Научная статья на тему 'Реабилитация социально незащищенного подростка в условиях современного общеобразовательного учреждения на основе комплексного подхода'

Реабилитация социально незащищенного подростка в условиях современного общеобразовательного учреждения на основе комплексного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1078
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОТКРЫТАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIO-DISADVANTAGED ADOLESCENTS / REHABILITATION / EDUCATION SPACE / OPEN HUMANISTIC EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белкина Ольга Александровна

В работе описаны возможности использования комплексного подхода в реабилитации социально незащищенного подростка, компенсации неблагополучных жизненных условий и успешной социализации после школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation of socially unprotected teenagers in today's general educational institutions through an integrated approach

This paper describes the possibility of using an integrated approach to the rehabilitation of socially unprotected teens, compensation of disadvantaged living conditions and the successful socialization of children after school.

Текст научной работы на тему «Реабилитация социально незащищенного подростка в условиях современного общеобразовательного учреждения на основе комплексного подхода»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 376

О.А.Белкина

J ^

РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННОГО

ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения

на основе комплексного подхода

Ц______________________________________________г

Аннотация. В работе описаны возможности использования комплексного подхода в реабилитации социально незащищенного подростка, компенсации неблагополучных жизненных условий и успешной социализации после школы.

Ключевые слова: социально-незащищенные подростки, реабилитация, образовательное пространство, открытая гуманистическая воспитательная система.

Abstract. This paper describes the possibility of using an integrated approach to the rehabilitation of socially unprotected teens, compensation of disadvantaged living conditions and the successful socialization of children after school.

Keywords: socio-disadvantaged adolescents, rehabilitation, education space, open humanistic educational system.

В настоящее время отчетливо обозначился ряд социально-политических, экономических и экологических тенденций, которые оказывают на современного человека негативное влияние. Это спад экономического развития, безработица, региональные конфликты, загрязнение окружающей среды и др. При этом данные негативные влияния сказываются в значительно большей степени на детях, чем на взрослых. Особенно выделяется в современном обществе проблема социального сиротства. По результатам исследований основными причинами социального сиротства являются бедность, алкоголизм и наркомания родителей, конфликты и недоразумения в семье.

Проект «Профилактика социального сиротства», реализуемый в условиях МБОУ СОШ № 15 в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона [1,2] направлен на сохранение и укрепление современной семьи. Ведь именно родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи и сегодня не могут адаптироваться. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственнопсихологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание

процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы - все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков. Кризисное состояние общества привело так же к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, -так называемых социальных сирот. Это явление свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности российского общества проблема адаптации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и оставшихся без попечения родителей, приобретает особую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, увеличением числа детей данной категории, в том числе и в нашей школе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 15 является многопрофильным общеобразовательным учреждением, где учащиеся наряду с общеобразовательной подготовкой, могут получить

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

55

Инновации в образовательных учреждениях

профессиональное образование и комплексную психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь. Проект затрагивает интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), широкой общественности, жителей отдалённого городского микрорайона.

Ежегодная диагностика учащихся, вновь прибывших в МБОУ СОШ № 15 показывает, что многие из них являются дезадаптированными подростками:

- с различными формами школьной дезадаптации -25%;

- сироты и социальные сироты - около 20%;

- из асоциальных и деструктивных семей - 1/3 учащихся;

- с девиантным поведением - более половины всех учащихся;

- с делинквентным поведением - до 10%;

- с зависимым поведением (в основном табакокурение) - более трети учащихся;

- дети и подростки, имеющие проблемы физического и нервно-психического здоровья составляют около 40%.

Для диагностики и обоснованного решения проблем социального сиротства в МБОУ-СОШ № 15 работает психолого-медико-педагогическая и социальная служба ОУ, создана система воспитательной работы и организации досуговой деятельности учащихся, организована профессиональная ориентация и самоопределение, профессиональная подготовка учащихся по востребованным на рынке труда направлениям деятельности.

В своей работе по профилактике социального сиротства мы опираемся на принципы гуманности, системности и комплектности. Важное значение имеют принципы работы единой командой, соблюдения интересов ребёнка, добровольности и доверия. Научно-методической базой для организации работы по профилактике социального сиротства стали труды Л.И Божович, А. М. Толстых, Н. Н. Прихожан, И. В. Дубровиной. Мы опираемся на основные положения по организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учебно - воспитательного процесса, изложенные в работах Битяновой М. Р, Семаго М. Н., и другие.. Большую помощь по организации работы с дезадаптированными подростками оказали книги Беличевой С. А.,, Буянова М. И., Вос-трокнутого Н. В., научно-методические рекомендации института социальной и судебной психиатрии им. Сербского, материалы периодических изданий, конференций [3, 4, 5].

