4. Морев Д.Е., Чванова М.С. Проблемы восприятия результатов нанотехнологической модернизации студентами гуманитарных специальностей // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2. С. 173-178.
References
1. Morev D.E., Chvanova M.S. Issledovanie urov-nja adekvatnogo vosprijatija rezul'tatov nanoteh-nologicheskoj modernizacii studentov gumani-tarnyh special'nostej // Psihologo-pedagogiche-skij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2013. № 1(21). S. 110-118.
2. Chvanova M.S., Morev D.E. Vyjavlenie urovnja adekvatnogo vosprijatija nanotehnologij u studentov gumanitarnyh special'nostej // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Serija: Guma-nitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 8(112). S. 134-143.
3. Nemov R.S. Psihologija: v 3 kn. Kn. 3: Psihodiagnostika. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. S. 567-569.
4. Morev D.E., Chvanova M.S. Problemy vosprijatija rezul'tatov nanotehnologicheskoj moderni-zacii studentami gumanitarnyh special'nostej // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2014. № 2. S. 173-178.
THE ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK ON MANAGEMENT OF PERCEPTION OF MODERN KNOWLEDGE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES (ON THE EXAMPLE OF NANOTECHNOLOGIES)
D.E. Morev
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
Results of experimental work on pedagogical management of process of perception of modern knowledge of students of humanitarian specialties are presented in article (on the example of nanotechnological modernization). Dynamics of development of indicators of formation of adequate perception of results of nanotechnological modernization at students humanists is described. The statistical analysis of the received results and their intepritation is carried out. It is established that the developed pedagogical model, organizational and pedagogical conditions of management of perception of modern knowledge at students of humanitarian specialties and the course «Introduction in Nanotechnology» really promoted increase of a level of development of components of adequate perception of results of nanotechnologi-cal modernization: motivational, cognitive, personal and activity, emotional and strong-willed.
Key words: management of perception, nanotechno-logy, adequate perception, perception of nanotechnologies, students humanists.
УДК 378:369
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Т.И. Гущина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]
Формирование ключевых компетенций студентов высшего образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения новых образовательных технологий, переформатирования образовательного пространства, современных принципов освоения профессии. В данной статье рассмотрена проблема реализации практико-ориентированного обучения в области психолого-педагогических наук в сфере высшего образования. Реализация практико-ориентированного обучения осуществляется по следующим направлениям: методическое обеспечение практико-ориентированного обучения; учебная и производственная, научно-исследовательская практика студентов; практикумы на базе учебно-практических центров и лабораторий Института, проектная и волонтерская деятельность.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессионально-ориентированные технологии.
Современная система высшего образования направлена не только на формирование теоретической базы при профессиональной подготовке будущих выпускников, но и на формирование практических навыков по будущей специальности. Выпускник вуза в условиях жесткой конкуренции на рынке интеллектуального труда может быть сегодня успешным в профессиональном плане,
если будет обладать профессионализмом, компетентностью, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформированными ключевыми и базовыми профессиональными компетенциями [1].
В настоящее время Институт социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета име-
ни Г.Р. Державина ведет профессиональную подготовку специалистов по следующим направлениям: «Психология», «Психология служебной деятельности», «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование (профили - «Начальное образование», «Дошкольное образование»)», «Психолого-педагогическое образование (профили - «Социальная педагогика», «Психология образования»)», «Социальная работа».
Реализация практико-ориентированного обучения осуществляется по следующим направлениям: методическое обеспечение прак-тико-ориентированного обучения; учебная и производственная, научно-исследовательская практика студентов; включенность студентов в волонтерскую и проектную деятельность. Методическое обеспечение практико-ориен-тированного обучения предполагает отбор методов обучения, направленных на формирование практических умений и навыков, где большое внимание уделяется профессионально-ориентированным технологиям обучения: метод анализа ситуаций, ролевые, деловые игры, круглый стол, семинар с использованием кейс-метода, тренинги и др. [2, 3]. В ходе реализации этих методов имитируются профессиональные условия и социальные отношения между представителями той или иной категории населения с будущим специалистом.
Учебная и производственная практика является широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, и формирования практических умений и навыков. Практика предусмотрена в течение всего периода обучения в вузе. На первом курсе практика имеет вводно-ознако-мительный характер, ориентирующий студентов на все многообразие специализаций профессиональной деятельности психологов, социальных педагогов, педагогов начального образования, дефектологов, социальных работников. Завершающим этапом второго года обучения является прохождение практики, направленной на формирование и развитие умений и навыков социально-педагогической, социально-психологической, коррек-ционной работы с различными категориями детей и подростков в период летнего отдыха. На практике происходит овладение базовы-
ми и специальными технологиями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности. Начиная с 3 года обучения, в ходе практической подготовки студенты проводят эмпирическое исследование, разрабатывают социальные, психологические, педагогические проекты, которые связаны с содержанием курсовой и выпускной квалификационной работы. Тематика учебно- и научно-исследовательских студенческих работ определяется с учетом реальных потребностей учреждений, в которых проводится апробация результатов исследования.
