ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
УДК 37.013.42
А. И. Юдина
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В статье рассматриваются факторы, влияющие на социализацию подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Выявлено влияние специфического комплекса микрофакторов (семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации) в зависимости от социального статуса подростков (безнадзорные; оставшиеся без попечения родителей; сироты; требующие экстренной психолого-педагогической помощи). Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, охарактеризована как процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса факторов, основным из которых является семья.
Ключевые слова: социализация, педагогическое сопровождение, подросток, трудная жизненная ситуация, фактор.
A. I. Yudina
FACTORS OF INFLUENCE ON SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF THE DIFFICULT LIFE SITUATION
In article the author considers the factors influencing the socialization of teenagers in a difficult life situation. Influence of a specific complex of microfactors (a family, microsociety, groups of contemporaries, educational organizations) depending on the social status of teenagers (unsupervised, without parental support, orphans, demanding the psycho-pedagogical help). Socialization of the teenagers who have got to a difficult life situation, is characterized as the process happening under the influence of a specific complex of factors, based on the family. Modern psychology, sociology, pedagogy have accumulated considerable knowledge about the family as a social institution and as a factor of development, formation and socialization.
Of particular importance for effective pedagogical support socialization of adolescents in difficult life situation, understanding the socialization is the study of the factors influencing this process. By studying the characteristics of pedagogical support the socialization of young people in difficult life situations, the author draws on the theoretical study of the multiple factors that influence the socialization of adolescents, as well as the results of the experimental work in this direction.
The process of socialization of teenagers, its formation and development, identity formation as occurs in the interaction with the environment, which renders the process of decisive influence through a variety of social and psychological factors. The article provides in-depth analysis of the scientific literature on the subject. In addition to the family, a special emphasis in the article is on examining the impact of such factors as microsocium, immediate environment, peers, child care, teenage subculture.
Keywords: socialization, educational support, juvenile, difficult life situation, factor.
Особое значение для результативного педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, понимания сущности социализации
имеет изучение факторов, влияющих на этот процесс. Следуя логике нашего исследования, мы выделим специфическую группу факторов, в большей степени влияющую на рассматриваемую нами категорию подростков. Изучая особенности педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы опирались на теоретическое изучение многообразных явлений, влияющих на социализацию подростков, а также результаты опытно-экспериментальной работы в этом направлении.
Социализация подростка, его формирование и развитие, становление как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социально-психологических факторов.
Как известно, в педагогике фактор - это значительная причина, образованная как минимум из двух продуктивных причин одной группы. Из объединенных единичных факторов образуются общие. «Под продуктивной причиной понимается сколь угодно малая, но обязательно отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла» [11, с. 122].
Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности рассматривается в работах А. А. Бодалева, В. Н. Казанцева, А. Н. Сухова. По их мнению, в самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:
1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;
2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые конкретным этапом жизненного пути личности.
И. С. Кон выделяет следующие группы факторов социализации: макрофакторы (от греч. macros - большой), мезофакторы (mesos - средний) и микрофакторы (mikros - малый).
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах.
Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку; месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село); принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы.
К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, сверстники, духовные наставники и другие люди, заинтересованные в том, чтобы человек осваивал социальные роли и стремился исполнять их в жизни) [5, с. 23].
Существуют и другие классификации факторов. Так, например, в научных работах А. В. Мудрика выделены: мегафакторы социализации (космос, планета, мир); основные макрофакторы, влияющие на социализацию, - страна, этнос, общество, государство; основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека - регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения; микрофакторы социализации - семья и семейное воспитание, соседство, группа сверстников, религиозные и воспитательные организации, микросоциум.
Исследованию и классификации факторов в педагогике и социологии посвящены также работы таких ученых, как Л. Н. Гумилев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Поршнев и др.
Рассмотрим более подробно существующие группы факторов с тем, чтобы определить степень их влияния на процесс социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В системе макрофакторов обычно рассматриваются такие составляющие, как общество, государство, этнос и др. Особую роль в социализации играют те этнокультурные условия, в которых происходит становление человека. Общество как тип макрофактора рассматривается в работах таких исследователей, как Е. А. Ануфриева, А. В. Гайда, Л. В. Лесной и др. Оно характеризует совокупность сложившейся в процессе исторического развития относительно устойчивой системы социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей. Общество поддерживается силой обычаев, традиций, законов.
Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на социализацию детей, подростков, юношей, определяя усвоение ими соответствующих представлений о статусе того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения.
Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющее политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики. Изучением этого макрофактора занимались А. Грамши, И. Б. Левин, Ж. Ж. Руссо и др. [6].
Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных организаций (школа в первую очередь).
Для эффективного формирования человека, соответствующего социальному заказу, государство вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и образования.
Страна - это крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям; в политико-географическом отношении - территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом [9, с. 766]. Различные природные и климатические условия разных стран оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность.
Как условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство. Этнос (от греч. ethos - народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразием культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.
Этнические особенности как фактор социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать его роль и влияние, имея в виду как национальную группу в целом, так и отдельного человека. «Национальные черты нельзя преувеличивать, - отмечает Д. С. Лихачев, - делать их ис-
ключительными. Национальные особенности - это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других».
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно, оно определяется тем, что принято называть менталитетом этноса (понятие, введенное в начале XX века французским ученым Леви-Брюлем). Менталитет (лат. - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества.
Развитие менталитета в социальной сфере жизнедеятельности людей зависит от таких факторов, как разнообразие видов мотивационных предпочтений, социоэкстеральных характеристик поведения людей (переход внутренних психических состояний во внешнее социальное действие), межличностных отношений и субъективно переживаемых связей между людьми в разных сферах жизни, зависит от социальной активности субъектов - с точки зрения не только обмена знаниями, но и совместными действиями и др.
Что касается другой группы факторов - мезофакторов, то она рассматривается в работах таких ученых, как Г. М. Андреева, Р. С. Немов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.
В современном городе подросток может являться членом многих коллективов, различных неформальных и формальных объединений и групп. Он может одновременно участвовать в нескольких объединениях, в которых существуют свои правила, требования, стандарты жизни и общения. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе чести», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.
Субкультура (лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - это система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [9, с. 350].
Педагоги в своей работе, так или иначе, сталкиваются с детской субкультурой. Специфика детской субкультуры и составляющих ее компонентов рассматриваются В. В. Абраменковой, И. И. Клявиной, И. С. Коном, Д. Б. Элькониным и др.
Понятие детской субкультуры, по мнению В. В. Абраменковой, «возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 году принята "Декларация прав ребенка"... в 1989 году по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка - все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни» [1, с. 29].
Детская субкультура не является монотонной и дифференцирована по возрастным критериям: субкультура дошкольников, субкультура младших школьников, субкультура подростков и юношеская субкультура. Сегодня исследователи выделяют субкультуру беспризорников, инвалидов, и т. д.
Значительно сложнее выглядит субкультура подростков, которая имеет следующие разновидности: просоциальная, асоциальная и антисоциальная. Как известно, в этом возрасте
часть подростков входит в различные экстремистские организации, криминальные группировки, вовлекается в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т. д. Это еще один фактор социализации, который в современных условиях приобретает все более решающее значение.
В настоящее время человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий и играющие огромную роль в жизни и развитии детей, подростков, юношей. Сегодня на первое место вышли электронные средства, значительно потеснив письменные. В связи с этим отмечается снижение интереса подростков к чтению, что нередко связывается с предпочтением телевидения как более легкого канала, просмотр передач которого требует меньше интеллектуальных усилий по сравнению с чтением.
Самоизменение подростка в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных аспектах и имеет как позитивные, так и негативные моменты. Когда сообщения средств массовой коммуникации правдивы, глубоки и гуманны по содержанию и содействуют формированию активной жизненной позиции, то в этом случае, безусловно, они создают предпосылки для обогащения духовного мира человека и его общения с другими людьми. В то же время в последние годы на телеэкраны выбрасывается большой поток информации, негативно влияющей на воспитание подрастающего поколения. Сцены насилия, убийства, реклама слабоалкогольных напитков приводит к деградации молодежи. Следствием этого стала актуальной проблема пивного алкоголизма среди подростков.
