Научная статья на тему 'Угроза "балканизации" Демократической республики Конго и позиция государств региона Великих озер Африки'

Угроза "балканизации" Демократической республики Конго и позиция государств региона Великих озер Африки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО / РЕГИОН ВЕЛИКИХ ОЗЕР АФРИКИ / УГРОЗА / БАЛКАНИЗАЦИЯ / DEMOCRATIC REPUBLIC OF CONGO / THE REGION OF THE GREAT LAKES OF AFRICA / THREAT / BALKANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ндайисаба О.

В статье исследуется проблема, связанная с риском балканизации ДРК, представляющая собой проект, инициированный некоторыми граничащими с Конго государствами, включая Руанду и Уганду. В нем также принимают участие и некоторые западные державы, например, США. Инициаторы этого проекта нацелены на отделение от ДРК некоторых провинций восточной части страны, таких как Киву, Итури, Катанга и др. Начало процесса расчленения Конго относится к периоду колонизации ко времени после разделения Африки на Берлинской конференции в 1885 г. Позднее эти тенденции получили развитие после падения диктаторского режима Жозефа-Дезире Мобуту в 1996 г. С тех пор страну накрыла волна дестабилизации вследствие вооруженных конфликтов, целью которых являлось приобретение природных богатств. Статья также рассматривает факторы, связанные с явлением балканизации Конго. Делается вывод о том, что регулирование конголезской проблемы требует дипломатических усилий и политической воли конголезских элит. На данный момент подписано соглашение между ДРК и Россией в области вооружений, что позволит конголезской армии нейтрализовать вооруженные группировки на востоке страны, а также воспрепятствует сепаратистским тенденциям при условии реализации соглашения на практике. Кроме того, это решение требует региональной консолидации, поскольку конфликты в ДРК создают серьезную угрозу всему РВО. При этом необходимо следовать предписаниям Пакта о безопасности, стабильности и развитии в РВО, а также принципам добрососедских отношений и сотрудничества, положенному в основу Международной конференции по району Великих озер (МКРВО). Однако в условиях отсутствия значительного участия международного сообщества, Африканского союза и других международных организаций в конголезской проблеме выход из кризиса для этой страны усложняется, а это опасно для всего региона Великих озер Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Threat of Balkanization of the Democratic Republic of Congo and the Stand of the States in the Great Lakes Region

The article examines the problem resulting from the risk of the DRC’s Balkanization a project initiated by some of the Congo’s neighboring states, including Rwanda and Uganda. Besides, some Western powers (the USA among them) participate in the project whose initiators aim at separating some provinces in the eastern part of the country, such as Kivu, Ituri, Katanga, etc. The beginning of the fragmentation dates back to colonization period, i. e. to after the Berlin Conference of 1885 at which Africa was divided. Later, this process gathered force after the fall of Joseph-Desiree Mobutu’s dictatorship in 1996. Since then, the country has experienced interminable waves of destabilization due to numerous armed conflicts aimed at capturing natural resources. The paper also analyzes some factors covering the Congo’s Balkanization phenomenon. It is concluded that the resolution of the problem requires diplomatic efforts and the political will of the Congolese elites. So far, an agreement in the sphere of armaments has been signed between the DRC and the RF; provided this agreement is implemented, it will enable the Congolese army to neutralize armed groups in the east and will discourage secessionist tendencies. In addition, this approach requires regional consolidation, as conflicts in the DRC pose a serious threat to the entire RGLA. At the same time, the covenants on peace, security and development in the RGLA, as well as the principle of good neighborly relations and cooperation on which the International Conference on the Great Lakes Region (ICGLR) is based, should be respected.

Текст научной работы на тему «Угроза "балканизации" Демократической республики Конго и позиция государств региона Великих озер Африки»

южно-российский журнал социальных наук. 2019. т. 20. № 3. с. 127-135 I РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УГРОЗА «БАЛКАНИЗАЦИИ» ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНГО И ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА ВЕЛИКИХ ОЗЕР АФРИКИ

О. Ндайисаба

Ндайисаба Огюстин, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия. E-mail: andayisaba51@gmail.com.

