ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
УДК 372.4
Н. Н. Плотникова
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Рассматривается вопрос о применении метода проектов на уроках английского языка в начальной школе. Выделены два типа проектов: учебный и образовательный. Доказано, что метод проектов - это метод, позволяющий организовать образовательную деятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, развивать личность каждого участника проекта. Особое внимание уделяется особенностям организации совместной образовательной деятельности учащихся в проектах, в частности организации группового взаимодействия.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная деятельность, совместная деятельность, учебный проект, образовательный проект.
Современная начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход [1]. Перед педагогом стоит задача организовать образовательную деятельность, которая бы способствовала развитию универсальных учебных действий, личности ученика. Образовательная деятельность - это в первую очередь совместная деятельность, в результате которой происходит максимальная активизация коммуникативной деятельности учащихся. Одной из наиболее эффективных форм совместной деятельности является работа в группах. Согласно новому ФГОС именно групповая работа является наиболее эффективной для достижения образовательных результатов, в частности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Организовать образовательную деятельность на уроках английского языка помогают современные образовательные технологии. В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование универсальных учебных действий. Одной из таких технологий является метод проектов. Данный метод возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи, основоположник метода, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [2, с. 58]. Последователем Дж. Дьюи был Уильям Херд Килпатрик, который считал, что проект - это любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику. Развитие этого
метода в школах России связано также с именем таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др. В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 1990-х гг., что было связано с внедрением образовательных технологий в процесс обучения.
Под проектом мы понимаем совместную образовательную деятельность педагога и обучающихся, направленную на решение конкретной практической задачи и получение продукта. Проекты, выполняемые младшими школьниками, можно разделить на две группы: учебные и образовательные [3].
Учебный проект направлен на решение предметных задач и устранение учебных затруднений. Одним из примеров учебного проекта является проект «В игры играю, лучше английский знаю». Изучая тему «Квартира», четвероклассники не могли запомнить лексику по данной теме. Они попросили педагога научить их запоминать английские слова. Совместно обсудили на уроке эту проблему и пришли к выводу, что в игровой ситуации слова запомнить легче. Было решено придумать и самостоятельно изготовить лексические игры, которые помогли бы запомнить слова быстрее и легче. Далее было принято решение о работе над проектом. На первом этапе работы над проектом учащиеся совместно обсудили тему и замысел проекта. Интересен тот факт, что в обсуждении приняли участие все дети, никто не остался в стороне, название проекта появилось сразу и не менялось на протяжении всей работы над ним. Также на данном этапе была поставлена цель и определены задачи нашей работы.
На втором этапе происходило планирование совместной работы. Было принято решение о поиске информации о том, какие игры бывают, познакомиться с играми Великобритании и России, придумать игры для более быстрого запоминания лексики по теме «Квартира». Для этого учащиеся разделились на группы по 4 человека. Деление на группы проходило по инициативе детей: ученики сами решили, кто с кем будет работать и в какой группе. В группах распределили задания; например, один человек искал информацию о популярных играх в Великобритании, другой - знакомился с играми для детей в России, два человека искали информацию о том, какие бывают игры в сети Интернет, а также беседовали со взрослыми (родителями, учителями) и узнали, в какие игры они играли в детстве. Младшие школьники активно поработали и представили всю информацию, которую собрали. После систематизации и анализа информации учащиеся приняли решение изготовить настольные игры, которые бы находились в кабинете в определенном месте, и ими можно было бы играть во время перемен. Были определены следующие формы игр: «Домино», «Лото», игры «Memory» и «Бинго».
На третьем этапе ученики приступили к изготовлению настольных игр. Ребята снова разделились на 4 группы, каждая группа выбрала себе игру и работала над ней, проекты игр учащиеся обсуждали вместе, все группы приняли участие в обсуждении каждой игры. На данном этапе было определено время для выполнения этой работы. Хочется отметить, что ученики самостоятельно привлекли к деятельности не только учителей технологии и изобразительного искусства (с ними они решали вопросы по оформлению игры, изготовлению фишек и карточек), но и своих родителей, которые оказывали помощь в оформлении материалов. Таким образом, была организована совместная деятельность не только учащихся друг с другом, но и учащихся и учителей, родителей. Когда игры были готовы, группы презентовали их в классе: рассказали об игре, о том как проходила работа, а также дали возможность поиграть в игры учащимся других групп.