Нельзя недооценивать роль всех вышеперечисленных групп факторов, влияющих на социализацию личности. Но их воздействие одинаково как на «благополучных» подростков, так и на подростков из категории «попавшие в трудную жизненную ситуацию». Перед нами стоит задача выявить специфическую группу факторов, влияющую на социализацию подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, именно поэтому большее внимание мы уделим изучению микрофакторов, так как они имеют свою специфику для рассматриваемой нами категории подростков.
Вопросу изучения микрофакторов - семьи, группы сверстников, микросоциума, организаций (учебных, профессиональных, общественных, частных и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание, посвящены работы ученых А. И. Донцова, М. С. Мацковского, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др. [2; 7; 10].
Для более полного понимания роли микрофакторов в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, обратимся к характеристике подгрупп детей, относящихся к вышеуказанной группе (безнадзорные и беспризорные; дети, оставшиеся без попечения родителей; сироты; дети, нуждающиеся в экстренной психолого-педагогической помощи).
Детская и подростковая беспризорность и безнадзорность понимается в психолого-педагогической литературе и официальных документах как один из вариантов их социальной дезадаптации. Безнадзорные составляют значительную категорию детей и подростков, у которых полностью разрушены связи с семьей. Отсутствие должного ухода и содержания, жестокое обращение, пренебрежение интересами детей в родительской семье создают угрозу психофизическому и нравственному здоровью детей, провоцируют их уход из дома. Безнадзорные дети склонны к бродяжничеству, у них велик риск стать жертвами насилия и преступления, вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам,
занимаются попрошайничеством, мелким воровством. Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвалах или на чердаках, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает здоровье этих детей, разрушает познавательную деятельность, не способствуют развитию самопознания и общения, без чего, естественно, невозможна их социализация.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой еще одну подгруппу в группе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По данным членов Ассоциации детских психиатров и психологов Н. Иовчук, Е. Морозовой и А. Щербаковой, у 68 % этих детей - родители лишены родительских прав; у 8 % - одинокие родители; у 7 % - родители отказались от своих прав при рождении ребенка, у 7 % - недееспособные родители, у 4 % - родители, находящиеся в заключении, сироты - 5 %, подкидыши - 1 %. По данным этих авторов, в 88 % случаев лишение родительских прав связано с тяжелым алкоголизмом родителей [3, с. 82].
Утрата родителей, семьи, смена опекунов и учреждений, позднее усыновление травмируют психику детей, затрудняют реализацию их потенциальных возможностей. О нарушении социализации этих детей и подростков говорит тот факт, что у них отмечаются инфантилизм, трудности самоопределения, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, перегруженность социальным опытом и негативными образами поведения.
Подгруппа детей, нуждающихся в экстренной психолого-педагогической помощи, состоит из детей, переживших насилие, потерю родителей, стресс, душевную травму, нанесение тяжких увечий. В результате у большинства из них наблюдается острая посттравматическая реакция.
Итак, перейдем к рассмотрению роли микрофакторов, важнейшим из которых является семья. Современная психология, социология, педагогика накопили значительные знания о семье как социальном институте и факторе развития, формирования и социализации личности (работы А. И. Антонова, В. Н. Архангельского, А. С. Белкина, С. Г. Вершловского и др.).
Семья - важнейший фактор социализации, ибо представляет персональную среду жизни человека от жизни до смерти. Качество этой среды определяется рядом параметров:
• социокультурный параметр (образование членов семьи, их участие в жизни общества, интересы к культуре и искусству и т. д.);
• социально-экономический (имущественные характеристики и занятость ее членов на работе и учебе);
• технико-гигиенический (условия проживания, оборудованность жилища, наличие персональной среды ребенка);
• демографический (структура семьи - большая или нуклеарная, полная - неполная, мало - многодетная).
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация. Важным фактором социальной дезадаптации подростка является осознание им своей второстепенной роли в семье, факта «ненужности», неуверенность в своей необходимости. Это переживание закономерно связано с формированием у ребенка своего рода психологического базиса его дальнейшего нравственного развития, включая формирование механизмов ответственности и воли, достоинства и уверенности в себе.
Последнее есть антитеза комплексу неполноценности, снижающему возможности самоутверждения и самореализации личности.
