Научная статья на тему 'Гуманистическая парадигма защиты детства в республике Северная Осетия - Алания'

Гуманистическая парадигма защиты детства в республике Северная Осетия - Алания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / СОЦИУМ / SOCIETY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / ПОЛЯРИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL PROTECTION OF POPULATION POLARIZATION AND SOCIAL ORPHANS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / A DIFFICULT SITUATION IN LIFE / ДЕТИ СИРОТЫ / CHILDREN ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бесолова Алла Асланбековна, Кесаева Журета Эльбрусовна, Тигишвили Нона Нодаровна

Статья посвящена анализу основных тенденций гуманистической парадигмы защиты детства в Республике Северная Осетия Алания. В условиях реформирования социальной сферы в России проблема защиты детства стала первоочередной задачей. Причинами ухудшения положения детей являются локальные и глобальные проблемы, среди которых следует выделить: расслоение и поляризация населения, нищета и социальная незащищенность, безответственность взрослых, межэтнические конфликты и войны, снижение качества образования, коммерциализация социально-педагогической инфраструктуры, стрессовые ситуации, падение нравственных устоев общества, семьи и т.д. Семья влияет на физиологический статус молодого поколения, прежде всего, через формирование либо здоровьесберегающего, либо патогенного поведения. Оно, в свою очередь, приводит либо к закреплению нормального физиологического статуса, либо к развитию заболевания. Актуальность статьи обусловлена недостаточностью специальных технологий, средств и механизмов, способствующих оптимизации управления системой социальной защиты детства. Проблема социальной защиты детей представляет собой определенный государственный интерес и требует дальнейшей разработки научной теории и практики. Она обусловила появление в России новых специальностей социальных работников и социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC PARADIGM PROTECTION OF CHILDHOOD THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA

This article analyzes the main trends in the humanistic paradigm of child protection in the Republic of North Ossetia Alania. In the context of reforming the social sphere in Russia child protection issue has become a priority to wear. The reasons for the deterioration and the situation of children are the local and global challenges, among which should be highlighted: Stratification and Polarization of Population, Poverty and Social vulnerability, Irresponsibility Adults, Ethnic Conflicts and Wars, Declining Quality of Education, Commercialization of Social and Educational Infrastructure, Stressful Situations, the fall of Moral Foundations of Society, Family etc. Family influences on the physiological status for the younger generation, primarily through the formation of a health or pathogenic behavior. It, in turn, leads to a consolidation of the normal physiological state, or to the development of the disease. The relevance of the article due to the lack of specific technologies, tools and mechanisms that contribute to optimize the management of child welfare system. The problem of social protection of children is a particular public interest and requires further development of the scientific theory and practice. It has led to the emergence in Russia of new professions social workers and social workers.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая парадигма защиты детства в республике Северная Осетия - Алания»

УДК 37: 93.3.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

© 2016

Бесолова Алла Асланбековна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы факультета социологии и социальной работы Кесаева Журета Эльбрусовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических

и медицинских проблем социальной работы факультета социологии и социальной работы Тигишвили Нона Нодаровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной

работы факультета социологии и социальной работы Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина 44-46, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена анализу основных тенденций гуманистической парадигмы защиты детства в Республике Северная Осетия - Алания. В условиях реформирования социальной сферы в России проблема защиты детства стала первоочередной задачей. Причинами ухудшения положения детей являются локальные и глобальные проблемы, среди которых следует выделить: расслоение и поляризация населения, нищета и социальная незащищенность, безответственность взрослых, межэтнические конфликты и войны, снижение качества образования, коммерциализация социально-педагогической инфраструктуры, стрессовые ситуации, падение нравственных устоев общества, семьи и т.д. Семья влияет на физиологический статус молодого поколения, прежде всего, через формирование либо здоровьесберегающего, либо патогенного поведения. Оно, в свою очередь, приводит либо к закреплению нормального физиологического статуса, либо к развитию заболевания. Актуальность статьи обусловлена недостаточностью специальных технологий, средств и механизмов, способствующих оптимизации управления системой социальной защиты детства. Проблема социальной защиты детей представляет собой определенный государственный интерес и требует дальнейшей разработки научной теории и практики. Она обусловила появление в России новых специальностей - социальных работников и социальных педагогов.

