МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КТО ВИНОВАТ В НЕСТАБИЛЬНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНГО?
Г.М. Сидорова
Демократическая Республика Конго, г. Киншаса, ул. Жюстис, д. 80. Посольство России в ДР Конго.
В центре исследования находится проблема военно-политической нестабильности в Демократической Республике Конго, где на протяжении длительного времени не прекращаются вооружённые конфликты. Десятки незаконных вооружённых формирований конголезского и иностранного происхождения продолжают дестабилизировать обстановку на востоке страны, провоцируя гуманитарные катастрофы. Из-за слабости государства, экономической отсталости, хронического дефицита финансовых ресурсов, межэтнических противоречий, повсеместной коррупции ДРК не может пока справиться с лавиной проблем, в том числе с проблемой безопасности. Помощь, оказываемая партнёрами ДРК по развитию, прежде всего, бывшей метрополией Бельгией, а также США, Великобританией, Евросоюзом и Китаем, «работает» лишь на самих доноров. Их привлекают богатые сырьевые источники ДРК, которыми сама страна в полной мере воспользоваться не может в силу неразвитости экономики, оставаясь одной из самых бедных в мире. В обмен на так называемые программы развития из страны вывозится дорогостоящее стратегическое сырье (колтан, вольфрам, касситерит, медь, золото, ниобий и многое другое), причём чаще всего не на эквивалентной основе. Это происходит в силу того, что многие шахты и карьеры контролируются не центральной властью, а различными бандформированиями. Получается, что в условиях военно-политического кризиса партнёрам выгоднее реализовывать свои интересы.
Кроме того, западными идеологами «подогреваются» теории сепаратистской направленности типа «балканизации», то есть раздела огромной страны на отдельные государства. Конголезцы чувствительны к этой теме, пытаются противостоять подобным проискам и отстаивать целостность своей республики. Однако это непросто. Мешает неурегулированность отношений с соседними государствами - Руандой, Угандой и Бурунди, которые нелегально уже десятки лет эксплуатируют природные ресурсы ДРК и стремятся завладеть приграничными конголезскими территориями.
Ключевые слова: Африка, Демократическая Республика Конго, Бельгия, США, Великобритания, Китай, Евросоюз, вооруженный конфликт, боевики, бал-канизация, природные ресурсы.
Парадоксально, что спустя 50 лет после обретения независимости ДРК остаётся одной из бедных стран Африки и очагом нестабильности. Здесь не прекращаются вооружённые конфликты, сопровождаемые насилием, а вместе с ним - массовое перемещение населения и гуманитарные катастрофы. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, на 31 июля 2014 г. число внутри перемещённых лиц в ДРК превысило отметку в 2,6 млн чел., а число конголезских беженцев в соседних странах составило около 432,8 тыс. чел. [24]. Эпицентром конфликтов по-прежнему оставалась провинция Северное Киву, где с мая 2012 г. по октябрь 2013 г. велась необъявленная война с боевиками незаконного вооружённого формирования (НВФ) «Движение 23 марта» с применением тяжелой техники и артиллерии.
В результате оттеснения комбатантов этого НВФ в сторону Уганды в регионе наступило некоторое затишье. Однако, по мнению военных экспертов ООН, эта стабильность носит условный характер, поскольку десятки НВФ различного происхождения ещё орудуют на востоке страны, жестоко расправляясь с местным населением. Проблема нестабильности в ДРК находится в центре внимания российских и зарубежных исследователей. Свою точку зрения высказывают политики, военные и общественные деятели, пытающиеся разобраться в хитросплетениях локальных и трансграничных конфликтов в центральном регионе Африки.
Среди исследований российских авторов по данной теме можно выделить следующие работы Ю.Н.Винокурова [1], П.В. Кукушкина [3], Д.В. Поликанова [4], Г.М. Сидоровой [5], а также коллективную работу учёных Института Африки РАН [2]. Заслуживают внимания работы политолога Филиппа Бийойи Мукуты «Конголезская региональная дипломатия» и «Геополитика нестабильности в районе Великих озёр» и многие другие [8]. Для прояснения и понимания ситуации помогают «горячие» репортажи бельгийской журналистки Колетт Брекман. Она же является автором книги «Человек, который чинит женщин», посвящённой конголезскому доктору-гинекологу Дени Муквеге, который занимается реабилитацией жертв сексуального насилия [9]. Глубокий анализ происходящим в ДРК событиям даёт бельгийский исследователь Тьерри Веркулон. Одна из его последних работ «Закулисная история международной помощи Демократической Республике Конго» даёт хорошее представление об истинных интересах и намерениях традиционных и новых партнёров ДРК [25].
