УДК 301(47)+301.085(47=571.52): 378
О СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (на примере студентов ТувГУ)
Комбу А.С.
КПИ Тувинского государственного университета, Кызыл
ABOUT THE SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS (on example of TuvSU students)
Kombu A.S.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl
В статье предпринята попытка анализа разных подходов и взглядов на сущность понятий социализация и социализированность; рассматриваются особенности социализации студентов вуза; концептуальные основы вузовской социализации; приведен комплекс педагогических условий социализации студентов вуза. А также дается описание результатов эмпирического исследования уровня социализированности студентов ТувГУ.
Ключевые слова: социализация, подходы к понятию социализация, аспекты социализации, социализированность, социализация студентов, социализированность студентов вуза, педагогические условия социализации.
This article attempts an analysis of different approaches to and views on the understanding of socialization, discusses the features of socialization of the students of the university, the conceptual bases of university socialization and provides the complex of pedagogical conditions for the socialization of university students. Also given is a description of the results from empirical research on the level of socialization of students at TuvSU.
Keywords: socialization, approaches to the concept of socialization, aspects of socialization, socialization of university students, pedagogical conditions of socialization.
Российское общество на протяжении последних 20 лет подвергается серьезным системным и структурным изменениям. Изменившееся общество выдвигает новые требования к формированию нового поколения. От выпускников высших учебных заведений требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность, коммуникативная компетентность, высокий уровень социальной зрелости и личностного самоопределения.
В этой связи центральное внимание должно уделяться повышению социальной функции в процессе профессиональной подготовки студентов вуза, обеспечивающей их готовность к умелому построению социальных отношений с людьми, пониманию смысла получаемого образования, определению перспектив личностного саморазвития.
Проблема социализации человека является одной из основных проблем педагогики. Социализация - самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение
готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному — «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1].
Традиционно социализация рассматривается в двух подходах. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход называют субъект-объектным (общество — субъект воздействия, а человек — его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский — Толкотт Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход определяется как субъект-субъектный. Основоположниками данного подхода считаются американцы Чарлз Кули и Джордж Герберт Мид.
Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Для данного исследования каждая из концепций по-своему заслуживает внимания: данные подходы предопределили понимание процесса социализации студентов в вузе как субъект-объектного влияния и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя со студентом в педагогическом процессе, как процесс развития и саморазвития студента из объекта деятельности в субъекта взаимодеятельности. Человек может быть активным и пассивным участником процесса социализации, так как влияние факторов различно [2].
В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес И.С. Кон. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
На рис. 1 в виде схемы представлен ряд подходов к изучению социализации по Кону:
Рисунок 1. Подходы к изучению социализации
1. Объективный, определяющий какой тип человека стремится сформировать конкретное общество.
2. Субъективный, определяющий как сам человек проявляет свою активность в процессе социализации, как и насколько она удовлетворяется и стимулируется обществом.
3. Экологический, характеризующий объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию.
4. Процессуальный, показывающий какими путями и способами осуществляется социализация.
5. Институциональный, выявляющий какие институты и группы осуществляют социализацию человека [1, с. 34-40].
Исследователи полагают, что процесс социализации индивида продолжается на протяжении всей его жизни и зависит от многих факторов.
Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации. Г.М. Андреева, определяя трудовую деятельность индивида как основную, выделила три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую [1].
В соответствии с возрастом индивида и ведущими агентами Л.И. Савва и другие социализацию разделяют на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; вторичная стадия охватывает период получения формального образования, главными агентами социализации являются образовательные учреждения; и третья стадия - это социализация взрослого человека, социализация в профессиональной деятельности, в данном случае в качестве главных агентов социализации следует обозначить трудовой коллектив и саму личность (самосоциализация) [3].
С точки зрения психологии и педагогики данные три стадии социализации правомерно рассматривать как переход индивида от социализации (первая стадия) к самосоциализации как осознаваемому, целенаправленному, самоуправляемому и конструируемому самой личностью процессу (вторая и, в
особенности, третья стадии) [3]. Согласно этому положению студенты как социальная группа находятся на стадии самосоциализации.
Исследователи также указывают на то, что усвоение ценностей и функционирование в обществе не являются конечной целью процесса социализации. Социализация, прежде всего, подразумевает становление и развитие индивидуальности человека и его самореализацию. Таким образом, суть социализации заключается в поиске и последующей реализации в социуме собственной индивидуальности посредством приобретения типичных для членов данного общества черт [3].
