Solomon R. Gilyadov, Olga L. Mnatsakanyan, Natalia A. Farunda,
Georgy Yu. Yalamov, Maria S. Leontieva, Lyudmila D. Spasibenko
Formation of technical thinking among students of secondary vocational education in
teaching general education disciplines 206
Daria A. Fomicheva, Marina N. Savelyeva, Yuri A. Volkov, Oleg I. Basherov
Innovative forms of solving teaching issues in a remote format 218
Aizhan Zh. Tobagabylova
Development of emotional and moral responsiveness of primary school children on
the basis of musical and pedagogical technologies 226
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Alexander N. Lukichev, Vera N. Checheleva, Dmitry I. Yangez, Stanislav V. Zimin, Elena A. Tsvetkova, Ekaterina S. Kolesnikova
Modern methodologies and innovations in general education disciplines teaching under the secondary vocational education programs
236
Olga L. Kolobova, Daria V. Agaltsova, Anastasia M. Katkova, Natalia N. Yurkina, Victor A. Parakhin, Alexander V. Kozlov
Relevance of accounting the practice of digital educational resources application and teaching methods updating for the general education disciplines in the secondary vocational education system
245
Olga A. Sannikova, Tatiana V. Magarina, Oksana L. Mokhova
Sustainable development of higher education institutions in the context of
globalization processes
254
Yuri A. Volkov, Marina N. Savelyeva, Olga A. Sannikova, Oleg I. Basherov Innovative management technologies in education
263
LEGAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES
Natalia I. Druzhkova, Victor P. Delia, Olga V. Zhukova, Alisa Yu. Gorbacheva, Olga Yu. Korovina, Margarita Yu. Paramonova
How to assess a textbook for the secondary vocational education system: examination problems
271
Natalia S. Kournikova, Maria V. Shkolnikova, Alexander A. Vasilchenko,
Larisa A. Novikova, Marina E. Uspenskaya, Marina V. Vorobyova
Public examination of learning and teaching publications for secondary vocational
education
280
Nonna V. Malkova, Irina A. Prokhorova, Nadezhda Yu. Kiseleva
Experience in implementing network interaction in the context of additional
environmental education for sustainable development
289
Marina S. Frolko, Tatiana N. Tretyakova, Natalia L. Tkachenko, Olga V. Pasko, Elvira L. Vandanova, Tatiana V. Levchenkova
Technologies of examination of textbooks: problems requiring solutions for the
secondary vocational education system 300
НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Технологии организации конкурсов в системе среднего профессионального образования Галина Анатольевна Кузьменко
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры, спорта и здоровья Института физической культуры, спорта и здоровья Московский педагогический государственный университет Москва, Россия Кигтепкода2010@yandex.ru 0000-0002-6308-5211
Ирина Абрамовна Нидерман
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московский городской педагогический университет Москва, Россия NidermanlA@mgpu.ru 0000-0002-8838-1228
Галина Николаевна Подчалимова
доктор педагогических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Курский государственный университет Курск, Россия fpkkursksu@yandex.ru 0000-0001-8827-7079
Михаил Александрович Правдов
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта
Ивановский государственный университет, Шуйский филиал Шуя, Россия pravdov@yandex.ru 0000-0002-5864-3901
Сергей Анатольевич Чернов
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет Чебоксары, Россия sikor.sky@icloud.com 0000-0002-1591-2147
Елена Владимировна Янченкова
кандидат педагогических наук, методист Первый Московский Образовательный Комплекс Москва, Россия yaev@artcollege.ru 0000-0003-0689-9451
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
С 10.25726/а3939-3002-4038-т
Аннотация
В статье раскрываются вопросы актуальности организации конкурсного движения в системе среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Цель статьи - рассмотреть технологии организации конкурсов в системе среднего профессионального образования. Задачи статьи: рассмотреть алгоритм подготовки и этапы проведения конкурса профессионального мастерства; проанализировать основные мотивирующие факторы конкурсной деятельности студентов образовательных организаций СПО. Основные методы исследования: обзор, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Проведенное исследование показало, что конкурсы профессионального мастерства является одной из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях развития и популяризации специальности, повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, а конкурсы материально-технического обеспечения образовательных организаций направлены на выявление лучших практик эффективного использования мастерских образовательных организаций, содействуют улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащённости колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам.