На первом этапе социализации ребенок сталкивается с внешним миром, начинает познавать общественные отношения при помощи родителей и такого социального института, как детские дошкольные учреждения. К сожалению, даже в 80-е годы прошлого века обеспеченность ими в г. Кемерово в целом не превышала 60 %, они страдали от перегруженности, низкой квалификации воспитателей, слабой материальной базы, плохого медицинского обслуживания и незаинтересованности персонала в высокоэффективной работе. Ситуация в 90-е годы еще более усугубилась: закрылись десятки детских садов и других дошкольных учреждений из-за неспособности государства продолжать финансирование их работы и из-за неготовности родителей взвалить на свои плечи данные материальные затраты. Снижение числа детских учреждений в г. Кемерово стало негативной тенденцией развития социальной сферы и одним из факторов, способствующих росту социальной дезадаптации подростков. На поведение ребенка влияет и рост количества неполных семей, в которых (даже при прочих благополучных условиях) снижаются и экономические, и воспитательные возможности. Возрастная психология подростков такова, что потеря одного из родителей, даже неблагополучного, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.
Социологические данные специалистов управления образования администрации г. Кемерово, изучавших воспитание детей в детских домах в 2011-2012 годы (из каждых 10 детей, содержащихся в детдомах, лишь двое не имеют родителей), показали, что уровень эмоционального и в целом интеллектуального развития у этих детей значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье.
Анализ результатов анкетирования учащихся школ (возраст - 13 лет) Ленинского района г. Кемерово, проведенного специалистами Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в 2011 году, показывает, что из 500 респондентов - 37 % (от числа опрошенных) зачастую не представляют, что же такое «хорошая семья». В основном ими употребляется термин «обычная семья» («выпивают только по праздникам», «не бьют», «кормят», «конфликты иногда» и др.). На вопрос: «Хотели ли вы повторить отношения своих родителей в семье?» -45 % ответили отрицательно, 39 % - положительно, 16 % респондентов не смогли дать ответ на этот вопрос.
Отвечая на вопрос: «С кем бы вы предпочли проводить свободное время?» - 73,3 % подростков сказали, что предпочитают проводить свободное время вне семьи (среди друзей -18,3 %; в школе - 5,6 %; в спортивном зале, на стадионе, в туристских походах - 10,9 %; на «тусовках» - 30,5 %; другое - 8,1 %).
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что школа перестала быть центром организации досуга подростков. Только 5,6 % учащихся проводят в школе свое свободное время. Как видно из ответов, потребность в общении с родителями удовлетворяется только у 26,7 % респондентов. Результаты ответов на вопрос: «Какая атмосфера царит в вашей семье?» - представлены в табл. 1 (в %).
Как показывают результаты анкетирования, меньше половины опрошенных подростков отмечает наличие искренности и доверия в семье, однако, по-видимому, подростки здесь выдают желаемое за действительное. В анкетах подростки отмечают, что у них в семьях царит атмосфера озабоченности, депрессии, а порой и озлобленности. Из них 40 % отмечают наличие конфликтов между родителями, 27 % отмечают непонимание между членами семьи.
Таблица 1
Взаимоотношения родителей и их детей
Отношения в семье Ответы детей, %
1. Доверительные отношения 45
2. Доброжелательность 43
3. Конфликты между родителями 40
4. Озлобленность 28
5. Непонимание между членами семьи 27
6. Озабоченность 12
7. Депрессия 11
На вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» - ответы распределились следующим образом: совместная трудовая деятельность - 10 %; совместная творческая деятельность - 9 %; занятия спортом - 20 %; отдых на природе - 11 %; семейные застолья - 51 %.
Анализ анкет подтверждает общепринятое отношение к детям в семье как к исполнителям и объектам работы, заботы о них в плане питания и нравоучений. Это, естественно, влияет на то, что «дом», «семья» для детей, а особенно для подростков перестает быть источником радости, неожиданных и приятных открытий, предметом привязанности и почитания.
