Научная статья на тему 'Формирование социальности младших школьников во внеурочной деятельности: опытно-экспериментальная работа'

Формирование социальности младших школьников во внеурочной деятельности: опытно-экспериментальная работа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE FORMATION OF SOCIALITY OF JUNIOR STUDENTS / CRITERIAL APPARATUS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается проблема формирования социальности младших школьников. Автор уделяет внимание внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации и имеет огромный социально-воспитательный потенциал для формирования социальности младших школьников. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Именно в младшем школьном возрасте необходимо формировать социальность через организацию совместной работы, распределение обязанностей, помощи окружающим, реализацию социально значимых проектов и т. д. В статье представлена организация опытно-экспериментальной работы по выявлению и анализу сформированности социальности младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной организации (школе) и предложено ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Sociality of Younger Schoolchildren in Extracurricular Activity: the Experimental Work

T. A. Kolesnikova Abstract. The article considers the problem of forming junior students’ sociality. The author of the article pays attention to extracurricular activities, which is an integral part of the educational process and has a huge social and educational potential for the formation of sociality of junior schoolchildren. Extracurricular activities are aimed at the development of educational outcomes: the acquisition of social experience by learners; formation of a positive attitude towards basic social values; acquisition by junior students of the experience of independent social actions. It is at the junior school age that sociality needs to be formed through organizing teamwork, sharing responsibilities, helping others, implementing socially significant projects, etc. In accordance with the foregoing, the article presents the organization of experimental work to identify and analyze the formation of sociality of junior students in after-hour activities in the educational organization (school) and its formation.

Текст научной работы на тему «Формирование социальности младших школьников во внеурочной деятельности: опытно-экспериментальная работа»

1УДК 373.31 ББК 74.20(4)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТНО-ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Т. А. Колесникова

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальности младших школьников. Автор уделяет внимание внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации и имеет огромный социально-воспитательный потенциал для формирования социальности младших школьников. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Именно в младшем школьном возрасте необходимо формировать социальность через организацию совместной работы, распределение обязанностей, помощи окружающим, реализацию социально значимых проектов и т. д. В статье представлена организация опытно-экспериментальной работы по выявлению и анализу сформированности социальности младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной организации (школе) и предложено ее формирование.

Ключевые слова: сформированность социальности младших школьников, критериальный аппарат, внеурочная деятельность.

FORMATION OF SOCIALITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY: THE EXPERIMENTAL WORK

T. A. Kolesnikova

Abstract. The article considers the problem of forming junior students' sociality. The author of the article pays attention to extracurricular activities, which is an integral part of the educational process and has a huge social and educational potential for the formation of sociality of junior schoolchildren. Extracurricular activities are aimed at the development of educational outcomes: the acquisition of social experience by learners; formation of a positive attitude towards basic social values; acquisition by junior students of the experience of independent social actions. It is at the junior school age that sociality needs to be formed through organizing teamwork, sharing responsibilities, helping others, implementing socially significant projects, etc. In accordance with the foregoing, the article presents the organization of experimental work to identify and analyze the formation of sociality of junior students in after-hour activities in the educational organization (school) and its formation.

Keywords: The formation of sociality of junior students, the criterial apparatus, extracurricular activities.

Стандарт личности, задаваемый условиями нового времени, актуализировал новые качества личности: знание и выполнение законов государства, соответствие социальным ролям общества, неравнодушие к общественным проблемам. В то же время актуальным становится проблема по формированию данных качеств личности помимо семьи в образовательной организации (школе). Реше-

нием со стороны государства, в частности министерством образования РФ, был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором воспитательному компоненту и развитию личности ребенка уделяется особое внимание, где неотъемлемой частью образовательного процесса является позиция внеурочной деятельности. По мнению ее разработчи-

ков (Д. В. Григорьева, И. М. Логвиновой, П. В. Степанова), она имеет огромный потенциал для формирования качеств личности ребенка, так необходимых ему для успешной социализации в обществе. Однако, несмотря на разнообразие представленных исследований, на теоретическую и практическую значимость, задача формирования социальности младших школьников как результата социального воспитания во внеурочной деятельности остается открытой в отношении теоретического осмысления и экспериментального исследования.