На четвертом этапе - презентации результатов совместной деятельности, - во-первых, мы определились с формой презентации и решили, что это будет мастер-класс. Во-
вторых, мы обсудили время проведения, приготовили презентацию, которую мы организовали в рамках недели иностранного языка для обучающихся 3-4-х классов.
Таким образом, особенностью организации образовательной деятельности в проектах является то, что это деятельность совместная. В результате данной деятельности решаются предметные задачи и устраняются учебные затруднения. Появляется возможность для реализации и развития каждого ученика независимо от его языковой подготовки и способностей. Основной формой организации такой деятельности является работа в группах, что позволяет формировать языковую компетенцию. Деление на группы происходит по инициативе обучающихся, что влияет на развитие мотивации к изучению предмета. К совместной деятельности могут привлекаться не только ученики и учитель, но и родители, педагоги разных предметных областей. Основная задача педагога при организации образовательной деятельности в проекте - быть помощником, партнером и участником этой деятельности [4].
При работе над образовательным проектом образовательная инициатива выходит за рамки урока и программы и воплощается в творческом совместном продукте. Приведем пример образовательного проекта «Кто в тереме живет?». На одном из уроков, после того как ученики рассказали на английском языке о разных животных, учителем был сформулирован проблемный вопрос: «Могут ли в одном доме дружно жить разные животные?». После обсуждения дети пришли к выводу, что дикие и домашние животные не смогут жить вместе, хищники с травоядными животными тоже. Ученики предложили много идей о том, как подружить разных животных. Обсудив все идеи, ребята решили поставить спектакль о дружной жизни различных животных в одном доме. Работа над проектом длилась один месяц и проходила в несколько этапов.
На первом этапе ученики совместно обсудили тему и замысел проекта, определили задачи работы над проектом. На втором этапе - этапе планирования работы над проектом - определились, какие животные будут жить в одном доме. Для этого работали в группах по 4 человека. Группы были разделены таким образом, чтобы в каждой группе были ученики с разной языковой подготовкой. Работая в группе, учащиеся выбирали животных (по 3 разных животных), составляли о них рассказы на английском языке, рисовали и представляли своих животных. Далее писали сценарий спектакля в группах, которые формировались самими учениками по их желанию. Каждая группа придумывала свой сценарий. После обсуждения выбрали наиболее удачный. Показали сценарий руководителю театрального коллектива школы. Соревнования между группами не было, так как все работали над одним общим проектом. С самого начала работы ученики были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На последующих уроках формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с проектом. Во время работы над проектом ребята использовали различную информацию из курса окружающего мира. Они обменивались интересными фактами, которые узнавали о животных, друг с другом. Более того, ученики сами подбирали стихи и песни на английском языке для своих героев.
На третьем этапе работали над изготовлением декораций, масок, подбирали интерьер. Репетиции спектакля проходили после уроков. В нашем чудо-доме жили 14 животных (по количеству учеников в группе, каждому досталась роль).
На четвертом этапе - презентации проекта - было решено показать наш спектакль первоклассникам школы. На представления также были приглашены родители «артистов».
Итак, основной формой организации образовательной деятельности при работе над образовательным проектом также является работа в группах. При этом группы могут фор-
мироваться как по инициативе младших школьников, так и из учащихся с разной языковой подготовкой. В результате такой деятельности обучающиеся не только получают предметные знания, у них происходит личностное развитие, формируются универсальные учебные действия.
При использовании метода проектов меняется и роль педагога. Учитель берет на себя роль организатора совместной деятельности, консультанта и коллеги по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников, а также эксперта, который дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Поработать над проектами на уроках английского языка предлагают все УМК по английскому языку начиная со второго класса (с первого года обучения английскому языку). Приведем пример ряда тем (заданий) проектов. УМК «Английский с удовольствием» авторов М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой предлагает следующие темы для проектов: вечеринка в честь дня рождения, путешествие в чудо-лес, моя семья - мое богатство. УМК «Forward» (авторы - М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд) предлагают для проектов следующие темы: знакомство с Австралией, проект про динозавров, необычные животные, открываем мир. В УМК «Милли» авторов С. И. Азаровой, Э. Н. Дружининой и других младшим школьникам предлагается придумать необычных жителей необычной планеты и рассказать о них, придумать и изготовить музыкальный инструмент для оркестра, сделать собственный перевод стихотворения «Шалтай-Болтай».