При изучении нормативно-правовых документов, анализе психолого-педагогической и методической литературы, с одной стороны, и изучения процессов, происходящих с реальной образовательной среде и ближайшем микросоциуме, с другой стороны, обнаружен ряд противоречий:

• Между заказом государства на социально зрелую личность выпускника и педагогической и социальной запущенностью части учащихся, поступающих в нашу школу.

• Между потребностью общества в здоровом молодом поколении и неблагополучным состоянием соматического и нервно-психического здоровья, прибывающих к нам детей и подростков.

• Несмотря на организацию в государственном масштабе работы, направленной на сохранение и укрепление семьи, в настоящее время увеличивается количество социальных сирот при живых родителях.

Выделенные противоречия породили проблему организации комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и юридической помощи учащимся, большинство из которых проживают в неблагоприятном социуме. С дефицитом возможностей полноценного развития на жизненном старте такие дети оказались социально незащищёнными, социально ущербными, а в некотором случае даже социально опасными.

Эта ситуация потребовала неординарных способов и подходов к выполнению государственного заказа на воспитание социально зрелой личности. Поэтому коллектив нашего общеобразовательного учреждения принял решение о разработке и реализации проекта «Профилактика социального сиротства».

Объект исследования - явление социального сиротства (неблагополучные семьи).

Предмет исследования - развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству.

Цель проекта - создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.

Задачи:

1. Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социальнопсихологического положения данных детей.

2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.

3. Разработка модели комплексной психолого - медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска.

4. Реализация системной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Гипотеза исследования - если сформировать комплексную систему поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывать эффективные виды помощи детям и их семьям, то в условиях школы будет осуществляться реабилитация детей и подростков, которые смогут успешно реализовать себя в жизни.

Поставленная цель, сформулированные задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор методов исследования.

В качестве теоретических методов исследования нами определены:

- метод изучения литературы и опыта работы других учреждений по реабилитации трудных подростков;

- метод проектирования в процессе разработки внутренней и внешней модели единого реабилитационного пространства.

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

Инновации в образовательных учреждениях

В качестве эмпирических методов нами использованы:

- формирующий эксперимент как комплексный метод исследования (проведение экспериментальной работы без контрольных групп, при сравнении результатов роста зависимых переменных «от достигнутого»);

- методы диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы: включённое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ документов и продуктов деятельности, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, игры, тренинги, патронат на дому, семейная психотерапия;

- формальный (количественный) метод статистической обработки полученной информации

Понятийный аппарат темы исследования. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети - сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство. Социальное сиротство -социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних. Понятие, близкое к опёке. Опёка - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опёка и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опёка устанавливается над детьми, не достигшим возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. Профилактика социального сиротства - система просветительских, социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению социального сиротства. Беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);

б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т. п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т. п. учреждений);

г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой). Безнадзорность является серьезным криминогенным фактором. На борьбу с ней на-

правлен Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Ребенок, нуждающийся в государственной защите - ребенок, которому не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности. Семья, нуждающаяся в социальном патронате - семья, которая не в состоянии надлежащим образом исполнять обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка. Семья группы риска по социальному сиротству - семья, жизнедеятельность которой при определенных условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.

Социальный патронат над семьей - форма попечения семьи органами государственной власти и местного самоуправления (служба социального патроната) с целью восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка. Позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества. План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, разрабатываемый с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости несовершеннолетнего в государственной защите и включающий перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения, разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органами государственной власти и местного самоуправления. Индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка - акт учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации и иных социальных служб для детей, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации и развитию ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшегося без попечения родителей, сроки их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение. Мониторинг развития ребенка - регулярное освидетельствование ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшихся без попечения родителей, органом по защите прав детей с целью установления физического, психического и интеллектуального уровня развития ребенка и оценки эффективности мероприятий по его реабилитации.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

57

Инновации в образовательных учреждениях

Изучая явление социального сиротства, мы разграничили такие понятия как беспризорные дети и безнадзорные дети. Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети, родители которых лишены родительских прав. Таких детей в нашем общеобразовательном учреждении единицы. Безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей и лиц, их заменяющих, не осуществляется. Таких детей у нас много. В процессе изучения социально - психологических особенностей детской и подростковой безнадзорности нами выделено два типа: «явная безнадзорность» и «скрытая безнадзорность». Причины «явной безнадзорности»: отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от детей, неудовлетворение базовых потребностей детей. Причины «скрытой безнадзорности»: недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов по отношению к ребенку, чрезмерная и нерегулярная строгость при наказании детей за нарушение требований, материальное обеспечение является приоритетным по отношению к другим родительским обязанностям. Учитывая явные и скрытые причины безнадзорности, нам удалось выработать стратегию и тактику профилактики социального сиротства (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления деятельности по профилактике социального сиротства

Основные направления деятельности Формы работы

Диагностико-консуль- Комплексная диагностика учащих-

тативная ся специалистами ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума ОУ). Консультации детей, родителей, в т. ч. семейные консультации. Патронаж на дому.

