Научная статья на тему 'Педагогические условия социализации обучающихся в рамках начального общего музыкального образования (система «Семья – школа»)'

Педагогические условия социализации обучающихся в рамках начального общего музыкального образования (система «Семья – школа») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGIC CONDITIONS / SOCIALIZATION OF PUPILS / FAMILY / SCHOOL / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редреева Татьяна Николаевна

Рассматриваются педагогические условия социализации обучающихся в рамках начального общего музыкального образования в системе «семьяшкола». Особое внимание уделено взаимозависимости компонентов, формирующих оценочное представление о мировоззренческой системе на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства, способствующего будущей успешной социализации младшего школьника в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the pedagogic conditions of socialization of students of primary music education in the system “familyschool”. Special attention is paid to interdependence of components that form valuation notion of world-view system on the basis of the transforming potential of music art favouring future successful socialization of a primary school pupil in the modern society.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социализации обучающихся в рамках начального общего музыкального образования (система «Семья – школа»)»

ющие компоненты: цели (достижение определенного уровня сформированности отношения к труду как нравственной ценности), средства (разноуровневые личностно значимые педагогические ситуации), прогнозируемые результаты (компоненты).

Литература

1. Богданов О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассника. М. : Просвещение, 1988.

2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М. : Педагогика, 1984.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. : Смысл, 1999.

4. Мацефук Е.А. Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2009. № 1. С. 85-88.

5. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М. : Изд-во МГУ, 1994.

6. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград : Перемена,

2001.

7. Самоходкина Т.В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2007. № 4(22). С. 84-86.

8. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 11-16.

9. Томенко О.И. Структурно-функциональная модель отношения к труду как нравственной ценности // Изв. Юж. фед. ун-та. Пед. науки. 2012. № 7. С. 98-106.

Procedural characteristics of formation of senior pupils’ attitude to labour as a moral value

There are sorted out the stages of constructing the model of formation senior pupils ’ attitude to labour as a moral value in the context of integral and axi-ological approaches. There is substantiated the psychological basis of modeling the process, as well as found out the system of formation means of the personal phenomenon.

Key words: labour, moral value, personally significant pedagogical situations, ethic and sense tasks.

Т.Н. РЕДРЕЕВА (Уфа)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СИСТЕМА «СЕМЬЯ - ШКОЛА»)

Рассматриваются педагогические условия социализации обучающихся в рамках начального общего музыкального образования в системе «семья -школа». Особое внимание уделено взаимозависимости компонентов, формирующих оценочное представление о мировоззренческой системе на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства, способствующего будущей успешной социализации младшего школьника в современном обществе.

Ключевые слова: педагогические условия, социализация обучающихся, семья, школа, музыкальное образование.

Для нравственного становления каждого индивида особое значение приобретает процесс его социализации в детском возрасте. В этом смысле значима роль двух институтов -семьи и школы, которые выступают гарантом сформированности компетенций личностного самосовершенствования на всех последующих жизненных циклах человека. При этом социализация является особо значимым феноменом в нашем обществе ввиду нестабильности его ценностной системы, негативно сказывающейся на процессе приобретения жизненного опыта детьми.

Сущностный смысл социализации обусловливает междисциплинарный характер самого процесса, а соответственно, и связанные с ним проблемы и отдельные аспекты, которые изучают философы, этнологи, социологи, психологи, педагоги, представители других наук: К.А. Абульханова-Славская, Л.Л. Бочкарев, Т.А. Василькова, А.Н. Ганичева, Л.В. Загвязинский, Л.В. Мар-дахаев, А.В. Мудрик и др. Каждый из них давал собственные трактовки понятия «социализация». Так, Л.В. Мардахаев в «Словаре по социальной педагогике» определяет социализацию как процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данно-

© Редреева Т.Н., 2013

му обществу, социальной общности, группе, воспроизводство им социальных связей и социального опыта [3]. Ключевым, на наш взгляд, становится вывод о том, что социализация является и процессом, и результатом.

В исследовании А.В. Мудрика отмечается, что социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре. Так, через обучение и воспитание человек усваивает нормы социальных отношений, приобретая способность оптимального выстраивания коммуникативных моделей общения в реальной жизни [4].

Мы понимаем термин «социализация» как развитие и саморазвитие ребенка в процессе усвоения и воспроизводства им музыкального искусства, осуществленного через взаимодействие семьи и школы. Исходя из этого, мы определили педагогические условия успешного прохождения социализации обучающихся, учитывающих воспитательные возможности музыкального искусства в функционировании системы «семья - школа». Отметим, что они были выстроены в следующий алгоритм:

- формирование высокого уровня профессиональной компетентности учителя музыки, способствующей становлению социально значимых качеств личности младшего школьника на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства в выстраивании системы взаимодействия семьи и школы;

- организация педагогического просвещения родителей, обеспечивающего конструктивный диалог семьи и школы, который обусловливает социальную состоятельность личности в процессе познания музыкального искусства;

- обеспечение научно-методического сопровождения процесса взаимодействия семьи и школы, определяющего успешность социализации младших школьников средствами музыкального искусства в условиях современного образовательного учреждения;

- определение критериально-уровневых характеристик и разработка диагностического инструментария для оценки социализирован-ности младших школьников средствами музыкального искусства через выстраивание системы взаимодействия семьи и школы.

