Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КОНКУРСАМ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КОНКУРСАМ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганичева А.Н., Ильина И.В., Ким Т.К., Метелькова Л.А., Правдов Д.М.

В статье рассматриваются основные проблемы подготовки образовательных организаций среднего профессионального образования к конкурсам различной направленности. Основной целью исследования является анализ проблем подготовки общеобразовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) к конкурсам различной. В соответствии с поставленной целью в статье решены следующие задачи, направленные на определение сути конкурсов профессионального мастерства, рассмотрение направлений конкурса профессионального мастерства WorldSkills, а также выявлены проблемы подготовки к конкурсам, при этом учтена категория участников (педагоги и студенты), предложены пути повышения мотивации педагогов и студентов для участия в конкурсных мероприятиях. В рамках исследования определена гипотеза: можно предположить, что основными проблемами, влияющими на подготовку образовательными организациями СПО к конкурсам, являются материально-техническое обеспечение и мотивация педагогов и обучающихся. Методологической и информационной основой статьи являются научные труды, периодические издания, ресурсы Интернет и нормативно-правовая база. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения литературных источников и Internet-ресурсов. В результате исследования были определены направления конкурсов в зависимости от категории участников, при этом выделены основные их цели и преимущества, подтверждена гипотеза исследования, раскрыты составляющие проблем подготовки организациями СПО к конкурсам различной направленности, а также определены главные составляющие успешного участия в конкурсах - мотивация и стремление самих обучающихся, что возникает в результате правильно организованного образовательного процесса и постоянной коммуникации с педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганичева А.Н., Ильина И.В., Ким Т.К., Метелькова Л.А., Правдов Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM PREPARATION TO VARIOUS COMPETITIONS

The article addresses the main issues of the educational institutions of the secondary vocational education preparation to various competitions. The main purpose of the research is the analysis of education institutions of the secondary vocational education preparation to various competitions. In accordance with the purpose in view the article solves the following objects aimed to determine the essence of professional skill competitions, to consider the directions of WorldSkills professional skill competition, as well as it identifies the issues of preparation to the competitions, provided that the participants’ (teachers and students) category is taken into account, the means to increase the teachers and students’ motivation for participation in the competition events are proposed. Within the framework of the research, it was assumed that the main issues influencing the educational institutions of the secondary vocational education preparation to competitions were material and technical support and teachers’ and students’ motivation. The methodological and informational basis for the article forms scientific works, periodicals, Internet resources, and laws and regulations. Within the research the following methods were used: analysis, synthesis, comparison and generalization of literature sources and Internet-resources. The research results in definition of competition directions depending on the participants’ category, thereat their main purposes and advantages were distinguished, the research assumption was confirmed, the components of the preparation issues of the secondary vocational education institutions to the various competitions were discovered, and the main components of successful participation in competitions - motivation and intention of the students - were defined, the motivation and intention arising as a result of well-structured education process and continuous communication with the teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КОНКУРСАМ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Проблемы подготовки образовательных организаций системы среднего профессионального образования к конкурсам различной направленности

Алла Николаевна Ганичева

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий общественной научно-практической лаборатории теории и методики раннего развития ребенка, доцент Института педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет Москва, Россия Ganichevaan@mgpu.ru 0000-003-4789-1130

Ирина Викторовна Ильина

доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного образования Курский государственный университет Курск, Россия

irinaviktorovna5276@yandex.ru 0000-0001-5093-8820

Татьяна Константиновна Ким

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры, спорта и здоровья Института физической культуры, спорта и здоровья Московский педагогический государственный университет Москва, Россия Kim.tatiana8848@mail.ru 0000-0003-2398-958Х

Лилия Александровна Метелькова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой романо-германской филологии Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия lilia.metelkova@gmail.com 0000-0001-9947-1344

Дмитрий Михайлович Правдов

кандидат педагогических наук, доцент, доцент факультета физической культуры Российский государственный социальный университет Москва, Россия pravdov@mail.ru 0000-0003-1374-9638

Елена Ивановна Сухова

доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией теории и практики организации образовательной среды, профессор Института педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет Москва, Россия elenaivanovna.suhova@mail.ru 0000-0001-5945-7636

Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021

1 10.25726/19251-7537-2765-ш

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы подготовки образовательных организаций среднего профессионального образования к конкурсам различной направленности. Основной целью исследования является анализ проблем подготовки общеобразовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) к конкурсам различной. В соответствии с поставленной целью в статье решены следующие задачи, направленные на определение сути конкурсов профессионального мастерства, рассмотрение направлений конкурса профессионального мастерства WorldSkills, а также выявлены проблемы подготовки к конкурсам, при этом учтена категория участников (педагоги и студенты), предложены пути повышения мотивации педагогов и студентов для участия в конкурсных мероприятиях. В рамках исследования определена гипотеза: можно предположить, что основными проблемами, влияющими на подготовку образовательными организациями СПО к конкурсам, являются материально-техническое обеспечение и мотивация педагогов и обучающихся. Методологической и информационной основой статьи являются научные труды, периодические издания, ресурсы Интернет и нормативно-правовая база. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения литературных источников и МегпеЦесурсов. В результате исследования были определены направления конкурсов в зависимости от категории участников, при этом выделены основные их цели и преимущества, подтверждена гипотеза исследования, раскрыты составляющие проблем подготовки организациями СПО к конкурсам различной направленности, а также определены главные составляющие успешного участия в конкурсах - мотивация и стремление самих обучающихся, что возникает в результате правильно организованного образовательного процесса и постоянной коммуникации с педагогами.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование; конкурсы профессионального мастерства; практико-ориентированный подход; проектная деятельность.

Введение

В настоящие время правительством Российской Федерации значительное внимание уделяется развитию среднего профессионального образования (далее - СПО). В организации образовательного процесса важную роль занимает создание баланса между теоретической подготовкой и возможностью студентами реализовывать полученные знания, умения и навыки (компетенции) в практической деятельности. К сожалению, до недавнего времени проблеме разбалансированности «теории и практики» в образовательных организациях СПО не уделялось должного внимания. В определенной мере данное обстоятельство способствовало снижению привлекательности профессионального образования среди абитуриентов.

Непрерывное развитие и внедрение инновационных технологий в производственную сферу требует модернизации, как самих образовательных программ, так и подходов к преподаванию, а также поиска мотивационной составляющей для педагогов и студентов образовательных организаций СПО.

Одним из эффективных инструментов саморазвития и совершенствования профессиональных компетенций можно рассматривать конкурсы профессионального мастерства, причем данные мероприятия ориентированы как на педагогов, так и на студентов. Важность и эффективность конкурсов разной направленности позволяет педагогам совершенствовать и расширять свои профессиональные компетенции, студентам - применить на практике «багаж» полученных теоретических знаний.

Вышеизложенное подтверждает актуальность анализа проблем подготовки общеобразовательных организаций СПО к конкурсам различной направленности и поиска их решений.

Цель статьи - анализ проблем подготовки общеобразовательных организаций среднего профессионального образования к конкурсам различной направленности.

В соответствии с поставленной целью в рамках данного исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

- определена суть конкурса, как мероприятия, направленного на проявление профессиональной компетенции;

- представлены направления проведения чемпионатов WorldSkills;

- выявлены проблемы образовательных организаций СПО при подготовке к конкурсам различной направленности;

- рассмотрены пути решения проблем при подготовке к конкурсам различной направленности.

Материалы и методы исследования

В рамках первой задачи целесообразно рассмотреть толкование категории «конкурс». В соответствии с представленным толкованием в словаре С. И. Ожегова, конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы [9]. Если же рассматривать конкурс в ракурсе проявления профессионального мастерства, то это соревнования, направленные на реализацию профессиональных компетенций с целью выявления наилучших работ.

В табл. 1 представлен далеко не полный список преимуществ конкурсных мероприятий. Достижение целей конкурсов требует от участников высокой степени подготовки и самоорганизации, а также понимания процедуры проведения мероприятия и выдвигаемых требований.

Таблица 1. Конкурсы профессионального мастерства в зависимости от категории участников

Конкурс Категория участников Цель конкурсов Преимущества конкурсов

Конкурсы педагогического мастерства Педагоги ОО СПО Цель - повышение профессионализма педагога, обмен опытом Развитие профессиональной (педагогической) компетенции

Повышение педагогического рейтинга

Обмен профессиональным опытом, приобщение к исследовательской деятельности

Конкурсы профессионального мастерства студенты ОО СПО Цель - адаптация и применение полученных профессиональных компетенций в практической деятельности Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения профессиональных задач

Опыт работы в конкурентной среде

Творческая и профессиональная реализация полученных компетенций

Подготовка к участию в конкурсах различной направленности требует значительных усилий со стороны студентов, а также педагогов. Зачастую образовательные программы образовательных организаций СПО не охватывают весь спектр материала, который необходим для подготовки к конкурсам, что необходимость пересмотра организации внеурочной деятельности со студентами, а также возможности саморазвития педагогических кадров за счет, как подготовки студентов к конкурсам, так и личного участия в конкурсах профессионального мастерства. По результатам анализа литературных источников и Интернет-ресурсов осуществлена группировка конкурсов профессионального мастерства в зависимости от категории участников, выделены основные особенности и преимущества (табл. 1) [1; 2; 5; 7; 8].

