Конкурсы в системе среднего профессионального образования как действенный инструмент
развития
Инна Валериановна Воробьева
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия [email protected] 0000-0001-9417-6477
Анна Алексеевна Головкина
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Ивановский государственный университет, Шуйский филиал Шуя, Россия
[email protected] 0000-0003-1454-0000
Наталия Алексеевна Звонарева
кандидат психологических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московский городской педагогический университет Москва, Россия [email protected] 0000-0001-7914-2121
Юрий Борисович Никифоров
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин
Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия [email protected] 0000-0002-1979-0124
Андрей Юрьевич Петров
кандидат юридических наук, доцент, эксперт ООО СП «Содружество» Москва, Россия [email protected] 0000-0001-8238-771Х
Татьяна Николаевна Семенова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Чебоксары, Россия [email protected] 0000-0002-0814-1057
Поступила в редакцию 10.02.2021 Принята 02.03.2021 Опубликована 22.04.2021
< 10.25726/п6223-0778-9731-г
Аннотация
В статье рассматривается понятие «конкурс», приводятся примеры различных конкурсов в системе среднего профессионального образования (СПО), в том числе региональных конкурсов для педагогических работников (преподавателей и мастеров производственного обучения), федеральных конкурсов на получение грантовой поддержки для профессиональных образовательных организаций. Выдвинута гипотеза, что участие в конкурсах является хорошим инструментом развития для профессиональных образовательных организаций и их сотрудников. Цель статьи - обоснование актуальности проведения конкурсов различной направленности в системе среднего профессионального образования. Методы исследования - аналитический обзор, сравнение, методы анализа и синтеза, статистического анализа. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что конкурсы как соревнования и как торги являются действенным инструментом личностного и профессионального развития для педагогических работников, механизмом, способствующим развитию самой образовательной организации (ОО) СПО. Приведены примеры личных и профессиональных качеств, которые формируются и/или совершенствуются у участников конкурсов.
Ключевые слова
конкурс; образовательная организация; профессиональное развитие; качество; мастер производственного обучения; среднее профессиональное образование.
Введение
Понятие «конкурс» произошло от латинского слова «concursus», что в переводе означает стечение, столкновение, встреча. В Большой советской энциклопедии [1], в толковом словаре Ушакова [17], в Малом академическом словаре [5] под этим понятием понимается соревнование между участниками с целью выявить лучшего или достойного из них. Созвучное определение дано в юридическом словаре, где под конкурсом понимается «отбор ограниченного количества участников из общего числа, претендующих на заключение договора, получение заказа, приобретение товара, приватизацию имущественных ценностей, занятие должности и т. д.» [18]. В обоих значениях данное понятие используется в системе образования. Для участников образовательных отношений проводятся конкурсы (соревнования) с целью поощрения достижения ими наивысших образовательных и профессиональных результатов, выявления лучших способов решения профессиональных задач, с целью мотивации к образовательной деятельности. Например, в системе высшего и среднего профессионального образования международным движением WorldSkills International организуются конкурсы профессионального мастерства по 6 тематическим блокам: строительная сфера, информационные технологии (ИТ), промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн. Их цель - «повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом» [2]. В России такие чемпионаты в системе образования проводятся сначала на региональном, а затем на всероссийском уровне. Их участники (обучающиеся профессиональных образовательных организаций) демонстрируют уровень своей профессиональной подготовки (теоретической и практической). Лучшие входят в состав национальной сборной и представляют Россию на международном уровне один раз в два года.
Для преподавателей и мастеров производственного обучения участие в таких конкурсах возможно в качестве экспертов. Чтобы стать экспертами педагоги проходят обучение с последующим тестированием и получением документа - Свидетельства, действительного в течение 2 лет с момента получения. Статус эксперта дает им право организовывать и проводить мероприятия по стандартам WorldSkills. Преподаватель или мастер производственного обучения, имеющий статус международного эксперта, принимает участие в международных соревнованиях, участвует в отборе победителей чемпионатов мероприятий и/или кандидатов в состав национальной сборной.
