6. Administraciya prezidenta RF. Vstrecha s Prezidentom Demokraticheskoj Respubliki Kongo Feliksom CHisekedi // http://www.kremlin.ru/events/president/news/61886 (data obrashcheniya 30.11.2019).
7. Sidorova G.M. Problema mirotvorchestva v usloviyah obostreniya konfliktov v Demokraticheskoj Respublike Kongo // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mirotvorchestva-v-usloviyah-obost^eniya-konfliktov-v-demokraticheskoy-respublike-kongo (data obrashcheniya 10.11.2019)
8. Thierry Vircoulon. Congo-RDC: l'échec des faiseurs de paix. // https://www.liberation.fr/planete/2009/02/06/congo-rdc-l-echec-des-faiseurs-de-paix_308130 (data obrashcheniya 15.11.19)
9. Clement Namangale. Dynamics of Conflict Management in the Democratic Republic of the Congo. // PRISM 5, no. 2 (2015): 72-83.
10. General'naya Assambleya OON. Dvadcatyj doklad General'nogo sekretarya o Missii Organizacii Ob"edinennyh Nacij v Demokraticheskoj Respublike Kongo: dokument SB OON: S/2005/832. - 28 dekabrya 2005 goda // https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/61/2(SUPP) (data obrashcheniya 18.11.2019)
11. United Nations Attacks Fast Facts. CNN. September 9, 2019 // https://edition.cnn.com/2013/11/05/world/united-nations-attacks-fast-facts/index.html (data obrashcheniya 16.11.2019)
12. Perks, Rachel. Towards a Post-Conflict Transition: Women and Artisanal Mining in the Democratic Republic of Congo // In Gendering the Field: Towards Sustainable Livelihoods for Mining Communities, edited by Lahiri-DuttKuntala, 177-96. ANU Press, 2011 .http://www.j stor.org/stable/j .ctt24h9g4.16. (data obrashcheniya 15.10.2019)
13. Mel'nikova K. CHernaya zarya // https://lenta.ru/articles/2018/08/02/congo/ (data obrashcheniya 07.09.2019)
14. Ralph Darendorpf. Class and class conflict in industrial society // https://cominsitu.files.wordpress.com/2019/01/ralf-dahrendorf-class-and-class-conflict-in-industrial-society-1.pdf (data obrashcheniya 01.09.2019)
15. Sovet bezopasnosti OON. CHast' X, Vspomogatel'nye organy Soveta Bezopasnosti: operacii po podderzhaniyu mira, politicheskie missii i missii po mirostroitel'stvu // https://www.un.org/ru/sc/repertoire/2010-2011/2010-2011_10.pdf#page=11 (data obrashcheniya 21.10.19)
16. Autonomous Youth Organizations' Conquest of Political Power in Congo-Brazzaville, 1963-1968 // In Etudiants africainsen mouvement: contribution à une histoire des années 68, edited by Françoise Blum, Pierre Guidi and OphélieRillon, 57-76. Paris: Publications de la Sorbonne, 2016.
17. Palermo, Tia, and John Torpey.q& a: Counting Sexual Violence in Congo. Contexts, vol. 11, no. 1, 2012, pp. 10-11. // JSTOR, www.jstor.org/stable/41960737. (data obrashcheniya 28.10.19)
18. Sidorova G.M. Problema bezopasnosti i reformy armii Demokraticheskoj Respubliki Kongo // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bezopasnosti-i-reformy-armii-demokraticheskoy-respubliki-kongo (data obrashcheniya 24.11.19)
19. L'yuis Kozer. Funkcii social'nogo konflikta // http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kozer.html (data obrashcheniya 24.11.19)
20. Military factory. Democratic Republic of the Congo Land Systems (Current and Former Types) // https://www.militaryfactory.com/armor/by-country.asp?Nation=Democratic%20Republic%20of%20the%20Congo (data obrashcheniya 24.11.19)
21. RDC: huitblessésdans des affrontements entre des policiers et la secte Bundu Dia Kongo à Kinshasa. Jeuneafrique. 14.02.2017. // https://www.jeuneafrique.com/403398/politique/rdc-operation-de-police-a-kinshasa-contre-secte-bundu-dia-kongo/ (data obrashcheniya 24.11.19)
22. We ask not to be abandoned. 30 days. 2007, Vol. // http://www.30giorni.it/articoli_id_13531_l3.htm (data obrashcheniya 30.11.19)
23. The "Cuba of the West"? France's Cold War in Zaïre, 1977-1978 // Nathaniel K. Powell Journal of Cold War Studies 2016 18:2, 64-96.
ДОБРЯКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета ([email protected]).
КАРМОВ ТИМУР МИХАЙЛОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета ([email protected]).
ЛОБАНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук ([email protected]).
ТРУФАНОВ ГЛЕБ АЛЕКСЕЕВИЧ - студент института философии Санкт-Петербургского государственного университета (buyanovivan@yandex. ru).
DOBRYAKOVA, NATALYA A. - Ph.D. History, Associate Professor, St. Petersburg State Forestry University ([email protected]).
KARMOV, TIMUR M. - Ph.D. History, Associate Professor, St. Petersburg State University ([email protected]). LOBANOV, VLADIMIR B. - Ph.D. History, Associate Professor, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (lobanovl [email protected]).
TRUBANOV, GLEB A. - Student of the Institute of Philosophy, St. Petersburg State University ([email protected]).
УДК 94(470):325.111(571.513)
ТИНИКОВА Е.Е.
СЕЛЬСКО-ГОРОДСКАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД*
Ключевые слова: Хакасия, сельско-городская миграция, урбанизация, горожане.
В статье рассматривается роль сельско-городской миграции хакасского этноса в системе урбанизационного развития региона, анализируются причины переезда коренных жителей Хакасии в города и степень их адаптации там. Показаны структура и динамика миграционных потоков. Отмечается, что урбанизация хакасского этноса неизбежно ведет к его трансформации. Стирание границ между хакасским субэтносом и другими этносами в городе происходит значительно быстрее, чем в деревне. В условиях полиэтнической городской среды хакасы вынуждены быстрее интегрироваться, забывая о существующих субэтнических различиях. Негативно сельско-городская миграция сказывается на развитии сельских поселений. В связи с тем, что основную часть в миграционных потоках составляет молодежь, в сельской местности ухудшается демографическая ситуация. Автор приходит к выводу о необходимости регулирования миграционных процессов в регионе.
TINIKOVA, E E.
RURAL-URBAN MIGRATION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-39-00074 мол_а).
Keywords: Khakassia, rural-urban migration, urbanization, citizens.
In the article considers the role of rural-urban migration of the Khakassia ethnic group in the system of urban development of the region, it analyzes the reasons for the relocation of indigenous residents of Khakassia to cities and the degree of their adaptation there. It is shown the structure and dynamics of migration flows. It is noted that the urbanization of the Khakass ethnic group inevitably leads to its transformation. Erasing the borders between the Khakass subethnos and other ethnic groups in the city is much faster than in the village. In the conditions of multi-ethnic urban environment, the Khakases are forced to integrate faster, forgetting about the existing sub-ethnic differences. Negatively rural-urban migration affects the development of rural settlements. Due to the fact that the main part of the migration flows are young people, the demographic situation is worsening in rural areas. The author concludes that it is necessary to regulate migration processes in the region.
Сельско-городская миграция - один из ключевых факторов урбанизации. Во-первых, миграционный прирост является источником роста городского населения. Во-вторых, из села в город зачастую переезжают люди трудоспособного возраста, молодежь, что впоследствии положительно сказывается на процессе воспроизводства населения в городе. В-третьих, переселение сельских жителей в город влечет за собой серьезные социокультурные последствия как для самих мигрантов, так и для принимающего городского населения и города в целом.
Масштабы и направления сельско-городской миграции во многом определялись социально-экономическим развитием региона. Если в советский период индустриальное освоение Хакасии, строительство заводов и фабрик, промышленных гигантов в рамках формирующегося Саянского территориально-производственного комплекса подталкивали экономически активное сельское население переезжать в город, испытывающий кадровый дефицит, то в постсоветский период причины сельско-городской миграции несколько изменились. В условиях экономически тяжелых 1990-х гг., сельские жители республики устремились в города в поисках заработка и лучшей доли, так как в разорившихся совхозах сложно было найти хоть какую-то работу.
