Научная статья на тему 'Совместные акции и проекты как средство формирования опыта гражданских действий младших школьников в классе инклюзивного обучения'

Совместные акции и проекты как средство формирования опыта гражданских действий младших школьников в классе инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL / CIVIL EDUCATION / COGNITIVE / EMOTIONAL EVALUATION / BEHAVIORAL COMPONENTS OF CITIZENSHIP / EXPERIENCE OF CIVIL ACTION / CHILDREN-INVALIDS / CHILDREN WITH DISABILITIES / PARENTS / FAMILY / JOINT SOCIAL ACTION / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / ОПЫТ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЙСТВИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОДИТЕЛИ / СЕМЬЯ / СОВМЕСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Кириллова Ирина Олеговна

Воспитание у младших школьников гражданственности позволяет сформировать единые духовно-нравственные ценности, первичные ценностные ориентации и основы гражданского мировоззрения. Гражданское воспитание рассматривается как направление воспитательной деятельности, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения гражданской направленности проходит через совместный анализ, решение групповых социальных проблем, совместное социальное действие в рамках как разовых социальных акций, так и долгосрочных проектов. Замысел и способы реализации социальных акций и проектов возникают и обсуждаются в ученическом сообществе и реализуются при поддержке и сопровождении родителей, классного руководителя, общественных организаций. Подготовительная работа к включению в социальное проектирование проводится с учащимися средствами учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работы, с родителями через тематические родительские собрания, коллективные творческие дела. Результатом работы являются устойчивость гражданской позиции, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, постоянство социально одобряемых поведенческих моделей с выраженной гражданской позицией у младших школьников, позитивный опыт их гражданских действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Кириллова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIONS AND PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ EXPERIENCE OF CIVIL ACTIONS IN THE INCLUSIVE EDUCATION CLASS

Formation of primary schoolchildren’s citizenship allows to build common spiritual and moral values, primary value orientations and civil ideology. Civil education is considered as the direction of the educational activities associated with the formation of the social role of personality, its public face. Creation of the student’s experience of the social group and individual behavior of the civil nature goes through a joint analysis, solution of the group social problems, joint social action in the framework of non-recurrent separate social actions as well as long-term projects. Concept and methods of implementing social actions and projects arise and are discussed in the student community and implemented with the support and supervision of parents, class teacher, and public organizations. Preparatory work for inclusion in social planning is done with students by means of educational and extracurricular activities, educational work with parents – through thematic parent-teacher meetings, collective creative works. The results are stability of citizenship, including cognitive, emotional and behavioral components of the evaluation, the constancy of socially approved behavior patterns with a strong civil position of primary school children, the positive experience of their civil action.

Текст научной работы на тему «Совместные акции и проекты как средство формирования опыта гражданских действий младших школьников в классе инклюзивного обучения»

ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.1

В. Н. Куровский, И. О. Кириллова

СОВМЕСТНЫЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Воспитание у младших школьников гражданственности позволяет сформировать единые духовно-нравственные ценности, первичные ценностные ориентации и основы гражданского мировоззрения. Гражданское воспитание рассматривается как направление воспитательной деятельности, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения гражданской направленности проходит через совместный анализ, решение групповых социальных проблем, совместное социальное действие в рамках как разовых социальных акций, так и долгосрочных проектов. Замысел и способы реализации социальных акций и проектов возникают и обсуждаются в ученическом сообществе и реализуются при поддержке и сопровождении родителей, классного руководителя, общественных организаций. Подготовительная работа к включению в социальное проектирование проводится с учащимися средствами учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работы, с родителями через тематические родительские собрания, коллективные творческие дела. Результатом работы являются устойчивость гражданской позиции, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, постоянство социально одобряемых поведенческих моделей с выраженной гражданской позицией у младших школьников, позитивный опыт их гражданских действий.

Ключевые слова: начальная школа, гражданское воспитание, когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая составляющие гражданской позиции, опыт гражданского действия, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, семья, совместное социальное действие.

