Научная статья на тему 'Профилактика социального сиротства. Научно-прикладной проект'

Профилактика социального сиротства. Научно-прикладной проект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4823
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КРИЗИС ИНСТИТУТА СЕМЬИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белкина Ольга Александровна

Проект «Профилактика социального сиротства», представленный автором, является частью городской программы по защите прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей проживающих в так называемых деструктивных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика социального сиротства. Научно-прикладной проект»

Проект как форма методической работы

Белкина Ольга Александровна

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 15 г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

J

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Научно-прикладной проект

Л________________________________________________

V

г

Аннотация. Проект «Профилактика социального сиротства», представленный автором, является частью городской программы по защите прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей проживающих в так называемых деструктивных семьях.

Ключевые слова: социальное сиротство, модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся, кризис института семьи, формирование личности ребенка

Представляем вниманию читателей научно-прикладной проект «Профилактика социального сиротства».

Актуальность проекта. В обществе не уменьшается, а увеличивается количество неполных, асоциальных, деструктивных семей, где дети в лучшем случае предоставлены сами себе, а в худшем - плохо питаются, очень плохо одеты, никто не следит за их состоянием здоровья, к детям применяются методы физического и психологического насилия. Таких детей в Центре образования № 190 насчитывалось до 30%. Родители таких детей не лишены родительских прав, но и выполнять свои родительские обязанности не хотят или по каким-то причинам не могут. В таких случаях подготовку к самостоятельному жизнепроживанию для таких подростков частично приходится брать на себя институтам государственной власти, в том числе образовательным учреждениям. С 1 сентября 2010 года начался процесс реорганизации Центра образования № 190 и МОУ-СОШ № 15 в единое общеобразовательное учреждение. Вновь созданная школа стала для таких детей не только местом обучения, но и местом, где они могут получить комплексную психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь.

Проект предназначен для учащихся 7-18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их родителей. Он реализуется во взаимодействии с представителями педагогического сообщества города: предприятиями и организациями, учреждениями го-

сударственной власти, благотворительными фондами и гражданами, желающими принять участие в судьбе детей данной категории.

Проблема социального сиротства для нашего общества не новая. В той или иной степени она решается на государственном уровне, однако, не всегда эффективно. Инновационность данного проекта состоит в том, что в его реализации используется комплексный подход в реабилитации социально незащищенного подростка, компенсации неблагополучных жизненных условий и успешной социализации после школы.

Цель проекта - создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.

Задачи:

1. Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социальнопсихологического положения данных детей.

2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.

3. Разработка модели комплексной психолого- медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска.

4. Реализация системной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Мониторинг и оценка результатов проводится 1 раз в месяц на административном координационном совете ОУ, на совещаниях при директоре, завуче, педсоветах.

32

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

В учреждении накоплен положительный опыт работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Данный проект может быть полезен различным категориям работников образования, которые занимаются воспитанием и обучением детей данной категории.

Общие положения (информационная характеристика проекта).

Данный проект предназначен для учащихся 7-18 лет и предполагает создание модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности.

Основные направления деятельности: диагностико-консультативная; коррекционно-развивающая; лечебно-профилактическая; реабилитационная; просветительская.

В настоящее время отчетливо обозначился ряд социально-политических, экономических и экологических тенденций, которые оказывают на современного человека негативное влияние. Это спад экономического развития, безработица, региональные конфликты, загрязнение окружающей среды и др. При этом данные негативные влияния сказываются в значительно большей степени на детях, чем на взрослых. Особенно выделяется в современном обществе проблема социального сиротства. По результатам исследований основными причинами социального сиротства являются бедность, алкоголизм и наркомания родителей, конфликты и недоразумения в семье.

Проект «Профилактика социального сиротства» направлен на сохранение и укрепление семьи, ведь нет ничего лучшего для ребенка, чем родная и любимая семья. Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы - все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков. Кризисное состояние общества привело так же к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, - так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно - нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности российского общества проблема адаптации и социализации детей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и оставшихся без попечения родителей, приобретает особую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, увеличением числа детей данной категории, в том числе и в нашей школе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 15 является многопрофильным общеобразовательным учреждением, где учащиеся наряду с общеобразовательной подготовкой, могут получить профессиональное образование и комплексную психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь.