Только 30 % из опрошенных подростков немного знают родословную своей семьи, 35 % не интересовались ею, знают родословную только 2 %, остальные не ответили на этот вопрос. Совершенно ушли из большинства семей такие понятия, как «семейная традиция» (стереотип ответов - «празднование Нового года», дней рождений и т. д.), и, что не менее важно, - «семейные реликвии» (только фотоальбомы). Наблюдается значительное возрастное отчуждение в многопоколенных семьях, почти исчезла роль института «бабушек» и «дедушек», передача опыта, традиций, взаимоотношений добра и уважения.
Из всех опрошенных респондентов, отметивших тех, кто их понимает, 45 % подростков указали мать, 42 % - друзей, 11 % - бабушек и дедушек и только 2 % - отцов. Как показывают результаты анкетирования, в семьях значительно снижена роль мужчины в семье, хотя есть и положительные характеристики.
В анкетах подростков можно встретить следующие ответы на вопрос: «Какие они, твои родители?» - «мама - добрая, заботливая; папа - обыкновенный»; «мама - добрая, душевная; папа - орет по пустякам»; «мама - душевная, отзывчивая; папа - не пьет».
Анализ ответов, характеризующих психологическое состояние подростков, показывает, что более 45 % респондентов испытывают тревожность из-за проблем в окружающей среде, 87 % - не уверены в своем будущем. Комфортнее всего подростки чувствуют себя среди друзей (46 %), и только 22 % из них чувствуют себя комфортно с родителями. Таким образом, многие семьи не являются комфортными и интересными, не всегда представляют собой необходимую среду для общения детей, где их поймут, выслушают, простят, где уважают их мнение и ценят способности.
В ходе дополнительного интервью выяснилось, что предпочтительные занятия в семьях - просмотр телепередач, чтение книг и газет. Из общего числа респондентов только 10 % не имеют поручений по дому. У остальных поручения - это повседневный и бытовой труд, из разряда «обязаловки», хотя воспитывает не сама по себе обязанность, а ее мотивировка и эмоциональное отношение.
Для нашего исследования особое значение имеет влияние на подростка факторов семейной дезадаптации, так как основная масса воспитанников Центра - социальные сироты. В целях изучения данной проблемы были проанализированы категории семей несовершеннолетних, поступивших в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Кемерово. Всего за период 2005-2011 годов было обслужено 8275 семей несовершеннолетних. Из них: 52,2 % - вынужденно бедные семьи; 15,6 % - асоциальные семьи; 14 % - конфликтные семьи; 22,4 % - семьи, определенные в категорию «другие», то есть не подходящие ни под одну из вышеуказанных категорий (опекунские, педагогически не состоятельные и т. д.).
Основная масса несовершеннолетних, поступающих в Центр, воспитываются в вынужденно бедных семьях. Сложное материальное положение в семье, как правило, порождает конфликты, пьянство родителей и как следствие социальное сиротство. Большой процент среди воспитанников Центра составляют подростки из педагогически несостоятельных семей. Основная масса подростков из таких семей относится к подгруппам «безнадзорные» и «требующие экстренной психолого-педагогической помощи». Такой тип семьи характеризуется как повышенной конфликтностью на почве авторитарного отношения к детям, непониманием среди членов семьи, так и чрезмерным заискиванием перед ребенком, выполнением любой его прихоти, а в случае отказа - взрывом негативных эмоций со стороны подростка, демонстративным поведением и, как правило, уходом из дома. Так как педагогический потенциал семей данных подгрупп подростков нуждается в коррекции и поддается воздействию, в Центре созданы и реализованы программы, направленные на профилактику семейного неблагополучия. Ведет работу клуб выходного дня «МиР» (мы и родители), основная деятельность которого направлена на поиски путей выхода из конфликтных ситуаций, преодоление психологических барьеров, установление благоприятных контактов между членами семьи.
Таким образом, фактор семьи является существенным для таких подгрупп подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, как безнадзорные дети и дети, нуждающиеся в экстренной психолого-педагогической помощи, так как в данном случае возвращение подростка в семью возможно при условии педагогических воздействий и устранения психологических барьеров. У подростков из подгрупп «сироты» и «оставшиеся без попечения родителей» полностью утрачены связи с родителями. Безусловно, в прошлом семья оказывала на этих подростков большое влияние, но в будущем социализирующий фактор семьи для них будет малозначителен.