Основой опытно-экспериментальной работы стала выдвинутая нами гипотеза о том, что внеурочная деятельность способствует формированию социальности младшего школьника при условии, если будут разработаны критерии и показатели, которые в совокупности позволят выделить и охарактеризовать уровни формирования социальности младших школьников; выявлены и реализованы во внеурочной деятельности образовательной организации педагогические условия, направленные на формирование социальности младших школьников.

В основу исследования были положены следующие методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение и анализ нормативных, программных документов в области образования; изучение и обобщение передового и педагогического опыта по формированию социальности, теоретическое обобщение, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы, оценочные процедуры, количественная обработка, качественный анализ результатов исследования.

Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление уровня сформированности социальности младших школьников и ее формирование во внеурочной деятельности в образовательной организации (школе).

Базой опытно-экспериментального исследования были выбраны образовательные организации: МБОУ «Гимназия» (экспериментальная площадка) и МБОУ «СОШ № 2» города Лесо-сибирска. Общее количество обучающихся составило 56 человек. Выбор экспериментальной площадки обусловлен возможностью еженедельного взаимодействия с младшими школьниками и учителем. В контрольную группу вош-

ли младшие школьники МБОУ «СОШ № 2». Важно отметить, что данные образовательные организации находятся в приблизительно одинаковом социальном окружении, при этом обучающиеся обеих групп осваивают одну образовательную программу развивающегося обучения Л. В. Занкова. Это дает основание утверждать, что на диагностическом этапе будут получены эмпирические материалы в схожих условиях.

Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов.

Для реализации первого этапа опытно-исследовательской деятельности нами был проведен теоретический обзор и анализ по проблеме определения критериев, показателей и уровней сформированности социальности младших школьников. После проведенного анализа теоретических источников, а также практики организации внеурочной деятельности по данной проблеме нами были выделены критерии, показатели и уровни сформированности социальности младшего школьника. Необходимо отметить, что мы рассматриваем понятие «социальность» как результат социального воспитания. Под социальным воспитанием (в контексте взглядов А. В. Мудрика) в нашей работе понимается «процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором человек живет» [2]. Это дает нам возможность для организации процесса формирования социальности, определения ключевых критериев и показателей ее сформированности у младших школьников в условиях образовательной организации. В связи с этим, следуя концепции социального воспитания А. В. Мудрика и др., его главным результатом будет социальность - «способность человека взаимодействовать с социальным миром, его социальная активность. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию» [3, с. 23]. В процессе разработки критериальной основы нами были выделены следующие критерии: когнитивный (социально значимые знания); эмоционально-социальный (опыт социальных отношений); конативно-действенный (опыт

социального поведения). Более подробное описание критериев, показателей и уровней представлены в статье Т. А. Колесниковой [1].

Следующим шагом экспериментальной работы стало изучение и анализ уровня сформированное™ социальности у младших школьников. Учитывая специфику младшего школьного возраста, а именно обучающихся первого класса (недавних дошкольников), основываясь на разработанных критериях и показателях, был подобран следующий диагностический инструментарий: тест-опросник «Уровень самооценки» (авт. Г. Н. Казанцева); выявление уровня развития самооценки-методика «Лесенка»; методика межличностного взаимодействия Рене Жиля; шкала Бартеля - способность к самообслуживанию; методика «Оцени поступок» по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой, О. А. Карабано-

вой; методика «Ценностные ориентации» (авт. М. Рокич, модиф. О. А. Беньковой); тест-опросник «Твои права и обязанности» и «Наличие способности вести себя в соответствии с социальными нормами, правилами поведения в обществе».

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены в табл. 1, содержащей сравнительные результаты исследования.

Из представленных результатов можно выявить следующее: на данном этапе исследования в отношении знаний своих прав и обязанностей у первоклассников в обеих группах выявлен устойчиво-пассивный уровень. Судя по ответам респондентов, им не были разъяснены их права, частично донесены обязанности. Незначительные знания имеют по выполнению обязанностей в семье и обществе. Материалы исследова-

Таблица 1

Сравнительные результаты показателей сформированности социальности младших школьников на констатирующем этапе исследования (%)

Критерии Показатели Уровни формирования социальности

устойчиво-социальный устойчиво-ситуативный устойчиво-пассивный

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный критерий (социально значимые знания) - наличие знаний о своих правах и обязанностях как члена семьи, общества, организации (обучающегося) 10,7 7,2 39,3 28,5 50,0 64,3

