ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОМПОНЕНТЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Пардаев Б.У. Email: [email protected]
Пардаев Бекмурат Утапулатович - старший преподаватель, кафедра методики начального обучения, Ташкентский государственный педагогический университета им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются вопросы социализации в школьном возрасте, определены факторы социализации, роль семьи и школы в социализации учащихся, а также взгляды на процесс социализации отечественных и зарубежных исследователей. Поднят вопрос об агентах, институтах социализации, самостоятельности и творческом развитии личности, а также влиянии факторов социализации на развитие самого человека и общества в целом. Подчеркнуто педагогическое и социальное значение процесса социализации
Ключевые слова: социализация, факторы, социализация личности, механизмы, агенты, условия и факторы социализации, результаты социализации.
COMPONENTS AND FACTORS OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN Pardayev B.U.
Pardayev Bekmurat Utapulatovich - Head Teacher, DEPARTMENT OF METHODS OF PRIMARY EDUCATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes questions of socialization at school age, faktors of socialization are determined, the rool of the family and the school in the sociolizaton of students and also take a look at the process of socolization of domestic and foreign researchers. The question of agents, instincts of socialization, independence and creative development of the individual, as well as the influence of socialization factors on the development of man himself and society as a whole, is raised. The pedagogical and social values of the socialization process are emphasized.
Keywords: socialization, faktors, sociolizaton of students, mechanisms, agents, conditions and faktors of socialization, results of socialization.
Социализация - это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни, на самых разных её этапах. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации неизбежен для любого индивида. С момента рождения и до глубокой старости он входит в различные сообщества, где приобретает необходимые человеку навыки и усваивает правила сообщества, в котором он находится.
В Узбекистане проблема социализации стала рассматриваться как относительно самостоятельная лишь начиная с конца 90-х годов ХХ века. Различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в работах таких педагогов, как М. Тахтаходжаевой, А. Зуннунова, Х. Ибрагимова, Ш. Абдуллаевой, Н. Эгамбердиевой и других.
| 73 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(87). Часть 3. 2020.
Важным звеном в процессе успешной социализации индивида являются так называемые агенты социализации. Без них процесс социализации становится практически невозможным, поскольку это именно те люди, которые отвечают за его успешное осуществление. Агент - человек, который действует в чьих-нибудь интересах, служит чьим-либо интересам [3. С. 4].
Агенты социализации - люди или учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социального опыта. Процесс социализации невозможен без участия агентов, так как они передают образы, модели поведения и свой опыт индивиду Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.
Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры, руководители кружков и т.д.
Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.
В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация-приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности и интериоризация - более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека,. Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап — ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.
Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:
■ изоляция от внешнего мира:
■ постоянное общение с одними и теми же людьми;
■ утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;
■ отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым [1. С. 138].
Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
- макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- мезофакторы (мезо — "средний, промежуточный") — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);
- по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
- микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др. По утверждению А.В. Мудрика,
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 74 |
социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую к новым ролям. Ученые различают два типа социализации:
- первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
- вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [4. С. 144].
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек -это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности [5. С. 47].
Институты социализации - социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и религиозные организации и другие.
Семья имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей. Они заставляют усваивать их новые роли отца и матери с соответствующими обязанностями и функциями.
Система образования - от учреждений дошкольного образования до учреждений других уровней образования. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина.
Институты трудовой деятельности. Включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения.
Институты духовной сферы - религия, искусство, наука, массовая культура, средства массовой информации.
В процессе социализации учащихся немаловажную роль играет религия. Рассуждая о вопросах религии и её влиянии на воспитание детей, невозможно не вспомнить крылатое выражение Михаила Задорнова: "В падающем самолёте нет атеистов!". Почти каждый считает долгом выразить своё недовольство в сторону религии, совсем не думая о том, что понятие религии и то, что внутри него, -особенно, индивидуально, неповторимо [2. С. 23].
В процессе социализации важным фактором является среда, в которой человек живет. По мнению А.В. Мудрика, развитие человека во взаимодействии с окружающей средой в самом общем виде определяется как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния государства на жизнедеятельность тех или иных категорий людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания;
г) в процессе самоизменения человека [3. С. 9].
| 75 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(87). Часть 3. 2020.
Внеурочная деятельность - это все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности на уроке, в которых можно целесообразно решать задачи воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности школьников, поскольку они выбирают её согласно своим интересам, склонностям и желаниям. За время обучения в школе ученик может испробовать великое множество занятий в разных направлениях и видах деятельности, овладеть разнообразными умениями и приобрести навыки какой-либо деятельности, которые пригодятся ему в будущем и помогут найти тот вид деятельности, которому он сможет посвятить всю свою жизнь. Именно во внеурочной деятельности младшие школьники приобретают коммуникативные умения и навыки, которые формируют стиль их общения, развиваются, самоутверждаются и, наконец, социализируются.
При социализации учащихся преподавателем всех уровней рекомендуется такая комплексная работа и индивидуальный подход к каждому ребенку. Это способствует развитию их возможностей, талантов, способностей, реализации творческого потенциала в образовательном процессе, а также успешной самореализации и социализации в будущем.
Список литературы /References
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. Изд. 2-е, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.
2. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя. // Вестник образования, 1991. № 8. С. 23.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 908 с.Старостина Н.Н. Научное обозрение. Педагогические науки, 2017. № 5. С. 170.
5. Рожнев С.С. Агенты и их роль в процессе социализации на примере спортивных тренеров. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 5 (79) C. 145-148. ISSN 1997-292X.
6. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Издательский центр "Академия", 2013. 576 с.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9 (78). Часть 3. 2020. | 76 |