Материалы и методы исследования
В России для преподавателей и мастеров производственного обучения на федеральном и региональном уровнях проводятся профессиональные конкурсы. Такого рода мероприятия позволяют не только оценить уровень их педагогического мастерства, но и являются хорошим способом для дальнейшего развития педагогов. Например, в период с 2017 по 2019 год профессиональные конкурсы проводились в 21 субъекте Российской Федерации [3]. Примеры таких состязаний: «Лучший преподаватель системы СПО» (Саратовская область), «Педагогический работник года в системе профессионального образования Ростовской области», «Преподаватель СПО» (Иркутская область), «Преподаватель года» (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский края, Кемеровская, Курская, Самарская, Сахалинская, Смоленская области, город Санкт-Петербург).
Результаты и обсуждение
Целью проведения конкурсов в Иркутской, Костромской, Курской, Магаданской, Ростовской, Смоленской, Саратовской областях, а также в Пермском крае и в городе Санкт-Петербурге было развитие активности и творческого потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций, повышение их профессионализма и компетентности, содействие их профессиональному росту. Среди задач проводимых мероприятий имели место задачи, направленные на выявление и развитие уровня педагогического мастерства. Например, региональный конкурс Иркутской области «Лучшая методическая разработка» был направлен на «повышение профессиональной компетенции и уровня профессионального мастерства педагогов в условиях ФГОС и Профессионального стандарта педагога» [12]. «Преподаватель СПО» в Иркутской области [11], региональные конкурсы «Преподаватель года» в Камчатском крае, в Курской и Сахалинской областях [810], конкурс «Преподаватель года в системе среднего профессионального образования Санкт-Петербурга» [7] - на повышение или совершенствование профессионального мастерства педагогических работников. Краевой конкурс «Преподаватель года» в Камчатском крае предполагал «создание условий для самореализации педагогов» [8].
Несмотря на то, что цели и задачи такого рода профессиональных состязаний могут отличаться, данные мероприятия, как форма развития педагогических работников, доказала свою эффективность. В Приволжском федеральном округе в 2020 году на межрегиональном уровне состоялся II Открытый конкурс «Мастер года - 2020» [14]. В нем приняли участие мастера производственного обучения и преподаватели, осуществляющие подготовку обучающихся по профессиям и специальностям 5 компетенций WorldSkills: «Поварское дело», «Кирпичная кладка», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Сварочные технологии» и «Предпринимательство». Мероприятие было направлено на выявление, изучение и распространение эффективных практик подготовки рабочих и специалистов, инновационного опыта работы, а одной из задач было повышение уровня профессиональной компетентности мастеров производственного обучения/преподавателей профессионального цикла с учетом спецификации стандартов WorldSkills [8].
В 2020 году состоялся «Мастер года» в Псковской области [16], областной конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года-2020», «Мастер года-2020» в Курской области. Целью мероприятий стало дальнейшее развитие региональной системы профессионального образования [16].
В 2021 году конкурс «Мастер года» впервые объявлен и пройдет на всероссийском уровне. Его участники — мастера производственного обучения и преподаватели учебных дисциплин, модулей, курсов, практик профессионального цикла [6]. Помимо распространения передового опыта педагогической деятельности его задачами являются повышение профессионализма его участников, обмен новыми идеями.
Проведенный анализ материалов вышеуказанных конкурсов показал, что данные мероприятия не только выявляют, но и повышают уровень квалификации (мастерства) его участников. Совершенствованию профессиональных компетенций способствует подготовка к самому мероприятию и его испытаниям, а также участие конкурсантов в очных этапах. Новые конкурсные испытания, новая
тематика заданий, выступление перед экспертами, соревновательный дух, незнакомая аудитория обучающихся, новая обстановка демонстрации своих компетенций являются своеобразным толчком для участников, заставляют их собраться и продемонстрировать свои знания, способности, умения.