Таким образом, под конкурсом профессионального мастерства стоит понимать организованные по заранее разработанным требованиям соревнования, которые направлены на выявление не только профессиональных знаний, навыков и умений участников, а также на стимулирование участников к

проведению проектной деятельности, поиску нестандартных путей решения задач, работе в условиях высокой конкуренции.

Результаты и обсуждение

Для общего понимания конкурсного движения для студентов образовательных организаций СПО в рамках второй задачи рассмотрим в общих чертах движение WorldSkills.

Наиболее эффективным мероприятием по повышению качества подготовки профессиональных кадров является движение WorldSkills. В рамках данного движения проводятся чемпионаты на разных уровнях (региональный, национальный, мировой и континентальный). Для участников чемпионатов представляется возможность совершенствования своих профессиональных компетенций по шести блокам профессий (рис. 1) [11].

Рисунок 1. Совершенствование компетенций по профессиям (WorldSkills)

Российская Федерация присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году с целью внедрения международных стандартов при подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования, а также продвижения рабочих специальностей среди молодежи, что позволяет внедрять практико-ориентированный подход, а также развивать сетевое взаимодействие как с работодателями, так и с образовательными организациями-партнерами.

Для возможности участия в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills образовательным организациям СПО необходимо выполнить ряд условий, в том числе обеспечить материально-техническую базу, пересмотреть образовательные программы в контексте практико-ориентированного подхода, реализовывать сетевое взаимодействие с партнерами-работодателями и т.д.

Таким образом, выше сказанное подводит к раскрытию третьей задачи исследования - выделение основных проблем, с которыми сталкиваются образовательные организации СПО при подготовке к конкурсам различной направленности. При анализе будет сделан акцент на две основные составляющие: мотивация и материально-техническая база (рисунок 2).

Рассмотрим более подробно каждую из составляющих.

Что такое мотивация? В широком смысле под мотивацией стоит понимать побуждение человека к действию, стремлению и развитию в какой-либо сфере.

На данный момент образовательные организации СПО сталкиваются с проблемой незаинтересованности студентов принимать участие в конкурсах различной направленности, что, соответственно, приводит к незначительному количеству студентов, задействованных в данных мероприятиях. Нежелание студентов участвовать в конкурсах объясняется тем, что конкурсы - это

дополнительная учебная нагрузка, ответственность не только перед собой, а и перед педагогами, которые принимаю участие в подготовке к конкурсу, и перед всей образовательной организацией. Также студенты не всегда понимают для чего им это необходимо, и что это даст в перспективе.

МОТИВАЦИЯ

+

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСАМ

Рисунок 2. Основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации СПО при

подготовке к конкурсам различной направленности

Относительно мотивации педагогов можно отметить, что инертное отношение значительной части студентов к общественно-профессиональным мероприятиям, загруженность педагогов (подготовка к занятиям, заполнение документации и т.д.), отсутствие достаточного опыта участия в подобного рода мероприятиях не способствует проявлению активности педагогов в данном направлении.

Одним из важных условий подготовки высококвалифицированных специалистов является наличие материально-технической базы (лабораторий, мастерских, аудиторного и библиотечного фондов и т.д.). Для подготовки участников к конкурсам профессионального мастерства также необходима площадка, дающая возможность проявлять креативные идеи, применять профессиональные навыки. В целом в Российской Федерации в образовательных организациях СПО проводится значительная работа по совершенствованию и развитию материально-технической базы, в первую очередь, это касается оснащенности мастерских высокотехнологичным оборудованием. Также корректируются образовательные программы в соответствии с топом наиболее востребованных профессий и специальностей, обновляется библиотечный фонд.

Для приведения материально-технической базы образовательных организаций СПО к мировым стандартам, а также в соответствии с технологическими процессами реализуется Федеральный проект «Молодые профессионалы», в рамках которого проводятся мероприятия, направленные на всестороннюю поддержку и развитие системы СПО.

Следует подчеркнуть, что проводится колоссальная работа по оснащению образовательных организаций СПО современным оборудованием, однако данный процесс происходит неравномерно по субъектам Российской Федерации, что, в свою очередь, создает неравные условия для практического освоения теоретического материала потенциальными участниками конкурса.