- представление о том, к кому обратиться за помощью в разных жизненных ситуациях или для решения поставленной задачи 14,3 14,3 17,9 21,4 67,8 64,3

Эмоционально- социальный (опыт социальных отношений) - готовность к отношениям с окружающими: одноклассниками, взрослыми (учителями, родителям и другим взрослым) 35,7 32,1 32,1 42,9 32,1 25,0

- наличие способности с уважением относиться к идеалам, этносам, субкультурам, стилям жизни других людей 57,1 64,3 42,9 35,7

Конативно-действенный (опыт социального) поведения) - наличие способности вести себя в соответствии с социальными нормами и правил амии поведения в обществе 17,8 25,0 35,7 46,5 46,5 28,5

- стремление и способность к самообслуживанию 21,4 28,5 25,0 25,0 53,6 46,5

- способность отвечать за свои поступки 10,7 14,3 17,8 21,4 71,5 64,3

- способность самостоятельно принимать решение 7,2 10,7 17,8 25,0 75,0 64,3

- сформированность адекватной самооценки, социально значимых ориента-ций, наличие и характер Я-концепции 14,3 10,7 28,5 28,5 57,2 60,8

- способность к саморазвитию 46,5 35,7 35,7 39,3 17,8 25,0

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

ния достоверно указывают на то, что дети зачастую путают понятия права и обязанности, не говоря уже об их смысле. Это объясняется тем, что они не совсем понимают их значение. Из таблицы видно, что 39,3% детей экспериментальной группы (ЭГ) и 28,5% контрольной группы (КГ) имеют устойчиво-ситуативный уровень, что свидетельствует о том, что они знают свои обязанности, но не знают своих прав ни как обучающегося, ни как члена семьи и общества. В редком случае - наоборот. И лишь малая часть исследуемых детей - 10,7% ЭГ и 7,2% КГ - находится на устойчиво-социальном уровне.

Результаты анализа показателя готовности детей идти на контакт, взаимодействовать с окружающими говорят о том, что в экспериментальной и контрольной группах в равной степени сформирован устойчиво-социальный уровень. Это свидетельствует о том, что респонденты готовы к сотрудничеству и взаимодействию как с одноклассниками, так и со взрослыми. Это связано в первую очередь с тем, что основная симптоматика данного периода развития ребенка определяется его взаимоотношениями с внешним миром. Здесь необходимо отметить: данный опросник предназначен для проверки готовности ребенка к общению, а не для проверки его умения или навыка общения. Основываясь на результатах систематического наблюдения за обучающимися в исследуемых группах, мы можем констатировать следующее: у половины детей эти умения и навыки еще не достаточно сформированы.

Показатель наличия способности с уважением относиться к идеалам, этносам, субкультурам, стилям жизни других людей в обеих группах зафиксирован устойчиво-ситуативным и устойчиво-пассивным уровнями; отсутствует устойчиво-социальный уровень. По ответам обучающихся обеих групп можно судить о том, что им все равно, кто этот человек, как он выглядит, какую культуру исповедует, другими словами, здесь имеет место отношение неопределенности. В связи с этим мы полагаем, что у респондентов не имеется еще достаточно глубоких знаний и понимания представленного показателя. По показателю о наличии способности вести себя в соответствии с социальными нормами и правилами поведения в обществе исследуемые обеих групп находятся

практически на равных устойчиво-ситуативном и устойчиво-пассивном уровнях; у остальных проявляется устойчиво-социальный уровень.

В ходе исследования выяснилось, что дети младшего школьного возраста не всегда могут дать оценку своему поступку или поступку другого, то есть это вызывает у них некоторые затруднения. Их суждения о степени нравственности поступка, его оценка чаще являются результатом усвоенного от учителя или родителей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь собственный опыт. Это свидетельствует об отсутствии теоретических знаний о нормах и ценностях.

Результаты анализа позволяют утверждать, что и в контрольной, и экспериментальной группах дети не готовы принимать самостоятельное решение, в том числе и в вопросах выбора видов деятельности, материалов и т. д. Обучающиеся говорят о сомнениях или о том, что за них все решают родители или учитель. Таким образом, в результате исследования сформирован-ности социальности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах в отношении нормативного подхода установлено, что необходимо: повысить уровень осведомленности детей в вопросах прав и обязанностей, норм и правил поведения в обществе; учить обучающихся анализировать возможные ситуации и самостоятельно находить решение по возможности без участия взрослого.