В формировании гражданственности школьников существует разрыв между теорией и практикой из-за смены ценностей и идеалов в обществе, отсутствия каких-либо норм и стандартов в области гражданского воспитания обучающихся. В современной школе трудности в осуществлении воспитательных функций образования представляют социально-экономические условия жизни семей обучающихся, трудности совместного обучения школьников возрастной нормы и детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проблемы полиэтнического и конфессионального характера, что, безусловно, влияет на процесс формирования гражданской позиции у школьников: они не могут устанавливать контакты с другими, проявляют вербальную активность, не адекватную ситуации, демонстрируют недовольство, агрессию [1]. Многие педагоги и психологи считают оптимальным для формирования гражданственности подростковый возраст, но исследования Л. В. Зем-ляченко, Л. Ч. Сарбулатовой, Е. В. Головневой подтверждают, что и у младших школьников возможно формировать основы гражданственности, воспитывая единые духовно-нравственные ценности,

первичные ценностные ориентации, основы гражданского мировоззрения [2-4]. Поэтому тема гражданского воспитания младших школьников является актуальной для современной школы.

Проблема гражданского воспитания школьников рассматривалась в трудах педагогов К. Д. Ушин-ского, В. А. Сухомлинского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачёва, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина, Н. И. Элиасберга и др., психологов И. В. Следзевского, Л. В. Кузнецовой, Н. Ю. Синя-гиной, Т. М. Толкачевой. Авторы отмечают, что «конечным результатом процесса должны быть не только знания о человеке и обществе, но и определенные умения и качества, необходимые гражданину демократического государства: толерантность, критичность, конструктивность, умение принимать во внимание разные точки зрения при участии в дискуссиях; умение пользоваться гражданскими правами и понимать суть законов, быть инициативными и нести ответственность за свои поступки» [2].

К. Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Ро-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 9 (174)

дине. П. П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически ре-ализовывать свои возможности в обществе. Опыт гражданского действия приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т. п. [5]. В образовании гражданское воспитание -это «направление воспитательной деятельности связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица» [6]. Содержание воспитательной работы определяется как «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, решения групповых и социальных проблем, совместного социального действия» [7].

Как средства гражданского воспитания и формирования опыта гражданского действия мы рассматриваем социальные акции и проекты, замысел и способы реализации которых возникают в ученическом сообществе и претворяются в жизнь при поддержке и сопровождении родителей, классного руководителя, общественных организаций. Эти формы мероприятий позволяют эффективно объединять гражданско-правовые знания, морально-нравственные ценности и ведущие мотивы поведения младших школьников с системно-дея-тельностным подходом в их гражданском воспитании.

В наблюдаемом общеобразовательном классе МБОУ «СОШ № 198» из тридцати обучающихся два ребенка с инвалидностью (7 %), трое детей с ограниченными возможностями здоровья (10 %), три ученика, нуждающихся в помощи специалистов для освоения основной образовательной программы (10 %). Таким образом, в классе 27 % детей, имеющих заключения БМСЭ и ПМПК, которые отличаются от своих здоровых сверстников и опознаются ими как «другие», «не такие, как все». Эта особенность комплектования класса позволила определить его как инклюзивный: класс в общеобразовательной школе, как «форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы» [8]. По данным психолого-педагогических исследований в области инклюзивного образования, оптимальным количеством детей с ограниченными возможностями здоровья, включаемым в общеоб-

разовательный класс, является один ребенок (4 % от общего числа учащихся). Большее число детей с ограниченными возможностями здоровья вызывает резко отрицательную реакцию школьного сообщества, не имеющего ограничений в обучении: как школьников, так и их родителей [9].

Поскольку реакция школьного сообщества на включение в общеобразовательный класс значительного числа школьников с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей для реализации инклюзивного обучения [9], то задача по достижению положительной реакции решалась через формирование опыта гражданских действий участников образовательного процесса. Проведя в 2013 г. психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование первоклассников по методике «Незаконченное предложение», диагностику уровня проявлений гражданской воспитанности у младших школьников, мы смогли обозначить существующие дефициты: недостаточные объединяющие начала (разрозненность групп обучающихся); недостаточную социализированность группы детей с особыми образовательными потребностями; взаимную нетерпимость и агрессивность групп школьников по отношению к «другим»; высокий уровень тревожности, неуверенности и незащищенности у детей с особыми образовательными потребностями.