Чтобы посмотреть насколько эффективно работает данный метод, в течение двух лет в 3-х классах МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района проводился мониторинг по следующим показателям: опыт оформления результатов и представления своих результатов, область предпочтений в проектной и исследовательской деятельности, степень полезности приобретенных навыков, мотивация к проектно-исследовательской деятельности. Мониторинг проводился по методике, разработанной Региональным центром развития образования (РЦРО), «Анкете определения уровня культуры проектно-исследовательской деятельности».
Результаты мониторинга «Анкета определения уровня культуры проектно-исследовательской деятельности» в 2012/13, 2013/14 учебных годах
Класс, группа 2012/13 2013/14
Высокий, % Средний, % Низкий, % Высокий, % Средний, % Низкий, %
3 «А», 1-я 25 41 34 32 50 18
3 «А», 2-я 22 46 32 24 50 26
3 «Б», 1-я 24 42 34 37 51 12
3 «Б», 2-я 24 38 38 34 51 15
3 «В» 12 32 56 18 41 41
Результаты мониторинга показывают, что количество обучающихся с высоким и средним уровнем культуры проектно-исследовательской деятельности выросло во всех классах. По наблюдениям педагогов, младшие школьники с большим интересом ждут окончания темы (согласно УМК по английскому языку, выполнение проектов предполагается в конце темы), чтобы начать работу над проектом. К концу третьего класса учащиеся пытаются как можно больше говорить на изучаемом языке во время работы над проектом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что метод проектов позволяет организовать образовательную деятельность как на уроке, так и во внеурочной
деятельности. В рамках данного метода учащиеся работают совместно друг с другом, с педагогами и родителями. Вся работа инициируется самими учениками, педагог - организатор, консультант и участник совместной деятельности. Результатами деятельности в рамках данного метода являются не только предметные знания и умения, но и личностные достижения: развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Данный метод работает и на метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог, развитие умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач [5].
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 32 с.
2. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пос. для студ-в пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. 431 с.
3. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 65-67.
4. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 65-69.
5. Плотникова Н. Н. Отношение младших школьников к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. № 2 (4). С. 95.
Плотникова Н. Н., учитель английского языка.
МБОУ «Зональненская средняя общеобразовательная школа» Томского района.
Ул. Зеленая, 40, п. Зональная станция, Томский район, Томская область, Россия, 634507. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.10.2014. N. N. Plotnikova
PROJECTS IN TEACHING OF ENGLISH IN PRIMARY SCHOOL: ACTIVITY ASPECT
The article deals with the question of application of the method of projects at English lessons in primary school. Projects help students not only to know English grammar, words and phrases but also help young learners to develop their skills. There are two types of projects in primary school: subject project and educational project. Subject project helps students to study English, to know more about English grammar, to learn more foreign words. Educational project helps young learners to create something interesting and unusual. Students work together not only during the lessons but after them too. The special attention is paid to the process of organization of educational activity in projects in primary school at English lessons.
Key words: Federal state educational standard, educational activity, subject project, educational project.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 32 p. (in Russian).
2. Dzhurinskiy A. N. Istoriya pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [History of pedagogy: student's book]. Moscow, VLADOS Publ., 1999. 431 p. (in Russian).
3. Kuznetsova T. V., Pozdeeva S. I. Proektnaya deyatelnost' v praktike uchitelya nachal'noy shkoly [Projects in the practice of primary school teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2006, no. 10 (61), pp. 65-67 (in Russian).
4. Pozdeeva S. I., Kuznetzova T. V. Pozitsiya pedagoga v organizatsii proektnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [The educational position in the project activity in elementary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 2 (92), pp. 65-69 (in Russian).
5. Plotnikova N. N. Otnoshenie mladshikh shkol'nikov k izucheniyu inostrannogo yazika v obshcheobrazovatelnoy shkole [Young learners' point of view about learning of foreign language in primary school]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 80-84 (in Russian).
MBEI "Zonalnenskaya secondary school".
Ul. Zelenaya, 40, Zonalnaya stantsiya, Tomsk district, Tomsk region, Russia, 634507.
E-mail: [email protected]