17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.
18. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогики. № 2 (47), 2020, С. 87-88.
19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.
20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интегрированных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С. 295-299.
21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24. Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.
22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
1 2 Шомуродов О.Н. , Авезов Ш.Н.
Email: [email protected]
1Шомуродов Ойбек Норкулович - преподаватель; 2Авезов Шерали Наимович - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: учебно-методические пособия представляют собой вспомогательные учебные материалы, необходимые для успешной реализации того или иного метода обучения - средства, орудие, технические средства и т.д., где использование компьютерных технологий предполагает использование компьютеров, видеотехники, проекторов, экранов и других технических средств. Формы преподавания -лабораторные, практические занятия, коллоквиумы и др., являющиеся формой теоретического и практического познания, способы внедрения компьютерных технологий разрабатываются на основе учебных планов и программ по естественным наукам, планирования учебного процесса.
Ключевые слова: учебный процессе, методы обучения, учащиеся, обучение, методы, образовательные технологии.
COMPUTER-BASED LEARNING TECHNOLOGIES Shomurodov O.N.1, Avezov Sh.N.2
1Shomurodov Oybek Norkulovich - Teacher; 2Avezov Sherali Naimovich - Teacher, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: teaching AIDS are auxiliary training materials necessary for the successful implementation of a particular training method-tools, weapons, technical means, etc., where the use of computer technology involves the use of computers, video equipment, projectors, screens, and other technical means.
Forms of teaching-laboratory, practical classes, colloquiums, etc., which are a form of theoretical and practical knowledge, methods of implementing computer technologies are developed on the basis of curricula and programs in natural Sciences, planning the educational process.
Keywords: educational process, teaching methods, students, training, methods, educational technologies.
УДК 37.02
Компьютерные технологии обучения - это новые технологии обучения, которые создают формы обучения, основанные на электронных средствах. Это, в свою очередь, стало основой для внедрения компьютерных форм, средств и методов исследования и их согласования с современными методами обучения без отказа от традиционных методов обучения, развития методов использования компьютерных технологий.
Для оптимального решения этой задачи серьезное внимание было уделено разработке электронных выставок и учебных пособий по предмету "Рисование", организации преподавания по современным методикам, умственным и физическим возможностям, способностям и интересам учащихся. С этой целью А.Р. Беруни, А.Н. Фороби, А. Авлони и психологическая литература, а в исследованиях У.А. Касимова были проанализированы сильные идеи и мнения по вопросам воспитания совершенной личности, развития и усложнения интересов студенческого периода, формирования курьезов и изучены пути учета индивидуальных интересов студентов.
Студентов можно разделить на следующие типы в зависимости от их личностных особенностей: экстравертный (эмоционально и экологически ориентированный) обучающийся - предпочитает активный процесс обучения, взаимодействие с другими людьми (социальное взаимодействие - групповые задания, упражнения). Интровертный (ориентированный на эмоциональную и внутреннюю среду) ученик -индивид наслаждается самостоятельным обучением, то есть слушанием лекций, чтением книг и выполнением письменных заданий. Люди различаются в своей деятельности по обработке информации, восприятию данных: Слуховые и вербальные перцепторы: те, кто предпочитает воспринимать этот тип информации, как правило, слушают и обобщают речь; Логико-математические перцепторы: те, кто предпочитает воспринимать этот тип информации, склонны вычислять с большим количеством чисел, рассуждать логически, обосновывать каждое рассуждение. Они лучше запоминают числа и даты.
Зрительные, пространственные восприниматели: те, кто предпочитает воспринимать этот тип информации, считают важными визуальные средства, различные формы, структурные планы, различные карты, таблицы, диаграммы, графики и диаграммы.
Перцепторы через межличностные взаимодействия и взаимодействия: те, кто предпочитает воспринимать этот тип информации, взаимодействуют друг с другом в процессе приобретения знаний. В учебном процессе некоторые из них предпочитают учиться самостоятельно, работать в одиночку, а некоторые стремятся работать вместе, учиться в группах. Эта категория обучающихся быстро адаптируется к человеческим отношениям, социальной среде, интересуется изучением людей, более удовлетворена процессом взаимодействия и любит находиться рядом с людьми.
Перцепторы, основанные на самосознании: учащиеся склонны больше думать с акцентом на самосознание под влиянием внутренних чувств и переживаний человека. Они, как правило, более общительны и лучше знают и понимают тех, кто их окружает.
Физические и кинетические перцепторы: некоторые учащиеся от природы склонны выполнять физические упражнения, получать от них удовольствие и
выполнять физические упражнения. Они склонны к более практической работе, физическому труду, упражнениям с помощью мышц рук и ног, а также склонны делать разные вещи. Учащиеся, которые кинестетически воспринимают и обрабатывают информацию, предпочитают моделируемые уроки, ролевые игры и обучение на основе действий;
Знатоки-натуралисты: эта категория учащихся любит природу, интересуется флорой и фауной, землей и ее строением, работает с картами, собирает гербарии и природные объекты. Они любят такие науки, как биология, география, физика, животноводство и ботаника. • Музыкальные, ритмические перцепторы: эта категория учащихся склонна к мелодиям и песням, способна выполнять свои действия в соответствии с музыкальными ритмами, эмоциональна, чувствительна и интеллигентна.
Для педагога желательно, чтобы интерес учащегося был связан с другими его индивидуально-психологическими качествами: способностями, талантом, темпераментом, характером.
Поэтому, используя разнообразные методы обучения, составляющие основу педагогической технологии, с определением педагогических задач в обучении рисованию, развивать у учащихся пространственное воображение, мышление, говорение - дискуссию, выражать свои идеи через геометрические пространственные образы, учитывая необходимость обеспечения интереса к науке по каждому предмету, методы образовательного процесса подбираются в соответствии с их дидактическими задачами, реализуются через средства, обогащающие содержание образования.
В процессе реализации современной технологии преподавания предмета "рисование" учитывались уровень сложности учебного плана, междисциплинарная актуальность и дидактические задачи методики преподавания. Кроме того, были внесены изменения в форму преподавания без изменения количества часов лекций и практических занятий в учебном плане [1-22].
Принцип единства теории и практики в системе образования в первую очередь реализуется в процессе обучения в зависимости от содержания и специфики предмета. Эти занятия снабдят их необходимым опытом, чтобы в будущем они могли применять сложные научные теории на практике.
Студенты получают всестороннее представление о сущности учебного материала, закономерностях развития природы и общества на научной основе, развивают навыки, умения и компетенции, необходимые для их будущей практической деятельности. Поэтому, учитывая особенности каждого предмета, принято в качестве принципа учебного процесса максимально применять на практике изучаемые новые знания.
Список литературы /References
1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2 (09), 2020. Pp. 855-963.
2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.
5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.
6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки. 2 (64), 2012. С. 93-95.
11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.
12. Ражабов Д.З., Ражабов Т.И. Формирование и развитие узбекской народной лирики // Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в современном поликультурном мире. Материалы конф., 2018. С. 207-212.
13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.
14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.
16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.
17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.
18. Ramazonova и.Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогики. № 2 (47), 2020, С. 87-88.
19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.
20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интегрированных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С. 295-299.
21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24. Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.
22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.