Для изучения данной темы во многом полезны исследования военных специалистов, непосредственных участников боевых действий в ДРК. К их числу относятся полковник Роже-Нестор Лузиенс, автор труда, освещающего проблему отношений между
Руандой и ДРК [15]. Полезна также работа другого конголезского военнослужащего -полковника Лорана Манима. На страницах своего исследования «Демократическая Республика Конго и безопасность» он подробно описывает борьбу вооружённых сил ДРК с боевиками незаконных вооружённых формирований [17]. Среди обилия литературы встречаются воспоминания так называемых «детей-солдат», попавших по воле судьбы в руки боевиков и выживших в невероятно трудных условиях. Такую книгу мемуаров написал конголезец Нзита Нзуами «Если бы я мог рассказать о своей жизни ребенка-солдата» [21].
Причин нестабильной ситуации много, включая внутренние и внешние факторы. Отсутствие политической стабильности, экономическая отсталость, хронический дефицит финансовых ресурсов, межэтнические противоречия, повсеместная коррупция, отсутствие сильной национальной армии - все эти признаки «слабого» или «несостоявшееся» государства заметно тормозят создание условий для прочного мира в стране. На территорию ДРК нередко переносятся конфликты соседних стран, в результате чего происходит наслоение собственных и чужих проблем. Так, война 1998-2003 гг., получившая название интернациональной, была одновременно продолжением 10-летней войны в Руанде, 16-летней войны в Уганде, 8-летней войны в Бурунди, а также 25-летней войны в Анголе [18].
Но главная причина конфликтов - это борьба за сферы контроля над земельными ресурсами, богатыми полезными ископаемыми, включая редкоземельные металлы, медь, золото, алмазы и многое другое. В этой борьбе, явной или латентной, задействованы как сами конголезцы, так региональные и международные игроки. Именно поэтому ДРК нередко становится ареной военных действий между собственными и иностранными «претендентами» на золотоносные шахты или карьеры какого-либо дорогостоящего сырья. Как правило, это НВФ с элементами ру-андийских, угандийских и, в меньшей степени, бурундийских боевиков. Чёткой дифференциации практически не существует, поскольку они не имеют каких-либо внешних знаков отличия. Местные жители различают их чаще всего по речевым особенностям.
Большую заинтересованность в эксплуатации конголезских природных ресурсов проявляют международные партнёры. ДРК находится в фокусе пристального внимания как бывшей метрополии - Бельгии, так и ряда других стран. Многочисленные контракты о «взаимовыгодном сотрудничестве», похоже, ещё больше втягивают ДРК в долговые обязательства, замедляют темпы её развития, обостряя одновременно конкурентную борьбу за ценные источники сырья и осложняя в целом военно-политическую ситуацию в стране. Создается впечатление, что за годы независимости конголезцы так и не смогли выбраться из пут «содействия и помощи» их традиционных,
а теперь и восточных партнёров, которые активно подключились к конголезскому рынку.
Сами доноры склонны утверждать, что с конголезцами трудно работать, поскольку предоставляемая ими помощь чаще всего «растворяется в просторах страны» и не доходит до обнищавшего населения. Бельгийцев, например, раздражают проволочки конголезцев с принятием решений и подписанием бумаг, даже если речь идёт о многомиллионной «помощи». Тем не менее, интересы Бельгии в ДРК огромны. Несмотря на «издержки», она стремится удерживать «пальму первенства» и вступает в новую схватку за Конго, конкурируя, в первую очередь, с англосаксами - США и Великобританией, а также КНР. Учитывая тесные исторические связи между двумя странами, Брюссель рассматривает Киншасу как своего рода «младшего брата», за развитие которого несёт ответственность. Несмотря на критику конголезских властей со стороны Брюсселя в сферах развития демократии и защиты прав человека, Бельгия остаётся одной из крупнейших стран-доноров ДРК и занимает первое место в мире по объёму предоставляемой помощи. Ежегодно бельгийцы безвозмездно выделяют республике гранты на сумму более 100 млн долл. США. Юридической базой бельгийского содействия международному развитию является «Закон о международном сотрудничестве» 1999 г., в котором определены те области, которые могут поддерживаться бельгийским правительством.
Финансированием проектов в ДРК занимается «Бельгийское агентство развития», которое работает в стране на основании четырёхлетних «Индикативных программ сотрудничества» (ИПС). При подписании новой программы конголезские власти принимают на себя различные обязательства, в частности, по развитию демократии, улучшению делового климата, сотрудничеству с бреттон-вудскими институтами, улучшению ситуации с правами человека. ИПС на 2010-2013 гг. предусматривала передачу конголезцам «прямой помощи» (то есть по линии «правительство-правительство») на сумму 400 млн евро (в 2008-2010 гг. объём финансирования бельгийской ИПС составлял 195 млн евро).
