Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО И РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ'

КОНФЛИКТ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО И РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
684
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНГО / ДРК / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНФЛИКТ / УЧАСТНИКИ / ИНТЕРЕСЫ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / RUSSIA / CONGO / DEMOCRATIC REPUBLIC OF CONGO / COOPERATION / CONFLICT / PARTICIPANTS / INTERESTS / SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Добрякова Наталья Анатольевна, Кармов Тимур Михайлович, Лобанов Владимир Борисович, Труфанов Глеб Алексеевич

В статье исследуется проблема эволюции перманентного вооруженного конфликта в Демократической Республике Конго, актуального для этой страны с 1990-х годов. С падением режима Мобуту, пытавшегося балансировать в 1980-е годы между Западом и СССР, эскалация конфликта, продолжающегося несколько десятилетий, несмотря на значительные усилия ООН, ввергла страну в состояние хаоса, из которого она лишь начинает выходить. В основе военно-политического кризиса в Конго лежит острая конкуренция за конголезские полезные ископаемые, общей стоимостью порядка 36 трлн. долларов. Показано, что Россия входит на экономическую арену ДРК с должной осторожностью, обусловленной отсутствием стабильности в стране на протяжении долгого периода. Отмечаются позитивные изменения, свидетельствующие о том, что в последнее время ситуация в республике и, соответственно, перспективы экономического взаимодействия России и Конго, улучшаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT IN THE DEMOCRATIC REPUBLIC OF THE CONGO AND RUSSIA: PROSPECTS FOR SETTLEMENT

In the article researched the problem of the evolution of permanent armed conflict in the Democratic Republic of the Congo, relevant to this country since the 1990s. With the fall of the Mobutu regime, which tried to balance between the West and the USSR in the 1980s, the escalation of the conflict, which continued for several decades, despite significant efforts by the UN, plunged the country into a state of chaos, from which it was just starting to emerge. At the heart of the military-political crisis in the Congo is fierce competition for Congolese minerals, with a total value of about 36 trillion dollars. It is shown that Russia enters the economic arena of the DRC with due caution due to the lack of stability in the country over a long period. It notes the positive changes, indicating that recently the situation in the republic and, accordingly, the prospects for economic cooperation between Russia and the Congo are improving.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО И РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 94(470)+327(672.4)« 199/210»

КАРМОВ Т.М., ДОБРЯКОВА Н.А., ЛОБАНОВ В.Б., ТРУФАНОВ Г.А. КОНФЛИКТ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО И РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: Россия, Конго, ДРК, сотрудничество, конфликт, участники, интересы, урегулирование.

В статье исследуется проблема эволюции перманентного вооруженного конфликта в Демократической Республике Конго, актуального для этой страны с 1990-х годов. С падением режима Мобуту, пытавшегося балансировать в 1980-е годы между Западом и СССР, эскалация конфликта, продолжающегося несколько десятилетий, несмотря на значительные усилия ООН, ввергла страну в состояние хаоса, из которого она лишь начинает выходить. В основе военно-политического кризиса в Конго лежит острая конкуренция за конголезские полезные ископаемые, общей стоимостью порядка 36 трлн. долларов. Показано, что Россия входит на экономическую арену ДРК с должной осторожностью, обусловленной отсутствием стабильности в стране на протяжении долгого периода. Отмечаются позитивные изменения, свидетельствующие о том, что в последнее время ситуация в республике и, соответственно, перспективы экономического взаимодействия России и Конго, улучшаются.

KARMOV, T.M., DOBRYAKOVA, N.A., LOBANOV, V.B., TRUFANOV, G.A.

CONFLICT IN THE DEMOCRATIC REPUBLIC OF THE CONGO AND RUSSIA: PROSPECTS FOR SETTLEMENT

Keywords: Russia, Congo, Democratic Republic of Congo, cooperation, conflict, participants, interests, settlement.

In the article researched the problem of the evolution of permanent armed conflict in the Democratic Republic of the Congo, relevant to this country since the 1990s. With the fall of the Mobutu regime, which tried to balance between the West and the USSR in the 1980s, the escalation of the conflict, which continued for several decades, despite significant efforts by the UN, plunged the country into a state of chaos, from which it was just starting to emerge. At the heart of the military-political crisis in the Congo is fierce competition for Congolese minerals, with a total value of about 36 trillion dollars. It is shown that Russia enters the economic arena of the DRC with due caution due to the lack of stability in the country over a long period. It notes the positive changes, indicating that recently the situation in the republic and, accordingly, the prospects for economic cooperation between Russia and the Congo are improving.