Коррекционно-разви- Индивидуальные и групповые

вающая коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми.

Лечебно - профилак- Поддерживающая и лечебная те-

тическая рапия. Профилактика обострений. Формирование навыков здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Реабилитационная Реализация индивидуальных программ реабилитации трудных подростков.

Просветительская Правовое просвещение учащихся в рамках программы «Подросток и закон». Организация родительского всеобуча по актуальным вопросам воспитания. Постоянно действующий семинар для учителей и родителей «Понять, чтобы помочь».

Для достижения образовательных результатов в ходе реализации проекта «Профилактика социально-

го сиротства» нами используются следующие инновационные и традиционные педагогические технологии:

1. Технология мультидисциплинарного подхода в создании индивидуальной программы реабилитации трудного подростка и его семьи, которая заключается в мнономерной, комплексной оценке проблем ребенка и его ближайшего окружения и выработке конкретных реабилитационных мер.

2. Информационно-коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности.

3. Технология уровневой дифференциации позволяет организовать обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что очень важно для детей со школьной дезадаптацией.

4. Личностно-ориентированное развивающее обучение позволяет развивать индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребенка, помочь ему самоопределиться и самореализоваться. Наиболее успешно данная технология применяется на занятиях по технологии и в системе дополнительного образования.

5. Создание портфолио учащегося как паспорта компетенций и квалификаций. Эффективная форма оценивания образовательных результатов учащихся, которая применяется, в том числе и при проведении системы интегрированных уроков.

6. Проектные методы обучения применяются при организации профильного технологического обучения, многие проекты носят прикладной и инновационный характер.

На основании банка данных и комплексного обследования детей группы риска специалистами психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ-СОШ № 15 была представлена обобщающая характеристика трудного подростка, у которого выявлено ряд проблем:

• стойкая школьная дезадаптация;

• сниженная учебная мотивация;

• неблагополучные микросоциальные условия;

• семейная дезадаптация;

• побеги из дома, бродяжничество;

• психологическая деформация личности;

• дефицит нравственных ориентиров;

• зависимые формы поведения;

• нервно-соматическая ослабленность.

Учитывая существующие и потенциальные проблемы учащихся, нами разработана внутрешкольная модель профилактики социального сиротства, заключающаяся в том, что ребёнку и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, специалистами учреждения оказывается комплексная психолого-медикопедагогическая и социальная помощь и включающая следующие этапы:

1 этап. Первичная диагностика подростка. Комплексное обследование и определение варианта дезадаптации учащегося, выделение ключевых проблем семьи.

2 этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка подростка

58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

Инновации в образовательных учреждениях

и его семьи, реализация индивидуальной программы реабилитации.

Психологи проводят диагностику и коррекцию личностных свойств учащихся, мониторинговые исследования когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер детей, изучаются акцентуации их характера. Большое внимание уделяется консультативной и коррекционной работе с неблагополучными семьями.

Социальный педагог поддерживает контакты семьи и школы, устанавливает связь между родителями ребёнка и социальными службами, при необходимости сопровождает в медицинские учреждения и социальные службы. Он находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребёнка, при выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребёнка, информирует соответствующие органы об этом (органы опеки, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и совместно с ними обеспечивает безопасность ребёнка.

Учебно-воспитательный процесс в МБОУ-СОШ № 15 учитывает актуальный уровень развития и состояния здоровья учащихся, создает условия, обеспечивающие личностно-ориентированный подход в воспитании, обучении и развитии.

В образовательном учреждении налажен процесс постоянного совершенствования педагогической компетенции педагогов и управленцев: работает школьный семинар «Актуальные вопросы школьной психологии и педагогики». Все педагоги в 2009 году прошли обучение в центре «Развивающее обучение» по программе «Современные образовательные технологии», в 2010 году повысили квалификацию в НОУ ДПО «Институт образования взрослых» по программе «Психолого-педагогические условия обучения детей и подростков с особенными образовательными потребностями». Они проводят систематическое углубленное изучение обучающихся, осуществляют мониторинг освоения учебных программ, фиксируют динамику развития учащихся. Классные руководители ежедневно отслеживают посещаемость занятий и состояние детей. При обнаружении признаков жестокого обращения с детьми, привлекают социального педагога, содействуют ребёнку в получении помощи. Они поддерживают контакты с родителями, получают информацию от учителей - предметников об учебных проблемах ребёнка, помогают ему сделать домашние задания. Совместно с другими специалистами школьного консилиума реализуют индивидуальную программу реабилитации учащегося.