В рамках разных конкурсов проводятся разные конкурсные испытания. Одни помогают участникам показать свое практическое мастерство обучения и воспитания (например, такие, как: «Учебное занятие», «Мастер-класс», «Разговор со студентами», «Онлайн-урок»). Другие определяют уровень профессиональной компетентности (например, «Технологическая карта учебного занятия», «Методическая разработка воспитательного мероприятия», «Методический семинар», «Решение педагогических ситуаций»). Проведение открытого учебного занятия, мастер-класса, методического семинара, обсуждение заданной темы с обучающимися, решение педагогической задачи и некоторые другие выявляют и развивают профессионально важные качества участников, например такие, как:
- аналитические способности (умение анализировать, обобщать, выявлять закономерности);
- коммуникативные умения (эмоциональная гибкость, умение привлечь внимание аудитории, наладить контакт с каждым присутствующим, способность задавать модель коммуникации, убедительность выступления, умение аргументировать свою позицию, толерантное отношение к мнениям других, умение слушать, слышать, адекватно реагировать; тактичность, корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, грамотность речи, соответствие выбранного стиля речи ситуации общения, умение формулировать вопросы и др.);
- эмоционально-волевые качества (выдержка, собранность, уверенность в себе, владение ситуацией, доброжелательность, требовательность);
- организационные умения (четкое планирование своей деятельности и деятельности обучающихся во времени, корректировка ее при необходимости; создание и поддержание высокой интенсивности деятельности обучающихся; организация их самостоятельной поисковой деятельности; получение результата занятия; создание и поддержание атмосферы взаимодействия и взаимоуважения);
- информационная компетентность (использование разных источников информации, обработка и предъявление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение);
- методическая компетентность (способность реализовать выбранные технологию, методы, приемы обучения (владение ими), их соответствие достижению цели, решению поставленных задач, получению запланированных результатов);
- умение мотивировать к обучению (способность использовать различные способы мотивации, поддерживать познавательный интерес к занятию в течение всего срока его проведения).
В целом можно констатировать, что профессиональный конкурс - это, с одной стороны, состязание, с другой — способ оценивания уровня профессиональных компетенций конкурсантов, с третьей - метод их профессионального развития и роста. Конкурс - это интенсивный курс обучения. На очном этапе конкурсанты получают доступ к новым идеям и знаниям, к инновационному, проверенному опыту своих коллег, к подсказкам или готовым решениям, которые можно сразу же, либо после их адаптации применять в своей профессиональной деятельности. Сама возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом многого стоит. Особые условия проведения (сжатые временные сроки, большой эмоциональный накал) способствуют мобилизации внутренних сил и резервов участника мероприятия. Нацеленность на результат дает толчок к максимальному самораскрытию, демонстрации всех своих возможностей и способностей.
Однако конкурсы в значении «торги» также могут быть хорошим способом для развития не только авторов заявок на участие, но и всего педагогического коллектива, всей образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования (далее - ОО СПО). Для ОО СПО на федеральном уровне проводятся конкурсы (торги) с целью оказания им материально-технической, финансовой помощи в решении ими поставленных задач, связанных с воплощением собственных планов развития, достижения целей и реализации задач, поставленных федеральными и региональными программами развития образования.
Для участия в мероприятии на получение гранта в ОО СПО создается рабочая группа, целью деятельности которой является грамотное составление конкурсной заявки на основе проведенного анализа сильных и слабых сторон организации, ее материально-технической базы, кадрового потенциала, планов и перспектив развития, финансовых возможностей организации, возможностей привлечения источников софинансирования из регионального или муниципального бюджета и внебюджетных (спонсорских средств, средств социальных партнеров). Например, для получения субсидии в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» потенциальные получатели гранта должны выполнить следующие требования [4]:
- обеспечить софинансирование из регионального бюджета и внебюджетных источников (в денежной форме);
- потратить полученные федеральные деньги только на цели, указанные в конкурсной документации (на приобретение оборудования, средств обучения, средств вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, мебели);
- создать мастерские по приоритетным группам компетенций, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, а помещения отремонтировать в соответствии данными рекомендациями на привлеченные региональные или внебюджетные средства.
Заключение
В случае выигрыша ОО СПО становится получателем гранта и реализует мероприятия, указанные ей в заявке на участие в конкурсе. Для качественного исполнения взятых на себя обязательств члены рабочей группы и педагогический коллектив организации должны проявить такие качества, как: организованность; ответственность; целеоориентированность (нацеленность на результат); умение сотрудничать и работать в команде; умение работать в режиме многозадачности; умение расставлять приоритеты (умение корректировать планы, отдавать предпочтение важным, первоочередным задачам); умение управлять временем (тайм-менеджмент).
Соответственно, эти качества могут быть сформированы у работников в условиях совместной работы в рамках реализуемого рабочей группой проекта. Также у них появляется бесценный опыт взаимодействия. Успешная совместная проектная работа приводит к сплоченности членов группы, желанию и дальше работать сообща, ставить новые цели и достигать их.