Немаловажную роль в социализации подростков из вышеуказанных подгрупп играет соседство и микросоциум, так как в случае педагогической несостоятельности семьи либо ее полной утраты, воспитательные функции на себя берет ближайшее окружение. Влияние микросоциума на социализацию личности рассматривается в научных трудах В. Г. Бочкаровой, Л. И. Новиковой [9].
Особое значение для понимания сущности соседства и микросоциума имеют теоретические работы В. Г. Бочкаревой, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, др. [8; 9].
Для подростков соседство - среда их жизнедеятельности, а также важнейший фактор социализации. Если обратиться к рассматриваемым нами подгруппам подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, то данный фактор в первую очередь влияет на такие категории, как безнадзорные дети и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как причиной, по которой подростки попадают в эту подгруппу, как правило, является асоциальный образ жизни и алкоголизм родителей.
В подростковом возрасте складывается определенная система социальных отношений, в которых подросток занимает маргинальную позицию. Переходя из детского мира во взрослый, он не принадлежит ни одному из них. Успех этого перехода во многом зависит от «взрослого общения», от наличия подготовленных культурой путей вхождения подростка во взрослый мир с возложением на него определенных прав и обязанностей. Меняется основной институт социализации, преобладающее влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников, которая становится источником референтных норм и получения определенного социального статуса. В отношениях с соседями-сверстниками подростки узнают и усваивают лексику, нормы и неформальные правила поведения.
Сообщество подростков с помощью традиционных культурных средств (иногда довольно жестко) в рамках социализации обеспечивает обучение, воспитание, формирование личности подростка (через овладение им собственным поведением), подчинение подростка групповым нормам и т. д. Наиболее важное значение для социализации подростка имеет микросоциум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно.
Научный интерес к проблемам социальной среды проявили: А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Сухов и др. Обычно микрорайон рассматривается как микросоциум. Влияние микросоциума на социализацию подростка во многом зависит от культурно-рекреационных возможностей района - наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, библиотек и т. п.
В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подростков. Особенно это характерно для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в случае если утрачены социализирующие функции семьи и учебно-воспитательных учреждений. Нами проанализированы теоретические работы В. Г. Бочкаревой, Л. И. Новиковой, М. М. Плоткина, Д. И. Фельдштейна, в которых рассматриваются психолого-педагогические, социально-педагогические и социально-психологические проблемы взаимоотношений сверстников. Общение со сверстниками, особенно в подростковый период, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И. С. Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы - Ивановы», «мы - мальчики», «мы - старшая группа» и т. д.), усложняется и образ «Я» [4].
Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», вы-
ходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением.
Воздействие группы сверстников на социализацию обозначенных нами групп подростков происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа. Заражение -также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении. Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений. Идентификация - отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя подросток, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического сленга, жестами и т. п.
Существует еще ряд причин, делающих группу сверстников особенно существенной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, становится для них своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.
Еще одну группу в системе микрофакторов можно обозначить как воспитательные организации. Общество и государство создают систему воспитания детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, которая включает в себя большой спектр различных организаций:
• общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различного типа (детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры, приюты и др.);
• детские и юношеские общественно-политические и клубные организации (постоянные, сезонные и временные);
• организации, занимающиеся социально-культурным и др. видами оздоровления микросреды подрастающих поколений;
• учреждения для детей, подростков и юношей с психосоматическими или социальными отклонениями и дефектами;
• организации, занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения детей, подростков и юношей, их перевоспитанием и реабилитацией.
С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в системе и процессе социального воспитания. Воспитательные организации, как фактор, влияющий на социализацию подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, особое значение имеют для таких подгрупп, как «сироты» и «оставшиеся без попечения родителей». После пребывания в детских специализированных учреждениях подростки из этих подгрупп, как правило, попадают в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае агентом социализации становится педагог, а процесс педагогического сопровождения приобретает ведущую роль в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, - это особая сфера деятельности педагога, социального педагога, психолога, воспитателя как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие с подростками, имеющими дезадаптивное поведение, на оказание ему психолого-педагогической поддержки, на социально-психологическую реабилитацию, социальную адаптацию, социальное самоопределение для последующей интеграции в общество.