Дети в экспериментальной и контрольной группах относительно других показателей находятся на устойчиво-ситуативном и устойчиво-пассивном уровнях. Показатели условно-социального уровня у исследуемых детей представлены незначительно или совсем отсутствуют. Однако необходимо отметить наличие сформи-рованности адекватной самооценки у детей обеих групп. Для получения наиболее точного результата данное исследование проводилось на основе нескольких методик: теста-опросника «Уровень самооценки» (авт. Г. Н. Казанцева); методика «Лесенка» (позволила выявить уровень развития самооценки). Также нами были использованы методы наблюдения и беседы. В результате было установлено следующее: как в экспериментальной (57,1%), так и контрольной группах (60,7%) имеются дети и с завышенной, и заниженной самооценкой. Однако при наблюдении и проведении беседы с детьми данного

уровня 10% от общего числа показали вполне адекватную самооценку. Мы затрудняемся определить, что повлияло на изменение параметров.

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, ее способность действовать, то есть ее социальную, интеллектуальную и творческую активность. Для определения показателей социально значимых ориентаций младшего школьника нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, модиф. О. А. Беньковой (табл. 2).

Обработка и интерпретация данных показали, что в структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного социального успеха и благополучия, поэтому на первое место дети ставят ценности общественного признания. Ценности индивидуальной самореализации и общечеловеческие ценности личного счастья в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость, а то и вообще никакой ценности не представляют. На второе по значимости место дети обеих групп ставят ценности социального взаимодействия.

Саморазвитие младших школьников является частью обучения и воспитания подрастающего поколения. Обучающиеся с помощью учителя должны переживать некоторые эмоциональные ощущения, которые подталкивают их к саморазвитию. Доказывая свое мнение, ученики этого возраста самовыражаются и саморазвиваются, при этом происходит познание окружающего мира. В связи с этим мы обратили внимание на показатель, связанный со способностью к саморазвитию (табл. 3).

Результаты данного показателя позволяют утверждать следующее: большинство младших школьников в исследуемых группах не имеют склонности к саморазвитию. Однако есть дети, которые еще не могут определиться со своими увлечениями, хотя на сегодняшний день образовательные организации (школа), а также дополнительное образование предлагают широкий спектр увлечений для развития умственных, творческих, физических и других способностей, которые ведут к саморазвитию ребенка. Результаты свидетельствуют и о том, что есть дети, которые ничем не интересуются, ни в чем не хотят участвовать, несмотря на советы и уговоры взрослых. Приведем примеры их ответов: «Мне ничего не интересно», «Я больше люблю играть в компьютер или планшет», «Мне ничего не предлагают», «Я не хочу». Из этого следует: рабо-

Таблица 2

Результаты определения ценностных ориентаций младших школьников на

констатирующем этапе

Группы ценностей Общий %

ЭГ КГ

Уверенность в себе и друзьях (ценности социального взаимодействия) 32,1 21,4

Свобода и творчество (ценности индивидуальной самореализации) 7,1 0

Любовь, здоровье, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь (общечеловеческие ценности личного счастья) 3,5 0

Общественное признание (ценности социальной успешности) 57,1 78,5

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

Таблица 3

Способность к саморазвитию младших школьников в экспериментальной и контрольной группах

Показатели Общий %

ЭГ КГ

Наличие любимого полезного увлечения, к которому привлекает товарищей 46,4 35,7

Увлекается, пока полезное дело вызывает интерес, часто меняет увлечения, участвует во внеурочной деятельности по побуждению со стороны учителя 35,7 39,2

Нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности не участвует 17,8 25,0

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа. 158 Наука и Школа № 6'2017

та в этом направлении обязательно должна проходить во взаимодействии с родителями, также необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален, и эта индивидуальность должна расти, ведь это и есть одна из важных составляющих саморазвития.

Резюмируя вышеизложенное, мы представляем общий итог сравнительных результатов по критериям определения уровня сформированности социальности у младших школьников в табл. 4.