Школьный врач проводит первичную диагностику учащихся, выявляет нарушения в состоянии здоровья, проводит консультации с родителями и рекомендует амбулаторное или стационарное лечение в больницах города. Детям из неблагополучных семей часто требуется помощь дефектолога, так как они, как правило, были плохо подготовлены к школе, имеют пробелы в знаниях. Такой категории учащихся требуется коррекция и развитие психофизиологических процессов,

определяющих успешность обучения. С этой целью проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия.

Одной из задач МБОУ - СОШ № 15 является профессиональная профориентация и профессиональная подготовка учащихся, что очень важно для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Помощь в выборе профессии им оказывает психолог - про-фессиолог, который: проводит диагностическую работу по выявлению интересов, склонностей учащихся, определяет возможную сферу будущей успешной профессиональной деятельности учащихся, составляет совместно с учащимися личные профессиональные планы. В МБОУ - СОШ № 15 подростки учатся профессиям, востребованным на рынке труда. В отделении технологического цикла организована подготовка специалистов по следующим профилям: автодело -самый популярный профиль среди мальчиков, где они получают профессиональные навыки по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Профиль швейное дело изучает основы швейного производства. Учащиеся знакомятся с историей костюма, видами тканей, стилями одежды, с миром моды, выполняют много творческих работ. Азы профессии косметолога учащиеся получают на профиле основы косметологии и визажа. У них формируется навыки работника сферы услуг. Их девиз - «Сделать женщину красивой. Основы коммерческой деятельности и торговли - один из самых востребованных профилей, где учащиеся изучают основы экономики, товароведение, знакомятся с законами рекламы, получают профессию продавец-кассир. Профиль офисные технологии формирует знания, умения и навыки по работе с современной оргтехникой, знакомит учащихся с организацией работы кадровых служб предприятий. По окончанию этого курса они получают профессию секретарь.

Особенно актуально для нашего общеобразовательного учреждения творческое применение педагогического наследия А. С. Макаренко. Концепция МБОУ - СОШ № 15 опирается на утверждение А. С. Макаренко, что воспитательная система - это обязательно живая система, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. Нами разработана, теоретически обоснована и походит экспериментальную проверку функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие» в соответствии с идеями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания в условиях отдаленного городского микрорайона. Модель открытой гуманистической воспитательной системы мы определяем как интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Реализация основных направлений воспитания происходит через традиционные коллективные дела. Большое внимание уделяем организации досуговой клубной деятельности, целью которой является выявление и развитие творческих

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

59

Инновации в образовательных учреждениях

способностей учащихся. Дополнительное образование в профильной школе имеет свои особенности: оно учитывает интересы и склонности самого ученика и овладение им будущей профессией. Так возникли студии «Поваренок», «Твой стиль», «Юный журналист». Пользуются популярностью среди ребят спортивные секции по волейболу, баскетболу и легкой атлетике. Любители танцевать реализуют свое хобби в кружках современных танцев: «Максимальные движения» - брейк-данс и «Время танцевать». Ежегодно они участвуют в районных и городских конкурсах и занимают призовые места. Клубная работа строится на самоуправлении, здесь нет жестких рамок урока, важно и то, что руководители кружков и секций - люди творческие, неравнодушные, с большим опытом работы. Педагогам школы свойственны уважение к личности ребенка, вера в его потенциальные возможности, «требовательная любовь».

А. С. Макаренко считал, что ребенок - существо целостное и воздействовать на него необходимо целостно. Проблема перевоспитания трудных подростков решается в школе с помощью психолого - педагогических методов, разработанных Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности:

- метод переубеждения (ученику приводятся убедительные аргументы, показываются возможные последствия неблаговидных поступков; включают ученика в критический анализ своего поведения);

- метод переучивания (работа, направленная на избавление от вредных привычек и включение подростка в процесс приобретения нового нравственного опыта);

- метод переключения (чередование занятий подростком учебой, трудом, самообразованием и дополнительным образованием (в клубах,студиях, секциях, кружках) и общественной работой.