Развивая идею о процессе социализации как становлении индивидуальности, исследователи выявляют механизм, своеобразную движущую силу социализации, который заключается в стремлении человека, с одной стороны, войти в общество, стать его полноценным членом и, с другой стороны, стремлении человека к выделению из общества, признанию его уникальности, реализации собственной индивидуальности. С данной точки зрения социализация представляется как диалектическое единство двух противоположных потребностей человека - потребности в интеграции в общество и потребности в индивидуализации, обособлении от него [3].
В социализации Л.И. Савва и другие выделяют несколько аспектов, отражающих многомерность данного феномена и намечающих возможные подходы к его изучению:
1) личностный аспект, когда социализация рассматривается как один из ключевых факторов формирования и дальнейшего развития личности;
2) деятельностный аспект, когда социализация предстаёт как определённый вид деятельности, в частности данное положение относится к специально организуемому процессу социализации, который осуществляется в образовательных учреждениях и самосоциализации в противоположность неосознаваемой стихийной социализации;
3) культурологический аспект, когда социализация трактуется как освоение человеком культуры данного общества;
4) аксиологический (ценностный) аспект, когда социализация определяется как усвоение личностью ценностей, норм и смыслов, господствующих в данном обществе;
5) когнитивный (познавательный) аспект, характеризующий процесс социализации как познание личностью общества и себя как члена данного общества;
6) информационный аспект, когда социализация интерпретируется как процесс усвоения личностью социальной информации, при этом в современном информационном обществе, чем выше социальный статус индивида, тем выше уровень его доступа к информации; необходимо указать, что данный аспект связан с когнитивным;
7) интерактивный аспект, когда анализируются способы и формы взаимодействия личности и общества;
Тувинский государственный университет
8) аттитюдный аспект, изучающий отношения, складывающиеся между личностью и социумом в ходе их взаимодействия [3].
А.В. Мудрик считает, что «социализация человека происходит в результате его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов». Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подростков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере противоречат друг
другу [4].
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом -его социализированность.
Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализированности в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.
В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. В русле субъект-субъектного подхода социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям.
Разные точки зрения на содержание понятия «социализированность» выявила А.С. Волович [5]. Прежде всего, отмечается, что социализированностей как результатов процесса социализации может быть множество в связи с тем, что субъектом социальных требований могут выступать отдельные группы или социальные институты. Также А.С. Волович отмечает позицию исследователей, согласно которой само понятие «социализированность» должно быть применяемо только к конкретным условиям, в которых развивается индивид.
Уровни социализированности индивида выделил и охарактеризовал Ж.Т. Тощенко. Классификация социализированности, данная автором, производится по признаку усвоения объема знания и культуры данной социальной группы (полная, неполная и частичная социализированность), а также их актуальности и протяженности по времени. Объем усвоенных и используемых знаний и культуры позволяет индивиду с разной долей успешности решать задачи, поставленные обществом [5].
А.И. Кириллова в диссертационном исследовании [5] выделяет пять трактовок процесса социализации и соответствующего результата -социализированности индивида:
• социализация как приобретение человеком социальной природы;
• социализация как адаптация индивида к обществу;
• социализация как инкультурация;
• социализация как передача и усвоение норм и ценностей;
• социализация как освоение социальных ролей.
А.И. Ковалева определяет понятие «социализированности» как «социальную норму» - «результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие» [5]. Социальная норма представляется как оценка социализированности индивида, связанная с потребностями данного общества, и готовность его к освоению новых социальных ролей.
О.Н. Матвеева характеризует социализированность как позитивный результат социализации и определяет ее как совокупность индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих наибольшую успешность в значимой для данного индивида деятельности, положительное самоощущение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом. Она понимает социализированность не только как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, но и как наличие личностных и социально-психологических предпосылок к переходу в новые ситуации социального развития для выполнения задач следующего этапа социализации [6].
О.Н. Матвеева выделила в качестве ведущих компонентов социализации когнитивно-рефлексивный, коммуникативный, практический, ценностно-смысловой и определила показатели социализированности [6].
Однако, приобретая те или иные социальные познания, ценностные ориентации и навыки, становясь социализированным в конкретном обществе, индивид может утратить способность адаптироваться с достаточной степенью успешности к новому обществу в новых условиях. Изучая вопросы взаимозависимости социализации и адаптации личности в социуме, М.В. Ромм считает, что «большей социализированности соответствует меньший уровень адаптированности и наоборот» [5]. Определяя проблему соотношения понятий «социализация» и «социальная адаптация», М.В. Ромм приходит к выводу о подготовительном характере адаптации индивида к вхождению в новое общество с его новыми требованиями. В упомянутом исследовании А.С. Волович выделяет две формы социализации («мягкую» и «жёсткую») индивида в данных конкретных условиях, его способность нормально функционировать в данном обществе, и адаптацию, на которую влияет социальная ригидность (затрудненность для успешной социализации в силу жесткости установок, полярности оценок индивида). Высокая степень социальной ригидности препятствует дальнейшей социализации индивида.