Ключевые слова: гуманизм, социум, социальная защита, поляризация населения, социальные сироты, государственная поддержка, трудная жизненная ситуация, дети - сироты.

HUMANISTIC PARADIGM PROTECTION OF CHILDHOOD THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA - ALANIA

© 2016

Besolova Alla Aslanbekovna, candidate of historical sciences, assistant professor of theory and history of social work faculty of sociology and social work Kesaeva Zhureta Elbrusovna, candidate of sociology sciences, assistant professor of psychological and educational and medical work problemsotsialnoy department of sociology and social work Tigishvili Nona Nodarovna, candidate of sociology sciences,, associate professor of the theory and history of social work of the faculty of sociology and social work North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurova

(362025, Russian Federation, Vladikavkaz, street Vatutina 44-46, e-mail: [email protected]) Abstract. This article analyzes the main trends in the humanistic paradigm of child protection in the Republic of North Ossetia - Alania. In the context of reforming the social sphere in Russia child protection issue has become a priority to wear. The reasons for the deterioration and the situation of children are the local and global challenges, among which should be highlighted: Stratification and Polarization of Population, Poverty and Social vulnerability, Irresponsibility Adults, Ethnic Conflicts and Wars, Declining Quality of Education, Commercialization of Social and Educational Infrastructure, Stressful Situations, the fall of Moral Foundations of Society , Family etc. Family influences on the physiological status for the younger generation, primarily through the formation of a health or pathogenic behavior. It, in turn, leads to a consolidation of the normal physiological state, or to the development of the disease. The relevance of the article due to the lack of specific technologies, tools and mechanisms that contribute to optimize the management of child welfare system. The problem of social protection of children is a particular public interest and requires further development of the scientific theory and practice. It has led to the emergence in Russia of new professions - social workers and social workers.

Keywords: humanism, society, social protection of population polarization and social orphans, government support, a difficult situation in life, children - orphans.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн., младенческая и детская смертность стала в 3 и более раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ 90-х гг. были разрушены многие механизмы обеспечения и защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы.

По статистике, ежегодно около 30 тысяч детей становятся бродягами. Беспризорники, социальные сироты на улицах и рынках стали реальной действительностью современной России. Все эти обстоятельства содействуют поиску новых форм устройства детей, совершенствованию имеющихся возможностей общества и государства в содержании и воспитании детей.

Однако сегодня гуманное отношение и забота о де-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

тях приобретает новые положительные направления в современном мире. Оно выражается в создании и принятии мировым сообществом социально-экономических, психолого-педагогических, социально-медицинских и правовых стандартов защиты детей: Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, основные положения которых направлены на создание условий для обеспечения детям полноценной и достойной жизни в обществе. Право ребенка на социальную защиту зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По данным многочисленных исследований (С.А. Амбалова [1], М.В. Гузева [2], А.Д. Гусова [3], Г.А. Кантемирова [4], Р.Э. Кесаева [4] и др.), за 2015 г. ухудшается здоровье детей и подростков (до 40% родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья); растет число детей-инвалидов (около 600 тыс.); отмечается особо

трудное положение детеи-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (более 700 тыс.); угрожающие масштабы приобрела безнадзорность и беспризорность детей (по разным данным от 500 тыс. до 2 млн.), проблема насилия и жестокого обращения с детьми.

Формирование целей статьи (постановка задания). Деструктивно протекающие социальные процессы и порождаемые ими несправедливые распорядительные отношения составляют основу социальной напряженности по России. По ряду причин объективного и субъективного характера эта закономерность с особой наглядностью проявилась на судьбах наиболее социально уязвимых категориях населения [5]

Указанная проблема, к сожалению, не обошла стороной и Республику Северная Осетия-Алания. Современная сеть учреждений общественного воспитания, входящих в республиканскую систему образования, представлена 5 детскими домами, в том числе специальным (коррекционным) детским домом «Ласка» для детей-сирот с отклонениями в умственном развитии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблемы социальной защиты детства рассматриваются и решаются фрагментарно, недооцениваясь обществом.

Результаты специального исследования (А.А. Бесолова, Ж.Э. Кесаева) реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что: во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере; во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание; в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»; в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства [6].

