Научная статья на тему 'ДИРИЖИРОВАНИЕ, ХОР И УПРАВЛЕНИЕ ИМ'

ДИРИЖИРОВАНИЕ, ХОР И УПРАВЛЕНИЕ ИМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДИРИЖИРОВАНИЕ / МАНУАЛЬНАЯ / ТЕХНИКА / СХЕМЫ ТАКТИРОВАНИЯ / ДИРИЖЕРСКИЙ ЖЕСТ / ДИРИЖЕР / MUSICAL PERFORMANCE CONDUCTING / MANUAL / TECHNIQUE / TIMING SCHEMES / CONDUCTOR'S GESTURE / CONDUCTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ражабов Азамат Шарифович

Статья посвящена историческому аспекту становления дирижерского искусства как самостоятельной музыкально-исполнительской специальности. Рассматриваются предпосылки формирования дирижерско-исполнительской технологии и ее исторической эволюции в процессе многовековой музыкальной практики. Практические основы чтения хоровых партитур содержат материал, который позволит подготовить разносторонне развитого специалиста, широко образованного музыканта, владеющего в полной мере знаниями и навыками своего искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING, CHORUS AND MANAGEMENT

The article is devoted to the historical aspect of the formation of the art of conducting as an independent musical performing specialty. The prerequisites for the formation of conducting and performing technology and its historical evolution in the process of centuries of musical practice are considered. The practical foundations of reading choral scores contains material that will allow you to prepare a diversified specialist, a well-educated musician who has full knowledge and skills of his arts.

Текст научной работы на тему «ДИРИЖИРОВАНИЕ, ХОР И УПРАВЛЕНИЕ ИМ»

ДИРИЖИРОВАНИЕ, ХОР И УПРАВЛЕНИЕ ИМ Ражабов А.Ш. Email: [email protected]

Ражабов Азамат Шарифович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена историческому аспекту становления дирижерского искусства как самостоятельной музыкально-исполнительской специальности. Рассматриваются предпосылки формирования дирижерско-исполнительской технологии и ее исторической эволюции в процессе многовековой музыкальной практики. Практические основы чтения хоровых партитур содержат материал, который позволит подготовить разносторонне развитого специалиста, широко образованного музыканта, владеющего в полной мере знаниями и навыками своего искусства. Ключевые слова: музыкальное исполнительство дирижирование, мануальная, техника, схемы тактирования, дирижерский жест, дирижер.

CONDUCTING, CHORUS AND MANAGEMENT Rajabov A.Sh.

Rajabov Azamat Sharifovich - Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the historical aspect of the formation of the art of conducting as an independent musical performing specialty. The prerequisites for the formation of conducting and performing technology and its historical evolution in the process of centuries of musical practice are considered. The practical foundations of reading choral scores contains material that will allow you to prepare a diversified specialist, a well-educated musician who has full knowledge and skills of his arts. Keywords: musical performance conducting, manual, technique, timing schemes, conductor's gesture, conductor.

УДК 398

В истории научной музыкальной мысли дирижирование, как деятельность и вид музыкального исполнительства, является своеобразным «оплотом» творческого лагеря, правила и особенности в котором, не подвластны научному объяснению. Действительно, количество парадоксальных и взаимоисключающих явлений, мирно соседствующих между собой в практической деятельности дирижёра, не могут уместиться в рамках определенных догм, правил или законов. Наряду с этим, невозможно не замечать тот факт, что на современном этапе развития специальности дирижёры все чаще нуждаются в научной аргументации своей деятельности для дальнейшего конструктивного решения возникающих задач. Актуальность данного исследования педагога Бухарского Педагогического Университета кафедры «Музыкальное образование» Холикова Камиля Буроновича обусловлена необходимостью в объяснении феномена интерпретации музыкального произведения на современном этапе развития музыкального искусства, в связи с эволюцией дирижёрской функции.

Целью работы является описание, а также научное обоснование критериев и факторов, составляющих основу формирования исполнительской интерпретации на современном этапе развития музыкальной культуры в связи с эволюцией дирижёрского искусства. Психологические особенности дирижёрского творчества, общий анализ музыкального творчества композиторов, который дирижёр работает

над произведениям, художественно-философская интерпретация произведений, психология музыкального восприятия. Научная достоверность и корректность исследования обусловлена обращением к теоретическим работам, применением объективных и субъективных методов.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение русской и узбекский дирижёрской школы, в освещение интерпретацию традиции. Опираясь на материалы диссертации, представляется возможным экстраполировать методологические принципы при изучении трактовки других произведений. Результат экспериментального исследования дает дирижёрам инструмент для управления оркестровым тембром, в связи с решением тех или иных художественных задач.