24 октября 2019 года в Сочи прошел саммит «Россия-Африка», который ознаменовал собой переход к новому этапу российско-африканских отношений, в частности вновь актуализировал изучение потенциала центральноафриканского региона, перспективы расширения здесь экономического присутствия РФ, а вместе с тем - потенциальных угроз и рисков. Основной блок интересов России в Африке заложен в политико-экономическом сотрудничестве и расширении зон влиянии РФ на африканском континенте.

Демократическая Республика Конго (ДРК) в этом смысле является интересным и перспективным партнером, а ее экономический потенциал и политико-стратегическое значение сложно переоценить, несмотря на скромный товарооборот между странами на современном этапе. Россия имеет достаточный опыт двусторонний взаимодействия с ДРК в самых разных сферах. Сегодня можно отметить особый взаимный интерес РФ и ДРК: 16 апреля 2019 года на XI Международном форуме «АТОМЭКСПО-2019» в Сочи была подписана дорожная карта сотрудничества между ДРК и РФ по развитию мирного использования и развития атомной энергетики [1]. В верхней палате парламента ДРК ^нат) с 2007 года действует «группа дружбы и взаимодействия ДРК - Россия». Конголезские сенаторы не раз посещали Россию, например, делегация Нацсобрания в 2010 году и Сената ДРК в 2012 году и в 2015 году [1]. Для конголезцев по-прежнему привлекательно российское образование. Конголезским студентам в России предоставляются стипендии [2]. В последнее время наметился ощутимый интерес РФ по отношению к ДРК и в плане улучшении дипломатического взаимодействия в целом.

Россия входит на экономическую арену ДРК с должной осторожностью, обусловленной отсутствием стабильности в стране на протяжении долгого периода. Но ситуация в последнее время стала меняться к лучшему. В.В. Путин во время встречи с президентом ДРК Феликсом Чисекеди 23 октября 2019 года отметил, что за 2018 год товарооборот между РФ и ДРК увеличился на 45 %, более того президент РФ выразил уверенность в возможности сотрудничества во многих других сферах - машиностроении, инфраструктуры, сотрудничества в военной сфере и пр. [6]. Феликс Чисекеди выразил надежду на дальнейшие инвестиции в экономику ДРК со стороны РФ и продолжение теплых дипломатических традиций взаимодействия между государствами.

В среде конголезской политической элиты очень популярна и распространена концепция о стратегической необходимости проведения диверсификации внешнеэкономической политики

ДРК, которая позволит миновать постоянную связь с одними и теми же странами Запада, как современными метрополиями XXI века. В данном свете представляется перспективной организация банков с международным участием, находящихся в ДРК и специализирующихся на стратегических для ДРК отраслях добычи и промышленности. Данные организации позволят развивать деловую интеграцию в Конго и аккомодировать экономические модели Запада под стиль и особенности ведения бизнеса в ДРК. Также подобные финансовые структуры будут привлекать в Конго иностранный капитал и выстраивать систему, способную интегрировать иностранные компании.

Что касается военного сотрудничества РФ и стран Африки, то опыт и репутация России, как одного из крупных поставщиков, а также имидж медиатора в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, позволяет ей быть привлекательным партнером. Именно здесь очерчивается наиболее сильный взаимный интерес. Спрос на российских инструкторов отражает стремление ДРК к построению своих вооруженных сил и полиции, а оборонный заказ ДРК будет выгоден для РФ, как долговременная экономическая и политическая платформа для выстраивания отношений.

Однако российские интересы не могут быть реализованы без построения эффективной системы их охраны. ДРК - территория, страдающая от постоянных политических конфликтов, где, наряду с их непосредственными субъектами - многочисленными незаконными вооруженными формированиями, особенно заметно проявляют себя интересы крупных международных промышленно-финансовых групп, что само по себе является серьезной и долговременной угрозой для успешного расширения сотрудничества и требует тщательного научного анализа и оценки.

Демократическая Республика Конго, являясь страной с большими запасами полезных ископаемых, остается ареной противостояния и конфликта интересов, как локальных, так и мировых игроков. Согласно оценкам «Национального агентства по поощрению инвестиций», приблизительная общая стоимость конголезских полезных ископаемых составляет более 36 трлн. долларов. Здесь находится почти 47% общемировых запасов кобальта, 25% промышленных алмазов, 14% тантала, 5% ювелирных алмазов, по 3% - меди и олова [3].

Результатом ожесточенной конкурентной борьбы за данные ресурсы стало вхождение в конголезскую экономическую жизнь мощных финансово-промышленных кампаний в лице американской «Фрипорт МакМоран», южноафриканских «Кибалиголдмайнс» и «Рандголд», «Меторекс», китайских «ММЖ» и «Синоидро», швейцарской «Гленкор» [2]. Дешевый «рабский» труд, при наличии самого примитивного оборудования, позволяет корпорациям-посредникам скупать кобальт по низкой цене, а затем перепродавать мировым гигантам [3]. Отсюда и характерная особенность действий местных незаконных вооруженных формирований (НВФ), стремящихся в первую очередь взять под контроль рудники [4].