Аннотация. В статье исследуется проблема, связанная с риском балканизации ДРК, представляющая собой проект, инициированный некоторыми граничащими с Конго государствами, включая Руанду и Уганду. В нем также принимают участие и некоторые западные державы, например, США. Инициаторы этого проекта нацелены на отделение от ДРК некоторых провинций восточной части страны, таких как Киву, Итури, Катанга и др. Начало процесса расчленения Конго относится к периоду колонизации — ко времени после разделения Африки на Берлинской конференции в 1885 г. Позднее эти тенденции получили развитие после падения диктаторского режима Жозефа-Дезире Мобуту в 1996 г. С тех пор страну накрыла волна дестабилизации вследствие вооруженных конфликтов, целью которых являлось приобретение природных богатств. Статья также рассматривает факторы, связанные с явлением балканизации Конго. Делается вывод о том, что регулирование конголезской проблемы требует дипломатических усилий и политической воли конголезских элит. На данный момент подписано соглашение между ДРК и Россией в области вооружений, что позволит конголезской армии нейтрализовать вооруженные группировки на востоке страны, а также воспрепятствует сепаратистским тенденциям при условии реализации соглашения на практике. Кроме того, это решение требует региональной консолидации, поскольку конфликты в ДРК создают серьезную угрозу всему РВО. При этом необходимо следовать предписаниям Пакта о безопасности, стабильности и развитии в РВО, а также принципам добрососедских отношений и сотрудничества, положенному в основу Международной конференции по району Великих озер (МКРВО). Однако в условиях отсутствия значительного участия международного сообщества, Африканского союза и других международных организаций в конголезской проблеме выход из кризиса для этой страны усложняется, а это опасно для всего региона Великих озер Африки.

Ключевые слова: Демократическая Республика Конго, регион Великих озер Африки, угроза, балканизация.

Регион Великих озер Африки (РВО) представляет собой одну из самых нестабильных зон в Африке из-за вооруженных конфликтов, гражданских войн, геноцида и т.д. Он расположен на востоке континента, вокруг озер Альберт, Киву, Малави, Танганьика, Виктория и Киога, которые образуют естественные границы между соседними странами, включая Демократическую Республику Конго (ДРК, бывший Заир), Уганду, Руанду, Бурунди и Танзанию. ДРК — одна из стран РВО, ослабленная вооруженными конфликтами. Страна испытывает серьезную проблему, связанную с риском балканизации, в результате чего она становится более хрупкой и рискует потерять свою территориальную целостность в связи с интересами Руанды, Уганды и США.

Политическое понятие «балканизация» было использовано впервые немецким политиком Вальтером Ратенау в сентябре 1918 г. в интервью, опубликованном New York Times, без явного упоминания реалий юго-востока Европы (т.е. Балкан). Слово окончательно было закреплено в политическом словаре после подписания договоров по итогам Первой мировой войны и обозначает процесс фрагментации политических и географических единиц определенного пространства, которые существовали до этого, на множество более мелких государств — более или менее

стабильных — с целью воспользоваться созданными таким образом политическими образованиями для уменьшения их силы и манипулирования ими (Guy de Boesk). Это также способ ослабления центральной власти. Согласно В. А. Нехамкину, первый распространитель балканизации — «серые зоны» (СЗ), т.е. «территории, на которых власть государства или его органов ограничена, носит формальный характер или вообще отсутствует» (Нехамкин, 2013). Такое положение дел имеет место в восточной части Конго, где национальная армия, которая из-за слабости не в состоянии обеспечить безопасность, что является одной из причин распространения вооруженных групп в этом географическом пространстве.

Идея балканизации Конго берет свои истоки из решений Берлинской конференции 1885 г. Основным трендом в тот исторический период была колонизация, соответственно, Конго рассматривалось как большой рынок западных держав (MBAYA). Национальный герой ДРК Патрис Эмери Лумумба неоднократно предупреждал о попытках фрагментации страны, инициированных Бельгией.

24 апреля 1884 г., еще до Берлинской конференции, США предложили признать Конго как федеративное государство, продвигая идею о том, что страна представляет собой империю и состоит из нескольких племен, разделенных географическими границами (MBANZA MALALE). Во время колонизации конголезское население, как и большинство африканцев, подвергалось рабству, вследствие чего страна потеряла значительную часть своего населения. Таким образом, между 1885 г. и 1889 г. западные державы стремились к приватизации наименее населенных географических пространств. Предпринимаемые рядом западных стран, в данном случае Бельгией, попытки геополитической и геоэкономической балканизации ДРК произошли сразу же после ее независимости в 1960 г., с участием военных группировок в Катанге и Южном Касае.