Таким образом, опираясь на общие показатели сформированности социальности младших школьников, можно говорить о том, что наиболее ярко в обеих группах выражен устойчиво-пассивный уровень по всем трем критериям. Приведенные результаты свидетельствуют: у незначительного числа исследуемых детей выявлен устойчиво-социальный и устойчиво-ситуативный уровни. У большинства же обучающихся выявлен устойчиво-пассивный уровень. Это дает нам основания для дальнейшей исследовательской работы по формированию социальности у младших школьников.

Выше нами была выдвинута гипотеза о необходимости выявления педагогических условий, которые, на наш взгляд, способствуют формированию социальности младших школьников. Для ее подтверждения мы определили и внедрили в практику организации внеурочной деятельности образовательной организации, следующие педагогические условия:

• включение младших школьников в разнообразные виды деятельности, максимально соответствующие индивидуальным возможностям, способностям и запросам ребенка;

• установление партнерских отношений младших школьников со всеми субъектами об-

разовательного процесса (педагог - обучающийся - родители);

• включение младших школьников во взаимодействие с различными социальными институтами;

• создание ситуаций рефлексивной деятельности младшего школьника.

Внедрение в практику организации внеурочной деятельности педагогических условий происходило на протяжении двух лет. Данные, полученные в ходе исследования, показали, что образовательные организации, в частности та, где проводился эксперимент, выбирают все направления организации внеурочной деятельности, которые определены в Стандарте для расширения возможности выбора у детей. В качестве организации внеурочной деятельности в экспериментальной группе имели место модель группы продленного дня, образовательные предметы «Логика» и «Учимся создавать проекты». Все это организуется в учебное время, что идет в нарушение требований Стандарта. Также в школе организованы секции, кружки, студии. Основываясь на полученных данных, мы установили, что обучающиеся экспериментальной группы были вовлечены в такие виды деятельности, как проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность). Организация вышеперечисленных видов деятельности осуществлялась через различные формы: тематические вечера, интеллектуальные, деловые игры, акции, фестивали, квест, а также посредством применения технологий КТД, ТРИЗ и т. д., это является содержанием разработанной нами программы внеурочной деятельности.

В результате такой организации большинство детей - 20 респондентов (71,4%) при опро-

Таблица 4

Общие результаты сформированности социальности младших школьников на констатирующем этапе исследования, %

Критерии Уровни

устойчиво-социальный устойчиво-ситуативный устойчиво-пассивный

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный критерий (социально значимые знания) 12,4 10,6 28,5 25,0 58,9 64,3

Эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) 17,8 16,0 44,6 53,5 37,4 30,3

Конативно-действенный (опыт социального поведения) 19,6 20,8 26,7 32,1 53,5 48,1

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

се отметили, что та деятельность, которая направлена на развитие их творческих способностей через игровую деятельность, вызвала большую симпатию и готовность к такой деятельности. К тому же обучающиеся отметили, что такой вид деятельности, как проблемно-ценностное общение, вызвало у них затруднение. Мы полагаем, что эта ситуация обусловлена их возрастными особенностями, однако такой опыт, на наш взгляд, полезен для дальнейшей организации внеурочной деятельности по формированию социальности. Не осталось без внимания и социальное творчество. Как отметили 25 опрошенных детей (89,2%): «Оказывать помощь - это положительное качество личности, которое должно быть у каждого человека». По отзывам детей, особую симпатию вызвала организация КТД, так как оно было организовано совместно с родителями. Участие детей экспериментальной группы в фестивалях разного уровня, интеллектуальных и деловых играх способствовало их саморазвитию, самореализации.

Таким образом, внедрение в практику внеурочной деятельности младших школьников первого педагогического условия максимально соответствовало индивидуальным возможностям, способностям и запросам ребенка.

Содержание следующих педагогических условий: установление партнерских отношений младших школьников со всеми субъектами образовательного процесса (педагог - обучаю-

щейся - родители); включение младших школьников во взаимодействие с различными социальными институтами представлено в табл. 5.

Выбранные нами формы реализации педагогических условий формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности позволили организовать совместную деятельность учителя, родителей и обучающихся, создавая при этом непринужденную обстановку. При разработке представленных форм деятельности мы постарались учесть результаты диагностического исследования, а также индивидуальные и возрастные особенности младшего школьного возраста.

