Конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения как инструмент повышения качества среднего профессионального образования
Светлана Николаевна Белова
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и профессионального образования Курский государственный университет Курск, Россия Ье1оуакигзк72@уапс1ех. ги 0000-0002-4524
Нелли Геннадьевна Гаврилова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия [email protected] 0000-0002-1942-2575
Светлана Ивановна Карпова
доктор педагогических наук, заведующий лабораторией теории и методики социального развития личности ребенка, профессор института педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет Москва, Россия, [email protected] 0000-0001-9663-1592
Светлана Григорьевна Кузнецова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства Института изящных искусств
Московский педагогический государственный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0002-7845-9335
Светлана Маратовна Низамутдинова
кандидат педагогических наук, доцент департамента музыкального искусства Института культуры и искусств
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
0000-0003-0014-105Х
Ольга Владимировна Чернова
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия [email protected] 0000-0001-6789-6479
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
10.25726/Ь5705-4218-8730-с!
Аннотация
Цель работы заключается в исследовании влияния конкурсного движения Worldskills на качественные изменения в подготовке обучающихся техникумов и колледжей. Основными задачами исследования являются: рассмотрение факторов, оказывающих влияние на качество среднего профессионального образования (СПО) на современном этапе преобразований в сфере образования Российской Федерации, анализ преимуществ реализации конкурсных механизмов в сфере СПО и оценка качественных изменений, происходящих под их влиянием. Гипотеза исследований состоит в предположении, что конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения служат действенным инструментом повышения качества СПО. Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как сравнение, анализ, обобщение информации из открытых источников по проблеме качества СПО, аналитические методы. Результаты исследований: конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения на сегодняшний день являются одним из путей развития творчества и стимулирования профессионального роста педагогических работников, выступают механизмом развития мотивации обучающихся для расширения практических навыков, выступают фактором, обеспечивающим более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование профессиональных навыков, что в комплексе оказывает существенное влияние на масштабные качественные изменения в системе СПО, позволяя осуществлять выпуск специалистов, уровень подготовки которых в полной мере отвечает требованиям работодателей и вызовам современной экономики.
Ключевые слова
система среднего профессионального образования; конкурсная деятельность; конкурс профессионального мастерства; качество; повышение конкурентоспособности учащихся.
Введение
Основополагающей задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в части обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и закрепления его высокого статуса в международном образовательном пространстве является повышение доступности качественного образования, в том числе среднего профессионального (СПО), отвечающего требованию инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, что выступает ключевым компонентом конкурентного развития и глобальных качественных изменений -стратегической составляющей экономического суверенитета государства.
Существенное изменение требований к уровню российского образования в целом, реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе, нацеленность на формирование общих и профессиональных компетенций, возникновение новых форм организации профессиональной подготовки, конструирование содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», увеличение практикоориентированности и развитие самостоятельной работы студентов, ориентация на цели, значимые для сферы труда потребовали глубоких системных изменений в подходах к сопровождению СПО, что напрямую определяет его качество.
Материалы и методы исследования
Направленность государственной образовательной политики Российской Федерации в области обеспечения качества СПО нашла отражение в ряде законодательных документов в сфере образования [2; 1], а проблема повышения качества подготовки в системе СПО, рассматриваемая с различных позиций, анализируется в рамках множества исследований [3; 4; 7-11; 14]. Ускорение темпов развития современного общества привело к значительной интенсификации интеграционных процессов в сфере СПО, играющего определяющую роль в контексте подготовки высококвалифицированных рабочих и
специалистов, конечной целью которой является повышение его качества в контексте обеспечения уровня знаний, отвечающих вызовам современности и направленных на рост прогресса, что в полной мере нашло свое отражение в мероприятиях национального проекта «Образование», призванного обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, в государственной программе «Развитие образования» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 [1; 16; 18].