Наряду с Бельгией, важную роль в предоставлении помощи ДРК играют США в блоке с Великобританией. Ежегодный объём помощи США составляет около 200 млн долл., а Великобритании - около 140 млн долл. Негласно Америку здесь называют «главным патроном», с которым считаются все остальные иностранные партнёры, за исключением, пожалуй, Китая. Это никого не удивляет, поскольку 32-летнее пребывание у власти диктатора Мобуту (1965-1997 гг.) поддерживалось именно американцами, а страну, тогда Заир, называли проамериканской.
Ведущую роль в реализации плана «американизации» Конго играет Американское военное командование на Африканском континенте
(Африком), созданное Пентагоном в 2007 г. [22]. Своё присутствие в ДРК Африком оправдывает наличием на её территории террористических групп, которые якобы могут угрожать безопасности США. Во главу угла Африком ставит борьбу с такими НВФ, как «Армия сопротивления господа» и «Демократические силы освобождения Руанды». На деле эти НВФ представляют собой небольшую угрозу даже в пределах национальной конголезской территории в силу своей немногочисленности и разрозненности (и это признаётся в конголезских силовых кругах).
Как объясняют некоторые учёные, военное присутствие США в ДРК объясняется вовсе не борьбой с этими «невидимыми врагами», а далеко идущими планами американцев, которые дадут о себе знать, может быть, в отдалённом будущем. По мнению греческого историка Горация Кампбелла, специалиста по афроамериканской истории из университета в Сиракузах, «Африком служит щитом для наёмников, является кузницей терроризма и разного рода дестабилизирующих махинаций, которые способствуют спросу «на рынке» наёмных элементов в Африке» [10]. По информации конголезских спецслужб, на территории Дунгу в провинции Восточная американцы добывают уран и другое стратегическое сырьё с того момента, как они там появились. Причём конголезцев они используют лишь как рабочую силу, не разрешая им посещать места дислокации Африком.
Сильные позиции в ДРК занимает Евросоюз. Его взаимодействие с ДРК весьма разнообразное, а предлагаемые «программы развития», как правило, имеют солидную финансовую основу. Важным вектором деятельности ЕС в ДРК является оказание помощи в реализации реформы сектора безопасности. Это миссии Европола по подготовке полицейских и Евросека - по обучению армейских кадров. В середине 2014 г. Евросек поддерживал 7 образовательных центров в стране: два в Кананге (провинция Западное Касаи) (1АСЛМ1Ь, 1'ЕЛБМ) при содействии Бельгии; 4 -в Китоне (провинция Нижнее Конго) (ГЕБ80, ГЕШБ, 1'ЕЛ1Е, 1'Е8Б) при поддержке Франции; 1 -в Киншасе (1'Е1од) [14]. Мандат Евросек ежегодно продлевается. Сейчас он действует до 30 июня 2015 г. Размер бюджета на 2014 г. определён в 6,3 млн евро. По словам главы представительства Евросоюза в ДРК Ж.-М. Дюмона, сотрудничество между Евросеком и вооружёнными силами ДРК рассчитано на длительный период и со временем «перерастёт в партнёрство».
Успешно осваивают конголезский рынок и восточные партнёры ДРК - Китай, Япония и Индия. Наиболее ощутимо здесь присутствие китайских представителей, серьёзных конкурентов всем прочим конголезским партнёрам. Благодаря китайскому бизнесу, ДРК превратилась в «могучую стройку». Масштабы строительства поистине гигантские. Характерной особенностью политики Пекина в ДРК является «вброс» большого числа рабочей китайской силы, ока-
зание «бескорыстной помощи», а затем требование «компенсации» за предоставленные услуги. Китайские рабочие, в отличие от всех остальных, неприхотливы в быту, довольствуются самым малым. К тому же зачастую отряды строителей пополняются китайскими заключёнными, «сосланными» в Конго на исправительные работы. В этом случае конголезская сторона вынуждена предоставлять китайской стороне концессии под разработки из-за отсутствия денежных средств. Простая, но хорошо продуманная схема КНР по внедрению на конголезский рынок довольно эффективна и работает без сбоев. Попутно китайцы внедряют и свой язык, изучение которого не представляет больших трудов для местного населения, говорящего на 4-5 диалектах.
Основой для китайско-конголезского партнёрства служит серия контрактов между правительством ДРК и консорциумом из 5 китайских компаний («Синоидро», «Чайна рэйлвэй групп» и др.) при финансовом обеспечении «Эксим банк оф Чайна» на сумму в 9 млрд долл. США. Эти соглашения получили в ДРК неофициальное название «китайские контракты». Договорённости стали крупнейшими среди соглашений, заключённых Китаем с африканскими странами. Китайская сторона обязалась реализовать работы по восстановлению инфраструктуры: железной дороги протяжённостью 3200 км, автодорожной магистрали длиной 3600 км, строительству аэропорта, жилья, больниц и центров здоровья, высших и профессиональных учебных заведений. Поставленные пекинскими властями задачи деятельности китайцев в ДРК весьма актуальны.
