Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ОБНОВЛЕНИЯ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ОБНОВЛЕНИЯ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) ДИСЦИПЛИН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / WORLDSKILLS RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягина Н.В., Сердюк М.А., Воронов Г.Б., Цветков В.Ж., Джамалова Т.Ю.

В статье рассмотрен вопрос актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Показана необходимость разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, требований профессиональных стандартов, международных требований к методикам и компетенциям WorldSkills Russia (WSR). Цель статьи - обоснование необходимости актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО. Задачи статьи: определение роли СПО в современной системе российского образования; анализ современной системы СПО в условиях инновационной экономики; выявление и исследование факторов, определяющих необходимость актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в современных условиях. Гипотеза исследования: повышение качества подготовки обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования посредством формирования актуализированных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов, международными требованиями к методикам и компетенциям WorldSkills Russia. Методы исследования основаны на использовании общенаучных методов познания: абстракции, анализа, аналогии, комплексности, логики, синтеза, системности. Достигнутые результаты: обоснование необходимости разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов и методик WSR как обязательного и важного условия для обеспечения формирования современной инновационной системы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масягина Н.В., Сердюк М.А., Воронов Г.Б., Цветков В.Ж., Джамалова Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING RELEVANCE OF DEVELOPING AND UPDATING THE TEACHING METHODOLOGIES FOR GENERAL EDUCATION (COMPULSORY) DISCIPLINES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article considers the issue of relevance of developing and updating the teaching methodologies of general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under present-day conditions. The necessity to develop and update the teaching methodologies of general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under the federal education standards of a new generation, requirements of professional standards, international requirements to the methodologies and competences of WorldSkills Russia. The purpose of the article is to substantiate the necessity of updating the teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs. The objects of the article are as follows: determination of secondary vocational education role in the modern Russian education system, analysis of the modern secondary vocational education system in conditions of innovative economy, discovery and study of factors determining the necessity to update teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under present-day conditions. The study assumption is the improvement of the studies quality for the students of secondary vocational education establishments by forming updated teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under the federal educational standards of a new generation, requirements of professional standards, international requirements to the methodologies and competences of WorldSkills Russia. The research methods are based on general scientific cognition methods: abstraction, analysis, analogy, integrity, logic, synthesis, systematicity. The results achieved are as follows: the necessity to develop and update teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs based on the federal educational standards of a new generation, requirements of professional standards and WSR methodologies as a mandatory and important condition for formation of modern innovative system for training of skilled workmen (employees) and mid-ranking specialists in accordance with the economy and society needs was substantiated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ОБНОВЛЕНИЯ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ) ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

К вопросу актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего

профессионального образования

Наталья Васильевна Масягина

кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московский государственный университет спорта и туризма Москва, Россия 01qwer@list.ru

0000-0003-1371-040Х

Марина Альбертовна Сердюк

кандидат филологических наук, директор

Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий Борисоглебск, Россия serdukma@rambler.ru 0000-0003-4537-5431

Геннадий Борисович Воронов

кандидат технических наук, доцент кафедры общей информатики Института кибернетики МИРЭА - Российский технологический университет Москва, Россия voronovmgu@mail.ru 0000-0003-4066-1914

Василий Жанович Цветков

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей отечественной истории Московский педагогический государственный университет Москва, Россия Tsvetcov@rambler.ru 0000-0002-8053-7873

Татьяна Юрьевна Джамалова

кандидат педагогических наук, преподаватель

Колледж Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Одинцово, Россия tdzhamalova@mail.ru 0000-0002-7084-4306

Анна Юрьевна Романенко

кандидат педагогических наук, начальник Учебно-методического управления Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия romanenko-au@mail.ru 0000-0003-4857-0830

Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021

ч 10.25726/Г6214-4472-0702-х

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос актуальности разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Показана необходимость разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, требований профессиональных стандартов, международных требований к методикам и компетенциям WorldSkills Russia (WSR). Цель статьи - обоснование необходимости актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО. Задачи статьи: определение роли СПО в современной системе российского образования; анализ современной системы СПО в условиях инновационной экономики; выявление и исследование факторов, определяющих необходимость актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в современных условиях. Гипотеза исследования: повышение качества подготовки обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования посредством формирования актуализированных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов, международными требованиями к методикам и компетенциям WorldSkills Russia. Методы исследования основаны на использовании общенаучных методов познания: абстракции, анализа, аналогии, комплексности, логики, синтеза, системности. Достигнутые результаты: обоснование необходимости разработки и обновления методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО на основе ФГОС нового поколения, требований профессиональных стандартов и методик WSR как обязательного и важного условия для обеспечения формирования современной инновационной системы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование; методика преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин; образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; профессиональные компетенции; WorldSkills Russia.

