УДК37.013.42
А.И.Юдина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ
В статье социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, охарактеризована как процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса факторов, основным из которых является семья. Определена роль педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, как особой сферы деятельности педагога, обеспечивающей последовательное и преемственное прохождение этапов социализации.
Ключевые слова: социализация, педагогическое сопровождение, социальное сиротство, подросток.
Anna IvanovnaYudina PEDAGOGICAL SUPPORT SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS
The article socialization teenagers caught in a difficult situation, described as a process occurring under the influence of a specific set of factors, chief among which is the family. Defines the role ofpedagogical support socialization of teenagers caught in a difficult situation as a special sphere of activity of the teacher, ensuring consistency and continuity of the passage of the stages of socialization.
Keywords: socialization, educational support, social orphanage, juvenile.
Изменения социально-экономической ситуации в России, произошедшие за последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились на социализации детей и подростков. Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и беспризорности, преступности. Анализ данных, раскрывающих негативные последствия проблем семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления в социальной сфере продолжают усугубляться.
В России сейчас функционирует более 1400 специализированных учреждений для несовершеннолетних, среди воспитанников которых 80% составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный диапазон нарушений, отклонений в развитии, недоразвитии различных сторон личности, расстройств эмоционально-волевой сферы, разные формы нарушений социального поведения.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающи-хся в социальной реабилитации» выделяет следующие группы несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию: дети, испытавшие угрозу жизни и здоровью; дети, оставшиеся без попечения родителей; сироты; безнадзорные и беспризорные; дети, находящиеся в социально опасном положении; дети переселенцев; дети из семей, переживших стихийное бедствие [6].
В настоящее время основная масса воспитанников социально-реабилитационных учреждений -это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, родители, которых лишены родительских прав. Социальное сиротство - явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Исследования показывают, что количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно это относится к социальным сиротам.
Одной из центральных психолого-педагогических проблем, на современном этапе является поиск новых технологий, методов и форм, направленных на обеспечение позитивной социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как, несмотря на нормативнозаконодательную базу, проблемы социализации этих подростков сохраняются. Резко увеличилась преступность среди молодежи. Особую тревогу вызывают социально запущенные подростки, которые не только плохо учатся, имеют хронические отставания по учебным предметам и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но и профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они отчуждены от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей, которых приводят к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, проституция и т.п.).
В этой связи проблема создания комплекса условий для позитивной социализации подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретает особое значение. Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показал, что проблемы не могут быть разрешены в рамках традиционной парадигмы воспитания. Все большую актуальность приобретает такая сфера деятельности педагога, как сопровождение.
Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах О.С.Газмана, М.И.Губановой, И.Д.Демаковой, Н.Б.Лаврентьевой, А.В.Мудрика и др.
Проблема социализации личности получила многостороннее освещение в научной литературе. В философии показано влияние на личность общественных преобразований, обозначен механизм социализации, проанализировано соотношение объективных условий и субъективных факторов развития личности (Э.В. Ильенков, М.С.Каган, Л.Н.Коган, П.П.Лямцев, А.В.Мялкин, Б.Д.Парыгин, Г.Л.Смирнов, Г.Н.Филонов, И.Т. Фролов и др.). В этике изучен процесс присвоения социальнонравственного опыта индивидом, регулирую-щее воздействие норм, механизм морального выбора (С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, А.ИТитаренко и др.). В социологии личностное начало проанализировано в контексте социального, личность раскрыта через деятельность и представлена как действующий субъект социальных отношений (Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, М.А.Нугаев, Г.В.Осипов, В.АЯдов и др.). В психологии раскрыты внутренние механизмы социализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.В.Брушлинский, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалев, Д.Н.Левитов, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, Е.М. Пеньков, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Уманский и др.). Психолого-педагогические аспекты социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, рассматриваются в работах Л.В.Байбородовой, В.М. Бызовой, А.В.Мудрика и др.
Проведенный анализ научной литературы позволил определить фундаментальные подходы и теоретические положения, на которых основывались представления о различных сторонах социализации личности [2, 4, 5,]. Вместе с тем исходные положения, которые ранее служили основой построения моделей социализации, не соответствуют актуальным потребностям обновляющегося общества. Не до конца решенной, на наш взгляд, осталась проблема педагогического сопровождения позитивной социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Как показывает теория и практика, педагогическое сопровождение направлено на преодоление двух основных групп трудности в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
• комплекс социальных затруднений (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, - отсутствие положительных жизненных планов);
• комплекс психологических затруднений (искаженное формирование «Я» - концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно-важных задач).
Рассматривая проблему семьи как одного из наиболее важных факторов социализации подростков, мы выявили, что многие семьи не являются комфортными для подростков, не всегда представляют собой необходимую среду для их общения.