Для определения эффективности педагогических условий социализации обучающихся начального общего музыкального образова-

ния в системе «семья-школа» в 2006-2011 гг. на базе образовательного учреждения №69 г. Уфы Республики Башкортостан была организована опытно-экспериментальная работа. В эксперимент были вовлечены учащиеся (109), их родители (107) и учителя музыки Орджони-кидзенского района г. Уфы (34).

Важно подчеркнуть, что ускорение темпов развития государства и общества, расширение возможностей социального выбора, внедрение современных информационных технологий ставят перед отечественной наукой и практикой задачу существенных изменений в системе образования и предъявляют новые требования к личности преподавателя (учителя) как творческой индивидуальности с оригинальным, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, опирающейся на новые технологии обучения и применяющей их в практической деятельности, т. е. обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности [2, с.213].

Профессор А.А. Крылов отмечает, что мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психологопедагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения [5].

Следует отметить, что уровень социали-зированности младших школьников во многом зависит от профессиональной компетентности педагога, его творческой индивидуальности. С этой целью мы провели опрос и анкетирование учителей музыки Орджони-кидзенского района г. Уфы. Результаты анкетирования показали, что реципиенты имеют достаточно высокий уровень компетентности по данной проблеме, 76% считают, что определенный набор знаний, умений, навыков и способность их применить в практической деятельности, в любых жизненных ситуациях, конечно, является решающим фактором успешности процесса социализации младших школьников; 18% придерживаются мнения о том, что повысить уровень социализации обучающихся можно и без музыкального образования; 6% считают, что воспитание музыкальным искусством в наши дни малоэффективно, не задумывались над данной проблемой.

Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии, независимо от формы проведения (урочной или внеурочной) - вызвать у ребят интерес к музы-

ке через различные виды музыкальной деятельности, тем самым формируя богатый «спектр» чувственной сферы. Заметим, что при решении такой задачи успешнее решаются и другие: развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкального вкуса, обеспечение необходимыми умениями и навыками, которые учащиеся смогут потом применить в самостоятельной деятельности, в том числе и в семье.

Особый интерес у школьников вызвали уроки-путешествия, уроки-спектакли, уроки-экскурсии в музеи, работа фольклорных кружков, музыкальных гостиных, фольклорные экспедиции, посещение оперных и балетных спектаклей, авторские вечера по творчеству композиторов и музыкантов-исполнителей, певцов и танцоров и т.д. Большое внимание мы уделили также подготовке и проведению совместных праздников и творческих мероприятий («Бабушкин сундучок», «Мамина колыбельная», «Кто хочет стать музыкантом», «Семейное дефиле», «Папа, мама, я - музыкальная семья» и др.), т.к. они оказывают большое эмоциональное воздействие, обогащая внутренний мир детей и родителей.

Общение педагога с членами семьи воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличием обратной связи между педагогами и родителями по вопросам образовательной стратегии, включающей в себя значительный потенциал воздействия музыкального искусства на ребенка.

С целью изучения потребностей родителей в знаниях мы использовали «почтовые ящики», иначе говоря, информационные корзины, куда родители помещали листочки с вопросами. как показывает практика, родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем», когда проводятся «Вечер вопросов и ответов», круглые столы с участием специалистов в области детской психологии, педагогики и др.

Таким образом, для успешного взаимодействия родителей и учителей музыки необходимо давать на родительских собраниях представления о методике обучения детей музыке, формировать умения и навыки в области музыкального искусства. В качестве наглядного примера приведем такие используемые нами формы общения педагога с родителями по проблемам музыкально-

го обучения и воспитания, как индивидуальные консультации и собеседования, ролевые игры, дискуссии, выступления на заседаниях родительского лектория, круглого стола, конференциях, презентациях и т.д. В некоторых случаях можно использовать такую форму, как индивидуальное общение, посещение семьи на дому (с предварительной консультацией у классного руководителя, психолога, социального педагога). Ведущим вектором при апробировании комплекса педагогических условий стало выстраивание общения учителя музыки с родителями. При этом должна доминировать мысль о том, что, помогая родителям, педагог не учит их воспитанию детей, а предлагает то, что может быть интересно и полезно.

Именно такой контекст определил содержание понятия «педагогический климат семьи» в процессе апробации разработанного нами комплекса педагогических условий социализации обучающихся начального общего музыкального образования в системе «семья-школа». В помощь родителям мы разработали методические рекомендации по воспитанию ребенка средствами музыкального искусства и роли семьи в этом процессе.