Ключевые слова
конкурсы профессионального мастерства; компетенции; мотивирующие факторы; обучающиеся; престиж профессии; профессиональный рост; рабочие профессии; развитие и самосовершенствование; стандарты WorldSkills.
Введение
Образовательные реформы, реализуемые в России на современном этапе, активизировали поиск новых подходов в области повышения качества подготовки специалистов. Перед системой профессионального образования ставятся более сложные задачи в связи с интенсивными изменениями, происходящие в последние десятилетия в жизни российского общества в социальной, экономической и культурной сферах деятельности.
Необходимость обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования обозначена в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальной целью для развития образования. Одной из задач целевой программы развития образования является «модернизация профессионального образования» [9]. Кроме этого, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года сформулировано требование, в котором четко обозначено, что «развитие системы подготовки рабочих кадров должно вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям» [12]. Конкурсное движение прочно вошло в практику подготовки студентов системы среднего профессионального образования (СПО), но пока не является напрямую образовательной областью.
Материалы и методы исследования
Институтом, позволяющим оценить качество подготовки студентов системы СПО из разных стран, является WorldSkills International (WSI) [6; 8]. Это международная некоммерческая организация, созданная для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения профессиональных чемпионатов по всему миру. WorldSkills
оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире в 75 странах -участницах движения.
Чемпионаты WorldSkills проходят в различных странах раз в два года. Участниками являются молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет. В качестве экспертов, оценивающих выполнение задания, выступают известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники. Конкурсанты демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества.
В октябре 2011 года проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills» был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, что дало старт Движению WorldSkills в России.
Стандарты WorldSkills - это высокий уровень мастерства, умение работать с высокотехнологичным современным оборудованием [1].
Ежегодно проходятся чемпионаты различных уровней для определения сильнейших конкурсантов, которые будут представлять Россию на международном уровне.
Задачами транслирования опыта являются [15]:
1) ознакомление с нормативно-методическими и информационно-организационными основами международного движения WorldSkills International и WorldSkills;
2) актуализирование знаний по структуре и содержанию профессиональных стандартов;
3) совершенствование умений и знаний по осуществлению экспертной деятельности в рамках движения WorldSkills;
4) изучение методов проектирования и организации чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства с использованием стандартов WorldSkills;
5) разработка конкурсных и оценочных заданий в соответствии с критериями оценки уровня освоения компетенций по стандартам WorldSkills;
6) развитие и совершенствование практических навыков и умений по использованию инструментов движения WorldSkills в образовательном процессе образовательных организаций СПО.
Результативность участия студентов образовательных организаций СПО в конкурсах профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills Russia, является одним из основных показателей национального (регионального) проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Результаты и обсуждение
В рамках реализации данного проекта до 2024 года должны быть обустроены 5000 современных мастерских. В рамках проекта проводился конкурс «Мастерская года», который был направлен на выявление лучших практик эффективного использования мастерских образовательных организаций. Благодаря этому конкурсу появилась конкуренция между колледжами и понимание необходимости наличия в каждом регионе России колледжей инфраструктура которых соответствует современным требованиям. Особое внимание должно быть уделено улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащённости колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам. Реализация проекта «Молодые профессионалы» направлена на обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами.
Качество в системе среднего профессионального образования измеряется уровнем сформированности компетенций студентов [3]. Одним из направлений работы по введению системы независимой оценки компетенций являются конкурсы профессионального мастерства.
В системе профессионального образования существуют профессии, при обучении которым так же необходимо одновременное формирование опыта творческой деятельности, что должно стать неотъемлемым компонентом содержания производственного обучения. Одним из эффективных дидактических средств для формирования навыков творческой деятельности обучающихся и являются введенные в образовательный процесс конкурсы профессионального мастерства.
Конкурс профессионального мастерства является одной из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях развития и популяризации специальности, повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся [7]. Конкурсы профессионального мастерства проводятся ежегодно по всем профессиям/специальностям [5]. Существуют различные виды проводимых соревнований (олимпиада; внутригрупповой конкурс, конкурс в пределах одной образовательной организации СПО, районный конкурс) и формы проведения (теоретическая и практическая формы).
Для качественного проведения конкурсов профессионального мастерства необходимо организационно-методическое сопровождение. Его структура может быть следующей: нормативное обеспечение; информационное обеспечение; экспертное обеспечение; организационное обеспечение.
Для более эффективного проведения конкурсов на базе образовательной организации следует руководствоваться алгоритмом подготовки к их проведению (рисунок 1).