В состав национального проекта «Образование» входит федеральный проект «Молодые профессионалы», который направлен на комплексную модернизацию системы СПО, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
В реализации проекта «Молодые профессионалы» принимает участие Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», выступая официальным представителем международного движения WorldSkills в России и охватывая все регионы страны, в частности в рамках следующих направлений деятельности [17]:
- с 2013 года ежегодно проводятся чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) среди молодых специалистов от 16 до 22 лет, где обучающиеся в системе СПО соревнуются в мастерстве по токарным работам на станках с числовым программным управлением, сварочным технологиям, мехатронике, флористике, кузовном ремонте, поварском деле, столярном деле, веб-дизайне и сотне других компетенций;
- с 2014 года проводятся корпоративные чемпионаты среди сотрудников промышленных предприятий;
- осуществляется планомерное внедрение международных стандартов в итоговую аттестацию выпускников колледжей и техникумов в формате демонстрационного экзамена (ДЭ);
- продолжается развитие экспертных сообществ и тиражирование лучших мировых и отечественных практик в систему СПО через повышение квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей и директоров.
Результаты и обсуждение
Анализ системы СПО по состоянию на декабрь 2020 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации функционирует 3642 организации, реализующие программы СПО, в которых обучаются более 3 млн. человек, при этом количество студентов, которые пришли в колледжи в 2020 г., увеличилось на 150 000 в сравнении с 2019 г. На государственном уровне уделяется повышенное внимание улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам: в 2019 году появилось 800 новых мастерских в 160 организациях 65 субъектов Российской Федерации. На 2020 год было запланировано открытие 774 мастерских в 150 образовательных организациях 70 регионов [12].
Активная политика импортозамещения в Российской Федерации послужила тому, что в последние годы отмечается существенный рост популярности профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий среди молодежи - возрастает значение профессионального мастерства работников, особую актуальность приобретает необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах, что на первый план выдвигает проблематику формирования качественного человеческого капитала. В фундаменте человеческого капитала каждого работника лежат профессиональные навыки, а значит, система СПО должна формировать и «навыки 21 века» - универсальные (когнитивные и социальные) и цифровые компетенции, которые в комплексе с профессиональными навыками они должны позволить современной молодежи быть профессионально и социально успешными, обеспечить их долгосрочную конкурентоспособность.
Процедуры оценки качества СПО можно разделить на две основные группы, где к первой относятся такие, как внутренний мониторинг качества образования в профессиональных образовательных организациях, государственная итоговая аттестация, государственный контроль качества образования, государственная аккредитация, аттестация и сертификация квалификаций уполномоченными на проведение
таких работ организациями, профессионально-общественная аккредитация программ, а ко второй - оценка соответствия качества подготовки обучающихся по программам СПО как по профессиональным стандартам, так и каким-либо образом сформированному комплексу специальных требований, ярким примером чего является конкурс профессионального мастерства.
На сегодняшний день существует социальный запрос на то, что конкурсное движение является приоритетным направлением государственной политики в области образования, а сам конкурс создает условия для развития профессиональных компетенций, как педагогов (мастеров производственного обучения по профессиям и специальностям СПО), так и обучающихся, в контексте чего развитие движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) выступило одним из основных направлений реформирования системы СПО и нацелено на решение следующих задач:
- выявление одаренной и талантливой учащейся молодежи (молодых профессионалов) по разным профилям подготовки (компетенциям);
- стимулирование интереса к рабочим профессиям (повышение престижа рабочих профессий);
- выявление лучших педагогических практик профессиональных образовательных организаций по формированию современных компетенций (внедрение лучших мировых практик и профессиональных стандартов в систему профессионального образования).
Сегодня движение WorldSkills охватывает 82 страны, включая все ведущие экономики мира, являясь ключевым игроком, влияющим на идеологию в области развития человеческого капитала и предлагающим для национальных систем СПО современные решения в области формированиям профессиональных навыков и их оценки [19].
Конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения, которые охватывают широкий спектр направлений, как на локальном, так и на международном уровнях, в частности, в форме чемпионата по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), позволяют:
- провести независимую оценку качества подготовки в системе СПО;
- оценить соответствие уровня подготовки педагогов и обучающихся современным требованиям;
- провести оценку готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности.
В условиях трансформации системы СПО участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует реальному использованию теоретических и практических знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию бесценного практического опыта и овладению инновационными способами профессиональной деятельности [15].
