Научная статья на тему 'Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи'

Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2192
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МОЛОДЕЖЬ / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / SOCIALIZATION / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / YOUTH / CULTURE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдина Анна Ивановна

В статье рассматривается проблема социализации молодежи через создание модели социальнокультурной среды региона. «Социокультурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социокультурной среды является важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит его становление, определение жизненных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE AS THE BASIS OF YOUTH SOCIALIZATION

The article reflects the problem of youth socialization through creation of model of the social and cultural regional environment. “Social and cultural environment” is a key concept of a modern society, which characterizes its cultural and spiritual component. According to this factor, formation and development of social and cultural environment becomes the major condition of person’s socialization, especially during the age period of human life when there is its formation and definition of vital plans.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи»

7. Рысев Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие. - СПб.: Питер, 2004.

8. Самсонова М. В., Ефимов В. В. Технология и методы коллективного решения проблем: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2003.

9. Miller Douglas. Brilliant Idea.Prentice Hall.2007 [Электронный ресурс]. - URL: www.cfin.ru/ management/decision-science.htmlhttp://antorlov.chat.ru

10. http://antorlov.chat.ru

УДК 316.61(571.17)

А. И. Юдина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается проблема социализации молодежи через создание модели социальнокультурной среды региона. «Социокультурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социокультурной среды является важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит его становление, определение жизненных планов.

Ключевые слова: социализация, социально-культурная среда, молодежь, инфраструктура культуры.

A. I. Yudina

FORMATION OF THE SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE AS THE BASIS OF YOUTH SOCIALIZATION

The article reflects the problem of youth socialization through creation of model of the social and cultural regional environment. “Social and cultural environment” is a key concept of a modern society, which characterizes its cultural and spiritual component. According to this factor, formation and development of social and cultural environment becomes the major condition of person’s socialization, especially during the age period of human life when there is its formation and definition of vital plans.

Keywords: socialization, social and cultural environment, youth, culture infrastructure.

Обращение к проблеме формирования молодежи, семейных устоев, разрушение

социокультурной среды в системе инфра- культурных традиций народа, как след-

структуры региона обусловлено современ- ствие - рост преступности в молодежной

ными условиями нестабильного социума, среде. Создание условий для позитивной

возникновением острой межкультурной и социализации личности молодого поколе-

социальной напряженности в обществе. Сме- ния на сегодняшний день является одной

на ценностных ориентиров, произошедшая из наиболее актуальных проблем современ-

в последние десятилетия, привела к суще- ного общества. Инфраструктура культуры

ственным изменениям межкультурных и со- в этой связи обладает огромным потенциа-

циальных связей. Негативной тенденцией лом для реализации задач социализации

явилось падение духовной нравственности молодежи.

Цель нашего исследования - построение модели социокультурной среды в системе инфраструктуры культуры региона, позволяющей реализовать условия для позитивной социализации молодежи.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний». Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [9].

«Социокультурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социокультурной среды становится важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит становление, определение жизненных планов.

В своих научных исследованиях ученые Брижатова С. Б., Генова Н. М., Курбатов В. И., Курбатова О. В., Марков А. П., Бирженюк Г. М. и др. рассматривают понятие «социально-культурная среда». Анализ научной литературы позволил нам обобщить основные положения, изложенные вышеуказанными авторами [1, 2, 4, 6]. «Социокультурная среда» - это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности

общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций социальнокультурной сферы, произведения искусства и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала личности.

Таким образом, обобщив основные положения, изложенные в исследованиях ученых, мы можем сделать вывод о том, что понятие «социокультурная среда» тесно связано с понятием «социализация личности».

В самом общем виде социализация включает в себя освоение человеком культуры, опыта общественной жизни, социальных норм эффективного взаимодействия с другими людьми, видов деятельности, способов общения, познание окружающей социальной действительности. Следовательно, социализация - это генеральная линия превращения человека как индивида в личность.