Проект затрагивает интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), широкой общественности, жителей отдалённого городского микрорайона.

Ежегодная диагностика учащихся, вновь прибывших в МБОУ-СОШ № 15 показывает, что многие из них - это дезадаптированные подростки:

- с различными формами школьной дезадаптации -25%

- сироты и социальные сироты - около 20%

- из асоциальных и деструктивных семей - 1/3 учащихся;

- с девиантным поведением - более половины всех учащихся;

- с делинквентным поведением - до 10%;

- с зависимым поведением (в основном табакокурение) -более трети учащихся;

- дети и подростки, имеющие проблемы физического и нервно-психического здоровья составляют около 40%.

Для диагностики и обоснованного решения проблем социального сиротства в МБОУ-СОШ № 15 работает психолого-медико-педагогическая и социальная служба ОУ, создана система воспитательной работы и организации досуговой деятельности учащихся, организована профессиональная ориентация и самоопределение, профессиональная подготовка учащихся по востребованным на рынке труда направлениям деятельности.

В своей работе по профилактике социального сиротства мы опираемся на принципы гуманности, системности и комплектности. Важное значение имеют принципы работы единой командой, соблюдения интересов ребёнка, добровольности и доверия.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

Конвенция о правах ребёнка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года;

Семейный кодекс Российской Федерации (главы 11, 12,18-21) № 223-ф3 от 29 декабря 1995 года.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». № 120-ф3 от 24 июня 1999 года.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ф3 от 21 декабря 1996 года.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

33

Проект как форма методической работы

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в РФ» № 195-ф3 от 10 декабря 1995 года.

Федеральное и региональное законодательство в области образования.

Федеральная целевая программа «Дети России» и другие программные документы Министерств образования и социальной защиты Российской Федерации и Свердловской области.

Закон Свердловской области «О профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних в Свердловской области» от 28.11.2001 г. (с изменением от 15.07.2005 г.)

Устав Центра образования № 190.

Научно-методической базой для организации работы по профилактике социального сиротства стали труды Л.И Божович, А.М.Толстых, Н.Н.Прихожан, И.В.Дубровиной.

Мы опираемся на основные положения по организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учебно - воспитательного процесса, изложенные в работах Битяновой М.Р., Семаго М.Н., и другие. Большую помощь по организации работы с дезадаптированными подростками оказали книги Беличевой С.А., Буянова М.И., Вос-трокнутого Н.В., научно-методические рекомендации института социальной и судебной психиатрии им. Сербского, материалы периодических изданий, конференций.

При изучении нормативно-правовых документов, анализе психолого-педагогической и методической литературы, с одной стороны, и изучения процессов, происходящих с реальной образовательной среде и ближайшем микросоциуме, с другой стороны, обнаружены ряд противоречий:

1. Между заказом государства на социально зрелую личность выпускника и педагогической и социальной запущенностью части учащихся, поступающих в нашу школу.

2. Между потребностью общества в здоровом молодом поколении и неблагополучным состоянием соматического и нервно-психического здоровья, прибывающих к нам детей и подростков.

3. Несмотря на организацию в государственном масштабе работы, направленной на сохранение и укрепление семьи, в настоящее время увеличивается количество социальных сирот при живых родителях.

Выделенные противоречия породили проблему организации комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и юридической помощи учащимся, большинство из которых проживают в неблагоприятном социуме. С дефицитом возможностей полноценного развития на жизненном старте такие дети оказались социально незащищёнными, социально ущербными, а в некотором случае даже социально опасными.

Эта ситуация потребовала неординарных способов и подходов к выполнению государственного заказа на воспитание социально зрелой личности. Поэтому коллектив нашего общеобразовательного учреждения принял решение о разработке и реализации проекта «Профилактика социального сиротства».

Объект исследования - явление социального сиротства (неблагополучные семьи).

Предмет исследования - развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству.