Отсутствие дорог в отдалённые районы страны существенно ослабляет военный и административный контроль над ними государственной власти, чем и пользуются повстанцы. К моменту подписания контракта пришло в негодность 85% дорожной сети. Отсутствие сухопутного сообщения серьёзно тормозит экономическое развитие республики. В обмен на осуществление программ строительства конголезские власти разрешили Пекину в течение 30 лет добывать медь, кобальт, золото, причём с облегчённым налоговым и таможенным режимом.
Сфера деятельности китайцев в ДРК многоплановая. Помимо строительства, КНР оказывает содействие в военной области. 24 декабря 2013 г. в ходе встречи с министром обороны ДРК А. Лубо посол КНР в ДРК Ванг Янгви заявил, что КНР увеличит своё военное присутствие в ДРК, а также представит дополнительные стипендии конголезцам в военных ВУЗах Китая. Со своей стороны, конголезец акцентировал внимание на том, что Пекин является для Киншасы привилегированным партнёром и подчеркнул, что руководство страны придаёт приоритетное значение развитию сотрудничества в военной сфере.
Несмотря на активность партнёров в различных сферах, ДРК продолжает оставаться одной из самых бедных стран Африки. Она занимает предпоследнее, 186 место по индексу
развития человеческого потенциала ПРООН. В чём же дело? Об этом задумываются конголезские аналитики, пытаясь понять, что произошло с их страной за годы независимости. Ж.-П. Мбелу считает, что в постколониальный период, когда «доминирующей матрицей организации мира» стал капитализм, началась так называемая война идей, выиграть которую гораздо сложнее, чем войну с оружием в руках. Она ведётся на всех уровнях, включая местный, национальный, субрегиональный и континентальный. Эта виртуальная борьба часто скрывает истинные намерения игроков, их стратегию и методы, в основе которых зачастую лежит пропаганда противника или откровенная ложь. По мнению этого автора, идеологи стремятся изменить конфигурацию Африки в целях её реколонизации. Важно не допустить этого и вовремя отстоять политическую и ментальную эмансипацию как в ДРК, так и во всей Африке в целом.
Ж.-П. Мбелу рассуждает также о том, что некоторые лидеры стран Латинской Америки (Уго Чавес, Фидель Кастро, Рафаэль Корреа, Эво Моралес) поняли, что помощь бреттон-вудских институтов, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд, представляет собой большую иллюзию. Именно они навязывают концепцию тесного структурного взаимодействия (un ajustement structurel) [19], не отличающуюся по своей сути от прежних теорий взаимовыгодного партнёрства и им подобных. Венесуэла, Куба, Эквадор, Бразилия и другие страны дистанцировались от помощи Запада и стали изыскивать собственные ресурсы развития. Они предприняли попытку построить общество, альтернативное «дикому» капитализму, создать свою систему ценностей путём налаживания геостратегических связей, основанных на уважении суверенитета. Их системы доказали, что всё-таки можно быть «хозяином в своей стране». Латинская Америка показала, по словам конголезца, важность идеологической революции и преломления старых стереотипов взаимодействия с традиционными партнёрами.
Ж.-П. Мбелу считает, что ДРК тоже испытывает на себе «войну идей». Реколонизация вместо демократизации востока ДРК - вот главная цель идеологической войны англосаксов, утверждает он. ДРК не переставала находиться в зависимости от «сильных мира сего». Альтернативы неоколониализму пока нет, а для выработки новой системы взаимоотношений с Западом «потребуется много хороших знаний. Пока же в Конго процветают невежество и интеллектуальная лень, которые в определённой степени помогает англосаксам проводить свои идеи в жизнь и поддерживать межэтническое напряжение», - резюмирует учёный [13].
Похожие идеи высказываются и исследователями из Центра панафриканизма им. Ш.А. Диопа (CEPACRA) при Габонском университете Вундуаве Пемако, Э. Кабонго Малу, Дидье Му-менги и другими. Они считают, что возрождение
Чёрной Африки состоит в пробуждении сознания африканцев - основы национальных амбиций [12]. По их мнению, источником «конголезского зла» является дефицит лидерства, перманентные политические, экономические, социальные и культурные кризисы с вытекающими последствиями в форме материального и духовного обнищания масс, краха системы образования и здравоохранения, разрушения структуры власти. Важно, чтобы произошла «ментальная деколонизация африканцев», - отмечает в своём труде ивуарийский политолог Н. Агбоу.