Методами компенсации выявленных дефицитов стали специально организованные ситуации, позволяющие моделировать поведение учащихся, такие как социальные акции, коллективные творческие дела и социальные проекты. Спецификой младшего школьного возраста являются активное подражание значимым взрослым и интенсивное развитие эмоционально-волевой сферы, когда чувства становятся мотивом поведения и определяют поступки ребенка. Поэтому на этапе подготовки мероприятий мы проводили классные часы по темам: «Как важно быть здоровым», «Ты и я - одна семья», «Просьба о помощи (с элементами тренинга)», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «В единстве наша сила», «Мои интересы». Их содержание и формы организации способствовали формированию первичных ценностных ориентаций младших школьников: ценности жизни и здоровья, семьи, дружбы, индивидуальности и коллектива. В процессе учебной деятельности младшие школьники также читали произведения художественной литературы нравственно-правовой тематики, просматривали мультипликационные фильмы и видеосюжеты с последующим обсуждением поведения их героев, решали задачи, в условии которых описывалась помощь нуждающимся (пожилым людям, маленьким детям, сказочным героям и т. п.). Это способствовало формированию

когнитивной и эмоционально-оценочной составляющих активной гражданской позиции младших школьников, таких как: знание общественно-правовых норм, правил безопасного поведения, понимание сущности общечеловеческих ценностей, ценностное отношение к правам и свободам человека, своей и «другой» культуре, уважение чести и достоинства других, негативное отношение к проявлениям асоциальных и противоправных действий.

Включение родителей в социально ориентированную деятельность стало возможным благодаря тематическим родительским собраниям: «Как помочь „особому" ребенку? Чем „особый" ребенок помогает остальным? Формы взаимодействия»; «Здоровье детей в наших руках»; «Роль семьи в создании ситуации успеха школьника», «Значение общения в совместной деятельности и развитии личностных качеств детей», занятиям Школы ответственного родителя.

Совместные коллективные дела способствовали формированию поведенческой составляющей гражданского воспитания: моделированию поведения младших школьников и включению всех участников образовательного процесса в социальные акции, коллективные творческие дела, социальные проекты. Так, семьи учеников класса участвовали в закладке «Аллеи первоклассников», ярмарке «Осенние дары», выручку от которой передали для лечения ребенка-инвалида, в изготовлении поделок для благотворительной ярмарки общества родителей детей-инвалидов «Радуга», птичьих кормушек для игровых площадок реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате систематической подготовки и участия в мероприятиях, направленных на помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, у младших школьников, в том числе у «других» детей, формировались навыки сотрудничества, социально одобряемые формы поведения, были отмечены проявления эмпатии, взаимопомощи, шло становление ценностных ориента-ций младших школьников на базе общечеловеческих ценностей.

По инициативе школьников в совместной деятельности учеников, родителей, учителя в последующем второклассниками был разработан и реализован проект «Чудеса под Новый год». Младшие школьники проявили внимание и заботу к ребятам с тяжелыми нарушениями здоровья, с которыми познакомились при проведении акций. В микрорайоне школы оказалось шесть детей, для которых посещение новогоднего утренника затруднено или невозможно из-за состояния здоровья. В ходе реализации проекта были проведены

подготовительные мероприятия в формате коллективных творческих дел, такие как подготовка подарков (рисование открыток, изготовление бумажных, тканевых, валяных, вязаных, бисерных игрушек и подарочной упаковки), постановка спектакля (написание сценария, изготовление декораций, костюмов, разучивание ролей). Объединившись в группы по интересам, школьники в совместной работе готовили новогодний спектакль, делали своими руками подарки для гостей. Родители опросили семьи с детьми-инвалидами: отправили приглашения на спектакль для тех, кто согласился посетить его в школе, согласовали время поздравления на дому для тех, кто не может передвигаться. Спектакль организовывался как коллективное творческое дело, в нем были задействованы все ученики класса и большинство родителей. На новогодний классный спектакль пришли все семьи учащихся класса и две семьи с детьми-инвалидами из микрорайона школы, к остальным был организован выезд сказочных персонажей с поздравлениями.