Основные причины сельско-городской миграции сегодня все так же связаны с социально-эконмическими трудностями, характерными для сельской местности - безработицей и низким, по сравнению с городом, уровнем жизни. Массовая безработица в сельской местности является следствием кризиса агропромышленного сектора, который привел к сокращению объемов производимой сельскохозяйственной продукции, снижению заработной платы, ликвидации крупных предприятий [1]. Всероссийская перепись населения 2010 г. зафиксировала, что уровень занятости городского населения Хакасии значительно выше сельского. В городской местности из 224950 человек трудоспособного возраста были заняты трудовой деятельностью 160970 человек, то есть 71,6%. В сельских поселениях уровень занятости экономической деятельностью среди лиц трудоспособного возраста ниже на 9,1 пункта и составил 62,5% (64815 человек из 103747). Сравнительный анализ уровня жизни городского и сельского населения свидетельствует о наличии комплекса социально-экономических проблем в современном российском селе [2].
Несомненно, часть мигрантов, переехавших в город, в том числе и хакасов, находится в поиске больших возможностей для саморазвития и самореализации. Среди приезжих преобладает молодое население, цель переезда которого в город связана с желанием продолжить образование или с семейными обстоятельствами.
Результаты опроса, проведенного летом 2018 г., свидетельствуют о том же. В опросе приняли участие 1500 человек. В исследовании применялись детерминированные методы построения выборки. Связано это было с отсутствием точных данных обо всех характеристиках генеральной совокупности, так как информация о численности хакасов и русских и их демографическом составе среди городских и сельских жителей региона не отражается ни в текущем статистическом учете населения, ни в материалах Всероссийских переписей населения. Поэтому основными методами построения выборки стали квотная выборка и выборка по принципу «снежного кома». При этом были заданы квоты по полу и возрасту с учетом данных Всероссийской переписи населения 2010 г. о социально-демографических характеристиках населения. Основным методом опроса являлось формализованное интервью. Количественный анализ проведен с помощью применения пакета программ SPSS.
Один из вопросов, заданных респондентам, позволяет установить мотивы переезда в город сельских жителей республики. Он был сформулирован следующим образом: «Что побудило Вас уехать из села/деревни?». Опрос подтвердил (см. рисунок 1), что большинство мигрантов вынуждены были переехать в город в связи с отсутствием работы в деревне (24,6% опрошенных).
Второй по популярности ответ (если не брать в расчет тех людей, которые переехали жить в город в детском возрасте по решению родителей) - «желание жить лучше», что продиктовано низким уровнем жизни и отсутствием перспектив в деревне (24,1%), третий - «в связи с учебой» (20,8%). В этой части результаты исследования не противоречат данным подобных этносоциальных опросов в регионе, проводимых в предыдущие годы [3].
Интересно, что хакасы чаще, чем русские, связывают причины своего переезда в город с семейными обстоятельствами в связи с вступлением в брак (13,2% опрошенных хакасов и 12% русских) или переездом к детям (2,4% и 1,6% соответственно). Между тем, хакасы реже русских перебираются в город в связи с учебой детей (5,4% хакасов и 7,4% русских). Связано это не с более низкой степенью образованности среди хакасов, а с наличием более тесных контактов между родственниками у хакасов нежели у русских. Зачастую хакасские дети, приехавшие из деревень, обучаясь в городе, либо проживают у родственников, либо находятся под их контролем и опекой.
Наиболее мобильной частью населения является молодежь, поэтому неудивительно, что именно люди этой возрастной группы составляют основной массив мигрантов. Опрос 2018 г. подтвердил, что большинство опрошенных хакасов переехали жить в город в возрасте до 35 лет (69%). Целью их переезда в город является желание продолжить образование или семейные обстоятельства. Социологическое исследование адаптивного поведения основных этнических групп Хакасии, проведенное в 2006 г., показало, что среди мигрантов хакасов примерно половину составляют те, кто находится в браке и имеет одного-двух детей [4].
Рисунок 1
Причины сельско-городской миграции (в %) учеба
решение родителей отсутствие работы семейные обстоятельства низкий уровень жизни скучная жизнь в деревне перевод на работу выход на пенсию межнациональная напряженность другое
0 5 10 15 20 25 30 35 40
■ хакасы ■ русские
Остальные мотивы переезда среди хакасов и русских относительно одинаково популярны: низкий уровень жизни (37%), скучная и однообразная жизнь в деревне (5,6%), перевод или направление на работу (3,3%), выход на пенсию (1,5%), неблагоприятный климат (0,7%), ухудшение экологической обстановки (0,3%) и другие.