Иными словами, социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Проблемы вузовской социализации носят комплексный и междисциплинарный характер. Процесс социализации студентов, особенно первокурсников, достаточно сложен. Учеба на первом курсе — это новое окружение; новые, более сложные предметы; непривычный стиль обучения; повышенные требования по сравнению со школой.
Тувинский государственный университет
Специалисты называют следующие факторы, осложняющие адаптацию и социализацию студентов в вузе [7]. Первый фактор связан распространением платного образования, когда родители многих выпускников школ решают, что их ребенок должен обязательно «получить диплом о высшем образовании» (независимо от способностей). Причем подразумевается именно диплом, а не высшее образование как таковое. Сам абитуриент при этом не высказывает какой-то особой заинтересованности где и чему учиться. Второй фактор - не лучшая по качеству подготовка в школе. Это не позволяет учащемуся адекватно воспринимать информацию, получаемую в вузе. Третий фактор - отсутствие умения учиться. Это свойственно школьникам и студентам, в семьях которых либо родители не имеют специального профессионального образования, либо мало читают и не имеют других интеллектуальных увлечений. Указанные факторы препятствуют социализации. Учащиеся вуза под действием этих факторов, как правило, плохо справляются с ролью студента.
Социализация студентов должна быть направляема профессорско-преподавательским составом вуза. Это, безусловно, является сложной задачей.
Е.В. Красноярова считает, что сущность социализации студентов в вузе заключается в создании условий для освоения студентом различных социальных ролей (в частности профессионала, семьянина, общественника) в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации [2]. Данный исследователь определяет социализированность личности как интегративную характеристику личности, включающую совокупность приобретенных знаний, умений, установок и профессиональных и личностных качеств, достаточных для полноценного выполнения ведущих социальных ролей.
В диссертационном исследовании Е.В. Красноярова в качестве концептуальных основ вузовской социализации выделила следующее:
• суть социализации (создание условий для процесса освоения студентом различных социальных ролей),
• ее цель (социализированная личность, освоившая социальные роли профессионала, семьянина, общественника),
• примерное содержание социализации студентов в вузе (объем и характер знаний, умений, качеств и свойств личности, достаточных для полноценного выполнения ведущих социальных ролей),
• ведущую идею (уровень социализированности студентов определяется их активностью),
• теоретический подход (личностно-деятельностный),
• особенности организации процесса социализации в вузе (антииерархическая модель управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов в аспекте изучения вариативной части содержания образования и не регламентируемой учебным планом деятельности студентов),
• критерии социализированное™ студентов (ценностное отношение к природе, обществу, к самому себе).
Социализация студентов в вузе определяется комплексом следующих педагогических условий:
• детерминация цели, задач, принципов, лежащих в основе деятельности вуза; социализирующее начало, выражающееся в функциональной значимости и практической направленности: создание условий для освоения студентом не только социальной роли профессионала, но и семьянина, общественника;
• организация учебно-познавательной деятельности студентов на социализирующей основе, заключающейся в освоении студентами различного (в том числе, нерегламентированного учебным планом) социального опыта;
• обогащение содержания вариативной части образовательного стандарта, составляющей базисный компонент социализации студентов в вузе, спецкурсами практической направленности;
• вовлечение студентов в активную практическую деятельность, не регламентируемую учебным планом и являющуюся сущностным ядром процесса социализации студентов в вузе [2].
Данный комплекс педагогических условий обеспечивает положительную динамику развития социализированности студентов.
В рамках данной темы было проведено исследование, направленное на выявление уровня социализированности студентов ТувГУ с использованием методики М.И. Рожкова.
В исследовании приняло участие 76 студентов ТувГУ, из них 61 обучаются в Кызылском педагогическом институте, 15 - на филологическом факультете.
Методика М.И. Рожкова выявляет не только уровень социальной адаптированности, но и уровень социальной активности, социальной автономности и приверженности гуманистическим убеждениям, нравственности.
Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1 и на рисунке
2.