Теории западников относительно дальнейшей судьбы Африки, и в частности ДРК, нередко «задевают за живое» конголезцев. Особенно это касается темы «балканизации» ДРК, то есть возможного распада страны на отдельные государства. Этот сюжет становится всё более популярным среди конголезских политиков, журналистов и учёных. Их мнения и оценки по поводу нелестной перспективы Конго различны. Одни обвиняют в балканизации власти страны, которые якобы состоят в сговоре с соседями по району Великих озёр (РВО) - Руандой, Угандой и Бурунди и «совместно расхищают национальное достояние Конго». Ка Мана считает, что «балка-низация» является лишь разменной монетой для конголезских политиков. Зачем, ставит он вопрос, «кричать об этом на каждом углу, заранее зная, что это ни к чему не приведёт. Ведь в государстве нет сильной армии, способной защитить территорию и отстаивать национальные интересы» [11].
Другие склонны к критике партнёров ДРК, в первую очередь США и Великобритании, выстраивающими концепцию «евро-американской балканизации», суть которой сводится к пересмотру границ африканских государств, якобы ошибочно начертанных в ходе Берлинской конференции 1885 г. [16]. В Киншасе считают, что авторами этой концепции являются те же страны, которые «делили» Африку на вышеуказанной международной конференции. Более того, в 2007 г. они же навязали Африканскому Союзу Программу о границах, предусматривающую «коррекцию наследия колониализма». Конголезцы считают этот документ крайне опасным для всего Чёрного континента. Эксперты утверждают, что за «дипломатической ширмой» указанной программы скрывается стремление Запада поставить под свой контроль богатые природные ресурсы Африки. В Киншасе ясно сознают, что их американские и европейские «партнёры» уже давно нацелились на самый «лакомый кусок пирога» - восточные регионы ДРК, где находятся месторождения минералов, востребованные современной промышленностью.
Конголезская интеллектуальная элита серьёзно озабочена проблемой распада государства. Она считает, что уже сейчас надо бить тревогу, поскольку инициаторы балканизации не остановятся на ДРК и могут пойти дальше, «ослабляя и расщепляя» такие нефтеносные страны, как Анголу и Нигерию. Представители
политической партии «Патриоты - последователи Мзее Кабилы» в документе «План по выходу из кризиса в районе Великих озёр» пишут, что сегодня международным сообществом созданы благоприятные условия для действия военных группировок, которые хозяйничают на востоке страны в провинциях Северное и Южное Киву, Восточная и на севере Катанги. Цель боевиков и тех, кто за ними стоит - отделение от государства его восточной части, где сосредоточены запасы ценного стратегического сырья [23].
Ведущий конголезский аналитик и журналист Ф. Мулумба считает, что «теория балка-низации» включает в себя несколько ключевых моментов, на которые опираются её создатели и последователи [20]. К ним относятся:
- искусственное создание и поддержка дестабилизации на востоке ДРК с участием вооружённых группировок;
- навязывание конголезцам мнения о том, что власти не способны самостоятельно урегулировать ситуацию в восточных регионах;
- дальнейшее распространение руандийско-го влияния на конголезской территории, включая контроль над природными ресурсами и их эксплуатацию;
- инплантация Руанды в экономическое пространство Конго, а также вовлечение в этот процесс предпринимателей провинции Северное Киву;
- подготовка инвесторов, которые смогли бы вкладывать в перспективе свои капиталы в провинцию Северное Киву;
- захват территорий и физическое истребление проживающего там коренного населения с последующим переселением туда руандийских этносов;
- создание в оккупированных зонах параллельной администрации (что, по сути, уже имело место, когда боевики «Движения М23» оккупировали территорию Ручуру);
- идеологическая обработка конголезцев, направленная на поддержку местным населением пришлых народов из соседней Руанды;
- формирование среди конголезцев «носителей» политики дробления страны, которые могли бы требовать автономии или отделения обеих провинций Киву;
- тщательное наблюдение за политическими, военными и интеллектуальными кругами ДРК с целью своевременного пресечения «свободомыслия», направленного против распада страны.
После реализации плана по захвату обеих провинций Киву, считает Ф. Мулумба, инициаторы «балканизации» перейдут к захвату других территорий страны, например, Итури и Уэле в провинции Восточная, и их последующему присоединению к Уганде. Стремясь к этой цели, считают аналитики, заинтересованные игроки (Бельгия, США, Франция) уже укоренились в восточных провинциях ДРК, создав там свои консульства или направив туда почётных консулов.
Мнение Ф. Мулумбы подтверждается эксклюзивным интервью бывшего заместителя госсекретаря США Германа Коэна, размещён-
ном на сайте видеохостинговой компании «You Tube». Он изложил в нём свою «теорию заговора балканизации ДРК». По его утверждению, Ки-гали практически легализовал продажу ценных минералов, которой занимаются руандийские предприниматели. «Естественно, - говорит он, -это вызывает «дикое» возмущение конголезцев, которые стремятся отстоять свой суверенитет. Впрочем, о каком суверенитете идёт речь? Ведь Киву является частью Руанды» [7]. «Теория» Ко-эна всерьёз озадачила американцев, поскольку, согласно её положениям, США попали в список тех, кто поддерживает противников ДРК по вопросам стабилизации, а их интересы якобы совпадают с интересами Руанды, которая намерена аннексировать Киву и прибрать к рукам её природные богатства.