Таким образом, большинство хакасов мигрируют сегодня в города в связи с вынужденными обстоятельствами. Очевидно, что в связи с этим им сложнее адаптироваться к новым условиям. Процесс их адаптации в городской среде зачастую бывает либо затяжным, либо вовсе приводит к тому, что мигранты хакасы вынуждены бывают вновь переезжать в сельскую местность. Только в период с 2001 по 2007 гг. из городской в сельскую местность вернулись 1175 человек [5]. Вместе с тем, эти разнонаправленные процессы миграции населения из села в город и обратно - сегодня явление обыденное, это своеобразный тренд развития современного общества в аспекте его пространственной мобильности [6].
К сожалению, сегодня архивы не содержат сведений о направлении сельско-городских миграций, поэтому посчитать точное количество мигрантов в городах и определить их социально-демографические характеристики невозможно. Примерные данные о структуре миграционных потоков и их направленности нам могут дать лишь массовые социологические опросы.
Опрос 2018 г. включал в себя перечень вопросов, позволяющих составить таблицу сопряженности места откуда приехал мигрант и места его жительства в момент проведения исследования (см. табл. 1). Как и следовало ожидать, результаты опроса показали, что
большинство мигрантов переехали в городские поселения республики из сельской местности Хакасии (72%). При этом не замечено наличие связи между размером населенного пункта, откуда выехал мигрант, и его нынешним местом жительства. Скорее на это оказывает влияние географический фактор. Так, в Сорске наблюдается небольшое количество мигрантов, приехавших из больших сел, численностью более 500 человек. Сам город в радиусе 50 км. не имеет крупных сельских поселений.
Таблица 1.
Таблица сопряженности нынешнего и предыдущего места жительства мигрантов, в % от
опрошенных
место откуда прибывают мигранты
жительства из небольшой из большого из небольшой из большого из села другой
деревни в села в Хакасии деревни села другого страны
Хакасии другого региона региона
Абакан 39 35 9 13 4
Черногорск 33 33 9 19 6
Саяногорск 29 34 8 23 6
Абаза 27 36 0 33 4
Сорск 62 13 6 19 0
Аскиз 35 35 17 12 1
Бискамжа 53 34 0 13 0
Вершина Теи 35 33 12 12 8
Традиционным центром притяжения переселенцев являются столичные города. Абакан не стал исключением. Из 474 опрошенных абаканцев, которые переехали жить в город после 1991 г., более четверти (26%) приехали в Республику Хакасия из других регионов (22%) и даже стран (4%), как правило, ближнего зарубежья, из среднеазиатских республик, а также переселенцы из Донецкой и Луганской областей.
Похожая ситуация сложилась в Черногорске как городе, непосредственно связанном с Абаканом ежедневной маятниковой миграцией, Саяногорске как крупном промышленном центре с развитой социальной инфраструктурой, индустриально развитых Абазе и Вершине Теи, динамично развивающемся Аскизе. Во всех этих поселениях квалифицированные специалисты, а также просто рабочие могут найти работу. В связи со сложной социально-экономической ситуацией Сорск остается малопривлекательным городом для мигрантов из других стран. Бискамжу также не выбирают в качестве места жительства иностранные мигранты, в том числе по причине отсутствия многих объектов социальной сферы, например, дома культуры и больницы.
Хакасы-мигранты, проживающие в городах республики, приехали сюда в основном по очевидным причинам из сельских поселений Хакасии: 52% из небольших деревень, численностью менее 500 человек, 34% из больших сел. Процент прибывших хакасов из-за пределов республики невелик - 14%, из них 11% из других регионов страны, 3% из иностранных государств. У русских респондентов ответы были следующими: большинство (35%) переехали из больших сел региона, по 23% из небольших деревень Хакасии и больших сел других регионов (как правило, речь идет о соседних регионах, таких как Красноярский край, Тыва, в меньшей степени Кемеровская область и Алтай), 14% из небольших деревень других регионов и 5% их сельских населенных пунктов других стран.
Среди мигрантов преобладают женщины (58%), что подтверждает многолетнюю историю наблюдения за данным процессом [7]. Наиболее высокие показатели миграционной активности зафиксированы у хакасов со средним специальным (39%) и высшим (30%) образованием. Несмотря на это, в городе многие из них смогли устроиться только в качестве рабочих (38%). Лишь каждый четвертый хакас, переехавший жить в город, относится к категории служащих среднего звена (сотрудникам или специалистам), среди служащих высшего звена их доля составляет всего 2% опрошенных. Трудятся хакасы мигранты чаще всего в сфере обслуживания (19% респондентов), строительства (12%), образования и науки (11%).