Введение

Среднее профессиональное образования (СПО) играет особую роль в современной системе российского образования. Реализуя качественное образование, система профобразования выполняет важную экономическую функцию, обеспечивая постоянное воспроизводство квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для предприятий различных сфер российской экономики.

Предоставляя возможность в получении специальности, система профессионального образования создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе, обеспечивая тем самым реализацию концепции непрерывности образования и развития человеческого капитала с ориентацией на быстро растущие требования различных сегментов экономики, использующие инновационные технологии [4].

Формирование инновационной экономики требует компетентных специалистов с разносторонне развитыми профессиональными навыками, отвечающими потребностям современного рынка труда; умением быстро адаптироваться к новым условиям труда и способностью к постоянному профессиональному развитию на протяжении всей трудовой деятельности.

Следовательно, подготовка конкурентоспособного специалиста среднего звена, на сегодняшний день становится необходимым условием.

Современная образовательная организация СПО должна обеспечить формирование не только высокого уровня профессиональных компетенций, навыков и умений, которые позволят решать производственные задачи сегодняшнего дня, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, гарантировать конкурентоспособность на рынке труда, а и развития личностных качеств специалиста, отражающих социально-нравственную позицию личности [4; 5; 9; 11; 13].

Материалы и методы исследования

Главной составляющей в профобразовании является направленность СПО на максимальное удовлетворение потребностей инновационной экономики в квалифицированных профессиональных кадрах среднего звена, а также на создание современного механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, востребованность профобразования в долгосрочной перспективе.

Подготовка современных квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с нуждами экономики и общества создает предпосылки для изменений в их профессиональной подготовке, включая разработку и обновление методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО, в том числе основных профессиональных образовательных программ СПО.

Образовательные программы среднего профессионального образования (далее ОП СПО) -программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. ОП СПО включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся колледжей [2].

Обязательное условие по выполнению требования ежегодного обновления ОП СПО с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы подразумевает учет содержания соответствующих профессиональных стандартов [2].

Следует отметить, что достижение этой цели невозможно без четко определенной схемы государственной политики в области СПО. Так, в рамках Национального проекта «Образование» основной задачей федерального проекта «Молодые специалисты (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» является модернизация профессионального образования, в том числе путем внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Особую важность в модернизации системы СПО имеет деятельность Министерства Просвещения Российской Федерации по обновлению Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в соответствии с перечнем ТОП-50 [3] профессий и специальностей среднего профессионального образования, которые востребованы рынком труда, с учетом требований профессиональных стандартов и компетенций WorldSkills Russia (WSR) [8].

Результаты и обсуждение

В новой редакции ФГОС учтены изменения в законодательстве в области воспитания и организации практической подготовки при реализации образовательных программ СПО, добавлены новые компетенции по развитию финансовой грамотности, развитию навыков предпринимательской деятельности и антикоррупционного поведения [9].

Процесс внедрения наиболее популярных, новых и перспективных профессий специальностей СПО требует новых форматов организации учебного процесса профильными организациями, а именно - достижения заданных ориентиров новыми ФГОС СПО и результатов основных образовательных программ.

Главным критерием соответствия современной образовательной организации системы профобразования (ОО СПО) новым реалиям является умение быстро адаптироваться и перестраивать процесс организации и ведения образовательной деятельности по подготовке специалистов топовых специальностей, определенных списком ТОП-50 [3] профессий и специальностей среднего

профессионального образования с учетом требований профстандартов и компетенций WSR [8; 10]. Введение новых направлений подготовки кадров обеспечит формирование эффективного и конкурентоспособного рынка профобразовательных услуг в соответствии с потребностями экономики и промышленности в квалифицированных кадрах среднего звена.

Достижение ранее обозначенного обеспечит выполнение основной цели современного российского профобразования - связать полученные в процессе обучения теоретические знания с практикой, сформировать у студента профессиональные компетенции, отвечающие требованиям работодателей к качеству подготовки будущих специалистов.

Следовательно, обеспечивая подготовку современного квалифицированного специалиста среднего звена, перед колледжами формируются новые требования, требующие новых подходов к реализации учебного процесса - построение инновационных практико-ориентированных моделей учебного процесса, обеспечивающих формирование необходимых профессиональных компетенций, а также разработки или актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования, интегрирующих и соединяющих в себе элементы инновационной, производственной и социально-культурной сфер [6; 7; 12].