В 2016 году сотрудники из международной организации Amnesty International провели расследования и выяснили тот факт, что основной покупатель кобальта с нелегальных рудников в ДРК - «Congo Dongfang Mining» - отделение китайского корпорации-гиганта «Zhejiang Huayou Cobalt Co., Ltd». Документальное исследование выявило, что «Zhejiang Huayou Cobalt Co., Ltd» подготавливает кобальт к перепродаже и продаёт его заводам по производству аккумуляторных батарей для самых разных видов техники в Китае и Южной Корее [5]. Таким образом, крупные мировые гиганты фактически поощряют отчуждение всех видов, эксплуатацию и воспроизводство нищеты.

Конфликты в ДРК давно привлекают внимание специалистов. Разработкой этой проблематики в отечественной науке занимались такие исследователи, как Г.М Сидорова [7], И. Евдокимов [2]. В зарубежной научной среде авторитетными специалистами являются Тьерри Виркулон, Клемент Намангале [8, 9]. Огромное количество докладов, резолюций, материалов «полевой» деятельности контингентов ООН в ДРК предоставляют доступ к информации о реальном состоянии дел в данном регионе [10, 11].

Падение режима Мобуту, пытавшегося балансировать между интересами Запада и СССР, спровоцировало эскалацию конфликта. После принятия полномочий президента Л.-Д. Кабилой, ДРК вновь оказалась на пороге гражданской войны. Кабила выслал из страны всех иностранных военных, а также гражданских чиновников, преимущественно тутси, расформировал подразделения армии, состоящие из тутси, что привело в 1997 г. к новой эскалации насилия, и в конфликт втянулись соседние государства. Ангола, Зимбабве (бывшая Родезия), Намибия, Судан

и Чад оказали поддержку Кабиле и его сателлитам, а Бурунди, Руанда, Уганда и представители ангольской оппозиционной партии УНИТА стали сотрудничать с повстанцами - преимущественно тутси. Все стороны данного конфликта преследовали свои цели [12]. Также предполагалось, что и США скрытно помогали Руанде и Уганде [13].

В 2001 году в результате покушения был убит президент ДРК Л.-Д. Кабила, преемником стал его родной сын Ж. Кабила. В июле 2002 года в городе Претория в ЮАР был подписан мирный договор между ДРК и Руандой. В сентябре 2002 года в городе Луанда было подписано мирное соглашение между ДРК и Угандой. В апреле 2003 г. были завершены переговоры между правительством ДРК, политическими партиями и оппозиционными вооруженными группировками НВФ (так называемый Межконголезский диалог), в ходе которых был, в определенной мере, достигнут консенсус касательно политического урегулировании конголезского кризиса. Между тем, в результате войны в ДРК произошла настоящая гуманитарная катастрофа (голод, эпидемии, военные преступления и экспоненциальный рост внутренней миграции) [9].

На время «переходного» периода руководство страной было возложено на Ж. Кабилу, как временно исполняющего обязанности президента Конго и его соратников-заместителей - Йеродиу, Нгому, а также на представителей вооруженной оппозиции - Бембу и Руберву. Однако в настоящий момент многостороннее конфликтное противостояние не прекратилось и ДРК по-прежнему остается зоной нестабильности.

Усилия ООН и международного сообщества довольно значительны. К 2012 году в ДРК находится около 20 тыс. миротворцев ООН, действующих в рамках миссии ООН (MONUSCO) по поддержанию мира в данной стране. Миссия ООН в ДРК была организована в ноябре 1999 года во исполнение резолюции № 1279 Совета Безопасности ООН в первую очередь для администрирования миротворческого процесса и осуществления надзора за ходом исполнения предписаний Лусакского соглашения (июль 1999 года) о прекращении огня. Миссия также исполняла мандаты по поддержанию и принуждению к миру в ДРК МООНДРК (позднее МООНСДРК) была возглавлена спецпредставителем Генерального Секретаря ООН ДРК У.Л. Свингом, бывшим послом США в ДРК, ЮАР, Нигерии, Либерии, Республике Конго (Браззавиль) и Гаити [7]. С тех пор миссия неоднократно расширяла количество привлекаемых сотрудников. Трудно переоценить объем усилий, который ООН прикладывает для урегулирования и управлении конфликтом в ДРК [14].