Миграция в регионе была достаточно интенсивной, о чем свидетельствуют результаты переписей населения. В 2010 г. третья часть городского населения (36,2%) с рождения проживала
в том населенном пункте, в котором застала их перепись. При этом 16,5% городского населения поменяли своем место постоянного жительства в последние 8 лет перед переписью (2003-2010 гг.), в том числе 17,8% мужчин и 15,3% женщин.
Интенсивная сельско-городская миграция обостряла проблему формирования городского образа жизни, особенно в небольших по численности городских поселениях. Сельские мигранты «заражают город деревней, ее необязательным по городским меркам отношением ко времени, сугубо партикулярным - к пространству» [8]. Процесс формирования урбанистической культуры в этих условиях тормозится и напрямую зависит от количества прибывающих в город новых вчерашних сельчан.
В конце 1980-х гг. сибирскими учеными была разработана классификация социальной дифференциации городского населения, критерием которой выступала длительность проживания людей в городе [9]. Согласно данной классификации выделялись следующие группы городского населения:
1) категорию «чистых» горожан, то есть тех, кто всю или по крайне мере % своей жизни прожил в городе;
2) «преимущественно» горожане - лица, которые провели в городе от половины до %
жизни;
3) преимущественно селяне или полусельские жители. Эта часть городского населения провела в городе более У и менее половины прожитой жизни;
4) городские селяне, то есть лица, проведшие в селе всю или более % своей жизни.
К категории «чистых» горожан в 2010 г. можно отнести 78,2% городского населения Хакасии, так как 268,4 тыс. человек указали в качестве места своего постоянного жительства городское поселение, в котором они родились или прожили большую часть своей жизни. К категории городских селян при этом можно отнести около 15,3% городского населения, указавшего факт своего переезда в недавнем прошлом. При этом последняя цифра является приблизительной, так как, к сожалению, в опубликованных итогах переписи нет возможности проследить место, откуда прибыл мигрант, то есть вполне возможно, что это было не сельское, а другое городское поселение.
Необходимо понимать, что категория «чистых горожан» также является неоднородной Часть лиц этого слоя - горожане второго, третьего и более поколения - собственно и являются носителями и трансляторами стандартов городского образа жизни. Л.В. Корель полагает, что на этот слой как самый приспособленный к городскому образу жизни, «видимо, должны ориентироваться в своем поведении остальные группы» горожан [10].
Роль сельско-городской миграции не стоит недооценивать. Она занимает важное место как среди источников роста и динамики численности городского населения (как напрямую, так и опосредственно, так как прибывающие в город сельские жители как правило в большей степени склоны к средне и многодетности, чем «чистые» горожане), так и на формирование городского образа жизни [11].
Повлияла сельско-городская миграция и на национальный состав городского населения, а также на урбанизацию коренного населения республики. В связи со сравнительно поздним включением хакасов в процессы урбанизации в регионе, они вписались в уже сложившиеся города, где преобладало русское население, не сформировав собственные городские поселения. Большая часть хакасов горожан сегодня проживает в Абакане - 78% всех городских хакасов Хакасии (19 тыс. человек согласно Всероссийской переписи населения 2010 г.) или 11,5% населения города.
Вторым по численности хакасов городом в республике является Черногорск. Здесь проживает около 1,2 тыс. представителей хакасского этноса (всего 1,6% всех жителей города). Также невелика доля хакасов в остальных городах региона: в Абазе - 2,1% (355 человек), в Саяногорске - 0,9% (577 человек), в Сорске - 6% (723 человека). Традиционно хакасскими считаются южные районы Хакасии, в том числе Аскизский район, в состав которого входят три поселковых совета. Однако и здесь численно хакасы уступают русским. В Аскизском поссовете их численность составляет 1,8 тыс. человек или 35,4% поселка, в Бискамжинском - 98 человек (7,2%), в Вершино-Тейском - 218 человек (5,8%).
Урбанизация хакасского этноса неизбежно приводит к его трансформации. Например, несмотря на то, что процесс этнической консолидации хакасов до сих пор не завершен, стирание
границ между хакасским субэтносом и другими этносами в городе происходит значительно быстрее, чем в деревне. В условиях полиэтнической городской среды хакасы вынуждены быстрее интегрироваться, забывая о существующих субэтнических различиях. Ассимиляционные процессы в городе обостряют проблему этнической идентичности хакасов. Город оказывает влияние не только на национальную хакасскую культуру и традиции, но также формирует новые социальные стратегии поведения хакасов, предугадать последствия которых пока невозможно.
