Научная статья на тему 'Личностно ориентированная система образования как необходимое условие социализации подростков'

Личностно ориентированная система образования как необходимое условие социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА / УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарудилова А. С.

В статье обсуяедаются проблемы социализации личности подростков в условиях личностно ориентированной системы образования. Обосновывается необходимость создания в современной системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the problems of teenagers' socialization under the circumstance of person-oriented teaching system. The author describes the necessity to create the conditions which could contribute to the teenagers' socialization in the modern education system

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированная система образования как необходимое условие социализации подростков»

А. С. Шарудилова

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ф. П. Хакунова

В статье обсуждаются проблемы социализации личности подростков в условиях лично-стно ориентированной системы образования. Обосновывается необходимость создания в современной системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.

The article reviews the problems of teenagers’ socialization under the circumstance of person-oriented teaching system. The author describes the necessity to create the conditions which could contribute to the teenagers’ socialization in the modern education system

Постоянно происходящие изменения в стране в области политики, экономики, социального обслуживания населения, в сфере образования и т. д. приводят к тому, что все больше и больше людей не в состоянии самостоятельно

адаптироваться, приспособиться к этим изменениям. В результате чего благоприятное протекание процесса социализации нарушается и личность деградирует, то есть ресоциализируется.

Под социализацией в данном случае

мы понимаем «процесс вхождения индивида в ту сферу человеческого бытия, в которой происходит его физиологическое, психологическое, нравственное, этическое и эстетическое становление, формируется мировоззрение полноправного члена того общества, которому он принадлежит».

Особенно уязвимыми становятся подростки, поскольку на данном возрастном этапе развития, при переходе из мира детства в мир взрослых, появляется огромное количество проблем, которые очень серьезно переживаются и волнуют подростков, - это психофизиологические изменения, которые влекут за собой появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, появляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников1.

Именно на подростковый возраст выпадает сложнейшая задача - закрепиться в обществе, стать частью его, занять достойное положение в нем, а это по силам далеко не каждому молодому человеку. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Появление ряда специфических новообразований (развитие самосознания, проявление чувства взрослости, группирование со сверстниками, конформизм, стремление самоутвердиться и т. д.) ставит этот возраст в ранг «трудных» в образовательном процессе.

Основное место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, которая представляет для нас особый интерес, ибо в современных условиях под-

росток всегда школьник. Однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. Появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующее развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям.

Однако не все подростки оказываются в состоянии самостоятельно справиться с учебной нагрузкой, в результате чего желание учиться у молодого человека пропадает. Многие в силу определенных обстоятельств бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации.

Как показали результаты проводимого нами исследования (с 2003 по 2005 г.), направленного на выявление наиболее часто встречаемых трудностей среди 104 учащихся СОШ № 9 ст. Упорной, Лабин-ского района и СОШ № 3 г. Майкопа, одними из самых типичных являются проблемы и переживания, связанные именно с учебной деятельностью (86,2% опрошенных).

В связи с этим возникла потребность рассматривать специфику педагогической позиции учителя как организатора процесса социализации с позиций личностно ориентированного подхода.

Личностно ориентированный подход исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности , таким образом, данный подход строится на гуманистической направленности образования. Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности подростка, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение его блага как критерия оценки взаимоотношений в обществе2.

Деятельность сегодняшней школы нельзя ориентировать только на соци-

альный заказ, отвечающий потребностям и требованиям современного состояния общества, она должна быть нацелена не только и не столько на бытие общества и его подсистем, сколько на человека. Учителю важно видеть ученика как развивающуюся личность. А это предполагает понимание человеческой сущности и закономерностей ее реализации во всей сложности общественных отношений3.

Рассматривая процесс социализации подростка в образовании, необходимо учитывать следующие характеристики: это прежде всего процесс усвоения подростком знаний, умений и навыков, правил поведения и ценностей; усвоение же предполагает наличие организованных (контролируемых, управляемых) и неорганизованных (неконтролируемых, неуправляемых) воздействий на личность; это процесс включения подростка в социальные связи и отношения, в результате чего подросток должен превратиться в личность.

Личностная направленность образовательного процесса определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которой выступают не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика. Личность подростка должна стать центром всего образовательного процесса.

Личностно ориентированный подход признает подростка главной действующей фигурой процесса социализации. Самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с со-

держанием образования. Если в традиционном подходе социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания, то личностно ориентированный подход исходит из признания уникальности субъектного опыта самого подростка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности.

Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Чтобы она осуществлялась без значительных потерь для личности подростка, личностно ориентированный подход должен заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Чтобы обрести себя, подростку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им4.

Таким образом, процесс социализации подростка должен включать в себя поддержку и развитие природных свойств ребенка, особенно его здоровья и индивидуальных особенностей, оказание помощи в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации личности.

Индивидуальная помощь подростку в процессе социализации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:

• наличие у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи подростку;

• определенный уровень психологопедагогической подготовки педагога;

• стиль взаимоотношений, при котором такая помощь становится возможной;

• использование личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в воспитании.

В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляет-

ся использование теоретических и практических знаний, накопленных в области педагогики, для оптимизации личностного развития подростков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ФелъдштейнД. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства.- М.: 1997. С. 45.

2 Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 1 / Д. А. Белухин. М.: «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. С. 9.

3 Хузиахметов А. Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб. пособие / А. Н. Хузиахметов. Казань: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 1998. С. 6.

4 Кодатенко О. М. Педагогическая поддержка социализации личности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 2003. С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.