Значительную роль ООН сыграла при проведении и организации общенациональных выборов в ДРК в 2006 году, что свидетельствует о высокой степени интеграции ООН и официального ДРК в целях совместной координации действий и стратегического планирования -«укрепления доверия к мирному процессу посредством акцентирования внимания на неотложных мерах, предусматриваемых международным сообществом на региональном уровне после проведения выборов». В целом, основой стратегии ООН является укрепление правящего режима в ДРК с плавным смещением акцента от перманентной помощи к «к решению задач развития» [10].

Однако выборы так и не помогли стабилизировать и нормализовать обстановку в восточных регионах, находящихся под контролем НВФ, действующих и базирующихся на территории приграничных государств и занимающихся нелегальной добычей полезных ископаемых. Примером может служить деятельность Л. Нкунда (предводитель Код Гома, бывший офицер ВС ДРК), который получал оружие в обход ВС ДРК, а даже рекрутировал в свои отряды детей (264 случая в Северном Киву) [7].

Уже после выборов отряды под его командованием возобновили боевые действия против правительственных войск. Вопреки тому, что в начале 2008 года в городе Гома (Северное Киву) было подписано мирное соглашение между повстанцами и правительством, нкундовские отряды и проруандийские боевики из группировки «Демократический союз за освобождение Руанды» (ДСОР), фактически обесценили договоренности [7]. Силы ООН были вынуждены вновь оказать многопрофильную поддержку ВС ДРК [15].

Среди наиболее важных посреднических миссий возложенных на сотрудников ООН в Конго, - разоружение НВФ, контроль за оборотом оружия, помощь в мирном строительстве и развитии гражданских институтов, стимулировании «строительства» ВС ДРК, организация

помощи перемещенным лицам. Также действуют и отраслевые «министерства» ООН, такие как ПРООН (продовольственная миссия ООН), задача которой - борьба с бедностью.

Наиболее ощутимый результат принесло содействие МООНДРК (миссия ООН в ДРК) в создании национальной полиции (резолюция №1906 СБ ООН). В целом эта реформа в рамках интеграции и трансформации бывших членов НВФ таких, как «Май-май» заключалась в распределении полицейских военизированных контингентов в наиболее проблемных зонах: «Итури (провинция Восточная), Северном и Южном Киву 506 полицейских контингентов, 300 из которых были распределены на участках Саке-Масиси и Ручуру-Ишаша» [7]. Впрочем, на практике трансформация военных преступников в полицейских оказались тяжело достижимой [16].

Деятельность ООН, как посредника в урегулировании данного конфликта, все чаще становилась объектом критики. Так, известный французский исследователь Т.Виркулон считает, что действия конголезской армии, вкупе с МООНДРК, при подавлении выступления Нкунды (октябрь 2008 г.) хоть и увенчались успехом, но привели к гуманитарной катастрофе, многочисленным жертвам среди мирного населения; ООН выступила как неспособная исполнять свой мандат и защитить вверенное ей мирное население [8].

Надо сказать, что операции миротворцев ООН действительно не всегда являются корректными и этически верными. Например, со стороны миротворцев были зафиксированы случаи нарушения прав человека (в т.ч. - сексуальное насилие) [17]. Контингента ООН в ДРК состоят в основном из индийцев, пакистанцев и граждан африканских государств таких, как ЮАР. Сотрудники не всегда в достаточной мере обучены и компетентны, тяжелая работа и стресс приводят к сбоям, а меры контроля за личным составом и расследования в условиях работы патрулей и, в целом, оперативной деятельности малопродуктивны. Миротворцы погибают в перестрелках, попадают в засады на дорогах во время патрулирования, подрываются на самодельных взрывных устройствах. 25 февраля 2005 года 7 миротворцев ООН из Бангладеш попали в засаду боевиков и были убиты. 23 января 2006 года 8 миротворцев ООН из Гватемалы были убиты во время перестрелки с повстанцами [11]. Как отмечала Г.М. Сидорова, боестолкновения с НВФ, во-первых, рутинизированы, и во-вторых, носят казуальный характер [18].

Конфликтное взаимодействие с высокой концентрацией насилия в ДРК крайне сложно для урегулирования и имеет уже сильную традицию. А поскольку оно конституировано и базовые противоречия (экономические факторы), лежащие в основании конфликта в ДРК, а именно, интервенции в конфликт крупных корпораций, иностранных государств, огромное количество НВФ - не могут быть сняты как детерминанты, то редукция насилия в конфликте на первом этапе возможна лишь частично.

В этом смысле конфликт в ДРК можно уверенно классифицировать, как столкновение антагонистически непримиримых интересов различных социальных групп, что дает возможность использовать теоретические наработки апологетов «теории социального конфликта» - Р. Дарендорфа и Л. Козера [19]. Согласно «теории социального конфликта» существует два основных способа влияния на конфликт. Первый - это подавление; в случае политического конфликта - это уничтожение артикуляции интересов оппозицией или частичное удовлетворение ее интересов с последующим их исполнением.