Термин «социализация» стал употребляться в конце XIX - начале XX веков для обозначения процессов взаимодействия личности и общества, для характеристики вхождения человека в сложный мир социальных связей и отношений. Главным, на наш взгляд, современным отличием в понимании социализации личности является то, что в этом процессе человек не только усваивает социальный опыт, но и активно его воспроизводит.

Научной и методологической основой исследования проблемы социализации личности является философия. В работах

Э. В. Ильенкова, М. С. Каган, Б. Д. Парыгина, С. С. Фролова и др. было показано влияние на личность общественных отношений, обозначен механизм социализации, проанализировано соотношение объективных (внешних) условий и субъективных (внутренних) факторов развития личности. В этом смысле прослеживается логическая связь философии и философии образования. На грани этих двух

подходов И. С. Коном была разработана своя концепция социализации личности. С его точки зрения, социализация обусловлена как социально-контролируемыми процессами и условиями, так и стихийными, спонтанными процессами. Данная концепция представляет большое значение для нашего исследования, так как инфраструктура социальнокультурной сферы региона позволяет сделать процесс социализации молодежи социальноконтролируемым и направить его в позитивное русло.

В этике изучен процесс присвоения индивидом социально-нравственного опыта, регулирующее воздействие норм, механизмов морального выбора (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, А. И. Титаренко и др.).

Социология изучает соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме, личностное начало проанализировано здесь в контексте социального, личность раскрыта через деятельность, представлена как действующий субъект социальных отношений (И. В. Бестужев - Лада, А. Г. Здраво-мыслов, И. С. Кон, В. А. Ядов и др.).

В общей психологии изучаются механизмы деятельности в освоении нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. В. Бру-гилинский, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.). В работах Л. И. Анциферовой, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, К. К. Платонова, В. Д. Шадри-кова, Д. Б. Эльконина и др. была исследована структура личности, периодизация развития личности в онтогенезе, внутренняя динамика ее развития. Указанные работы служат методологическим и методическим ориентиром для реализации субъектно-деятельностного подхода в процессе социализации молодежи. Результатом реализации этого подхода является становление молодежи как субъек-

тов деятельности. Понятие субъектности отражает определенную позицию личности и раскрывает ее характеристики применительно к условиям деятельности. Показателями субъекта деятельности являются: активность личности, сознательность, высокая самооценка, готовность к саморазвитию, ответственность. Эти характеристики не могут быть достигнуты, если не сформирована система инфраструктуры социально-культурной сферы региона, позволяющая создать условия для реализации потребностей молодежи и их общение в рамках этой деятельности.

Социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений изучают социальная психология и психология общения (А. А. Бодаев, А. Б. Добрович, А. И. Донцов, Я. Л. Коло-минский, К. М. Левитан, Л. А. Петровская,

A. В. Толстых и др.).

В педагогике разработка проблемы социализации личности связана, прежде всего, с именами Г. М. Андреевой, С. Г. Вершлов-ского, А. В. Мудрика, В. С. Селивановой,

B. А. Сластенина и др. В работах вышеуказанных авторов социализация показана как одна из важнейших системообразующих категорий современной педагогики. В отечественной педагогической теории социализированность определяется в контексте интерпретации категории «социальная интеграция». Начало такой традиции в общей педагогики восходит к работам

В. А. Сластенина.

Для нашего исследования эта теория представляет наибольший интерес, так как формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры культуры региона является значимым потенциалом для социализации молодежи.

В работах В. А. Сластенина и его научнопедагогической школы четко определены сущностные характеристики социализации, ее цель и представлены основные механизмы.

Опираясь на интерпретации категории «социализация», которые приводят Т. Парсонс и Р. Мертон, В. А. Сластенин характеризует функциональное назначение социализации как процесса, обеспечивающего интеграцию личности в социальную систему общества.

Сущностный смысл социализации, по мнению Сластенина В. А. и его соавторов, раскрывается на пересечении теоретической интерпретации таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что взгляды отечественных ученых на задачи, решаемые процессом социализации, разделились. Л. В. Байборо-дова, С. И. Гессен, М. И. Рожков считают, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. По мнению Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова [8], социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная ав-тономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность - реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.

