Список литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб: Спец. литература, 2005. -290 с.
2. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период / Ш. Бю-лер. - Москва, 2008 // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. М.К. Павлова. Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 52 - 61.
3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Издательство Прогресс, 1990. - 809 с.
4. Гаврилюк В.Т., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход) // Социологические исследования. 2002. №1. - С. 95 - 106.
5. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западноевропейской философии (от античности до конца XIX века), Челябинск, 1996. - 234 с.
6. Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. 2008. № 5 (97) сентябрь-октябрь. - С. 19-35.
7. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
8. Ранняя юность // Режим доступа http:// psYlist.net/age/00014.htm (дата обращения - 20.05. 2015).
9. Любутин К.Н., Кондратов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. - Екатеринбург: УрГУ - ИФиП УрО РАН - РФО, 2007. -295 с.
10. Сэнтрок Дж.У. Отрочество—юность (adolescence) // Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc psychology/661/Отрочество—юность. Дата обращения - 20.05.2015).
11. Черкасова А.А. Жизненные ценности студенческой молодёжи в России и США: социологический анализ. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург, 2012. - 26 с.
12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гар-дарики, 2005 - 349 с.
13. Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.) // Советская педагогика. 1965. № 12 -С. 39 - 47.
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Бояк Татьяна Николаевна
доктор социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Восточносибирская государственная академия культуры и искусств», директор Института экономики культуры, менеджмента и продюсирования, г. Улан-Удэ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие «социализация» в рамках субъект - объектного и субъект - субъектного подходов, освещаются некоторые положения теорий макро и микросоциологии, связанные с проблемами формирования личности.
Отмечается взаимосвязь процессов социализации личности с культурой, в которой протекает ее жизнедеятельность, а также значимость высокого уровня нравственной, гражданско-правовой культуры человека и социальных групп в достижении прогрессивных тенденций развития общества.
Приводятся некоторые предложения, направленные на развитие позитивных нравственных установок, повышение гражданско-правовой культуры и преодоление негативных характеристик в процессах социализации личности.
ANNOTATION
The paper considers the notion of socialization in the framework of "subject - object" and "subject - subject" approaches. It also highlights some theoretical propositions ofmacro- and microsociology related to the problems ofpersonality development. The author points out the interconnection ofpersonality's socialization with culture this personality is living in, as well as high importance of moral, civil and legal culture of a person and social groups for social progress. The author gives some suggestions aimed at development of positive moral attitudes, raising civil and legal culture and overcoming negative characteristics in personality's socialization.
Ключевые слова: культура, личность, социализация, общество.
Keywords: culture, personality, socialization, society.
Культура выступает важнейшей характеристикой общества, его основой. Поскольку культура пронизывает все сферы жизни человека и общества, то это определяет ее высокую значимость в содержании и динамики социальных изменений. В.М. Чижиков отмечает невозможность политических, экономических преобразований в стране без радикальных изменений в общей культуре[5, с. 228-229]. «Уровень культуры личности в социально-экономической, общественной деятельности представляет собой базовую основу, на которой развиваются формы культуры, связанные с различными видами деятельности в экономико-технологическом процессе, в управлении, политике и цивилизационном процессе» [5, с. 227].
Анализ процессов социализации личности и социальных групп вне связи с культурой общества более чем затруднителен.
Понятие «социализация», являясь широко распространенным в научной литературе, не имеет однозначного толкования, используется не только социологией, но и педагогикой, психологией, философией (обладает междисциплинарным статусом). Однако, так ли иначе, во всех существующих трактовках процесс социализации связан с вопросами взаимодействия человека и окружающей социальной среды, усвоения норм и ценностей общества.
А.В. Мудрик отмечает, что многочисленные концепции социализации так или иначе тяготеют к одному из
двух подходов: 1) субъект - объектному (общество, культура - субъект воздействия, а человек - его объект); 2) субъект - субъектному (человек активно участвует в процессе своей социализации, влияет на свои жизненные обстоятельства и самого себя) [2, с. 6].
В соответствии с первым подходом социализация человека рассматривается, преимущественно, как процесс адаптации человека к обществу, формирования личности посредством влияния на нее норм и ценностей той культуры, в которой осуществляется жизнедеятельность. Одним из представителей данного подхода является Э. Дюркгейм. Систему социальной действительности, считал Э. Дюркгейм, образуют «социальные факты». Главным их признаком является объективная, независимая от индивида реальность, обладающая принудительной, дав-леющей силой. Принцип теоретико-методологической концепции социологизма заключается в утверждении автономности социальной реальности, наделенной чертами превосходства над индивидами.
Таким образом, Э. Дюркгейм среди участников процесса социализации (человек - общество) приоритетную роль признает за обществом и его культурой. Он рассматривает проблему социализации с точки зрения макросоциологии, для которой важным является выделение социальных процессов в целостности, поэтому внимание теорий данного уровня закономерно сосредоточено не столько на человеке как субъекте своей судьбы, сколько на обществе, его культуре как субъекте воздействия на человека. В этом смысле, человек - продукт общества, культуры общества.