При этом делается вывод, что «балканиза-ция» входит в планы США и является одним из элементов общей стратегии посольства США в Киншасе. На этот раз чувствительная тема для конголезцев явно «ударила» по авторитету американцев, которые поспешили разъяснить официальную позицию своего правительства по данному вопросу. Советник посольства США М. Диллард попытался опровергнуть «теорию» Коэна, отмечая, что американское правительство желает ДРК стабильности и мира с сосед-
ними странами. А что касается самого Г. Коэна, то он уже 18 лет не находится на государственной службе, и поэтому его заявление не может рассматриваться как официальная точка зрения правительства США. С точки зрения дипломатического этикета американец поступил корректно, но осадок у конголезцев всё же остался.
Односложный ответ на поставленный вопрос «кто же виноват в нестабильности ДРК?» сегодня не даст никто. Очевидно лишь одно: пока в ДРК будет находиться в орбите интересов иностранных партнёров, ей вряд ли удастся самостоятельно двигаться по пути прогресса и развития. Её спонсоры, какими бы они лозунгами ни оперировали, не заинтересованы в сильном государстве, поскольку в этом случае их «помощь» потеряла бы смысл и они лишились бы возможности беспрепятственно эксплуатировать природные богатства ДРК. С другой стороны, во властных структурах страны развиты иждивенческие настроения, «привитые» чиновникам ещё во времена колониализма, и им трудно в одночасье отказаться от поддержки региональных и международных партнёров. По всей вероятности, выйти из порочного круга зависимости, конголезцы смогут лишь при проявлении политической воли и настойчивости в реализации национальных задач.
Список литературы
1. Винокуров Ю.Н. Демократическая Республика Конго. Власть и оппозиция. М.: Издательская фирма «Восточная литература». 2003. 286 с.
2. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М.: ИАфр Институт Африки РАН 2013. 459 с.
3. Кукушкин П.В., Поликанов Д.В. Кризис в Районе Великих Озёр: Руанда, Бурунди, Заир. М.: Институт Африки РАН, 1997. 212 с.
4. Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М.: Институт Африки РАН, 1998. 191 с.
5. Сидорова Г.М. Вооружённые конфликты в Африке на примере Демократической Республике Конго. М.: Издательская фирма «Восточная литература». 2013. 399 с.
6. Agbohou Nicolas. Le franc CFA et l'Euro contre l'Afrique. P.: Ed. Solidarité mondiale. 2008. 320 p.
7. Balkanisation de la RDC: la position officielle du gouvernement des Etats-Unis // Le Potentiel. 22.09.2011.
8. Biyoya Makutu Kahandja Philippe. Diplomatie congolaise régionale. P.: L'Harmattan. 2011. 370 p.; La géopolitique de l'instabilité dans la région des Grands Lacs. P.: L'Harmattan. 2009. 73 p.
9. Braecman Colette. L'homme qui répare les femmes. Bruxelles, Ed. GRIP, 2012. 156 p.
10. Campbell Horace. Les militaires américains et AFRICOM: entre marteau et les Croisés //Supplément au Potentiel. 13.01.2012. P. 12.
11. Ka Mana, Président de Pôle Institute. Les guerres du Kivu et leurs significations politiques pour la société congolaise et la construction de l'Etat. CongoForum. Режим доступа: http://www.congoforum.be/fr/ analysedetail.asp?id=194546: 21.07. 2013).
12. Kabongo Malu Emmanuel. De la phénoménology de l'identité collective perdue et de la disparition du Rd Congolais comme peuple historique // Supplément au Potentiel. 20.06.2011. P. 12.
13. Kinshasa. Le Potentiel. 09.11.2011.
14. La Mission EUSEC RD Congo participe à la journée portes ouvertes à Bruxelles // Le Potentiel. 28.05.2014. P. 5.
15. Lubiku Lusiense, colonel Roger-Nestor. Rwanda-RDC. A qui appartient la zone neutre entre Goma et Gisenyi? PBL vox blog. 19.02.2014. Режим доступа: http://congovox.blogspot.com (дата обращения 21.02.2014).
16. Mafelly Mafelly Makambo. La question relative. La révision des frontières entre RCD et le Rwanda // La Référence plus. 12.04.2014. P. 8-9.
17. Mamina Laurent, Colonel. La République Démocratique du Congo et sa sécurité. Kinshsa: Le Potentiel. 2012. 188 p.
18. Minani Rigobert. Le conflit en Afrique centrale - défis et opportunités: cas de la RDC // Les porteurs de développement durable en R.D.Congo. Kinshasa-Berlin: Ed.CEPAS et Spektrum. 2009. P. 242.