Многолетней практикой нами выявлен комплекс условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
• фасилитационная направленность деятельности педагогов, социальных педагогов, психологов, воспитателей (изменение традиционной позиции педагога на эмпатию, рефлексию, толерантность, интуицию, личностную идентичность);
• проблематизация содержания совместной деятельности подростков по их социальной адаптации, социальному самоопределению;
• ориентация на успех;
• профессиональная компетентность фасилитатора;
• профессионально важные качества фасилитатора (индивидуальные психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности, качество, результативность и др.).
Педагогическое сопровождение подростка во многом зависит от деятельности педагога, обеспечивающей его успешность, особенно в процессе социализации подростка (развитие у подростка позиции активного субъекта деятельности (субъективности), которая проявляется в самостоятельном выборе целей и задач в разных видах деятельности, в том числе учебной; в освоении нравственных категорий и ценностей, в развитии реального опыта саморегуляции действий, переживании успеха в значимой деятельности, позитивном опыте социального взаимодействия).
Таким образом, на наш взгляд, в условиях деятельности детских социозащитных учреждений для результативного осуществления педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, следует учитывать влияние специфического комплекса микрофакторов (семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации) в зависимости от социального статуса подростков (безнадзорные; оставшиеся без попечения родителей; сироты; требующие экстренной психолого-педагогической помощи).
Литература
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в отно-и социогенезе // Мир психологии. - 1996. - № 3. - С. 129-156.
2. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
3. Иовчук Н. Поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова // Социальная педагогика. - 2004. - № 2. - С. 82.
4. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
5. Кон И. С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967. -255 с.
6. Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - № 5 - С. 17-23.
7. Мацковский М. С. Социальная семья. Проблемы теории, методологии и методики. - М.: Просвещение, 1989. - 116 с.
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под. ред. В. А. Сла-стенина. - 3-е изд., доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 200 с.
9. Новикова Л. И. Педагогика коллектива. - М.: Просвещение, 1978. - 311 с.
10. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 17 с.
11. Понаморенко В. А. Созидательная психология. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж; НПО «МОДЭК», 2000. - 848 с.
12. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19-2. - С. 195-203.
Literatura
1. Abramenkova V. V. Social'naja psihologija detstva: rebenok sredi vzroslyh i sverstnikov v otno- i sociogeneze // Mir psihologii. - 1996. - № 3. - S. 129-156.
2. Doncov A. I. Psihologija kollektiva. - M.: Izd-vo MGU, 1984. - 208 s.
3. Iovchuk N. Podderzhka detej-sirot, vospityvajushhihsya v sem'jah / N. Iovchuk, E. Morozova, A. Shherbakova // Social'naja pedagogika. - 2004. - № 2. - S. 82.
4. Kon I. S. Rebenok i obshhestvo: ucheb. posobie dlja vuzov. - M.: Akademija, 2003. - 336 s.
5. Kon I. S. Sociologija lichnosti. - M.: Prosveshhenie, 1967. - 255 s.
6. Levin I. B. Grazhdanskoe obshhestvo na Zapade i v Rossii // Polis. - 1996. - № 5. - S. 17-23.
7. Mackovskij M. S. Social'naja sem'ja. Problemy teorii, metodologii i metodiki. - M.: Prosveshhenie, 1989. - 116 s.
8. Mudrik A. V Social'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov / pod. red. V A. Slas-tenina. - 3-e izd., dop. - M.: Izdat. centr «Akademija», 2002. - 200 s.
9. Novikova L. I. Pedagogika kollektiva. - M.: Prosveshhenie, 1978. - 311 s.
10. Petrovskij A. V. Psihologija razvivajushhejsja lichnosti. - M.: Pedagogika, 1987. - S. 17.
11. Ponamorenko V. A. Sozidatel'naja psihologija - M.: Moskov. psihologo-social'nyj in-t. - Voronezh: NPO «MODJeK», 2000. - 848 s.
12. Yudina A. I. Formirovanie social'no-kul'turnoj sredy v sisteme infrastruktury regiona kak osnova socializacii molodezhi // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -2012. - № 19, сЬ 2. - S. 195-203.