Также, необходимо отметить, что в рамках реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы» одной из основных задач является создание мастерских, оснащенных современными технологиями для освоения профессиональных компетенций. К 2019 году были сформулированы методология и принципы реализации данной задачи, в результате чего начался постепенный процесс оснащения мастерских в соответствии с мировыми стандартами. К 2024 году запланировано оборудовать 5 000 современных мастерских. Данный процесс стартовал и образовательные организации СПО в рамках Федерального проекта «Молодые профессионалы» получают финансирование для усовершенствования материально-технической базы.

Для определения эффективности работы образовательных организаций СПО по совершенствованию материально-технической базы в рамках Федерального проекта «Молодые профессионалы» с 29 октября по 15 декабря 2020 года был проведен конкурс на присвоение статуса

«Мастерская года». Для участия в конкурсе было подано 94 заявки от образовательных организаций СПО из 42 субъектов Российской Федерации (всех федеральных округов).

В рамках конкурса было заявлено 6 номинаций, по которым образовательные организации СПО представляли разработанные программы профессионального обучения, результаты проведения демонстрационного экзамена, повышения квалификации педагогических кадров и др.

Полный список номинаций конкурса на присвоение статуса «Мастерская года» представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Номинации конкурса на присвоение статуса «Мастерская года»

Данный конкурс позволил в условиях честной конкуренции отобрать победителей и подтвердить, что в каждом субъекте Российской Федерации (из числа участников) есть колледжи с современной инфраструктурой, имеющие потенциал для развития системы среднего профессионального образования.

В рамках четвертой задачи, поставленной в данном исследовании, предлагается рассмотреть следующие пути решения вышеперечисленных проблем при подготовке к конкурсам.

В первую очередь, необходимо привлекать студентов к конкурсному движению, начиная с первых курсов обучения. Это даст им возможность почувствовать «вкус» соревнований, адаптироваться к конкурентной среде. Естественно, студент-первокурсник еще не владеет профессиональными компетенциями, однако информационно-ознакомительные конкурсы позволят эффективнее влиться в профессию.

Для отбора одаренных и заинтересованных студентов педагоги образовательных организаций СПО должны привлекать обучающихся к проектной деятельности в рамках изучаемых

дисциплин и проводить постоянный мониторинг их успеваемости, а также расширять работу по внеурочной деятельности.

В свою очередь, руководители образовательных организаций СПО должны находить способы мотивации и стимулирования педагогических работников к активному участию в подготовке к конкурсам различной направленности. В данном контексте стоит рассматривать обучающие семинары, внедрение показателей эффективности и систему премирования.

Развитие материально-технической базы должно предусматривать привлечение внебюджетного финансирования образовательной организацией СПО, развитие партнерских отношений с работодателями, расширение сетевого взаимодействия. Также, немаловажным является мониторинг учебной литературы и ее обновление. В дальнейшем образовательные организации СПО должны проводить анализ результатов участия в конкурсах для последующей корректировки направлений подготовки участников.

Заключение

В последние годы в Российской Федерации пристальное внимание уделяется развитию системы среднего профессионального образования посредством оказания, как финансовой поддержки, так и методического сопровождения. Наиболее эффективный способ подготовки студентов к участию в конкурсах различной направленности это приведение образовательного процесса в соответствии с мировыми стандартами и современными запросами общества. Одной из главных составляющих успешного участия в конкурсах является мотивация и стремление самих обучающихся, что возникает в результате правильно организованного образовательного процесса и постоянной коммуникации с педагогами.

Список литературы

1. Захаров Н.Т., Протодьяконова Г.Ю. Модернизация системы среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» // Педагогика. Психология. Философия. 2018. №4(12). С. 32-37.

2. Кокшарова М.Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 192-201.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2021).

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

5. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3 // АУ «Институт развития образования». https://iro86.ru/images/Documents/ 2019/nac.proekt/Федеральный_проект_Молодые_профессионалы.pdf#1 (дата обращения: 29.03.2021).

6. Российский союз молодежи. URL: https://ruy.ru/ (дата обращения: 29.03.2021).

7. Слизкова Е.В., Астаева С.С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. 2016. №6.2 (110.2). С. 101-105.

8. Соловьева С.И. Особенности профессиональных конкурсов в рамках системы профессионального образования // Наука и образование: новое время. 2019. №1. https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2019/02/1_2019o_Solovyeva.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

9. Толковый словарь Ожегова онлайн. https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=11701 (дата обращения: 29.03.2021).

10. Холод Н.И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №1(166). С. 115-118.