Цель проекта - создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.

Задачи:

1. Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социальнопсихологического положения данных детей.

2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.

3. Разработка модели комплексной психолого- медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска.

4. Реализация системной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Гипотеза исследования - если сформировать комплексную систему поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывать эффективные виды помощи детям и их семьям, то в условиях школы будет осуществляться реабилитация детей и подростков, которые смогут успешно реализовать себя в жизни.

Поставленная цель, сформулированные задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор методов исследования.

В качестве теоретических методов исследования нами определены:

- метод изучения литературы и опыта работы других учреждений по реабилитации трудных подростков;

- метод проектирования в процессе разработки внутренней и внешней модели единого реабилитационного пространства.

В качестве эмпирических методов нами использованы:

- формирующий эксперимент как комплексный метод исследования (проведение экспериментальной работы без контрольных групп, при сравнении результатов роста зависимых переменных «от достигнутого»);

- методы диагностико-консультативной и коррекционноразвивающей работы: включённое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ документов и продуктов деятельности, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, игры, тренинги, патронат на дому, семейная психотерапия;

34

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

- формальный (количественный) метод статистической обработки полученной информации.

Понятийный аппарат темы исследования.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети - сироты- это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство. [3, C.192] Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних. Понятие, близкое к опёке. Опёка - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных) [3, C.445].

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опёка и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опёка устанавливается над детьми, не достигшим возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Профилактика социального сиротства - система просветительских, социальных, правовых, психологопедагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению социального сиротства.

Беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);

б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой). Безнадзорность является серьезным криминогенным фактором. На борьбу с ней направлен Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения

обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите -ребенок, которому не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности.

Семья, нуждающаяся в социальном патронате - семья, которая не в состоянии надлежащим образом исполнять обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.

Семья группы риска по социальному сиротству -семья, жизнедеятельность которой при определенных условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.

Социальный патронат над семьей - форма попечения семьи органами государственной власти и местного самоуправления (служба социального патроната) с целью восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка.

Позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества. План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, разрабатываемый с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости несовершеннолетнего в государственной защите и включающий перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения, разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органами государственной власти и местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка - акт учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации и иных социальных служб для детей, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации и развитию ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшегося без попечения родителей, сроки их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение.

Мониторинг развития ребенка - регулярное освидетельствование ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшихся без попечения родителей, органом по защите прав детей с целью установления физического, психического и интеллектуального уровня развития ребенка и оценки

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

35

Проект как форма методической работы

Таблица 1. Общие сроки и этапы реализации проекта

Наименование этапа, сроки реализации Основные функции Ожидаемые результаты (в форме документов и материалов)

Подготовительный этап, 2010 год Диагностическая, прогностическая, организационная Программа управленческой деятельности по реализации проекта в 2010 году. Рабочий вариант внутренней и внешней модели по профилактике социального сиротства. График экспериментирования. Отчёт по завершению первого этапа исследования.

Этап внедрения и апробации проекта, С 2010 по 2011 год Исполнительская Основные мероприятия проекта с указанием сроков проведения, исполнителей, результатов и показателей эффективности проекта. Отчёт по завершению второго этапа исследования.

Итоговый этап, С 2011 по 2012 год Аналитико-кор- ректирующая Обобщение и распространение опыта работы в виде публикаций и издания научно-методической литературы по проблеме исследования. Отчёт по завершению третьего этапа исследования.

эффективности мероприятий по его реабилитации. Реализация проекта будет происходить в три этапа, представленные в табл. 1.

Механизмы реализации проекта

Изучая явление социального сиротства, мы разграничили такие понятия как беспризорные дети и безнадзорные дети. Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети, родители которых лишены родительских прав. Таких детей в нашем общеобразовательном учреждении единицы. Безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей и лиц, их заменяющих, не осуществляется. Таких детей у нас много.