Региональная модель социальной защиты детства базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в общероссийское и мировое сообщество. Гуманистическая парадигма образования в числе первоочередных задач выдвигает учет этнорегиональной специфики современного образования. Этот факт создает предпосылки для возрождения историко-культурных традиций народов в выработке ценностных ориентаций при проектировании пространства социальной защиты детства. Компонентами в пространстве социальной защиты детства выступают: социум, уровень сформиро-ванности законодательного и нормативно-правового поля защиты детей, степень развития культуры, местные этнические особенности.

Современное состояние социальной защиты детства в субъектах РФ позволил выделить основные направления модернизации социальной защиты детства: создание организационных структур детской социальной политики; законодательная поддержка семьи и детства; программные формы социальной защиты; создание учреждений социально-педагогической инфраструктуры детства; введение института Уполномоченных по правам ребенка; профессиональная подготовка социальных педагогов и социальных работников; апробация эффективных социально-педагогических технологий защиты детства; технологии осуществления правосудия по делам несовершеннолетних с участием социального работника; технологии социально-педагогической поддержки детства в поликультурном развитии [7].

Социальная защита детства в РСО - Алания опирается на правовую базу: Закон РФ от 04.04.92 N 26601 «О дополнительных мерах по защите материнства

и детства», Конституция РСО - Алания, принятая Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г. В Статье 38 Конституции РСО - Алания записано: «Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Статья 39гла-сит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом».

Для поддержки здоровья детей в РСО - Алания были приняты законы «Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в РСО - Алания», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О семейной политике в РСО - Алания». Эти документы устанавливают правовые и организационные основы государственной поддержки системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Северной Осетии.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основными целями в организации отдыха, оздоровления и занятости детей являются: приоритет интересов личности ребенка; поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; взаимодействие органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, работодателей, организаций отдыха и оздоровления детей, службы занятости, профсоюзных, молодежных, детских и иных общественных организаций; содействие созданию благоприятных условий деятельности организаций, обеспечивающих отдых, оздоровление и занятость детей. В настоящее время в РСО - Алания насчитывается 17 образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Работу учреждений координирует отдел специальных коррек-ционных учреждений и социальной защиты детства Министерства образования и науки РФ.

Основные задачи отдела социальной защиты детства в РСО-Алания:

1. Осуществление действий по реализации в РСО-Алания единой государственной политики по вопросам охраны прав несовершеннолетних, решения проблем социального сиротства, социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения адекватного обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей, имеющих проблемы в развитии, в обществе.

2. Координация и контроль над деятельностью районных органов управления образованием, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

3. Обеспечение на республиканском уровне правовых гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (личных, имущественных и жилищных).

4. Организация и проведение массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников, подведомственных отделу учреждений.

5. Формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечение централизованного учета детей данной категории, учет лиц, желающих усыновить детей.

6. Проведение кадрового мониторинга, формирование кадрового резерва руководителей учреждений общественного воспитания и организация работы с резервом кадров.

7. Организация и проведение совещаний, семинаров-тренингов и конференций для работников учрежде-ний[6]._

Руководствуясь основными правовыми документами РФ, на данный момент приоритетом в деятельности государственных органов социальной защиты населения Республики Северная Осетия - Алания является:

- активное участие в разработке основ государственной семейной и демографической политики;

- практическое решение задач по дальнейшему улучшению положения детей;

- усиление социальной поддержки семьи, материнства и детства;

- защита прав и интересов детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оздоровление демографической ситуации;

- возрождение и укрепление института семьи;

- формирование благоприятной жизненной среды для детей и семей с детьми [9].

История развития специальных образовательных учреждений в Республике Северная Осетия - Алания начинается с 1927 г., когда во Владикавказе открылась первая на Северном Кавказе школа-интернат для глухих и слабослышащих детей.

В 1958 г. в с. Карца Пригородного района открыта Республиканская вспомогательная школа-интернат № 1. Воспитанников насчитывалось 30 человек. В 1959 г. учреждение переведено в г. Владикавказ в здание бывшей женской гимназии, расположенное по улице Цаголова. В 1961 г. интернат значительно расширился за счет введения в строй корпуса для учебных занятий по улице Осетинской.

В 1961 г. на базе детского дома в станице Черноярской Моздокского района была создана вспомогательная школа-интернат для детей с проблемами в умственном развитии. В 1973 г. учреждение было переведено в г. Моздок, где и располагается по настоящее время. Интернат работает по двум программам, выпускники продолжают обучение в коррекционной группе СПТУ № 13 г. Моздока.