В целях обеспечения эффективной практической подготовки студентов осуществляется постоянная связь кафедр Института социальных и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина с учреждениями г. Тамбова и Тамбовской области, что закрепляется договорами о сотрудничестве вуза и базового учреждения. Базовые учреждения определяются с учетом уровня организации социальной, педагогической и психологической деятельности и наличия в нем специалистов, соответствующих профилю подготовки. Специфика и разносторонность деятельности учреждений позволяет получить студентам навыки работы с различными категориями населения, а также с многообразием социальных, психологических и педагогических проблем:
- профилактика и преодоление деви-антного и делинквентного поведения, школьной дезадаптации, формирование навыков здорового образа жизни, социально-педагогическая и психологическая работа с дошкольниками, подростками, молодежью, с семьей, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и другими;
- предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам со-
циальной адаптации, абилитации и реабилитации;
- самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориен-тированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Преподавателями Института проводятся практические занятия в форме практикума на базе учебно-практических центров и лабораторий Института, требующие от студентов применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков [4]. Студенты отрабатывают навыки психологической коррекции нарушений коммуникативной сферы, преодоления кризиса, к примеру, подросткового возраста, коррекции неблагоприятных психических состояний (агрессии, тревожности и др.), повышение стрессо-устойчивости, разработки индивидуальной программы развития, проведения экспертиз по уголовным и гражданским делам, оказания социальной помощи людям пожилого возраста, инвалидам и др.
Начиная со 2-го курса студенты активно включаются в волонтерскую деятельность, проводят обучающие семинары для родителей и детей по различным темам, социально-психологические, педагогические тренинги для подростков «Мастерство общения», организуют работу творческих мастерских «Декупаж», «Квиллинг», «Оригами» для детей младшего школьного возраста с целью профилактики девиантного поведения, проводят тематические праздники, организуют игровые программы для детей дошкольного возраста и их родителей с целью гармонизации детско-родительских отношений.
Опыт, полученный в ходе практико-ориентированной подготовки, студенты оформляют в виде социальных, педагогических и психологических проектов. Студенты Института участвуют в создании социально значимых проектов, откликаясь на запросы региона и работодателей. В Институте сформирован банк лучших социальных проектов студентов. Это такие проекты, как «Проектирование программ по поддержанию социального здоровья пожилых людей», «Геронтологический университет 55+», «Проектирование программ социального консультирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация социального сопровождения опекунских семей»; проекты по профилактике социального сиротства: «Социально-правовое просвещение детей-сирот, находящихся под опекой», «Проектирование программ социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната», «Со-циально-педагогиче-ские возможности реабилитационной среды интернатного учреждения», «Пути преодоления социального сиротства», «Социально-педагогическая профилактика социальной дезадаптации подростков», «Социально-педагогическая профилактика безнадзорности несовершеннолетних»; «Особенности социально-педагогической работы с трудными подростками в условиях интернатного учреждения»; «Социально-педагогическая работа по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних»; «Социально-педагоги-ческая работа с детьми-сиротами младшего школьного возраста в образовательных учреждениях», социальный проект по профилактике правонарушений среди подростков «Предупрежден - защищен!» и т.д.
В рамках социальных проектов разработаны методические рекомендации, программы, технологии по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.
Проекты по профилактике социального сиротства были реализованы в ГБУЗ Тамбовская областная клиническая больница «Областной центр планирования семьи и репродукции», МБОУ «Основная общеобразовательная школа» г. Котовска, отдел по организации деятельности комиссии по де-
лам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Моршанска, МБОУ Мучкапская СОШ, ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», служба по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан администрации Бон-дарского района, ТОГБОУ для детей, нуждающихся в психо лого-педагогической, ме-дико-соци-альной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», ТОГУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ради будущего», ТОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Татановский детский дом», ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса» и др.
Одной из форм практико-ориентирован-ной подготовки выпускников является работа в качестве вожатых и воспитателей в детских оздоровительных лагерях Тамбовской, Московской областях, Краснодарском крае и в зарубежных странах (Латвия, Болгария).
Новые профессии требуют новых образовательных технологий, переформатирования образовательного пространства, современных принципов освоения профессии. В частности, с помощью практико-ориенти-рованной подготовки студенты имеют возможность формировать необходимые профессиональные компетенции, помогающие быть конкурентоспособными, адекватно отвечая на вызовы современности.
Литература
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.
2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Вариативная подготовка будущих научно-педагогических кадров: необходимость и про-блемность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10. С. 113-122.
3. Гущина Т.И. Современные образовательные технологии в подготовке бакалавров и магистров в институте социальных и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р. Держа-
вина // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2013. С. 171-177.
4. Гущина Т.И. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности специалиста в системе непрерывного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2004. № 1(5). С. 115-122.
References
1. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija. M., 2004.
2. Makarova L.N., Sharshov I.A., Koroleva A.V. Variativnaja podgotovka budushhih na-uchno-pedagogicheskih kadrov: neobhodimost' i prob-lemnost' // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 10. S. 113-122.
3. Gushhina T.I. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v podgotovke bakalavrov i magistrov v institute social'nyh i obrazovatel'nyh tehnologij TGU imeni G.R. Derzhavina // Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelja i studenta: tradicii, problemy, perspektivy. Tambov, 2013. S. 171-177.
4. Gushhina T.I. Razvitie refleksivno-ocenochnoj dejatel'nosti specialista v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Psihologo-pedagogicheskij zhur-nal Gaudeamus. 2004. № 1(5). S. 115-122.
REALIZATION OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATION AS A CONDITION OF EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS
T.I. Gushchina
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: [email protected]
Formation of key competences of tertiary students according to FSES of the third generation requires assimilation of new educational technologies and redesigning of educational environment, modern principles of trade learning. This article considers the problem of realization of practice-oriented education in psychological and pedagogical sciences in higher education. Realization of practice-oriented education is carried out in the following directions: methodological support of practice-oriented education; work experience, research experience of students; practicums based on educational and practical centers and laboratories of the Institute, project activities and volun-teerism.
Key words: practice-oriented education, profession-oriented technologies.