Этносоциологический опрос 2018 г. позволил исследовать также миграционные настроения городских жителей. В анкете были представлены вопросы, связанные с желанием респондентов сменить место жительства и его причинами. На вопрос о желании переехать из своего городского поселения утвердительно ответили 30% опрашиваемых.
Среди основных причин, по которым респонденты хотели бы переехать (см. рисунок 2), чаще всего были названы отсутствие собственного жилья (24%), трудности с устройством на работу (16%), выход на пенсию (16%) и низкая заработная плата (15%).
Рисунок 2
Мотивы переезда горожан в другой населенный пункт (в %)
отсутствие собственного жилья низкая заработная плата отсутствие перспектив ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ неблагоприятная экология отсутствие друзей другое
0 5 10 15 20 25 30 35
■ хакасы ■ русские
Главным мотивом смены места жительства среди хакасов является отсутствие собственного жилья в городе (30%), остальные мотивы указывались значительно реже. У русских помимо названного мотива (18%), популярным является ответ «выход на пенсию» (18%). Также русские чаще хакасов говорят об отсутствие перспектив в городе.
Анализ ответов по направлению потенциальной миграции показал, что 40% потенциальны мигрантов планируют переехать в другой город за пределами Хакасии, 27% - в то село, откуда приехал, 12% - в другой город Хакасии, 9 % - в другую страну, 8% - в другое село Хакасии и 4% - в другое село за пределами республики.
Интерес представляет градация ответов респондентов на указанные вопросы, исходя из их места жительства. Менее всего склоны к переезду оказались респонденты отдаленных от центра городских поселений. 93% хакасов жителей Вершины Теи не планируют менять место своего проживания, похожая ситуация наблюдается в Бискамже (86%), Сорске (80%) и Абазе (78%). При этом если жители данных населенных пунктов и планируют уезжать, то либо в другой город республики, либо в село, откуда приехали. Напротив, жители Абакан, Черногорска, Саяногорска и Аскиза мечтали бы уехать жить в города за пределами Хакасии.
В целом сельско-городская миграция - один из важнейших источников роста городского население. Как социальное явление она неизбежно в условиях формирования урбанистического общества и приводит к распространению модернизирующей силы городов на сельскую местность, так как благодаря сельско-городским связям в сельскую местность проникают не только материальные предметы городской культуры, но также и представления, занятия. Между тем, последствия данного вида миграции могут иметь негативных характер как для города, так и для села. Для городской местности большой миграционный поток может приводить к частичной ее рурализации, когда мигранты начинают воспроизводить в городе привычный для них сельский образ жизни. Негативно сельско-городская миграция также сказывается на развитии сельских поселений республики. В связи с тем, что основную часть в миграционных потоках составляет молодежь, в сельской местности ухудшается демографическая ситуация.
Поэтому регулирование внутрирегиональных миграционных процессов в республике сегодня должно стать одной из задач региональной власти. С одной стороны, необходимо снизить
темпы сельско-городской миграции за счет государственной поддержки сельской молодежи и сел в целом, с другой стороны, нужно разработать инструменты адаптации мигрантов в городах, не забывая при этом о потребности сохранения хакасской культуры.
Литература и источники
1. Лушникова О.Л. Социальная адаптация сельских мигрантов: теоретические и эмпирические аспекты исследования // Дискуссия. - 201S. - № б. - С. 51.
2. Быстрицкая А.Ю., Шатохин М.В. Сравнительная характеристика уровня жизни городского и сельского населения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - C. 20-21.
3. Кривоногов В.П. Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. - 252 с.
4. Анайбан З.В. Степень адаптации и факторы адаптационного поведения основных этнических групп Республики Хакасия к новым условиям жизни (по материалам этносоциологического исследования): информационно-аналитический бюллетень № 3. - М.: Институт востоковедения РАН, 2006. - С. 12.
5. Население Республики Хакасия за 2QQ1-2Q11 годы. - Абакан, 2Q12. - С. 1б.
6. Нефедова Т.Г., Покровский Н.Е., Трейвиш А.И. Урбанизация, дезурбанизация и сельско-городские сообщества в условиях роста горизонтальной мобильности // Социологические исследования. - 2015. - № 12. - С. 6Q.
7. Кривоногов В.П. Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. - С. 21.