Следует отметить, что разработка, апробация и внедрение современных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО по приоритетным профессиям и специальностям, прежде всего должна быть сопряжена с требованиями профессиональных стандартов, международными требованиями к методикам и компетенциям WSR.

Согласно статьи 195 Трудового кодекса Российской Федерации [15], профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Коррективы главных разделов основных и примерных образовательных программ вызваны и модернизацией структурной и содержательной частей ФГОС СПО. Значительные изменения требует раздел учебно-плановой документации образовательного процесса - учебный план, примерные фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей.

В процессе совершенствования макета ФГОС СПО по топовым профессиям и специальностям претерпели изменения следующие разделы: общие положения, требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.

Следовательно, создание (обновление) методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО не только на основе ФГОС нового поколения, но и требований профессиональных стандартов и методик WorldSkills Russia является обязательным и важным условием для обеспечения формирования современной инновационной системы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества. Это прежде всего, позволит повысить как качество профобразования в целом, так и обеспечить развитие универсальных профессиональных компетенций выпускников колледжей, способных расширять свои знания и обладающих умениями нестандартно подходить к решению трудовых функций.

Обновление содержания профессиональных образовательных программ, форм, методов, методик и технологий обучения должно вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями, а также с учетом всех требований заказчиков образовательных услуг в образовательных организациях СПО.

Применение стандартов WSR при разработке и/или актуализации современных методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО обеспечит уровень международных профессиональных стандартов.

Заказчики образовательных услуг в ОО СПО представлены на рисунке 1.

Заказчики образовательных услуг в 00 СПО

Государство

Рисунок 1. Заказчики образовательных услуг в ОО СПО

Таким образом, главной задачей на этапе приведения содержания методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования в современных условиях является:

- учет требований ФГОС приоритетных специальностей ТОП-50, профессионального стандарта;

- учет международных требований к методикам и компетенциям WorldSkills Russia;

- учет требований приоритетных отраслей экономики (отраслевого рынка труда);

- учет требований конкретных работодателей;

- учет требований Заказчика образовательных услуг в ОО СПО - Государства;

- учет требований социальных партнеров ОО СПО.

Профессиональная образовательная программа, являясь основным документом ОО СПО, и, содержащим комплексные задачи для обеспечения доступности и высокого качества подготовки специалистов среднего звена, с учетом обозначенных требований, а также условий формирования личности как важнейшего фактора поступательного развития общества, государства и экономики, направлена на обеспечение процесса совершенствования системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием.

В основу правильно и корректно сформированной профессиональной образовательной программы СПО должны быть заложены следующие принципы:

1) принцип системности, принцип целостности;

2) принцип последовательности;

3) принцип научности;

4) принцип доступности и инклюзивности;

5) принцип модульности построения ОП СПО;

6) принцип синхронизации теории и практики, а также принцип преемственности, обеспечивающий междисциплинарный характер построения содержания модулей.

При этом основными нормативными документами процесса разработки профессиональной образовательной программы СПО являются: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии / специальности и приказы Министерства труда России «Об утверждении профессионального стандарта» по профессии / специальности, а также требования, предъявляемые к участникам чемпионатов WorldSkills Russia по компетенциям

соответствующих профессий/специальностей и требования профессиональных стандартов профессий/специальностей.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, общая схема процесса актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ СПО можно представить следующим образом:

- анализ требований профессиональных стандартов профессий с целью выделения трудовых и обобщенных трудовых функций соответствующего профиля, трудовых действий, умений и обеспечивающих знаний;

- определение содержания учебного материала в соответствии с ФГОС СПО соответствующей специальности. При этом структура ОП СПО определяется действующими ФГОС профобразования.

- анализ требований WSR (раздел «Спецификация стандарта Worldskills ^ЭЗЭ)» документа «Техническое описание компетенции. Программные решения для бизнеса» компетенций соответствующих профессий/специальностей, представленные на примере лучших международных практик технического и профессионального уровней выполнения работы [1; 14].

Таким образом, важным условием процесса актуализации методик преподавания общеобразовательных (обязательных) дисциплин образовательных программ среднего профессионального образования является интеграция новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям, профессиональных стандартов профессий/специальностей и международных требований Worldskills.

Список литературы

1. Актуализация содержания образовательных программ с учетом интеграции ФГОС СПО, профессиональных стандартов и требований WS как необходимое условие подготовки конкурентоспособного специалиста / М.А. Иваненкова, М.В. Кисельман, Т.В. Кудрявцева, И.А. Ромашкова // Смоленская академия профессионального образования. http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-prof-eduZivanenkova.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

2. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования. Практическое пособие / под общей ред. А.Н. Лейбовича // ФИРО РАНХИГС. https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/aktualniye_voprosi_razv_spo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

3. Васильева А.А. Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. №182. С. 118-126.