Важно взаимодействие педагог - родитель -обучающийся, поэтому было выявлено еще одно педагогическое условие, способствующее, на наш взгляд, формированию социальности младших школьников во внеурочной деятельности: вовлечение младших школьников во взаимодействие с различными социальными институтами. Мы заранее провели опрос и составили список тех социальных институтов, которые имеют огромный потенциал для реализации данного условия. Этими учреждениями г. Лесосибирска стали Центр дополнительного образования, художественная школа, школа искусств, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, городской Дом культуры, городские библиотеки.

Педагогические условия

Установление партнерских отношений младших школьников со всеми субъектами образовательного процесса (педагог — обучающейся — родители) Вовлечение младших школьников во взаимодействие с различными социальными институтами

Формы реализации

- Деловая игра «Мои права и обязанности»; - спортивные соревнования на природе «В здоровом теле, здоровый дух»; - КТД «Мир увлечений» (проектная деятельность); - занятия «Тропинка к своему Я»; - коллективное панно «Семейные ценности»; - творческая выставка «Культуры и этносы Красноярского края»; - интеллектуальная игра «Я и мои поступки»; - просмотр детских художественных фильмов; - фестиваль «Народные промыслы и ремесла Сибири» (мастер-классы); - триз «Робинзон Крузо», «Лимерики», «Пантомима»; - самопрезентация «Расскажи о себе», «Мое портфолио» - Экскурсии, мастер-классы по направлениям деятельности на базе центра дополнительного образования; - выступление на конференции «Я познаю мир» в рамках Регионального фестиваля «Первые шаги в науку»: научные викторины «Планета Знаний» в рамках Дней науки для детей, интеллектуальная игры «Что? Где? Когда?», квест «Путешествие по станциям» (ЛПИ - филиал СФУ); - олимпиады, творческие конкурсы, мастер-классы (городские школьные мероприятия); - просмотр спектакля в театре-студии «Поиск», шоу-концерт театра-студии «Чудеса» (культурные центры); - экскурсия в художественную школу, школу искусств

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация педагогических условий формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности

По отзывам детей, самым незабываемым для них событием стала подготовка к Региональному фестивалю «Первые шаги в науку», в рамках которого они участвовали в таких мероприятиях, как научно-практическая конференция «Я познаю мир», шоу научных чудес, конкурс рисунков «Мир науки глазами детей». Организатором этого мероприятия является Лесосибирский педагогический институт - филиал СФУ. Обучающиеся получили возможность попробовать свои силы в умственной и познавательной деятельности, получить опыт социального взаимодействия.

Реализация последнего условия - создание ситуаций рефлексивной деятельности младшего школьника - проходила в ходе внедрения всех других условий, после каждого организованного события. Это дало нам возможность, во-первых, внести коррективы в реализацию педагогических условий, в организацию самих событий; во-вторых, выяснить мнения всех участников данного исследования (родителей, педагогов, обучающихся); в-третьих, учить детей самостоятельно анализировать свою деятельность, сопоставлять свое мнение с мнением других, а также оценивать деятельность других (одноклассников, родителей, педагога). Данные формы работы показали необходимость взаимодействия в первую очередь с семьей, а также с разными социальными институтами. Такой подход позволяет осуществить социальное воспитания младших школьников.

С целью доказательства положительного влияния результатов внедрения педагогических условий на формирование социальности младших школьников во внеурочной деятельности нами была проведена контрольная диагностика. В ходе повторной диагностики был использован диагностический комплекс иссле-

довательских методик, указанных выше.

Анализ результатов показал наличие динамики роста уровня сформированности социальности младших школьников. В таких показателях, как готовность к отношениям с окружающими и наличие способности с уважением относиться к идеалам, этносам, субкультурам, стилям жизни других людей, мы видим отсутствие у наблюдаемых социально-пассивного уровня. Это стало возможным в результате перехода показателей в другие уровни - устойчиво-социальный и устойчиво-ситуативный. Значительно увеличился (на 25%) устойчиво-ситуативный уровень, за счет снижения результата (на 32,2%) устойчиво-пассивного уровня. Аналогичная ситуация сложилась в отношении второго критерия. В этом случае наблюдается существенное изменение устойчиво-пассивного уровня: снижение на 64%, а также увеличение на 7,2% показателей устойчиво-ситуативного уровня и прирост на 21,5% устойчиво-социального уровня.