S. Панарин С.А. Казахстан: города и урбанизация в межпереписной период (1989-1999) // Вестник Евразии. - 2005. - № 3. -С. б7.
9. Благосостояние городского населения Сибири: проблемы дифференциации (опыт социологического изучения). -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 199Q. - С. 237-23S.
10. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды анологии. - Новосибирск: ИЭиОПП, 1997. - С. 32б.
11. Тиникова Е.Е. Влияние урбанизации на образ жизни жителей Хакасии в середине XX - начале XXI века // «Пригородная революция» в региональном срезе: периферийные городские территории на постсоветском пространстве: сб. тез. межднурод. науч. конф. (Улан-Удэ, 14-1б ноября 2Q19 г.). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2Q19. - С. S6-91.
References and Sources
1. Lushnikova O.L. Social'naya adaptaciya sel'skih migrantov: teoreticheskie i empiricheskie aspekty issledovaniya // Diskussiya. - 201S. - № б. - S. 51.
2. Bystrickaya A.YU., SHatohin M.V. Sravnitel'naya harakteristika urovnya zhizni gorodskogo i sel'skogo naseleniya // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2015. - № 2. - C. 20-21.
3. Krivonogov V.P. Hakasy v nachale XXI veka: sovremennye etnicheskie processy. - Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2011. - 252 s.
4. Anajban Z.V. Stepen' adaptacii i faktory adaptacionnogo povedeniya osnovnyh etnicheskih grupp Respubliki Hakasiya k novym usloviyam zhizni (po materialam etnosociologicheskogo issledovaniya): informacionno-analiticheskij byulleten' № 3. - M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2006. - S.
12.
5. Naselenie Respubliki Hakasiya za 2001-2011 gody. - Abakan, 2012. - S. 16.
6. Nefedova T.G., Pokrovskij N.E., Trejvish A.I. Urbanizaciya, dezurbanizaciya i sel'sko-gorodskie soobshchestva v usloviyah rosta gorizontal'noj mobil'nosti // Sociologicheskie issledovaniya. - 2015. - № 12. - S. 60.
7. Krivonogov V.P. Hakasy v nachale XXI veka: sovremennye etnicheskie processy. - Abakan: Hakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2011. - S. 21. S. Panarin S.A. Kazahstan: goroda i urbanizaciya v mezhperepisnoj period (19S9-1999) // Vestnik Evrazii. - 2005. - № 3. - S. 67.
9. Blagosostoyanie gorodskogo naseleniya Sibiri: problemy differenciacii (opyt sociologicheskogo izucheniya). - Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe otdelenie, 1990. - S. 237-23S.
10. Korel' L.V. Sociologiya adaptacij: etyudy apologii. - Novosibirsk: IEiOPP, 1997. - S. 326.
11. Tinikova E.E. Vliyanie urbanizacii na obraz zhizni zhitelej Hakasii v seredine XX - nachale XXI veka // «Prigorodnaya revolyuciya» v regional'nom sreze: periferijnye gorodskie territorii na postsovetskom prostranstve: sb. tez. mezhdnurod. nauch. konf. (Ulan-Ude, 14-16 noyabrya 2019 g.). - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2019. - S. S6-91.
ТИНИКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории ([email protected])/
TINIKOVA, ELENA E. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Khakass Scientific Research Institute of Language, Literature and History ([email protected]).
УДК 94(470)«20» :7(091)«20»:75
ТУРИЦЫН И.В.
ЮТРЕЙДТИВИЗМ КАК НОВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: ютрейдтивизм, интерстрим, YouTrade.TV, жизнеутверждение, энерготерапия, инвестиции в искусство, видеопровенанс, Игорь Суздальцев, Андрей Чаплюк, Виктор Смаль, Афес Групп, Евгений Бочаров, Казимир Малевич, супрематизм, Дикие кони, Спаситель мира, Леонардо да Винчи.
Статья посвящена анализу истории зарождения и определению основного содержания и тренда развития ютрейдтивизма, как нового творческого направления в изобразительном искусстве. В статье обсуждаются история создания, принципы и первые картины данного направления. Поскольку это творческое направление впервые в истории искусств было создано не художниками, а инвесторами, в статье рассматриваются проблемы рыночного продвижения ютрейдтивистских картин, особенности инвестиций в искусство на этапе цифровизации современного общества (система коллективного инвестирования, тезаврационные инвестиции, номинальные банковские счета и пр.).