Единственная в республике санаторная школа-интернат для туберкулезно инфицированных детей была открыта в 1958 г. в с. Гизель. В учреждении обучалось и воспитывалось 90 человек. В связи с увеличением количества больных детей в соответствии с решением Совета Министров СОАССР в 1960 г. в восточной части с. Гизель началось строительство нового здания интерната на 285 воспитанников, которое сдали в эксплуатацию в 1961 г.

В 1964 г. учреждение реорганизовано в санаторную школу-интернат.

В систему специальных образовательных учреждений РСО-Алания включен также детский сад №4 «присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур с круглосуточным пребыванием.

С 1 апреля 2009 г. на базе детского дома «Хуры тын» успешно функционирует служба психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников детских домов РСО-Алания, передаваемых на воспитание в замещающие семьи («Школа приёмных родителей»). На 1 января 2010 г. 61 кандидат в усыновители прошли обучение в «Школе приёмных родителей» и получили свидетельства о прохождении соответствующей подготовки.

Школа приёмных родителей осуществляет: подготовку и обучение граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребёнка; психолого-педагогическое сопровождение приёмной семьи; содействие воссоединению биологических родителей с детьми, оказавшимися в детском доме организацию и проведение обучающих семинаров; для сотрудников органов опеки и попечительства районов республики и прочих организаций, занимающихся профилактикой социального сиротства; сотрудничество с республиканскими СМИ с

целью популяризации всех видов семейного устройства воспитанников детских домов, размещение социальной рекламы в печатных и электронных СМИ; издание методических пособий и разработок о психолого-педагогическом сопровождении приёмной семьи.

С 29 июня по 1 июля 2009 г. на базе детского дома «Хуры тын» был проведён обучающий семинар для сотрудников органов опеки и попечительства республики и специалистов республиканских детских домов на тему «Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи».

Приказом Министерства образования и науки РСО-Алания от 26.10.2009 г. № 535 «Об утверждении форм документов», введено свидетельство о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание принять в семью на воспитание детей. Конфиденциальность информации о слушателях школы - принцип работы администрации учреждения. Без согласия кандидатов в приёмные родители специалисты школы не сообщают сведений о них ни организациям, ни посторонним лицам.

Благодаря продуманной методике социальных служб каждый потенциальный приемный родитель может после обучения в школе оценить собственные силы, понять особенности развития и состояние здоровья воспитанников детских домов, возможности и механизмы их реабилитации, стать более грамотным в правовых вопросах опеки и усыновления.

Наиболее богатую историю имеет Республиканский санаторный дошкольный детский дом № 1. Учреждение было создано в 1946 г. как детский дом смешанного типа № 6, состоящий из 3-х групп для детей школьного возраста и 1-ой группы для дошкольников. Детский дом №6 располагался по улице Кутузова в городе Владикавказе. В 1955 г. учреждение было переведено в новое здание по улице Яшина и получило новый статус - санаторный дошкольный детский дом № 1. В 1974 г. детский дом получил новое здание на улице Краснодонской.

В 1987 г. создан Республиканский детский дом смешанного типа «Хуры тын». За свою недолгую, по сути, историю существования учреждение пережило и трагические моменты. До создания детского дома дети-сироты воспитывались в школе-интернате с. Октябрьское, однако, учитывая увеличение количества детей указанного контингента, в республике было принято решение о создании детского дома, что и было сделано в 1987 г. в с. Дачное Пригородного района. Детский дом был оснащен великолепным спортивным залом. В целях трудовой адаптации и последующей интеграции воспитанников в общество активно использовались земельный участок и фруктовый сад. Учреждение имело своего агронома, три единицы автотранспорта, два трактора. В 1991 г. в связи с обострением ситуации в Пригородном районе объект был эвакуирован в г. Владикавказ. Детей распределили по трем учреждениям: детский сад №3, республиканские школы-интернаты №2 и №4. Через четыре месяца воспитанники и сотрудники детского дома вновь вернулись в родные стены.

В 1992 г., в период обострения конфликта между Ингушетией и Северной Осетией, сотрудники детского дома были взяты в заложники, имущество разграблено. С учетом сложившейся ситуации детский дом был переведен в г. Владикавказ и размещен на базе бывшего детского сада № 20, расположенного по улице Бзарова, дом 29.

В соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания в 1955 г. в городе Моздок был создан Республиканский детский дом смешанного типа. Необходимость создания детского дома в Моздокском районе была продиктована прибытием большого количество детей, оставшихся без попечения родителей из Чеченской Республики и других регионов страны.

В связи с ростом количества детей-сирот с отклонениями в умственном развитии в 1972 г. в с. Дур-Дур был

создан Республиканский специальный (коррекционный) детский дом «Надежда». Обучение осуществлялось в самом учреждении по программам для детей с легкой и средней степенью нарушений интеллекта.

Самым молодым учреждением для детей-сирот является Республиканский детский дом-школа, созданный в 1999 г. на базе бывшей специальной (коррекционной) школы-интерната №3. В систему профессионального обучения республики к 2000 г. поступило на обучение и воспитание 350 подростков.

Министерство труда и социального развития РСО-Алания, как уполномоченный орган государственной власти, координирующий работу по подготовке и проведению детской оздоровительной кампании в республике, ежегодно информирует население на своем сайте по вопросам обеспечения детскими путевками в санаторно-курортные, загородные оздоровительные учреждения и лагеря при детских социальных учреждениях. Родители обращаются за путевками в органы социальной защиты населения по месту жительства. Оздоровление и реабилитация детей проходит в 20 учреждениях: Республиканский детский лечебно- реабилитационный центр «Тамиск»; детский санаторий «Фиагдон»; оздоровительный лагерь-турбаза «Дзинага»;оздоровительные лагеря-турбазы «Россельмаш», «Урсдон», «Комы -Арт», «Металлург», «Фидан»;пансионат «Урсдон»; военно-патриотический лагерь «Казачок Терека», г. Моздок. Оздоровлением детей занимаются лагеря при детских учреждениях социальной защиты населения: республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце»; республиканский центр реабилитации детей-инвалидов «Феникс»; Алагирский территориальный центр социальной помощи семье и детям; республиканский реабилитационно-оздоровительный центр «Горный Воздух». Управление социальной защиты населения Кировского района также организует и координирует летний отдых детей.

Республиканская законодательная, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность всех субъектов республиканской системы детского оздоровительного отдыха, опирается на нормативно-правовые документы:

- закон РСО-Алания от 9 февраля 2011 г. № 4-РЗ «Об основах отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Северная Осетия-Алания»;

- постановление Правительства РСО-Алания от 27 декабря 2010г. № 398 «Об итогах детской оздоровительной компании 2010 года и задачах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в РСО-Алания в 2011 году»;

- распоряжение Правительства РСО-Алания от 10 декабря 2010г. № 382-р «Об утверждении размеров стоимости одного дня пребывания в детских оздоровительных учреждениях различных типов в 2011 году в РСО-Алания».

В 2016 г. организация отдыха детей и подростков предусмотрена в 171 детском оздоровительном учреждении, из них: в 8 санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, 6 загородных оздоровительных лагерях, 8 оздоровительных лагерях при детских учреждениях социальной защиты, палаточных и профильных лагерях, 149 оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей при муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Важной положительной тенденцией в РСО-Алания является сокращение числа образовательных организаций для детей-сирот и числа их воспитанников. В 2008 г. в таких учреждениях проживало 76 509 детей, а еще в 2007 году - 86 627 детей. В прошлом году в стране было закрыто 120 интернатов и детских домов.[6]Вместе с тем возросло число возвратов детей. Множество решений об устройстве детей в семьи было отменено из-за невыполнения замещающими родителями своих обязанностей,

более 30 - по причине жестокого обращения с детьми. В России было выявлено 52 тысячи детей-сирот в 2015 г.

Ежегодно Министерство труда и социального развития РСО-Алания заключает соглашения с АМС районов республики и города Владикавказ о направлении в районы субвенций республиканского бюджета в общем объеме 41 063 тыс. рублей на организацию работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей при школах и учреждениях дополнительного образования республики. В период весенних школьных каникул организуется отдых в пришкольных лагерях для 7490 детей.

В рамках проводимой в республике заявочной компании в органы социальной защиты населения от граждан и организаций поступило свыше 4 тыс. заявок на приобретение детских путевок в оздоровительные лагеря различного типа.

Органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, здравоохранения, местного самоуправления, во взаимодействии с республиканскими и районными СМИ, ведется работа по освещению хода организации и проведения детской оздоровительной кампании.

Минтруда и социального развития РСО - Алания были подготовлены и представлены в Управление РСО - Алания по размещению заказов для государственных нужд все необходимые материалы и заявочная документация для проведения открытого аукциона среди оздоровительных учреждений различных типов, предлагающих услуги по организации отдыха детей.

По итогам аукциона, прошедшего 28 января 2016 г., определены победители - 22 оздоровительных учреждения, расположенных в республике и за ее пределами, с которыми заключены государственные контракты на приобретение детских путевок на общую сумму 148,8 млн.рублей.

Исключительное внимание в ходе организации и проведения детской оздоровительной кампании 2016 г. удалось обеспечить безопасность детей: антитеррористической, противопожарной, санитарно-эпидемиологической.

За счет средств бюджета РСО - Алания обеспечивается централизованная доставка детей в загородные учреждения в сопровождении экипажей ГИБДД, медработников и воспитателей оздоровительных лагерей. Осуществляется проверка технического состояния транспорта, доставляющего организованные группы детей к местам отдыха и обратно. Предусмотрено усиление в летний период мер безопасности детей на воде, организация купания в разрешенных местах, в сопровождении инструкторов и медработников, проведение инструктажа о поведении детей на воде.

Задачей названных объектов является взаимодействие в выработке такой социальной политики, которая должна защищать детей от социальных рисков и способствовать удовлетворению базовых жизненных потребностей детства.

Диагностика состояния системы социальной защиты детства на муниципальном уровне включает: анализ состояния системы социальной защиты детства на конкретной территории, выявление проблем ее функционирования и развития; определение уровня финансирования социальных программ и наличия эффективных социальных технологий; оценка имеющейся нормативно-правовой базы; оценка степени материальной обеспеченности семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети.

Активно проводимая политика социальной защиты детей и подростков способствовала сокращению количества детей-сирот. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 года, составила 481 921 человека, что на 2,3% меньше, чем в 2014 году (в 2014 г. - 493071 ребенок). Из них 83% детей находятся на воспитании в семьях [10].

По данным федерального статистического наблюдения в 2015 г. усыновлено 6,6 тысяч детей, на другие формы устройства: под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание передано 52,7 тысяч детей. Кроме того, на профилактику асоциального поведения обучающихся и повышение ее эффективности направлен поиск и внедрение новых профилактических инструментов. В настоящее время с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти завершается разработка нормативных правовых актов в ходе проекта, реализуемого в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в течение 2016 года будут разработаны и апробированы современные структурные образовательные и реабилитационные модели специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением открытого и закрытого типа; комплект нормативных правовых актов.

Рассмотренные в статье направления должны стать приоритетными ориентирами для современной научно-педагогической общественности и социальной работы в деле разработки полномасштабной научной теории социальной защиты детства. Значимость теоретико-методологического обоснования проблемы социальной защиты детства особенно очевидна в процессе модернизации российского общества, чтобы построить гуманное общество, в котором доминирует приоритет интересов детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.

2. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 40-43.

3. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 252-254.

4. Кесаева Р.Э., Кантемирова Г.А. О материальном благополучии неполной семьи. // В сб. науч. статей «Семья в зеркале социальной сферы» под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, 2009. - С.66 - 71.

5. Кесаева Р.Э. Семья и медицина. //Монография. Владикавказ, 2006. - 351 с.

6. Бесолова А.А., Кесаева Ж.Э. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в РСО - Алания (20072012гг.) Новосибирск. 2014.

7. Кесаева Р.Э., Малиева-Николенко И.О. Правовое положение несовершеннолетних детей в России. /В сборн. Материалов Международной научно-практической конференции 16-17 декабря 2014г. «Социальные проблемы общества и их решение в эпоху глобализации». Владикавказ: СОГУ: ИПЦ, 2014.-427 с.

8. Микляева А.В., Безгодова С.А., Якунин А.П. Отношение подростков к социальным ролям взрослого человека: к вопросу о социально-психологических перспективах взросления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 283286.

9. Римашевская И.М. Россия:10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация./ Под ред. И.М. Римашевской.- М., 2002. - С.205.

10. Сабанов З.М. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания населения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 290-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.