Для работы над проектом привлекаются родители, службы и организации города, работающие с детьми и подростками «группы риска»: Благотворительный фонд «Детство» (обеспечение бесплатным горячим питанием детей из малоимущих семей: базовые предприятия (оказание помощи в организации производственной практики учащихся, предоставление им рабочих мест после окончания школы).; подростковый центр при областной психиатрической больнице (обследование и лечение в стационаре, консультации узких врачей - специалистов); детский правозащитный фонд «Шанс» (правовая помощь семье в решении имущественных споров, вопросов опеки и попечительства, соблюдение прав несовершеннолетних); Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (консультирование, внедрение профилактических программ, проведение социологических, психологических мониторинговых исследований);. городская и районная службы занятости (диагностические методики по профессиональной ориентации, участие Центра образования в ярмарках вакансий, обеспечение трудовой занятости учащихся в период летних каникул, трудоустройство выпускников); Комиссия по делам несовершеннолетних и защите

их прав (контроль за исполнением закона «Об образовании», выездные комиссии на базе ОУ, рейды «Беспризорные дети»); отделы полиции по месту жительства (профилактика правонарушений, рейды «Беспризорные дети», правовое просвещение и работа с родителями); органы опеки и попечительства (выявление социального неблагополучия в семье, учет и жизнеустройство особых категорий несовершеннолетних) и районные службы социального обеспечения и социальной защиты (оказание материальной помощи малоимущим и многодетным семьям) и многие другие

Для оценки результативности данного проекта использованы как количественные, так и качественные показатели:

• количественные показатели (организация психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи для всех нуждающихся детей и их семей, уменьшение количества детей и подростков состоящих на ВШУ и учёте в КДН и ОППН);

• качественные показатели (активное участие в работе региональной и муниципальной системы по профилактике социального сиротства, быстрая социализация выпускников из «группы риска»); показатели социального развития личности (положительная динамика уровня развития личности учащихся); показатели социального адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности учащихся); показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации);

• экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов);

• технологические показатели (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

По нашему мнению успешная реализация данного проекта позволит достигнуть и получить следующие результаты, расширяющие возможности субъектов образовательной деятельности в школе:

Для учащихся:

- Реализация права на комплексную помощь для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- Получение первичного профессионального образования, получение первых навыков работы в трудовом коллективе.

- Информационные услуги по реализации непрерывного образования;

Для педагогов:

- Расширение возможностей профессионального роста, возможность реализовать индивидуальные программы обучения, повышение психологической и правовой компетенции.

- Переход от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества.

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

Инновации в образовательных учреждениях

Для родителей и общественности:

- Восстановление позитивных детско-родительских отношений.

- Снижение уровня преступности и социальной напряженности в микрорайоне

- Расширение доступа к информации о состоянии и качестве образования;

- Расширение возможности участия в развитии образования;

- Развитие информационной и правовой культуры граждан.

Для администрации:

- Повышение возможностей для выработки качественных управленческих решений, совершенствования аналитической базы управления.

Для общества в целом:

Профилактика социального сиротства.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

2. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41

3. Ефимова Н. В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2019, № 3, с. 60-72

4. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - № 1.

5. Сиденко Е. А. Мастер - класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.

УДК 373

В. В. Садырин

J ^

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ

муниципальных образований

л__________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования организации профильного обучения старших школьников в пределах городов разного статуса и районных (сельских) муниципалитетов. Рассмотрены принципы оптимизации данного вида обучения, представлены уровневые подходы к его моделированию в разных территориально-образовательных условиях.

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильное обучение, муниципальное образование, общественногосударственное согласие, сетевая организация, образовательный кластер, ресурсный центр, межшкольный многопрофильный лицей, автономная школа старшеклассников.

Abstract. The paper deals with the improvement issues of the profile training for the senior pupils in the cities, towns and regional (rural) municipal units. The optimization principles of profile training are considered, the level approach to its modeling in different municipal and educational environment being given.

Keywords: profile training, preprofile training, municipal unit, social and state consent, network organization, educational cluster, resource center, interschool multiprofile lyceum, autonomous school for senior pupils.

Появление теории профильного обучения, обоснованной в конце XIX - начале XX вв. в трудах П. П. Блонского, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Н. К. Крупской, В. А. Лая, А. В. Луначарского и др., было «продиктовано» великой индустриальной революцией и возникшей потребностью общества в кадрах повышенной квалификации, готовых специализироваться

в сложных отраслях производства и общественной жизнедеятельности. Такое обучение именовалось «полифуркацией» и предполагало построение учебного плана старших классов общеобразовательной школы по уклонам (математический, гуманитарный и др.).

В отечественной школе советского периода идея профильного обучения была заменена идеей обще-

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.