Поэтому различные аспекты семейной жизнедеятельности, связей и отношений между ее членами, личностных и социальных последствий, определяющих состояние этого важного социального феномена, явились предметом нашего изучения.
Семья - важнейший фактор социализации, представляющий персональную среду жизни человека от жизни до смерти [1, 3]. Качество этой среды определяется рядом параметров:
• социокультурный (зависит от образования членов семьи, их участия в жизни общества, интересом к культуре и искусству и т.д.);
• социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью ее членов на работе и учебе);
• технико-гигиенический (условия проживания, оборудованности жилища, наличие персональной среды ребенка);
• демографический (структурой семьи: большая или нуклеарная, полная - неполная, мало -многодетная).
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация. По статистическим данным, опубликованных в докладе «Дети Кузбасса» (2010), до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % - формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает
наследственной дегенерацией, которая проявляется в психических заболеваниях, приводящей к социальной дезадаптации.
Важным фактором социальной дезадаптации подростка является осознание им своей второстепенной роли в семье, факта «ненужности», неуверенности в своей необходимости. Это переживание закономерно связано с формированием у ребенка своего рода психологического базиса его дальнейшего нравственного развития, включая формирование механизмов ответственности и воли, достоинства и уверенности в себе.
На первом этапе социализации ребенок сталкивается с внешним миром, начинает познавать общественные отношения при помощи родителей и такого социального института, как детские дошкольные учреждения. К сожалению, даже в 80-е годы прошлого века обеспеченность ими в Кемеровской области в целом не превышала 60%, они страдали от перегруженности, низкой квалификации воспитателей, слабой материальной базы, плохого медицинского обслуживания и незаинтересованности персонала в высокоэффективной работе. Ситуация в 90-е годы еще более усугубилась: закрылись десятки детских садов и других дошкольных учреждений из-за неспособности государства продолжать финансирование их работы и из-за неготовности родителей взвалить на свои плечи данные материальные затраты. Снижение числа детских учреждений в Кузбассе стало негативной тенденцией развития социальной сферы и одним из факторов, способствующих росту социальной дезадаптации подростков.
Согласно статистическим показателям, характеризующим динамику изменения положения детей за 2009-2010 гг., представленным в докладе «Дети Кузбасса», число неполных семей в 2005 г. увеличилось на 6,7 %. Всего в области - 77556 неполных семей, в них воспитываются 96472 ребенка, 77 % вышеуказанных семей являются нуждающимися.
Возрастная психология подростков такова, что потеря одного из родителей, даже неблагополучного, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.
Социологические данные специалистов управления образования Администрации г. Кемерово за 2009-2010 гг. показали, что уровень эмоционального и в целом интеллектуального развития у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье.
Анализ результатов анкетирования учащихся школ (возраст 13- лет) Ленинского района г. Кемерово, проведенного специалистами Центра социальной помощи семье и детям в 2010 г., показывает, что из 500 респондентов - 37% (от числа опрошенных) зачастую не представляют, что же такое "хорошая семья". В основном ими употребляется термин «обычная семья» («выпивают только по праздникам», «не бьют», «кормят», «конфликты иногда» и др.).
На вопрос: «Хотели бы Вы повторить отношение своих родителей в семье?» - были получены следующие ответы: 45% респондентов не хотели бы повторять отношения своих родителей в семье, 16% затруднились ответить на этот вопрос и только 39 % ответили, что хотели бы повторить отношения своих родителей.
Отвечая на вопрос: «С кем бы Вы предпочли проводить свободное время?» - 73,3% подростков ответили, что предпочитают проводить свободное время вне семьи, а именно:среди друзей 18,3%; в школе 5,6%; в спортивном зале, на стадионе, туристических походах 10,9%; на «тусовках» 30,5%; другое 8,1%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что школа перестала быть центром организации досуга подростков. Только 5,6% учащихся проводят в школе свое свободное время. Как видно из ответов потребность в общении с родителями удовлетворяет только 26,7% респондентов.
Как показывают результаты ответов на вопрос: «Какая атмосфера царит в вашей семье?», меньше половины опрошенных подростков отмечает наличие искренности и доверия в семье, однако, по-видимому, подростки здесь выдают желаемое за действительное. В анкетах подростки отмечают, что у них в семьях царит атмосфера озабоченности (12%), депрессии (11%), а порой и озлобленности (28%). Из них 40% отмечают наличие конфликтов между родителями, 27% - непонимание между членами семьи. Доверительные отношения отмечают лишь 45% опрошенных; доброжелательность в отношениях между членами семьи - 43%
Анализ анкет подтверждает общепринятое отношение к детям в семье как к исполнителям и объектам работы, заботу о них в плане питания и нравоучений. Это, естественно, влияет на то, что «дом», «семья» для детей, а особенно для подростков перестает быть источником радости, неожиданных и приятных открытий, предметом привязанности и почитания.