В процессе изучения социально-психологических особенностей детской и подростковой безнадзорности нами выделено два типа: «явная безнадзорность» и «скрытая безнадзорность». Причины «явной безнадзорности»: отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от детей, неудовлетворение базовых

потребностей детей. Причины «скрытой безнадзорности»: недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов по отношению к ребенку, чрезмерная и нерегулярная строгость при наказании детей за нарушение требований, материальное обеспечение является приоритетным по отношению к другим родительским обязанностям.

Учитывая явные и скрытые причины безнадзорности, нам удалось выработать стратегию и тактику профилактики социального сиротства. Эта работа ведется по таким направлениям (см. табл.).

Для достижения образовательных результатов в ходе реализации проекта «Профилактика социального сиротства» нами будут использованы инновационные и традиционные педагогические технологии:

1. Технология мультидисциплинарного подхода в создании индивидуальной программы реабилитации трудного подростка и его семьи, которая заключается в мнономерной, комплексной оценке проблем ребенка и его ближайшего окружения и выработке конкретных реабилитационных мер.

Основные направления деятельности Формы работы

Диагностико-консультативная Коррекционно-развивающая Лечебно-профилактическая Реабилитационная Просветительская Комплексная диагностика учащихся специалистами ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума ОУ). Консультации детей, родителей, в т.ч. семейные консультации. Патронаж на дому. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми. Поддерживающая и лечебная терапия. Профилактика обострений. Формирование навыков здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. Реализация индивидуальных программ реабилитации трудных подростков. Правовое просвещение учащихся в рамках программы «Подросток и закон». Организация родительского всеобуча по актуальным вопросам воспитания. Постоянно действующий семинар для учителей и родителей «Понять, чтобы помочь».

36

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

2. Информационно-коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности.

3. Технология уровневой дифференциации позволяет организовать обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что очень важно для детей со школьной дезадаптацией.

4. Личностно-ориентированное развивающее обучение позволяет развивать индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребенка, помочь ему самоопределиться и самореализоваться. Наиболее успешно данная технология применяется на занятиях по технологии и в системе дополнительного образования.

5. Создание портфолио учащегося как паспорта компетенций и квалификаций. Эффективная форма оценивания образовательных результатов учащихся, которая применяется, в том числе и при проведении системы интегрированных уроков.

6. Проектные методы обучения применяются при организации профильного технологического обучения, многие проекты носят прикладной и инновационный характер.

На основании банка данных и комплексного обследования детей группы риска специалистами психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ-СОШ № 15 была представлена обобщающая характеристика трудного подростка, у которого выявлено ряд проблем: стойкая школьная дезадаптация; сниженная учебная мотивация; неблагополучные микросоциальные условия; семейная дезадаптация; побеги из дома, бродяжничество; психологическая деформация личности; дефицит нравственных ориентиров; зависимые формы поведения; нервно-соматическая ослабленность.

Учитывая существующие и потенциальные проблемы учащихся, нами разработана внутренняя модель профилактики социального сиротства. Реализация этой модели заключается в том, что ребёнку и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, специалистами учреждения оказывается комплексная психолого-медико-педагогическая и социальная помощь.

Этапы работы по профилактике социального сиротства:

1 этап. Первичная диагностика подростка. Комплексное обследование и определение варианта дезадаптации учащегося, выделение ключевых проблем семьи.

2 этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка подростка и его семьи, реализация индивидуальной программы реабилитации.

Психологи проводят диагностику и коррекцию личностных свойств учащихся, мониторинговые исследования когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер детей, изучаются акцентуации

их характера. Большое внимание уделяется консультативной и коррекционной работе с неблагополучными семьями.

Социальный педагог поддерживает контакты семьи и школы, устанавливает связь между родителями ребёнка и социальными службами, при необходимости сопровождает в медицинские учреждения и социальные службы. Он находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребёнка, при выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребёнка, информирует соответствующие органы об этом (органы опеки, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и совместно с ними обеспечивает безопасность ребёнка.

Учебно-воспитательный процесс в МБОУ-СОШ № 15 построен таким образом, что учитывается актуальный уровень развития и состояния здоровья учащихся, создаются условия, обеспечивающие личностно-ориентированный подход в воспитании, обучении и развитии.

