УДК 37.03
Л. С. Ерёмина, В. Н. Куровский СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Статья является результатом теоретического изучения процесса социализации подростков, его компонентов, задач, рассмотрены критерии определения уровня социализированности, приведены результаты констатирующего эксперимента по исследованию уровня социализированности подростков.
Ключевые слова: социализация, стадии социализации, задачи социализации, социализированность подростка.
Развитие человека в подростковом возрасте всегда привлекало к себе внимание педагогов, социологов и психологов. Сегодня особенно важным становится социализация подростка как личности, индивидуальности и субъекта, способного полноценно функционировать в реальных условиях жизни, преобразовывать их на основе созидательной деятельности, не причиняя ущерба ни себе, ни окружающим людям. Своеобразие социализации подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Подросток, включаясь в различные виды общественно-значимой деятельности, расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Основные новообразования в психике подростка возникают в общественно-полезной деятельности. Это связано с тем, что она в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребности в общении со сверстниками и в самоутверждении [1]. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения.
Понятие «социализация» имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Представление о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация», ко -торое было перенесено из биологии в обществозна-ние и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями ко-
торой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Эти два подхода определяют сложность и противоречивость процесса социализации. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности; трудовая, охватывающая период зрелости человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализа-
ции; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития [2]. В процессе социализации подросток примеривает на себя и выполняет различные социальные роли. Через них он имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.
В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественнокультурные, социально-культурные и социальнопсихологические [3]. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях. Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Анализ социально-педагогических исследований позволяет выделить три компонента социализации подростков: познавательный, ценностноориентационный и деятельностный. Познавательный компонент направлен на формирование у подростков целостной картины мира, предполагает приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений. Ценностно-ориентационный компонент заключается в соотнесении получаемой информации с собственным социальным опытом и формировании на этой основе собственного к ней отношения. Основные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что подросток усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и
оценивая ее социальную значимость.
В основе деятельностного компонента лежит активность личности согласно установленной системе ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности. Он предполагает включение подростка в деятельность, приобщение личности к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности. Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны. Целостность и эффективность системы социализации личности подростка достигается гармонизацией ее компонентов.
Результат социализации - социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут ее характеризовать на следующей стадии развития [4]. Социализированный человек - значит социально зрелый. Под термином «социальная зрелость» понимается степень развитости социальных качеств у человека в конкретном социокультурном контексте. Разные авторы выдвигают разные критерии социальной зрелости. Так, в социологическом словаре под редакцией А. И. Кравченко социальная зрелость отдельной личности определяется развитостью таких ее социально-нравственных качеств, как трудолюбие, общественная сознательность и активность, чувство долга, законопослушность, ответственность и др.
Другие авторы считают основными критериями социальной зрелости (социализированности) личности уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность) [5]. Таким образом, социально зрелым является человек, освоивший и принявший нормы морали и права данного общества, человек нравственно сформированный. Следовательно, успешная социализация предполагает, с одной стороны, способность быть конформным обществу (когда оно здорово), с другой - способность ему противостоять, если в нем появляются тенденции к отходу от моральных ценностей. Социализированность носит мобильный характер. А. В. Мудрик выделяет характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентацию не на конкретные требования, а
на понимание универсальных моральных человеческих ценностей [6].
Рассматривая процесс социализации личности подростка как многоуровневое образование, охарактеризуем уровни социализированности, дадим общую характеристику.
Первый уровень - низкий. Для этого уровня характерны: слабое владение знаниями межличностного взаимодействия; неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах; критичность по отношению к социальным явлениям; неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников; отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм. Например, Андрей Д. (12 лет) с трудом адаптируется к изменяющимся условиям, часто ссорится с товарищами, малоактивен в групповой работе, не доводит начатое им дело до конца, испытывает трудности при самостоятельном принятии решения.
Второй уровень - средний - характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия. Так, Света Б. (13 лет) достаточно активна в общении со сверстниками и педагогами, отстаивает свое мнение в споре, когда уверена в своей правоте, достаточно успешна в учебной деятельности, стремится всегда завершать начатое, однако в сложных ситуациях (общения, решения ситуационных задач) затрудняется с принятием самостоятельного решения, прибегает к помощи товарищей, педагогов.
Третий уровень - высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности. Так, у Виктории Ш. (13 лет) высокий уровень со-циализированности: она очень активна в общении со сверстниками и взрослыми, стремится к новым
знакомствам, избегает конфликтов, посещает студию танцев, курсы флористики, занятия по аэробике, что говорит о ее высокой социальной активности и мобильности.
Приведем результаты проведенного нами контрольного среза, который был направлен на установление уровня социализированности подростков экспериментальной группы (2ЗЗ подростка, обучающихся в учреждениях дополнительного образования г. Томска) и в интегрированном виде включал в себя следующие социальные качества: І) социальная адаптированность - высокий уровень у І5 % подростков, средний - у бІ %, низкий - у 24 %; 2) самостоятельность - высокий уровень у ЗЗ % обучающихся, средний - у 57 %, низкий - у І0 %; З) социальная активность - высокий уровень - у 42 %, средний - у 52 %, низкий - у б %; 4) нравственность - высокий уровень у 55 %, средний - у ЗЗ %, низкий - у І2 % учащихся. Соответственно, высокий уровень социализированно-сти был констатирован у З б. 2 %, средний - у 50.S %, низкий - у ІЗ % подростков, входящих в экспериментальную группу. Можно заключить, что среди подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, преобладают подростки со средним и высоким уровнями социа-лизированности.
Таким образом, представляется правомерным считать социализацию подростка процессом становления человека как общественного существа, включающим социальное познание, т. е. осознание человеком собственного «Я» и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, в том числе отдельных социальных институтах и их функциях, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, формирование на их основе системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности подростка во взаимодействии с окружающей средой. Процесс социализации подростков и ее результат имеют противоречивый характер, так как в идеале социализированный подросток должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.
— і68 —
Список литературы
1. Медникова А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 120-123.
2. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. М., 1998. 272 с.
3. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2002. 576 с.
4. Свободное время подростков: социализация или девиация. Учебно-методические материалы / под ред. Л. Г. Борисовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. 212 с.
5. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2000. 200 с.
Еремина Л. С., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Куровский В. Н., доктор педагогических наук, доцент, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.08.2011.
L. S. Eremina, V N. Kurovskiy THE RESULT OF PROCESS TEENAGERS’ SOCIALIZATION
The article is the results of theoretical study of the teenagers’ socialization process, its components and tasks of this process. The criteria for determining the level of socialization are shown. The results of the experiment to study the level of teenagers’ socialization are demonstrated.
Key words: socialization, stages of socialization, tasks of socialization, teenagers socialization.
Eremina L. S.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Kurovskiy V. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
— 1б9 —