Например, в предшествующий период режим Мобуту продемонстрировал варианты подавления политического конфликта путем включения оппозиционеров в коррупционную сеть, но такой вариант развития событий все равно, в итоге, не позволил режиму удержать власть. Учитывая же особенности генезиса политического процесса ДРК, - слабые коммуникации внутри страны, трайбализм, роль вооруженных сил правительства и их слабость, военный потенциал НВФ, то очевидно, что причины конфликта фундаментальны и подобные механизмы здесь фактически не могут работать [14]. Поэтому необходимо заявить об урегулировании конфликта, как методе, который нацелен именно на проявления конфликтного взаимодействия, что предполагает длительное существование противоречий, которые невозможно снять в краткосрочной перспективе [14].

Здесь необходимо оговориться, что институализация и структурирование в ДРК не будет действенными без последовательного правового и экономического воздействия международных

сил, включенных в миротворческую деятельность на территории ДРК, на бенефициаров-экспортеров полезных ископаемых, покупателей, перевозчиков и т.д. В огромном секторе государственной экономики республики в добывающей промышленности ДРК основными латентными операторами являются иностранные гиганты и фирмы посредники, делающие «грязный» кобальт легальным. Конфликт выгоден указанным стейкхолдерам, и для их нейтрализации необходимо максимально дезавуировать их присутствие и интересы. Само воздействие заключается в сужении каналов незаконного или нежелательного экспорта до узкого ряда компаний. Данный момент позволит поставить НВФ в жесткие рамки недофинансирования, что повысит их готовность к более широкому коалиционному представлению в рамках диалога с правительственными силами [16].

Важный инструмент урегулирования - участие третьей стороны (посредничество и арбитраж) - представляется наиболее эффективной формой управления в конфликте во всех сегментах процесса от выбора нейтральной территории, выработки нормативных организационных документов, сопровождения переговоров на всех стадиях, до помощи в составлении итоговых документов по соглашениям и до их исполнения. Авторитет и сила принуждения третьей стороны поможет преодолеть сопротивление при урегулировании конфликта, а ресурсная и нормативная базы - удержать намеченный курс и укрепить прочность соглашений. Так ООН посредством МООНСДРК воздействует на НВФ не силой оружия, а, в первую очередь, международным авторитетом. Однако при этом важно и соблюдать формат участия правительства ДРК, как полноценного государства в данном процессе.

Оптимальным решением по дальнейшему урегулированию является кооперация -разработка государственных социальных программ в сфере интеграции членов НВФ в общественную среду. Сюда относится и амнистия рядовым членам (не военным преступникам), возможность трудоустройства и т.д. Важным условием урегулирования являются эффективные вооруженные силы и полиция, которые в ДРК практически не оснащены. В этом смысле Россия может сыграть свою роль в виде поставщика вооружения и инструкторов. На 2018 год парк танков состоял в основном из старых советских машин типа Т-64 и китайских - Тип 59 и БРДМ-2, не говоря уже о средствах ПВО, авиации, артиллерии [20].

Но основная проблема для армии ДРК - это трайбализм, присущий в целом вооруженным силам многих африканских стран, который выражается в «кумовстве», субъективном распределении должностей и масштабном хищении военного имущества. Усугубляющим фактором являются скромное довольствие, маленькие зарплаты и пенсии, что ведет к злоупотреблению служебным положением, участию военнослужащих в бандформированиях и контрабанде ресурсов. Кроме того, среди наличного состава подразделений ДРК по-прежнему фиксируется анимизм, вера в сверхъестественные силы, что не раз приводило к провалам боевых операций.

Тем не менее, общая эффективность полицейских сил и армии медленно, но улучшается, а профессионализм растет. В августе 2011 года был ратифицирован закон о ВС ДРК, как контрактной армии. Это стало платформой для преодоления в ВС таких моментов в нарушении прав человека, как насильственная рекрутизация детей, грабеж и сексуальное насилие, до того повседневные для конголезских ВС [18]. Активнее начала действовать и полиция. Так, согласно статье, опубликованной в Jeune Afrique в феврале 2017 года, восемь человек, подозреваемых в принадлежности к насильственной деятельности политической и религиозной секты Не Муанда Нсеми, были ранены в столкновениях с полицией в Киншасе [21].

Другим недооцененным инструментом стабилизации является католическая церковь ДРК, как авторитетный институт, понятный и доступной большинству населения. Церковные иерархи не раз доказывали свою способность влиять на широкие массы. Церковь способствует выстраиванию системы образования и дарит надежду людям в самых отдаленных территориях Конго, даже там, где правительство присутствует лишь номинально. Ярким примером тому является деятельность Апполинера Малу Малу, который выступал посредником в переговорном процессе на востоке страны в 2008 году (более чем с 20 группировками) [23].

