Научная статья на тему 'Социализация - ведущий фактор формирования социальной активности подростков'

Социализация - ведущий фактор формирования социальной активности подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / IDENTITY OF TEENAGE / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатин Андрей Владимирович

В статье обосновывается педагогический характер социализации личности подростка в целом и процесса формирования его социальной активности в частности. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущностных основ социализации современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the pedagogical nature of the socialization process in general and the formation of social activity in particular. Various scientific approaches to understanding the nature of the socialization of teenagers.

Текст научной работы на тему «Социализация - ведущий фактор формирования социальной активности подростков»

J

L

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

Примечания

1. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2011.

2. Коряковцев, А. А. Идеология социального протеста (противоречия и начальный этап) / А.А. Коряковцев // Социологические исследования. — 2010. — № 6, июнь. — 2010. — С. 35—44.

3. Максимов, М. А. Политические аспекты стратегии и тактики современного антисистемного движения / М.А. Максимов // ПОЛИС. Политические исследования. 2008. — № 4. — С. 140.

ОЦИАЛИЗАЦИЯ — ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

А. В. Лопатин

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обосновывается педагогический характер социализации личности подростка в целом и процесса формирования его социальной активности в частности. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущностных основ социализации современных подростков.

Ключевые слова: социализация, личность подростка, социальная активность, межличностное взаимодействие, социальная роль.

The article explains the pedagogical nature of the socialization process in general and the formation of social activity in particular. Various scientific approaches to understanding the nature of the socialization of teenagers.

Key words: socialization, identity of teenage, social activity, interpersonal interaction.

Социальная активность как интегральное качество личности подростка обретается в социализации, то есть в процессе освоения им моделей социального поведения, которые позволяют осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе требованиям. С педагогической точки зрения, социализация — самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций, своего стиля жизни (1, с. 42). Данная характеристика понятия обусловлена реализацией следующих методологических подходов: 114 1997-0803 ВЕСТНИК

факторно-институциональным, согласно которому социализация определяется как совокупность (множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система) действия факторов, институтов и агентов социализации; интериоризационным, в соответствии с которым социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения; интраиндивидуаль-ным, при котором социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 114-117

J

деятельностная модель самовоспитания (1, с 43).

Как видим, социализация, распространяясь на все процессы общественных отношений, способствует интенсивному осознанию подростками значимости своей социальной природы и жизненного опыта. Именно осмысление социального опыта в виде совокупности знаний, умений и навыков, стереотипных форм поведения и последующее его применение к действиям общественного существования в разные периоды жизни подростка предполагают активизацию процессов проявления его социальной активности.

Расширяя именно таким образом смысловое поле содержания понятия социализации, можно отметить, что исследуемый нами феномен является важным условием процесса формирования социальной активности как личностного качества, то есть социальная активность — ведущий фактор социализации.

Аналитический обзор научных концепций в сфере социализации свидетельствует о том, что регулятивными факторами в определении взаимных связей личности и общества через социально-культурные институты выступают:

• межличностное взаимодействие — непосредственный процесс деятельного конституирования социального «я» и общества. Становление и развитие социального «я» через позицию «мы» и через виды деятельности. Главная характеристика социального индивида как социального «я» — способность быть объектом для самого себя (М. Мид);

• результативность социальных отношений, существующих в обществе в виде системы, создающей предпосылки для целенаправленной и преобразовательной деятельности (К. Маркс);

• совокупность социальных связей, представленная в качестве функционирования ряда параметров, прежде всего культурных потребностей, обусловливающих социальное взаимодействие со средой (А. Маслоу).

Социализация вбирает в себя, с одной

^ Социально-культурная деятельность

стороны, процессы социально контролируемого и организованного действия на мотивационную сферу личности подростка с позиций общественных структур, а с другой — социальные воздействия, стихийно возникающие под влиянием объективной среды (катастрофы, в том числе техногенные, аварии, разные виды насилия и т.д.).

Считаем, что в связи с этим правомерным является постановка вопроса о выделении параметров значимости социализации для процесса формирования подростковой социальной активности. С нашей точки зрения, к ним следует отнести: а) актуализацию цели и задач гуманистического воспитания; б) целеобразование.

Первый параметр ориентирован прежде всего на создание социально-педагогических, психолого-педагогических условий для саморазвития личности подростка в гармоническом единстве с обществом и самим собой; для установления гуманных отношений подростка с другими участниками воспитательного процесса (школы, учреждений дополнительного образования). Особенность второго параметра состоит в том, что подросток как участник разных по культурной направленности видов социальных программ (экологических, спортивных, художественных и др.) активно взаимодействует с педагогом, аниматором в ходе проектирования предметного социального пространства, в котором он сам находится и осуществляет тот или иной вид общественно значимой деятельности. В своей совокупности эти параметры нацеливают на более содержательное раскрытие личностных качеств и возможностей подростка, прежде всего самостоятельного принятия решений в проблемных ситуациях социального развития, проявления ответственности, а также инициативности.

Социализация включает, как правило, две стадии: первичную (раннее детство) и стадию интернализации (юность, зрелость, старость). На каждой из обозначенных возрастных стадий типологизация объективных и субъективных сфер социа-

J

L

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

лизации личности находит свое выражение при решении естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач (2, с 19).

Первая группа задач направлена на достижение конкретного уровня физического развития индивида с учетом отдельных объективных и нормативных различий в определенной культурной среде.