Р. Линтон способствовал распространению в социологии понятия модальной и нормативной личности. Нормативная личность является наиболее полным воплощением личностных черт, свойственных данной культуре. Это своего рода идеал личности, существующей в определенной культуре. Модальная личность представляет собой наиболее распространенный тип отклоняющихся от нормативного типа (идеала) вариаций. Глубина и частота отклонений поведений человека от образцов поведения, предписанных социальных образцов нормативной личности, свидетельствует оразного рода деструктивных процессах ее социализации. Чем более нестабильно общество, тем статистически в большей степени в нем представлено людей, социальный тип которых не соотносится с нормативной личностью.
В контексте изучения проблемы социализации представляют интерес взгляды Р. Мертона на адаптацию человека в обществе; характер разделения или неразделения индивидом ценностей, предлагаемых социумом; поведенческие реакции человека на ситуацию социальной аномии, деструктивные процессы, протекающие в обществе. Так, например, он выделил пять моделей социальной адаптации личности к культурным нормам и ценностям общества: конформизм, инновация, ритуализм, эскей-пизм, бунт - мятеж.
Другой представитель субъект - объектного похода Т. Парсонс понимал социализацию как «интериализацию культуры общества, в котором ребенок родился». Человек усваивает социальные ценности в процессе общения со «значимыми другими» и следование общепринятым нормам становится частью его мотивационной структуры, потребностью. Т. Парсонс подчеркивал первостепенную роль семьи в процессе социализации человека. Именно в семье осуществляется первичная социализация, закладывающая основу последующего функционирования человека [2, с. 7].
Таким образом, с точки зрения субъект - объектного подхода (представленного представителями макросоциологии, структурно-функционального направления социологии), личность - социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Определяющая роль в социализации человека принадлежит обществу и его культуре.
Представители субъект - субъектного подхода акцентируют свое внимание на том, что в процессе социализации активную роль играет не только общество, но и сам человек, осуществляющий выбор нужных для него ценностей, влияющий на окружающих людей и общество в целом через призму своего мировоззрения. К данному подходу можно отнести микросоциологические концепции развития личности, представленные трудами Ч. Кули, Д. Мида, З. Фрейда и др.
Микросоциология рассматривает проблему личностного становления в контексте межличностного взаимодействия. Так, например Ч. Кули, являющийся автором теории «зеркального Я» считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий человека с окружающими людьми. В процессе этого взаимодействия формируется представление человека о самом себе и других людях, индивидуальное «Я» приобретает социальное качество. Другие люди для человека выступают «зеркалом», в которое он глядит в процессе взаимодействия с ними и формирует образ своего «Я» на основе восприятия мнений, оценок окружающих своего поведения. Именно так возникают убеждения человека о своей ценности для других, о своей физической привлекательности, интеллектуальной, нравственной культуре.
По Д. Миду человеческое «Я» состоит из двух взаимосвязанных компонентов - «Я» (индивид и его реакция на действия других) и «Меня» (представление индивида о себе с точки зрения мнений других). Единство «Я» обеспечивает мнение «другого» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества, индивидов, групп - основа процесса социализации. В то же время Д. Мид подчеркивал активную роль самого индивида в его социализации. Две составляющие человеческого «Я» находятся в постоянном взаимодействии. Ученый отмечал, что в процессе социализации важная роль принадлежит отношениям индивида со сверстниками, выступающим средством формирования самостоятельной, способной к сотрудничеству личности [3, с. 479].
В своей теории З. Фрейд «подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности концентрируются в личности. Основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит развертывание врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества [3, с. 478].
Ж. Пиаже выдвигает концепцию когнитивного (умственного) развития человека, как последовательных стадий социализации, подчеркивая активную роль самого человека, опыта его взаимодействия с окружающим социальным миром.
Итак, социализация представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с окружающей его социальной средой, культурой общества, в результате которого осуществляется переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания и объективизация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Становление и развитие личности
зависит от характера воздействия на нее агентов, институтов, факторов социализации.
Характер процессов социализации личности прямо взаимосвязан с культурой, в которой протекает ее жизнедеятельность.
Например, условия современной российской действительности, характеризующиеся развитием системы рыночных отношений, актуализацией ценностей гражданского общества, свободы, оказали влияние на повышение значимости в ориентациях молодого поколения установки на самореализацию в социуме, в сфере профессионально-деловых отношений. Так, результаты социологического опроса, проведенного нами в 2005-2006 годах среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края, свидетельствуют о том, что для большинства респондентов личностная самореализация - одна из наиболее значимых смысложизненных ценностей - 63,9%. Для опрошенной молодежи привлекательным является образ делового успешного человека, который создал хорошую семью -85,7%, счастлив в любви - 73,4%, имеет верных друзей -72%, финансово благополучен - 66,1%, независим -63,2%, успешно реализуется в профессиональной деятельности - 69,1%, является уважаемым человеком - 76,9%, имеет хорошее образование - 73,2%.