Эти события вызвали живой эмоциональный отклик у учеников класса, сплотили их как внутри творческих групп, так и в коллективе класса в целом. Работа над проектом помогла преодолеть барьеры в общении групп школьников (здоровые дети, «другие»: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды), создать ситуации специально организованной коллективной деятельности, в которой поддерживалась установка на сотрудничество, присутствовал значимый взрослый как пример социально одобряемого поведения. Для следующего праздника семьям с детьми, имеющими тяжелые нарушения здоровья, предложено выбрать варианты возможного для них активного участия в мероприятиях. Это были небольшие роли в спектаклях, изготовление простейших игрушек для украшения елки, декораций и бутафории для спектакля, подготовка музыкального оформления вечера и т. п.

Фото- и видеозаписи участия в социальных акциях, работы над проектом и коллективными творческими делами оформляются в виде фотомонтажей и фильмов, один из которых был представлен на конкурс социальных роликов областного этапа XVII Международного фестиваля «Детство без границ-2015» и стал победителем в номинации «Добрые волшебники». Апробация результатов работы прошла на V Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России» 10 декабря 2015 г.

По итогам проведенной работы путем психолого-педагогического наблюдения, анкетирования

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)

учащихся по методике «Незаконченное предложение» и диагностики уровня проявлений гражданской воспитанности у младших школьников установлено, что разрозненность групп обучающихся внутри класса сократилась с 33 до 6 %; социализи-рованность группы детей с особыми образовательными потребностями возросла с 42 до 66 %; нетерпимость и агрессивность к «другим» снизилась с 12 до 3 % (2015 г.). Дети с особыми образовательными потребностями демонстрировали проявления достоинства, самоуважения, ответственности, защищенности и уверенности. Все младшие школьники, кроме того, демонстрировали принятие «другого» ребенка, не зависящее от характера нарушений здоровья и степени их выраженности, эмпатию в общении, готовность к сотрудничеству в учебной и внеучебной деятельности, оказанию помощи и поддержки [10]. Анкетирование педагогов и родителей показало, что они наблюдают у де-

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор, директор ИРО РАО ТГПУ

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]; [email protected]

Кириллова И. О., учитель, соискатель. МБОУ «СОШ № 198»

Ул. Победы, 12а, Северск, Томская обл., Россия, 636013. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061 Е-mail: [email protected]

тей желание быть включенным в проектную деятельность (88 %), устойчивость гражданской позиции (92 %), постоянство поведенческих моделей младших школьников (86 %), всеми участниками образовательного процесса отмечается необходимость продолжения работы, выбора новых эффективных форм и методов взаимодействия разных групп обучающихся.

Таким образом, реализация социальных проектов, ориентированных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, позволила решить задачи гражданского воспитания младших школьников: формирование ценностных ориента-ций, навыков позитивного отношения друг к другу в коллективной деятельности, сотрудничества со сверстниками, независимо от состояния их здоровья, воспитание чувства достоинства и уважения, ценности как индивидуальности, так и коллектива, ответственности и защищенности.

Материал поступил в редакцию 11.01.2016.

Список литературы

Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 168 с.

Земляченко Л. В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников // Начальная школа плюс: до и после. 2014. № 6 (95). С. 33-37.

Сарбулатова Л. Ч., Головнева Е. В. Гражданское воспитание младших школьников: материалы VII Междунар. студенческой электронной конф. URL://www.scienceforum.ru/2015/965/14516 (дата обращения: 06.01.2016).

Щербакова И. В., Куровский В. Н. Особенности диалогизации учебного процесса в формировании продуктивного опыта младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. С. 280-287. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Просвещение. 2002. 528 с.

Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга. 2000. 937 с.

Толкачева Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания. Оренбург: ГОУ ОГУ. 2003. 11 с.

Наумов А. А. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. URL: http://

psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44150_full.shtml (дата обращения: 08.01.2016).