Необходимо добавить, что в 2020 году впервые на федеральном уровне для таких организаций - грантополучателей был объявлен и проведен конкурс лучших практик использования мастерских образовательных организаций [15]. Среди его целей были: выявление лучших практик использования мастерских профессиональных образовательных организаций, созданных в рамках национального проекта «Образование» и стимулирование профессиональных образовательных организаций на развитие и совершенствование материально-технической базы. Конкурс в данном случае выступил в качестве мотиватора для профессиональных образовательных организаций по обновлению и активному использованию своих мастерских.
Таким образом конкурсы как соревнования и как торги являются действенным инструментом личностного и профессионального развития для педагогических работников, механизмом, способствующим развитию самой ОО СПО.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия // Словари и Энциклопедии. Ши http://www.endic.ru/enc_sovet/Konkurs-27360.html (дата обращения: 01.04.2021).
2. Движение WorldSkills // АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения: 01.04.2021).
3. Захарова Л.В. Оценка педагогического мастерства преподавателя профессиональной образовательной организации в рамках региональных профессиональных конкурсов: дипломная работа // АНО ДПО «Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки». СПб., 2019.
4. Конкурсная документация конкурсного отбора в 2020 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/document/22a537675a317532fe9d6e53f8257de8/download/2184/ (дата обращения: 01.04.2021).
5. Малый академический словарь / Словари и Энциклопедии. http://www.endic.ru/academic/Konkurs-14769.html (дата обращения: 01.04.2021).
6. О Всероссийском конкурсе «Мастер года» среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Российской Федерации: приказ Министерства просвещения РФ от 29 января 2021 г. №31 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/document/f7845ebc3fde83cd6562356f483d5bdd/download/3526/ (дата обращения: 01.04.2021).
7. О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2010 №1678: распоряжение Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 01 июня 2016 г. №48 // Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. http://knvsh.gov.spb.ru/contests/view/244 (дата обращения: 01.04.2021).
8. О проведении краевого конкурса «Преподаватель года» среди преподавателей профессиональных образовательных организаций в Камчатском крае в 2018 году: приказ Министерства образования и молодежной политики Камчатского края от 22.02.2018 №173. // Министерство образования и молодежной политики Камчатского края. http://kamchatkairo.ru/index.php/konkursi (дата обращения: 01.04.2021).
9. О проведении областного конкурса «Преподаватель года-2018»: распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 04.09.2018 №3.12-98-р. // Министерство образования Сахалинской области. http://obrazovanie.admsakhalin.ru/ documents/ndocs/2018/documents/2018_0509_0848_980p.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
10. О проведении областного конкурса профессионального мастерства «Преподаватель года-2017, «Мастер года - 2017» среди педагогов профессиональных образовательных организаций по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий: приказ Администрации Курской области от 06.03.207 №1-124 // Комитет образования и науки Курской области. http://kiro46.ru/docs/prikaz_1-124_ot_6_marta_ 2017_goda.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
11. О проведении регионального конкурса «Преподаватель среднего профессионального образования - 2018: распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21 марта 2018 г №168-мр // Министерство образования Иркутской области. http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/doc038_1.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
12. О региональном конкурсе «Лучшая методическая разработка»: распоряжение Министерства образования Иркутской области от 29 ноября 2018 г. №754-мр. // Министерство образования Иркутской области. http://irkobl.ru/sites/minobr/ meropriytie/konkurs_profmaster/2018/Распоряжение%20от%2029%2011 %202018%20№754-мр%20об%20 утв%20%20%20Лучшая%20метод%20разработка%20[1]^ (дата обращения: 01.04.2021).
13. Об утверждении Положения о краевом конкурсе «Преподаватель года-2018»: распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 22 мая 2018 г. №665. // Министерство образования и науки Хабаровского края. https://profobr27.ru/upload/ iblock/757/Polozhenie-o-kraevom-konkurse.PDF (дата обращения: 01.04.2021).
