УДК 376.6
Т. В. Макеева
Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Изучаются различные аспекты понятия «трудная жизненная ситуация». Обосновываются способы преодоления подобных ситуаций и особенности реализации технологии социально-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, сопровождение, технология социально-педагогического сопровождения, трудная жизненная ситуация,
T. V. Makeeva
Social and Pedagogical Support of Children Occurred in a Difficult Life Situation
In the article questions of social and pedagogical support of children occurred in a difficult life situation are regarded. Various aspects of the notion "a difficult life situation" are studied. Ways to overcome similar situations and peculiarities of realization of social-pedagogical support technology are located.
Keywords: social and pedagogical support, maintenance, technology of social and pedagogical support, a difficult life situation.
В последние годы в рамках рассмотрения вопросов государственной социальной политики все актуальнее и острее звучат проблемы защиты детства. Современное общество сталкивается с ужасающими картинами: насилие и жестокость в семьях, социальное сиротство, отклоняющиеся формы поведения детей и взрослых. Понятие «деформированное детство» звучит как упрек и воспринимается как глобальная проблема человечества. Если ребенок развивается в позитивных и благоприятных условиях, то у него формируются позитивные качества (чувство прекрасного, забота о людях и животных, щедрость, доброта), в иной ситуации возникают зависть к ближнему, злоба, агрессия, скупость и т.п. Человек превращается в раба своей сущности.
Социально-психологические проблемы детей, находящихся в трудных жизненных условиях, из-за которых возможны смена социального статуса, изменения эмоционального состояния несовершеннолетних, появление заболеваний, зачастую приводят к дезадаптации человека. Исследования показывают, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют специфические социально-психологические качества, которые «делают возможным» попадание в трудную жизненную ситуацию. То есть негативный социальный опыт формирует неадекватное восприятие действительности и делает возможным формирование особой «группы социального риска».
Исследователи выделяют разнообразные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современный человек:
- воспитывающая ситуация - совокупность обстоятельств, которая существенно влияет на воспитанника, его воспитание;
- воспитательная ситуация в семье - процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава, отражающий влияние ее взрослых членов (отца, матери, дедушки и бабушки и др.) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек;
- проблемная ситуация - ситуация, содержащая противоречие и не имеющая однозначного решения, соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы людей;
- жизненная ситуация - различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного человека, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни;
- трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, безнадзорность, малообеспе-ченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), который не может преодолеть ее самостоятельно.
В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.
© Макеева Т. В., 2013
В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:
- поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
- когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
- витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
- экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;
- вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [1, с. 57-58].
В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.
«Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [4, с. 75].
Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней - это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию -пассивная, или иждивенческая, позиция.
К неконструктивным способам относят:
• защитное, «избегающее» поведение, когда человек старается не замечать ситуации жизненной трудности;
• хаотичный поиск, когда выбор стратегии поведения осуществляется без осмысления ее последствий;
• поиск в условиях ограниченной информированности, когда источники информации о раз-
личных путях решения проблемы недоступны или отличаются низким качеством;
• продуктивное иждивенчество, когда индивид использует ресурсы своего окружения, не пополняя их собственной деятельностью.
К конструктивным способам относят:
• целенаправленное использование ресурсов межличностной сети, когда выбор стратегии поведения осуществляется на основе создания референтного круга общения;
• конкретизацию целостного образа «Я», когда индивид стремится осознать и в дальнейшем использовать личностные ресурсы;
• накопление опыта поведения в социальной сфере, когда личность формирует «репутацион-ную» стратегию деятельности;
• отношение к трудной жизненной ситуации как к совокупности шансов, когда контекст ситуации «достраивается» и выявляется ее альтернатива [2, с. 35-46].
Проблема оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, сегодня недостаточно изучена, что требует разработки эффективных технологических подходов. Одной из технологий является социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации неотделимо от работы с семьей. Многочисленные социально-психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного ребенка указывают тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях, сложности во взаимоотношениях с родителями. Среди детей, сталкивающихся с кризисными ситуациями жизни, более уязвимыми оказываются те, семья которых по разным причинам не является для них опорой и не в состоянии обеспечить им необходимую своевременную помощь и поддержку. Социализация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, представляет собой процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса микрофакторов (семья, социум, группа сверстников) и зависит от социального статуса ребенка (сирота; оставшийся без попечения родителей; безнадзорный; требующий экстренной социальной помощи).
Социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - это взаимодействие социального педагога или социального работника (и других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе по-
12
Т. В. Макеева
строения индивидуальной траектории решения проблемной ситуации. Результатом взаимодействия становится успешная социализация ребенка.
Л.В. Мардахаев выделяет следующие уровни социально-педагогического сопровождения человека:
• всеобщее социально-педагогическое сопровождение жизнедеятельности, представляющее собой общую организацию социально-педагогического взаимодействия конкретного человека с окружающими его людьми, стимулирование реализации им основных функций, определяющих его статус и роль в социуме, а также потребности социализации;
• направленное сопровождение, возникающее при необходимости решения частных проблем, трудностей в процессе реализации человеком социальной роли на данном этапе, например, обучения в школе, колледже или вузе, его адаптации и самореализации в производственной сфере, воспитании ребенка и пр. (например, медицинское, психологическое, финансовое, социально-педагогическое и другое сопровождение);
• социально-педагогическое сопровождение конкретного человека в ситуации развития при возникновении у него проблем и трудностей, которые он не может решить самостоятельно [3, с. 6].
Основными средствами реализации социально-педагогического сопровождения детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются:
• отбор содержания и форм педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• организация социального партнерства субъектов микросоциума по социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• оценка результативности педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Библиографический список
1. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики [Текст] // Социальные технологии, исследования. - 2004. - № 1.
- С. 57-60.
2. Демин, А. И. Способы адаптации безработных к трудной жизненной ситуации [Текст] // Социологические исследования - 2000. - № 5. - С. 35-46.
3. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 4-11.
4. Теория социальной работы [Текст] / под общ. ред. И. Г. Кузиной. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2006. - 232 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vasilevskaya, K. N. Trudnaya zhiznennaya situa-ciya: problema opredeleniya i diagnostiki [Tekst] // So-cial'ny'ye tekhnologii, issledovaniya. - 2004. - № 1. - S. 57-60.
2. Demin, A. I. Sposoby' adaptacii bezrabotny'kh k trudnoj zhiznennoj situacii [Tekst] // Sociologicheskiye issledovaniya - 2000. - № 5. - S. 35-46.
3. Mardakhayev, L. V. Social'no-pedagogicheskoye soprovozhdeniye i podderzhka cheloveka v zhiznennoj situacii [Tekst] // Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - 2010. - № 6. - S. 4-11.
4. Teoriya social'noj raboty' [Tekst] / pod obshch. red. I. G. Kuzinoj. - Vladivostok : Izd-vo DVGTU, 2006.
- 232 s.