Дирижирование, суть которого заключается в организации коллективного исполнения музыки и обеспечении художественного ансамбля, не без оснований считается весьма сложной музыкальной специальностью, так как требует целого комплекса знаний, умений, личностных качеств и отличается широким «ролевым набором» в структуре профессиональной деятельности.

Самостоятельная роль дирижерско-исполнительского искусства утвердилась в процессе его длительной исторической эволюции. Несмотря на то, что дирижирование стало рассматриваться как самостоятельный вид музыкального исполнительства лишь во второй четверти XIX века, истоки его уходят в глубокую древность. Это связано с тем, что сама суть дирижирования - выражение музыки через жест - «коренится в психофизиологических особенностях человеческой природы, поскольку музыкальные звуки вызывают в человеке непроизвольные двигательные мышечные реакции (мимика, жест, движения ног, корпуса), на свободном выявлении которых базировалось первобытное музыкальное искусство.

Осмысление сущности дирижёрской профессии всё это время шло по нескольким направлениям. Ценнейшие идеи музыкально-эстетического, социально-психологического, психолого-педагогического и музыковедческого характера содержатся в научно-литературном наследии выдающихся дирижёров хора. В динамичном, поступательном движении вперёд, в развитии всех сфер человеческой деятельности, прежде всего — интеллектуальной, выделяются периоды, справедливо называемые эпохальными. Они связаны, как правило, с масштабными открытиями, принципиально меняющими взгляд на саму сущность того или иного явления, приводящими к кардинальному пересмотру устоявшихся представлений в данной области. Если говорить о музыкальном исполнительстве, то, несомненно, стала середина XIX века, знаменующая собой качественно новый этап в развитии дирижёрского искусства хора.

Технике дирижирования посвящены десятки работ, от излишне упрощённых до солидных учебных пособий. Однако ни одна из них по отдельности, ни все вместе взятые они не дают удовлетворительных ответов на вопросы: в чём заключается истинная причина глубочайшего художественного воздействия техники дирижирования в хоре.

Ещё одна важная проблема, затрагиваемая в исследовании Холикова Камиля Буроновича. Дирижёрское хоровое искусство обычно рассматривается специалистами в так называемом «чистом» виде, то есть в некоем социальном вакууме. Между тем методологическим принципом системного анализа является, как известно, рассмотрение изучаемого объекта не изолированно от его среды, а наоборот, в её контексте, в системе, элементом которой он является.

Таким образом, настоящее исследование по своему характеру является междисциплинарным. Оно опирается на многообразные источники - от журнальных статей и рецензий на симфонические концерты до фундаментальных научных трудов, затрагивающих проблемы общей и музыкальной эстетики, социальной и музыкальной психологии, социологии музыки, семиотики и семантики искусства, художественного

моделирования, музыкознания, шире - искусствознания, конечно же, дирижёрского искусства и музыкального исполнительства в целом, а также музыкальной критики и публицистики. Разнохарактерный материал исследования дополнялся данными собственных наблюдений, личного тридцатилетнего творческого и педагогического дирижёрского опыта.

Список литературы /References

1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020. Pp. 855-963.

2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.

5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.

6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. №2. С. 138-139.

7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020, С. 6-7.

9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки, 2 (64), 2012, С. 93-95

11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.

12. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.

13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.

14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.

16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.

17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8, Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.

18. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020, С. 87-88.

19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.

20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интеграливанных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С.295-299.

21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24, Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.

22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.

SOCIAL NORMS, SANCTIONS AND PERSONALITY Ramazanova U.Kh.1, Rakhmatova M.O.2 Email: [email protected]

1Ramazanova Ugiloy Kholmuradovna - Teacher; 2Rakhmatova Malahat Obidovna - Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: а social norm is a category in a person's life that represents requirements for actions developed by society in relation to the behavior of its members and recognized by the majority. For example, for Uzbeks, regardless of who enters the room, "Assalom alaikum" is the norm; the need for students to complete tasks given by the teacher is the norm; unloading a seat on a bus or other public transport for minors, adults with disabilities is the norm, and so on. These standards are not developed by individuals, they are not developed on a single day, in a single situation.

Keywords: pedagogy, education, technology, method, innovation, learning process.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, САНКЦИИ И ЛИЧНОСТЬ Рамазанова У.Х.1, Рахматова М.О.2

1Рамазанова Угилой Холмурадовна - преподаватель; 2Рахматова Малахат Обидовна - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: социальная норма - это такая категория в жизни человека, которая представляет собой требования к действиям, выработанным обществом в отношении поведения его членов и признанным большинством. Например, для узбеков, независимо от того, кто входит в комнату, «Ассалом алайкум» - норма; необходимость выполнения учащимся заданий, данных учителем, - норма; уступить место в автобусе или другом общественном транспорте несовершеннолетним взрослым, инвалидам - норма и т.д. Эти нормы не разрабатываются отдельными людьми, они не разрабатываются не в один день, не в одной ситуации. Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения.

UDC 398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.