Балканизация ДРК считается стратегией доступа к природным ресурсам путем манипуляции вооруженными группами. И. Х. Миняжетдинов рассматривает ее как «сверхвысокое политическое насилие, когда распад единого государства протекает в форме острых вооруженных конфликтов». Автор отмечает, что это «приводит к разрушению государственности и созданию новых государственных образований взамен разрушенных» (Миняжетдинов, 2015). Но для Руанды и Уганды балканизация не является дестабилизирующим явлением. Эти страны считают, что аннексия Киву и Итуру обеспечит будущее их народов (Frédéric). Кроме того, инициаторы плана балканизации также оправдывают его географической протяженностью Конго, плотностью населения, ростом этничности в идентификационных и политических контекстах и изобилием природных ресурсов. Для них сложность управления ДРК обусловлена ее географическими размерами и высокой плотностью населения, и это вызывает этнические конфронтации и затрудняет управление природными ресурсами. Они утверждают, что в Африке хорошо управляемыми являются только малые государства. При этом профессор Мбайя Мудимба ставит под вопрос управляемость таких стран, как Косово, Грузия и др. (MBAYA).

Следует подчеркнуть, что после руандийского геноцида 1994 г. года его участники бежали в ДРК. Они создали там ДСОР (Демократические силы освобождения Руанды). Однако их присутствие на территории Конго стало предлогом военного вмешательства Руанды. Со второй половины 1994 г. кризисные события в регионе имели ярко выраженную составляющую в виде конголезских межэтнических проблем. В 2012 г., в соответствии с соглашением от 23 марта 2009 г., было создано

повстанческое движение М23. Основатели движения обвинили конголезское правительство в невыполнении требований соглашения, что положило начало новой войне в Северном Киву. В 2000 г. в интервью с лондонским информационным агентством Reuters нынешний президент Руанды Пол Кагаме подчеркнул, что руандийские войска никогда не стесняются пересекать границы, чтобы предотвратить повторение того, что произошло в 1994 г., впрочем, одной из задач M23 была защита беженцев тутси баньямуленге от ДСОР. С точки зрения этого движения, необходимо было защищать интересы баньямуленге, в том числе создать собственную территорию для них, которую они называли «Tutsiland». Это согласуется с тем, что Р. Коллинз пишет в своей статье, подчеркивая, что «в соответствии с моделью "балканизации", направлением массовой мобилизации становится этнический сепаратизм, а не ассимиляция. В этом случае доминирующая этническая группа не только становится непривлекательной, но и превращается в отрицательную точку соотнесения» (Коллинз).

Ф. Мулумба считает, что создание в оккупированных зонах параллельной администрации (что по сути уже имело место, когда боевики «Движения М23» оккупировали территорию Ручуру) является одним из ключевых элементов «теории балканизации». Кроме того, присутствие М23 в Киву ознаменовалось разграблением природных ресурсов (Сидорова, 2014). Профессор Яш Пал Ге, специалист по конституционному праву Кении, отметил, что «режим Кагаме должен ответить за политическую и экономическую дестабилизацию в РВО. С выгодой для себя он создал систему добычи полезных ископаемых в ДРК, что позволяет ему поддерживать пальму первенства в регионе (Сидорова, 2013). Дестабилизация ДРК продолжилась несмотря на то, что в декабре 2006 года в Найроби государства-члены МКРВО, в том числе Руанда, подписали Пакт о безопасности, стабильности и развитии в РВО. Статья 5 данного Пакта предусматривает, что подписавшие его государства обязуются поддерживать мир и безопасность в соответствии с Протоколом о ненападении и взаимной защите в районе Великих озер.

Следует также отметить, что политика децентрализации имела серьезные последствия с точки зрения балканизации ДРК. По словам Себастьяна Мелмота, в ДРК децентрализация является прямым следствием войны (Melmoth, 2007). Конфликты, которые последовали с 1996 г., поощрили в стране сепаратистские тенденции. Таким образом, после падения диктаторского режима Мобуту в 1996 г., ситуация ухудшилась из-за распространения вооруженных групп на востоке страны. Цель боевиков и тех, кто за ними стоит, заключается в отделении от государства его восточной части, где сосредоточены запасы ценного стратегического сырья (Сидорова, 2014).