Таким образом, конфликт в ДРК, являясь сложным и продолжительным очагом нестабильности в африканском регионе, имеет ощутимый потенциал для урегулирования, в т.ч. и при участии Российской Федерации. Но без использования новых подходов в урегулировании

конголезский конфликт останется главным политическим риском для реализации перспективных российских внешнеэкономических проектов.

Литература и источники

1. Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом». Подписана дорожная карта по налаживанию российско-конголезского сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях // http://rosatom.ru/ URL: http://rosatom.ru/respublika-kongo-izuchit-vozmozhnosti-mirnogo-primeneniya-atoma-v-blizhayshie-dva-goda/ (дата обращения 25.11.2019).

2. Евдокимов И. Демократическая Республика Конго: «сердце Африки» - страна Патриса Лумумбы. К 55-летию установления дипломатических отношений // https://interaffairs.ru/jauthor/material/1313 (дата обращения 25.11.2019).

3. Moore Stephens. Extractive Industries Transparency Initiative (EITI). Rapport de conciliation ITIE RDC exercice 2012. Р.11. // http://www.itierdc.com/formulaire/Rapport%20de%20Conciliation%20ITIE%20RDC%202012%20-%20Final%20.pdf (accessed 26.11.2019).

4. Совет безопасности ООН. Laurent Nkunda // https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/1533/materials/ summaries/individual/laurent-nkunda (дата обращения 10.11.2019).

5. Дудкина Ю. Как африканские дети живут в аду, чтобы ваш смартфон заряжался https://batenka.ru/resource/energy/kongo/ (дата обращения 11.11.2019).

6. Администрация президента РФ. Встреча с Президентом Демократической Республики Конго Феликсом Чисекеди // http://www.kremlin.ru/events/president/news/61886 (дата обращения 30.11.2019).

7. Сидорова Г.М. Проблема миротворчества в условиях обострения конфликтов в Демократической Республике Конго // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mirotvorchestva-v-usloviyah-obostreniya-konfliktov-v-demokraticheskoy-respublike-kongo (дата обращения 10.11.2019)

8. Thierry Vircoulon. Congo-RDC: l'échec des faiseurs de paix. // https://www.liberation.fr/planete/2009/02/06/congo-rdc-l-echec-des-faiseurs-de-paix_308130 (дата обращения 15.11.19)

9. Clement Namangale. Dynamics of Conflict Management in the Democratic Republic of the Congo. // PRISM 5, no. 2 (2015): 7283.

10. Генеральная Ассамблея ООН. Двадцатый доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго: документ СБ ООН: S/2005/832. - 28 декабря 2005 года // https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/61/2(SUPP) (дата обращения 18.11.2019)

11. United Nations Attacks Fast Facts. CNN. September 9, 2019 // https://edition.cnn.com/2013/11/05/world/united-nations-attacks-fast-facts/index.html (дата обращения 16.11.2019)

12. Perks, Rachel. Towards a Post-Conflict Transition: Women and Artisanal Mining in the Democratic Republic of Congo // In Gendering the Field: Towards Sustainable Livelihoods for Mining Communities, edited by Lahiri-DuttKuntala, 177-96.ANU Press, 2011.http://www.jstor. org/stable/j. ctt24h9g4.16. (дата обращения 15.10.2019)

13. Мельникова К. Черная заря // https://lenta.ru/articles/2018/08/02/congo/ (дата обращения 07.09.2019)

14. Ralph Darendorpf. Class and class conflict in industrial society // https://cominsitu.files.wordpress.com/2019/01/ralf-dahrendorf-class-and-class-conflict-in-industrial-society-1.pdf (дата обращения 01.09.2019)

15. Совет безопасности ООН. Часть X, Вспомогательные органы Совета Безопасности: операции по поддержанию мира, политические миссии и миссии по миростроительству // https://www.un.org/ru/sc/repertoire/2010-2011/2010-2011_10 .pdf#page=11 (дата обращения 21.10.19)

16. Autonomous Youth Organizations' Conquest of Political Power in Congo-Brazzaville, 1963-1968 // In Etudiants africainsen mouvement: contribution à une histoire des années 68, edited by Françoise Blum, Pierre Guidi and OphélieRillon, 57-76. Paris: Publications de la Sorbonne, 2016.