1.1. Создание рабочей группы.
1.2. Разработка плана проведения конкурса
1.3. Определение конкретных мероприятий.
1.4. Распределение обязанностей между членами рабочей группы и назначение ответственных за подготовку и проведение каждого мероприятия.
1.5. Составление плана материально - технического обеспечения.
1. Подготовительный 1.6. Составление и утверждение сметы расходов.
этап 1.7. Подготовка материально - технической базы, технической
и технологической документации.
1.8. Разработка программы проведения мероприятия.
1.9. Подготовка сценария открытия и закрытия конкурсов.
1.10. Подготовка и рассылка информационного сообщения.
1.11. Организация сопутствующих мероприятий
(покупка призов, решение вопроса размещения приезжих участников, культурно-массовая и образовательная программа и т.д.)
2.1. Прием, регистрация и размещение участников.
2.2. Обеспечение работы мероприятий в соответствии с программой. 2. Основной этап 2 3- пРовеДение сопутствующих мероприятий.
3.1. Анализ проведенного мероприятия по следующим направлениям:
- удовлетворенность полученным результатом;
- выявление проблем в результате прохождения конкурсов;
- содержание изменений в контексте выявленных проблем на следующий учебный год.
Рисунок 1. Алгоритм подготовки к проведению конкурса Общее руководство и проведение конкурса осуществляет оргкомитет. Каждый член оргкомитета отвечает за определенный участок в организации конкурса, таким образом, все держится под контролем, а именно идет подготовка аудиторий, технологических лабораторий и мастерских для проведения конкурса. Разрабатывается содержание теоретических и практических конкурсных заданий. Составляются и утверждаются критерии оценок конкурсных заданий.
Оргкомитет назначает состав жюри, в состав которого входят руководители и специалисты предприятий социальных партнеров по данной отрасли. Оргкомитет информирует учащихся о значении, целях и содержании конкурса.
3. Заключительный этап
Целью конкурса профессионального мастерства является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов, выявление наиболее талантливых обучающихся, утверждение престижа профессии/специальности в современных условиях, формирование профессиональных компетенций, стимулирование творческого роста обучающихся, выработка у обучающихся профессиональное и научно-познавательное мышление, а также способность самостоятельно принимать решения, что обеспечит высокое качество и производительность труда.
Типовые задачи конкурса профессионального мастерства следующие: анализ способностей обучающихся СПО к решению профессионально значимых задач, формирование у участников профессионального самосознания, самостоятельности, ответственности, проверка способностей у обучающихся к самостоятельной деятельности, ее анализу, проектированию, реализации, углубление теоретических знаний, развитие профессиональных компетенций, мотивация к повышению уровня профессиональной компетентности, проверка к самостоятельной профессиональной деятельности будущего специалиста [13].
Любой конкурс чаще всего проводится в два этапа: теоретический и практический этапы.
Теоретическая часть конкурса состоит из тестовых заданий первого, второго и третьего уровней сложности. В теоретическую часть конкурса желательно включать эвристические задания, требующие от участников самостоятельного преобразования приобретенных знаний при решении нетиповых производственных задач. Содержание и сложность теоретического задания должны соответствовать образовательной программе и Государственному стандарту по профессии.
Практический этап состязания проводится в мастерских, лабораториях СПО. Сложность выполненной работы должна соответствовать требованиям квалификационной характеристики. В практическую часть кроме обязательной программы вводится творческий элемент. Часть задания выдается сверх программы производственного обучения. Его можно было получить факультативно или же изучить самостоятельно. Таким образом у конкурсантов появляется возможность самостоятельно проанализировать и преодолеть встречающиеся в процессе выполнения задания затруднения.
Очень интересен вопрос подготовки участников образовательной организацией. Существуют два основных подхода к подготовке участников:
1) студентов не готовят отдельно;
2) студентов целенаправленно готовят к конкурсу [7].
В первом случае идет обычный учебный процесс со всеми студентами, потом на основе внутреннего конкурса выбираются лучшие студенты. Непосредственно перед конкурсом, когда есть примерные задания, идет подготовка этих лучших студентов с учетом примерных заданий. Такой подход характерен, например, для Германии, где большинство учебных заведений ведут подготовку именно таким образом. В учебных планах там приобретению практических навыков отдано достаточно большое время, что невозможно выполнить в наших условиях из-за действующих стандартов.