В конце XX в. ДРК находилась в состоянии фрагментации, в котором она была в начале 1960-х гг. В период с 1996 по 2003 г. вооруженные конфликты угрожали территориальной целостности Конго. Согласно С. Мелмоту, эти годы конфликта привели к исчезновению централизованного государства и разделению страны на две, а затем на три основные области влияния. В Киву восстание Альянса Освободительных сил Конго (АОСК), первоначально поддержанное Угандой и Руандой, разделило страну на две части, создав разделение по линии Восток — Запад: АОСК и КРД (Конголезское ралли за демократию) назначили правительство, официально управляли и контролировали восточную часть страны. Но подобное положение дел долго не продержалось: разделение Восток — Запад было дополнено полномочиями Севера под контролем Движения освобождения Конго (ДОК), сформированного

в 1999 г. В мае 2003 г. в Северной Катанге произошли столкновения между ополченцами майи-майи и полицейскими, после чего конголезские власти потеряли контроль над городом, который в то время находился в руках ополченцев. С тех пор государство перестало выполнять административные и управленческие функции, весь город Малемба достался ополченцам май-май. Ополченцы ввели новые налоги и обеспечивали их взимание. Они организовали «местную систему правосудия путем установления оперативной и произвольной практики правосудия» (Ме1тоШ, 2007).

Анализируя эту ситуацию, можно подчеркнуть, что Конго стало жертвой своей политики регионализации. Конституция ДРК от 18 января 2006 г. предусматривает в ст. 3, что провинции и децентрализованные территориальные образования обладают правосубъектностью и управляются местными органами. Они пользуются свободным управлением и автономией управления своими экономическими, человеческими, финансовыми и техническими ресурсами. Как правило, автономия управления сама по себе оправдана. Проблема заключается в том, что политика регионализации в ДРК сопровождалась расчленением страны, превратив Конго в территорию без государства, тогда как политика регионализации должна была стать механизмом поддержки государственной политики.

Важно также подчеркнуть, что феномен балканизации в ДРК тесно связан с миграцией. С точки зрения С. Хантингтона, неконтролируемая миграция является источником балканизации страны. Это относится к Баньямуленге, руандийским тутси, проживающим в ДРК, преимущественно в провинциях Северное и Южное Киву. Они эмигрировали в современный Конго в конце XIX — начале XX в. «в результате найма на работу, по семейным обстоятельствам или другим причинам» (Сидорова, 2013). По сравнению с «обращенными мигрантами», для которых, согласно Хантингтону, страна постепенно становится родиной, они стремятся перенимать ее обычаи, уважать законы (Нехамкин, 2013), баньямуленге, несмотря на то, что они были натурализованы во время правления маршала Мобуту в 1972 г., не подчиняются правительству, т.е. оно не имеет видимой власти над ними. Причина этого в том, что некоторые из них не ассимилируются как конголезские граждане, так как ощущают в первую очередь принадлежать к руан-дийскому гражданству, в силу чего они легко становятся объектом политической манипуляции.

Следует отметить, что в этом плане балканизации ДРК, Руанда не действует в одиночку. Г. М. Сидорова дает разъяснения в своей статье, основываясь на «теории заговора балканизации ДРК» бывшего заместителя госсекретаря США Германа Коэна, указывая, что «Кигали практически легализовал продажу ценных минералов, которой занимаются руандийские предприниматели, что вызывает "дикое" возмущение конголезцев, которые стремятся отстоять свой суверенитет» (Сидорова, 2014). В соответствии с этой теорией, Киву является частью Руанды. Автор отмечает, что, «теория Коэна» всерьез озадачила американцев, поскольку, согласно ее положениям, США попали в список тех, кто поддерживает противников ДРК по вопросам стабилизации, а их интересы якобы совпадают с интересами Руанды, которая намерена аннексировать Киву и прибрать к рукам его природные богатства. Автор делает вывод о том, что балканизация входит в планы США и является одним из элементов общей стратегии посольства США в Киншасе. Об этом также говорят представители политической партии «Патриоты — последователи Мзее Кабилы». Они доказывают, что цель боевиков и тех, кто за ними стоит,

заключается в отделении от государства его восточной части, где сосредоточены запасы ценного стратегического сырья (Сидорова, 2014). Отметим, что Устав ООН решительно осуждает такой маневр в своей резолюции 1514 (XV). В ст. 6 данной резолюции упоминается, что «любая попытка частично или полностью разрушить национальное единство и целостность страны несовместима с целями и принципами Устава ООН» (Résolution 1514 (XV) de l'Assemblée générale de l'ONU).