Таблица 1
Показатели уровня социализированности студентов
Компоненты высокий уровень средний уровень низкий уровень
Социальная адаптированность 29 (38,1%) 43 (56,6%) 4 (5,3%)
Социальная автономность 17 (22,4%) 45 (59,2%) 14 (18,4%)
Социальная активность 39 (51,3%) 27 (35,5%) 10 (13,2%)
Нравственность 41 (53,9%) 30 (39,5%) 5 (6,6%)
Диаграмма 1
Показатели компонентов социализированности студентов
По данным проведенной методики, из 79 обследуемых студентов ТувГУ выявлены респонденты, демонстрирующие низкий уровень социальной адаптированности (5,3%), автономности (18,4%), социальной активности (13,2%) и нравственности (6,6%). Это выражается в низкой самоорганизации, пассивном отношении к общественным процессам, в конформности или неимении собственных взглядов и суждений. Хотелось бы отметить, что более половины респондентов имеют высокий уровень социальной активности и нравственных убеждений. Однако всего лишь у 22,4% респондентов выявлена способность в умении отстаивать свои взгляды и суждения.
Преобладающее значение среднего уровня социальной адаптированности (56,6%) и социальной автономности (59,2%) у респондентов, возможно, связано с тем, что студенты являются объектами социализации в рамках высшего учебного заведения, и с тем, что они еще полностью не перешли на стадию самосоциализации.
Безусловно, вузовская социализация весьма значима. Очевидна необходимость разработки технологий социализации студентов. Успешность социализации студентов проявляется в адаптации к обучению в вузе, в участии во внеучебных (воспитательных) и научно-исследовательных мероприятиях, в интеграции в профессиональное сообщество.
В целом социализирующим результатом высшего профессионального образования выступает устойчивая система социально-ценностных отношений студента к окружающему миру, к осваиваемой профессии, к самому себе.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
2. Красноярова Е.В. Педагогические условия социализации студентов в вузе / Е.В. Красноярова. Дисс. канд .пед. наук: защищена. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogikapedagogicheskie-uslovija-sociaHzacii-studentov-v-vuze.html (дата обращения 01.11.2013 г.
3. Савва Л.И. Социализация студентов в профессиональном образовании / А.Л. Солдатченко, Е.Б. Плотникова, Е.И. Рабина, Л.С. Рязанова. Изд-во «Академия естествознания», 2012 год. URL: http://www.rae.ru/monographs/167 (дата обращения от 25.10.2013 г.)
4. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема / А.В. Мудрик // Социальная педагогика. 2005. №4. С. 47-57.
5. Зимин А.В. Социализированность индивида как один из основных показателей деятельности общеобразовательных учреждений. URL:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/163/socializirovannost individa kak odin iz osnovn yh pokazatelej deyatelnosti obweobrazovatelnyh uchrezhdenij/ (дата обращения от 25.10 2013 г.)
6. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2010 № 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 29.10.2013).
7. Социализация в вузе и этничность. URL: http: // www.almavest.ru/ru/favorite/2011/10/12/250/
Bibliograficheskij spisok
1. Andreeva G.M. Sotsialnaya psikhologiya / G.M. Andreeva. M.: Aspekt Press, 2004. 365 s.
2. Krasnoyarova E.V. Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii studentov v vuze / E.V. Krasnoyarova. Diss. kand .ped. nauk: zaschischena. Url: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-socializacii-studentov-v-vuze.html (data obrascheniya 01.11.2013 g.
3. Savva L.I. Sotsializatsiya studentov v professionalnom obrazovanii / A.L. Soldatchenko, E.B. Plotnikova, E.I. Rabina, L.S. Ryazanova. Izd-vo "Akademiya estestvoznaniya", 2012 god. url: http://www.rae.ru/monographs/167 (data obrascheniya ot 25.10.2013 g.)
4. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka kak problema / A.V. Mudrik // Sotsialnaya pedagogika. 2005. №4. S. 47-57.
5. Zimin A.V. Sotsializirovannost individa kak odin iz osnovnykh pokazatelej deyatelnosti obscheobrazovatelnykh uchrezhdenij. URL:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/163/socializirovannost_individa_kak_odin_iz_osnovn yh_pokazatelej_deyatelnosti_obweobrazovatelnyh_uchrezhdenij/ (data obrascheniya ot 25.10 2013 g.)
6. Matveeva O.N. O sotsializatsii mladshikh shkolnikov v sovremennykh usloviyakh // Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo 2010 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah(data obrascheniya: 29.10.2013).
7. Sotsializatsiya v vuze i etnichnost. URL: http: // www.almavest.ru/ru/favorite/2011/10/12/250/
Комбу Айлан Сергеевна - старший преподаватель кафедры педагогики КПИ Тувинского государственногоуниверситета, E-mail: [email protected]
Kombu Aylan - senior lecturer in the department of pedagogy of KPI TuvSU, Email: [email protected]