Второй подход предполагает целенаправленную подготовку конкретных студентов. Часто они обучаются по индивидуальному учебному плану, оттачивают свои навыки в выполнении заданий конкурсов предыдущих лет. Если, например, участник или участники (в командных видах конкурсов) претендуют на участие в мировом конкурсе, то вокруг этого участника (участников) создается целая команда, включающая, в том числе, даже психологов и многих других специалистов. Команда ездит по разным странам и набирается опыта. Именно при таком виде подготовки обычно получают первые места в мировых чемпионатах.
Принципы, которые могут быть использованы при подготовке к конкурсам профессионально мастерства [10]:
1. Системность и непрерывность - подготовка к конкурсам должна начинаться с первого курса и продолжаться на протяжении всего периода обучения студента.
2. Максимальная самостоятельность - как в выполнении самих заданий,
3. так и в принятии решений в различных возникающих ситуациях.
4. Активность знаний - все знания и навыки, полученные при подготовке к конкурсам актуальны и требуют постоянного их применения, расширения и углубления.
5. Принцип опережающего уровня сложности — задания для подготовки к конкурсам должны иметь повышенный уровень сложности.
6. Анализ результатов прошедших конкурсов - рефлексия.
7. Индивидуальный подход - учитываются как психологические особенности конкурсанта, так и его профессиональные качества.
Основными стимулами участия в конкурсах является возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации, общественное признание, а так же материальное поощрение. Это дает возможность студентам самоутвердиться, оценить свои силы, совершенствоваться в выбранной профессии, показать профессиональные знания и умения. А работодателям эти конкурсы позволяют найти талантливые «кадры» [2].
Заключение
Подобные конкурсы профессионального мастерства развивают общие и профессиональные компетенции у обучающихся, способствуют повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования, а так же позволяют осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов; активизировать рефлексию обучающихся, способствуют осознанию ими затруднений, проблем в выполнении задания и поиску средств их преодоления; реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности; совершенствовать учебный процесс [14; 11].
Список литературы
1. Агатаев К.М. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills International - не панацея, а требование рынка труда // Педагогическая наука и практика. 2019. №3(25). С. 76-79.
2. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. 2016. №15.1. С. 49-52.
3. Богачева Е.С. Среднее профессиональное образование: компетенции как институциональные параметры качества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Новочеркасск, 2011. 23 с.
4. Бурылов В.С. Роль олимпиад и конкурсов в системе спо в повышении качества образования // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2020. №1. С. 39-42.
5. Васильева Н.А., Пересторонин Г.А., Юрьева Л.В. Профессиональные конкурсы как трамплин повышения профессионального потенциала студентов СПО // Материалы V Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации». Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2018. С. 300-304.
6. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
7. Коновалова Ю.В. Конкурсы профессионального мастерства как элемент профессиональной подготовки студентов СПО // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Инновации. Наука. Молодежь». Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2019. С. 90-92.
8. Малиновский Е.С. Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. Вып. 3. С. 38-43.
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.04.2021).
10. Ольховикова О.В. Принципы подготовки к конкурсам профессионального мастерства студентов СПО // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №1. С. 2.
11. Ольховикова О.В., Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-1. С. 182-189.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 01.04.2021).
13. Самигуллин Р.Р., Демин С.А. Особенности подготовки участников к чемпионатам Worldskills // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» / под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 591-593.
14. Соловьева С.И., Гитман Е.К. Повышение качества подготовки студентов СПО через реализацию конкурсной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. С. 19-25.
15. Тулегенов Е.Н. Транслирование опыта проведения чемпионатов Worldskills в период карантина // Педагогическая наука и практика. 2020. №3(29). С. 114-115.
Competition organization technologies in the secondary vocational education system Galina A. Kuzmenko
Doctor of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of theoretical foundations of physical culture, sports and health of the Institute of physical culture, sports and health, Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia Kuzmenkoga2010@yandex.ru 0000-0002-6308-5211
Irina A. Niderman
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia NidermanlA@mgpu.ru 0000-0002-8838-1228
Galina N. Podchalimova
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Dean of the Faculty of advanced training and professional retraining Kursk State University Kursk, Russia fpkkursksu@yandex.ru 0000-0001-8827-7079
Mikhail A. Pravdov
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Professor of the Department of theory and methodology of physical culture and sports
Ivanovo State University, Shuya branch Shuya, Russia pravdov@yandex.ru 0000-0002-5864-3901