Если говорить о роли ООН в разрешении конфликта в ДРК, то стоит отметить что 25 октября 2003 г. была принята декларация «Принципы добрососедских отношений и сотрудничества», в которой участники (ДРК и соседние страны) подтвердили свои обязательства не предпринимать действий, прямо или косвенно влияющих на внутренние дела соседних стран, угрожающих их стабильности и территориальной целостности. Стороны также договорились об отказе от прямой или косвенной поставки вооружений и поддержки вооруженных группировок, действовавших в восточной части ДРК (Сидорова, 2013). Но несмотря на это, бездействие Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Конго (МООНСДРК) вызывает озабоченность у большинства конголезцев. Как сказал А. Эйнштейн, «мир — опасное место, не из-за людей, которые творят зло, а из-за тех, кто наблюдает за этим и ничего не делает». Действительно, озабоченность конголезцев связана, например, с тем, что 17 000 миротворцев ООН, развернутых в ДРК в рамках МООНСДРК, не могли остановить взятие Гомы (региональная столица Северного Киву) повстанцами М23 в июле 2012 года, а также тем, что женщины в Киву подвергались насилию день за днем в присутствии МООНСДРК. При этом единственное оправдание заключается в том, что мандат МООНСДРК не позволяет ей совершать какие-либо наступательные действия.

Согласно И. Х. Миняжетдинову, балканизация не только «не способствует разрешению конфликтов, но еще больше запутывает и осложняет политическую ситуацию» (Миняжетдинов, 2015). Типичным примером является Южный Судан, где урегулирование конфликта между Северным и Южным Суданом привело к предоставлению независимости Южному Судану в 2011 г. Псевдогосударство было создано благодаря активности иностранных держав, в частности США и Израиля. Но парадокс заключается в том, что после 7 лет независимости эта страна еще не восстановила стабильность: до сих пор насилие и межэтнические конфронтации продолжаются. Конголезское правительство должно принять решительные меры, позволяющие ему избежать любой внешней агрессии. Согласно веберовскому подходу, государство как институт должно обладать монополией на насилие и средства принуждения на своей территории (Jackson, 1993). К сожалению, ДРК представляет собой слабое государство, которое не в состоянии защищать свое население и поддерживать порядок на всей его территории. Ка Мана подчеркивает, что в стране «нет сильной армии, способной защищать территорию и отстаивать национальные интересы» (Ka Mana). Следовательно, слабость конголезской армии может быть компенсирована за счет дипломатических мер. Как отметил представитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам в ДРК Х. Менкериос, «проблема Конго состоит не в вооруженных группировках, а в создании сильного национального государства, поскольку в настоящее время институционные власти существуют лишь на бумаге» (Сидорова, 2013).

На настоящий момент важным шагом в урегулировании проблем Конго является Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое конголезское

правительство подписало с Россией в июне 2018 года. Этот шаг принесет значительные улучшения с точки зрения безопасности, а также может препятствовать сепаратистским тенденциям. По словам министра обороны ДРК г-на Криспина Атама Табе, данное соглашение очень важно, так как оно позволит национальной армии запастись качественным оружием для лучшей защиты национальной территории. Он подчеркнул, что традиционные партнеры, например, Франция, Бельгия и США, ограничивают свое сотрудничество обучением, а не кадровым обеспечением. Содержание соглашения с Россией касается поставок оружия и другой военной техники. Г-н Табе также добавил, что это соглашение с Россией позволит конголезской армии не только обучить, но и приобрести необходимое оборудование (Willy). Напомним, что соглашение вступило в силу лишь в 2018 г.— после 19 лет с момента подписания в 1999 г. При этом Киншаса должна убедиться, что это соглашение будет реализовано на практике. Важно подчеркнуть, что для того чтобы восстановить мир и стабильность в ДРК не хватает дипломатических усилий и региональной консолидации. Эмбарго ООН на поставки оружия не оказало влияния с точки зрения мира и стабильности в ДРК. Роль межрегиональных организаций, таких как МКРВО и др., должна быть более значительной, учитывая, что конфликт в Конго может создать угрозу региональной безопасности в РВО. При этом необходимо, чтобы граничащие с Конго государства, в первую очередь Руанда и Уганда, уважали Пакт о безопасности, стабильности и развитии в РВО, подписанный в Найроби, а также принцип добрососедских отношений и сотрудничества. ООН также должна принять ограничительные меры по стабилизации в ДРК, в том числе по соблюдению эмбарго на поставки оружия. Кроме того, необходимо задействование Африканского союза и других международных организаций.