Бадил В. А., Любимов М. Л. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования // Национальный психологический журнал. 2012. № 2 (8). С. 132-135.

Кириллова И. О. Социализация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. № 3 (9). С. 83-91.

V. N. Kurovskiy, I. O. Kirillova

JOINT ACTIONS AND PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS' EXPERIENCE OF CIVIL ACTIONS IN THE INCLUSIVE EDUCATION CLASS

Formation of primary schoolchildren's citizenship allows to build common spiritual and moral values, primary value orientations and civil ideology. Civil education is considered as the direction of the educational activities associated with the formation of the social role of personality, its public face. Creation of the student's experience of the social group and individual behavior of the civil nature goes through a joint analysis, solution of the group social problems, joint social action in the framework of non-recurrent separate social actions as well as long-term projects. Concept and methods of implementing social actions and projects arise and are discussed in the student community and implemented with the support and supervision of parents, class teacher, and public organizations. Preparatory work for inclusion in social planning is done with students by means of educational and extracurricular activities, educational work with parents - through thematic parent-teacher meetings, collective creative works. The results are stability of citizenship, including cognitive, emotional and behavioral components of the evaluation, the constancy of socially approved behavior patterns with a strong civil position of primary school children, the positive experience of their civil action.

Key words: primary school, civil education, cognitive, emotional evaluation, behavioral components of citizenship, experience of civil action, children-invalids, children with disabilities, parents, family, joint social action.

References

1. Pozdeeva S. I. Innovatsionnoye razvitiye sovremennoy nachal'noy shkoly: postroeniye otkrytogo sovmestnogo deystviya pedagoga i rebenka [Innovative development of modern elementary school: the development of open collaborative action of the teacher and the child]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 168 p. (in Russian).

2. Zemlyachenko L. V. Diagnostika grazhdansko-pravovoy vospitannosti mladshikh shkol'nikov [Diagnosis of civil-legal education of primary school students]. Nachal'naya shkola plyus: do i posle - Elementary School Plus: Before and After, 2014, no. 6, pp. 33-37 (in Russian).

3. Sarbulatova L. Ch., Golovneva E. V. Grazhdanskoye vospitaniye mladshikh shkol'nikov [Civil education of primary school students]. Materialy VII Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy konferentsii [Materials of the VII International student electronic conference]. URL://www. scienceforum.ru/2015/965/14516 [accessed 06.01.2016] (in Russian).

4. Shcherbakova I. V., Kurovskiy V. N. Osobennosti dialogizatsii uchebnogo protsessa v formirovanii produktivnogo opyta mladshikh shkol'nikov [Features of a dialogization of educational process in formation of productive experience of primary school students]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2007, no. 10, pp. 280-287 (in Russian).

5. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiyentsiklopedicheskiyslovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2002. 528 p. (in Russian).

6. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury (entsiklopedicheskiy slovar'pedagoga) [The basis of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher)]. Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000. 937 p. (in Russian).

7. Tolkacheva T. M. Grazhdanskoye vospitaniye v nachal'noy shkole [Civil education in elementary school]. Orenburg, GOU OGU Publ., 2003. 11 p. (in Russian).

8. Naumov A. A. Tekhnologicheskaya model' realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly [Technological model of realization of inclusive education in the conditions of comprehensive school]. URL:// http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44150_ full.shtml (accessed 08.01.2016) (in Russian).

9. Badil V. A., Lyubimov M. L. Inklyuzivnye klassy kak variant razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya [Inclusive classes as option of development of inclusive education]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2012, №2 (8), pp. 132-135 (in Russian).

10. Kirillova I. O. Sotsializatsiya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami uchebnoy deyatel'nosti v obshcheobrazovatel'noy shkole [Socialization of primary school students with disabilitys by means of educational activity at secondary school]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 3 (9), pp. 83-91 (in Russian).

Kurovskiy V. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected] [email protected]

Kirillova I.O.

MBOU "Secondary school no. 198".

Ul. Pobedy, 12A, Seversk, Tomsk region, Russia, 636013. Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.