19. Millet Damien. Le cadeau empoisonné de l'ajustement structurel: l'Afrique brisée, 25 avril 2007 // Режим доступа: (дата обращения: 12.01.2014)
20. Mulumba Freddy Kabuayi. Balkanisation de la RDC: mythes et réalités // La République Démocratique du Congo face au complot de Balkanisation et d'implosion. USA: ICREDES. 2013. P. 43.
21. Nzita Nzuami "Kadogo" Junior. Si ma vie d'enfant soldat pouvait être racontée. Aix-en-Provence: Editions Persée. 2010. 90 p.
22. Péan Pierre. Carnages. Les guerres secrètes des grandes puissances en Afrique. P.: Fayard, 2010. P. 398-399.
23. Plan des patriots kabilistes de Mzée "PK"pour sortir de la crise dans la Région de Grand Lac et particulièrement de la République Démocratique du Congo. Le Parti politique"Patriotes Kabilistes de Mzée". Fait à Lubumbashi, le 10 Novembre 2012. P. 1.
24. Refugees in the DRC as of 31 July 2014. HumanitarianResponse.info (UN OCHA). Режим доступа: https:// rdc.humanitarianresponse.info/fr/system/files/documents/files/UNHCR%20DRC%20Fact%20sheet%20 as%20of%2031%20July%202014.pdf (дата обращения: 01.09.2014).
25. Vircoulon Thierry (sous la direction). Les coulisses de l'aide internationale en République Démocratique du Congo. P.: L'Harmattan. 2010. 182 p.
Об авторе
Сидорова Галина Михайловна - к.и.н., первый секретарь посольства России в ДР Конго (Киншаса). E-mail: gal_sid@mail.ru.
WHO IS RESPONSIBLE FOR INSTABILITY IN THE DEMOCRATIC REPUBLIC OF
CONGO?
G. M. Sidorova
The Embassy of Russia in the DR Congo. Democratic Republic of Congo, Kinshasa, Justice Street, house 80.
Abstract: The research focuses on the problem of military-political instability in the Democratic Republic of the Congo experiencing continued armed conflict for a long time. Dozens of illegal armed groups both Congolese and foreign origin continue to destabilize situation in the eastern part of the country causing humanitarian disasters. Due to governmental weakness, economic backwardness, chronical lack of finance resources, interethnic conflicts, all-round and widely spread corruption of the authorities, the Congolese government at the moment is not able to overcome scores of problems including the problem of security. Assistanceprovided to the DRC by itspartnerssuch as, first of all, the former metropolitan country Belgium, as well as the USA, Great Britain, the Europe Union and China works only in favourof these country-donors. They are attracted by rich Congolese natural resources which the DRC remaining one of the poorest countries in the world cannot turn to advantage to the full extent because of its economic backwardness. In exchange for so-calleddevelopment programmes, expensive strategic raw material (such as coltan, wolfram, casseterit, cooper, gold, niobium, and other) is being extracted and exported from the country, in addition, often on the inequivalent basis. This is taking place for the reason that numerous mines and open-cast mines are being controlled by different illegal armed groups and not by the central government. Therefore, it turns out that in the context of a military-political crisis, for so-called partners it is more beneficial to pursue their own interests.
Furthermore, western ideologists arouse "separatism-oriented" theories similar to "balkanization", in other words, a breakdown of this giant country into several independent states. The Congolese are tremulous to this issue, they try to counter such approachs and defend the territorial integrity of the DRC. However, it is not an easy task. The impediment is unsettled relations with neighbouring countries - Rwanda, Uganda and Burundi which for tens of years exploit illegally natural resources of the DRC and try to lay hold of frontier Congolese territories.
Key words: Africa, the Democratic Republic of the Congo, Belgium, the USA, Great Britain, China, the European Union, armed conflict, rebels, balkanization, natural resources.
References
1. Vinokurov Iu.N. 2003. Demokraticheskaia Respublika Kongo. Vlast' i oppozitsiia [Democratic Republic of the Congo. Government and the opposition]. Moscow, Izdatel'skaia firma Vostochnaia literatura Publ. 286 p.
2. Konflikty v Afrike: prichiny, genezis i problemy uregulirovaniia (etnopoliticheskie i sotsial'nye aspekty) [Conflicts in Africa: causes, genesis and resolution of problems (ethno-political and social aspects)]. Moscow, Institut Afriki RAN Publ. 2013. 459 p.
3. Kukushkin P.V., Polikanov D.V. 1997. Krizis v Raione Velikikh Ozer: Ruanda, Burundi, Zair [The crisis in the Great Lakes region: Rwanda, Burundi, Zaire]. Moscow, Institut Afriki RAN Publ. 212 p.