Подводя итог, необходимо отметить, что решение проблем, связанных с риском балканизации ДРК осложняется, учитывая причастность некоторых иностранных держав. Но, благодаря политической воле конголезской элиты, а также дипломатическим и региональным усилиям, эта страна может выйти из тупика. Однако Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, подписанное между ДРК и Россией, принесет существенный вклад в решение проблем безопасности и слабости национальной армии, а также воспрепятствует сепаратистским тенденциям. Но проблема заключается в том, что на данный момент усилия конголезского правительства менее примечательны. Более того, страны субрегиона призваны уважать международную нормативно-правовую базу, в том числе Устав ООН, Учредительный акт Африканского союза, Пакт о безопасности, стабильности и развитии в РВО, а также принцип добрососедства и мирного сосуществования. Значительное участие со стороны международного сообщества, Африканского союза и других международных организаций позволит Демократической Республике Конго в частности и всему региону в целом восстановить мир, безопасность и политическую стабильность.

Библиографический список

Миняжетдинов, И. Х. (2015). «Балканизация» Ирака: факторы воспроизводства и распространения политического насилия. В Конфликты и войны XXI века. Ближний Восток и Северная

Африка. М.: Ин-т Востоковедения РАН.

Коллинз, Р. (2005). «Балканизации» или «Американизация»: геополитическая теория этнических изменений. Логос, 1, 19-64.

Нехамкин, В. А. (2013). Балканизации как социальный процесс: прошлое и будущее. Социум и власть, 1(39), 40-44

Сидорова, Г. М. (2014). Кто виноват в нестабильности Демократической республики Конго? Вестник МГИМО Университета, 6(39), 29-36.

Сидорова, Г. М. (2013). Вооруженные конфликты в Африке на примере Демократической Республики Конго. М.: Институт Африки РАН.

Совет Безопасности ООН. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1533 (2004) по Демократической Республике Конго, от 26 июня 2012 года на имя Председателя Совета Безопасности. Режим доступа http://www.un.org/ga/search/ view_doc.asp?symbol=S/2012/348/Add.1&Lang=R

Balkanisation de la RDC: la position officielle du gouvernement des Etats-Unis. Le Potentiel. 22.09.2011.

Frédéric B. B. (2019). La tentative de balkanisation de la République Démocratique du Congo: Un révisionnisme dangereux pour l'Afrique du principe de l'uti possidetis juris. Retrieved from http://www.mokengeli.com/information-politique/balkanisation-de-la-republique-democratique-du-congo-un-revisionisme-dangeureux-pour-l-afrique/#page-top.

Guy de Boesk, Balkanisation de la RDC. Retrieved from http://www.congoforum.be/upldocs/La%20 balkanisation%20de%20la%20RDC.pdf.

Jackson, R. H. (1993). Quasi-states: Sovereignty, International Relations and the Third World. Cambridge University Press.

Ka Mana, Président de Pôle Institute. Les guerres du Kivu et leurs significations politiques pour la société congolaise et la construction de l'Etat. CongoForum. Retrieved from http://www. congoforum.be/fr/ analysedetail.asp?id=194546: 21.07. 2013).

Mbanza Malale, G. les aspects juridiques dans les enjeux des crises congolaises, Thèse de doctorat, Faculté de Droit, Unikin.