Педагоги овладевают современными образовательными технологиями, постоянно повышают свой профессиональный уровень. В ОУ налажен процесс постоянного совершенствования педагогической компетенции педагогов и управленцев: работает школьный семинар «Актуальные вопросы школьной психологии и педагогики». Все педагоги в 2009 году прошли обучение в центре «Развивающее обучение» по программе «Современные образовательные технологии», в 2010 году повысили квалификацию в НОУ ДПО «Институт образования взрослых» по программе «Психолого-педагогические условия обучения детей и подростков с особенными образовательными потребностями». Они проводят систематическое углубленное изучение обучающихся, осуществляют мониторинг освоения учебных программ, фиксируют динамику развития учащихся.

Классные руководители создают доброжелательную обстановку в школе. Ежедневно отслеживают посещаемость занятий и состояние детей. При обнаружении признаков жестокого обращения с детьми, привлекают социального педагога, содействуют ребёнку в получении помощи. Они поддерживают контакты с родителями, получают информацию от учителей- предметников об учебных проблемах ребёнка, помогают ему сделать домашние задания. Совместно с другими специалистами школьного консилиума реализуют индивидуальную программу реабилитации учащегося.

Школьный врач проводит первичную диагностику учащихся, выявляет нарушения в состоянии здоровья, проводит консультации с родителями и рекомендует амбулаторное или стационарное лечение в больницах города. Школьный врач осуществляет поддерживающую терапию, профилактику обострений, вакцинацию подростков.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

37

Проект как форма методической работы

Детям из неблагополучных семей часто требуется помощь дефектолога, так как они, как правило, были плохо подготовлены к школе, имеют пробелы в знаниях. Такой категории учащихся требуется коррекция и развитие психофизиологических процессов, определяющих успешность обучения. С этой целью проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия.

Одной из задач МБОУ - СОШ № 15 является профессиональная профориентация и профессиональная подготовка учащихся, что очень важно для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Помощь в выборе профессии им оказывает психолог-профес-сиолог, который: проводит диагностическую работу по выявлению интересов, склонностей учащихся, определяет возможную сферу будущей успешной профессиональной деятельности учащихся, составляет совместно с учащимися личные профессиональные планы.

В МБОУ - СОШ № 15 подростки учатся профессиям, востребованным на рынке труда. В отделении технологического цикла организована подготовка специалистов по следующим профилям:

Автодело - самый популярный профиль среди мальчиков, где они получают профессиональные навыки по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

Профиль швейное дело изучает основы швейного производства. Учащиеся знакомятся с историей костюма, видами тканей, стилями одежды, с миром моды, выполняют много творческих работ.

Профессию косметик учащиеся получают на профиле основы косметологии и визажа. У них формируется навыки работника сферы услуг. Их девиз - «Сделать женщину красивой»

Основы коммерческой деятельности и торговли - один из самых востребованных профилей, где учащиеся изучают основы экономики, товароведение, знакомятся с законами рекламы, получают профессию продавец-кассир.

Общественное питание - самый вкусный профиль. Его девиз: «Правильное и рациональное питание - залог здоровья и благополучия». Учащиеся приобретают навыки технологии приготовления пищи, получают профессию повар.

Профиль офисные технологии формирует знания, умения и навыки по работе с современной оргтехникой, знакомит учащихся с организацией работы кадровых служб предприятий. По окончанию этого курса они получают профессию секретарь.

Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально для нашего общеобразовательного учреждения. Концепция МБОУ - СОШ № 15 опирается на утверждение А.С. Макаренко, что воспитательная система - это обязательно живая система, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствова-

ния. Нами разработана, теоретически обоснована и походит экспериментальную проверку функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие» в соответствии с идеями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания в условиях отдаленного городского микрорайона. Модель открытой гуманистической воспитательной системы мы определяем как интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Реализация основных направлений воспитания происходит через традиционные коллективные дела.