Вторая группа содержит социально-культурные задачи, не только сопряженные с деятельностью общественных институтов и государственных учреждений, но и с постижением той сферы культурной действительности, в которой собственно и находится индивид. В целом к данной группе задач относятся те задачи, которые обладают познавательной, морально-нравственной, ценностно-смысловой содержательностью.

Социально-психологические задачи, по мнению А.В. Мудрика, это задачи, которые связаны со «становлением самосознания личности, ее самоопределением в актуальной жизни и на перспективу, самореализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения» (2, c. 20).

Поэтапное разрешение указанных задач активизирует как воспроизводство социальных контактов личности на макро- (общества в целом и его представителей) и микроуровнях (семьи, воспитательных организаций, группы сверстников), так и приобретение ею социального опыта, постоянное его обновление. В свою очередь, это позволяет раскрыть социально специфические особенности, присущие личности подростка на основных этапах ее жизненного цикла в условиях постоянного расширения диапазона выбора тех или иных форм социальной активности: гражданской, экологической, познавательной и пр.

Материалы многочисленных психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, И.Д. Фрумин и др.) показывают, что процесс социализации наиболее интенсив-

но осуществляется как в детском, так и в подростковом возрасте. Связано это с более действенным постижением детьми и подростками многочисленных по проблематике социальных и культурных программ современного жизнеобеспечения.

Рассмотрим более подробно особенности влияния социализации на подростковый возраст. Так, согласно социально-психологической концепции Э. Эриксона, подростковый возраст приходится на пятую из восьми стадий жизненного цикла человека, основополагающей идеей которой выступает активизация стремления к конкретности и личностной самотождественности.

Собственно сама результативность дальнейшего развития подросткового возраста определяется не только взаимосвязью с предшествующими стадиями его жизнедеятельности, но и с решением проблем самоопределения и самоутверждения в последующих стадиях. Поэтому в становлении личности подростка так важна роль самосознания в виде достижения конкретного способа познания самого себя, существования относительно целостной Я-концепции. Однако без присущей самосознанию содержательной мировоззренческой основы подросток никогда не узнает, что он действительно желает и поэтому навсегда останется в определенной степени зависимым, будет только подражать, чувствуя себя при этом непризнанным в обществе сверстников. В то же время общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, которые зависят не только от окружающей подростка общественной среды и условий его семейного, социального воспитания в целом, но и от особенностей физического, интеллектуального развития. В противном случае Я-концепция в виде совокупности социальных установок способна приобретать поверхностный характер.

На основе предпринятого нами анализа выше обозначенных научных теорий были определены следующие особенности влияния процесса социализации на фор-

J

мирование основ социальной активности у подростков:

• появление синхронных и нередко противоречивых мировоззренческих образцов и ценностных ориентаций — моральных основ оценок реальной действительности и ориентации в ней, что требует от современных подростков творческих исканий в сфере духовных и нравственных приоритетов в соответствии с уровнем развития самосознания;

• ограниченность свободы социальных действий подростков со стороны социально-культурных институтов, ставящая их в зависимое положение и, как результат этого, приводящая к эмоциональному перенапряжению, возрастным конфликтным отношениям с окружающими людьми;

• энергичное стремление подростков к приобретению социального статуса в системах межличностных отношений, в том числе в системе «подросток-взрослый», однако отсутствие реально существующих возможностей для создания ситуаций «опережения зрелости» зачастую способствует появлению нежелательных результатов.

Среди основных критериев, которые обусловливают признание социумом неотъемлемых прав взросления подростков (гражданских, экономических, культурных), нами выделены следующие: осознанная потребность быть готовым отвечать за свои социальные, моральные поступки; активное доверие к личностному и социальному опыту, хотя еще не в полной мере сформировавшемуся в разных видах общественно значимой деятельности; ответственное участие в познании механизмов социального и физического развития для подготовленности к самостоятельной жизни в обществе.

Понимание подростками значимости переходов от одной стадии жизненного

^ Социально-культурная деятельность

цикла к другой, в том числе переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости, приобретает особую актуальность при рассмотрении процесса освоения социальных ролей: имитации, игры, группового членства — как трех стадий социализации (Ч. Кули, Дж. Мид).

Так, отражение уровня социализации подростка через понятие идентичности, что происходит при формировании культурного опыта в социальной группе, характеризуется выбором и последующим освоением конкретной роли с точки зрения агентов этой группы. В свою очередь, определение степени активного осмысления подростком идентичности с социальной группой зависит от реализации индивидуальных и групповых интересов, что приводит к повышению социальных требований в процессе организации их взаимных действий. Задержка подростка на одной из стадий социализации не способствует активизации образцов его поведения в первичных группах, так как именно через социальные роли открывается вероятность достижения реализации Я-концепции.

Поэтому в условиях современных динамических перемен модели поведения, приемлемые на предыдущих стадиях социализации, должны заменяться новыми социальными отношениями, которые координируют сущность изменившихся жизненных обстоятельств. В результате местоположение подростка в конкретной социальной системе, уровень его активности определяются социальным статусом, реализующимся в той или иной совокупности ролей, а соотносимость достигаемого подростком социального статуса в процессе собственной активности с социальными ролями, присущими определенному сообществу, характеризует осознанно избранную им жизненную позицию: активную или пассивную.

Примечания

1. Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н.Ф. Голованова // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 42—46.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.