CОЦИAЛЬHО-ПEДAГОГИЧECKAЯ ПQДДEPЖKA HECОВEPШEHHОЛEТHИX, QKAЗAВШИXCЯ В ТРУДИОЙ ЖИЗтИИОЙ CИТУAЦИИ: АИАЛИЗ ТEQPEТИЧECKИX QCИQВ
О. А. ДОРОЖКИНА, С. В. ЛЕВЧУК
В данной статье представлен анализ концепций и подходов российских ученых к социально-педагогической поддержке несовершеннолетних. Обоснована собственная позиция автора, определяющая сущность, содержание, компоненты и основные характеристики социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально-педагогический подход, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, закономерности и принципы социально-педагогической поддержки, стратегии социально-педагогической поддержки.
Изменения, происходящие в политической, правовой и экономической сферах значительно обострили социальные проблемы, непосредственно затронув семью и детство.
Многие семьи не смогли адаптироваться в создавшихся условиях, вследствие чего снизился их воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-моральный климат. Очевидно отчуждение родителей от детей, ослабление детско-родительских связей. Возросло число случаев лишения родительских прав, количество детей, вынужденных по разным причинам уходить из семьи.
Кризисное состояние семей повлекло за собой резкое падение не только их нравственного благополучия, но и рост количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Такое положение детей и подростков привело к необходимости выдвижения в качестве приоритета мировой политики улучшения качества жизни (quality of life) несовершеннолетних, гарантии и реализацию их основных прав, отраженных в «Конвенции о правах ребенка», принятой Организацией Объединенных Наций: право на выживание, развитие, защиту и обеспечение, активное участие в жизни общества.
Положение детей в мире вызывает опасение и тревогу и у самих несовершеннолетних. Призыв к мировой общественности обусловлен потребностью во внимании к проблемам несовершеннолетних, так как отсутствие возможности удовле-
творения основных социальных потребностей детей приводит к деформации общества в целом.
Следовательно, любое государство, принимая законы о защите прав детей и подростков, гарантирует им особую заботу, создание необходимых политических, экономических, социальных и иных условий.
В нашей стране деятельность в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства, регламентируется следующими международными и российскими нормативными актами: Декларация о правах ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Конституция РФ (1993), Семейный кодекс РФ (1995), Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) и др.
Принятые нормативные акты являются достаточным основанием для решения проблем несовершеннолетних и изменения качества их жизни, но, несмотря на это, количество детей и подростков, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства, продолжает расти. Это свидетельствует о необходимости проведения глубокого научного анализа и поиска новых форм и методов помощи и поддержки детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ситуация осложняется и тем, что понятия «помощь» и «поддержка» в различных нормативных документах не предполагают единообразия.
Такое положение свидетельствует о существующем противоречии между объективной необходимостью общества и государства в поддержке и защите прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их недостаточной научной разработанностью.
В российских и зарубежных научных исследованиях, посвященных проблемам несовершеннолетних, предлагаются различные модели помощи и поддержки, направленные на улучшение качества жизни. В связи с этим целесообразно рассмотреть это понятие и его сущность.
Качество жизни как научная категория является предметом исследования социологии, политологии, экономики, психологии и педагогики. Так, И. В. Бестужев-Лада, Г. С. Батыгин в своей работе «О качестве жизни» дают его следующее определение «удовлетворение потребностей не только в самосохранении, но и в самоутверждении, самоуважении и уважении со стороны окружающих, саморазвитии, самовыражении, самореализации личности, но и духовных потребностей человека» [1], которое, на наш взгляд, в настоящее время приобретает особую ценность и является основой социально-педагогической идеи.
В контексте статьи, понятие «качество жизни» тесно связано с понятием «трудная жизненная ситуация», которое в социальной педагогике рассматривается Л. В. Мардахаевым, Л. Я. Оли-ференко, Г. В. Сабитовой, К. С. Шалгимбеко-вой и др.
Так, Л. В. Мардахаев пишет: «В отечественной и международной практике существует выражение - трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания» [2].
Мы согласны с такой позицией автора, и намерены лишь уточнить и детализировать ее в контексте исследуемой нами проблемы.
Изучение научных работ российских и зарубежных авторов привело нас к необходимости изучения сущности и содержания социальнопедагогической поддержки несовершеннолетних, имеющей некоторые разночтения.