14. Положение о II Межрегиональном открытом конкурсе мастеров производственного обучения преподавателей профессионального цикла профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа «Мастер года - 2020» // Минобразования Чувашии. http://assorg.ru/document/meropriyatiya/konkurs/mastergoda2020/pol.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
15. Положение о конкурсе лучших практик использования мастерских образовательных организаций // Министерство просвещения Российской Федерации. https://mipkkazan.ru/documents/polojenie-o-konkurse-luchshih-praktik.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
16. Положение о конкурсе профессионального мастерства среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций Псковской области «Мастер года - 2020» // Министерство просвещения Российской Федерации. http://competition.pskovedu.ru/2020/Position_master_year_2020.pdf (дата обращения: 01.04.2021).
17. Толковый словарь Ушакова // Словари и Энциклопедии. http://www.endic.ru/ushakov/Konkurs-24730.html (дата обращения: 01.04.2021).
18. Юридический словарь // Словари и Энциклопедии. URL: http://www.endic.ru/legal/Konkurs-8483.html (дата обращения: 01.04.2021).
Competitions in the secondary vocational education system as an effective tool for development Inna V. Vorobyova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of the Department of humanities Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia [email protected] 0000-0001-9417-6477
Anna A. Golovkina
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor
Associate professor of the Department of theory and methodology of physical culture and sports Ivanovo State University, Shuya branch Shuya, Russia [email protected] 0000-0003-1454-0000
Natalia A. Zvonareva
Candidate of psychological sciences, Associate professor of the Department of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-7914-2121
Yuri B. Nikiforov
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor Associate professor of the Department of physical culture and biomedical disciplines Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia [email protected] 0000-0002-1979-0124
Andrey Yu. Petrov
Candidate of Law, Associate professor, Expert LLC joint venture «Commonwealth» Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-8238-771X
Tatyana N. Semenova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of correctional pedagogy Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Cheboksary, Russia [email protected] 0000-0002-0814-1057
Received 10.02.2021 Accepted 02.03.2021 Published 22.04.2021
i 10.25726/n6223-0778-9731 -r
Abstract
The article discusses the concept of "competition", provides examples of various competitions in the secondary vocational education system, including regional competitions for teaching employees (teachers and masters of vocational training), federal competitions for grant support for professional educational organizations. It has been assumed that participation in competitions is a good development tool for professional educational organizations and their employees. The purpose of the article is to substantiate the relevance of holding various competitions in the secondary vocational education system. The research methods are as follows: analytical review, comparison, analysis and synthesis methods, statistical analysis. By the results of the research held it was deduced that the competitions as contestations and tenders make an efficient tool for personal and professional development for the teaching staff, the mechanism promoting development of educational establishments of secondary vocational education. The examples of personal and professional qualities that are formed and/or improved among the participants of the competitions are given.
Keyword
competition; educational organization; professional development; quality; master of vocational training; secondary vocational education.
References
1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija // Slovari i Jenciklopedii. URL: http://www.endic.ru/enc_sovet/Konkurs-27360.html (data obrashhenija: 01.04.2021).
2. Dvizhenie WorldSkills // ANO «Agentstvo razvitija professional'nogo masterstva (Vorldskills Rossija)». https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (data obrashhenija: 01.04.2021).
3. Zaharova L.V. Ocenka pedagogicheskogo masterstva prepodavatelja professional'noj obrazovatel'noj organizacii v ramkah regional'nyh professional'nyh konkursov: diplomnaja rabota // ANO DPO «Sankt-Peterburgskij universitet povyshenija kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki». SPb., 2019.
4. Konkursnaja dokumentacija konkursnogo otbora v 2020 godu grantov iz federal'nogo bjudzheta v forme subsidij juridicheskim licam v ramkah realizacii meroprijatija «Gosudarstvennaja podderzhka professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij v celjah obespechenija sootvetstvija ih material'no-tehnicheskoj bazy sovremennym trebovanijam» federal'nogo proekta «Molodye professionaly» (Povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovanija)» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://docs.edu.gov.ru/document/22a537675a317532fe9d6e53f8257de8/download/2184/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
5. Malyj akademicheskij slovar' / Slovari i Jenciklopedii. http://www.endic.ru/academic/Konkurs-14769.html (data obrashhenija: 01.04.2021).
6. O Vserossijskom konkurse «Master goda» sredi masterov proizvodstvennogo obuchenija professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii: prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 29 janvarja 2021 g. №31 // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://docs.edu.gov.ru/document/f7845ebc3fde83cd6562356f483d5bdd/download/3526/ (data obrashhenija: 01.04.2021).