11. WorldSkills. https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/ (дата обращения: 29.03.2021).

Issues of the educational institutions of the secondary vocational education system preparation to

various competitions

Alla N. Ganicheva

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the public scientific and practical laboratory of the theory and methodology of early child development Associate professor of the Institute of pedagogy and psychology of education Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia Ganichevaan@mgpu.ru 0000-003-4789-1130

Irina V. Ilyina

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Director of the Institute of continuing education Kursk State University Kursk, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

irinaviktorovna5276@yandex.ru 0000-0001-5093-8820

Tatyana K. Kim

Doctor of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of theoretical foundations of physical culture, sports and health of the Institute of physical culture, sports and health Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia Kim.tatiana8848@mail.ru 0000-0003-2398-958X

Lilia A. Metelkova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of Romano-Germanic philology Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia lilia.metelkova@gmail.com 0000-0001-9947-1344

Dmitry M. Pravdov

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of the Faculty of physical education Russian State Social University Moscow, Russia pravdov@mail.ru 0000-0003-1374-9638

Elena I. Sukhova

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of the Laboratory of theory and practice of the organization of the educational environment, Professor of the Institute of pedagogy and psychology of education Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia elenaivanovna.suhova@mail.ru 0000-0001-5945-7636

Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021

t 10.25726/i9251 -7537-2765-w

Abstract

The article addresses the main issues of the educational institutions of the secondary vocational education preparation to various competitions. The main purpose of the research is the analysis of education institutions of the secondary vocational education preparation to various competitions. In accordance with the purpose in view the article solves the following objects aimed to determine the essence of professional skill competitions, to consider the directions of WorldSkills professional skill competition, as well as it identifies the issues of preparation to the competitions, provided that the participants' (teachers and students) category is taken into account, the means to increase the teachers and students' motivation for participation in the competition events are proposed. Within the framework of the research, it was assumed that the main issues influencing the educational institutions of the secondary vocational education preparation to competitions were material and technical support and teachers' and students' motivation. The methodological and informational basis for the article forms scientific works, periodicals, Internet resources, and laws and regulations. Within the research the following methods were used: analysis, synthesis, comparison and generalization of literature sources and Internet-resources. The research results in definition of competition directions depending on the participants' category, thereat their main purposes and advantages were distinguished, the research assumption was confirmed, the components of the preparation issues of the secondary vocational education institutions to the various competitions were discovered, and the main components of successful participation in competitions - motivation and intention of the students - were defined, the motivation and intention arising as a result of well-structured education process and continuous communication with the teachers.

Key words

secondary vocational education; professional skill competitions; practice-oriented approach; project activities.

References

1. Zaharov N.T., Protod'jakonova G.Ju. Modernizacija sistemy srednego professional'nogo obrazovanija cherez dvizhenie «Molodye professionaly (WorldSkills Russia)» // Pedagogika. Psihologija. Filosofija. 2018. №4(12). S. 32-37.

2. Koksharova M.Ju. Provedenie konkursov professional'nogo masterstva s ispol'zovaniem metodiki WorldSkills na primere pedagogicheskih special'nostej // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 46. S. 192-201.

3. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 g. №204 // Informacionno-pravovoj portal «Garant». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashhenija: 01.03.2021).

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 01.03.2021).

5. Pasport federal'nogo proekta «Molodye professionaly (Povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovanija)»: prilozhenie k protokolu zasedanija proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrja 2018 g. №3 // AU «Institut razvitija obrazovanija». URL: https://iro86.ru/images/Documents/ 2019/nac.proekt/Federal'nyj_proekt_Molodye_professionaly.pdf#1 (data obrashhenija: 29.03.2021).

6. Rossijskij sojuz molodezhi. URL: https://ruy.ru/ (data obrashhenija: 29.03.2021).

7. Slizkova E.V., Astaeva S.S. Podgotovka obuchajushhihsja k konkursam professional'nogo masterstva kak faktor kachestva obrazovanija v SPO // Molodoj uchenyj. 2016. №6.2 (110.2). S. 101-105.

8. Solov'eva S.I. Osobennosti professional'nyh konkursov v ramkah sistemy professional'nogo obrazovanija // Nauka i obrazovanie: novoe vremja. 2019. №1. URL: https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2019/02/1_2019o_Solovyeva.pdf (data obrashhenija: 29.03.2021).

9. Tolkovyj slovar' Ozhegova onlajn. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=11701 (data obrashhenija: 29.03.2021).

10. Holod N.I. Konkursy i olimpiady kak sredstvo formirovanija tvorcheskoj kul'tury studentov vo vneauditornoj dejatel'nosti po inostrannomu jazyku v vuze // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. №1(166). S. 115-118.

11. WorldSkills. URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/ (data obrashhenija: 29.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.