstvennoj Dume Rossii: teoriya i praktika: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2006.S.15.

[2] Artamonov A.N. Zakonodatel'nyj process v sub»ektah Rossijskoj Federacii: na primere sub-»ektov federacii Yuzhnogo federal'nogo okruga: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.S. 16, 109-114.

[3] Bogdanova N.A. Sistema nauki konsti-tucionnogo prava: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. M., 2001. S. 189.

[4] Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. dlya yurid. vuzov. 3-e izd. M.: Yuris-prudenciya, 2000.

[5] Vinogradov T.P. Razrabotka proektov zakonov Rossijskoj Federacii: konsti-tucion-no-pravovoj aspekt. M.: MGU, 2018.S. 112, 113, 115.

[6] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konsti-tucionnoe pravo Rossii: ucheb. Izd. 3-e, pererab. i dop. M.; 2003. S. 15.

[7] Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. dlya stud. vuzov / pod red. V.O. Luchi-na, G.A. Vasilevicha, A.S. Prudnikova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA: Za-kon i pravo, 2012.

[8] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konsti-tucionnoe pravo Rossii: ucheb. 3-e izd. , pererab. i dop. M.: 2003.

[9] Kunicyn A. Pravo estestvennoe. SRb., 1818. S. 43.

[10] Lenin V.I. Sobr. soch. T. 12. S. 54.

[11] Kutafin O.E. Predmet konstitucionnogo prava. M.: Yurist', 2001. S. 58.

[12] Mishin A.A. Konstitucionnoe (gosu-darstvennoe) pravo zarubezhnyj stran: ucheb. 8-e izd., pererab. i dop. M.: Yusticinform, 2001.S. 14, 15.

[13] Montesk'yo Sh. Izbr. proizv. M.: Gos-politizdat, 1955. S. 651-654.

[14] Osavelyuk A.M. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. dlya stud. vuzov, obu-chayushchihsya po special'nosti «Yurispru-denciya». 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNI-TI-DANA, 2012. S. 84.

[15] Osavelyuk A.M. Problema principov pravovogo gosudarstva po Konstitucii 1993 g. // Konstitucionalizm i pravovaya sistema Rossii. Itogi i perspektivy. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Kutafinskie chteniya». Sekciya «Konsti-

tucionnoe i municipal'noe pravo». M.: Prospekt, 2014.S.28-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Osavelyuk A.M., Tuthanyan G.A. O roli pravovyh osnov v deyatel'nosti social'nogo gosu-darstva v Rossii / / Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2014. № 5. S. 34-37.

[17] Holodilova E.A. Zakonodatel'nyj process v sub"ektah Rossijskoj Federacii: pro-blemy

teorii i praktiki: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. Ekaterinburg, 2005. S. 11.

[18] Chirkin V.E. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. M.: Yurist", 1997. S. 88, 89.

[19] Shiryaev Yu.E. Federal'nyj zakonot-vorcheskij process: konstitucionno-pravovoj analiz: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. SPb., 2006.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: ■Sрецензирование рукописи; S редактирование рукописи; у/ первая корректура рукописи;

у/форматирование и подготовка рукописи к верстке; Jверстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов, возникших в процессе верстки текста, согласование с автором сверстанного текста руко писи в формате pdf (по желанию автора), S согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8• 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.