17. Palermo, Tia, and John Torpey.q& a: Counting Sexual Violence in Congo. Contexts, vol. 11, no. 1, 2012, pp. 10-11. // JSTOR, www.jstor.org/stable/41960737. (дата обращения 28.10.19)

18. Сидорова Г.М. Проблема безопасности и реформы армии Демократической Республики Конго // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bezopasnosti-i-reformy-armii-demokraticheskoy-respubliki-kongo (дата обращения 24.11.19)

19. Льюис Козер. Функции социального конфликта // http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kozer.html (дата обращения 24.11.19)

20. Military factory. Democratic Republic of the Congo Land Systems (Current and Former Types) // https://www.militaryfactory.com/armor/by-country.asp?Nation=Democratic%20Republic%20of%20the%20Congo (дата обращения 24.11.19)

21. RDC: huitblessésdans des affrontements entre des policiers et la secte Bundu Dia Kongo à Kinshasa. Jeuneafrique. 14.02.2017. // https://www.jeuneafrique.com/403398/politique/rdc-operation-de-police-a-kinshasa-contre-secte-bundu-dia-kongo/ (дата обращения 24.11.19)

22. We ask not to be abandoned. 30 days. 2007, Vol. // http://www.30giorni.it/articoli_id_13531_l3.htm (дата обращения 30.11.19)

23. The "Cuba of the West"? France's Cold War in Zaïre, 1977-1978 // Nathaniel K. Powell Journal of Cold War Studies 2016 18:2, 64-96.

References and Sources

1. Departament kommunikacij Goskorporacii «Rosatom». Podpisana dorozhnaya karta po nalazhivaniyu rossijsko-kongolezskogo sotrudnichestva v oblasti ispol'zovaniya atomnoj energii v mirnyh celyah // http://rosatom.ru/ URL: http://rosatom.ru/respublika-kongo-izuchit-vozmozhnosti-mirnogo-primeneniya-atoma-v-blizhayshie-dva-goda/ (data obrashcheniya 25.11.2019).

2. Evdokimov I. Demokraticheskaya Respublika Kongo: «serdce Afriki» - strana Patrisa Lumumby. K 55-letiyu ustanovleniya diplomaticheskih otnoshenij // https://interaffairs.ru/jauthor/material/1313 (data obrashcheniya 25.11.2019).

3. Moore Stephens. Extractive lndustries Transparency lnitiative (EITI). Rapport de conciliation ITIE RDC exercice 2012. R.11. // http://www.itierdc.com/formulaire/Rapport%20de%20Conciliation%20ITIE%20RDC%202012%20-%20Final%20.pdf (accessed 26.11.2019).

4. Sovet bezopasnosti OON. Laurent Nkunda // https://www.un.org/ securitycouncil/ru/sanctions/1533/materials/ summaries/individual/laurent-nkunda (data obrashcheniya 10.11.2019).

5. Dudkina YU. Kak afrikanskie deti zhivut v adu, chtoby vash smartfon zaryazhalsya https://batenka.ru/resource/energy/kongo/ (data obrashcheniya 11.11.2019).

6. Administraciya prezidenta RF. Vstrecha s Prezidentom Demokraticheskoj Respubliki Kongo Feliksom CHisekedi // http://www.kremlin.ru/events/president/news/61886 (data obrashcheniya 30.11.2019).

7. Sidorova G.M. Problema mirotvorchestva v usloviyah obostreniya konfliktov v Demokraticheskoj Respublike Kongo // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mirotvorchestva-v-usloviyah-obost^eniya-konfliktov-v-demokraticheskoy-respublike-kongo (data obrashcheniya 10.11.2019)

8. Thierry Vircoulon. Congo-RDC: l'échec des faiseurs de paix. // https://www.liberation.fr/planete/2009/02/06/congo-rdc-l-echec-des-faiseurs-de-paix_308130 (data obrashcheniya 15.11.19)

9. Clement Namangale. Dynamics of Conflict Management in the Democratic Republic of the Congo. // PRISM 5, no. 2 (2015): 72-83.

10. General'naya Assambleya OON. Dvadcatyj doklad General'nogo sekretarya o Missii Organizacii Ob"edinennyh Nacij v Demokraticheskoj Respublike Kongo: dokument SB OON: S/2005/832. - 28 dekabrya 2005 goda // https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/61/2(SUPP) (data obrashcheniya 18.11.2019)

11. United Nations Attacks Fast Facts. CNN. September 9, 2019 // https://edition.cnn.com/2013/11/05/world/united-nations-attacks-fast-facts/index.html (data obrashcheniya 16.11.2019)

12. Perks, Rachel. Towards a Post-Conflict Transition: Women and Artisanal Mining in the Democratic Republic of Congo // In Gendering the Field: Towards Sustainable Livelihoods for Mining Communities, edited by Lahiri-DuttKuntala, 177-96. ANU Press, 2011 .http://www.j stor.org/stable/j .ctt24h9g4.16. (data obrashcheniya 15.10.2019)