Mbaya M. Réflexions Sur Le Projet De Balkanisation De La RDC — Géoéconomique Et Géopolitique. Retrieved from https://www.lecongolais.cd/reflexions-sur-le-projet-de-balkanisation-de-la-rdc-geoeconomique-et-geopolitique.

Melmoth, S. (2007). République démocratique du Congo: décentralisation et sortie de conflit. Afrique contemporaine, 1, 75-85.

Sidorova, G. M. (2014). Who is Responsible for Instability in the Democratic Republic of Congo? MGIMO Review of International Relations, 6(39), 29-36.

Plan des patriots kabilistes de Mzée "PK"pour sortir de la crise dans la Région de Grand Lac et particulièrement de la République Démocratique du Congo. Le Parti politique" Patriotes Kabilistes de Mzée". Fait à Lubumbashi, le 10 Novembre 2012. P. 1.

Résolution 1514 (XV) de l'Assemblée générale de l'ONU, Déclaration sur l'octroi de l'indépendance aux pays et aux peuples coloniaux. Retrieved from http://www.un.org/fr/decolonization/ declaration.shtml

Willy, A. L. La coopération militaire avec la Russie va permettre à la RDC de mettre fin à l'embargo sur les armements (Crispin Atama). Retrieved from https://actualite.cd/2018/06/14/la-cooperation-militaire-avec-la-russie-va-permettre-a-la-rdc-de-mettre-fin-a-lembargo-sur-les-armements-crispin-atama/

Статья поступила в редакцию 17.06. 2019 Статья принята к публикации 10.08.2019

Для цитирования: Ндайисаба О. Угроза «балканизации» демократической республики Конго и позиция государств региона великих озер Африки — Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20. № 3. С. 127-135.

THE THREAT OF BALKANIZATION OF THE DEMOCRATIC REPUBLIC OF CONGO AND THE STAND OF THE STATES IN THE GREAT LAKES REGION A. Ndayisaba

Augustin Ndayisaba, Peoples' Friendship University of Russia. Mikhlukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198, E-mail: andayisaba51@gmail.com

Abstract. The article examines the problem resulting from the risk of the DRC's Balkanization — a project initiated by some of the Congo's neighboring states, including Rwanda and Uganda. Besides, some Western powers (the USA among them) participate in the project whose initiators aim at separating some provinces in the eastern part of the country, such as Kivu, Ituri, Katanga, etc. The beginning of the fragmentation dates back to colonization period, i.e. to after the Berlin Conference of 1885 at which Africa was divided. Later, this process gathered force after the fall of Joseph-Desiree Mobutu's dictatorship in 1996. Since then, the country has experienced interminable waves of destabilization due to numerous armed conflicts aimed at capturing natural resources. The paper also analyzes some factors covering the Congo's Balkanization phenomenon. It is concluded that the resolution of the problem requires diplomatic efforts and the political will of the Congolese elites. So far, an agreement in the sphere of armaments has been signed between the DRC and the RF; provided this agreement is implemented, it will enable the Congolese army to neutralize armed groups in the east and will discourage secessionist tendencies. In addition, this approach requires regional consolidation, as conflicts in the DRC pose a serious threat to the entire RGLA. At the same time, the covenants on peace, security and development in the RGLA, as well as the principle of good neighborly relations and cooperation on which the International Conference on the Great Lakes Region (ICGLR) is based, should be respected.

Keywords: The Democratic Republic of Congo, the Region of the Great Lakes of Africa, threat, balkanization.

DOI: 10.31429/26190567-20-3-127-135

References

Balkanisation de la RDC: la position officielle du gouvernement des Etats-Unis. Le Potentiel. 22.09.2011.

Frédéric B. B. La tentative de balkanisation de la République Démocratique du Congo: Un révisionnisme dangereux pour l'Afrique du principe de l'uti possidetis juris. Retrieved from http://www. mokengeli.com/information-politique/balkanisation-de-la-republique-democratique-du-congo-un-revisionisme-dangeureux-pour-l-afrique/#page-top.

Guy de Boesk, Balkanisation de la RDC. Retrieved from http://www.congoforum.be/upldocs/La%20 balkanisation%20de%20la%20RDC.pdf.

Jackson, R. H. (1993). Quasi-states: Sovereignty, International Relations and the Third World. Cambridge University Press.