4. Polikanov D.V. 1998. Konflikty v Afrike i deiatel'nost' mezhdunarodnykh organizatsii po ikh uregulirovaniiu [Conflicts in Africa and the activities of international organizations to address them]. Moscow, Institut Afriki RAN Publ. 191 p.
5. Sidorova G.M. 2013. Vooruzhennye konflikty v Afrike na primere Demokraticheskoi Respublike Kongo [Armed conflicts in Africa by the example of the Democratic Republic of Congo]. Moscow, Izdatel'skaia firma Vostochnaia literatura Publ. 399 p.
6. Agbohou Nicolas. 2008. Le franc CFA et l'Euro contre l'Afrique. Paris, Ed. Solidarité mondiale Publ. 320 p.
7. Balkanisation de la RDC: la position officielle du gouvernement des Etats-Unis. Le Potentiel. 22.09.2011.
8. Biyoya Makutu Kahandja Philippe. 2011. Diplomatie congolaise régionale. Paris, L'Harmattan Publ. 370 p.; La géopolitique de l'instabilité dans la région des Grands Lacs. Paris, L'Harmattan Publ. 2009. 73 p.
9. Braecman Colette. 2012. L'homme qui répare les femmes. Bruxelles, Ed. GRIP Publ. 156 p.
10. Campbell Horace. Les militaires américains et AFRICOM: entre marteau et les Croisés. Supplément au Potentiel. 13.01.2012. P. 12.
11. Ka Mana, Président de Pôle Institute. Les guerres du Kivu et leurs significations politiques pour la société congolaise et la construction de l'Etat. CongoForum. Available at: http://www.congoforum.be/fr/analysedetail. asp?id=194546 (Accessed 21.07. 2013).
12. Kabongo Malu Emmanuel. De la phénoménology de l'identité collective perdue et de la disparition du Rd Congolais comme peuple historique. Supplément au Potentiel. 20.06.2011. P. 12.
13. Kinshasa. Le Potentiel. 09.11.2011.
14. La Mission EUSEC RD Congo participe à la journée portes ouvertes à Bruxelles. Le Potentiel. 28.05.2014. P. 5.
15. Lubiku Lusiense, colonel Roger-Nestor. Rwanda-RDC. A qui appartient la zone neutre entre Goma et Gisenyi? PBL vox blog. 19.02.2014. Available at: http://congovox.blogspot.com (Accessed 21.02.2014).
16. Mafelly Mafelly Makambo. La question relative. La révision des frontières entre RCD et le Rwanda. La Référence plus. 12.04.2014. P. 8-9.
17. Mamina Laurent, Colonel. 2012. La République Démocratique du Congo et sa sécurité. Kinshsa, Le Potentiel Publ. 188 p.
18. Minani Rigobert. 2009. Le conflit en Afrique centrale - défis et opportunités: cas de la RDC. Les porteurs de développement durable en R.D.Congo. Kinshasa-Berlin, Ed. CEPAS et Spektrum Publ. P. 242.
19. Millet Damien. Le cadeau empoisonné de l'ajustement structurel: l'Afrique brisée, 25 avril 2007. Available at: http://cadtm.org/L-Afrique-brisee (Accessed: 12.01.2014)
20. Mulumba Freddy Kabuayi. 2013. Balkanisation de la RDC: mythes et réalités. La République Démocratique du Congo face au complot de Balkanisation et d'implosion. USA: ICREDES Publ. P. 43.
21. Nzita Nzuami "Kadogo" Junior. 2010. Si ma vie d'enfant soldat pouvait être racontée. Aix-en-Provence, Editions Persée Publ. 90 p.
22. Péan Pierre. 2010. Carnages. Les guerres secrètes des grandes puissances en Afrique. Paris, Fayard Publ. Pp. 398-399.
23. Plan des patriots kabilistes de Mzée "PK"pour sortir de la crise dans la Région de Grand Lac et particulièrement de la République Démocratique du Congo. Le Parti politique"Patriotes Kabilistes de Mzée". Fait à Lubumbashi, le 10 Novembre 2012. P. 1.
24. Refugees in the DRC as of 31 July 2014. HumanitarianResponse.info (UN OCHA). Available at: https://rdc. humanitarianresponse.info/fr/system/files/documents/files/UNHCR%20DRC%20Fact%20sheet%20as%20 of%2031%20July%202014.pdf (Accessed: 01.09.2014).
25. Vircoulon Thierry (sous la direction). 2010. Les coulisses de l'aide internationale en République Démocratique du Congo. Paris, L'Harmattan Publ. 182 p.
About the author
Galina M. Sidorova - Ph.D., diplomat, has been working in African countries for 10 years. Key areas of study are
the history and politics in Africa. Author of the issue: "Armed conflicts in Africa", Moscow, Institute of Africa of the
Russian Academy of Sciences, 2013, 399 pages. E-mail: gal_sid@mail.ru.