В аспекте анализа влияния конкурсов профессионального мастерства и ресурсного обеспечения на качество СПО интересен опыт образовательных организаций (ОО) субъектов Российской Федерации. Рассмотрим особенности внедрения такого компонента конкурсов профессионального мастерства, как ДЭ [5; 19; 20]:
- первый опыт проведения ДЭ в качестве формы государственной итоговой аттестации, состоявшийся в 2017 году в 26 регионах Российской Федерации по 73 компетенциям, показал, что большинство участников продемонстрировало соответствие полученных навыков стандартам WorldSkills Russia;
- среди общего количества принявших участие в ДЭ от 40 до 60% получили выше среднего балла по компетенциям по стране, а 17,06% сдали выше медальона - среднего балла участников финала Национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенциям;
- по общему числу участников лидировали Москва и Московская область, а наибольший процент участников, соответствующих стандартам WorldSkills Russia, показали Самарская, Тюменская и Челябинская области, что стало показателем результативности налаженного в их ОО процесса обучения и приобретения необходимых для выпускников навыков;
- в 2018 году в ДЭ приняли участие уже 58 регионов, из них 13 обеспечили участие более половины своих организаций СПО;
- в 2019 году процедурой ДЭ были охвачены более 50 тыс. студентов из 81 региона, которые учатся в 1265 ОО.
Таким образом, роль ДЭ по стандартам WorldSkills в системе СПО достаточно велика - его введение оказалось позитивным как для самих обучающихся ОО, так и для работодателей, повысив тем самым качество СПО.
Участие в конкурсных мероприятиях WorldSkills позволяет ОО СПО повысить свой статус среди ОО на региональном и федеральном уровне, например, войти в Топ-100 лучших ОО СПО Российской Федерации, улучшить материально-техническое оснащение посредством открытия площадок компетенций, повысить качественный уровень кадрового обеспечения путем обучения педагогов и получения сертификата эксперта, модернизировать программы подготовки обучающихся, что в целом позволяет усовершенствовать образовательную программу СПО и сделать ее впоследствии более эффективной.
Опыт ГБПОУ г. Москвы «Колледж архитектуры и строительства №7» свидетельствует о положительной динамике активного участия в движении WorldSkills в контексте повышения качества обучения - если в 2015 году, студенты колледжа принесли в копилку сборной команды Москвы на Национальном чемпионате две золотые медали по компетенциям: «Сантехника и отопление» и «Столярные работы», то в 2019 году уже 8 золотых наград.
Учет требований будущей профессиональной деятельности позволяет реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkills Russia к конкретной профессии и интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности, при этом участие в конкурсах становится инструментом совершенствования процесса профессиональной подготовки обучающихся (в учебный процесс включаются активные методы обучения и конкурсные задания, требования к которым совпадают с требованиями конкурсных заданий, в том числе чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); в процессе профессиональной подготовки может быть использовано показательное выступление обучающегося (демонстрационный экзамен), как этап итогового оценивания в рамках завершения каждого профессионального модуля (выполнение комплексных заданий с учетом требований чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)).
В фокусе повышения качества СПО вследствие активизации мероприятий по реализации конкурсов профессионального мастерства и ресурсного обеспечения в Российской Федерации прикладываются существенные усилия для повышения качества СПО:
- на базе лучших техникумов и колледжей были созданы Центры опережающей подготовки кадров по стандартам WorldSkills;
- начат выпуск в 2020 году носителей профессиональных технических знаний, обучавшихся по ФГОС СПО [13] самым востребованным на рынке труда перспективным профессиям (ТОП-50 [21]) в сферах информационных технологий, обслуживания и ремонта техники (от мобильных устройств до автомобиля и промышленного оборудования), диагностических услуг, строительства;
- начата подготовка и переподготовка педагогических кадров для модернизирующихся ОО СПО (почти 5 тыс. мастеров производственного обучения освоили программы повышения квалификации на основе международных стандартов WorldSkills).