Большое внимание уделяем организации досуговой клубной деятельности, целью которой является выявление и развитие творческих способностей учащихся. Дополнительное образование в профильной школе имеет свои особенности: оно учитывает интересы и склонности самого ученика и овладение им будущей профессией. Так возникли студии «Поваренок», «Твой стиль», «Юный журналист». Пользуются популярностью среди ребят спортивные секции по волейболу, баскетболу и легкой атлетике.

Любители танцевать реализуют свое хобби в кружках современных танцев: «Максимальные движения» -брейк-данс и «Время танцевать». Ежегодно они участвуют в районных и городских конкурсах и занимают призовые места.

При содействии администрации Октябрьского района были приобретены гитары и оборудование в музыкальный клуб «Бюро находок». Ребята не только играют и поют современные песни, но и под руководством педагогов сами сочиняют песни.

Два здания нашей школы оформлены поделками и рисунками детей из кружка «Твори, выдумывай, пробуй».

Клубная работа строится на самоуправлении, здесь нет жестких рамок урока, важно и то, что руководители кружков и секций - люди творческие, неравнодушные, с большим опытом работы. Педагогам школы свойственны уважение к личности ребенка, вера в его потенциальные возможности, «требовательная любовь».

А.С. Макаренко считал, что ребенок существо целостное и воздействовать на него необходимо целостно. Проблема перевоспитания трудных подростков решается также с помощью психолого-педагогических методов, разработанных Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности:

- метод переубеждения (ученику приводятся убедительные аргументы, показываются возможные последствия неблаговидных поступков; включают ученика в критический анализ своего поведения);

38

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

- метод переучивания (работа, направленная на избавление от вредных привычек и включение подростка в процесс приобретения нового нравственного опыта);

- метод переключения (чередование занятий подростком учебой, трудом, самообразованием и дополнительным образованием (в клубах, студиях, секциях, кружках) и общественной работой.

Для работы над проектом привлекаются родители, службы и организации города, работающие с детьми и подростками «группы риска»:

• Благотворительный фонд «Детство» (обеспечение бесплатным горячим питанием детей из малоимущих семей).

• Базовые предприятия (оказание помощи в организации производственной практики учащихся, предоставление им рабочих мест после окончания школы).

• Подростковый центр при областной психиатрической больнице (обследование и лечение в стационаре, консультации узких врачей-специалистов).

• Детский правозащитный фонд «Шанс» (правовая помощь семье в решении имущественных споров, вопросов опеки и попечительства, соблюдение прав несовершеннолетних).

• Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (консультирование, внедрение профилактических программ, проведение социологических, психологических мониторинговых исследований).

• Городская и районная службы занятости (диагностические методики по профессиональной ориентации, участие Центра образования в ярмарках вакансий, обеспечение трудовой занятости учащихся в период летних каникул, трудоустройство выпускников).

• Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (контроль за исполнением закона «Об образовании», выездные комиссии на базе ОУ, рейды «Беспризорные дети»).

• Отделы милиции по месту жительства (профилактика правонарушений, рейды «Беспризорные дети», правовое просвещение и работа с родителями).

• Органы опеки и попечительства (выявление социального неблагополучия в семье, учет и жизнеустройство особых категорий несовершеннолетних).

• Районные службы социального обеспечения и социальной защиты (оказание материальной помощи малоимущим и многодетным семьям).

• Территориальный центр помощи семье и детям «Отрада» (взаимодействие со специалистами по социальной работе, помещение ребенка на стационарное отделение центра, проведение методической учебы педагогов школы, занятия с детьми по программе профилактики зависимостей «Жизненные навыки»).

• Учреждения дополнительного образования района и города, с которыми мы сотрудничаем, предоставляют

возможность нашим учащимся бесплатно заниматься в кружках и секциях.

Оценка результативности проекта

Для оценки результативности данного проекта использованы как количественные, так и качественные показатели:

- количественные показатели (организация психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи для всех нуждающихся детей и их семей,

- уменьшение количества детей и подростков состоящих на ВШУ и учёте в КДН и ОППН;

- качественные показатели (активное участие в работе региональной и муниципальной системы по профилактике социального сиротства, быстрая социализация выпускников из «группы риска»);

- показатели социального развития личности (положительная динамика уровня развития личности учащихся);

- показатели социального адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности учащихся);

- показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации);

- экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов);

- технологические показатели (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Внедрение данного проекта позволит достигнуть и получить следующие результаты, расширяющие возможности субъектов образования:

Для учащихся:

Реализация права на комплексную помощь для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Получение первичного профессионального образования, получение первых навыков работы в трудовом коллективе.