Данные исследования в экспериментальной группе показали, что наблюдается динамика роста показателей и перехода испытуемых с устойчиво-пассивного в устойчиво-ситуативный и устойчиво-социальный уровни. Заметно повышение устойчиво-ситуативного уровня по данному показателю - 17,9%. Результаты других показателей в той или иной степени отражают динамику роста уровней сформированности социальности младших школьников. В результате можно отметить снижение показателей экспериментальной группы на устойчиво-пассивном уровне. Но он все еще остается у некоторых исследуемых, поэтому ожидать, что данный уровень будет отсутствовать, достаточно абсурдно. О положительной динамике свидетельствуют и общие сравнительные результаты ЭГ и КГ (табл. 6).

Таблица 6

Общие результаты сформированности социальности младших школьников на

контрольном этапе исследования, %

Критерии Уровни

устойчиво-социальный устойчиво-ситуативный устойчиво-пассивный

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивный критерий (социально значимые знания) 26,7 21,3 44,6 49,9 7,1 28,5

Эмоционально-социальный (опыт социальных отношений) 39,2 24,9 60,7 57,1 0 17,8

Конативно-действенный (опыт социального поведения) 33,5 26,7 37,4 34,4 30,0 38,0

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа. Наука и Школа № 6'2017 161

По средним показателям для первого и второго критериев сформированности социальности младших школьников наиболее ярко выражен для обеих групп устойчиво-ситуативный уровень, причем можно констатировать, что в экспериментальной группе полностью отсутствует устойчиво-пассивный уровень эмоционально-социального критерия; в отношении третьего критерия можно отметить: показатели находятся на равных, это говорит о приобретении младшими школьниками опыта социального взаимодействия, что соответствует результатам внеурочной деятельности (такой уровень, как устойчиво-социальный, может сформироваться только к концу 4-го класса).

Резюмируя общие результаты заключительного исследования по экспериментальной группе, можно отметить следующее: у младших школьников экспериментальной группы уровень устойчиво-социальный выше (33,3%) по сравнению с контрольной группой (25,3%), устойчиво-пассивный значительно ниже (19,6%) у той же экспериментальной группы, чем у контрольной (32%). А вот уровень устойчиво-ситуативный находится практически в пределах одних показателей в экспериментальной (43,5%) и в контрольной (42,1%) группах. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в ходе опытно-экспериментальной работы, полностью подтверждена. Результаты исследования свидетельствуют о наличии динамики уровней сформированности социальности младших школьников. Важно отметить, что одна из важных ролей в данном исследовании была отведена организации внеурочной деятельности. На сегодняшний день работа по организации внеурочной деятельности младших школьников и созданию педагогических условий продолжается и организуется в соотвествии с разработанной

программой внеурочной деятельности, способствующей формированию социальности

младших школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова Т. А. Критерии, показатели и уровни оценки социальной воспитанности младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 17-23.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 200 с.

3. Ромм Т. А. Концепция социального воспитания в современных условиях: нормативно-интерпретативный подход // Вестн. Российского гуманитар. науч. фонда. - 2012. - № 1 (66). - С. 155-162.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 20.03.2015).

REFERENCES

1. Kolesnikova T. A. Kriterii, pokazateli i urovni otsenki sotsialnoy vospitannosti mladshikh Shkolnikov. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2016, No. 2, pp.17-23.

2. Mudrik A. V. Sotsialnayapedagogika: uchebnik dlya studentovped. vuzov. Moscow: Izdat. tsen-tr "Akademiya", 2005. 200 p.

3. Romm T. A. Kontseptsiya sotsialnogo vospitaniya v sovremennyikh usloviyakh: normativno-inter-pretativnyy podhod. Vestn. Rossiyskogo gumani-tar. nauch. fonda. 2012, No. 1 (66), pp.155-162.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru (accessed: 20.03.2015).

Колесникова Татьяна Алексеевна, ассистент кафедры педагогики Лесосибирского педагогического института - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» e-mail: kolesnikovatanya.96@mail.ru

Kolesnikova Tatyana A., assistant, Pedagogy Department, Lesosibirsky Pedagogical Institute - branch of Siberian Federal University e-mail: kolesnikovatanya.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.