Ka Mana, Président de Pôle Institute. Les guerres du Kivu et leurs significations politiques pour la société congolaise et la construction de l'Etat. CongoForum. Retrieved from http://www. congoforum.be/fr/ analysedetail.asp?id=194546: 21.07. 2013).

Kollinz, R. (2005). Balkanizatsiia ili Amerikanizatsiia geopoliticheskaia teoriia etnicheskikh izme-nenii ["Balkanization" or "Americanization": A Geopolitical Theory of Ethnic Change]. Logos [Logos], 1, 19-64.

Mbanza Malale, G. Les aspects juridiques dans les enjeux des crises congolaises, Thèse de doctorat, Faculté de Droit, Unikin.

Mbaya M. Réflexions Sur Le Projet De Balkanisation De La RDC — Géoéconomique Et Géopolitique. Retrieved from https://www.lecongolais.cd/reflexions-sur-le-projet-de-balkanisation-de-la-rdc-geoeconomique-et-geopolitique.

Melmoth, S. (2007). République démocratique du Congo: décentralisation et sortie de conflit. Afrique contemporaine, 1, 75-85.

Minyazhetdinov, I. Kh. (2015). Balkanizatsiia Iraka faktory vosproizvodstva i rasprostraneniia politicheskogo nasiliia [The Balkanization of Iraq: Factors of the Reproduction and Spread of Violence]. In V. Naumkin, D. Maly'sheva Konflikty i voinyXXI veka Blizhnii Vostok i Severnaia Afrika [Conflicts and Wars in the XXI century (Middle East and North Africa)]. M.: In-t Vostok-ovedeniia RAN.

Nekhamkin, V. A. (2013). Balkanizatsiia kak sotsialnyi protsess proshloe i budushchee [Balkanization as a Social Phenomenon: The Past and Future]. Sotsium i vlast' [Society and Power], 1(39), 40-44.

Plan des patriots kabilistes de Mzée "PK"pour sortir de la crise dans la Région de Grand Lac et particulièrement de la République Démocratique du Congo. Le Parti politique"Patriotes Kabilistes de Mzée". Fait à Lubumbashi, le 10 Novembre 2012. P. 1.

Résolution 1514 (XV) de l'Assemblée générale de l'ONU, Déclaration sur l'octroi de l'indépendance aux pays et aux peuples coloniaux. Retrieved from http://www.un.org/fr/decolonization/ declaration.shtml

Sidorova, G. M. (2014). Kto vinovat v nestabil'nosti Demokraticheskoy respubliki Kongo? [Who is Responsible for Instability in the Democratic Republic of Congo?]. VestnikMGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 6(39), 29-36.

Sidorova, G. M. (2013). Vooruzhennyye konflikty v Afrike na primere Demokraticheskoi Respubliki Kongo [Armed Conflicts in Africa (the Democratic Republic of Congo Study)]. M.: Institut Afriki RAN.

Sidorova, G. M. (2014). Who is Responsible for Instability in the Democratic Republic of Congo? MGIMO Review of International Relations, 6(39), 29-36.

Sovet Bezopasnosti OON. Pis'mo Predsedatelya Komiteta Soveta Bezopasnosti, uchrezhdennogo rezolyutsiyey 1533 (2004) po Demokraticheskoy Respublike Kongo, ot 26 iyunya 2012 goda na imya Predsedatelya Soveta Bezopasnosti [UN Security Council. The Letter of Chairman of the Committee on the DRC Established by Resolution 1533 (2004) of June 26, 2012 Addressed to Chairman of the UN Security Council]. Retrieved from http://www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=S/2012/348/Add.1&Lang=R

Willy, A. L. La coopération militaire avec la Russie va permettre à la RDC de mettre fin à l'embargo sur les armements (Crispin Atama). Retrieved from https://actualite.cd/2018/06/14/ la-cooperation-militaire-avec-la-russie-va-permettre-a-la-rdc-de-mettre-fin-a-lembargo-sur-les-armements-crispin-atama/

Received 17.06. 2019 Accepted 10.08.2019

For citation: Ndayisaba O. The Threat of Balkanization of the Democratic Republic of Congo and

the Stand of the States in the Great Lakes Region. — South-Russian Journal of Social Sciences. 2019.

Vol. 20. No. 3. Pp. 127-135.

© 2019 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.