4. Век живи - век учись: непрерывное образование в России // НИУ ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

5. Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.

6. Есенина Е.Ю. Методика разработки и организация экспертизы модельных проектов примерных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, учитывающих подходы к интенсификации освоения образовательных программ в образовательных организациях, реализующих программы СПО // ФСОС СПО. Перезагрузка. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/esenina_29jan2020.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

7. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами 1Т-технологий на материале математических дисциплин //

Орловский государственный университет. http://oreluniver.ru/

public/file/defence/Lysak_Oksana_Grigorevna_05.04.2019.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

8. Методические рекомендации по разработке основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС-4, сопряженной с профессиональными стандартами, требованиями работодателей и методиками WorldSkills // Любимский аграрно-политехнический колледж. https://pu47.edu.yar.ru/dokumenti_2020/rip_lapk_met_rek__itog.docx (дата обращения: 01.04.2021).

9. Минпросвещения России внесло изменения в ФГОС 47 специальностей и профессий системы СПО // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3404/minprosvescheniya-rossii-vneslo-izmeneniya-v-fgos-47-specialnostey-i-professiy-sistemy-spo/ (дата обращения: 01.04.2021).

10. Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям // Институт развития профессионального образования. https://www.irposakha.ru/51-ssylki-na-novye-fgos-spo-po-top-50 (дата обращения: 01.04.2021).

11. Осадчева С.А. Об организации работы по проекту «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» в 2020 году. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/osadcheva_30jan2020_2.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

12. Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования // РАНХиГС. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

13. Репин С.А., Колодий Е.А. Актуальность проблемы формирования дополнительных профессиональных компетенций студентов образовательной организации СПО в соответствии с требованиями современного производства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №3. С. 34-40.

14. Техническое описание компетенции. Программные решения для бизнеса // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/final2020/wp-content/uploads/2020/06/%D0%A2%D0%9E-271.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01 b515a25107fac8784/ (дата обращения: 01.04.2021).

Revisiting relevance of developing and updating the teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs

Natalia V. Masyagina

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Rector, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow, Russia 01qwer@list.ru

0000-0003-1371-040X

Marina A. Serdyuk

Candidate of philological sciences, Director, Borisoglebsk Technical School of Industrial and Information Technologies, Borisoglebsk, Russia serdukma@rambler.ru 0000-0003-4537-5431

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gennady B. Voronov

Candidate of technical sciences, of cybernetics,

MIREA - Russian Technological Moscow, Russia voronovmgu@mail.ru 0000-0003-4066-1914

Vasily J. Tsvetkov

Doctor of Historical Sciences, Associate professor, Professor of the Department of Recent Russian History, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia Tsvetcov@rambler.ru 0000-0002-8053-7873

Tatiana Yu. Jamalova

Candidate of pedagogical sciences, Teacher,

College of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo, Russia tdzhamalova@mail.ru 0000-0002-7084-4306

Anna Yu. Romanenko

Candidate of pedagogical sciences, Head of the Teaching and Methodological Department, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia romanenko-au@mail.ru 0000-0003-4857-0830

Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021

i 10.25726/r6214-4472-0702-x

Abstract

The article considers the issue of relevance of developing and updating the teaching methodologies of general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under present-day conditions. The necessity to develop and update the teaching methodologies of general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under the federal education standards of a new generation, requirements of professional standards, international requirements to the methodologies and competences of WorldSkills Russia. The purpose of the article is to substantiate the necessity of updating the

Associate professor of the Department of general informatics of the Institute University,

teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs. The objects of the article are as follows: determination of secondary vocational education role in the modern Russian education system, analysis of the modern secondary vocational education system in conditions of innovative economy, discovery and study of factors determining the necessity to update teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under present-day conditions. The study assumption is the improvement of the studies quality for the students of secondary vocational education establishments by forming updated teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs under the federal educational standards of a new generation, requirements of professional standards, international requirements to the methodologies and competences of WorldSkills Russia. The research methods are based on general scientific cognition methods: abstraction, analysis, analogy, integrity, logic, synthesis, systematicity. The results achieved are as follows: the necessity to develop and update teaching methodologies for general education (compulsory) disciplines of secondary vocational education programs based on the federal educational standards of a new generation, requirements of professional standards and WSR methodologies as a mandatory and important condition for formation of modern innovative system for training of skilled workmen (employees) and mid-ranking specialists in accordance with the economy and society needs was substantiated.