В современной педагогической науке предложены следующие подходы к определению сущности и содержания социально-педагогической поддержки: пространственный (Т. Н. Поддубная); средовой (Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, Е. Н. Дроно-ва, Ю. С. Мануйлов, Н. А. Мясоедова, В. Д. Семенов, Г. Г. Шеек и др.); личностно-ориентированный (О. С. Газман, С. В. Куличкова); синергетический подход (В. И. Аршинов, О. Н. Астафьева, В. В. Василькова, В. В. Горшкова, В. Н. Корчагин, Н. М. Таланчук, Карстен Фюнфштюк и др.); стратегиальный подход (И. А. Зимняя); социально-педагогический подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, О. А. Дорожкина, С. И. Григорьев, Р. М. Куличенко, И. А. Липский, Л. В. Марда-хаев, А. В. Мудрик, Л. Е. Никитина, Л. Я. Олифе-ренко, В. С. Торохтий, Г. Н. Филонов и др.).
Российские ученые рассматривают социально-педагогическую поддержку детей и подростков как направление государственной политики и систему социально-педагогической деятельности (И. Н. Евграфова, Г. В. Сабитова и др.); особый вид социально-педагогической деятельности (Н. Б. Крылова, А. В. Иванов, Т. Н. Поддубная, К. С. Шалгимбекова, Е. А. Александрова, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, К. Валстром, О. С. Газ-ман, М. В. Гусаковский, П. Зваал, А. В. Иванов,
Н. В. Иванова, Н. Б. Крылова, Л. В. Мардахаев, Т. А. Мерцалова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, П. Понте, Р. Романо, В. С. Торох-тий, и др.); как процесс взаимодействия субъектов и объектов социально-педагогической деятельности (Т. Н. Поддубная, Л. Я. Олиференко, Т. В. Фролова, И. Д. Фрумин, С. М. Юсфин, И. С. Якиманская и др.).
Социально-педагогическая поддержка как направление государственной социальной политики (Г. В. Сабитова) отражает ее педагогическую составляющую, базирующуюся на интеграции воспитательных ресурсов институтов социума и нацеленную на учет и реализацию потребностей семьи как важнейшего института воспитания и социализации [4]. Автор обосновывает двойственную природу содержания социально-педагогической поддержки (педагогическую, так как она касается воспитания детей, и социальную, так как
включена в социальный контекст), что обусловливает интеграцию педагогических и социальных ресурсов, объединение воспитательного потенциала социальных институтов социума.
Социально-педагогическая поддержка предполагает «выявление причин трудной жизненной ситуации, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности» [3]. Автор считает, что социальнопедагогическая поддержка должна быть направлена на главное - социализацию личности, под которой понимает «овладение нормами и правилами жизни в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики, как: отношение к другому человеку как самоценности; способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность самому проектировать будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни» [3].
Сущность социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заключается в «проблеме построения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений и служб разного профиля, объединяющих различных специалистов: социальных педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, а также соответствующих органов управления, которые в совокупности решали бы проблему социальнопедагогической поддержки» [3, с. 45].
Понимая социально-педагогическую поддержку как форму социально-педагогической деятельности, В. С. Торохтий определяет ее результат как сумму двух составляющих:
1) текущего результата в виде создания условий для реализации ресурсов, возможностей социума в интересах личностного развития, т. е. подготовительной работы специалистов для включения личности во взаимоотношения с социумом, с его ресурсами и возможностями;
2) конечного результата, проявляющегося в виде изменений в самой личности, ее поведении, ее качественных параметрах, появлении у нее социальной активности в силу усвоения социального опыта и принятия его к руководству в своей жизнедеятельности.
По мнению автора, социально-педагогическая деятельность - это «многоплановая и многоуров-
невая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы» [6]
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлена на разрешение различных трудностей, имеющих социально-педагогическое содержание: проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиаций; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни; проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.).
В отношении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наиболее перспективным, наш взгляд, является социальнопедагогический подход. В связи с чем мы придерживаемся позиции Л. В. Мардахаева, который определяет социально-педагогическую поддержку как «деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности» [2, с. 209].
