А. С. Шарудилова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ф. П. Хакунова
В статье обсуждаются проблемы социализации личности подростков в условиях лично-стно ориентированной системы образования. Обосновывается необходимость создания в современной системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.
The article reviews the problems of teenagers’ socialization under the circumstance of person-oriented teaching system. The author describes the necessity to create the conditions which could contribute to the teenagers’ socialization in the modern education system
Постоянно происходящие изменения в стране в области политики, экономики, социального обслуживания населения, в сфере образования и т. д. приводят к тому, что все больше и больше людей не в состоянии самостоятельно
адаптироваться, приспособиться к этим изменениям. В результате чего благоприятное протекание процесса социализации нарушается и личность деградирует, то есть ресоциализируется.
Под социализацией в данном случае
мы понимаем «процесс вхождения индивида в ту сферу человеческого бытия, в которой происходит его физиологическое, психологическое, нравственное, этическое и эстетическое становление, формируется мировоззрение полноправного члена того общества, которому он принадлежит».
Особенно уязвимыми становятся подростки, поскольку на данном возрастном этапе развития, при переходе из мира детства в мир взрослых, появляется огромное количество проблем, которые очень серьезно переживаются и волнуют подростков, - это психофизиологические изменения, которые влекут за собой появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, появляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников1.
Именно на подростковый возраст выпадает сложнейшая задача - закрепиться в обществе, стать частью его, занять достойное положение в нем, а это по силам далеко не каждому молодому человеку. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Появление ряда специфических новообразований (развитие самосознания, проявление чувства взрослости, группирование со сверстниками, конформизм, стремление самоутвердиться и т. д.) ставит этот возраст в ранг «трудных» в образовательном процессе.
Основное место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, которая представляет для нас особый интерес, ибо в современных условиях под-
росток всегда школьник. Однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. Появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующее развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям.
Однако не все подростки оказываются в состоянии самостоятельно справиться с учебной нагрузкой, в результате чего желание учиться у молодого человека пропадает. Многие в силу определенных обстоятельств бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации.
Как показали результаты проводимого нами исследования (с 2003 по 2005 г.), направленного на выявление наиболее часто встречаемых трудностей среди 104 учащихся СОШ № 9 ст. Упорной, Лабин-ского района и СОШ № 3 г. Майкопа, одними из самых типичных являются проблемы и переживания, связанные именно с учебной деятельностью (86,2% опрошенных).
В связи с этим возникла потребность рассматривать специфику педагогической позиции учителя как организатора процесса социализации с позиций личностно ориентированного подхода.
Личностно ориентированный подход исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности , таким образом, данный подход строится на гуманистической направленности образования. Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности подростка, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение его блага как критерия оценки взаимоотношений в обществе2.
Деятельность сегодняшней школы нельзя ориентировать только на соци-
альный заказ, отвечающий потребностям и требованиям современного состояния общества, она должна быть нацелена не только и не столько на бытие общества и его подсистем, сколько на человека. Учителю важно видеть ученика как развивающуюся личность. А это предполагает понимание человеческой сущности и закономерностей ее реализации во всей сложности общественных отношений3.
Рассматривая процесс социализации подростка в образовании, необходимо учитывать следующие характеристики: это прежде всего процесс усвоения подростком знаний, умений и навыков, правил поведения и ценностей; усвоение же предполагает наличие организованных (контролируемых, управляемых) и неорганизованных (неконтролируемых, неуправляемых) воздействий на личность; это процесс включения подростка в социальные связи и отношения, в результате чего подросток должен превратиться в личность.
Личностная направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которой выступают не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика. Личность подростка должна стать центром всего образовательного процесса.
Личностно ориентированный подход признает подростка главной действующей фигурой процесса социализации. Самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с со-
держанием образования. Если в традиционном подходе социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания, то личностно ориентированный подход исходит из признания уникальности субъектного опыта самого подростка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности.
Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Чтобы она осуществлялась без значительных потерь для личности подростка, личностно ориентированный подход должен заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Чтобы обрести себя, подростку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им4.
Таким образом, процесс социализации подростка должен включать в себя поддержку и развитие природных свойств ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации личности.
Индивидуальная помощь подростку в процессе социализации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:
• наличие у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи подростку;
• определенный уровень психологопедагогической подготовки педагога;
• стиль взаимоотношений, при котором такая помощь становится возможной;
• использование личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в воспитании.
В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляет-
ся использование теоретических и практических знаний, накопленных в области педагогики, для оптимизации личностного развития подростков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ФелъдштейнД. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства.- М.: 1997. С. 45.
2 Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 1 / Д. А. Белухин. М.: «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. С. 9.
3 Хузиахметов А. Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб. пособие / А. Н. Хузиахметов. Казань: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 1998. С. 6.
4 Кодатенко О. М. Педагогическая поддержка социализации личности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 2003. С. 95.