7. O merah po realizacii postanovlenija Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 08.12.2010 №1678: rasporjazhenie Komiteta po nauke i vysshej shkole Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 01 ijunja 2016 g. №48 // Komitet po nauke i vysshej shkole Pravitel'stva Sankt-Peterburga. http://knvsh.gov.spb.ru/contests/view/244 (data obrashhenija: 01.04.2021).
8. O provedenii kraevogo konkursa «Prepodavatel' goda» sredi prepodavatelej professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij v Kamchatskom krae v 2018 godu: prikaz Ministerstva obrazovanija i molodezhnoj politiki Kamchatskogo kraja ot 22.02.2018 №173. // Ministerstvo obrazovanija i molodezhnoj politiki Kamchatskogo kraja. http://kamchatkairo.ru/index.php/konkursi (data obrashhenija: 01.04.2021).
9. O provedenii oblastnogo konkursa «Prepodavatel' goda-2018»: rasporjazhenie Ministerstva obrazovanija Sahalinskoj oblasti ot 04.09.2018 №3.12-98-r. // Ministerstvo obrazovanija Sahalinskoj oblasti. http://obrazovanie.admsakhalin.ru/ documents/ndocs/2018/documents/2018_0509_0848_980p.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
10. O provedenii oblastnogo konkursa professional'nogo masterstva «Prepodavatel' goda-2017, «Master goda - 2017» sredi pedagogov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij po razrabotke i vnedreniju v uchebnyj process innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: prikaz Administracii Kurskoj oblasti ot 06.03.207 №1-124 // Komitet obrazovanija i nauki Kurskoj oblasti. http://kiro46.ru/docs/prikaz_1-124_ot_6_marta_ 2017_goda.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
11. O provedenii regional'nogo konkursa «Prepodavatel' srednego professional'nogo obrazovanija - 2018: rasporjazhenie Ministerstva obrazovanija Irkutskoj oblasti ot 21 marta 2018 g №168-mr // Ministerstvo obrazovanija Irkutskoj oblasti. http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/doc038_1.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
12. O regional'nom konkurse «Luchshaja metodicheskaja razrabotka»: rasporjazhenie Ministerstva obrazovanija Irkutskoj oblasti ot 29 nojabrja 2018 g. №754-mr. // Ministerstvo obrazovanija Irkutskoj oblasti. http://irkobl.ru/sites/minobr/
meropriytie/konkurs_profmaster/2018/Rasporjazhenie%20ot%2029%2011 %202018%20№754-mr%20ob%20 utv%20%20%20Luchshaja%20metod%20razrabotka%20[1].pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
13. Ob utverzhdenii Polozhenija o kraevom konkurse «Prepodavatel' goda-2018»: rasporjazhenie Ministerstva obrazovanija i nauki Habarovskogo kraja ot 22 maja 2018 g. №665. // Ministerstvo obrazovanija i nauki Habarovskogo kraja. https://profobr27.ru/upload/ iblock/757/Polozhenie-o-kraevom-konkurse.PDF (data obrashhenija: 01.04.2021).
14. Polozhenie o II Mezhregional'nom otkrytom konkurse masterov proizvodstvennogo obuchenija prepodavatelej professional'nogo cikla professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Privolzhskogo federal'nogo
okruga «Master goda - 2020» // Minobrazovanija Chuvashii. http://assorg.ru/document/meropriyatiya/konkurs/mastergoda2020/pol.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
15. Polozhenie o konkurse luchshih praktik ispol'zovanija masterskih obrazovatel'nyh organizacij // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. https://mipkkazan.ru/documents/polojenie-o-konkurse-luchshih-praktik.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
16. Polozhenie o konkurse professional'nogo masterstva sredi pedagogicheskih rabotnikov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Pskovskoj oblasti «Master goda - 2020» // Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. http://competition.pskovedu.ru/2020/Position_master_year_2020.pdf (data obrashhenija: 01.04.2021).
17. Tolkovyj slovar' Ushakova // Slovari i Jenciklopedii. http://www.endic.ru/ushakov/Konkurs-24730.html (data obrashhenija: 01.04.2021).
18. Juridicheskij slovar' // Slovari i Jenciklopedii. URL: http://www.endic.ru/legal/Konkurs-8483.html (data obrashhenija: 01.04.2021).