Keywords

secondary vocational education; teaching methodology of general education (compulsory) disciplines; secondary vocational education program; federal education standard of secondary vocational education; professional standard; professional competences; WorldSkills Russia.

References

1. Aktualizacija soderzhanija obrazovatel'nyh programm s uchetom integracii FGOS SPO, professional'nyh standartov i trebovanij WS kak neobhodimoe uslovie podgotovki konkurentosposobnogo specialista / M.A. Ivanenkova, M.V. Kisel'man, T.V. Kudrjavceva, I.A. Romashkova // Smolenskaja akademija professional'nogo obrazovanija. http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-prof-edu/ivanenkova.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

2. Aktual'nye voprosy razvitija srednego professional'nogo obrazovanija. Prakticheskoe posobie / pod obshhej red. A.N. Lejbovicha // FIRO RANHIGS. https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/aktualniye_voprosi_razv_spo.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

3. Vasil'eva A.A. Podgotovka kvalificirovannyh rabochih v sovremennyh uslovijah razvitija srednego professional'nogo obrazovanija // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2016. №182. S. 118-126.

4. Vek zhivi - vek uchis': nepreryvnoe obrazovanie v Rossii // NIU VShJe. https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

5. George I.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija na osnove organizacii samostojatel'noj raboty. Tjumen': TIU, 2016. 143 s.

6. Esenina E.Ju. Metodika razrabotki i organizacija jekspertizy model'nyh proektov primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami srednego professional'nogo obrazovanija, uchityvajushhih podhody k intensifikacii osvoenija obrazovatel'nyh programm v obrazovatel'nyh organizacijah, realizujushhih programmy SPO // FSOS SPO. Perezagruzka. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/esenina_29jan2020.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

7. Lysak O.G. Formirovanie professional'nyh kompetencij u bakalavrov professional'nogo obuchenija sredstvami IT-tehnologij na materiale matematicheskih disciplin // Orlovskij gosudarstvennyj universitet. http://oreluniver.ru/ public/file/defence/Lysak_Oksana_Grigorevna_05.04.2019.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

8. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy na osnove FGOS-4, soprjazhennoj s professional'nymi standartami, trebovanijami rabotodatelej i metodikami WorldSkills // Ljubimskij agrarno-politehnicheskij kolledzh. https://pu47.edu.yar.ru/dokumenti_2020/rip_lapk_met_rek__itog.docx (data obrashhenija: 01.04.2021).

9. Minprosveshhenija Rossii vneslo izmenenija v FGOS 47 special'nostej i professij sistemy SPO // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://edu.gov.ru/press/3404/minprosvescheniya-rossii-vneslo-izmeneniya-v-fgos-47-specialnostey-i-professiy-sistemy-spo/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

10. Novye federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovanija po 50 naibolee vostrebovannym na rynke truda, novym i perspektivnym professijam i special'nostjam // Institut razvitija professional'nogo obrazovanija. https://www.irposakha.ru/51-ssylki-na-novye-fgos-spo-po-top-50 (data obrashhenija: 01.04.2021).

11. Osadcheva S.A. Ob organizacii raboty po proektu «Razrabotka modelej intensifikacii osvoenija obrazovatel'nyh programm v uslovijah aktualizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov i optimizacii obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizacijah, realizujushhih programmy srednego professional'nogo obrazovanija» v 2020 godu. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/osadcheva_30jan2020_2.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

12. Paket metodicheskih rekomendacij dlja obrazovatel'nyh organizacij s opisaniem tipovyh reglamentov intensifikacii obrazovatel'nogo processa dlja obespechenija optimizacii srokov podgotovki obuchajushhihsja i postroenija individualizirovannyh trekov osvoenija obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovanija // RANHiGS. http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

13. Repin S.A., Kolodij E.A. Aktual'nost' problemy formirovanija dopolnitel'nyh professional'nyh kompetencij studentov obrazovatel'noj organizacii SPO v sootvetstvii s trebovanijami sovremennogo proizvodstva // Vestnik JuUrGU. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2014. №3. S. 34-40.

14. Tehnicheskoe opisanie kompetencii. Programmnye reshenija dlja biznesa // ANO «Agentstvo razvitija professional'nogo masterstva (Vorldskills Rossija)». https://worldskills.ru/final2020/wp-content/uploads/2020/06/%D0%A2%D0%9E-271.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).

15. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja 2001 g. №197-FZ: Prinjat Gosudarstvennoj Dumoj Rossijskoj Federacii 21 dekabrja 2001 g. // Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01 b515a25107fac8784/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.