13. Mel'nikova K. CHernaya zarya // https://lenta.ru/articles/2018/08/02/congo/ (data obrashcheniya 07.09.2019)

14. Ralph Darendorpf. Class and class conflict in industrial society // https://cominsitu.files.wordpress.com/2019/01/ralf-dahrendorf-class-and-class-conflict-in-industrial-society-1.pdf (data obrashcheniya 01.09.2019)

15. Sovet bezopasnosti OON. CHast' X, Vspomogatel'nye organy Soveta Bezopasnosti: operacii po podderzhaniyu mira, politicheskie missii i missii po mirostroitel'stvu // https://www.un.org/ru/sc/repertoire/2010-2011/2010-2011_10.pdf#page=11 (data obrashcheniya 21.10.19)

16. Autonomous Youth Organizations' Conquest of Political Power in Congo-Brazzaville, 1963-1968 // In Etudiants africainsen mouvement: contribution à une histoire des années 68, edited by Françoise Blum, Pierre Guidi and OphélieRillon, 57-76. Paris: Publications de la Sorbonne, 2016.

17. Palermo, Tia, and John Torpey.q& a: Counting Sexual Violence in Congo. Contexts, vol. 11, no. 1, 2012, pp. 10-11. // JSTOR, www.jstor.org/stable/41960737. (data obrashcheniya 28.10.19)

18. Sidorova G.M. Problema bezopasnosti i reformy armii Demokraticheskoj Respubliki Kongo // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bezopasnosti-i-reformy-armii-demokraticheskoy-respubliki-kongo (data obrashcheniya 24.11.19)

19. L'yuis Kozer. Funkcii social'nogo konflikta // http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kozer.html (data obrashcheniya 24.11.19)

20. Military factory. Democratic Republic of the Congo Land Systems (Current and Former Types) // https://www.militaryfactory.com/armor/by-country.asp?Nation=Democratic%20Republic%20of%20the%20Congo (data obrashcheniya 24.11.19)

21. RDC: huitblessésdans des affrontements entre des policiers et la secte Bundu Dia Kongo à Kinshasa. Jeuneafrique. 14.02.2017. // https://www.jeuneafrique.com/403398/politique/rdc-operation-de-police-a-kinshasa-contre-secte-bundu-dia-kongo/ (data obrashcheniya 24.11.19)

22. We ask not to be abandoned. 30 days. 2007, Vol. // http://www.30giorni.it/articoli_id_13531_l3.htm (data obrashcheniya 30.11.19)

23. The "Cuba of the West"? France's Cold War in Zaïre, 1977-1978 // Nathaniel K. Powell Journal of Cold War Studies 2016 18:2, 64-96.

ДОБРЯКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета ([email protected]).

КАРМОВ ТИМУР МИХАЙЛОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета ([email protected]).

ЛОБАНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук ([email protected]).

ТРУФАНОВ ГЛЕБ АЛЕКСЕЕВИЧ - студент института философии Санкт-Петербургского государственного университета (buyanovivan@yandex. ru).

DOBRYAKOVA, NATALYA A. - Ph.D. History, Associate Professor, St. Petersburg State Forestry University ([email protected]).

KARMOV, TIMUR M. - Ph.D. History, Associate Professor, St. Petersburg State University ([email protected]). LOBANOV, VLADIMIR B. - Ph.D. History, Associate Professor, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (lobanovl [email protected]).

TRUBANOV, GLEB A. - Student of the Institute of Philosophy, St. Petersburg State University ([email protected]).

УДК 94(470):325.111(571.513)

ТИНИКОВА Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЕЛЬСКО-ГОРОДСКАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД*

Ключевые слова: Хакасия, сельско-городская миграция, урбанизация, горожане.

В статье рассматривается роль сельско-городской миграции хакасского этноса в системе урбанизационного развития региона, анализируются причины переезда коренных жителей Хакасии в города и степень их адаптации там. Показаны структура и динамика миграционных потоков. Отмечается, что урбанизация хакасского этноса неизбежно ведет к его трансформации. Стирание границ между хакасским субэтносом и другими этносами в городе происходит значительно быстрее, чем в деревне. В условиях полиэтнической городской среды хакасы вынуждены быстрее интегрироваться, забывая о существующих субэтнических различиях. Негативно сельско-городская миграция сказывается на развитии сельских поселений. В связи с тем, что основную часть в миграционных потоках составляет молодежь, в сельской местности ухудшается демографическая ситуация. Автор приходит к выводу о необходимости регулирования миграционных процессов в регионе.

TINIKOVA, E E.

RURAL-URBAN MIGRATION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-39-00074 мол_а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.