Только 30% из опрошенных подростков немного знают родословную своей семьи, 35% не интересовались ею, знают родословную только 2%, остальные не ответили на этот вопрос.
Совершенно ушли из большинства семей такие понятия, как «семейная традиция» (стереотип ответов - «празднование Нового года», дней рождений и т.д.), и, что не менее важно - «семейных реликвий» (только фотоальбомы). Наблюдается значительное возрастное отчуждение в многопоколенных семьях, почти исчезла роль института «бабушек» и «дедушек», передача опыта, традиций, взаимоотношений добра и уважения. Из всех опрошенных респондентов, отметивших тех, кто их понимает, 45% подростков указали мать, 42% - друзей, 11% - бабушек и дедушек и только 2% -отцов. Как показывают результаты анкетирования, в семьях значительно снижена роль мужчины в семье, хотя есть и положительные характеристики.
В анкетах подростков можно встретить следующие ответы на вопрос, «Какие они, твои родители?»: «мама - добрая, заботливая; папа - обыкновенный»;«мама - добрая, душевная; папа - орет по пустякам»;«мама - душевная, отзывчивая; папа - не пьет».
Анализ ответов, характеризующих психологическое состояние подростков, показывает, что более 45% респондентов подвержены стоянию тревожности из-за проблем в окружающей среде, 87% - не уверены в своем будущем. Комфортнее всего подростки чувствуют себя среди друзей (46%) и только 22% из них чувствуют себя комфортно с родителями.
Таким образом, многие семьи не являются комфортными и интересными, не всегда представляют собой необходимую среду для общения детей, где их поймут, выслушают, простят, где уважают их мнение и ценят способности.
Для нашего исследования особое значение имеет влияние на подростка факторов семейной дезадаптации, так как основная масса воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей - социальные сироты. В целях изучения данной проблемы были проанализированы категории семей несовершеннолетних, поступивших в Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Кемерово. Всего за период с 2000-2010 гг. было обслужено 8275 семей несовершеннолетних. Из них: 52,2% - вынужденно бедные семьи; 15,6% - асоциальные семьи; 14% -конфликтные семьи; 22,4% - семьи, определенные в категорию другие, то есть не подходящие ни под одну из вышеуказанных категорий (опекунские, педагогически несостоятельные и т.д.).
Основная масса несовершеннолетних, поступающих в Центр, воспитываются в вынужденно бедных семьях. Сложное материальное положение в семье, как правило, порождает конфликты, пьянство родителей и как следствие социальное сиротство. Большой процент среди воспитанников Центра составляют подростки из педагогически несостоятельных семей. Основная масса подростков из таких семей относится к подгруппам «безнадзорные» и «требующие экстренной психологопедагогической помощи». Такой тип семьи характеризуется как повышенной конфликтностью на почве авторитарного отношения к детям, непониманием среди членов семьи, так и чрезмерным заискиванием перед ребенком, выполнением любой его прихоти, а в случае отказа, взрывом негативных эмоций со стороны подростка, демонстративным поведением и, как правило, уходом из дома. Так как педагогический потенциал семей данных подгрупп подростков нуждается в коррекции и поддается воздействию, в Центре созданы и реализованы программы направленные на профилактику семейного неблагополучия. Ведет работу клуб выходного дня «МиР» (мы и родители) основная деятельность, которого направлена на поиски путей выхода из конфликтных ситуаций, преодоление психологических барьеров, установление благоприятных контактов между членами семьи.
Таким образом, фактор семьи является существенным для таких подгрупп подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, как безнадзорные дети и дети, нуждающиеся в экстренной психологопедагогической помощи, так как в данном случае возвращение подростка в семью возможно при условии педагогических воздействий и устранения психологических барьеров. У подростков из подгрупп «сироты» и «оставшиеся без попечения родителей» полностью утрачены связи с родителями. Безусловно, в прошлом семья оказывала на этих подростков большое влияние, но в будущем социализирующий фактор семьи для них будет малозначителен.
Литература
1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: методология и исследование структур и процессов / А.И. Антонов. - М.: №ЛаВепе, 1998. - 360 с.
2. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: Монография. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИПРО», 2002. - 207 с.
3. Иовчук Н. Поддержка детей-сирот, воспитывающих в семьях / Н. Иовчук Е. Морозова, А. Щербакова // Социальная педагогика. - 2004. - № 2. - С. 82.
4. Клявина, И.И. Культура детства (Текст): учеб.пособие: в 2 ч. / И.И. Клявина. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004-2005. -Ч.2: Проектирующая среда и основные социокультурные процессы.
- 300 с.
5. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик.
- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
6. Российская Федерация. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник образования. - 2000. - .№6. - С. 3-46.