Комплекс организации совместной внеурочной музыкальной деятельности младших школьников с родителями (для общеобразовательных учреждений всех типов) явился логическим продолжением уроков музыки в начальной школе, где дети получали базисные знания, умения и навыки в области музыкального искусства. В методический комплекс «Музыка, школа, я и семья» вошли методические рекомендации для учителей, родителей по использованию музыкального искусства в образовательном процессе младших школьников через взаимодействие семьи и школы; сценарный комплекс творческих событий для всех субъектов образовательного процесса; сборник сказок, рассказов и стихов о музыке. Разработанный комплекс направлен на сферу внеурочной деятельности, где через различные формы и методы работы с семьей акцентировался контекст духовности, нравственного отношения к природе и человеку как ценной ее части. Его содержание может помочь учителю музыки выстроить единую систему эстетических отношений на основе единения детей, родителей и педагогов. Следует подчеркнуть, что он способствует восприятию музыкальных явлений в их свя-

зи с жизнью, формируя при этом основные ключевые компетенции личности: пони-

мать, сострадать, прощать, помогать, достигать и др.

Исходя из вышесказанного, в качестве показателей протекания социализации учащегося начальной школы мы выявили критерии успешности и жизнеспособности педагогических условий социализации обучающихся начального музыкального образования в системе «семья-школа»: эмоциональномотивационный, когнитивно-оценивающий, практически-действенный.

Так, эмоционально-мотивационный критерий определяет успешность эмоционального постижения музыкального искусства младшим школьником в совместной с семьей деятельности. Постигая музыку через эмоцию, ребенок учится различать эмоциональные состояния, проецируя на реальность положительные эмоции, способствующие успешному выстраиванию межличностных коммуникаций. Когнитивно-оценивающий критерий отражает базисные составляющие социализации младших школьников, т.к. известно, что для постижения чего-либо необходимо получить сумму знаний, которая будет являться стартовой площадкой для будущих творческих стремлений. Искусство в данном плане не является исключением. Более того, для постижения красоты необходимы определенный уровень интеллекта и развитость эмоциональной сферы индивида. Практически-действенный критерий представляет собой «барометр» успешности функционирования модели социализации обучающихся начального общего музыкального образования в системе «семья-школа». Отметим, что этот критерий служит подтверждением достоверности первых двух параметров степени социализации ребенка. Опираясь на выделенные критерии, мы определили три уровня социализированности обучающихся начального общего музыкального образования в системе «семья-школа»: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - ребенок не проявляет интереса к музыкальным занятиям, не общителен, отношения со сверстниками не складываются. Познавательная деятельность характеризуется репродуктивным мышлением и выражается в стереотипных решениях, на музыкальных занятиях активность проявляет только при требовании педагога.

Средний уровень - образовательные результаты не стабильны, мотивация к творческому самовыражению не ярко выражена. Проявляет активную жизненную позицию, получая поддержку семьи. Познавательные интересы охватывают большой спектр проблем, но музыкальное искусство играет доминирующую роль. Принимает активное участие во внеурочной музыкальной деятельности. Образовательные результаты невысокие.

Высокий уровень - проявляет устойчивый интерес к музыкальному искусству, что позволяет перейти в режим саморазвития, реализации себя в этой области культуры. Имеет позитивную динамику социального статуса. Кроме того, сформированный уровень эстетической культуры способствует уважительному отношению со стороны как сверстников, так и взрослых.

Вышеуказанные уровни определялись нами посредством традиционных методов исследования: анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирования, анализа педагогических ситуаций.

Исследование показало, что в ходе проведения уроков, мероприятий, концертов совместно с родителями в экспериментальных и контрольных группах большая часть младших школьников достигла высоких творческих, эмоциональных и интеллектуальных результатов. Активность младших школьников проявлялась в уверенности при ответах, самостоятельности суждений, участии в различных видах музыкальной и внеклассной деятельности, заинтересованности к выполнению творческих заданий совместно с родителями, качестве знаний, умений и навыков и их соответствии требованиям программ.

Результаты проведенного эксперимента показали, что у 78% учащихся начальных классов экспериментальных и контрольных групп наблюдаются существенные сдвиги уровня успешности социализации средствами музыкального искусства при целенаправленной реализации педагогических условий образовательного процесса, выбранных организационных форм и эффективности выбранных методов.

Таким образом, мы считаем, что реализация соответствующих педагогических условий будет способствовать не только усвоению базовых знаний в области музыкального искусства через выстраивание конструктов с

семьей, но и приобретению ребенком ключевых социальных компетенций, которые будут способствовать раскрытию сущностных характеристик обучающихся начального общего музыкального образования в системе «семья-школа».

Литература

1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : ТЦ Сфера, 2009.

3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М. : Академия,

2002.

4. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики : учебник для студ. образоват. учреждений. М. : Академия, 2006.

5. Психология : учебник / под ред. А.А. Крылова. М., 1998.

Pedagogic conditions of socialization of students of primary music education in the system “family - school”

There are considered the pedagogic conditions of socialization of students of primary music education in the system "family - school". Special attention is paid to interdependence of components that form valuation notion of world-view system on the basis of the transforming potential of music art favouring future successful socialization of a primary school pupil in the modern society.

Key words: pedagogic conditions, socialization of pupils, family, school, music education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.