Несколько иначе подходит к классификации задач социализации другой исследователь данной проблемы А. В. Мудрик [7]. Он выделяет три группы задач социализа-

ции для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологиче ские.

Естественно-культурные задачи подразумевают достижение человеком на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности, различные этносы, регионы, возрастные и социальные группы и т. д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

В соответствии с возрастными возможностями от него ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформиро-ванности ценностей, участие в семейной жизни и производственно-экономической деятельности.

Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я - концепции и определенного уровня самоуважения и самопринятия.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнеде-

ятельности и выработку будущих жизненных планов. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуальноприемлемую и одобряемую окружающими позицию в новой социальной ситуации -поступление в школу. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Самореализация предполагает удовлетворяющее человека проявление активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, одобряемость значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самореализация через достижение автономии от взрослых. Самореализация личности может иметь разнообразные формы: социально-ценные, социально-полезные, социально-приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процессом самореализации.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются не решенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным.

В своем исследовании мы рассматриваем социализацию личности возрастной категории «молодежь», так как именно эта социальная группа наиболее активна и в большей степени подвержена социальным процессам современного общества.

Целью нашего исследования является создание модели социокультурной среды в системе инфраструктуры культуры региона, позволяющей реализовать условия для позитивной социализации молодежи.

Следуя логике нашего исследования, необходимо выявить особенности социализации молодежи, отличающие ее от других общественных групп, а также определить психолого-педагогические, социальнокультурные и организационные условия для позитивной социализации молодежи.

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 году В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». И. С. Коном в своих исследованиях дает более полное определение: «Молодежь - это социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [3].

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества от 14 до 30 лет, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенно-

стей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Особенности социализации молодежи обусловливаются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Для системы социализации молодежи в современном российском обществе наиболее приемлема культуроцентристская ориентация, направленная на социокультурное становление молодого поколения, исходя из его особенностей, интересов и жизненных целей, а также с учетом освоения традиций, ценностей и норм, присущих российской ментальности. Социализация молодежи -это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. Осуществление процесса социализации требует поисков и обоснования интегративного подхода применительно к социокультурной среде в системе инфраструктуры региона. Важную научно-практическую проблему представляет собой создание комплекса организационных, педагогических, психологических и социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации этой возрастной группы.

Организационные условия включают:

- развитие инфраструктуры социальнокультурной сферы региона;

- использования комплекса психологопедагогических методик, направленных на формирование у молодежи опыта положительного поведения и адекватной самооценки;

- обучение молодежи техникам и процедурам самореализации и социальной безопасности личности;

- использование комплексной оценки эффективности педагогического сопровождения социализации молодежи.

К педагогическим условиям можно отнести:

- педагогическое сопровождение социализации молодежи;

- фасилитационную направленность деятельности педагога;

- ориентацию на успех и достижения;

- предоставление каждому молодому человеку возможности выбора своей роли, позиции, формы участия в деятельности и др.

К психологическим условиям относятся:

- соответствие содержания и методов работы особенностям различной возрастной категории молодежи, задачами развития на данном этапе жизни;

- укрепление положительного отношения к себе и к своему будущему у молодежи;

- формирование жизненных и профессиональных планов молодежи.

Социально-культурные условия:

- сохранение и актуализация культурного наследия;

- сохранение и развитие системы художественного образования;

- поддержка молодых дарований и развитие творческого потенциала молодежи;

- создание условий для доступа жителей города к информационным ресурсам;

- развитие и поддержка молодежных инициатив;

- создание условий для занятий любительским художественным творчеством, поддержание самодеятельной творческой ини-

циативы и социально-культурной активности молодежи.

На наш взгляд, для реализации всех вышеуказанных условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации молодежи, необходимо создать модель социокультурной среды, которая будет внедрена через систему учреждений социально-культурной сферы и будет учитывать задачи социализации, поля жизнедеятельности человека, а также потенциал инфраструктуры региона.