Вместе с тем, хотя в ряде ОО СПО на сегодняшний день накоплен богатый опыт конкурсной работы - от внутригрупповых конкурсов профессионального мастерства до чемпионата рабочих профессий мирового значения - множеству ОО СПО следует проводить активную деятельность в направлении построения конкурсной деятельности в образовательном процессе, что позволит выявить талантливых и творческих обучающихся и создать благоприятную среду для развития их интеллекта, а реализация подготовительных мероприятий для участия в конкурсах позволит у обучающихся ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать навыки и умения решать проблемные задачи, опыта творческой деятельности в профессиональной сфере, совершенствовать профессиональные умения и навыки, развивать профессиональное и креативное мышление студентов.
Следует отметить, что даже подготовка к конкурсу его участников является эффективным способом повышения качества СПО, так как требует качественного оснащения образовательного процесса оборудованием и технологиями, корректировки содержания образования с ориентацией на конкурсные испытания, а непосредственное участие в конкурсах профессионального мастерства, проводимых в СПО, как отборочные этапы, расширяют возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала студентов, способствуют формированию у них активной профессиональной позиции, повышают мотивацию к обучению, отражаясь на качестве профессионального образования [6].
Заключение
К числу наиболее острых вызовов современности, стоящих перед системой СПО Российской Федерации, можно отнести необходимость подготовки работников для высокопроизводительных экспортноориентированных отраслей, повышение квалификации преподавателей и мастеров, создание возможностей для их профессионального роста, реализацию социальной миссии системы СПО, что безусловно напрямую требует повышения качества подготовки в СПО через введение международных стандартов подготовки, а использование конкурсных механизмов позволяет в сфере СПО:
- постоянно обновлять образовательные программы с учетом тенденций актуальных стандартов профессиональной деятельности;
- осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и профессиональных конкурсах, акцентируя внимание на усилении мотивационного компонента и формируя осознанное отношение к обучению, что в последствие позволяет обучающимся более полно раскрыть свой творческий потенциал и приобрести уникальный профессиональный опыт;
- сформировать стратегические ориентиры для повышения эффективности кадрового обеспечения системы СПО посредством профессионального развития преподавателей и мастеров профессионального обучения.
Рассматривать качество СПО нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования, поэтому подготовка конкурентоспособных специалистов, полностью адаптированных к современному рынку труда, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, невозможна без системного обновления содержания и ресурсов обучения, в рамках которого использование профессиональных конкурсов, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления, демонстрирует потенциал ОО СПО в качественной подготовке специалистов.
Список литературы
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Коробецкий И.А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000. 105 с.
2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России. Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. С. 6-14.
3. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. М.: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.
4. Государственная программа «Развитие образования»: Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. №1642 // Правительство России. http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 01.04.2021).
5. Демченко Н.Ю., Жукова Н.Н. Роль демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в системе профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №12. С. 220-224.
6. Зайко Е.М., Статирова О.И. Конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования. Опыт Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. №2(08). С. 14-22.
7. Итоги пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». №р8://шогМ8к1!!8.ги/а88е18/0ос8//Итоги% 20пилотной%20апробации%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20стандартам%20 Ворлдскиллс%20Россия%20в%202017%20году.р0Г (дата обращения: 01.04.2021).
8. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. 222 с.
9. Национальные проекты России // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». http8://wor!d8ki!!8.ru/ (дата обращения: 01.04.2021).
10. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации. http8://edu.gov.ru/nationa!-project/ (дата обращения: 01.04.2021).
11. Новые возможности Wor!dSki!!8 для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании / Ф. Дудырев, И. Фрумин, В. Мальцева, Е. Лошкарева, Е. Татаренко // Институт образования ВШЭ. http8://ioe.h8e.ru/data/2019/08/24/ 1536798817/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D1 %8D%D0%BA%D1%81 %D0 %BF%D0%B5%D1 %80%D1 %82%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1 %82%D1 %83%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
12. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 // Официальный интернет-портал правовой информации. http://pub!ication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 01.04.2021).
13. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.con8u!tant.ru/document/con8_doc_LAW_176010/ (дата обращения: 01.04.2021).
14. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №1-2(24). С. 61-70.
15. Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как мотивирующий фактор для углубленного изучения профессии СПО // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Серия «Педагогика и психология». Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 106-109.
16. Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Ковлякова В.Е., Фомин С.Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование. 2009. №2. С. 2-5.
17. Скамницкий A.A., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н., Ковлякова В.Е. Профессиональный стандарт как механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования // Образовательная политика. 2008. №5. С. 23-30.
18. Скамницкий A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2003. №6. С. 3-8.
19. Участники Международного конгресса «Молодые профессионалы» Минпросвещения России обсуждают развитие среднего профобразования // Министерство просвещения Российской Федерации. http8://edu.gov.ru/pre88/3254/ucha8tniki-mezhdunarodnogo-kongre88a-mo!odye-profe88iona!y-minpro8ve8cheniya-ro88ii-ob8uzhdayut-razvitie-8rednego-profobrazovaniya (дата обращения: 01.04.2021).
20. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632. http://www.edu.ru/documents/view/58828/ (дата обращения: 01.04.2021).
21. Шаронин Ю.В. Роль государственно-общественного управления в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2004. №2. С. 6-9.
Professional skill and resource provision competitions as a means for the improvement of secondary
vocational education quality
Svetlana N. Belova
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor Department of Pedagogy and Vocational Education Kursk State University Kursk, Russia
belovakursk72@yandex. ru 0000-0002-4524
Nelli G. Gavrilova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of humanities Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia [email protected] 0000-0002-1942-2575
Svetlana I. Karpova
Doctor of pedagogical sciences, Head of the Laboratory of theory and methodology of social development of the child's personality, Professor at the Institute of pedagogy and psychology of education Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-9663-1592
Svetlana G. Kuznetsova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of methods of teaching fine arts of the Institute of fine arts Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-7845-9335
Svetlana M. Nizamutdinova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of musical art of the Institute of culture and arts
Moscow City Pedagogical University
Moscow, Russia
0000-0003-0014-105X
Olga V. Chernova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of the Department of psychology and social pedagogy
Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia [email protected] 0000-0001-6789-6479
Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021
M 0.25726/b5705-4218-8730-d
Abstract
The purpose of the work lies in research of Worldskills competition movement influence on the qualitative changes in training of vocational schools and colleges' students. The main objects of the research are as follows: consideration of the factors influencing the quality of secondary vocational education at the present-day transformation stage in the field of education of the Russian Federation, analysis of the advantages of competition mechanisms implementation in the field of secondary vocational education and evaluation of qualitative changes engendered by them. The research assumption lies in the hypothesis that the professional skill and resource provision competitions are used as an efficient tool for the secondary vocational education quality improvement. To solve the set objects such methods as comparison, analysis, generalization of information from the open sources on the issue of the secondary vocational education quality, analytical methods were used. The research results are as follows: professional skill and resource provision competitions are one of the today's ways of creativity development and encouragement of the teaching staff professional growth, they serve as a mechanism for the students' motivation development for practical skills enhancement, serve as a driver for more profound study of academic disciplines by the students and for professional skills formation, which as a whole exerts significant impact on major quality changes in the secondary vocational education system allowing graduation of specialists with qualification totally meeting the requirements of the employers and modern economy challenges.
Keyword
secondary vocational education system; competition activity; professional skill competition; quality; students' competitive growth.
References
1. Anisimov V.V., Grohol'skaja O.G., Korobeckij I.A. Upravlenie processom razvitija sovremennoj obrazovatel'noj sistemy. M., 2000. 105 s.
2. Anisimov V.V., Grohol'skaja O.G. Problema celepolaganija kak osnova obrazovatel'noj strategii Rossii. Uchebno-vospitatel'nyj process v shkole i vuze. M.: MPU, 2000. S. 6-14.
3. Anisimov P.F., Sosonko V.E. Upravlenie kachestvom srednego professional'nogo obrazovanija. M.: Institut srednego professional'nogo obrazovanija RAO, 2001. 256 s.
4. Gosudarstvennaja programma «Razvitie obrazovanija»: Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva ot 26 dekabrja 2017 g. №1642 // Pravitel'stvo Rossii. http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
5. Demchenko N.Ju., Zhukova N.N. Rol' demonstracionnogo jekzamena po standartam WorldSkills v sisteme professional'nogo obrazovanija // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2018. №12. S. 220-224.