Информационные услуги по реализации непрерывного образования;

Для педагогов:

Расширение возможностей профессионального роста, возможность реализовать индивидуальные программы обучения, повышение психологической и правовой компетенции.

Переход от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества.

Для родителей и общественности:

Восстановление позитивных детско-родительских отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение уровня преступности и социальной напряженности в микрорайоне

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

39

Проект как форма методической работы

Расширение доступа к информации о состоянии и качестве образования;

Расширение возможности участия в развитии образования;

Развитие информационной и правовой культуры граждан.

Для руководителей:

Повышение возможностей для выработки качественных управленческих решений, совершенствования аналитической базы управления.

Для общества в целом:

Профилактика социального сиротства.

Финансово-экономическое обоснование.

Экономичность проекта заключается в том, что работа по профилактике беспризорности и безнадзорности детей и подростков повлияет на восстановление позитивных детско-родительских отношений, снизит уровень преступности в микрорайоне, будет способствовать восстановлению социального функционированию трудных подростков. Для этого в школе имеются кадровые, программно-методические, материальнотехнические условия. Ежегодно наше учреждение участвует в различных конкурсах с целью получения дополнительного финансирования. Под руководством Белкиной О.А (совместно с детским правозащитным фондом «Шанс») был реализован проект «Учимся работать и отдыхать красиво», который получил муниципальный грант.

Заключение. Социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Специалисты проекта изучают нужды семьи, предоставляют социально-педагогическую, психологическую и материальную помощь. За время пребывания в проекте его участники имеют возможность не только получить материальную помощь, а и улучшить психологический климат семьи: дети будут посещают развивающие и учебные тренинги и, вместе с родителями, получают консультации специалистов-педагогов, психологов, врачей и т. п.

Если семья за время пребывания в проекте одолела кризисный период, получила необходимые жизненные навыки, использует их - это и является успешным результатом.

Мы ожидаем, что за время нахождения в проекте дети, их родители и опекуны получат конкретную помощь, улучшат привычки коммуникации, приобретут привычки здорового образа жизни и примут модель безопасного поведения, получат информацию относительно прав детей и возможности их участия в процессе принятия решений относительно собственной судьбы.

За последние годы в школе накоплен определённый опыт по профилактике социального сиротства. Результаты нашей работы за последние 5-7 лет показывают,

что для большинства наших выпускников характерна быстрая социализация. Часто через несколько дней после выпускного вечера они устраиваются на работу в те предприятия, где проходили производственную практику, продолжают заочно получать профессиональное образование в выбранной сфере деятельности. Успешные судьбы выпускников - хороший пример для новых подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика.- Екатеринбург,1996.

2. Белкин А.С. Конфликтология - путь к гармонии.- Екатеринбург, 1996.

3. Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийской социологического зондажа. М., 2007.

4. Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска. // Вестник психо - социальной и коррекционной работы. 2003. № 3.

5. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей. // Социальная педагогика. 2006, № 4.

6. Вострокнутов Н.В. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М., 1999.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., Academa, 1999.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., Просвещение, 1991.

9. Закон Российской федерации об образовании. М., 1996.

10. Закон о правах ребёнка в Свердловской области.- Екатеринбург, 1995.

11. Компенсирующее обучение в России - сборник действующих документов и учебно-методических материалов. М.,1997.

12. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Дети без семьи. М.,1990.

14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Психология сиротства. Спб.,2005.

15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической деривации// Формирование личности в онтогенезе. М.,1991.

16. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,2000.

17. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.т/ гл.ред В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

18. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.,2003.

19. Шевченко С.Г Корекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М.: Владос, 1999.

20. Фролов А.А., Мухина С.С. Формирование образовательной и социальной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 5.

40

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.