По мнению Н. Н. Лавриновой, социокультурная среда отражает сущностные связи человека с социокультурным окружением. Она имеет набор устойчивых элементов -полей и соответствующих сфер жизнедеятельности, которые требуют анализа в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно самостоятельные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями [5].

В рамках социокультурной среды можно выделить определенные компоненты -поля жизнедеятельности, которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования социализации молодежи.

1. Культурно-историческое наследие.

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни.

3. Социально-психологическая среда обитания, характеризующаяся межличностными отношениями ближайшего окружения.

4. Духовно-нравственная среда обитания - содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни.

5. Политическая среда обитания, характеризуется содержанием политической жизни, условиями и возможностью участия человека в общественно-политической деятельности.

6. Экологическая среда обитания -состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке модели социокультурной среды в системе инфраструктуры культуры региона, позволяющей реализовать условия для позитивной социализации молодежи, мы учитывали проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды (рис. 1). Каждое социокультурное поле среды имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены потенциалами (по каждому полю среды) и инфраструктурой, то есть учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих социализации личности.

В условиях конкретного региона в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики, а также позволяют реализовать педагогические, психологические, организационные и социально-культурные условия для социализации молодежи.

Таким образом, модель социокультурной среды выступает не только как упорядоченность инфраструктуры региона, а представляет собой приоритетные направления культурной политики региона, позволяющей направить процесс социализации молодежи в позитивное русло.

Рисунок 1. Модель социокультурной среды в аспекте социализации молодежи

Литература

1. Брижатова С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социокуль-турнного развития в России. - М.: МГУКИ, 2001.

2. Генова Н. М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: монография. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.

3. Кон И. С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967.

4. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

5. Лавринова Н. Н. Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования) [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. - № 2(17). - 2010. - ІББМ 1990-4045.

6. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие, - СПб., 1997.

7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред.

В. А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

8. Рожков, Л. И. Реализация толерантности школьников / Л. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 221 с.

9. Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012-2016 гг.: оф. сайт Мин. культуры РФ.

УДК 37

О. Ю. Мацукевич

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

В статье рассматриваются проблемы ресоциализации пожилых людей, обосновывается целесообразность применения технологического комплекса социально-культурной деятельности в оптимизации адаптационных процессов и развитии личностного потенциала пенсионеров.

Ключевые слова: ресоциализация, адаптация, пожилой человек, технологии социальнокультурной деятельности.

O. Y. Matsukevich

SOCIO-CULTURAL RESOCIALIZATION OF SENIOR PEOPLE

In article problems of resocialisation of older persons are considered, the expediency of application of a technological complex of welfare activity in optimisation of adaptable processes and development of personal potential of pensioners is proved.

Keywords: resocialisation, adaptation, the elderly person, technologies of welfare activity.

Старение населения в мире приводит Однако если общемировые социально-

не только к увеличению удельного веса лиц демографические тенденции характеризу-

старших возрастов на земле, но и к повыше- ются расширением участия пожилых людей

нию их социальной значимости в обществе. в жизни современного общества, то социаль-

В связи с этим особую актуальность приоб- ные изменения в России имеют прямо про-

ретают вопросы о том, как вписываются по- тивоположную направленность - пожилые

жилые люди в контекст современной дей- люди обретают самый низкий статус в со-

ствительности, в какой мере свойственные циальной иерархии, превращаясь в наиболее

им жизненные представления согласуются дискриминируемую группу; они чаще других

с существующими социальными нормами. социальных групп подвергаются стигматиза-

И как следствие - насколько они сумели вос- ции, отражающей механизмы формирования

принять изменившиеся нормы и ценности негативного общественного мнения и при-

и как смогли адаптироваться к обществен- крепления «ярлыков» к социальному статусу

ным переменам, происходящим на макро- пожилого человека. В современном россий-

и микроуровнях. ском обществе получил распространение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.