Близкие результаты показывают и недавно проведенные исследования других ученых. Так, например, результаты проведенного в 2013 году опроса студентов, представленные в научной статье О.В. Кузьмена, свидетельствуют о том, что в их жизненных ценностях важное место занимают семья, дети, работа, образование, дружба, жилищная устроенность [1, с. 144-151].
В научных публикациях, связанных с темой молодежи, отмечается, что «в России сформировался новый тип личности молодого человека. Он сочетает в себе свойства интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, с деловой, предпринимательской культурой» [4, с. 61].
С другой стороны, статистические данные и результаты ряда эмпирических исследований свидетельствуют о наличии в обществе проблем, связанных снедостатками нравственной и гражданско-правовой культуры личности. Эти проблемы обусловлены рядом факторов: 1) трансформационный период развития российского общества, сопровождающийся изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, закономерно обусловил трудности процессов социализации, адаптации личности к новым реалиям. 2) Распространение в обществе принципов прагматизма, утилитаризма, индивидуализма, «романтизация» (во многом с помощью СМИ) ценностей уголовной субкультуры, отсутствие единой идеологии, популяризация худших образцов западной культуры, - способствовали снижению значимости традиционных национальных ценностей российской культуры в социализации личности. Это привело к ослаблению межпоколенных, внутрисемейных связей и их роли в воспитании личности, что обусловило ряд серьезных проблем личностного формирования.
3) В процессе воспитания личности недостаточное место отводилось развитию таких качеств, как: гражданственность, социальная активность, коллективизм, патриотизм.
4) Длительный, «хронический» характер социально-экономического кризиса в перестроечный период российского общества, сопровождающийся снижением уровня духовно-нравственной культуры населения, отсутствие желаемых стремительно быстрых перемен к лучшему в результате политических, экономических преобразований, отдельные факты необязательного поведения чиновников по отношению к гражданам, обусловили снижение
уровня гражданской сознательности личности, распространение в молодежной среде пессимистических настроений, гражданско-правового нигилизма, отчуждения от общества и государства, аполитичности. Коллективизм, патриотизм, социальная активность, гражданская сознательность, забота о будущем, бескорыстие, открытость, доверие как ценности стали терять прежнее значение.
Кроме того, следует отметить, что характер процессов социализации личностиво многом зависит от эффективности функционирования механизмов социального контроля. Социальный контроль призван оказывать регулирующее воздействие на поведение личности со стороны общества. Обеспечивается это воздействие реализацией социальных норм и санкций (формальных и неформальных). Чем выше эффективность деятельности механизмов социального контроля, направленных на установление социального порядка в обществе, регулирование социальных отношений, тем более стабильно общество и меньше выражены проблемы девиации, преступности.
В сложный, трансформационный период развития общества механизмы социального контроля не в состоянии в полной мере эффективно осуществлять свои функции, связанные с поддержанием социального порядка, выработкой благоприятных моделей социализации личности. Низкая степень воздействия социальных норм на индивида влечет за собой состояние беспорядка. Дефицитом становится моральная регуляция социальных процессов. Получают развитие негативные тенденции, происходящие в обществе, оказывающие деструктивное влияние на формирование нравственной,правовой культуры личности. Так, например, начавшийся перестроечный трансформационный период российского общества, сопровождающийся экономическим кризисом, характеризовался резким обострением проблемы преступности, наркомании, безработицы. По мере стабилизации в развитии общества, выработки и внедрения эффективных механизмов социального контроля,улучшения экономических реалий показатели преступности стали снижаться.
Прогрессивное развитие российского общества возможно только при условии высокого уровня нравственной, гражданско-правовой культуры граждан.
Для развития позитивных нравственных установок, повышения гражданско-правовой культуры и преодоления негативных характеристик в процессах социализации личности, необходимы:реализация действий, направленных на предоставление личности возможностей для самореализации, развития; профилактика девиации и преступности; скрепление общества единой идеологией, ориентирующей сознание личности на лучшие ценности, заложенные в отечественной духовной культуре, ценности благополучной семьи, здорового образа жизни, общечеловеческие, гражданско-патриотические, социальные ценности, высокие образцы культуры делового и повседневно-бытового общения.
Список литературы
1. Кузьмен О. В. Работа, профессиональное образование, семья в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи России // Мониторинг общественного мнения. - 2014. - № 1 (119).
2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004.
3. Российская социологическая энциклопедия. М., 1999.
4. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование. - 2010.- №2.
5. Чижиков В. М. Социокультурные коммуникации города и села: учеб.пособие. М.: МГУКИ, 2010.