Российские исследователи (Л. В. Мардахаев, В. С. Торохтий, Л. Я. Олиференко) в социальнопедагогической поддержке выделяют такие компоненты, как: объект, субъект, цель, принципы, функции, методы и средства (технологии), ожидаемый результат.
Объектом выступает как сам несовершеннолетний, на разрешение трудной жизненной ситуации которого направлена социально-педагогическая поддержка, так и специалисты (учреждения), занимающиеся разрешением его трудной жизненной ситуации.
Субъектами выступают: сами несовершеннолетние как непосредственные участники процесса социально-педагогической поддержки и социальные институты (специалисты и учреждения), предоставляющие необходимые социально-педагогические ресурсы. В зависимости от характера проблем, ставших причиной трудной жизненной си-
туации, это могут быть: семья, учреждения основного и дополнительного образования, учреждения социальной защиты несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, учреждения культуры и спорта, органы внутренних дел и, конечно, сам несовершеннолетний, так как без его непосредственного участия (активности) разрешение проблемы невозможно.
Важной характеристикой социально-педагогической поддержки (Л. В. Мардахаев) является наличие определенного взаимодействия между субъектом и объектом, которое представляет собой особый вид отношений и реализуется через взаимодействие субъектов, что отражается на их личности и поведении.
По мнению автора, уровень отношений определяется уровнем субъектности (собственной активности) несовершеннолетнего. Исходя из того, что уровень субъектности может быть различным, позиция индивида в социально-педагогической поддержке также будет различна: при высоком уровне субъектности несовершеннолетний сам способен решить свои проблемы, а его социальнопедагогическая поддержка лишь желательна, но не обязательна. Сущность такой поддержки реализуется через стратегию «помощь». Высокий уровень субъектности может быть обусловлен: возрастом, состоянием физического и психического здоровья ребенка, степенью сложности ситуации и др.
При низком уровне субъектности несовершеннолетний не в состоянии справиться со своей трудной жизненной ситуацией или же пассивен в ее решении, в таком случае сущность социально-педагогической поддержки проявляется в реализации стратегии «защита».
Следовательно, отношения в процессе социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, можно охарактеризовать как субъект-объектные, субъект-субъектные и объект-объектные.
В процессе реализации социально-педагогической поддержки выделяют ряд закономерностей (Н. А. Соколова): внешнюю закономерность (зависимость от процесса демократизации общества, системы образования, восприятия ребенка обществом как субъекта собственного развития), раскрывающуюся через принципы демократизации, свободосообразности, гуманности, субъект-ности; закономерность обусловленности (обусловленность возрастом несовершеннолетнего, состоянием здоровья, степенью сложности жизненной ситуацией, целями субъектов взаимодействия, социального окружения, специалистов, среды жизнедеятельности и др.), реализующуюся
через принципы целенаправленности и сотрудничества; закономерность эффективности (зависимость от системы социально-педагогической поддержки, созданной в конкретной социальной среде), которая раскрывается через принципы вариативности, выбора, фасилитации, обратной связи, гибкости.
Социально-педагогическая поддержка реализуется в соответствии со следующими специфическими принципами (Г. В. Сабитова): принцип единства социального и педагогического (во-первых, социальное развитие каждого члена общества и соответственно педагогизацию его сознания (Т. В. Кружилина); во-вторых, обеспечение «социализацию социума», или педагогизацию социальной среды (Ю. С. Бродский, Т. Г. Зеленова) в интересах каждого человека; в-третьих, социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних предусматривает включение их в социум (восстановление социального статуса) или его сохранение (укрепление); принцип институционализации (определение особой значимости индивида для государства и общества; требования данного принципа предполагают своего рода «педагогизацию» социума, развитие инфраструктуры социально-педагогической поддержки ребенка в месте его жизнедеятельности); принцип территориально-пространственной локализации (ориентирован на преодоление межведомственной разобщенности различных институтов социума в разрешении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего и создание территориальных моделей служб социально-педагогической поддержки детей на основе системообразующих функций); принцип всесторонности (обусловленность многообразием и разнообразием проблемных ситуаций и соответствующих им социально-педагогических потребностей несовершеннолетних).
Анализ теоретических основ позволил нам определить собственную научную позицию и сформулировать следующие выводы:
1. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность индивида и ограничивающая его возможности в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии и самореализации.
2. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является формой социальнопедагогической деятельности и включает следующие компоненты: целевой, субъектный, содержательный, технологический, средовой и критериально-оценочный.
Целевой компонент направлен на постановку цели и задач для разрешения трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего, объективно нарушающей его право на выживание, развитие, защиту и обеспечение, активное участие в жизни общества на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума.
Субъектный компонент предполагает определение и использование потенциала субъектов социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, занимающихся в рамках своей компетентности проблемами детей и подростков (семья, учреждения основного и дополнительного образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, учреждения культуры и спорта, учреждения социальной защиты несовершеннолетних и др.) и активизация субъектности самого ребенка.
Содержательный компонент обеспечивает оптимальное и своевременное разрешение трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего и предполагает инвариантный и вариативный подходы. Инвариантный подход является базовым и реализуется в соответствии с международным и российским законодательством.
Вариативный подход предполагает широкое использование международного и российского опыта разрешения трудных жизненных ситуаций с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраста, состояния физического и психического здоровья, степени сложности ситуации), общероссийского менталитета (многонациональность, различное вероисповедание и др.), региональных особенностей, имеющихся ресурсов (потенциала социума), и др.
Технологический компонент включает как применение существующих моделей и технологий социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, так и разработку, внедрение новых форм, методов и средств разрешения трудных жизненных ситуаций, ориентированных на ребенка и его проблемы.
Средовой компонент определяется своевременным и оперативным выявлением, актуализацией и разрешением трудной жизненной ситуации и созданием благоприятной социальной среды, способствующей улучшению качества жизни несовершеннолетнего.
Критериально-оценочный компонент предполагает разработку и внедрение критериев и показателей, определяющих качество социальнопедагогической деятельности (конкретных действий и мер), направленных на разрешение трудной жизненной ситуации, включающих оценку промежуточного и конечного результата (степень
удовлетворения основных социальных потребностей несовершеннолетнего).
3. Цель социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - улучшение качества жизни несовершеннолетнего через активизацию его субъектной позиции и использование ресурсов и потенциальных возможностей социума.
4. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, может быть охарактеризована как:
- система, включающая целевой, субъектный, содержательный, технологический, средовой и критериально-оценочный компоненты;
- деятельность, направленная на разрешение трудных жизненных ситуаций несовершеннолетних, имеющих социально-педагогическое содержание: проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, зависимостей различной этимологии; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни; проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т. д.) [5]. Средствами социально-педагогической деятельности могут рассматриваться: взаимодействие объектов и субъектов, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения);
- процесс, включающий: организационноуправленческий, диагностико-проектировочный, духовно-нравственный, интерактивно-коммуникативный, рефлексивно-аналитический и нормативно-правовой элементы. Отношения в процессе социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации можно охарактеризовать как субъект-объектные, субъект-субъектные и объект-объектные.
5. Социально-педагогическая поддержка не-совершеннлетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуется через стратегию защиты или стратегию помощи, которые используются в зависимости от: возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего; степени трудности ситуации; имеющихся ресурсов; поставленной цели и др.
Анализ теоретических основ социальнопедагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дает основание для более глубокого исследования этой научной проблемы и требует дальнейшего осмысления.
Литература
1. Бестужев-Лада И. Г., Батыгин Г. С. О «качестве жизни». URL: http: //www.library.ru.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М., 2005. С. 175.
3. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. Изд. 2-е, стер. М., 2004. С. 45.
4. Сабитова Г. В. Развитие социально-педагогической поддержки семей с детьми в современных условиях. М., 2008.
5. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002. С. 209.
6. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. URL: www.psyedu.ru / 2010, № 5. С. 56-71.
* * *
SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE MINORS WHO ARE IN THE DIFFICULT LIFE SITUATION: ANALYSIS OF THEORETICAL BASES
O. A. Dorozhkina, S. V. Levchyuk
This article presents the concepts and approaches of Russian scientists to the social and pedagogical support for minors. The author's position is substantiated; it determines the nature, content, components and characteristics of the social and pedagogical support for minors in difficult situations.
Key words: social and pedagogical support for the minors in difficult situations, social and pedagogical approach, social and pedagogical activities, social and pedagogical process, laws and principles of social and pedagogical support, strategy of social and pedagogical support.