6. Zajko E.M., Statirova O.I. Konkursy professional'nogo masterstva kak mehanizm upravlenija kachestvom professional'nogo obrazovanija. Opyt Cheljabinskoj oblasti // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija. 2015. №2(08). S. 14-22.
7. Itogi pilotnoj aprobacii provedenija demonstracionnogo jekzamena po standartam Vorldskills Rossija v 2017 g. // ANO «Agentstvo razvitija professional'nogo masterstva (Vorldskills Rossija)». https://worldskills.ru/assets/docs//Itogi%
20pilotnoj%20aprobacii%20provedenija%20demonstracionnogo%20jekzamena%20po%20standartam%20 Vorldskills%20Rossija%20v%202017%20godu.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
8. Muhametzjanova G.V. Strategija reformirovanija sistemy srednego professional'nogo obrazovanija. M.: Magistr, 1995. 222 s.
9. Nacional'nye proekty Rossii // ANO «Agentstvo razvitija professional'nogo masterstva (Vorldskills Rossija)». https://worldskills.ru/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
10. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // Oficial'nyj sajt Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://edu.gov.ru/national-project/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
11. Novye vozmozhnosti WorldSkills dlja sopostavimoj ocenki rezul'tatov v professional'nom obrazovanii / F. Dudyrev, I. Frumin, V. Mal'ceva, E. Loshkareva, E. Tatarenko // Institut obrazovanija VShJe. https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/
1536798817/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D1 %8D%D0%BA%D1%81 %D0 %BF%D0%B5%D1 %80%D1 %82%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BD%D1%81 %D1%82%D0%B8%D1 %82%D1 %83%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1 %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
12. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. №204 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201805070038 (data obrashhenija: 01.04.2021).
13. Ob utverzhdenii kompleksa mer i celevyh indikatorov i pokazatelej kompleksa mer, napravlennyh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovanija, na 2015-2020 gg.: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 marta 2015 g. №349-r // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
14. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebujushhih srednego professional'nogo obrazovanija // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. 2016. №1-2(24). S. 61-70.
15. Ol'hovikova O.V. Konkursnaja dejatel'nost' kak motivirujushhij faktor dlja uglublennogo izuchenija professii SPO // Sbornik nauchnyh trudov «Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija». Serija «Pedagogika i psihologija». Jalta: RIO GPA, 2018. Vyp. 59. Ch. 4. S. 106-109.
16. Skamnickij A.A., Pereverzev V.Ju., Kovljakova V.E., Fomin S.N. Professional'nye i obrazovatel'nye standarty: poisk mehanizmov vzaimodejstvija // Srednee professional'noe obrazovanie. 2009. №2. S. 2-5.
17. Skamnickij A.A., Pereverzev V.Ju., Fomin S.N., Kovljakova V.E. Professional'nyj standart kak mehanizm vzaimodejstvija rynka truda i sfery obrazovanija // Obrazovatel'naja politika. 2008. №5. S. 23-30.
18. Skamnickij A.A. Formirovanie sistemy obespechenija kachestva podgotovki specialistov srednego zvena kak osnovnoe napravlenie modernizacii srednego professional'nogo obrazovanija // Srednee professional'noe obrazovanie. 2003. №6. S. 3-8.
19. Uchastniki Mezhdunarodnogo kongressa «Molodye professionaly» Minprosveshhenija Rossii obsuzhdajut razvitie srednego profobrazovanija // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://edu.gov.ru/press/3254/uchastniki-mezhdunarodnogo-kongressa-molodye-professionaly-minprosvescheniya-rossii-obsuzhdayut-razvitie-srednego-profobrazovaniya (data obrashhenija: 01.04.2021).
20. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovanija (FGOS SPO) novogo pokolenija: utverzhdeny Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki
Rossijskoj Federacii ot 05 ijunja 2014 g. №632. http://www.edu.ru/documents/view/58828/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
21. Sharonin Ju.V. Rol' gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija // Srednee professional'noe obrazovanie. 2004. №2. S. 6-9.